Иван Александрович Гончаров. «Обломов» (главы). Краткая биография писателя. Александр Александрович Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» г. Воркуты



РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического приказом директора МОУ СОШ № 23»
объединения учителей русского г. Воркуты
языка и литературы от 1 сентября 2010 года № 221
Протокол от 14.05.2010 № 9

ПРИНЯТА на педагогическом совете
протокол от 31.08.2010 № 1




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературе
10-11 классы, III ступень
общеобразовательный уровень
Срок реализации – 2 года


СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:

Базисного учебного плана (Приказ № 1312 от 09.03.2004);
Примерной программы по литературе (5-11 классы) под ред. В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2008;
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Национально регионального компонента (Указ главы РК № 301 от 13.06.2001).



РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ СОСТАВИЛА Кудряшова Татьяна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы











ВОРКУТА
2011 ГОД
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена с учётом:
Базисного учебного плана (Приказ № 1312 от 09.03.2004);
Примерной программы по литературе (5-11 классы) под ред. В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2008;
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
Национально регионального компонента (Указ главы РК № 301 от 13.06.2001).
Главнейшая цель школы – подготовка каждого обучающегося к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.
Цель изучения курса:
способствовать духовному становлению личности, её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Осваивая программу, обучающийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как о виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с историческим процессом. Образование на уроках литературы идёт рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы в общеобразовательной школе.
Обучающиеся должны:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
- освоить теоретические понятия, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее.
Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы; историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений.
В десятом классе представлена русская литература ХIХ века, это становление реализма, зарождение и развитие русской литературной критики, также даются некоторые сведения по литературе зарубежной.
Монографическое изучение великих классиков ХХ века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений. Это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращенное к пересказам и исполнению фрагментов произведения, выразительному чтению и др.
В одиннадцатом классе характеризуется русская литература рубежа ХIХ-ХХ веков и всего ХХ века. В этом классе повышается роль обзорных тем. Сочетание обзорных и монографических тем воссоздает историко-литературный процесс на протяжении ХХ столетия со всем обилием направлений и течений.
Программой предусмотрено изучение национальной литературы коми народа. Регионально-национальный компонент составляет 10 % учебного времени.
Основные произведения 1 – ой половины 19 – го века (роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов» А.С.Пушкина, роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, поэма «Мёртвые души» Н.В.Гоголя) изучены обучающимися в полном объёме в 9 – м классе. Поэтому в 10 классе учебный год начинается с изучения произведений 2 – й половины 19 – го века. Это является отличительной особенностью данной программы.
Отличительной особенностью данной программы является также включение тем по современной литературе.
Количество часов на изучение программы:
10 класс – 105 часов (3 часа в неделю)
11 класс – 102 часа (3 часа в неделю).
Для реализации учебной программы используются учебники:
Лебедев Ю.В. Русская литература ХIХ века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009
Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина; под ред. В.П.Журавлева. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2009






Тематический план
10 класс
№ темы

Тема


Кол-во часов
из них





РР

НРК

1
Введение
1
0
0

2
Русская литература второй половины 19 века
93
7
10

3
Современная литература
6
0
0

4
Зарубежная литература
5
0
0


Всего
105
7
10

11 класс
№ темы
Тема

Кол-во часов
из них




РР
НРК

1
Введение
2
0
0

2
Литература начала 20 века
44
3
5

3
Литература 20-30-х годов
24
1
0

4
Литература периода Великой Отечественной войны
8
1
3

5
Литература 50-90-х годов
17
2
2

6
Литература конца 20 – начала 21 века
8
0
2


Всего
102
7
12


















Содержание учебного материала
10 класс
Введение (1 ч.)
Русская литература второй половины XIX века ( 93 ч.)
Русская литература второй половины XIX века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Журнальная полемика.
Александр Николаевич Островский. «Гроза». «Бесприданница» (по выбору учителя и обучающихся).
Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличение самодурства и невежества. «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевидении.
Критика. Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве», А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».
ТЕОРИЯ. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.
Иван Александрович Гончаров. «Обломов» (главы). Краткая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».
«Обломов» роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Женские образы в романе. «Обломовщина». Критика. Н. А Добролюбов. «Что такое обломовщина?».
Д,И. Писарев. «Обломов». А. В. Дружинин. «...«Обломов», роман Гончарова».
Теория. Нарицательные образы герои художественных произведений.
Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. «Записки охотника».
«Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора.
Роль и место Тургенева в развитии русского и европейского романа.
Критика. Д. И. Писарев. «Базаров», Н. Н. Страхов. «Отцы и дети» И. С. Тургенева».
ТЕОРИЯ. Философские позиции героев романа и автора. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.
Из русской поэзии второй половины XIX века
Общий обзор и возможность изучения одной из тем как монографической. Выбор учителя предполагает таких авторов: Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов и др.
Федор Иванович Тютчев. «Silentium!». «He то, что мните выприрода...». «Еще земли печален вид...». «Эти бедные селенья...». «Как хорошо ты, о море ночное...». «Нам не дано предугадать...». «К. Б.» («Я встретил вас и все былое...»). «Чему бы жизнь нас ни учила...». Тютчев поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Любовь как «поединок роковой». Строгое изящество формы. Ритмическое богатство стиха.
Афанасий Афанасьевич Фет. «Поэтам». «Еще весны душистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...». «Заря прощается с землею...». «Облаком волнистым...». «На железной дороге». «Это утро, радость эта...». Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» (Л. Фет) окружающего мира, «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
Николай Алексеевич Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...». «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Стихотворения из цикла «О погоде». «Умру я скоро. Жалкое наследство...». «Элегия». «Пророк». «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право...»). «Кому на Руси жить хорошо». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.
ТЕОРИЯ. Народность литературы.
Николай Семенович Лесков. «Очарованный странник» или «Тупейный художник». Обзорное изучение. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в его изображении. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Очарованный странник». Иван Флягин один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. «Тупейный художник». Призвание «маленького человека» и его судьба. Манера сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество. Роль Лескова в развитии русской литературы.
ТЕОРИЯ. Сказ в творчестве Лескова.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «История одного города». «Сказки» (по выбору учителя и обучающихся). Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция писателя. «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа. «Сказки». Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении. Роль гротеска в создании сюжетов и обрисовке героев. Литературная полемика вокруг его творчества.
ТЕОРИЯ. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).
Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений. «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова (право на «кровь по совести» и разоблачение этой ложной позиции). «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в романе. Мрачный облик Петербурга в романе. «Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия романа. Судьба и облик главного героя князя Мышкина. Трагический итог его жизни. Столкновение христианского смирения со всеобщей жестокостью. Христианский идеал человека в романе. Женские образы в романе. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблематике романа. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX века.
Теория. Полифонизм романов Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя.
Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).
«Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души». «Мысль народная» в эпопее. Богатый и сложный духовный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Различие путей нравственных поисков героев романа Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и их судьба. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Л. Толстого на роль личности в истории. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как отечественная война. «Дубина народной войны» партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Внутренние противоречия среди крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Лев Толстой классик и самобытный философ. Интерес к Льву Толстому в современном мире. Л. Толстой и культура XX века.
Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.
Антон Павлович Чехов. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь» и другие рассказы. «Вишневый сад» и другие пьесы (по выбору учителя и обучающихся).Общая характеристика жизни и творчества А. И. Чехова. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» в изображении писателя. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека. Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст и его роль. Ремарки. «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Жизненная неустроенность, разобщенность героев- Разлад между желаниями и реальностью их осуществления основа конфликта пьесы. Раневская и Гаев. Лопахин. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.
ТЕОРИЯ. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова,
Итоги XIX век век русской классики. Судьба русской литературы XIX века и ее роль в мировой культуре. Тесные связи русской и мировой культур. Тематика и проблематика русской классики. Судьбы реализма и итоги века.
3. Современная литература ( 6 ч.)
Ф.А.Абрамов «Братья и сёстры». Рассказ В.Распутина «Женский разговор».
В.Токарева. Рассказы (по выбору)
«Старое, но грозное оружие» сатиры сегодня. (В.Войнович, Ф.Искандер).
И.Торопов «Не стреляйте в медведя дважды»
П.М. Столповский «Замор», «Заповедный тупик».
4. Зарубежная литература (5 ч.)
Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст». Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст» как философская трагедия. Утверждение величия разума и права человека на дерзание. Роль Мефистофеля как злого начала в судьбе Фауста.
Теория. Философская трагедия.
Ги де Мопассан «Ожерелье». Краткие сведения о писателе. «Ожерелье» - новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен «Кукольный дом». Краткие сведения о писателе. Проблема социального неравенства и права женщины в произведении «Кукольный дом». Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта.
Национально-региональный компонент
1. Пьесы А.Н.Островского на сцене Воркутинского драматического театра. Посещение музея ВДТ.
2. Драматургия коми. Н.А.Дьяконов. Комедия «Свадьба с приданым».
3. Г.А.Юшков. Главы из романа «Чугра».
4. В.И.Лыткин. «Край родной». Мелодичность, музыкальность стиха.
5. М.Н.Лебедев. «Земля Коми» Мотивы народной песни в лирике.
6. Социальная и сатирическая заострённость басен М.Лебедева.
7. Нравственная проблематика произведений Н.Н. Куратовой «Горсть солнца», «Повесть об отцах».
8. И.Торопов «Не стреляйте в медведя дважды» (в сокращении).
9. Общественно – политическая жизнь России и Коми в 80- 90 годы 19 века и её отражение в литературе (обзор).
10. Рассказы П.М.Столповского «Замор», «Заповедный тупик».
11 класс
1. Введение (2 ч.)
История XX века и судьбы искусства. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века.
Сложности периодизации литературы XX века. Русская литература после 1917 года; советская литература; литература, «возвращенная» читателю; литература русского зарубежья. Их судьбы и пути объединения.
Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.
Роль гуманитарного образования в формировании современного читателя.
ТЕОРИЯ. Литературный процесс, сложности и противоречия.
Русская литература рубежа XIXXX веков
Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX начале XX века. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Краткая характеристика прозы Леонида Андреева. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.
ТЕОРИЯ. Литературное направление. Литературные направления начала века.
Реализм
Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа веков.
2. Литература начала 20 века (44 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. «Крещенская ночь». «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»). «Одиночество». «Песня» («Я простая девка на баштане...»). «Последний шмель». «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник». «Темные аллеи» (по выбору учителя и обучающихся). Традиции XIX века в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» {А. Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Лирическое мастерство, красота и гибкость стиля. Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. «Господин из Сан-Франциско». Точность и эстетическое совершенство воспроизведения психологии героев. Изображение мирового зла в рассказе. Осуждение бездуховности существования. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы. «Чистый понедельник» любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Неожиданность финала. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина.
Александр Иванович Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна, Динамичность сюжетов. «Олеся». Поиски духовной гармонии. Поэтическое изображение природы. Богатство внутреннего мира героини. Ее трагическая судьба. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств с представлениями о любви других персонажей повести. Мастерство Куприна-реалиста.
ТЕОРИЯ. Реализм. Критический реализм. Традиции и Новаторство.
Модернизм
Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» {Э. Золя). Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Философские концепции русского модернизма. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.
Символизм
Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. «Юному поэту». «К Медному всаднику». «К портрету М. Ю. Лермонтова». «Кинжал». «О фетовский, душе знакомый стих...». «Родной язык в моей стране». «Сын земли». «Юношам». «Мое упорство». «О себе самом». «Пока есть небо». «Женщине». Брюсов как теоретик символизма. Опыт русской классики в поэзии Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Поэзия Брюсова как «подвиг мысли и труда».Раздумья о судьбах человечества, о «величии и низости жизни», устремленность к грядущему. Четкость, скульптурность образов, отточенность стиля.
Александр Александрович Блок. «Вхожу я в темные храмы...». «В ресторане». «Незнакомка». «Русь». «О доблестях, о подвигах, о славе...». «На железной дороге». «На поле Куликовом». «Двенадцать». «Скифы». Поиски эстетического идеала. Неоромантизм «младосимволистов». Влияние философии Владимира Соловьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюция творчества. Тема любви к Родине. Трагедия поэта в «страшном мире». Звукопись в поэзии Блока. «Двенадцать» первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.
Акмеизм
Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.
Николай Степанович Гумилев. «Сонет» («Я конквистадор в панцире железном...»). «Жираф». «Волшебная скрипка». «В библиотеке». «Капитаны». «Андрей Рублев». «Слово». «Заблудившийся трамвай». «Рабочий». Героический, жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева, Яркость, праздничность восприятия мира. Преклонение перед подвигом, дух исканий и путешествий. Человек на «сильной, веселой и злой» планете. Напряженность страсти и патетика. Строгость и чистота поэтической формы, ясность и. совершенство языка, чеканность стиха.
Анна Андреевна Ахматова. «Песня последней встречи». «Перед весной бывают дни такие,..». «Заплаканная осень, как вдова...». «Мне ни к чему одические рати...». «Не с теми я, кто бросил землю...». «Приморский сонет». «Родная земля». «Муза». «Реквием». Психологизм поэзии Ахматовой. Новаторство формы. Роль детали в создании поэтического образа. Ахматова и «ахматовщина». Лирика («Сероглазый король», «Песня последней встречи» и другие стихотворения). Поэмы Ахматовой. «Реквием». «Поэма без героя»
Футуризм
Возникновение футуризма. Русский футуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве таковы установки футуризма. Футуристы: В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Эгофутуризм И. Северянина.
3. Литература 20-30-х годов (24 ч.)
Владимир Владимирович Маяковский. «Вам!». «Нате!». «Послушайте!». «Дешевая распродажа». «Владимир Маяковский». «Флейта-позвоночник». «Облако в штанах». «Сергею Есенину». «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество поэта. Бунт против современности. Черты избранничества лирического героя. Маяковский и Октябрь. Эволюция творческого метода Маяковского. Работа в «Окнах РОСТа». Поэмы об Октябре. Послеоктябрьская лирика Маяковского. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Тема поэта и поэзии. Вступление к поэме «Во весь голос».
Новаторство поэта. Яркость и ярость стиха Маяковского. Материализация метафоры в стихотворных строках. Роль гиперболы и гротеска.
ТЕОРИЯ. Неоромантизм. Модернизм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Тоническое стихосложение.
Максим Горький. «На дне». Литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»).
Публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и др.). Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение жизненных позиций Бубнова, Лука и Сатин. Композиция пьесы и ее герои. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Литературный портрет как жанр. Проблема изображения? исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Антона Павловича Чехова в восприятии и изображении писателя. Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.). Роль Горького в судьбах русской культуры.
Теория. Литературный портрет.
Марина Ивановна Цветаева. «Стать тем, что никому не мило...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». «На радость». «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Стихи к сыну» («Не к городу, и не к селу...»). «Родина». «Вскрыла жилы: неостановимо...». «Тоска по родине! Давно...». «Москве». Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Необычность образа лирического героя. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Своеобразие поэтического стиля и языка Цветаевой. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
Русская литература 19171941 годов
Обзор
Общая характеристика развития страны в годы после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. Трудности развития и богатство творчества.
Три потока развития литературы, объединенные в последние десятилетия: советская литература, «возвращенная» литература и литература русского зарубежья.
Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.
Поиски нового героя эпохи. Д. Фурманов. «Чапаев», Б. Лавренев. «Ветер» и др.
Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов, В. Луговской и др.). «Крестьянская» поэзия. Творчество С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина и др.
Сатирическое изображение эпохи. Рассказы М. Зощенко. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.
Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее. А. Платонов. «Чевенгур».
Сергей Александрович Есенин. «Русь». «Не бродить, не мять в кустах багряны,..». «О красном вечере задумалась дорога...». «Запели тесаные дроги...». «Письмо матери». «Мы теперь уходим понемногу...». Из цикла «Персидские мотивы». Пушкину. «Спит ковыль. Равнина дорогая». «Анна Снегина». Острое чувство родной природы. Душевная просветленность, «половодье чувств» в лирике Есенина. Драматизм и глубокая искренность поэзии. Тема любви, прощания с молодостью; размышления о жизни и смерти. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Лиризм сюжета. Судьба человека и Родины в поэме. Лирика Есенина в музыке советских композиторов.
ТЕОРИЯ. Имажинизм.
Александр Александрович Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
Михаил Афанасьевич Булгаков. «Собачье сердце». «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» (по выбору учителя и обучающихся).
Жизнь, творчество, личность. Судьба произведений писателя. «Белая гвардия». Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» пьеса по роману «Белая гвардия». Судьба романа й пьесы. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. «Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейским и мотивами. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гете, Гофман, Гоголь): Проблема творчества и судьбы художника.
ТЕОРИЯ. Разнообразие типов романа в русской литературе XX века.
Андрей Платонович Платонов. «Сокровенный человек». «Шарманка». «Впрок» и др. (по выбору учителя и обучающихся). Судьба писателя. Его произведения: «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок» и др. «Чевенгур» как роман-утопия. Пафос и сатира в его произведениях. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин). Необычность стилистики писателя. Особенности композиции произведений Платонова,
Алексей Николаевич Толстой. «Петр Первый». Судьбы русского исторического романа в XX веке (А. Толстой, М. Алданов). Картины петровской Руси в романе. Образ Петра («становление личности в эпохе»). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
ТЕОРИЯ. Исторический роман XX века.
Михаил Александрович Шолохов. «Тихий Дон». «Поднятая целина» (по выбору учителя и обучающихся). Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» роман-эпопея о всенародной трагедии. Григорий Мелехов как типичный герой эпохи. Яркость характеров и жизненных коллизий. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. «Поднятая целина». История создания романа. Отражение противоречий и сложностей процесса коллективизации. Герои романа и их судьбы. Юмор в романе. Современное восприятие романа.
Русская литература за рубежом. 1917-1941 годы
Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (19251935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов). Проза русской эмиграции (И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литературе и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.
Владимир Владимирович Набоков. «Другие берега». «Дар» (по выбору учителя и обучающихся). Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности, красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель (до 1940 года). Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и др. После 1940 года романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», «Другие берега» и др.). «Другие берега» автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя. Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
«Дар» последний и лучший роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который дала ему судьба. Творческий путь писателя Федора Годунова Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
ТЕОРИЯ. Автор двух литератур.
4. Литература периода Великой Отечественной войны (8 ч.)
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и обучающихся
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.).
Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л. Соболева, К. Паустовского, повести и романы Б. Горбатова, А. Фадеева, Э. Казакевича, А. Бека, В. Некрасова и др.
Пьесы: Л. Леонов. «Нашествие», Е. Шварц. «Дракон» и др.
5. Литература 50 90-х годов (17 ч.)
Обзор с изучением произведений по выбору учителя, обучающихся
Литература 50-х начала 60-х годов. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»; П. Нилин. «Жестокость»; В. Дудинцев. «Не хлебом единым» и др.
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева.
Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Боков, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Винокуров, Н. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.). «Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканик и др. Нравственная проблематика и художественные особенности произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес. А. Володин. «Пять вечеров»; А. Арбузов. «Иркутская история», «Жестокие игры»; В. Розов. «В добрый час!», «Гнездо глухаря», «Кабанчик»; А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске» и др.
Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции; И. Бродский, А. Солженицын.
«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, Ю. Мамлеев, В. Аксенов, И. Ратушинская, С. Соколов, Ф. Горенштейн и др.
Осмысление истории русской литературы как единого процесса. Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Дольского, И. Талькова, Цоя и др.
Литературные журналы. Их позиция и роль в культурной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.
Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 8090-х годов. Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма и жесткого реализма.
Александр Трифонович Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери». «Я знаю, никакой моей вины...». «К обидам горьким собственной персоны...» и др. «За далью даль». Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»). Поэма «За далью даль» поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого- Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. А. Т. Твардовский редактор журнала «Новый мир».
ТЕОРИЯ. Проблемы традиций и новаторства в литературе.
Борис Леонидович Пастернак. «Про эти стихи». «Любить иных тяжелый крест...». «Никого не будет в доме...». «Сосны». «Иней». «На ранних поездах». «Июль». «Снег идет». Стихотворения из романа «Доктор Живаго». Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к земным просторам, восторг перед миром природы. Размышления о времени, о жизни, о любви, о природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа, Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Лирические стихи в романе «Доктор Живаго».
Александр Исаевич Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». «Матрёнин двор». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
Федор Александрович Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.
Виктор Петрович Астафьев. «Последний поклон». «Печальный детектив». «Царь-рыба» (по выбору учителя и обучающихся). «Последний поклон» и «Царь-рыба» многоплановые произведения писателя и их общность. Мотивы трагического бессилия. Оценка писателем «событий бытия». Природа и человек. Два типа отношения к природе и природы к человеку (мифологическое одушевление природы и ее возмездие за безнравственность). Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу («Печальный детектив»).
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок». «Прощание с Матёрой». «Живи и помни» (по выбору учителя и обучающихся). Трагическое решение проблемы отцов и детей («Последний срок»). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матёрой». Тема гражданской ответственности в романе «Живи и помни». Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
6. Литература конца 20 – начала 21 века ( 8 ч.)
Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие нравственные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю.
Итоги
Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX веке. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
Национально-региональный компонент
Коми поэзия «серебряного века». Своеобразие лирики М.Н.Лебедева.
П.А.Сорокин. Автобиографическая повесть «Долгий путь».
Драматургия коми. В.А.Савин. Комедия «В раю».
В.Юхнин. Главы романа «Алая лента». Изображение жизни народа коми в начале века.
«Строки, добытые в боях» (поэты коми о Великой Отечественной войне: А.Размыслов, А.Габов, В.Елькин, И.Вавилов).
С.Попов. Поэма «Самая тихая ночь войны».
Валентин Гринер. Слово об авторе. Рассказы (по выбору).
«Законы человечества просты» (по творчеству коми поэтессы Н.А. Мирошниченко).
Творчество поэтов Воркутинского литобъединения (А.Г.Попов, Н.Радостева, О.Хмара)



Требования к уровню подготовки обучающихся
10 класс
Обучающийся должен знать:
логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XIIXIX веков;
основные литературные направления русской литературы XVIIIXIX веков;
краткие биографические сведения об изученных писателях;
содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.
Обучающийся должен уметь:
определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;
ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.
11 класс
Обучающийся должен знать:
логику развития историко-литературного процесса в XX веке;
важнейшие литературные направления XX века; биографические сведения об изученных писателях;
содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.
Обучающийся должен уметь:
владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;
определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;
давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;
при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса-Требования, которые кратко изложены выше, носят рекомендательный характер и не могут служить основой для организации жесткого контроля. Они предназначены для того, чтобы дать самую общую ориентацию учителю.
Нужно учитывать, что оценка ученика как активного и умелого читателя более всего выявляется в общем уровне его читательской культуры и еще более в активном отношении к собственной читательской деятельности: сознательном и целенаправленном выборе книг для чтения, в привычке и умении использовать прочитанные книги в процессе общения с окружающими и в своей жизненной практике.
























Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки обучающихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы..
При оценке знаний обучающихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно -художественного содержания произведения, требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки, художественных произведений.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат, анализ художественного произведения или его части и т.д.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Примерный объем сочинений в10-11 классах - 5-7 тетрадных страниц.
Уменьшение сочинения в объемах не влияет на оценку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объема не ведет к повышению оценки.
Любое сочинение проверяется не позднее десятидневного срока в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая - за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 10-11 классах оценки за содержание и грамотность выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Оценка сочинений
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

оценка
Основные критерии оценки


Содержание и речь
Грамотность

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.
Допускается:
2 орфографические, и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических (в Y классе 5орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматические ошибки.

«2»
1.Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.
Допускаются: 7 орфографические и 7 пунктуационные ошибки, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических.

«1»
В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 232, 223;
«3» ставится при соотношениях: 644, 464, 446.
При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико - литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с эпохой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; умение раскрывать связь произведения с эпохой; хорошее владение литературной монологической речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Нормы оценки реферата
Реферат - одна из форм итоговой аттестации. Это - вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста.
Реферат не предполагает исследовательский компонент.
Требования к реферату:
целостность (содержательно-тематическая, стилевая);
связность, логичность;
структурная упорядоченность (введение, основная часть, заключение, их соотнесенность). По объему реферат не должен превышать 12 листов ученической тетради (17 -20 печатных страниц). Учитель в данном виде работы играет роль научного руководителя.
Сдача реферата производится не позднее, чем за неделю до экзамена. Защита длится 12 -15 минут.
Критерии оценки реферата следующие:
«5» -1) содержание работы соответствует теме, заявленной учащимся;
обоснована актуальность исследуемой проблемы, поставлены цели и задачи;
аргументированно и полно раскрыта тема;
композиция соразмерна и логична;
выдержан стиль научного изложения;
реферат оформлен в соответствии с требованиями;
в заключении сформулированы самостоятельные требования;
выдержан объем;
работа грамотна;
«4» -1) работа удовлетворяет тем же требованиям, что и на «5», но допущены отклонения в последовательности раскрытия темы, нарушены 1-2 правила реферирования, имеются негрубые речевые ошибки.
«3» -1) обнаруживается понимание основных положений темы, но материал изложен неполно, суждения поверхностны, выводы слабо аргументированы, нарушены правила реферирования, имеются языковые ошибки.
Защита реферата проводится по следующим критериям:
«5»-1) четко сформулирована тема, обозначены основная идея и цель работы; содержание работы компетентно и убедительно изложено в выступлении на защите;
сформулированы четкие обоснованные выводы;
ученик уверенно ответил на все заданные комиссией вопросы;
«4» - содержание работы достаточно убедительно, даны ответы на большую часть вопросов.
«3» -1) нет убедительности в изложении;
выводы слабо аргументированы;
допущены неточности и неконкретность в ответах.
Оценка тестов
В тестовой работе используется 3 типа заданий с выбором ответа и свободным ответом. В каждом варианте есть задания разного уровня сложности, что дает возможность ученикам с различным уровнем подготовки продемонстрировать свои знании.
Оценки за тест соответствуют следующему объему выполненной работы:
«5» -91% - 100%
«4» -78% - 90%
«3» - 77% - 60%
«2» - менее 60%



15

Приложенные файлы

  • doc 343595
    Размер файла: 204 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий