Аннотация: Статья посвящена выявлению значения обрядов жизненного цикла в преодолении критических си-туаций отдельным человеком и этносом.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК 008


Лепешкина Лариса Юрьевна


кандидат исторических наук,

доцент кафедры философии, истории и правоведени
я

Поволжского государственного университета сервиса


ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИ
КЛА

КАК АЛГОРИТМ ПРЕОДОЛ
ЕНИЯ

КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ



Аннотация
:

Статья

посвящена выявлению значения обрядов
жизненного цикла в преодолении критических си-
туаций отдельным человеком и этносом. Новизна
исследования заключается в культурологическом
анализе данных обрядов, что позволяет выявить
их социокультурную ценность. Главны
е функции
обрядов жизненного цикла


сопротивление страху
перед неизвестностью, заложенной в бытии и не-
бытии, укрепление индивидуального и коллектив-
ного (этнического) сознания. Материал статьи мо-
жет быть полезным для разработки и совершен-
ствования различны
х спецкурсов по теории и ис-
тории культуры.


Ключевые слова:

обряды жизненного цикла, критическая ситуация,
сублимация, алгоритм выживания, сопротивле-
ние страху, индивидуальное сознание, коллектив-
ное сознание, фольклор народов Поволжья.







Lepeshkina
Larisa Yuryevna


PhD in
History,
Assistant P
rofessor
,


Philosophy, History and Legal Science

Department,


Volga Region State University of Service


THE LIFE CYCLE RITES


AS AN ALGORITHM OF O
VERCOMING

OF CRITICAL SITUATIO
NS



Summary:

The

article

show
s

the
value

of the life cycle rites in over-
coming of critical situations by a person and an ethnos.
The
scientific relevance

of the research
consists

in the
culturological analysis of these rites
,

which

allows
the
author to reveal

their

sociocultural value.

The main
functions of the life cycle rites are resistance to fear of
the unknown

that

is inherent in facts and fiction,
strengthening of individual and collective (ethnic) con-
sciousness. The material of the paper may be useful
in

development and improveme
nt of various special
courses on
the
theory and history

of culture
.




Keywords:

life cycle rites, critical situation, sublimation, algorithm
of survival, resistance to fear, individual conscious-
ness, collective consciousness, folklore of the peoples
of t
he Volga region.




Предметом нашего исследования являются о
бряды жизненного цикла
.

В научной литера-
туре их

нередко
называют
переходными, переломными и связ
ывают

с изменением социального
статуса человека. Разнообразие теоретических изысканий, осуществляемых учеными прошлого
и настоящего, позволяет определить общий лейтмотив данных обрядов, единство их сюжета:
это
символизация критических ситуаций в человеческой жи
зни


рождения, инициации, вступления
в брак и смерти. Однако дискуссионными остаются вопросы о том, какова сущность обрядов жиз-
ненного цикла как феномена культуры, какую пользу они приносят этнической общности и кон-
кретно
му индивиду
, насколько они значимы

сегодня, когда стремление современного человека к
©кочевомуª образу жизни нивелирует традиционную мораль его предков [
1
].


Э
поха сексуальных революций, свободных нравов и высоких технологий изменила
сознание
народов, традиционно ведущих оседлый образ жизн
и.

Оно стало ©кочевымª, ©блуждающимª

и

презирающим оседлое существование.
Оно стремится к территориальной свободе как к возмож-
ности раскрытия своего Я, но всегда рискует
разорвать этнические и родовые связи
, транслирую-
щие социокультурные ценности той или и
ной общности
. В этом случае вопрос о востребованности
обрядов жизненного цикла современными людьми вызывает особый интерес.
Причем е
сли акцен-
тировать внимание на повседневном, социальном уровне функционирования обрядов жизненного
цикла, то не останется про
странства для нахождения их человеческого смысла, поиска ©правды
внутри себяª [
2,

с
. 50
]. Только через обращение к человеку как создателю культуры и е
е

продукту
можно судить о важности
, актуальности

данного явления для общества. Поэтому целью

работы
является

культурологический анализ

обрядов жизненного цикла
,

который позволит осмыслить их
предназначение

в преодолении критических ситуаций отдельным человеком и этносом
.

Со второй половины
XIX

в
.

обряды жизненного цикла стали предметом внимания н
аучного
сообщества.
Начало

исследований этого феномена
обычно связывают

с именем немецкого фи-
лософа Вильгельма Маннгардта [3, с
. 15].

Детальное описание
этих видов обрядов происходило в рамках истории (Ф. Арьес,
Ю.В.

Бромлей, М.М. Громыко, К.В. Чистов, С.А
. Токарев и др.), этнографии (В.В. Пименов,
А.К.

Байбурин, Т.П. Федянович, М.Ф. Альбедиль, А.К. Салмин, Е.А. Ягафова, Е.П. Бусыгин,
Н.В.

Зорин и др.), антропологии (А.Р. Рэдклифф
-
Браун, А. ван Геннеп, М. Элиаде, К. Леви
-
Стросс,
Дж.Дж.

Фрэзер, Б. Малиновски
й, М. Мид, М. Бойс, Э. Лич, В. Тёрнер, К. Гэрсис
-
Фоли и др.),
а
теоретическое осмысление дали
философ
ы

(Д.М. Угринович, И.В. Суханов, Н.М. Закович,
Н.С.

Сарсенбаев и др.) и филологи (А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, В.Я. Пропп, М.М. Бахтин,
О.А.

Седакова и др
.).

О
бряды жизненного цикла в контексте теории обрядов перехода исследовались такими вы-
дающимися учеными

XX

в
.
, как Арнольд ван Геннеп, Мирча Элиаде и Виктор Тё
рнер

(Тэрнер)
.
А
.

Геннеп
придерживался точки зрения
, что человек в своей жизни последовательно проходит
сле-
дующие

этапы: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство, повышение обще-
ственного положения, профессиональная специализация, смерть
, которые
сопровожда
ю
тся
соот-
ветствующими
церемониями
.

Они преследуют
одн
у

и т
у

же цель:
©

обеспечить человеку переход
из одного определенного состояния в другое, в свою очередь ст
оль же определенноеª [4, с. 9].

Кроме того,
Геннеп предложил типологию обрядов перехода,
раздели
в
их на

прелиминар-
ные (отделение у
мершего от мира реального, например в погребальных церемониях), лиминар-
ные (промежуточные обряды при беременности, обручении, инициации, повторном браке и т.

д.)
и постлиминарные (включение индивида в новую семью во время свадьбы) [
5
, с. 15]. Каждый из
эти
х обрядов в усложненном или упрощенном вариантах представлен у разных народов как
неотъемлемая часть их жизненного цикла.

М. Элиаде
связывает
обряды перехода с посвящением в новое состояние вследствие дости-
жения половой зрелости, изменения возраста, а такж
е в связи с рождением, бракосочетанием и
смертью [
6
, с. 115]. Посвящение через обряд дает человеку возможность
перейти
в более высок
ий

статус (например, свадьба превращает мужчину в главу семьи), поскольку он ©не желает быть та-
ким, каким он является на естественном уровне, он стремится сделаться таким, каким видится ему
идеал, открываемый мифамиª [
7
, с. 117]. Прич
е
м сами по себе события
рождения, достижения
половой зрелости, бракосочетания и смерти у многих народов, заключает
Элиаде
, ничего не значат
без обрядовой символизации. Обряд превращает событие в общепризнанный факт.

П
ри описании обрядов жизненного цикла
В. Тёрнер вводит
понятие ©
обряды жизненных
переломовª
. Эти обряды, по его мнению, фиксируют

важнейшие вехи
:
рождени
е
, достижени
е

зрелости, брак и смерт
ь
, а также ©вступлени
е

в более высокий статусª (©политический пост,
членство в закрытом клубе либо тайном обществеª) [
8
, с
. 233].

В
. Тёрнер, как и М. Элиаде, считал, что обряды

жизненного цикла

являют
ся ©обрядами
повышения статусаª
.
О
пределения
этих
обрядов


посвящения

(М. Элиаде)
, ©жизненных пере-
ломовª

(
В. Тёрнер)



соответствуют замыслу нашей работы
, поскольку в традиционной культу
ре
разных народов именно рождению, инициации, браку и смерти человека придается особое зна-
чение, предусматривающее смену статуса и движение субъекта упомянутых ©событийª к более
высокой позиции (©дочьª


©невесткаª


©мать
-
хозяйка в другом домеª; ©живойª в

реальном
мире


©м
е
ртвыйª, уходящи
й в рай

и т.

д.).

Обретение
боле
е

высокого статуса в традиционной культуре было
возможн
ым

через
не

только
©физическуюª реализацию обряда,
но

и улучшение

морально
-
нравственных качеств человека
(группы людей, этнической общности)
, способствующих
выживани
ю

в критических ситуациях.

Под критической ситуацией с психологической точки зрения следует понимать
ситуацию

не-
определенности
,
в

которой

человек

сталкивает
ся

с

невозможностью

реализации

значимых

внут-
ренних

потребностей

своей

жизни

(
мотивов
,
стремлений
,
ценностей

и

т
.

д
.). Прич
е
м подобные си-
туации возникают
по различным
причин
ам:

стрессов (экстремальных, неспецифичных случаев),
фрустраций (непреодолимых трудностей при достижении целей), внутриличностных конфликтов
,

кризисов индивидуальной жизни

[
9
, с
. 11
] и др. Однако
восприятие человеком критической ситуации
напрямую зависит от в
озможности
его мозга ©пережитьª эту

ситуаци
ю, ©выйти из нееª.

В рамках психоаналитической теории культуры

для описания подобной деятельности
мозга применим термин ©сублимацияª

(вытеснение)
.
Так, Г. Рохейм в своей книге ©Происхожде-
ние и функции культурыª по
нимает под сублимацией главную силу в порождении всех видов
культурной деятельности [
10
,
p
.
74
].
Потребность в сублимации
инициируется
невроз
ами
,
изоли-
рующими
индивида

от социума и
разрушающими
©комфортныйª порядок жизни
.
Сублимация
есть реализация
инстинкта самосохранения
, заставляющая
человека

фантазировать, вообра-
жать, искать новые решения ©нестандартныхª задач
, вызывающих стресс и состояние хаоса
.
Ку
льтура как
область воображения является
пространством психологической защиты

от сложно-
сти и непред
сказуемости человеческого бытия.

Обряды жизненного цикла, б
удучи

частью культуры
,
призваны

компенсир
овать

человеку
гипотетический (нереальный) выход из критической ситуации.

Они относятся к тем ©временным
конструкциямª, которые обеспечивают
символическое
р
ешение проблемы. Например
,

нерешен-
ная
проблема
человеческой дискретности

может найти выход через
похоронно
-
поминальные об-
ряды
, которые

способны
смоделировать
ее
решение
и создать ощущение другого мира, заклю-
чающего в себе идею бессмертия.

В

повседневно
сти

к
ритическ
ая

ситуаци
я

представляет собой событие, переворачивающее
привычный порядок жизни человека. Такие события могут быть разделены
в зависимости от вре-
мени наступления
на постоянные и случайные.

К первому типу относятся те события, которые затрагивают

судьбу многих людей (рожде-
ние, инициация, бракосочетание и смерть). Второй тип касается событий, характеризующихся
внезапностью и непредвиденностью (
эпидемия
, голод, революция, война и т.

д.).

Переживание с
лучайн
ой

критическ
ой

ситуаци
и

требует
от людей
©н
естандартныхª подходов
к
ее преодолению, поскольку традиционн
ых

вариант
ов

борьбы с нею

(молитв, ритуальных песен)
мо
жет

оказаться
недостаточн
о
. Одним из исторических примеров переживания
подобной

ситуации
является
башкирский
обряд
жертвоприношения в связи
с эпидемией холеры. Так, в 1921 г
.

баш-
киры Чишминского района Башкирии сожгли тело человека, умершего первым от холеры, чтобы
ликвидировать эпидемию этой болезни. Огонь от костра, на котором его сжигали, распространяли
с помощью щепок, сковородок и мисок п
о всей деревне. Считалось, что этот огонь являлся ©жи-
вымª и способным предотвратить несчастье [
11, с. 241
]. Следовательно,
доминировало представ-
ление, что через физическое уничтожение первой жертвы болезни возможно исцеление всего
населения деревни и
перех
од к иным, более благоприятным условиям жизни
.

Необходимо обратить внимание на то, что
обряды в эстетическом плане тяготеют к празд-
нику. Их совершают в театрализованной обстановке. Даже вокруг трагического события созда-
е
тся атмосфера торжественности. Обряд

интересен потому, что обл
е
ч
ен

в эстетическую форму,
он словно находится в красивой, блестящей об
е
ртке, по мере разворачивания которой человек
испытывает переживание, волнение, катарсис, начинает ощущать свою близость к сакральному,
к тайнам мироздания, к
своему бессмертию. Однако смысл обряда находится не в эстетическом,
а в ином поле.

Любой вещи, в том числе обряду, присущи смысл и значение.

Смысл


это то, что изна-
чаль
но скрыто и требует расшифровки
. Значение


коннотация, субъективная интерпретация
вещи
, он
а зависима

от человеческих ассоциаций. Как писал французский философ Ж. Делёз,
смысл является ©границей, чертойª, ©подобен сфере…, чтобы осуществлять возможные обозна-
чения и даже продумывать их условия. Смысл всегда предполагается, как только я начинаю

го-
воритьª [
1
2
, с
. 45]. Следовательно, смысл существует на уровне предположения, догадки, но
часто
подменяется
различными
значениями
. Он ©разв
е
ртываетсяª в потоке предложений, во
множестве пояснений, когда одно предложение характеризует другое
,

благодаря ч
ему стано-
вится возможным понимание людьми друг друга.

Смысл есть ©интермеццоª в
рассуждении че-
ловека о вещи.

Далее Делёз приводит пример
о философе

Авиценн
е
, который выделил три состояния
сущности: универсальное, относящееся к интеллекту

и
представляющее

в
ещи в целом (уровень
понятия, коллективного осознания); единичное


©по отношению к отдельным вещам, в которых
она воплощаетсяª (уровень
значения,
индивидуального понимания); сущность как смысл ©со
своей великолепной стерильностью и нейтральностьюª [
13
, с.

52

53
]
.

Очевидно, что смысл нахо-
дится вне универсального и единичного, это своеобразное
©
между бытие
ª

в пространстве

поня-
тий, заданных обществом, и частны
х

мнени
й
.

Подобная парадоксальность характерна и для обряда.

В его интерпретации как вещи
можно выделить два уровня функционирования

(
две
сущности)
: индивидуальный
(единичный)
и
коллективный (повседневный
, универсальный, всеобщий
).

Индивидуальный

уровень
затрагивает

воздействие обрядов на сознание человека, на его
отношени
е к собственной жизни и смерти.

Коллективный (повседневный) уровень


это пред-
ставления общества об обряде как явлении. С философской точки зрения индивидуальный и
коллективный уровни можно соотнести с категориями единичного и всеобщего.
Но

в
озника
ет во-
прос
:

каким образом единичное и всеобщее, т
о
е
сть

индивидуальное и коллективное, могут вза-
имодействовать в обрядах жизненного цикла и насколько это
будет считаться
важным в преодо-
лении кри
тических ситуаций?

Обряды жизненного цикла
,

инициируемые

конкретными критическими ситуациями (брако-
сочетанием, смертью и т.

д.),
воспринимаются
отдельным человеком как единичные и
уникаль-
ные
, способные вызвать стресс и состояние хаоса (пограничье между осмыслением ситуации и
возможностью выбора нового алгоритма

выживания).
Человек, погруженный в реальный мир,
©не является вполне самим собой, его внимание обращено на бытие вещей, а не на бытие себя
самого как сущегоª [14, с. 277].
П
о М. Хайдеггеру
,

л
ишь в ©пограничнойª, ©критическойª ситуации
у человека
появляетс
я возможность понять ©полнотуª своего бытия [
15
].
В пространстве
же
по-
вседневности обряды становятся для различных народов вариантами преклонения перед обще-
ственными нормами и носят социальный характер.

Индивидуальный

уровень обрядов жизненного цикла затрагивает судьбу отдельного чело-
века. Этот уровень исключителен, поскольку обряды связаны с переживанием определенного и
неповторимого события


рождения, инициации, вступления в брак и смерти. Для человека такое
событие

становится ©драмойª, глубоко запечатлевающейся в его памяти. Прич
е
м на
индивидуаль-
ном

уровне обряды более устойчивы по сравнению с
коллективным (
повседневным
)
, потому что
индивидом при возникновении необычной ситуации движет страх перед неизвестностью, пе
ред бу-
дущим.
Но п
овседневность уравнивает такие ситуации, как рождение ребенка, его взросление, бра-
косочетание и смерть, делая их ©рядовыми случаямиª в жизни народа. Здесь нет места для страха,
поскольку в обществе он вызывает презрение и о н
е
м не принято
говорить.
Повседневность обря-
дов жизненного цикла символизиру
е
т уважение к ©виновникамª того или иного события.

В
традиционной культуре с
трах бытия (будущее всегда загадочно) и страх смерти (небы-
тия)


постоянны
е

спутник
и

любого
человека
.

Бытие и небытие т
аят в себе неизвестность, хаос.
Человек совершает обряды не потому, что это необходимо с общественной точки зрения, а по-
тому, что он ищет спасения от своего страха.
В этом случае

обряды жизненного цикла
могут
рассматрив
аться

как
способ сопротивления страху
, бегство от неизвестности.

Подтверждение этому тезису находим у
Г.В.Ф. Гегеля
в его работе
©Феноменология духаª
,
где приводятся рассуждения

о господине и рабе. Господин презирал страх и не переживал его.
Раб, напротив, познал страх смерти, почувствовал ее

близость и осознал тотальность своего
бытия [
1
6
].
Как заключает И.А. Михайлов, и
менно ощущение смерти ©позволяет человеку пе-
рейти от

неподлинного существования

, характеризующегося уходом от онтологического во-
проса:

Что значит быть?




к

подлинному

ª [
1
7
,

с
. 278]. Народ
есть

господин, возвышающийся
над личными ©драмамиª, а человек


пока

еще
раб своих страхов. Обряды жизненного цикла
способны ©примиритьª господина и раба, поскольку, функционируя на
индивидуальном

уровне,
они защищают индивидуальное созн
ание. Степень защищенности индивидуального сознания
обеспечивает целостность
коллективного
(
этнического
) сознания.

Рассмотрим функционирование и взаимодействие индивидуального и коллективного уров-
ней обрядов жизненного цикла на примере свадебного и похорон
но
-
поминального фольклора
народов Поволжья. Печальная песня невесты перед свадьбой (©Вот приехал разоритель мой,
разорит он дружбу девичью, раздружит он меня с отцом, матерью и всей семьей моейª; ©Роди-
мый мой батюшка / И родимая моя матушка… / Приняли золо
ту чару / Пропили меня горькую…ª

[
18
]
) или плач жены по умершему мужу (©Милый мой ясен сокол / На кого ты меня покидаешь…ª

[
19
]
), исполняемые в одиночестве, призваны поддерживать целостность индивидуального созна-
ния, т
о
е
сть

защищать его от деструктивных с
ил критической ситуации. Период исполнения песни
или плача


время отвлечения от довлеющих проблем. Таким образом, происходит сублимация



вытеснение внутренних переживаний в область ©другогоª, предполагающее возможность психо-
логического восстановления и а
даптации исполнителя к новым обстоятельствам жизни.

Коллективное пение свадебных и поминальных песен, в сущности, преследует ту же цель,
что и при индивидуальном исполнении.
В них темы и стиль преподнесения аналогичен (
©Вдруг
приехали разлучники / Разлучаю
т с отцом, матерью, / Со любимыми подружкамиª


песня

подруг
невесты
о свадебном поезде;
©Родимая ты моя матушка, ты раскрой очи ясные, подыми свои белы
рученькиª


коллективный же
н
ский вопль по покойнику

[
20
]
).
Тем не менее

коллективное пение

еще
дает человеку осознание поддержки со стороны других людей, ощущение рода. Подобное ощуще-
ние превращает обряды жизненного цикла в исключительные, особенные явления индивидуаль-
ного бытия.

И з
десь
речь идет о
появл
ении

третьего состояния сущности


особе
нного.

Следовательно, переживание обряда отдельным человеком относится к единичному, ис-
полнение его этносом


ко всеобщему, отражение всеобщих этнических ценностей обряда в ин-
дивидуальной жизни


к особенному. Категория особенного позволяет
объединить

в не
что целое
единичное и всеобщее, открыть для человека возможность неразрывной связи с другими
людьми, со своей семьей, родом, этносом
, стать ©отражением… внутриэтнических поколенныхª
отношений [21, с. 806]
.

В этом и состоит возможный смысл обряд
ов жизненног
о цикла
: в транс-
ляции коллективных (этнических) ценностей в индивидуальную жизнь. Особенное становится
тем ©между бытиемª, которое позволяет осуществить переход от реальности явления к его по-
ниманию.

Обряды жизненного цикла приобретают свою значимость при
непосредственной
встрече с критической ситуаци
ей
.
Зачастую они сами похожи на приключения и связаны с риском
(испытание невесты у мордвы, жертвоприношение быка у луговых мари при поминовении умер-
ших и т.

д.). Совершая обрядовое действие, человек ©закаляетсяª для
переживания
кризисных
моментов в своем существовании.

Таким образом, можно сделать вывод: обряды жизненного цикла


это спосо
б символиза-
ции сущностно

значимых

событи
й
, который выражает ценности со
циальной группы и подготав-
ливает е
е

членов к различным условиям жизни, к преодолению критически
х

ситуаций.


Ссылки:


1.

Делёз Ж., Гват
т
ари Ф. Трактат о номадологии

[Электронный ресурс]
.
URL
:
http
://
prometa
.
ru
/
lib
/13 (дата обращения:
09.04.2014).

2.

Немировская Л.
З. Немецкая культурантропология

: науч
.
-
метод.

пособие.
М., 1998.

3.

Soviet papers for SIEF’s Third Congress “The life cycle” (Zürich). Moscow, 1987.

4.

Геннеп А.

ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов

/

пер. с фр.
М., 1999.

5.

Там же
.

С. 15.

6.

Элиаде

М. Священное и мирское

/

пер. с фр.

;

предисл. и коммент.
Н.К. Гарбовского. М., 1994.

7.

Там же
.

С. 117.

8.

Тэрнер В. Символ и ритуал.
М., 1983.

9.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления к
ритических ситуаций).
М., 1984.

10.

Roheim G. The
O
rigin and
F
unct
ion of
C
ulture. New York,

1943.

11.

Овсянников В.П., Лепешкина Л.Ю. Культурная динамика традиции жертвоприношения народов России // Теория и
практика общественного развития. 2015. № 21. С. 239

243.


12.

Делёз Ж. Логика смысла

/

пер.
Я.И. Свирского. М., 1995.

13.

Т
ам же
.

С. 52

53.

14.

Михайлов И.А. Мартин Хайдеггер // Философы двадцатого века.
Книга первая. М., 2004. С. 269

287.

15.

Хайдеггер М. Бытие и время.
Харьков, 2003.

16.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер.
Г. Шпета. СПб., 1992.

17.

Михайлов И.А. Указ. соч.

С. 278.

18.

Государственный исторический архи
в немцев Поволжья в г. Энгельсе
.

Ф.

Р
-
1831. Оп. 1. Д. 172. Л. 9

;
ЦГА РМ
(
Центр.
гос. арх.
Респ. Мордовия
). Ф. Р
-
267. Оп. 1
.

Д. 321. Л. 3.

19.

НА СОМК
(
Науч. арх. Саратов. обл. музея краеведения
).
Оп. 1. Ед. хр. 11.
Л. 3.

20.

Там ж
е. Л. 137, 2.

21.

Суворова П.Е., Овсянникова Н.В. Культурные коды межпоколенной коммуникации

[Электронный ресурс]

// Совре-
менные исследования социальных проблем
:
электрон
.

науч
.

журн. 2015.
№ 5 (49). С. 801

814.
URL
:
http
://
journal
-
s
.
org
/
index
.
php
/
sisp
/
article
/
view
/6282/
pdf
_1184 (дата обращения: 05.12.2015).


References
:


1.

Deleuze,
G &
Guattari
,

F
2014,
Treatise on Nomadology
,

retrieved 0
9

April 201
4
,

http://prometa.ru/lib/13&#xh21t;&#x-5t-;p4:; /-5;&#x/-5p;r5o;m-;១ t-5;¤.-;r5u;/-;li-;㬙&#x/-51;䍀
.

2.

Nemirovskaya
,

LZ 1998
,
German cultural anthropology
,

M
oscow
.

3.

Soviet papers f
or SIEF's Third Congress "The life cycle" (Zürich)

1987
,

Moscow.

4.

Gennep
,

A van 1999
,
Rites of passage. The systematic study of the rites
,

M
oscow
.

5.

Gennep
,

A van 1999
,
Rites of passage. The systematic study of the rites
,

M
oscow, p
. 15.

6.

Eliade
,

M 1994
,
Sacred

and the secular
,

M
oscow
.

7.

Eliade
,

M 1994
,
Sacred and the secular
,

M
oscow, p
. 117.

8.

Turner
,

V 1983
,
Symbol and ritual
,

M
oscow
.

9.

Vasilyuk
,

FE 1984
,
Psychology experience (analysis of overcoming crisis situations)
,

M
oscow
.

10.

Roheim
,

G 1943
,
The Origin and Functio
n of Culture
,

New York.

11.

Ovsyannikov, VP
&
Lepeshkina
,

LY 2015
, ‘
The cultural dynamics of the tradition of sacrifice the peoples of Russia

, Theory
and Practice of Social Development
,

no.

21
,

p
. 239
-
243.

12.

Deleuze
,

G 1995
,
Logic of Sense
,

M
oscow
.

13.

Deleuze
,

G 1
995
,
Logic of Sense
,

M
oscow, p
. 52
-
53.

14.

Mikhailov
,

IA 2004,

Martin Heidegger
’,

Philosophers of the twentieth century. The first book
,

M
oscow
, p
.

269
-
287.

15.

Heidegger
,

M 2003
,
Being and Time
,

Kharkov.

16.

Hegel
,

GWF 1992
,
Phenomenology of Spirit
,

S
t.
P
eters
b
urg
.

17.

Mikhailov
,

IA 2004,

Martin Heidegger
’,

Philosophers of the twentieth century. The first book
,

M
oscow
, p
.

278.

18.

The State Historical Archives of the Volga Germans in Engels
,

f. r
-
1831
,

o
p. 1
,

d
. 172
,

l
. 9;
CSA RM (Central State Archive
of the Rep. Mordovia)
,
f. r
-
267
,

op. 1
,

d. 321
,

l. 3.

19.

SA SRM (Sci. Archive of the Saratov Regional Museum of local history),

op. 1
,

unit. 11
,

l. 3.

20.

SA SRM (Sci. Archive of the Saratov Regional Museum of local history),

op. 1
,

unit. 11
,

l.
137, 2.

21.

Suvorova, PE & Ovsyannikova,
NV 2015, ‘Cultural codes

of

intergenerational communication’
, Modern studies of social prob-
lems,

no. 5 (49), p. 801
-
814, retrieved
0
5 December 2015, http://journal
-
s.org/index.php/sisp/article/view/6282/pdf_1184�.


Приложенные файлы

  • pdf 3288708
    Размер файла: 430 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий