О некоторых значимых обычаях в традиционном обществе чеченцев (по этнографическим материалам). Аннотация: В статье рассмотрены некоторые обычаи чечен-цев


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК 39
2
(=1.470.661)


Шавлаева Тамара Магамедовна


кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник
о
тдела этнологии

Института гуманитарных исследований

Академии наук Чеченской
Р
еспублики


О НЕКОТОРЫХ ЗНАЧИМЫХ

ОБЫЧАЯХ

В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕС
ТВЕ

ЧЕЧЕНЦЕВ (ПО ЭТНОГРА
ФИЧЕСКИМ

МАТЕРИАЛАМ)



Аннотация
:

В статье рассмотрены некоторые обычаи чечен-
цев, имевшие большое значение в традиционном
обществе. По мнению

автора
, такие обычаи акту-
альны и в современных условиях, потому что вно-
сят гармонию в
общество, а также способ-
ствуют снижению социального напряжения и под-
держивают добр
ососедские

отношения.


Ключевые слова:

о
бычай, традиционное общество, чеченцы,

работа, Совет старейшин, гуманизм.







Shavlaeva Tamara Magamedovna


PhD in History,
Leading
Research Associate,


Ethnology Department
,

Institute
for

Humanit
ies Research,


Academy of Sciences of the Chechen Republic


CONCERNING SOME SIGN
IFICANT

CUSTOMS IN
THE

TRADITIONAL

ED

ON ETHNOGRAPHIC RECO
RDS)



Summary:

The article deals with some
Chechen

customs

that

were

importan
t

in the traditional society. The author believes
that such
customs

are
still
relevant in
the modern
world
,
since

they bring

harmony
to

, help

to
reduce social tension and
s
upport

good neighborly re-
lations.



Keywords:

Elders, humanism.




Обычаи народов Кавказа, в том числе чеченцев, были объектом внимания многих иссле-
дователей, изучавших Кавказ [1; 2; 3; 4, с. 152

156]. В своих оценках они также указывали на
причины,
которые

способствовали появлению обычаев, как правило

скрываю
щих
ся в социально
-
экономической жизни.

В данной статье мы попытались охарактеризовать некоторые обычаи, имевшие, на наш
взгляд, положительно
е значение для поддержания социального мира в традиционном обществе
чеченцев. В статье использованы полевые материалы автора, собранные в разные годы.

Обычай взаимопомощи зародился в глубокой древности, в своеобразных географических
условиях, к которым люд
и гармонично приспосабливались, и имел на Кавказе большое экономи-
ческое значение. По свидетельству исследователей, к указанному обычаю прибегали повсе-
местно [5; 6; 7; 8, с. 24], когда надо было

в сжатые сроки

справит
ь
ся с сельскохозяйственными
работами, пр
иходи
вшимися

в годовом цикле на летне
-
осенний период. Обычай взаимопомощи
на чеченском языке называется «белхи» от слова «болх», т.

е. работа. Поскольку работали круг-
лый год, то и к взаимной помощи население прибегало в течение всего года, хотя основная
на
грузка приходилась на период уборки урожая, заготовки сена и стрижки овец. При строитель-
ных работах также поощрялось обращение к этому обычаю. В зимнее время, как правило, устра-
ивали «белхи» по обработке шерсти, который был полностью сосредоточен в руках ж
енщин, а
шерстеобрабатывающий промысел был самым распростран
е
нным и включал в себя несколько
видов, что вносило живое разнообразие в работу. Шерстеобрабатывающий промысел имел
большое экономическое значение
и
в жизни семьи.

«Белхи» включал ряд обязательных

правил: 1. В традиционном обществе не разрешалось
устраивать «белхи» ремесленникам, которые поставляли свою продукцию на рынок. 2. Не раз-
решалось устраивать какие
-
либо помехи в организации «белхи». Если происходила «накладка»,
хозяевам следовало мирно сог
ласовывать вопрос между собой. 3. Близкие родственники, осо-
бенно зятья и снохи, должны были приходить на «белхи» без приглашения, их только ставили в
известность. 4. Со стороны хозяев должно было быть щедрое угощение для участников «белхи».

На «белхи» прих
одили по приглашению со стороны хозяина, кроме тех случаев, которые
мы отметили выше. Приглаш
е
нный мог не
прийти

на помощь, но это случалось редко и по ува-
жительной причине, потому что все нуждались во взаимной помощи. Если с просьбой пришли в
дом к вечерн
ей трапезе «Пхьор», то выполнение е
е

было обязательным. Но было исключение:
приглаш
е
нный мужчина мог отказать в том случае, если в это время в его помощи нуждались
тесть или дядя по матери.

Угощение со стороны хозяина дома включало обязательное блюдо


св
ежее вар
е
ное мясо
с бульоном. Заготовка хмельного напитка для мужчин также входил
а

в обязанности хозяина.
Остальные блюда готовились на усмотрение хозяйки дома


пироги, халва и т.

д. Хозяйки зара-
нее заготавливали сыр, колбасу.

«Белхи»


мероприятие, где
не только работали, но и веселились, как на празднике, по-
этому приходили сюда с приподнятым настроением, нарядными, может, не в лучшей одежде, но
далеко не в старой. Девушки
на
девали украшения. Молодые люди знакомились, общались между
собой и в такой непри
нужд
е
нной трудовой обстановке лучше рассматривали друг друга. Напри-
мер, девушкам разрешалось во время работы засучить рукава платья, немножко приподнять по-
дол платья, свободно завязывать платок и даже смеяться. Молодому человеку разрешалось
находиться рядо
м с девушкой во время работы и вместе с ней выполнять какие
-
то операции.
Например, когда избранница молодого человека наносила на стены массу, заранее приготовлен-
ную из глины и соломы, то е
е

ухаж
е
р мог подносить и подавать ей на вилах эту массу.

Работа во

время «белхи» часто приостанавливалась, и начинались веселые танцы. Тан-
цевали все желающие. На танцы «белхи» все приходили с удовольствием, потому что, в отличие
от чеченской свадьбы «ловзар» и вечеринки «синкъерам», здесь царила непринужденная атмо-
сфера.

Сюда также приходили старые и пожилые люди: кто
-
то давал полезные советы, кто
-
то
присматривал трудолюбивую невестку и «добротного» зятя.

Сытное угощение начиналось в обеденное время, при этом котел с мясом обслуживали
мужчины. Хозяева не имели права чрез
мерно перегружать приглашенных работой, и уже ближе
к вечеру их следовало отпустить домой, однако считалось хорошим правилом, если начатая ра-
бота к тому времени была завершена.

Таким образом, обычай взаимопомощи «белхи» был своеобразным мероприятием, на к
о-
тором не только трудились, но и веселились. «Белхи»


это и труд, и праздник. Он включал ряд
правил и организационных моментов. Однако со временем этим обычаем стала спекулировать
богатеющая верхушка чеченского общества.

Своеобразным трапезным обычаем че
ченцев являлся обычай «куьйгаха», т. е. «от руки».
Суть его заключается в том, что за общей трапезой, называемой «Пхьор», трапезники должны
были внимательно относиться друг к другу, не увлекаясь только собой. Если во время приема
пищи гостю попадался лаком
ый кусочек, к примеру хорошо подрумянившийся кусок жареного
мяся, то съесть это лакомство самому было не в правилах трапезы: нужно было предложить его
старшему или просто рядом сидящему, а лучше всего


гостю. В таких случаях принимающий
благодарил и вежли
во принимал угощение, которое подносили к его рту. В итоге получалось, что
к концу трапезы все получали «от руки» что
-
то вкусное. Участники трапезы должны были знать
прежде всего, в чем нуждается рядом сидящий трапезник, последний для себя ничего не запра-
ш
ивал. Таким образом, в обычае «куьйгаха» отразились внутренняя культура чеченцев, щед-
рость, взаимное уважение, тяготение к дружбе и единению.

Обычай «байталваккхар», т. е. «конфискация имущества», относится к правовой системе
традиционного общества чеченце
в. Как следует понимать, обычай зародился в то время, когда
в обществе наметилось неравномерное распределение и использование природных ресурсов.
Обычай являлся эффективным наказанием для тех членов общества, кто не в меру присваивал
себе общие материальны
е блага. Согласно правилам обычая, Совет старейшин


«Мехка
кхел»



своим решением лишал владельца права на владение таким имуществом и распределял
его между членами общества. Решение Совета старейшин


«Мехка кхел», куда входили уважа-
емые советники с безу
коризненной репутацией, не обсуждалось и не подвергалось сомнению.

Спасая свое имущество, владелец тайно мог уйти с родного места жительства и посе-
литься в других краях. К примеру, профессор Л.Ю. Маргошвили указывает, что в переселении
чеченцев в соседнюю

Грузию, имевшем место начиная с XVI в., главную роль сыграли экономи-
ческие причины. Среди них она выделяет вышеприведенный обычай «байталваккхар» [9, с.

30

31], в частности, когда, опасаясь конфискации богатства, владельцы отар покидали свое село и
прижив
ались в приграничных районах Грузии. Наиболее рано переселившиеся чеченцы раство-
рились в грузинском этносе.

Таким образом, обычай «байталваккхар» регламентировал распределение материальных
благ, перекосы в котором могли быть серьезной причиной социального

напряжения. Обычай мог
сыграть судьбоносную роль в жизни человека.

Обычай «вота тохар», т. е. «ударить в бубен», является одним из гуманнейших среди из-
вестных в прошлом в чеченском обществе обычаев. Он функционировал на добровольных прин-
ципах гуманности,
без решения каких
-
либо органов. К обычаю прибегал любой член общества,
когда впадал в материально бедственное положение. Чтобы просто поставить в известность об
этом общество, он выходил спозаранку на главную аульную площадь и ударял в бубен, издавая
в утр
енней тиши знакомые громкие звуки. Каждому становилось тревожно, ведь и он может ока-
заться на его месте. Любому было интересно посмотреть и установить личность несчастного, но
только старались сделать это осторожно, так, чтобы тот этого не заметил. Вскоре
собирали в
чьем
-
то доме пожертвования односельчан. Приносили с каждого дыма (двора) кто сколько мо-
жет, опять
-
таки тайно, ночью. Такая конспирация объяснялась только благородным желанием,
чтобы не поставить обедневшего односельчанина не только в зависимость
, но и даже в неловкое
положение. При встрече с ним односельчане делали вид, что вообще ничего не было и они ни-
чего не знают.

Таким образом, благодаря гуманным обычаям, в традиционном чеченском обществе под-
держивались хорошие отношения между членами общест
ва. По нашему мнению, обычай в какой
-
то мере смягчал процессы расслоения, не допускал эксплуатации человека человеком.

В заключение хочется отметить, что такие обычаи таят в себе вечно актуальное для чело-
вечества рациональное зерно. Давний обычай может жи
ть в добром мире и согласии в обществе
с высокими технологиями, если человек правильно поймет его содержание. Деградация лично-
сти, а вслед за ней и общества начинается с пренебрежения к духовным ценностям, что оставили
нам наши предки.


Ссылки:


1.

Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.
Т. 1

2. М., 1880.

2.

Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домаш-
нем духе.
М., 1856. 76 с.

3.

Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев: что это такое? как они
возникают? что в них хорошего и что плохого?
Орджоникидзе, 1968.

4.

Мадаева З.А. Обычаи и обряды вайнахов, связанные с животноводческим бытом (
XIX



начало ХХ в.) // Археология
и вопросы социальной истории Северного Кавказа.
Грозный, 1984.

5.

Калоев Б.А. Осетин
ы. М., 1971.

6.

Магомедов Р.М. Вековые ценности Дагестана.
Махачкала, 2005.

7.

Мусаева М.К. Хваршины:
XIX



начало ХХ века : историко
-
этнографическое исследование.
Махачкала, 1995.

8.

Агиева Л.Т. Основные хозяйственные занятия ингушей в
XVI

XIX

вв. // Вопросы исто
рии Ингушетии.
Вып. 3. Магас,
2005.

9.

Маргошвили Л.Ю. Культурно
-
этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено
-
Ингушетией. Тбилиси, 1990.


References
:


Agieva, LT 2005, ‘Basic economic employment Ingush in XVI
-
XIX centuries’,
Voprosy istorii Ingushetii,

vol. 3, Magas,

(in
Russian).

Kaloev, BA 1971, Ossetians, Moscow,

(in Russian).

Kovalevsky, MM 1880,
The law and custom in the Caucasus
,

vol. 1
-
2, Moscow, (in Russian).

Madaeva, ZA 1984, ‘Customs and rites of Vainakh

associated with a breeding way of life (XIX


early XX century)’,
Archae-
ology and questions of social history of the North Caucasus
,

Grozny,

(in Russian).

Magomedov, RM 2005,
The age
-
old values of Dagestan
,

Makhachkala,

(in Russian).

Margoshvili, LY 1990,

Cultural ethnic relations between Georgia and the Chechen
-
Ingushetia
,

Tbilisi,

(in Russian).

Musayeva, MK 1995,
Khwarshi
ns
: XIX


early XX century: historical and ethnographic research
,

Makhachkala,

(in Russian).

Salamov, BS 1968,
Customs and traditions o
f the mountaineers:
what is it? how do they arise?
they good or bad?
, Ordzho-
nikidze,

(in Russian).

Shvetsov, V 1856,
Essay on the Caucasian mountain tribes with their rites and customs in civil war, and the spirit of the
home
,

Moscow, 76 p.,

(in Russian).



Приложенные файлы

  • pdf 3292871
    Размер файла: 393 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий