Теоретико-методологическое значение категориального анализа в моральной философии. Свобода как центральная.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

УДК 17.011


ТЕОРЕТИКО
-
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО
АНАЛИЗ
А

В МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
. СВОБОДА К
АК ЦЕНТРАЛЬНАЯ
КАТЕГОРИЯ МОРАЛИ

Мишагин П.А.

Научный руководитель


д
-
р филос. наук, проф.
Викторук

Е.Н.

Сибирский государственный технологический универ
ситет



Наука не может обойтись без соответствующего ей категориального аппарата.
Категории традиционно характеризуются как узловые пункты в системе научного
знания, помогающие познавать ее и овладевать ею. Особый статус категорий
обеспечивается тем, что о
ни выражают наиболее существенные свойства и отношения
объектов познания, удерживая их содержание в предельно обобщенном виде.
Отмеченные особенности ставят категории в центр
любой
системы научных понятий,
наделяют их значением
теоретико
-
методологических п
ринципов познания.


В
отечественной
моральной философии сложилась традиция относить к числу
категорий такие понятия, как добро и зло,
благо,
долг, совесть, счастье.
П
еречисленные
понятия не исчерпывают
и не могут исчерпывать
всей системы категорий морально
й
философии. Развитие конкретных нравственных отношений, углубление их познания
расширяют систему
базовых системообразующих
понятий моральной философии,
являющихся своеобразным фокусом пересечения метафизических
(онтогносеологических) и нравственных пробле
м.

Но вне зависимости от обогащения
нравственного опыта человечества, несомненным остается тот факт, что
перечисленные выше традиционные категории представляют стабильную основу,
игнорируя которую

развитие специфического

категориального
аппарат
а

моральной
философии как автономного раздела философ
ского знания не представляется
возможным
.


Исследование категориального аппарата моральной философии, являющегося
плодом длительного исторического развития науки о морали, имеет неоспоримое
теоретико
-
методологическо
е значение. Тем не менее
,

большинству работ посвященных
моральной философии свойственна подмена
теоретико
-
методологического анализа
категорий их нормативным описанием. Это характерно как для трудов,
представляющих историю этических учений, так и для соврем
енного состояния

моральной философии
,
что
во многом объясняется
ее прикладным характером и
практическим предназначением

(не удалось избежать этой подмены и мэтрам
отечественной философии морали специально занимавшимся этим вопросом


Л.М.Архангельскому, О.
Г.Дробницкому, А.А.Гусейнову и др.)
.

Нормативный
методологический
подход к категориям моральной философии
необходим, поскольку он раскрывает их актуальное содержание. Однако сам по себе он
оказывается недостаточным для того, чтобы проникнуть в суть научно
го познания
моральных процессов, вооружить теорию и практику действенным методом целостного
постижения моральных явлений. Задача,
таким образом
, заключается не
в
критике
нормативного содержания категорий моральной философии, а в органическом
соединении сод
ержательного и формального анализа, что возможно достичь только на
базе конкретно
-
исторического изучения
морали
как специфического объекта
междисциплинарных научных исследований.


Методологическое исследование категорий моральной философии сталкивается
пре
жде всего с трудностями истолкования их природы, поскольку они формируются на
стыке двух
форм социального сознания: морали и моральной философии (как
специфической науки о морали). С одной стороны, категории моральной философии
выражают наиболее специфичес
кие свойства, отличающие мораль от других форм
социального сознания, с другой


представляют собой понятийный аппарат конкретной
научной отрасли


философии морали, то есть выступают в качестве научных понятий.
Возникает проблема, которую можно сформулиров
ать следующим образом: отрицают
ли два указанных качества друг друга или они совместимы в каком
-
либо отношении?


Специфические черты, разграничивающие философию морали и саму мораль по
принципу «наука и ее предмет», не должны затемнять внутренней органичес
кой
общности, связывающей их генетически и функционально. Исследователи моральной
философии с самих ранних этапов ее развития стремились дать определенное
толкование действующим в обществе моральным нормам, утвердить идеалы,
отвечающие интересам конкретных

лиц и их групп. Они,
таким образом
, исходили из
реально существующего морального сознания и формирующих его мотивов,
определенным образом предопределяющих его развитие. Это свое назначение
философия морали всегда более или менее успешно осуществляла путем

описания
норм поведения, обобщенн
о выраженных в представлениях о
добре и зле, благе, долге,
совести, счастье,
и,
наконец, свободе, к которым люди обращаются в своей
повседневной жизнедеятельности. Но описание


только начальная ступень научного
познания
.
Теоретико
-
методологическая
функция науки с неизбежностью приводит к
обоснованию
определенной интерпретации

феноменов морали, и здесь моральная
философия уже поднимается над обыденным моральным сознанием, поскольку
представляет собой систему знаний, в котор
ой так или иначе выражены
мировоззренческие и познавательные позиции исследователя. Не затрагивая здесь
вопроса о соотношении обозначенных позиций с принципом объективности научных
исследований, отметим лишь, что мера их совпадения обусловлена сочетанием
в
сесторонности и глубины познания предмета науки с заинтересованностью ученого в
утверждении подлинно гуманистических и социально
-
конструктивных

идеалов.


Категории моральной философии
в теоретико
-
методологическом разрезе
правомерно рассматривать прежде вс
его как выражение в философии морали
различных сторон морального сознания и моральной практики, теснейшим образом
взаимообусловленных. Для самого же морального сознания представления и понятия о
свободе, добре и зле, совести и долге и т.д. являются специфи
ческими формами
его
выражения
. Названные понятия
функционально
могут выражать нормативные
требования, ценности, мотивы. Каждая из

обозначенных

спецификаций
, взятая сама по
себе, не является монополией
исключительно
морального сознания
. Нормативность, к
при
меру, характеризует также правовое сознание. Оценочность присуща и правовому и
эстетическому, и, в известной мере, научному сознанию

как таковому, во всей его
целостности и полноте
. Органичное же сочетание нормативности, императивности,
оценочности, мотива
ционности


характерная особенность именно и только
морального сознания. Вместе с тем отмеченная особеннос
ть не раскрывает всей
специфики морали, которая связана также и со способами реализации перечисленных
выше свойств: моральные нормы, оценки и мотивы обретают регулятивную силу
постольку, поскольку подкрепляются социальной политикой и личными убеждениями.


Существенной характеристикой
базовых системообразующих категорий
моральной философии (
свободы, добра и зла, долга, совести и ответственности и т.д.
)

является то, что они обладают значением важнейших моральных ценностей, которые
широко используются субъекта
ми морали как ориентиры собственной деятельности в
пространстве социальных коммуникаций.
Для обыденного сознания представления о
свободе, добре и зле, справедливости и т.д. неотделимы от их конкретного предметно
-
чувственного содержания. Человека, занятого
практическими делами,
руководствующегося повседневными заботами, интересуют не категории сами по себе,
а

те
феномены, которые за ними стоят
. Если учитывать, что обыденное сознание не
защищено
от ошибочных, односторонних суждений и просто заблуждений, а так
же
возможность расхождения личных и общественных интересов, к сказанному выше
можно еще добавить большую вероятность субъективистского понимания моральных
представлений на уровне обыденного сознания, хотя нравственный опыт человечества
,

на теоретико
-
методо
логическом

плане
фиксируемый в категориях,

в целом
,

является
достаточно прочной гарантией сохранения их наиболее общего объективного
содержания.


На уровне философии морали преодолевается односторонность и ситуативность
использования
моральных
категорий. М
оральная философия на метаэтическом уровне
собственных исследований выявляет их объективный характер, их объективное
значение на основе всестороннего, конкретно
-
исторического подхода к морали.
Базируясь на принципе единства исторического и логического, мет
аэтический анализ
категорий моральной философии включает в себя исследование их генетического
источника и взаимосвязи. Моральная философия изучает,
помимо этого
, реальные
нравы общества в их историческом развитии, в единстве феноменально
-
эмпирических
и ноу
м
енально
-
теоретических отношений, где и находит свое практическое
применение категориальный анализ феноменов морали, служащий их онтологическим
основанием.



Отсюда к
атегории

моральной философии необходимо
должны
рассматривать
ся

в общей системе моральных и
деалов и ценностей, поскольку их идеальные и
ценностные характеристики солидаризируются с их статусом ключевых научных
понятий.
Теоретико
-
м
етодологический анализ категорий моральной философии лежит,
таким образом, в русле общего предназначения моральной фи
лософии и ее базовых
смыслообразующих и практико
ориентированных

функций.


Категории
морали как предельные понятия моральной философии
выражают
объективно сущее, выступающее в конкретных условиях
моралеприменения
как
необходимое и закономерное. Самое просто
е обобщение, связанное с образованием
понятий, ведет к более глубокому познанию объективных связей мироздания, к
осознанию того факта, что сами эти связи и их развитие имеют закономерный характер
и, следовательно, управляемы.


Таким образом, п
ри построени
и системы моральной философии необходимо
формирование системы категорий служащих ее теоретико
-
методологическим
основанием. Многие мыслители прошлого осознавали необходимость категориального
анализа феноменов морали и построения системы категорий моральной
философии,
при этом большинство из них выстраивало свою систему иерархически, так, что какая
-
либо одна категория занимала центральное место, а все остальные подчинялись ей и
проистекали из нее. Н
а
пример, ранние санкхья ставили в центр понятие счастья
(«ана
нда»), а поздние эпигоны этой школы


страдание

(«духкха»)
; Конфуций


человечность («жэнь»); Сократ


высшее благо («аристон») как единство истины,
добра, крастоты; Платон и Аристотель


добродетель; Эпикур


невозмутимость
(«эвтюмию»)
; П.А.Гольбах


личн
ый интерес; И.Кант


долг; Г.В.Ф.Гегель


право
и
т.
д. В результате
предложенные системы моральных категорий чаще всего
воспроизводились формально, вне раскрытия логики взаимодействия различных сторон
морали, тем самым разрушалась целостность объекта иссле
дования. Категории
моральной философии
в истории этических учений
определялись в теоретико
-
методологическом плане с позиций эвдемонизма, гедонизма, ригоризма, утилитаризма,
эволюционизма и т.д., вольно или невольно порождая односторонность и
абсолютизацию
какой
-
либо одной грани или свойства морали.

Следуя традиции великих предшественников прошлого и использ
уя

приведенную выше методологию, предложу собственное основание теоретико
-
методологической иерархии категорий моральной философии. Таким основанием на
н
аш взгляд, служит категория свободы,
имеющая
предельное значение для системы
моральной философии.
Свобода, рассматриваемая как наиболее общая
категория
моральной философии может быть раскрыта в следующих тесно взаимосвязанных
аспектах, отражающих различные

проявления морали:

a
.

как положительное нравственное содержание человеческой деятельности,
рассматриваемое со стороны мотива и результата и позволяющее расценивать ее как
приемлемую со стороны определенной системы нравственных норм поведения;

b
.

как позит
ивное содержание реально существующих нравственных отношений,
соответствующих
в
своих основаниях
моральному идеалу;

c
.

как общее, объединяющее всю совокупность положительных норм и
принципов конкретно
-
исторических форм морали, как идеал;

d
.

как нравственны
й источник и нравственная цель поступка,
одновременно
его
базовый онтологический
мотив и
феноменальный
результат;

e
.

как добродетель, неотъемлемое моральное качество человеческой личности.


Только благодаря свободе как исходному феномену и центральной кате
гории
моральной философии возможно самое разграничение морального от аморального и
имморального, и в этом смысле, отсутствие свободы в качестве феномена или
категории (как предельно общего понятия)
не только лишает моральную философию
возможности осуществл
ять свою главнейшую регулятивную функцию, но и
онтологически лишает ее нормативности, превращая тем самым в исключительно
описательную науку, занимающуюся простой неаналитической фиксацией тех или
иных эмпирически верифицируемых феноменов

нравственности.






Приложенные файлы

  • pdf 3243860
    Размер файла: 192 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий