Основные правила набора и верстки и изучение возможностей программы верстки InDesign CS4. Москва, МГУП, 2011. курсовая макарова дг2-2.indd 1.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
— (лат. codex, первоначально ствол, бревно, за
тем — скрепленные деревянные таблички для письма)
— одна из древних форм книги. В Древнем Риме длин
ные неудобные для письма свитки сменили несколько де
ревянных дощечек, покрытых воском и
одной стороны наподобие тетради. Разновидность ма
териальной конструкции издания, основной признак ко
торой — это скрепленные в
корешке тетради или книж
ные листы. Такова материальная конструкция книжных
— одна из сторон листа бумаги в
(книги, журнале, газете, альбоме), на
которой расположе
Книжный блок
— это «тело» книги, изготовленный
ходе брошюровочных процессов комплект скреплен
ных в
корешке тетрадей или отдельных книжных ли
стов, содержащий все страницы и
другие детали (вклей
ки, вкладки, накидки, приклейки, ленточка-закладка, фор
зацы и
т.д.) одного экземпляра будущей книги, подготов
ленный для вставки в
переплетную крышку или для кры
— конструктивный элемент издания, лист,
приклеиваемый узкой полоской к
корешковому полю
одной из внутренних страниц тетради. к
вклейкам вынуж
Методическое пособие подготовлено студенткой 2 кур
са факультета графических искусств с целью изучения
дены прибегать, когда иллюстрация или таблица не
щается на
странице или развороте страниц, когда иллю
страцию надо отпечатать, в
отличие от всего издания,
надо напечатать в
несколько красок, или на
другой бума
— конструктивный элемент издания, лист ил
люстраций или иных материалов, сфальцованный в
традь из четырех или большего числа страниц, вло
женную в
середину (разъем) одной из тетрадей изда
ния и
сшитую вместе с
нею. На вкладке обычно печата
ют изображение, иной материал, который в
отличие от
всей книги, требовалось отпечатать в
несколько красок,
Накидка — конструктивный элемент издания, дробная
часть листа или 4 8, 16-страничная тетрадь с
ми (чаще всего иллюстрации), напечатанными на
бумаге или иным способом, накинутая на
журнальную тетрадь и
скрепленная (сшитая) вместе
Приклейка — лист с
иллюстрацией или дробная часть
печатного листа, приклеенная узкой полоской к
(ленточка-закладка)(от нем. Lesezeichen заклад
ка) — тесьма, прикрепляемая к
корешку головки блока
таким образом, чтобы ее конец выходил за пределы ниж
него края блока, проходя свободно между любыми двумя
Скрепление книжных блоков
— втачку, бесшвейное,
Обрезка книжных блоков (брошюр) с
трех сто
— выравнивание по заданному формату с
трех сто
рон книжного блока или брошюры на
одноножевой или
трехножевой бумагорезальной машине. Обрезка обыч
но выполняется на
трехножевой, но может выполняться
на одноножевой бумагорезальной машине. Стандарт
ный размер обрезки — 5 мм с
каждой стороны (кроме ко
решковой). Книжный блок обрезается до вставки в
реплетную крышку, но, как правило, после крытья обло
— один из основных видов полиграфической
продукции, в
узком смысле непериодическое издание
виде сброшюрованных бумажных листов или тетрадей
отпечатанной на
них текстовой, графической, иллю
страционной информацией объемом более 48 страниц,
как правило, в
переплете. В широком смысле — это син
тез слова и
изобразительного искусства, осуществленный
(франц. brochure) — непериодическое
книжное издание небольшого объема (до 48 полос), со
стоящее из сброшюрованных и
скрепленных листов за
печатываемого материала в
обложке. Полиграфисты счи
тают любое издание в
обложке брошюрой, поскольку
производство издания заканчивается брошюровочными
— четырехстраничная бумажная покрышка,
которая предохраняет издание от внешних воздействий,
сообщает о
нем основные данные и
служит элементом
Крытье обложкой
— внакидку, вроспуск, обыкновен
— твердое, прочное покрытие готового из
дания, содержащее основные выходные сведения, являет
ся элементом художественного оформления и
вает его сохранность. Для соединения переплета с
ным блоком используют форзац. Переплет — это сово
купность переплетной крышки и
приклеенных к
функциональных дополнительных элементов (например,
форзацев, марлевых клапанов и
окантовочного матери
ала), а
также упрочняющих деталей переплета и
тов внешнего оформления издания, выполняющих также
рекламно-информационную функцию. Конструктор
(нем. Vorsatz) — сложенный пополам лист
бумаги или оттиска (односгибная тетрадь), помещаемый
между переплетной крышкой и
блоком книги. Служит
связующим звеном между книжным блоком и
ной крышкой. Форзац может быть белым, цветным, укра
шен орнаментом или рисунками, связанными с
жанием текста. Иногда на
форзац выносят схемы, кар
ты, фотографии, цитаты и
другую информацию из кни
ги. Существует несколько видов форзацев. Чаще приме
няется простой приклейной форзац — односгибная те
традь из специальной форзацной бумаги. В книгах боль
шого объема (толщиной блока свыше 30 мм) применяют
приклейной форзац с
окантовкой — полоской из бумаги
(нем. Nachsatz) — задний форзац.
Бумага для печатания книжно-журнальной продукции
выпускается или в
виде рулонов, представляющих со
бой бумажную ленту длиной до 7000 м, плотно намотан
ную на
картонную или деревянную втулку (ролевая), или
Формат листовой бумаги
— размер бумажного листа
по ширине и
высоте (в см). Обозначают этот формат так:
60 х 90 см, 70 х 90 см и
т.д., где первая цифра показыва
ет ширину листа, а
вторая — его длину. Основные стан
дартные форматы бумаги, изготовляемой в
России: 60 х
У рулонной бумаги практически нормирована только
ширина бумажного полотна, так как оно может быть раз
Долей листа называется часть отпечатанного листа, об
разуемая при его сгибании (фальцовке) в
несколько раз
Если лист согнут три раза (каждый последующий сгиб
перпендикулярен предыдущему), то доля листа будет 1/8,
Форматы изданий условно обозначены размером бу
мажного листа в
сантиметрах и
его долей, например: 60
После печати листы фальцуются и
далее осуществля
ется подборка (подъемка) — комплектовка блока издания
путем собирания тетради к
тетради в
порядке их следо
После фальцовки и
подборки тетрадей и
их скрепления
блок, он обрезается с
трех сторон, как правило, по 5 мм.
Фактически формат издания
— это размер страни
цы издания после обрезки блока. Этот размер выражает
Типометрическая система
— система единиц измере
С момента изобретения книгопечатания (XVI в.) воз
никли неудобства, связанные с
тем, что не
было ника
кой системы в
измерении и
обозначении размеров типо
графских наборных знаков и
закрепляющих их пробель
(лат. punctum точка) — основная единица из
мерения типографической системы. Пункт равен прибли
зительно 1/72 дюйма. Но из-за того, что в
системах мер
разных странах дюйм был разной длины, известны раз
меры пункта, немного отличающиеся друг от друга. Фран
цузский типографский пункт, предложенный Дидо, ра
вен 0,376 мм — этот размер был принят в
наборе в
континентальной Европе, включая Россию.
Англо-американский пункт равен примерно 0,353 мм.
Компьютерный набор базируется на
системе измерения, поэтому текст в
современной книге
может отличаться по размеру от текста, набранного тем
В основном типометрическая система была приня
та в
высокой печати, в
офсетной печати все, что не
зано с
набором (размеры блоков книги, полей и
элементов) обозначается в
метрической системе. В на
стоящее время форматы печатной продукции измеряют
ся в
мм, а
размеры шрифта, интерлиньяжа и
— термин остался от времен высокой печати, когда
вручную наборщик набирал металлические литеры из на
борной кассы и
составлял строки, из них — страницы. В
настоящее время это электронный набор, а
наборщик —
человек, который набирает текст в
текстовом редакторе.
(нем. Schrift, от schreiben писать) — комплект
литер, (в эпоху металлического набора) воспроизводящий
какой-либо алфавит, а
также цифры и
знаки. В настоя
(очко литеры, очко знаков шрифта) — печатаю
щий элемент литеры шрифта, дающий оттиск изображе
Базовая линия шрифта
— воображаемая линия,
которой стоят знаки, проходит по нижнему краю пря
— расстояние от базовой линии одной
Строчные буквы
— буквы, составляющие строки
Прописная буква
— буква увеличенного размера по
сравнению со строчной буквой, с
нее начинается пред
ложение. Прописные буквы используются также и
набора выделений, заглавий, заголовков и
т.д. Отличает
— шрифт, имеющий начертание пропис
Гарнитура шрифта
— комплект шрифтов различных
начертаний, насыщенности, кегля и
плотности, объеди
ненных общностью рисунка очка. Гарнитуры отдельных
шрифтов имеют названия, например: Garamond, Myriad
— графический рисунок наборного
шрифта, входящего в
состав одной гарнитуры. Начерта
ния шрифта классифицируются по ширине очка (нор
мальное, узкое, сверхузкое, широкое, сверхширокое), по
наклону очка (прямое, курсивное, наклонное), по насы
щенности очка (светлое, нормальное, полужирное, жир
(кегель) — размер литеры наборного шрифта,
высота буквы или знака в
строке с
просветом над и
ними (заплечики), необходимым для того, чтобы их
штрихи в
смежных строках не
сливались друг с
кегль шрифта — это высота кегельной площадки, а
очка шрифта. В разных шрифтах при одинаковых кеглях
Основной текст
– текст, несущий самую главную ин
формацию книги. Как правило, он предназначен для
Дополнительный текст
– текст, поясняющий основ
ной или несущий дополнительную информацию: приме
чания, сноски, пояснения, комментарии, подрисуночные
подписи, аннотации, предисловия, послесловия, прило
Рубрикация и
навигационный аппарат
– тексты,
служащие для ориентирования в
издании. Чем сложнее
структура книги, тем важнее развитая система навигации.
Рубрикация включает заголовки и
подзаголовки, навига
ционный аппарат – система колонцифр, колонтитулов,
— часть текста от одного абзацного отступа до
следующего абзацного отступа, связанная единой мыс
Абзацный отступ
— пробел в
начале первой строки
текста, объединенного единой мыслью, идеей, сюжетом.
Должен быть одинаковым для текста всего издания неза
висимо от размера (кегля) шрифта. Абзацный отступ от
сутствует в
так называемом безабзацном наборе, где аб
зац обозначается только концевым пробелом. Существует
обратный абзацный отступ, при котором начало первой
строки абзаца выступает влево по отношению к
— (нем. Spatium, лат. Spatium простран
ство, промежуток) — пробельный материал, используе
мый в
металлических наборных печатных формах высо
кой печати для заполнения пробелов между словами при
выключке строк, в
абзацных отступах. В настоящее вре
мя также используется термин шпация в
качестве вирту
ального пробельного материала фиксируемой ширины.
Шпация может иметь различные размеры: кегельная (кру
глая) шпация равна размеру шрифта (относительный раз
(нем. Span, Spon щепка, подкладка — про
бельный материал в
металлическом наборе, служащий
для увеличения пробелов между строками. Размер шпо
нов — чаще 2 п. В металлическом наборе интерлиньяж
— дефект, выражающийся в
совмещении по
вертикали или под углом межсловных пробелов в
расположенных строках (не менее трех). При этом созда
ются полосы пустот и
впечатление трещины, разорван
ности текста. Дыра — белые промежутки, которые связа
ны с
неоправданно увеличенным межсловным пробелом.
Самая случайная дыра — двойной (а иногда и
Набор должен соответствовать издательской указаниям
Не допускаются буквы и
знаки из шрифтов других
гарнитур. Не должно быть пропусков и
ошибочных по
вторений слов или строк. Не допускается замена какого-
либо печатного знака другим сходным по начертанию.
Нельзя, например, заменять букву о
нулем (0), знак граду
са дробным нулем, знак апострофа — перевернутой за
пятой, кавычки — двумя запятыми, твердый знак — апо
Пробелы между словами в
смежных строках не
Нельзя допускать, чтобы межсловный пробел был
Абзацные отступы (выступы) должны быть одинаковы
Концевая строка абзаца должна превышать размер аб
Концевая строка абзаца должна быть короче полных
строк не
менее чем на
кегельную, или быть полной. Если
по особому указанию набор делается без абзацных отсту
пов, концевые строки абзацев обязательно должны быть
короче остальных строк не
менее чем на
кегельную.
— короткая горизонтальная черточка, которая
служит для связи частей составных слов и
для переносов
Длинное тире используют для связи слов в
нии, как правило, перед длинным тире и
после него на
бирают тонкие шпации. Длинное тире в
начале стро
ки встречается только в
прямой речи. Если в
вом наборе (файле) есть знак «короткое тире», то между
цифрами лучше использовать его. Если короткого тире
нет, допустимо использовать длинное тире или дефис, но
Не допускается использовать латинские знаки вместо
похожих кириллических (k вместо к, u вместо и). Нежела
При наборе должны соблюдаться все грамматические
правила переноса, а
также специальные правила. Не до
пускаются переносы, которые могут исказить смысл,
а) сокращения, набранные прописными буквами, а
же прописными с
примесью строчных или прописны
б) цифры, образующие одно понятие; в
случае необ
ходимости могут быть разделены числа, соединенные
знаком тире, например: 1941—1945 гг., XVII—XVIII
вв., причем знак тире должен быть оставлен на
Не должны быть отделены при переносе из одной
а) фамилии от инициалов или один инициал от дру
б) сокращенные слова от имен собственных, например:
в) цифры или буквы со скобкой или точкой (при пере
г) арабские или римские цифры от их сокращенных
д) знаки и
обозначения от следующих за ними цифр,
е) предлоги, которыми начинаются предложения, от
следующих за ними слов; нежелательно оставлять
конце строки однобуквенные предлоги и
Точки, тире, точки с
запятой, двоеточия, апострофы
конце строки приравниваются к
знаку переноса и
четание этих знаков (включая и
переносы) должно быть
более пяти подряд. При наличии четырех-пяти пере
носов подряд следующие три-четыре строки не
2) многоточие, как и
знак паузы, от предшествующего
3) тире между цифрами, обозначающими пределы ве
личины, например: 20—30 человек; лучше использо
7) знаки сноски от предшествующей точки или запя
9) знаки плюс, минус и
плюс-минус от цифры в
2. Отбивают: тире между словами с
обеих сторон на
3. В прямой речи абзацный отступ перед тире должен
4. Во всем издании используют кавычки одного рисун
ка. Если внутри текста, заключенного в
кавычки, от
дельные слова тоже взяты в
кавычки, то весь отрывок
должен быть заключен в
кавычки основного для данно
го издания рисунка, а
отдельные слова внутри — в
вычки другого рисунка. Если заключенный в
текст выделен курсивным или полужирным шрифтом,
то кавычки должны быть такого же начертания.
— особый набор знаков, особое оформление
слов и
целых предложений для вычленения их из основ
ного текста. Для этого используют разрядку, курсив, полу
жирные и
жирные шрифты, а
также шрифты большего
Слова, акцентированные полужирным и
набирают шрифтом той же гарнитуры, что и
текст. При выделении подчеркиванием линейка по длине
Если слово выделяется курсивом или полужирным, то
следующий за этим словом знак препинания (в том числе
Отдельные мелкие части текста, дополнительные тексты
1. При наборе отдельных частей текста (например, ци
тат, примечаний) со втяжкой ширина последней должна
превышать размер абзацного отступа примерно на
кегель
ную.
— монтаж полос издания заданного размера из
составных элементов: наборных строк текста, заголовков,
формул, таблиц, репродукций иллюстраций, украшений,
колонцифр, колонтитулов. Особое внимание стоит обра
Версткой называется также сверстанные листы коррек
Полоса набора
— запечатанная площадь страницы
любого издания, на
которой размещается набор текста
(иллюстрации). Различают следующие разновидности
полос: концевые, начальные, иллюстрационные, Таблич
Формат полосы набора
— размеры текстовой поло
сы набора, обозначается формат двумя цифрами: длина
полной строки и
ширина набора, в
настоящее время вы
— незапечатанные участки на
страницы из
дания, размеры которых определяются разницей фор
матов полосы и
издания. Каждая страница имеет четы
ре поля: верхнее (головочное), нижнее, наружное (перед
нее) и
внутреннее (корешковое). Размеры полей стра
ницы издания зависят от размера и
положения полосы
странице издания и
формата издания. Поля — голов
Выключка строк
— выравнивание строк текста по
формату полосы набора, При компьютерном наборе вы
ключка строк производится при помощи программного
Флаговая группировка строк
— асимметричная
группировка (выключка) строк заголовка или текста поло
ыравнивание текста по центру
(по оси симметрии)
— набор текста, при котором строки располагаются сим
— способ выделения ряда строк в
тексте пу
тем их набора на
более узкий формат, чем формат поло
сы издания: со сдвигом влево (правосторонняя втяжка), со
сдвигом вправо (левосторонняя втяжка), или с
обеих сто
– цифра, обозначающая порядковый но
Колонтитул
— (от франц. colonne столбец и
лат. titulus
надпись, заголовок) — элемент структуры издания, содер
жащий некоторые справочные данные об издании, напри
мер, фамилию автора, заглавие книги (журнала, статьи), за
головок раздела, начальные буквы или заголовки статей
словарях, помещаемые над текстом каждой страницы.
Нередко применяется в
сочетании с
— линейка, расположенная на
полосе издания над или под основным текстом в
элемента художественного оформления и
(или) чтобы
— отступ в
начальных страницах (полосах)
издания от верхнего края страницы до начала тексто
вых строк, его разделов и
других структурных частей, ко
торый может быть заполнен заголовками и
— (от лат. rubrica заглавие закона, напи
санное красной краской) — система рубрик (заголовков
разделов) основного текста издания (произведения), в
Аппарат издания
— дополнительные тексты, вклю
чаемые в
издание для создания благоприятных условий
пользования: оглавление, для содержание, для предисло
вие, для вступительная статья, послесловие, для примеча
— высота полос должна быть одинаковой
кратной кеглю шрифта основного текста, отбивки от
текста различных элементов (сноски, иллюстрации, под
— размер спуска должен быть одина
Приводность строк. Верстка должна быть приводной,
т.е. такой, при которой строки основного текста совпада
ют с
основными строками основного текста на
те, для чего все части полос, набранные иначе, чем основ
ной текст или занятые иллюстрациями, таблицами и
помощью отбивок приводят по высоте к
целому числу
Начало и
окончание наборной полосы. Полоса
должна начинаться неполной концевой строкой —
висячей, а
заканчиваться абзацной. Последняя строка не
Вгонка строки
— ликвидация короткой концевой
строки путем редакционного сокращения текста, а
Выгонка строки
— 1) увеличение числа набранных
строк в
результате вставки нового текста, 2) увеличение
межбуквенных пробелов. Увеличение пробелов между аб
Спусковая полоса
– полоса со спуском, обозначаю
щим начало издания, его подраздела (главы, части), про
изведения в
сборнике. Размер спусков в
начальных по
лосах должен быть одинаковым во всем издании. Допу
скаемые отклонения в
размере спусков — одна-две стро
Концевая полоса
– последняя страница издания, гла
вы, раздела, статьи. Текст на
концевой полосе должен,
как правило, занимать не
менее одной четверти ее вы
соты. Полная концевая полоса должна быть сверстана
три-четыре строки короче, чтобы было заметно окон
Колонцифры располагают в
нижнем или верхнем
поле страницы (редко в
боковом наружном поле) в
мых разных местах от края набора, по центру формата на
бора и
т.д., на
разном расстоянии от края набора, руко
водствуясь шагом модульной сетки или произвольно вы
бранным отступом. По техническим правилам верстки ко
лонцифра не
ставится на
титульном листе, обороте ти
тула, странице с
предвыпускными и
выпускными дан
ными, страницах, целиком занятыми иллюстрациями (за
исключением научно-технических изданий, на
вых страницах при верстки колонцифр в
нижнем поле,
спусковых страницах при верстке колонцифр вверху,
— система взаимосвязанных и
ных заголовков издания, выражающих взаимосвязь и
подчиненность возглавляемых ими рубрик (подразделов
– название внутреннего подраздела про
изведения или издания или произведения (главы, пара
графа, части, раздела).
Ступень рубрикации
— место по значимости ру
брик (подразделов) и
их заголовков в
общей системе ру
брикации издания (произведения): первая ступень – са
мые значимые заголовки (часть), вторая ступень — глава,
третья — параграф и
т.д. Заголовок и
подраздел одной
значимости образуют одну ступень рубрикации, заголов
ки разной значимости — разные ступени — от высшей
через промежуточные к
низшей). Благодаря этому чита
тель может ориентироваться в
структуре и
композиции
издания (произведения) и
воспринимать соотноситель
ное значение каждого заголовка и
возглавляемого им
подраздела.
— связь и
взаимозависимость ру
брик и
их заголовков в
произведении и
издании, соглас
но которой каждая рубрика и
ее заголовок образуют еди
ный ряд с
другими равноправными рубриками и
их заго
ловками и
то же время являются частью рубрики боль
шего значения, подчиняются ей и
ее заголовку и
Рабочее оглавление
– перечень всех без исключе
ния заголовков издания, напечатанных виде наглядной
схемы – таким образом, чтобы графически была показа
на их смысловая взаимозависимость, соподчиненность. В
рабочем оглавлении заголовки первой, самой значимой
ступени рубрикации печатаются от первой слева верти
кальной линейки, обозначенной цифрой I, заголовки
второй ступени – от второй слева вертикальной линей
ки, обозначенной цифрой II, и
т.д. Хорошо обозначать
ступени линейками, отчерченными карандашами разного
цвета. Рабочее оглавление благодаря своей наглядности,
компактности и
обозримости служит художнику руко
водством для оформления заголовков по их значимости.
(добавочный титул) (нем. Schmutztitel, от
Schmutz грязь и
Titel заглавие, титул) – элемент издания,
представляю¬щий собой отдельный лист (правая стра
ница разворота), на
котором размещается только загла
вие произведения или заголовок части или главы. Ино
гда содержит также эпиграф, иллюстрации, украшения,
заголовки подчиненных разделов и
т.д. Оборот оставлен
чистым либо запечатан текстом — начальной страницей
— заголовок в
книжных изданиях, располо
женный вверху спусковой полосы. Шапка является вто
Спусковой заголовок
— заголовок, размещенный
ниже шапки, но не
над текстом непосредственно, а
метной отбивкой от него. Такой заголовок охватывает
весь текст до следующей спусковой полосы, а
не только
первую часть текста подраздела, начатого на
этой спуско
Заголовок вподверстку
– той же значимости заголо
Заголовок в
подбор с
текстом
— тематический за
головок, набранный выделительным шрифтом (полужир
ный, курсив, разрядка, капитель) непосредственно перед
текстом, тему которого он определяет, в
строку с
отделенный точкой в
конце заголовка. Это единственный
— текст, набранный на
более узкий формат,
чем установленный для издания формат полной строки,
для заверстки сбоку от него иллюстрации, таблицs или
— заголовок одной из самых низших сту
пеней рубрикации, размещенный в
оборке основного
текста и
текст практически не
разбивающий, а
рядом с
ним. Форточки применяются главным образом
учебных изданиях. Набор обычно на
1-2 ступени мень
(маргиналия) – заголовок, расположен
ный на
поле страницы. Фонарики удобны для поиска
текста, но не
экономичны, так как требуют большого
поля. Набор обычно на
1-2 ступени меньше основно
Внутритекстовой заголовок
(скрытый в
тексте) —
выделенное слово или словосочетание внутри основ
ного текста, которое по сути дела является заголовком,
обозначающим тему сравнительного небольшого тек
стового фрагмента. Это самая нижняя ступень рубрика
– перечень размещенных под названием
главы вопросов, которые раскрываются в
тексте. Чаще набирают шрифтом меньшего кегля, чем
1. Строка заголовка не
должна заканчиваться предло
гом, союзом или наречием – их необходимо перенести
следующую строку. Лучше вообще делить строки по
Простые рубрики
(т.е. с
одним заголовком или подза
головком), набранные в
любом количестве строк, отбива
ют от текста с
таким расчетом, чтобы пробел над рубри
кой был, по крайней мере, в
1,5 раза больше, чем под ру
Заверстываемые рубрики вместе с
отбивками должны
быть кратны кеглю шрифта, которым набран текст. Это
Над рубриками, поставленными в
разрез текста
верхней части полосы, и
под рубриками в
части полосы должно быть заверстано не
менее трех-
Подзаголовки форточкой (врезные) закрывают сверху
Подзаголовки фонариком (боковушки) ставят так, что
бы под ними оставалось не
менее трех полных строк
текста.
Отбивки между сложными рубриками последовательно
уменьшают: наибольшая отбивка должна быть между пер
вой и
второй рубрикой, меньше – между второй и
тьей. Рекомендуется начинать работу по оформлению ру
брикации сложной соподчиненности с
самых мелких ру
Шрифтовые способы оформления заголовков
– вы
деления заголовков при помощи шрифтов другого кегля
начертания или даже другой гарнитуры относительно
Композиционные приемы оформления заголовков
– определение места заголовка на
полосе, расположение
строк заголовка относительно друг друга и
Симметричная схема расположения заголовков

расположение заголовков таким образом, чтобы середина
любой строки заголовка совпадала с
вертикальной осью,
Флаговые заголовки
— заголовки, набранные (вы
ключенные) к
левому или правому краю текста или
мысленно проведенной оси. Левые края строк (при
многострочном заголовке) выравнивают по одной линии,
Все виды дополнительных текстов (цитаты, внутритек
стовые примечания, перечисления, пояснения и
т. п.), на
бранные шрифтом пониженного кегля, заверстываются
так, чтобы общая высота вместе с
отбивками была кратна
Для дополнительных текстов внутри полосы отбив
ка снизу может быть на
2—4 п. больше, чем сверху, до
полнительные тексты внизу или вверху полосы (напри
мер, при переходе дополнительного текста с
полосы на
полосу) должны быть отбиты с
одной стороны (соответ
ственно сверху или снизу) в пределах кегля дополнитель
Цитаты, перечисления с
пунктами (а,б, 1,2 и
примечания, набранные шрифтом основного текста со
втяжкой, заверстываются без отбивок от основного текста.
Сноски отделяют от основного текста тонкой линей
кой длиной в 2 см, если нет дополнительных указаний.
Сноски вместе с
отбивкой и
линейкой должны состав
лять целое число строк основного текста, линейку при
этом отбивают сверху и
снизу поровну или снизу при
Сноски должны размещаться на той полосе, на кото
рой в основном тексте имеется знак сноски. Допускается
перенос последней сноски на следующую полосу с
лением на первой полосе не
менее двух-трех строк сно
ски. Переносимая часть сноски не должна быть концевой
строкой, а
оставшаяся — абзацной. Не допускается пере
Если часть сноски перенесена на следующую полосу,
повторяется линейка, отделяющая сноски от текста, но
не повторяются знаки сноски. При наличии на полосе,
на которую перенесена часть сноски, других сносок они
заверстываются после перенесенной части. В неполных
Эпиграфы и
посвящения ко всему изданию, заверсты
ваемые на первой текстовой полосе (они могут распола
гаться и
на отдельных полосах до или после титульного
листа), размещают в правой части полосы над рубрикой
(в счет спуска) с
отбивкой от нее в
пределах двух-трех
Эпиграфы и
посвящения к
отдельной части, главе, ста
тье заверстываются между заголовками и
началом текста
отбивкой сверху и
снизу в пределах двух строк основно
Ссылка на источник в эпиграфе отбивается от него
на 2 п. При наличии нескольких эпиграфов между ними
Открытая верстка
– иллюстрация располагается вверху
или внизу полосы, а
текст расположен над или под ней,
Верстка вразрез
— иллюстрация (или несколько ил
люстраций) расположена между строками текста с
Закрытая верстка
(оборка) — иллюстрация закрыта
текстом с
трех сторон: сверху, снизу и
одной из боко
Глухая верстка
— в
двух- и
многоколонной верстке
иллюстрация закрыта текстом со всех сторон при оборке
Верстка с
выходом в
— иллюстрация вынесе
Верстка на
— мелкие иллюстрации располо
Верстка «под обрез»
— иллюстрация занимает всю
Иллюстрацию размещают на
полосе возможно ближе
тексту, к
которому они относятся. Не располагают ил
люстрации перед ссылкой в
тексте, если иллюстрация
нечетной полосе, а
ссылка на
следующей, четной
(обороте) — короче, ссылку и
иллюстрацию желательно
Иллюстрация, расположенная лежа на
полосу, раз
мещается на
четной полосе верхней стороной к
внеш
нему полю, на
нечетной — к
корешку. Подписи под
иллюстрацией ставят на
четной к
корешку, на
четной — к
внешнему полю, т.е. смотреть всегда надо
справа.
Не допускается размещение иллюстрации после текста
раздела или части издания, непосредственно перед заго
На концевых полосах иллюстрации не
ставят, кроме
концовок. В технической литературе иллюстрации могут
быть заверстаны в
тексте концевых полос, если это необ
При расположении иллюстрации в
угол или в
полосы, внешние линии рисунка на
иллюстрациях долж
При размещении двух иллюстраций рядом, если они
занимают всей ширины полосы, то пробел между
ними должен быть гораздо меньше обоих боковых по
лей.
Одна иллюстрация при верстке вразрез устанавливает
При верстке вразрез над иллюстрацией не
При верстке иллюстрации в
оборку, оборка не
на быть слишком малой — в
малоформатных издани
ях не
менее 3 см при кегле 10 пунктов. В начале обор
ки не
должно быть концевых строк. Пробел между тек
стом и
контуром иллюстрации равняется кеглю шрифта
Не рекомендуется заверстывать иллюстрации одина
ковой ширины в
одном случае в
оборку, в
другом – без
Подписи под иллюстрациями (подрисуночные
Если основной текст имеет большой интерлиньяж, как
бы разбит на
шпоны, то подписи желательно набирать
Пробел между подписью и
иллюстрацией должен
быть меньше, чем пробел между подписью и
следую
Все основные правила одноколонной верстки распро
страняются на
верстку набора в
две, три и
более коло
Строки в
смежных колонках должны быть выровне
ны по горизонтали, то есть надо соблюдать риводность
Колонки набора на
полосе отделяют одну от другой
пробелом (средником или межколонником) от 6 до 24 п.
или линейкой с
минимальной отбивкой от нее текстовых
Колонтитул должен быть отделен от текста пробелом,
При заверстке таблицы (или вывода) на
несколько ко
лонок предшествующий текст разверстывают над ними.
Если это невозможно, текст должен переходить через та
При расположении иллюстрации на
несколько коло
нок текст должен переходить по каждой колонке сверху
В многоколонной верстке нежелательно размещение
колонке одной иллюстрации под другой без разделе
Нельзя оставлять неполную концевую строку вверху
В многоколонном наборе сноску ставят внизу той ко
лонки, к
которой она относится; если сноска относится
В двухколонной верстке при нумерации каждой ко
лонки колонцифры ставят в
левом углу левой колонки
Титульные элементы
– титул, выходные сведения, анно
Титульный лист (
титул) — как правило, начальный
книжный лист издания, на
которой помещены основные
библиографические сведения о
нем, позволяющие отли
чить его от всех прочих, т.е. идентифицировать, и
жащие основным источником для библиографического
описания. Титульный лист помещается на
правой нечет
ной полосе первого разворота. Существуют разные виды
Одинарный титул
– двухстраничный титульный лист
Оборот титула
– оборотная сторона титульного листа,
которой размещают некоторые элементы выходных
сведений, например: знак охраны авторского права, меж
дународный стандартный номер, индексы, аннотацию,
Разворотный (двойной) титул – титульный лист, состо
ящий из двух страниц на
развороте, на
которых содер
жатся сведения об издании. Обычно применяется в
готомных изданиях. На левой стороне располагается кон
тртитул, относящийся ко всему изданию, а
на правой
– титул данного тома. Тот же прием может быть применен
двух языках или на
иностранном языке.
Распашной титул
– разновидность титульного ли
ста, декоративные и
изобразительные элементы которого
представляют единое целое, начинаются на
левой стра
нице разворота, а
заканчиваются на
правой. Распашной
титульный лист отличается от разворотного титульно
го листа, в
котором каждая из двух страниц является са
мостоятельной. занимает четыре страницы, из них первая
называется выходной и
отводится для марки, лозунга, де
виза и
т.д., вторая и
третья – для общебиблиографиче
ких выходных сведений, которые начинаются на
странице и
переходят на
третью, либо для распашного
(фортитул, выходной лист)(от франц avant
перед и
лат. titulus надпись, заглавие) – первая страница
блока, расположенная перед титульным листом; один из
титульных элементов декоративно-композиционного на
значения, используемых при оформлении издания. Со
держит часть выходных сведений, издательскую марку,
марку серии, эпиграф, посвящение. Авантитул стараются
загружать данными, которые печатают на
других эле
ментах издания. За авантитулом следует фронтиспис или
(франц. Frontispice) – страница с
бражением, элемент художественного оформления изда
ния, представляющим собой иллюстрацию, помещенную
левой странице рядом с
титульным листом. Фронти
спис является обычно обобщенным образом всего лите
ратурного произведения. Иногда здесь помещают пор
Совмещенный титульный лист – заверстанные на
ске начальной полосы сведения об издании, обычно раз
мещаемые на
титульном листе. Этот прием обычно ис
[1] Феличи Джеймс. Типографика: шрифт, верстка, ди
[2] Брингхерст Роберт. Основы стиля в типографике.
[3] Гиленсон П.Г. Справочник технического редактора.
[4] Каган Б., Стефанов С. Словарь полиграфических
[5] Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник.

Приложенные файлы

  • pdf 3253458
    Размер файла: 963 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий