Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28





Приложение

к основной образовательной программе


начального

общего образования

приказ 01
-
02/192 от

29 ноября 2017г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной

деятельности


«
Шахматный всеоб
уч
»





Уровень образования:

началь
ное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Нормативный срок обучения:

4 года

Класс:

1
-

4 класс










ЕКАТЕРИНБУРГ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Образовательные стандарты

ФГОС ООО

Предмет/

элективный курс

Шахматный всеобуч

Направление внеурочной
деятельности

Спортивно
-
оздоровительное

Учителя

Гребенникова И.Б.

Количество часов

по учебному плану МАОУ СОШ № 28 в 1
-
4 классах

Классы

1

2

3

4



Недельных

2

2

2

1


Всего 7

Годовых

66

6
8

6
8

34


За курс
236

Рабочая программа
составлена на основе:

ФГОС ООО

Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 28



Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Шахматный всеобуч»


Личностными результатами
изучения курса являются

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежно
сти; формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
,
народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучаю
щегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социа
льной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;

9) развитие навыков с
отрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирова
ние умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково
-
символических средств представлен
ия информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее
-

ИКТ) для
решения коммуникативных и позна
вательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативным
и и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с
аудио
-
, видео
-

и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказыван
ие в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно
-
следственных с
вязей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою

точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное пов
едение и
поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
со
циальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;

16) умение работать

в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных

действий.


Содержание теоретического раздела

программы


Начальный курс по обучению игр
е в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при
изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций.


Особенность прог
раммы в том, что на
первом

году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся
знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические
задания, разыгрывать положения с ограниченн
ым количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес
у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные
миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является
деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию,
делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной

доске.


Содержание
второго

года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы,
а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.


Третий


четвертый
год обучения предполагают обучению

решения шахматных задач.


На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по
темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не
только
информацию о какой
-
либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся
предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы
из истории
шахмат, тесты для проверки полученных знаний.


Результаты образовательной деятельности:


Рост

личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей,
инициативности, толерантности, самостоятельности.

Приобрет
ение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).


Конечным результатом обучения
считается умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца.

Это

предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.


Формы контроля


Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют конт ролировать и корректировать работу
программы на вс
ём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков,
позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит
соответствующие коррективы в уче
бный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических
заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания
проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Содер
жание практического раздела

программы

Первый год обучения (66 часов из расчета 2 часа в неделю)

1
.

Шахматная доска
.

Шахматная доска,

белые и черные поля,

горизонталь,

вертикаль,

диагональ,

центр.


Дидактические игры и задания


"Горизонталь". Двое играющих

по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками
(фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.


"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахма
тной доски.

2
.

Шахматные фигуры
.

Белые,

черные,

ладья,

слон,

ферзь,

конь,

пешка,

король.


Дидактические игры и задания


"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на
ощупь пытается определить,
какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.


"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры,
кроме "сек
ретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.


"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и с
прашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем
отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Задача:


поставить все фигуры по высоте.


3.

Начальная расстановка фигур.
Начальное положение

(начальная позиция);

расположение каждой из фигур в начальной

позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой
фигур.


Дидактические игры

и задания


"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог про
износит какую
-
нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч
кому
-
то из учеников.
Если утверждение верно, то мяч следует поймать.


4.

Ходы и взятие фигур.
Правила хода и взятия каждой из фигур,

игра

"на уничтожение",

белопольные и чернопольные слоны,

одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки.


Дидактические игры и задания


"Игра на уничтожение"


в
ажнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается
аналитико
-
синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего
фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры пр
отивника.


"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая
каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).


"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и

не перепрыгивая их.


"Перехитри

часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
"заминированные" поля и на поля, находящиеся под
ударом черных фигур.


"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по
шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов
белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.


"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры
противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.


"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтоб
ы не оказаться
под боем.


"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.


"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее


побить незащищенную фигуру.


"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другу
ю, стоящую под боем.


"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями.
Выигрывает тот,
кто

побьет все фигуры противника.


5.

Цель шахматной партии.
Шах,

мат,

пат,

ничья,

мат в один ход,

длинная и короткая рокировка и ее правила.


Дидактические игры и задания


"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит
ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.


"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.


"Мат или не мат". Приводится ряд
положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.


"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или
иных случаях.


6.

Игра всеми фигурами из начального положения.
Самые общие представления о том,

как начинать шахматную партию.


Дидактические игры и задания


"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом:
на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.


К концу первого года обучения дети должны знать:


шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение,
белые, черные
, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;


названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.


К концу первого года обучения дети должны уме
ть:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;


правильно помещать шахматную доску между партнерами;


правильно расставлять
фигуры перед игрой;


различать горизонталь, вертикаль, диагональ;


рокировать;


объявлять шах;


ставить мат;


решать элементарные задачи на мат в один ход.


Второй год обучения (68 часов из расчета 2 часа в неделю)


1.

Краткая история шахмат.
Рождение
шахмат.

От чатуранги к шатранджу.

Шахматы проникают в Европу.

Чемпионы мира по

шахматам.


2.

Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей,

полей,

шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация.

Запись шахматной партии. Запись начального
положения.


Дидактические игры и задания


“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так
школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной пози
ции стоят короли?
Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.


“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).


“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например:
“Диагональ е1


а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое
-
либо поле и просит определить его цвет.


“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное
поле. Выигрывает тот, кто сделает

это быстрее.


“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся.


3.

Ценность шахматных фигур.
Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Достижение материального перевеса.

Способы

защиты.


Дидак
тические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”


“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной

до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных
досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.


“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые

должны
достичь материального перевеса.


“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.


4.

Техника матования одинокого короля.
Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Король и ферзь против кор
оля.

Король и ладья против короля.


Дидактические, игры и задания

“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?

“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному
королю.


“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или
горизонталей.

“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.


“Ограниченный король”.

Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для
отхода.


5.

Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте,

миттельшпиле и эндшпиле

(начале,

середине и конце игры).
Защита от
мата.


Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.


6.

Шахматная комбинация.
Достижение мата путем жертвы шах
матного материала

(матовые комбинации).

Типы матовых

комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства,
уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального переве
са. Комбинации для достижения
ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).


Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.


“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и
достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую
двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.


К концу второго года обучения дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фиг
ур, сравнительную силу фигур.


К концу второго года обучения дети должны уметь:

записывать шахматную партию;


матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.



Третий год
обучения (68 часов из расчета 2 часа в неделю)


1.

Основы дебюта.
Двух
-

и трехходовые партии.

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Игра на мат с первых ходов.

Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки
-
хрюшки”. Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие фигур.
Понятие


о

темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение.
Связка в дебюте. Коротко о дебютах.


Дидактические задания


“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход
нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и
объявляют противнику мат в 1 ход.


“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника
неизбежно теряется или проигрывается

за более слабую фигуру.


“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от
второго года обучения таких ходов несколько).


“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру

на какое поле лучше развить.


“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.


“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.


“Выигрыш материала”, “Накажи
“пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.


“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.


“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.


“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.


“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают
правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Зд
есь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.


“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались
сдвоенные пешки.


К

концу третьего года обучения дети должны знать:


принципы игры в
дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термин
-

дебют.


К концу

третьего года обучения дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

точно разыгрывать простейшие окончания.


Четвертый год обучения (34 часа из расчета 1 час
в неделю)


1.Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том,

как играть в середине шахматной партии.

Тактические приемы.

Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и
комбинаци
и, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения
королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации
для достижения ничьей.


Дидактическ
ие задания


“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.


“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.


“Сделай ничью” Нужно пожертвовать
материал и добиться ничьей.


2.Основы эндшпиля.
Элементарные окончания.

Ферзь против слона,

коня,

ладьи

(простые случаи),

ферзя

(при неудачном

расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельск
ой ладьи), слона (простые
случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка
против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи
при помощи
своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля.
Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые
общие реком
ендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода.

“Выигрыш фигуры”.


“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в
ферзи.


“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.


“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.


“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы до
биться ничьей.


“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.


К

концу четвертого года обучения дети должны знать:


принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;

что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.


К концу

четвертого года обучения дети должны уметь:


грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить
комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.


Основные формы организации внеурочной
деятельности

1.

Практическая игра.

2.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.

Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.

Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5.

Участие в турнирах и соревнованиях.

Тематическое

планирование

1 класс




Тема занятия

Количество часов


Шахматная доска

8

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ

1

2

Игровая практика.

1

3

Рокировка.

1

4

Игровая практика

1

5

Взятие на проходе.

1

6

Игровая практика

1

7

Превращение.

1

8

Игровая практика

1


Краткая история шахмат

4

9

Происхождение шахмат.

1

10

Игровая практика

1

11

Легенды о шахматах.

1

12

Игровая практика

1


Шахматная нотация

6

13

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

1

14

Игровая практика

1

15

Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения
.

1

16

Игровая практика

1

17

Краткая и полная шахматная нотация

1

18

Игровая практика

1


Ценность шахматных фигур

8

19

Ценность фигур.

1

20

Игровая практика

1

21

Сравнительная
сила фигур.

1

22

Игровая практика.

1

23

Достижение малого перевеса.

1



1

24

Игровая практика.

1




25

Защита.

1

26

Игровая практика.

1



Техника
матования одинокого короля

8

27

Две ладьи против короля

1

28

Шахматный турнир

1

29

Ферзь и ладья
против короля.

1



1

30

Игровая практика.

1



1

31

Ферзь и король против короля.

1




32

Игровая практика.

1




33

Ладья и король против короля.

1

34

Игровая практика

1


Достижение мата без жертвы материала

10

35

Учебные положения на мат в
два хода в дебюте.

1

36

Игровая практика.

1

37

Цугцванг.

1

38

Игровая практика.

1

39

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Закрепление.

1

40

Игровая практика.

1

41

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

42

Игровая практика.

1

43

Матовые комбинации. Тема отвлечения и

завлечения.

1

44

Игровая практика

1


Шахматная комбинация

22

45

Понятие комбинации.

1

46

Игровая практика

1

47

Отвлечение.

1

48

Игровая практика

1

49

Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

50

Игровая практика.

1

51

Разрушение королевского прикрытия.

1

52

Игровая практика.

1

53

Освобождение пространства и уничтожение защиты.

1

54

Игровая практика.

1

55

Комбинации.

1

56

Игровая практика.

1

57

Комбинации, ведущие к достижению материального

перевеса.

1


58

Игровая практика

1

59

Тема отвлечения.

1

60

Игровая практика

1

61

Тема завлечения.

1

62

Игровая практика.

1

63

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

64

Игровая практика.

1

65

Освобождение пространства.

1

66

Шахматный турнир

1


Тематическое

планирование

2 класс



Тема занятия

Количество часов


Краткая история шахмат

9

1

Повторение пройденного материала. Рождение шахмат. Поля.
Горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.

Шах, мат, пат. Начальное положение.

1

2

Игровая практика

1

3

Повторение пройденного материала.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты
ничьей. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания

дебюта. Задания на мат в один ход.
Демонстрация коротких партий.

1

4

Игровая практика.

1

5

Краткая история шахмат. Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Чатуранга и Штрандж. Шахматы проникают в Европу

1

6

Игровая практика.

1

7

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

8

Игровая практика.

1

9

Шахматные правила. Этика шахматной борьбы.

1


Шахматная нотация

14

10

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей и вертикалей,
наименование полей, шахматных фигур.

1

11

Игровая практика.

1

12

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии.

1

13

Игровая практика

1

14

Шахматная нотация. Краткая и полная шахматная нотация.

1

15

И
гровая
практика

1

16

Шахматная нотация. Определение.

1

17

Игровая практика

1

18

Шахматная нотация. Запись шахматной партии длинная.

1

19

Игровая практика

1

20

Шахматная нотация. Запись шахматной партии
краткая.

1

21

Игровая практика

1


22

Шахматная нотация.

Запись шахматной партии.

Повторение

1

23

Игровая практика

1



Ценность шахматных фигур

13

24

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение
материального перевеса.

1

25

Игровая практика

1

26

Ценность шахматных фигур. Достижение
материального перевеса.
Выигрыш коня.

1

27

Игровая практика

1

28

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
Выигрыш слона

1

29

Игровая практика

1

30

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
Выигрыш ладьи

1

31

Игровая практика

1

32

Ценность шахматных фигур. Способы защиты. Выигрыш пешки.
Игровая практика

1

33

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

1

34

Игровая практика

1

35

Способы защиты.

1

36

Практическая игра

1



Техника матования одинокого короля

20

37


Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля,
«
линейный
»

мат.

1

38

Игровая практика

1

39

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

40

Игровая практика

1

41

Техника матования одинокого короля. Ферзь и
король против короля.

1

42

Игровая практика

1

43

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1

44

Игровая практика

1

45

Техника матования одинокого короля. Решение
этюдов
.

1

46

Достижение мата без жертвы материала.

1

47

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

1


48

Игровая практика

1

49

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат
в два хода в миттельшпиле

1

50

Игровая
практика

1

51

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в
два хода в миттельшпиле. Повторение

1

52

Игровая практика

1

53

Достижение мата без жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте

1

54

Игровая практика

1

55

Достижение мата без жертвы материала.

Решение заданий на мат в два хода.

1

56

Игровая практика

1



Обобщение.

12

57

Обобщение. Разгадывание шахматного

кроссворда.

1

58

Игровая практика

1

59

Повторение по теме «Краткая история шахмат»

1

60

Игровая
практика

1

61

Повторение по теме «Шахматная нотация.»

1

62

Игровая практика

1

63

Повторение по теме «Ценность шахматных фигур.»

1

64

Игровая практика

1

65

Повторение по теме «Техника матования одинокого короля

1

66

Игровая практика

1

67

Повторение
по теме «Достижение мата без жертвы материала»

1

68

Шахматный турнир

1


Тематическое планирование

3 класс



Тема занятия

Количество часов



Шахматная партия. Три стадии шахматной партии

10

1

Повторение пройденного
материала.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных
фигур. Шах, мат, пат.
Начальное положение.

1

2

Игровая практика

1

3

Повторение пройденного материала.

Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.

1

4

Игровая практика

1

5


Повторение пройденного материала.

Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация
коротких партий.

1

6

Игровая практика

1

7

Повторение пройденного материала.

Шахматная нотация.

1

8

Игровая практика

1

9

Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Двух


и трехходовые партии.

1

10

Игровая практика

1



Основы дебюта

27

11


Основы дебюта. Двух
-

и трехходовые партии. Выявление причин
поражения в них одной из сторон.

1

12

Игровая практика

1

13


Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

14

Игровая практика

1

15

Игра «на мат» с первых ходов партии.
Детский

мат. Защита.

1

16

Игровая практика

1

17

Основы дебюта. Вариации на тему детского
мата. Другие угрозы
быстрого мата в дебюте. Защита.

1

18

Игровая практика

1


19


Основы дебюта.


«Повторюшка
-
хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание
«повторюшек».

1

20

Игровая практика

1

21

Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития
фигур.
Темпы. Гамбиты.

1

22

Игровая практика

1

23

Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего
развития фигур. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте
одними пешками (с исключениями из правила).

1

24

Игровая практика

1

25


Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

1

26

Игровая практика

1

27


Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
Правила
рокировки.

1

29

Игровая практика

1

30

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.
Какие бывают пешки?

1

31

Игровая практика

1

32


Основы дебюта. Связка в дебюте.

Полная и неполная связка.

1

33

Шахматный турнир

1

34

Основы дебюта. Классификация дебютов.

Открытые, полуоткрытые

и закрытые дебюты.

1

35

Игровая практика

1

36

Как изучать дебюты. Тренировка в

разыгрывании дебюта.

1

37

Игровая практика

1



Основы миттельшпиля

10

38

Основы миттельшпиля. Правила

миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в
миттельшпиле.

1

39

Игровая практика

1

40

Основы миттельшпиля. Понятие о тактике.

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.

1

41

Игровая практика

1


42

Основы миттельшпиля. Тактические приемы. Двойной удар.

1

43

Игровая практика

1

44


Основы
миттельшпиля. Тактические

приемы. Открытое нападение.
Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

1

45

Игровая практика

1

46


Основы миттельшпиля. Классическое наследие. «Бессмертная
»

партия. «Вечнозеленая
»

партия.

1

47

Игровая практика

1



Основы
эндшпиля.

17

48


Основы эндшпиля. Ладья против ладьи.

Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

1

49

Игровая практика

1

50

Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья
против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые
случаи).

1

51

Игровая практика

1

52

Основы эндшпиля. Матование двумя слонами.(простые

случаи).
Матование слоном и конем (простые случаи).

1

53

Игровая практика

1

54

Основы эндшпиля. Пешка против короля.

Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило
«квадрата».

1

55

Игровая практика

1

56

Основы эндшпиля. Пешка против ко
роля. Белая пешка на седьмой и
шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

1

57

Игровая практика

1

58


Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на пятой
горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

1

59

Игровая практика

1

60

Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на второй,
третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.

1

61

Игровая практика

1

62


Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.

1

63

Игровая практика

1

64

Основы эндшпиля. Самые общие рекоменда
ции о том, как играть в
эндшпиле.

1



Обобщение.

4

65

Повторение программного материала.

1


66

Игровая практика

1

67

Повторение основных вопросов курса.

1

68

Шахматный турнир

1





Тематическое планирование

4 класс




Тема занятия

Количество часов



Шахматная партия

2

1

Повторение пройденного материала .

Еще о трех стадиях шахматной партии.

Виды преимущества в шахматах.

1

2

Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию
времени.

Игровая практика.

1



Анализ и оценка позиции

2

3

Правила игры в миттельшпиле.

Игровая практика

1

4

Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.

Игровая практика

1



Шахматная комбинация

13

5

Понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации

1

6

Шахматная
комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.
Игровая практика

1

7

Шахматная комбинация. Матовые комбинации.

Тема завлечение. Игровая практика

1

8

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.
Игровая практика

1

9

Шахматная комбинация.
Матовые комбинации. Тема связки.
Игровая практика

1

10

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушение
королевского прикрытия. Игровая практика

1

11

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождение
пространства. Игровая практика

1

12

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытие.
Игровая практика

1

13

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожение
защиты. Игровая практика

1

14

Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема
«рентгена».Тема «батареи». Игровая

практика

1


15

Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетаний
тематических приемов. Игровая практика

1

16

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
завлечение. Игровая практика

1

17

Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема
отвлечение. Игровая практика

1

18

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
уничтожение защиты. Игровая практика

1

19

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
связки. Игровая практика

1

20

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
перекрытия. Игровая практика

1

21

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема
освобождение пространства. Игровая практика

1

22

Комбинации, ведущие к достижению материал
ьного перевеса. Тема
превращение пешки. Игровая практика

1

23

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Сочетание тактических приемов. Игровая практика

1

24

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
Игровая практика

1

25

Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на
«вечный шах». Игровая практика

1

26

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте. Игровая
практика

1

27

Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте (более
сложные примеры). Игровая
практика

1


Обобщение

6

28

Шахматные цитаты. Игровая практика

1

29

Игровая практика

1

30

Повторение по теме «шахматная партия»

1

31

Игровая практика

1

32

Повторение по теме «анализ и оценка позиции» Игровая практика

1

33

Повторение по теме
«шахматная комбинация» Игровая практика

1

34

Шахматный турнир

Турнир















ПРИЛОЖЕНИЕ


Тестовые задания по программе
«Шахматы
-
школе»

за второй год обучения

I полугодие

Вариант 1

1. Какая страна родина шахмат?


А) Россия;







































В) Индия;

Б) Китай;









































Г) Тува.

2. Сколько полей на шахматной доске?

А) 4
8;














































В) 50;

Б) 64;















































Г) 16.

3. Что такое диаграмма?














А) Начальная позиция;
















В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры;








Г) Печатное изображение шахматной игры.

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь;








































В) Ладья;

Б) Слон;








































Г) Пешка.

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь;






































В) Слон;

Б) Пешка;





































Г) Ладья.

6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:

А)

Король;


































В) Пешка;

Б) Конь;








































Г
) Ферзь.

7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры:

А) Слон;






































В) Пешка;

Б) Конь;







































Г) Ферзь.

8. Стадия шахматной партии, где
главная цель
-

проведение пешек в ферзи:

А) Миттельшпиль;



















В) Дебют;

Б) Эндшпиль;



























Г) Начальная позиция.


9. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король;































В) Конь;

Б) Ферзь;


































Г) Слон.

10. Запись шахматной партии называется:

А) Позиция;


































В) Нотация;

Б) Дневник;


































Г) Запись.

11. Нападение на короля
называется:

А) Мат;









































В) Пат;

Б) Ничья;






































Г) Шах.

12. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат;





В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие;




































Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

13. Как называется шах, от которого нет защиты:

А) Ничья;








































В) Пат;

Б) Рокировка;

































Г) Мат.

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили;

Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры.

15. Какая шахматная фигура равноценна слону:

А) Пешка;






































В) Ладья;

Б) Ферзь;







































Г) Конь.

16. Ценность ферзя примерно равна:

А) Слону и коню;

























В) Двум ладьям;

Б) Ладье и двум пешкам;













Г) Пяти пешкам.















Тестовые

задания по

программе «Шахматы
-
школе» . Второй год обучения


(I полугодие)




Вариант 2

1. Какая страна родина шахмат?


А) Россия;







































В) Индия;

Б) Китай;









































Г) Монголия.

2. Сколько горизонтал
ей на шахматной доске?

А) 16;














































В) 8;

Б) 64;















































Г) 32.

3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?

А) Вертикали;
































В) Диаграммы
;

Б) Горизонтали;





























Г) Диагонали.

4.

Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь;








































В) Ладья;

Б) Слон;








































Г) Пешка.

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А)

Ферзь;






































В) Слон;

Б) Пешка;





































Г) Ладья.

6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?

А) Король;




































В) Пешка;

Б) Конь;








































Г) Ферзь.

7. Фигура, которая может прерватиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали:

А) Конь;








































В) Ладья;

Б) Слон;








































Г) Пешка.

8. Стадия
шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка:

А) Миттельшпиль;





















В) Дебют;

Б) Эндшпиль;






























Г) Начальная позиция.

9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки:

А) Миттельшпиль;




















В) Дебют;


Б) Пешечный эндшпиль;










Г) Стратегия.

10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру:

А) Рокировка;
































В) Связка;

Б) Мат;











































Г) Стратегия.

11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все
остальные фигуры и пешки также лишены ходов:

А) Мат;










































В) Пат;

Б) Ничья;







































Г) Вечный шах.

12. Стадия шахматной партии, где главная цель


объявить мат противнику или принудить его сдаться:

А) Миттельшпиль;





















В) Дебют;

Б) Эндшпиль;






























Г) Начальное положение.

13. Одновременное нападение на две фигуры:

А) Ложка;






































В) Вилка;

Б) Крышка;




































Г) Тарелка.

14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает лин
ию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король?

А) Двойной шах;



























В) Открытый шах;

Б) Кованый шах;




























Г) Спертый шах.

15. Партия, в которой,

для достижения мата или захвата центра, жертву
ется сильная фигура:

А) Стратегия;


































В) Гамбит;

Б) Дебют;









































Г) Комбинация.

16. Самая ценная фигура в шахматном войске:

А) Ферзь;








































В) Король;

Б)
Ладья;









































Г) Пешка.








Ответы на вопросы «Тестовые задания по программе «Шахматы
-
школе». Второй год обучения (I полугодие)

Вариант I
























































1) В

2) Б

3) Г

4) В

5) В

6
) В

7) Б

8) Б

9) В

10) В

11) Г

12) А, В,Г

13) Г

14) А

15) Г

16) В

Критерии оценок:

15
-
16 баллов

«5»

14
-
12 баллов

«4»

11
-
8 баллов

«3»

7 и меньше

«2»

Вариант II

1)В

2)В

3)Г

4)В

5)В


6)А

7)Г

8)В

9)Б

10)В

11)В

12)Б

13)В

14)В

15)В

16)В

Критерии оценок:

15
-
16
баллов

«5»

14
-
12 баллов

«4»

11
-
8 баллов

«3»

7 и меньше

«2»















ПРИЛОЖЕНИЕ

Тестовые задания по программе «Шахматы
-
школе».


Второй год обучения
.(II
-
е

полугодие)




1. Нынешний чемпион мира по шахматам:

а) Ананд Вишванатан




























б) Владимир Крамник

в) Мангус Карлсен

































г) Владимир Бузыкаев



2.

Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их неподвижными
:










а) Жертва





















































б)
Отвлечение










в) Атака
























































г) Связка

3.

Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?

а) Ладья


























б) Слон

в) Пешка



























г) Конь

4.

За кого
или за что сначала следует браться при рокировке?

а) За соперника






















б) За ладью

в) За короля




























г) За голову

5.

Запись шахматной партии называется:

а) Запись








































б) Нотация

в
) Игра













































в) Дневник

6.

Как оценивается

ценность шахматных фигур:

а) В рублях


































б) В пешках

в) В долларах































г) В слонах

7.

Положение в партии, при кото
ром, одна из сторон проигрывает из
-
за своего хода:

а) Шах






































б) Пат

в) Цугцванг






























в) Страх

8.

Какой мат ставят «ножницами»:

а) Спёртый



























б) Линейный

в) Двойной




























г) Открытый

9.

Когда отмечается Международный день шахмат
:

а) 1 июня
























б) 9 мая

в) 20 июля























г) 1 сентября


10.

Чемпион Республики Тыва

по шахматам среди женщин:

а) Монгуш Айлаана











б)

Ондар Дусия

в) Манзырычы Херелмаа



г)Ойдуп Арсения

11
. Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:

а) Эндшпиль





























б) Дебют

в) Миттельшпиль























г) Турнир

12.

Конечная цель шахматной
партии:

а) Рокировка



























б) Шах

в) Мат









































г) Рукопожатие

13.

Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая
-
либо фигура:

а) Гамбит


































б) Дебют

в) Эндшпиль































г) Миттельшпиль

14.

Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «время»:

а) Обладание большей частью доски


















б) Преимущество в развитии

в) Достижение
материального преимущества




г) Отставание в развитии

15
. Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз:

а) Пат
















































б)

«Вечный шах»

в) Мат
















































г) Ничья

16.

Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «материал»:

а) Обладание большей частью доски


















б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества




г) Победу

17.

Какой фигу
рой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии
:

а) Слоном



























б) Конём

в) Ферзём































г) Ладьёй

18.

Кто является составителем шахматных задач и этюдов
:

а) Тренер






























б)
Судья

в) Композитор























г) Претендент


Ответы на вопросы тестовых заданий по программе «Шахматы
-
школе»


Второй год обучения

1) А

2) Г

3) Г

4) В

5) Б

6) Б

7) В

8) Б

9) В

10) А

11) В

12) В

13) А

14) Б

15) Г

16) В

17) Б

18) В

Критерии
оценок:

17
-
18 баллов

«5»

12
-
16 баллов

«4»

11
-
7 баллов

«3»

6 и меньше баллов

«2»











ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест «ШАХМАТЫ»

1.

Какая страна большинством исследователей считается родиной шахмат?

Индия

Китай

Япония

2.

Сколько клеток на шахматной доске?

32

64

128

3.

Что означает слово «шахматы» в переводе с персидского языка?

Шах умер

Шах взят в плен

Шах, потерявший шанс

4.

Как звучит классическая шахматная задача «Задача о восьми ферзях»?

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни
один из них не находился под боем другого»

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не был ближе к другому, чем на 3 клетки»

«Расставить на стандартной шахматной доске 8 ферзей так, чтобы каждый из них заканчивал игру в

три хода»

5.

Каковы размеры стандартной шахматной доски?

16х16 клеток

10х10 клеток

8х8 клеток

6.

Чему равна материальная ценность ферзя?

Примерно девяти пешкам

Примерно половине короля


Двум ладьям и двум коням

7.

Сколько пешек присутствует в начале игры
на стандартной шахматной доске?

Восемь

Шестнадцать

Двадцать

8.

Как по правилам может двигаться Ладья?

На любое число полей по горизонтали или по вертикали, при условии, что на её пути нет фигур

На любое число свободных полей в любом направлении по прямой

Н
а любое число полей по диагонали, при условии, что на его пути нет фигур

9.

Соответствует ли правилам игры утверждение «Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали»?

Да

Нет

10.

Сколько раз в течение партии можно произвести Рокировк
у, согласно правилам?

Один

Два

Три

11.

Какого вида мата не существует?

Линейный

Взрослый

Детский

12.

Как называется «ничья» в шахматах?

Бат

Кат

Пат

ПРОВЕРИТЬ




ОТВЕТЫ

1.

Какая страна большинством
исследователей считается родиной шахмат?

Индия

2.

Сколько клеток на шахматной доске?

64

3.

Что означает слово «шахматы» в переводе с персидского языка?

Шах умер

4.

Как звучит классическая шахматная задача «Задача о восьми ферзях»?

«Расставить на стандартно
й шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находился под боем другого»

5.

Каковы размеры стандартной шахматной доски?

8х8 клеток

6.

Чему равна материальная ценность ферзя?

Примерно девяти пешкам

7.

Сколько пешек присутствует в начале игры на с
тандартной шахматной доске?

Шестнадцать

8.

Как по правилам может двигаться Ладья?

На любое число полей по горизонтали или по вертикали, при условии, что на её пути нет фигур

9.

Соответствует ли правилам игры утверждение «Король ходит на расстояние 1 по
вертикали, горизонтали или диагонали»?

Да

10.

Сколько раз в течение партии можно произвести Рокировку, согласно правилам?


Один

11.

Какого вида мата не существует?

Взрослый

12.

Как называется «ничья» в шахматах?

Пат




ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидакти
ческие игры и игровые задания.

“Горизонталь”
. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками
(фишками и пешками).

“Вертикаль”
. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

“Диагональ”
. То

же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.

“Волшебный мешочек”
. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников
пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.

“Угадай
-
ка”
. Педагог словесно
описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

“Секретная фигура”
. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме
секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “С
екрет”.

“Угадай”
. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.

“Что общего?”
. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем
отличаются (цвет, форма).

“Большая и малень
кая”
. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.

“Кто сильнее?”
. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее?
На сколько очков?”.

“Обе армии равны”
. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках
другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Мешочек”
. Ученики по одной вынимают из мешоч
ка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную
позицию.

“Да или нет?”
. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении.

“Не зевай!”
. Педагог говорит какую
-
либо фразу о начальном положении, наприм
ер: “Ладья стоит в углу”, и бросает
кому
-
либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.

“Игра на уничтожение”


важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика


формируется внутренний план действий,

аналитико
-
синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками
ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

“Один в поле воин”
. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расп
оложенные на шахматной доске, уничтожая
каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).


“Лабиринт”
. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные”
поля и не перепрыгивая их.


Перехитри часовых”
. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
“заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

“Сними часовых”
. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршр
ут передвижения по
шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.

“Кратчайший путь”
. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

“Захват контрольного поля”
. Игра фигурой против фигуры веде
тся не на уничтожение, а с целью установить свою
фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.

“Защита контрольного поля”
. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон н
е имеет победителя.

“Атака неприятельской фигуры”
. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не
оказаться под боем.

“Двойной удар”
. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под б
оем.

“Взятие”
. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее


побить незащищенную фигуру.

“Защита”
. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Примечание.
Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд

странные, как
“Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для
детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все
игры и задания являют
ся занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического
мышления.

“Два хода”
. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим
образом: на каждый ход педагога ученик отвечае
т двумя своими ходами подряд.














ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические задания.

“Мат в один ход”.
“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные
начинают и дают мат в один ход.

“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”
. Надо найти

такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника
неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

“Защита от мата”
. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго
года обучения

таких видов несколько).

“Выведи фигуру”.
Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.

“Поставь мат “повторюшке” в один ход”
. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует
ваши ходы.

“Мат в два хода”
. В учебных положения
х белые начинают и дают мат в два хода.

“Выигрыш материала”
. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное
преимущество.

“Можно ли побить пешку?”
. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мат
у.

“Захвати центр”
. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”
. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“Чем бить фигуру?”
. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику

пешки”
. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.

“Выигрыш материала”
. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.

“Мат в три хода”
. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат

в три хода.

“Мат в два хода”.
Белые начинают и дают мат в два хода.

“Мат в три хода”
. Белые начинают и дают мат в три хода.

“Выигрыш фигуры”
. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.

“Квадрат”
. Надо определить, удастся ли провести пешку в
ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”
. Требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”
. Нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”
. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться
ничьей.


Путь к ничьей”
. Точной игрой нужно добиться ничьей.

“Самый слабый пункт”
. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.

“Вижу цель!”
. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.


“Объяви мат в два хода

. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.

“Сделай ничью”
. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

“Выигрыш материала”
. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.



Приложенные файлы

  • pdf 3276452
    Размер файла: 363 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий