УДК 171. №6 2015. Этическое мышление о благе, долге, моральном законе и других категориях нравственности.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. C ЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ Н АУКИ» WWW.APRIORI - JOURNAL.RU № 6 2015 УДК 171 ЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ О БЛАГЕ , ДОЛГЕ , МОРАЛЬНОМ З А КОНЕ И Д РУГИХ КАТЕГОРИЯХ НРАВСТВЕННОСТИ Калинина Татьяна Леонидовна к анд идат ф илософ ских наук Финансовый у ниверситет при Правительстве Российской Федер а ции Москва author @ apriori - journal . ru Аннотация. Рассматрива ются катего рии нравственности в общей теории этического мышления, как специфического типа мышления, ди а- лектически сочетающего в себе рациональные и иррациональные компоненты. Впервые большинство этических категорий объединено в стройную систему, которая создается чел овеком благодаря этическо му мышлени ю . Ключевые слова : к атегори я добра ; логик а оценок ; деонтическая логик а ; рациональный и и ррациональный компонент ы этического мы ш- ления ; п онятие нравственных ценностей ; моральный долг; моральный закон; цена; ценно сть; досто инство; долг человека перед самим собой . THE DUTY, THE MORAL LAW A ND OTHER CATEGORIES OF MORALITY Kalinina Tatyana Leonidovna с andidate of p hilosoph y Financial University under the Gover nment of the Russian Federation M o s cow Abstract. We consider the category of morality in the gen eral theory of . As a specific type , thinking dialectically combines r a- tional and irrational components. For the first time , ca t egories combined into a coherent system that is created by man because of ethical thinking. Key words: с ategories of goodness ; the moral duty ; logic asses s ments ; deontic logic ; rational and irrational ; the co n- cept of moral values ; the moral law ; the price ; the value ; the dignity ; the moral duty of man to himself . 2 Этическое мы шление – это мышление о нравственно м благ е (до б- ре ) и зл е и об осуществлении этих этических начал в повед е нии человека [ 1 ] . Как человек распоряжается своей свободой, в чем состоит правильный П уть П оведения и каковы условия, содействующие всту п- лению на него – таковы некоторые темы данного типа мышления. Если для рационального и иррационального типов мышления [ 1 ] область приложения – это весь мир, то здесь поле деятельности мысли сужив а- ется до человеческой жизни и ее законов, и весь оставшийся мир рассматривае тся через призму конкретных этических категорий. Этическое мышление объединяет элементы и принципы как р а ц и о- нального так и иррационального типов мысли. Рационализация этического мышления связана с идеей об абсолютных основаниях этики. Природа нравственнос ти истолковывается в соответствии с вечными и неизменными началами (законы вселенной, априорные истины, бож е- с т венные заповеди, врожденные нравственные чувства и т.п.). Иррациональная компонента этического мышления питаема идеей а б- солютной це н ности самого ч еловека, убежденностью в его уникальности и неповторимости, откуда следует, что моральные оценки должны вын о- сит ь ся индивидуально, по ситуации, и с ходя из конкретных нравственных особенностей самого индивида. Логика оценок исследует разнообразные оценки этич еского плана, формируемые с помощью абсолютных понятий «хорошо», «плохо», «безразлично» и сравнительных понятий «лучше», «хуже», «равноце н- но». Логика оценок описывает объекты, оценивая их, но не давая ник а ких предписаний, как действовать в отношении этих о бъектов. Напротив, л ог и ка норм, называемая также деонтической логикой, изуч а- ет логич е ские связи нормативных высказываний, говорящих об обязательном, разр е шенном и запрещенном, т.е. логика норм непосре д- ственно ра с суждает о действиях: разрешенных, этически ж елательных, или запрещенных, эт и чески нежелательных. И оценочные, и нормати в- 3 ные рассуждения подчиняются всем общим принципам логики, упра в- ляющей рационал ь ным мышлением вообще, таких , как закон н е противоречия, закон исключенного третьего, закон тождества, з аконы Моргана и т.д. [1]. Иррациональный компонент этического мышления заключается в том, что , прежде всего , признается уникальность и неповторимость вс я- кой моральной ситуации. Характерными особенностями последней является задействование иррациональных спо собностей человека: бе с- сознател ь ных стремлений, ощущений, желаний, необъяснимых страхов и т.д. Отсюда часто напрашивается вывод, что м о ральные требования в каждой моральной ситуации имеют различный смысл и очень трудно, если вообще не невозможно сформулиро вать общие принципы нра в- с т венности, на основании которых человеку можно будет принимать конкретные решения в различных конкретно возникающих обстоятел ь- ствах. Поэтому иррациональное мы ш ление часто приходит к выводу, что подлинная мораль не может быть нормир ована, рационализована, о п ределена в законах. Личность должна оставаться свободной, а чел о- век должен утверждать себя в своей нравственности вопреки внешним о б стоятельствам . Этическое мышление объединяет элементы и принципы как р а ц и о- нального так и иррацион ального типов мысли, но не исчерпывается ими. Этическое мышление принципиально оценочное мышление. Его цель не только описывать и исследовать как это делает рациональное мышл е- ние, не только понимать и объяснять , как это свойственно ирр а циональному мы ш лению , но выносить суждения – вердикты, в к о- торых бы по возможности не оставалось спорных моме нтов. Гипотезы не долго существуют в рамках этического мышления. Оно требует от мыслящего субъекта достаточно жестких позиций и твердых ответов на поставле н ные вопр о сы. 4 Оценивание – одобрение или осуждение – этическим мышлением различных явлений и объектов предполагает наличие в сознании нек о- торых требований, которым нечто оцениваемое может либо удовлетворять , либо не удовлетворять. Это может быть требование и с- полнения д олга или следования нормам поведения или, наконец, требование справедливого отношения к чему - либо – в любом случае предполагается существование некоторых моральных ценностей, кот о- рые негласно считаются знач и мыми для всех. Понятие нравственных ценностей ис ходит из признания безусло в- ной значимости человеческой личности. Ценностные представления коренятся в моральном сознании и проявляются в виде моральных норм, идеалов, понятий справедливости, долга, счастья. Очевидно, что моральные ценности общественно и ис торически об у словлены, с одной стороны, и имеют объективный общечеловеческий смысл – с другой. Отдельно взятый человек имеет личностную систему ценностей, вкл ю- чающую, однако, и общественные ценности. Но эта система может навечно остаться «мертвым» грузом и ли превратиться в абстракцию, о которой всегда по м нят, но редко воспринимают конкретно и всерьез. Система ценностей ничто без совести, которая одна только и м о жет перевести теоретическую абстракцию в жизненно чувственную эмпирию. Именно совесть есть квинтэ ссенция и высшая форма этич е ского мы ш- ления, объединяющая в себе знание, осознание и эмоциональное переживание одновременно. Личность осознает свой долг и ответстве н- ность перед другими и перед самим собой. Чувстве н ная и поведенческая конкретность этого долг а и ответственности будут настолько ясными, насколько выразительно человек осознает идеал с а- мого себя. А уровень нравственности в сопутствующих переживаниях будет столь высок, сколь высоки моральные ценности и требования и н- дивида. К моральным ценностям мог ут быть объективно отнесены такие категории, как нравственность. свобода воли и р азум , которые нера з- 5 рывно связаны друг с другом и активно используются этическим мышл е- нием [2] . Нравственность это отношение поступков к свободе воли. Если бы не было свободы в оли, не было бы и речи о нравственности. Свобода воли есть свобода выб о ра между влечениями чувственной природы и рассуждениями разума, между подчинением моральному закону и укл о- нением от н е го. Что есть моральный закон? Согласно И.Канту м оральный закон один единственный и всео б щий. Он может быть отнесен к врожденным идеям человеческого разума. С о- гласно этому закону каждое из разу м ных существ должно о б ращаться с самим собой и со всеми другими не только как со средством, но более как с целью самой по себе. Н и страх, ни склонность, а искл ю чительно уваж е- ние к моральному закону составляет тот мотив, который может придать поступку нравственную ценность. Достоинство человеч е ства состоит в способности устанавливать всеобщий моральный закон и по д чиняться именно этому закону. Именно р азумное существо, помимо прочих свойств , обладает способн о стью создавать законы и подчинят ь ся законам, причем самым высшим из них – всеобщим законам. При этом достоинство разу м- ного человека состоит в том, чтобы ставить цели согла с но одной лишь идее и подчиняться правилам в соответствии опять же с идеей, а не тол ь- ко с правилами естества. Отсюда возникает дар человека разумного, наз ы ваемый нравственностью или моральн о стью. Чем выше доля разума в человеке, тем более он морален. И наоборот, чем более человек подч и- нен законам естества, тем бо лее он аморален [ 3 ] . Размышления о нравственности и свободе воли неуклонно прив о- дят этическое мышление к понятию добра и зла. М оральное зло или добро возникает из свободы человека пост у пать так, как он сам р ешил, поэтому , сделать человека добрым или злым м о жет лишь он сам [3] . Отсюда моральное зло не может перед а ваться от челов е- ка к человеку, если речь идет о разумных существах. Каждый злой 6 пост у пок человека, если этот человек разумен, есть р е зультат его своб о д- ного и разумного выбора. Если человек делает зло стихийно, то это значит, что он тем самым выводит себя за рамки мор а ли. Отказыв а ет себе в разуме и свободе воли и действует уже как животное, под давлением чувственн о сти, аффектов и инстинктов. Име н но глуб окая недооценка ч е- ловеком своего достоинства в виде разума и безусловной духовной свободы л и шают его воли и силы в следовании моральному зак о ну [2] . Как известно, ф илософия в отличие от социологии или психологии всегда ра с сматривает предельно общие проблем ы и законы бытия ч е- ловека. Это приводит к тому, что решения этих проблем несут в себе некоторую д о лю идеальности, абсолютности, безусловности. Филосо ф- ские ответы на вопросы человеческого бытия - это скорее цели, к которым стоит стремиться, а не рецепты, ко т о рые надо применить [2 ]. Рассмотрение моральных п роблем человека в философии тесно сопряжено с такими понятиями как счастье и смысл жизни. Законченная филосо ф ская система любого великого философа включа ет рассмотр е- ние этих главных аспе к тов в жизни человек а. И. Кант решает проблему смысла жизни и счастья, связывая эти к а- тегории с понятиями цены, ценности и достоинства [3] . Прежде вс е го, ставится вопрос, что обладает для человека ценой, ценностью и дост о- инством. Определим к а ждое из этих терминов. В жизни чел овека все имеет или цену (относительную ценность) или достоинство (абс о лютную ценность). То, что имеет цен у, может быть заменено также и чем - то др у- гим как эквивалентом. Что выше всякой цены и не д о пускает никакого эквивалента, то обладает достоинством. Так , то, что имеет о т ношение к общим человеческим потребностям или удовольствию, имеет цену. Это могут быть, в том числе способности, таланты и умения человека в тр у- де или творч е стве. Что же в жизни человека обладает достоинством? Моральный закон и подчинение ему со стороны человечества не допускают других эквивалентов. Они обладают достоинством. Обладает 7 достоинством также само человечество, если определять его как сов о- купность разумных существ, подчиненных моральному закону, эквивалентов которых не найдено п ока в нашей Вселенной. С понятием достоинства тесно связано понятие морального долга. Принуждение со стороны морального закона называется морал ь- ным долгом. Моральный долг человека разделяется на долг перед самим собой и долг перед другими люд ь ми. Долг чело века перед самим собой рассматривается в двух аспе к тах. Во - первых, долг перед собой как перед существом живым, во - вторых, как перед существом ра зумным [ 3 ] . Первый аспект долга затр а г и вает сохранение человеком своей физической природы и удовлетворение им св оих фундаментальных потребностей с целью не уменьшать, а разв и- вать свои жизненные способности и силы. Второй аспект касается достижения соответствия между максимами воли чел о века и достои н- ством человеч е ства в его лице. Долг человека перед собой, как пере д существом живым, соотве т- с твует его стремлению к счастью, желанию быть здоровым и наслаждаться жи з нью. Долг человека перед собой, как перед существом разумным, означает стремление человека всегда быть внутренне св о- бодным от своих и чужих склонностей, прив ычек, страстей и аффектов, быть целью, а не сре д ством для себя и для других. Самым сильным нарушением долга человека перед самим собой как перед существом разумным является искажение истины или ложь. Ложь может быть внешней – в отношении других, и внутренн ей – в о т ношении себя. Соо б щая себе или другому то, во что сам человек заведомо не в е- рит, он, прежде всего, со з дает искаженную картину де й ствительности и самого себя в ней, усло ж няя и без того запутанную картину мира. Ложь может быть сопряжена с выгодой, к оторую человек хочет и з- влечь для с е бя, часто со страхом или глупостью. Поэтому, для человека 8 лгать, значит использовать себя в качестве средства для достижения каких - либо целей, т.е. нарушать всеобщий м о ральный закон [ 2 ] . Другое нарушение долга человека пе ред самим собой как перед существом разумным состоит в пренебрежении достоинством человеч е- ства в собственном лице. Это может быть случай, когда достоинство личности преуменьшается до цены. Такое возможно как со стороны с а- мой личности, так и со стороны друг их людей. И в том и в другом случае эт о нарушение морального закона [2]. Этическое мышление, рассмотренное в первой части данной раб о- ты активно оперирует представленными мо ральными категориями и законами, данными во второй части статьи. При этом, несмотря на пр е- дельно абстрактную природу нравственных понятий и законов, характерн ыми черт ами этического мышления являются его к онкретность и практическая направленность. В этом проявляется диалектическое единство рационального и иррационального в этическом мышлен ии. Конкретно - значимое восприятие человеком окружающей ситуации и себя в ней возрастает по мере того, насколько серьезные последствия влечет за собой эта ситуация. Отсюда и этическое мышление, оценив а- ющее да н ность как таковую по абстрактным нравственным ка тегориям , включается в действие тем более активно и продуктивно, чем больший смысл и значимость вкладывает конкретная личность в сам процесс и результат переж и ваемых обстоятельств. Таким образом, рассматриваемое этическое мышление порожд а е т- ся нравственност ью человека в целом . Это т способ мышления можно обоснованно назвать конкретно чувственны м , оценивающи м способ ом организации мысли, задействующи м для своих суждений как раци о- нал ь ный, так и иррациональный типы мышления. Специфика этического мышления состоит в том, что оно тем интенсивнее и результативнее, чем серьезнее для человека оцениваемая ситуация, чем выше риск для его физической и духовной целостности. 9 Список использованных источников 1. Калинина Т.Л. Фило софия мышления: Тексты лекций. Казань: Изд - во КГТ У, 2001. 2. Калинина Т.Л. Философия и философствование : Учебное п о собие . Казань: Изд - во КГТУ, 200 7. 3. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. 1797 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 6. С. 223 - 540.

Приложенные файлы

  • pdf 3243870
    Размер файла: 168 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий