Два выхода из морального одиночества. • Когда возникает моральное одиночество и нарушаются социальные связи, индивид ощущает себя противостоящим чуждому ему миру.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Моральное одиночество и немотивированная агрессия Владимир Римский, Фонд ИНДЕМ IV Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина» Секция 6. Моральный порядок и агрессия Москва, 28 февраля 201 4 года Агрессия как следствие низкого уровня морали • Важной причиной того, что в последние годы наши граждане, выросшие в хороших семьях и даже сопротивляющиеся криминальным средам, стали оказываться способными осуществлять насилие над другими гражданами с нарушениями их прав и свобод, включая и нарушение права на жизнь, является низкий уровень морали в современном российском социуме. • При этом опросы общественного мнения показывают, что российским гражданам заметна связь низкого уровня морали с возможностями расстрелов одними других, нередко ни в чѐм не повинных, и даже не причастных к жизни первых. • В последнем случае весьма явным становится проявление немотивированной агрессии, которую могут осуществлять внешне вполне благополучные граждане, не имеющие психических отклонений. Последствия российских реформ • Снижение уровня морали в российском социуме – это одно из последствий разнообразных экономических, политических и социальных реформ начала 90 - х годов прошлого века. • Ведь эти реформы привели к очень быстрым трансформациям социальной структуры российского социума, к разрушению регулирующих взаимодействия в нѐм общих моральных норм, к разрушению традиций, основанных на них и сложившихся в советский период норм и правил социального поведения. • Падение уровня морали оценивается российскими гражданами как одна из самых существенных общества за годы таких реформ. • Их последствиями стали и нарастающая социальная аномия, а не только плюрализм мнений, норм и правил социального поведения. • Ведь в ходе российских реформ создавались не только формальные нормы и правила поведения, но и неформальные. И, если формальные нормы и правила внедрялись целенаправленно и осознанно на основе писаных законов и других нормативно - правовых актов, неформальные нормы и правила появлялись как реакция на неадекватности формальных, как способы решений разнообразных проблем в социальных взаимодействиях, как способы адаптации к реальным ситуациям. • Поэтому неформальные нормы и правила нередко оказывались сильнее формальных, а потому исправить общественную мораль средствами права и закона российским органам власти не удавалось. Недостатки социализации • Российское государство отказалось от исполнения функции воспитания граждан и поддержания в социуме общих моральных норм и правил, оно стало воздействовать на сознание граждан почти исключительно с помощью внедрения норм законов, социальной рекламы или пропаганды тех или иных этических принципов. • Но моральные нормы и правила усваиваются в процессе социализации и наиболее прочно – в самых ранних возрастах. • Впоследствии нормы и правила морали применяются индивидами во многом неосознанно, их применение мотивируется подсознанием. • В такой ситуации оказалось, что детские сады, школы и другие социальные институты воспитания оказываются неспособными обеспечить социализацию граждан с усвоением ими общих моральных норм и правил. • Во многом это происходит потому, что российское государство отказалось поддерживать нормальную социализацию своих граждан, а никакие другие социальные институты за выполнение этой функции не взялись. • Социализация в нашем обществе осуществляется по преимуществу неформальными социальными общностями – семьями, молодѐжными субкультурами, этническими объединениями – и по принятым в них нормам и правилам. Поэтому всѐ большей проблемой становится усвоение в ходе социализации общих моральных норм и правил, ведь они различны в разных социальных общностях. Уже непонятно, как возможны общие моральные нормы и правила • Самостоятельно, без опоры на общие нормы и правила морали, большинство российских граждан оказалось неспособным оценить адекватно уровень снижения своей собственной морали и нравственности. • И потому нередко совершенно нормальные и благополучные по внешним признакам семьи оказывались неспособными воспитывать у своих детей нормы и правила общественной морали. • Более того, для большинства российских граждан уже стало вообще непонятным, какими могут быть нормы и правила такой общественной морали. • В большинстве случаев семьи воспитывали в своих детях нормы морали и нравственности, принятые родителями, не осознавая, что эти нормы расходятся с нормами морали общественной. • Более того, в семьях не осознавали, что такое расхождение норм семейной и общественной морали может рано или поздно привести их детей к немотивируемой рационально агрессии против чужих индивидов, против совершенно неповинных граждан. Компенсация насилия в кино и на ТВ • Подтверждением, что нормальные индивиды склонны к насилию, является востребованность просмотров кино - и телефильмов ужасов и боевиков с насилием, стрельбой, кровопролитием. • Такие предпочтения – следствия желаний разрешения конфликтов в социальных взаимодействиях, которые большинство разрешает символически просмотром соответствующих кино - и телефильмов, телепрограмм с демонстрацией преступлений и борьбы с ними, включая и проявления насилия. • Любой социум и государство, включая и российские, тормозят и подавляют проявления основных человеческих инстинктов – власти, сексуальности, самосохранения и поддержания жизни. Это подавление считается правильным и справедливым, поскольку позволяет управлять мотивациями, потребностями и социальными действиями индивидов. • Но когда такое подавление основных инстинктов со стороны общества и государства становится слишком сильным, например, санкциями закона, индивиды ищут возможности хотя бы символического разрешения конфликтов, реализации базовых инстинктов хотя бы в собственном воображении. • Этому и помогает кино - и телепродукция с насилием, а в последний период – стали помогать и соответствующие компьютерные игры. • Но в некоторых случаях символическое разрешение конфликтов и необходимость реализации основных инстинктов приводит индивидов к проявлениям физического насилия, вплоть до стрельбы из огнестрельного оружия на поражение. • И вовсе не всегда такие индивиды способны рационально объяснить, почему они применили насилие, совершили убийство иногда совершенно безвинных граждан. Бегство от свободы • Одно из объяснений возникновения такой немотивируемой рационально агрессии у индивидов дал Эрих Фромм в своей книге «Бегство от свободы». • Он описывал исторический процесс Нового времени в Западной Европе и Северной Америке, как последовательное расширение свободы индивидов от политических, экономических и духовных ограничений, включая и религиозные, а также от абсолютистского государства. • Но слишком сильное освобождение индивидов от этих ограничений может привести к тому, что Э. Фромм назвал «моральным одиночеством», т.е. к отсутствию у индивидов «связанности с какими - либо ценностями, символами, устоями». • Но, поскольку человек – существо социальное, такое моральное одиночество для него непереносимо. Ведь для жизни в обществе необходимо сотрудничество с другими его членами. Два выхода из морального одиночества • Когда возникает моральное одиночество и нарушаются социальные связи, индивид ощущает себя противостоящим чуждому ему миру. • Для выхода из этого состояния морального одиночества, индивид может выбрать два пути, пишет Э. Фромм: – «Один путь ведет его к "позитивной" свободе; он может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллектуальных и эмоциональных способностей; таким образом он может вновь обрести единство с людьми, с миром и с самим собой, не отказываясь при этом от независимости и целостности своего собственного "я". – Другой путь – это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личностью и окружающим миром. Этот второй путь никогда не возвращает человека в органическое единство с миром, в котором он пребывал раньше, пока не стал "индивидом", – ведь его отделенность уже необратима, – это попросту бегство из невыносимой ситуации, в которой он не может дальше жить. Такое бегство имеет вынужденный характер – как и любое бегство от любой угрозы, вызывающей панику, – и в то же время оно связано с более или менее полным отказом от индивидуальности и целостности человеческого "я". Это решение не ведет к счастью и позитивной свободе; в принципе оно аналогично тем решениям, какие мы встречаем во всех невротических явлениях. Оно смягчает невыносимую тревогу, избавляет от паники и делает жизнь терпимой, но не решает коренной проблемы и за него приходится зачастую расплачиваться тем, что вся жизнь превращается в одну лишь автоматическую, вынужденную деятельность». Агрессия как реализация инстинкта власти • Выбирая первый путь раскрытия своих «чувственных, интеллектуальных и эмоциональных» способностей индивид подчиняется и одновременно поддерживает нормы общей морали. • Выбирая второй путь бегства от свободы, которая ему предоставляется обществом, индивид постоянно ощущает собственную неполноценность и стремится еѐ преодолеть с помощью реализации инстинкта власти, заложенного в каждом человеке с рождения. • А поскольку инстинкт власти у индивида, выбравшего второй путь, не ограничивается общепринятыми моральными нормами, прежде всего, запретами нарушений прав и свобод других индивидов, этот инстинкт может реализовываться в немотивированной агрессии, направленной на других. • Индивид в состоянии морального одиночества нередко пытается с помощью такой агрессии и насилия над другими доказать самому себе свою способность властвовать. Агрессор должен быть остановлен • При немотивированной агрессии еѐ жертвами чаще всего становятся беззащитные индивиды, дети, старики, инвалиды, которые не могут защитить себя. • Но удовлетворение от насилия над беззащитными людьми не может надолго удовлетворить инстинкт власти агрессора. • Каждый акт агрессии будет только смягчать постоянную тревогу, не будет решать проблемы жизни агрессора в социуме. • И, если такого агрессора не остановить, он будет продолжать совершение актов насилия неограниченное число раз, что очень опасно для социума. Нужны общие моральные нормы • Чтобы впоследствии было как можно меньше немотивированного насилия и расстрелов ни в чѐм не повинных граждан, необходимо вырабатывать и поддерживать общие моральные нормы в нашем социуме. • Это может стать важнейшим стратегическим приоритетом деятельности государства и гражданского общества, основанием их сотрудничества. • Кроме того, безусловно, требуется существенная перестройка системы воспитания и образования, которая должна давать возможности и умения всем гражданам не попадать в ситуации морального одиночества, а, попадая – выбирать для выхода из них первый путь, намеченный Э. Фроммом, путь достижения единства с социумом, с окружающим миром и с самим собой. Благодарю за внимание! • Владимир Львович Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ • Тел./факс: (495) 624 2409, 624 1 831 , 624 3297 • Тел.: (495) 624 2903, 624 2917 • E - mail: [email protected] и [email protected] • http: www.indem.ru

Приложенные файлы

  • pdf 3243826
    Размер файла: 180 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий