«История мировой культуры нового и новейшего времени». Направление подготовки 030600 ИСТОРИЯ. Квалификация (степень) выпускника – бакалавр.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, НГУ) Гуманит арный факультет Кафедра всеобщей истории Программа рассмотрена Утверждаю на заседании кафедры ___________________ Всеобщей истории декан Гуманитарного 30.08 2014 г. факультета, профессор ______________________ 1.09.2014 Зав. кафедрой, __________ Л.Г. Панин Программа курса «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО И Н О ВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ» Направление подготовки 030600 ИСТОРИЯ Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Форма обучения – очная Новосибирск, 2011 1 Аннотация Программа курса «История мировой культуры нового и новейшего времени» составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионал ь- ного образования и учебного плана специальностей НГУ и предназначена для студентов о т- делений истории и археологии третьего курса гуманитарного факульт е та. Цель преподавания курса «История мировой культуры нового и новейшего времени» с о- стоит в изучении культурного наследия стран Западной Европы и США в эпоху нового и н о- вейше го времени, с конца XVI по вторую половину XX века, т. е. времени зарождения и ст а- новления современного индустриал ь ного общества. Это период складывания основных идеологических, философских, религиозных и эстет и- ческих установок и тенденций современного о бщества, что обусловливает важное место данного курса в ряду дисциплин, посвященных истории Западной цивилизации. Задачи из у- чения дисциплины состоят в усвоении основных закономерностей развития культуры стран Западной Европы и США в их неразрывной связи с закономерностями мирового историч е- ского процесса. Важнейшей задачей изучения дисциплины является знакомство с литерату р- ными, философскими и художественными произведениями европейских и американских а в- торов эпохи нового и новейшего времени. Изучение дисципл ины базируется на общеметод о- логической подготовке, получаемой в ходе из у чения дисциплин цикла общественных наук. 2 Программа курса (дисциплины) «История мировой культуры нового и новейшего вр е- мени» составлена в соответствии с требованиями к содержанию и уро вню подготовки д и- пломированного специалиста (бакалавра) по циклу «Гуманитарных дисциплин» по спец и- альностям «История», «Археология», а также задачами, стоящими перед Новосибирским г о- сударственным университетом по реализации Программы разв и тия НГУ. Автор - старший преподаватель Журавлев Александр Викторович Факультет Гуманитарный Кафедра Всеобщей Истории 1. Цели освоения дисциплины (курса) Дисциплина (курс) « История мировой культуры нового и новейшего времени» предназн а- чена для студентов 3 - го курса гумани тарного факультета НГУ (отделение история , археол о- гия ). Основной целью освоения дисциплины является выработка у студентов понимания и с- торической закономерности становления культурных отношений и институтов, характер и- зующих западное индустриально е обществ о на основе изучения ключевых культурных пр о- цессов и событий перио да н ового и новейш е го времени в истории Западной Европы и США ( XVII – вторая половина XX вв.) 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Курс « История мировой культуры нового и новейшего времени» является составной и з а- ве р шающей частью курса «История мировой культуры » непосредственно продолжает курс «И с тория мировой культуры в средние века» . Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при о своении данной дисциплин ы и приобрете н- ным в результате освоения предшествующих ди с циплин (модулей) включают: - владение объемом фактического материала по истории культуры Западной цивилизации в соответствии с требованиями государственного станда р та; - разв итое представление о процессах и закономерностях характеризующих историческое ра з ви тие стран З ападной Европы к началу Нового времени в сфере культуры ; - умение анализировать фактическ ий материал относящийся к курсу, исходя из основных историко - культурных к онце п ций ; - навыки подготовки соответствующих письменных работ: эссе, рефератов, докладов, ку р- совых. По итогам освоения курса студенты должны обладать знаниями необходимыми для пон и- мания исторической обусловленности основных процессов в сфере культуры ст ран Западной Европы и США в XVI - XX в в , представлением об историче ской обусловленности культу р- ных и н ститутов индустриального общества XX , основных векторах и динамике их развития. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисципл и ны В результате освоения дисциплины обучающийся должен:  Знать: - основной фактический матери ал (даты, события, персоналии) - иметь представление об общих и особенных тенденциях динамики кул ь турно - исторического процесса на территории Западной Европы и США в этот период - основные теоретические подходы и историографические концепции  Уметь: - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно - исследова тельской и пед а- гогической деятельности по проблемам истории культуры Н о вого и новейшего времени; - вы бирать необходимые методы исследования и разрабатывать новые методы, исходя из 3 задач конкретного исследования; - увязывать фактический материал с теоретическими знаниями;  Владеть : - навыками самостоятельной научно - исследовательской и научно - педагоги ческ ой де я- тельности в области истории культуры Западной цивилизации в н овое и новейшее вр е мя; - предметной областью на продвинутом уровне, включая понятийно - терминологический а п парат и новейшие методы исследова ния ; - методами независимого исследования, способ ностью внести оригинальный вклад в исследуемую тематику в соответствии с требованиями и задачами данной предметной о б- ла с ти; - способностью продемонстрировать творческий подход при историческом изучении пр о блем истории культуры н ового и новейшего времени . В ходе освоения курса обучающиеся овладевают следующими компетенциями: а ) общекультурными (ОК) : - способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностра н- ном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаим о действия (ОК - 5); - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, ко н фессиональные и культурные различия (ОК - 6); - способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК - 7); б) обще профессиональными: - способностью решать ста ндартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением инфо р мационно - коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопа с- ности (ОПК - 1); - способностью находить организ ационно - управленческие решения в нестандартных с и- туациях и готовность нести за них ответственность (ОПК - 2); в) профессиональными в научно - исследовательской деятельност и : - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области вс ео б щей и отечественной истории (ПК - 1); - способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК - 4); - способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль н а силия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организ а ции общества (ПК - 5); - способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историч е- скую информацию (ПК - 6); - способностью к критическому восприя тию концепций различных историографических школ (ПК - 7); в педагогической деятельности : - способностью применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях (ПК - 11); в организационно - управленческой дея тельност и : - способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК - 13); в экспертно - аналитической деятельност и : - способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организ аций, СМИ (ПК - 15). 4 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет __2 __ зачетных единиц ы , __ 72 ___ ч а са . Контактная работа – 32 : Лекции – 16 , Семинарские занятия – 16 , С амостоятельная работа ст у дента – 40 часов. № п/п Раз дел дисциплины Семестр Неделя с е местра Виды учебной раб о- ты, включая сам о- стоятел ь ную работу студентов и труд о- емкость (в ч а сах) Формы текущего контр о- ля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной а т тестации (по семестрам) лекции семин а ры са мосто я- тельная р а- бота ст у де Текущий контроль Промеж у- точная атт е- ст а ция 1 Позднее Возрожд е ние и Мань е ризм 2 1 2 - - 2 Позднее возрожд е ние в странах Евр о пы 2 2 - 3 2 2 2 - 3 Католическая Евр о па в эпоху контрреформ а- ции 2 4 1 1 2 Оценка презент а- ций на семина р- ских занят и ях 4 Культура Нидерла н дов в эпоху б а рокко 2 5 1 1 2 Контрольная н е- деля 1 (оценка общей текущей успева е мости) 5 Культура Франции в эпоху абсолюти з ма 2 6 - 7 1 1 4 Оценка презент а- ций на семина р- ских занят и ях 6 Европа в эпоху рома н- тизма 2 8 1 1 2 То же 7 Культура Европы в эпоху промышленного перевор о та 2 9 - 10 2 2 4 То же 8 Начало культурной р е- волюции во Франции 2 11 1 1 4 Контрольная н е- деля 2 9 Европейская культ у ра на рубеже в е ков 2 12 - 13 2 2 4 Оценка презент а- ций на семина р- ских занят и ях 10 Становление моде р- низма 2 14 2 2 4 Оценка презент а- ций на семина р- ских занят и ях 11 Основные тенде н ции в развитии мировой кул ь- туры 2 15 2 2 4 То же 12 Итоговый зачет по ку р- су (летняя се с сия) 16 8 То же зачет ВСЕГО 32 40 5 ТЕМАТИКА АУДИТОРНЫХ З АНЯТИЙ ( Трудоемкость аудиторных занятий – 32 часа ) Тема 1. Позднее Возрождение и Маньеризм в итальянской культуре. Кризис ренессансн о- го м и ровоззрения и культуры в Италии в первой половине XVI в. «Титаны Возрождения»: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэ ль. Флоренция и Рим – ключевые культурные це н- тры эпохи Возрождения. Итальянская живопись и арх и тектура эпохи маньеризма. “ Maniera ” как принцип. Тема 2. Позднее возрождение в странах Европы. Расцвет придворной культуры при абс о- лютистских дворах Европы. Эк спорт Ренессанса. Франциск I и Леонардо да Винчи. Фра н- цузская ж и вопись и архитектура в эпоху позднего возрождения (школа Фонтенбло, Россо Фьорентино). Английская архитектура в эпоху Тюдоров и первых Стюартов. Художестве н- ная культура католич е ской Европы в э поху инквизиции. Тема 3. Католическая Европа в эпоху контрреформации. Барокко как стиль контррефо р- мации. Орден Иезуитов и распространение его влияния в Европе. Иль Джезу – архетип це р- ковной архитектуры эпохи барокко Живопись и архитектура эпохи Барокко в Италии . Ак а- демизм в итальянской живописи – идеология и эстетический каноны (болонская школа). Б а- рочный реализм - («караваджизм» как всеевропейский фен о мен. Тема 4. Культура Нидерландов в эпоху барокко. Исторические особенности формиров а- ния Нидерландской к ультуры. Северные и Южные Нидерланды. Социальный заказ во фл а- мандской и голландской живописи. Рубенс и Рембрандт . Тема 5. Культура Франции в эпоху абсолютизма . Проблема соотношения и социальной обусловленности распростра нения стиля - классицизм, барокко, рококо. Версаль – орудие и символ гос у дарственной централизации: архитектура и живопись в эпоху Людовика XIV . Роль идеологии просвещения в возвращении к «классической» эстетике. Неоклассицизм во Франции – стиль «Людовика XVI » и первой империи в а р хитектуре . Тема 6. Европа в эпоху романтизма. Французская революция и ее критика. Становление «исторического» мировоззрения в Германии. Идеал средневекового рыцарства как альтерн а- тива буржуазному обществу. Французск ая архитектура эпохи революции, империи и реста в- р ации . Романтизм в английской живописи , архитектуре и литературе . Тема 7. Культура Европы в эпоху промышленного переворота. Множественность кул ь- турных архетипов – «архитектура выбора», академическая живопись и ее противники. З а- стройка Рингштрассе в Вене ка к пример историзма в архитектуре. Прерафаэлиты – романт и- зированный модернизм в Англии Тема 8. Начало культурной революции во Франции – импрессионизм в живописи. Фра н- цузская живопись к середине XIX в. (Барбизонская школа, Гюстав Курбе, Эдуард Мане ). Клод Моне и Камилль Писарро, Пьер - Огюст Ренуар и Эдгар Дега . Тема 9. Европейская культура на рубеже XIX – XX веков – общество и культура ‘ fin de si è cle . ’ . Индивидуализации и психологизация культуры. « Ар - Нуво» в Бельгии и Франции. Австрийский Сецес сион и живопи сь Густава Климта. Декоративно - прикладное искусство и дизайн (Альфонс Муха, Тиффани и др.). Постимпрессионизм и эк с прессионизм. Тема 10. Становление модернизма. Париж рубежа XIX - XX веков – художественная ст о- лица Европы . Фовизм, кубизм, абстракционизм. 6 Тема 11. Основные тенденции в развитии мировой культуры к середине XX века. Тематика сообщений в семинарских занятиях. 1. Позднее Возрождение и Маньеризм в итальянской живописи и архитектуре 1. Кризис ренессансного мировоззрения и культуры в Италии в перв ой половине XVI в. 2. Микеланджело – проблема стилистической эволюции и становления основных при н- ципов барокко. 3. Итальянская живопись эпохи маньеризма (Понтормо, Пармиджанино, Бронзино). “ Maniera ” как принцип. 4. Итальянская архитектура позднего возрождения – ман ьеризм против классицизма (Джулио Романо, Андреа Палладио). 2. Искусство позднего возрождения в странах Европы 1. Французская живопись и архитектура в эпоху позднего возрождения (школа Фо н- тенбло, влияние итальянцев, Россо Фьорентино). 2. Английская архитектура в эпоху Тюдоров и первых Стюартов – стилистическая эв о- люция. 3. Эль Греко – ренессанс в эпоху инквизиции. 3. Живопись и архитектура эпохи Барокко в Италии 1. Барокко как стиль контрреформации. Строительство собора святого Петра. Иль Дже зу – архетип церковной архитектуры эпохи барокко. 2. Академизм в итальянской живописи – идеология и эстетический каноны (болонская школа). 3. Барочный реализм – Караваджо и его последователи («караваджизм» как всеевропе й- ский феномен). 4. Два подхода к барочной архи тектуре – Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борр о- мини 4. Фламандская и голландская школа 1. Исторические особенности формирования Нидерландской культуры. Северные и Южные Нидерланды. Социальный заказ во фламандской и голландской живописи. 2. Петер Пауль Рубенс – искусство на службе европейской дипломатии. 3. Рембрандт – «триумф и трагедия». 5. Искусство Франции в эпоху абсолютизма 1. Классицизм, барокко, рококо. Проблема соотношения и социальной обусловленности ра с пространения стиля. 2. Версаль – орудие и символ госуда рственной централизации: архитектура и ж и вопись в эпоху Людовика XIV . 3. Французская живопись и архитектура эпохи рококо. 4. Роль идеологии просвещения в возвращении к «классической» эстетике. Неокласс и- цизм во Франции – стиль «Людовика XVI » и первой империи в ар х и тектуре. 6. Поздний классицизм и романтизм в Англии и Франции 7 1. Жак - Луи Давид – художник на службе двора и революции. 2. Французская архитектура эпохи революции и империи. 3. Романтизм в английской живописи (Уильям Блейк и Уильям Тёрнер). 4. Романтизм во французс кой живописи (Теодор Жерико и Эжен Делакруа). 7. Историзм в архитектуре и живописи 1. Академическая живопись XIX в. (Энгр, Деларош, Бугро, Жером и др.). 2. Застройка Рингштрассе в Вене как пример историзма в архитектуре. 3. Прерафаэлиты – романтизированный модер низм в Англии 8. Импрессионизм 1. Французская живопись к середине XIX в. (Барбизонская школа, Гюстав Курбе, Эд у- ард Мане) 2. Клод Моне и Камилль Писарро 3. Пьер - Огюст Ренуар и Эдгар Дега 9. Искусство модерна – «Ар - Нуво» 1. «Ар - Нуво» в Бельгии и Франции. 2. Австрийск ий Сецессион и живопись Густава Климта. 3. Декоративно - прикладное искусство и дизайн (Альфонс Муха, Тиффани и др.). 10. Постимпрессионизм и Экспрессионизм 1. Французский постимпрессионизм (Гоген, Ван Гог, Сезанн). 2. Экспрессионизм в Австрии (Эгон Шиле, Оскар Ко кошка). 3. Экспрессионизм в Северной Европе (Эдвард Мунк, группа «Мост»). 11. Новое искусство – модернизм 1. Париж рубежа XIX - XX веков – художественная столица Европы 2. Фовизм (Анри Матисс) 3. Кубизм (Пабло Пикассо, Жорж Брак) 4. Абстракционизм (Кандинский Малевич, Клее, Мондриан) 7. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература : Арган, Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000. Даниэль, С. Европейский классицизм. М., 2003. Даниэль, С. Рококо: от Ватто до Фрагонара. М. , 2010. Делюмо, Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006. Иконников, А. В. Историзм в архитектуре. М., 1997. Степанов, А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия, XVI в. СПб., 2007. Степанов, А. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франц ия, Испания, Ан г лия. М., 2009. Якимович А. К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. М., 2003. Якимович, А. Новое время. Искусство и культура XVII - XVIII веков. М., 2004. 8 б) дополнительная: Аверинцев , С.С. Второе рождение европейского рационализма. //Вопросы философии. № 3, 1989. Авермат, Р. Рубенс. М., 1977. Алпатов, М. В. Этюды по истории западноевропейского искусства. 2 - е изд. М., 1963. Алпатов, М.В. Архитектура ансамбля Версаля. М., 1940. Ананьева , Е.В. Замки, дворцы. М., 2003. Андреев Л. Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. М., 2005. Андронов, С. А. Рембрандт: О социальной сущности творчества художника. М., 1981. Аркин, Д.Е. Образы архитектуры. М., 1941. Базен, Ж. Барокко и рококо. М., 2001. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989. Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. Березина В. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже. Л. , 1983. Боссан, Ф. Людовик XIV, король - артист. М.: Аграф, 2002. Браун, К. Ван Дейк. М., 1987. Бродский В.Я. Художники Парижской Коммуны. М., 1970. Брунов, Н. Дворцы Франции XVII - XVIII вв. М., 1938. Буркхард, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт и сследования. М., 1996. Буркхардт, Я. Рубенс. Спб., 2000. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитект у- ре. М., 2006. Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 - ти тт. М., 2001. Вар шавская, М. Картины Рубенса в Эрмитаже. Л., 1975. Вельфлин, Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Ит а лии. СПб., 2004. Вентури Л. От Мане до Лотрека. Спб., 2007. Верижникова, Т. «Малые Голландцы». 2004г. Версаль. М.: Ве че, 2002. Виппер, Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640 - 1670). М., 1962. Власенко, Н. Барокко: откровение неведомого. Новосибирск, 2004. Возрождение и Реформация / Под ред. И. АВ. Алябьевой и др. М., 2000. Вольская В. Н. Пуссен. М., 1946. Всеобщая история архитектуры, т. 5. М., 1973. Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969. Гергей Е. История папства. М., 1996. Герман М. Давид. М., 1964. Герман М. Искусство первой половины XX века. М., 2003. Гершензон, Н. М. Рубенс. М.; Л., 1938. Густа в Климт: [альбом]. М., 2007. Даниэль, С. Европейский классицизм. М., 2003. Даниэль, С. Рококо: от Ватто до Фрагонара. М., 2010. Делакруа Э. Мысли об искусстве; О знаменитых художниках. М., 1960. Дзери, Ф. Эль Греко. Погребение графа Оргаса. М.: Белый город , 2002. Дитель А. Ренуар. М., 2002. Евсеев В. А. Английский город в Тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново, 1995. Егорова, К. С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975. Жерико о себе и современники о нем. М., 1962. Жестаз Б. Архитектура ренессанс а. От Брунеллески до Палладио. М., 2003. 9 Живопись барокко: глубины души в беспредельности мира. М., 2002. Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. М., 1996. Западноевропейское искусство XVII века: Публикации и исследования / [Гос. Эрмитаж; Ред. Ю. О. Каган, И. В. Линник. Л., 1981. Знамеровская, Т. М и кельанджело да Караваджо. М., 1955. Золотов, Ю. Пуссен. М., 1988. Ивянская , И . С . English Architecture: Reader / Архитектура Англии . М., 2003. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977. Калитина Н. Н. Франц узское изобразительное искусство конца XVIII - ХХ веков: Учебник для вузов по спец. "История" Л., 1990. Камчатова, А. В. Нидерланды. Фландрия. Голландия. XV - XIX века. М., 2008. Каптерева, Т. П. Эль Греко: Монографический очерк М.: Искусство, 1965. Каптерева , Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989. Кар Л. де. Прерафаэлиты – модернизм по - английски. М., 2002. Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. М., 1979. Кидсон, П., Мюррей, П., Томпсон П. История английской архитектуры. М., 2003. Клод Моне: [ Альбом] / Авт. - сост. В.А. Кулаков.М., 1989. Клулас, И. Повседневная жизнь в замках Луары в эпоху Возрождения. М., 2006. Кузнецов, И. А. Франсуа Буше. М., 1978. Кузнецов, Ю. И. Рисунки Рубенса. М., 1974. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1 997. Культура и общество Италии накануне нового времени: Сб. ст. М., 1993. Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. Лазарев, В. Н. Старые европейские мастера. М., 1974. Ламбер, Ж. Караваджо. М., 2004. Левина, И. Искусство Испании. М., 1966. Лекур е, М. - А. Рубенс. М., 2002. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003. Летта, Э.М. Понтормо. Россо Фьорентино. М., 1996. Лившиц Н. А., Бернини. М., 1957. Лившиц, Н, Каганэ, Л., Прийменко, Н. Искусство XVII века. Италия, Испания, Фландрия, Г о л ландия, Франция. М., 1964. Лившиц, Н. А. Жан - Оноре Фрагонар. М., 1970. Линник, И. Рембрандт ван Рейн [Альбом]. М., 1956. Лисовский, В. Архитектура эпохи Возрождения. Италия. М., 2007. Лихачев, Д.С. Поэзия садов: к семантике садово - парковых стилей. СПб., 1991. Лозинский С. Г. История папства. М.,1986. Локтев И.В. Барокко от Микеланджело до Гварини. М., 2004. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. Любимов, Л. Великая живопись Нидерландов. М., 1963. Малицкая, К.М. Испания. М., 1935. Матвеева, Е. История мировой живописи. Фламандская живопись XVII века. М., 2008. Махов, А. Караваджо. М., 2009. Микеланджело и его время. М., 1978. Митфорд, Н. Франция. Придворная жизнь в эпоху абсолютизма. Смоленск: Русич, 2003. Невежин,а В. М. Рубенс. Л., 1938. Немилова, И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. Л., 1964. Патен С. Клод Моне: "Глаз. Но, Бог мой, зато какой глаз!"М., 2003. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1973. Петер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения современников. М., 1977. Пиренн, А. Нидерландская рев олюция. М., 1937. Писсарро Камиль. Письма. Критика. Воспоминания современников. М, 1974. Ревалд Дж. История импрессионизма. М., 1999. 10 Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М., 2002. Ревуненкова, Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988. Ре нессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV - XVIII вв. М., 1990. Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма. М., 2003. Рославец, Е.Н. Живопись Франции XVII - XVIII вв. Киев, 1990. Ротенберг Е. Рембрандт Гарменс ван Рейн. М., 1 956. Рубенс, П.П. Письма. М. - Л., 1933. Саваренская, Т. Ф., Бондаренко, И. А., Кожар, Н. В., Швидковский, Д. О. Градостроител ь- ное искусство Нового времени и градостроительная мысль Италии, Авс т рии, Германии. М., 2006. Саваренская, Т. Ф., Швидковский, Д. О. Градостроительство Англии XVII - XVIII веков. Город и природа. М. 2001. Саваренская, Т. Ф., Швидковский, Д. О., Кирюшина, Л. Н. Градостроительная культура Фра н ции XVII - XVIII веков. М., 2001. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М., 2001. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. М., 1989. Свидерская, М. И. Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие маст е- ра. М., 1999. Тураев С.В. От просвещения к романтизму. М., 1983. Тэн, И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландо в. М., 1995. Уоллэйс Р. Мир Ван Гога, 1853 - 1890. М., 1998. Фрагонар О. Альбом. Л., 1982. Французская живопись XVIII в. - М., 1985. Фромантен, Э. Старые мастера. М., 1996. Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., 1999. Хейзинга, Й. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рису н ки. М., 2009. Художественная культура Западной Европы XVII в. [Сб.]. М., 1970. Чегодаев, А. Д. Антуан Ватто. М., 1963. Чистозвонов, А. Н. Нидерландская буржуазная революция XVI века. М.. 1958. Шатохина - Мордвинцева, Г.А. История Нидерландов. М., 2007. Шестаков В.П. История английского искусства: от средних веков до наших дней. М., 2010. Шмитт, Г. Рембрандт. М., 1991. Шоню, П. Цивилизация классической Европы. М., 2008. Шоню, П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург, 2 008. Энциклопедический словарь экспрессионизма. М., 2008. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. М., 2001. Эрпель, Ф. Рембрандт. М., 1985. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. в) интернет - ресурсы: 1. Хронос. Всемирная история в инт ернете http://hrono.ru/index.php хронология российской и всемирной истории, включая и период нового вр е мени 2. BookFinder. Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и жу р налов http://bookfi.org/ интернет - библиотека с большим количеством литературы по новой истории, включая ан г- лоязычную 3. Vive liberta . Библиотека http://vive - liberta.narod.ru/ 11 большое собрание литературы по исто рии Французской революции и Века Пр о свещения 4. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломон о- сова http://www.hist.msu.ru/ER/index.html электронные тексты, базы данных, справоч ная информация и ссылки 5. Project Guttenberg – 42 000 электронных книг он - лайн http://www.gutenberg.org/ 6. Temple University Libraries. Modern European History http://guides.temple.edu/content.php?pid=4989&sid=30995 ссылки на интернет - ресурсы по новой истории стран Европы 7. http://nearyou.ru/ Музеи Европы. Информация о русских и европейских художниках, некоторых муз еях, р а- боты художников. 8. http://gallerix.ru/ Крупнейшее собрание репродукций художников рунета в высоком разрешении. Можно п о- знакомиться как с отдельными персоналиями, так и с коллекциями ряда крупнейших муз е ев. 9. http://www.hermitagemuseum.org Государственный Эрмитаж. Информация об истории музея, о выставках и шедеврах ко л- лекций, изображения экспонатов Эрмитажа в высоком разрешен и и. 8. Материально - техническое обеспечение дис циплины ноутбук, проектор, диктофон

Приложенные файлы

  • pdf 3277376
    Размер файла: 373 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий