Статья поступила в редакцию 16.11.2009. В статье ставится проблема многоуровневой морально-этической рефлексии учащегося, обосновывается содер-жание ее уровней


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Педагогика 575 УДК 378 МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩЕГОСЯ © 2010 В.П. Бездухов, О.К. Позднякова Поволжская государственная социально - гуманитарная академия Статья поступила в ред акцию 16.11.2009 В статье ставится проблема многоуровневой морально - этической рефлексии учащегося, обосновывается соде р- жание ее уровней, представляется механизм «движения» знаний по уровням морально - этической рефлексии учащ е гося. Ключевые слова: мораль , нравств енность, сознание, рефлексия.  Формирование конвенционального мышл е- ния – это важная социально - педагогическая пр о- блема. Ее решение затрагивает насущные вопр о- сы образования, поскольку в современных усл о- виях востребуется человек, спосо б ный решать глобальные проблемы современности, среди которых отчетливо выявляются «открытые пр о- блемы». Суть «открытых пр о блем», в котор ых заключены потребности общества и отдел ь ного человека, состоит в их дискуссионности, кот о- рая, как подчеркивает И.Л. Зеленкова, прио б- ретает форму альтерн а тивных позиций («за» – «против»), компромисс между которыми н е- возможен 1 . Многообразные проблемы, такие, напр и мер, как экологическая угроза, демографический кризис, «сохранение человека как биосоциал ь- ной структуры в условиях растущих и всест о- ронних процессов отчуждения» 2 , информатиз а- ция общества, эвтаназия, смертная казнь и др у- гие, являются «откр ы тыми» потому, что они, во - первых, могут интерпретироваться на основе различного типа научного знания. Во - вторых, поиск их решения незаве ршен, а результат к н а- стоящему вр е мени неизвестен. Для их решения привлекается различный тип научного зн а ния, а потому они, «не помещаясь» в узкое пространс т- во, становятся социально значимыми. Их реш е- ние связано с ответом на вопросы: во имя чего и во имя к ого необход и мо их решать? Каков путь их решения? Это есть мировоззренческий ур о- вень анализа, осмысления и последующего р е- шения да н ных проблем. Одним из возможных способов формирования конвенционального  Бездухов Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заведу ю щий кафедрой педагогики, член - корреспондент РАО. E - mail : vlbezdukhov @ mail . ru Позднякова Оксана Константиновна, доктор педаг о- гич е ских наук профессор кафедры педагог ики. E - mail : oksana [email protected] mail . ru 1 Зеленкова И.Л. Прикладная эти ка: учеб. пособие. – Минск: 2002. – С. 6. 2 Степин В.С. Т еоретическое знание. – М.: 2000. – С. 31. мышления уч а щихся является развитие у них способности к морально - этической рефле к сии. Методологической основой разработки пр о- блемы многоуровневой морально - этической ре ф- лексии учащихся являются: 1) к онцепция уро в- ней методологии науки (В.А.Лекторский, В.С.Швырев, Э.Г. Юдин) и педагогическо й на у- ки (В.В.Краевский ); 2 ) п оложения о ра з личии морали и нравс твенности, этики и морали (С.Ангелов, Р.Г.Апресян, Л.М. Архангельский, В.И. Бакштановский, Е.В.Беляева, В.А.Василен - ко, А.А.Гусейнов, О.Г. Дробницкий, В.Т.Ган - жин, М.Г. Жура вков, И.Л.Зеленкова, Е.В. Зо - лотухина - Аболина, Н.Д.Зотов, В.П.Кобляков, Т.С.Лапина, Т.В.Мишаткина, М. Михалик, В. Момов, А.В.Разин, А.И.Титаренко, А.Г.Хар - чев); 3) т еоретические ко нцепции мышления ч е- ловека (А.А.Бодалев, А.В. Брушлинский, В.В .Давыдов, В.П.Зинченко, В.В.Знаков, В.А.Лектор ский, Б.Ф.Ломов, А. Р.Лурия, Н.В. Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, М.М. Кашапов, А.Н.Леонтьев, С.В.Маланов, Т.К.Мухина, А.А.Орлов, А.В.Петровский, В.А.Поликарпов, В.А.Сластенин, Г.С. Сухобская, О.К .Тихомиров, В.Д.Шадриков и другие); 4) т еоретические п о- ложения о взаимодействии различного типа н а- учного знания в частности. В рамках многоуровневой морально - эти - ческой рефлексии мы выделяем этическую, м о- ральную и нравственную рефлексию. В осн о ву такого выделения уровней рефлексии полож е- ны связи и разли чия между этикой и моралью, моралью и нравс твенностью, а также идея В.С. Степина о том, что каждому уровню ре ф- лексии с о ответствует свой тип знаний и свой способ оформления категорий 3 . Мы кон крет и- зируем данную идею В.С. Степина. Суть такой конкретизации заключ а ется в том, что каждому уровню морально - этической рефлексии соотве т- ствует свой тип знаний, которые отражаются, преобразуются, осмысливаются соответству ю- 3 Там же. – С. 278 – 279. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 3(3), 2010 576 щим данному типу знания сознанием. Нравс т- венная рефлексия осуществляется в рамках нравстве н ного сознания, моральная реф лексия – морал ь ного сознания, этическая рефлексия – этического созн а ния. Конвенциональный ярус нравственного со з- нания учащихся в контексте уровней рефле к сии есть знание себя, своих целей, мотивов, устан о- вок, ценностей, есть отношение к себе как к ч е- ловеку. Моральное сознание учащегося есть знание им того, что его деятельность есть опр е- деленный тип отн о шений к миру, к людям и к себе, пространство которых (отн о шения) есть мораль, есть знание им понятий морали, ра с- сматрива е мых в нормативно - оценочном смысле. Эт ическое сознание учащ е гося есть знание им категорий этики, рассматриваемых в теоретич е- ском смысле, есть отн о шение к этике. Ведущей стороной этики явл я ется научно - познавательная сторона, а не ценностное о т ношение. Подчеркнем еще раз, что идея о том, что к а- ж дому уровню морально - этической рефле к сии соответствует свой тип знаний, которые отраж а- ются, преобразуются, осмысливаются соответс т- вующим данному типу знания сознанием, реал и- зуется исключительно в рамках многоуровневой рефлексии. А отграничение в этой связи нравс т- венного сознания от морального сознания ос у- ществляется только на уро в не теории в рамках многоуровневой рефле к сии. Следует отметить, что такое выделение уровней рефлексии и о т- граничение нравственного сознания от моральн о- го сознания имеет прочную теор етическую осн о- ву, ибо отнош е ния, например, между уровнями рефлексии как системного образования включ а- ю т в себя, как подче р кивает Ю.М. Смоленцев, в качестве необходимых сторон не только связь, но и раздельность 4 . Однако нельзя не подчеркнуть, что обоснов а- ние данной идеи имеет и практический (воспит а- тельный, развивающий) аспе кт, который стан о- вится понятным благодаря раскрытию содерж а- ния уровней морально - этической рефлексии учащего ся. Собственно развивающий аспект того или иного уровня рефлексии учащегося закл ю- чен в содержании знаний и отношений. Нравс т- венный уровень рефлексии – осмысление уч а- щимся личностного «Я» среди своих целей, м о- тивов, установок, это есть деятельность его со з- н ания по исследованию своих целей, м о тивов, установок по отношению к себе. Моральный уровень рефлексии – это есть осмысление учащимся «Я» среди других л ю дей (пространство отношений в том числе и конве н- циональных), есть деятельность его сознания по исследова нию своих взаимодейс т вий, отношений 4 Смоленцев Ю.А. Мораль и нравы: Диалектика вза имодействия. – М.: 1989. – С. 34. с другими людьми, когда уч а щийся мысленно спорит с собой и с др у гими, обосновывает свою нравственную п о зицию и / или нравственную позицию другого, оправдывает себя и/или др у- гого. Такое понимание данного уровня рефле к- сии учащегося подчеркивает, с нашей точки зр е- ния, ее развивающий аспект. Проанализируем связи между уровнями м о- рально - этической рефлексии в контексте движ е- ния знания по ее уровням. При этом мы опир а- емся на принцип восхождения от абс т рактного к конкретному и от конкретн о го к абстрактному, реализация которого п о зволяет показать, как происходит движение знаний по уровням ре ф- лексии сверху вниз и снизу вверх. Мы также описываем механизм движения знания по уровням морально - этической рефле к- сии с опорой на данный принц ип, реализ а ция которого позволяет показать, когда знание «во с- ходит» к вышестоящему уровню, а когда оно «возвращается» к нижестоящему уровню. Вну т- ренняя связь различных уровней рефлексии проявляется в том, что в зависимости от ко н- кретной ситуации, от т о го, результаты какой деятельности (познавательной или практич е- ской) осмысливаются учащимся, происх о дит или абстрагирование, или конкретизация знания, а единство абстра гирования и кон кретизации м о- рального и этического знания в деятельности учащегося является ус ловием развития у него морально - этической рефле к сии. С помощью морально - этической рефлексии учащийся осмысливает не только личн о стное «Я», но и «Я» среди других людей и т.д. Суть «восхождения» знания в данном случае закл ю- чается в том, что учащийся, начиная соо т носить свои цели, мотивы и т.д. с целями др у гих людей и т.д., воспроизводит конвенциональные отн о- шения, основанные на взаимопонимании и вза и- модействии. Рефлексируя относительно отнош е- ний, уч а щийся рефлексирует и относительно себя и относительно других людей. В таком с о- отнесении и возникает «то ч ка зрения» золотого правила нравственности. Реализация учащимся золотого правила нра в ственности в контексте соотнесения личностного «Я» с «Я» среди др у- гих людей, соотнесения своих целей с целями других людей прин имает двустороннюю напра в- ленность, а не реализуется в одностороннем н а- правлении. Моральный уровень рефлексии ст а- новится критериальным по отношению к нравс т- венному уро в ню рефлексии. Осмысление учащимся того, действительно ли он живет на основе золотого прав ила нравс т- венности и его вариаций, как он соо т носит свои цели с целями других людей требует, чтобы он осуществлял анализ выявляемых противоречий с позиции этического знания как критериального Педагогика 577 для нижележащих уровней рефлексии. Рефле к- сия над категориями эти ки позвол я ет учащемуся установить содержательные св я зи между ними, выявить их взаимодействие. Рефлексия над к а- тегориями конкретизирует, обогащает опыт д у- ховно - практического осво е ния мира в морали, опыт нравственной деятельности и опыт реал и- зации конвенцион ал ь ных отношений, этических отношений, позволяющих распозн а вать, что есть добро и как его творить. Установление содерж а- тельных связей между категориями этики и п о- нятиями морали становится основанием для о п- ределения учащимся своей жизненной филос о- фии. «Напо лнение категорий новым содержан и- ем, – пишет В.С. Степин, – путем рефлексии над основаниями культуры выступает предп о сылкой для каждого последующего этапа внутритеор е- тического развития категориал ь ного аппара та» 5 . «Возврат» этического знания к моральному знан ию, к теоретическому и эмпирическому зн а- нию является условием конкретизации практич е- ских действий, выполняемых на основе прин я- тия решений. Конкретизация же является, в свою очередь, условием последующего обобщ е- ния в мышлении, ведущего к познанию всеобщ е- го, закономерного в деятельности. В рамках движения знания по уровням м о- рально - этической рефлексии личностные фо р мы нравственного сознания учащегося разв и ваются дополнительным образом. Суть дополнительн о- сти в данном случае заключается в том, что «восхождение» знания на вышележащий ур о- вень рефлексии, требует абстрагирования, бл а- годаря которому познание и осмысление его р е- зультатов становятся дополнительными. На к а- ждом новом «витке» рефлексии, точнее ее уро в- не, учащийся добывает ра з личную информацию о себе, о св оей деятел ь ности, о других людях и т.д. при решении различных задач, благодаря которой (информация) обогащается как соде р- жание личностных категорий нравственного со з- нания, так и содержание деятельн о сти. В свете сказанного становится понятным употребление т ерминов «моральный» и «этич е- ский» в понятии морально - этическая ре ф лексия. Такое употребление терминов в данном понятии теоретически оправдано и целесообразно с поз и- ции различия и общности морали и этики. Ра з- личие между терминами «моральный» и «этич е- ский» з аключается в том, что термин «морал ь- ный» имеет нормативно - оценочный смысл, а термин «этический» – теоретический смысл. Общность между данными терминами заключ а- ется не в том, что в том и в другом случае упо т- ребляются одни и те же понятия, такие, как «долг» , «совесть» и другие, а в том, что «п о- скольку, кроме созн а ния и поведения, мораль предполагает существование и средств социал ь- ного одобрения или осуждения поступков, нач и- ная с непосредственного выражения обществе н- ного мнения по отн о шению к ним, этика должн а располагать также совокупностью категорий, обеспечива ю щих возможность познания этих средств» 6 . Этика, в отличие от морали, распол а- гает научными средствами иссл е дования своего объекта и предмета. Таким средством являются категории этики. Наиболее общ и ми к ат егориями, как подчеркивает А.Г. Харчев, являются пон я- тия «моральное сознание», «моральное повед е- ние», «моральная ценность» и другие, а в т а ких же категориях, как «добро», «зло», «справе д- ливость» и других, этика имеет дело не с «чи с- той» моралью, а лишь с м оральными аспектами сложных, «комплексных» по своей природе я в лений 7 . 5 Степин В.С. Теоретическое знание… – С. 234. 6 Харчев А.Г . Этика и мораль // Предмет и сист е ма этики. – М.; София: 1973. – С. 79. 7 Там же . – С . 80. MORAL AND ETHICAL REFLECTION OF A STUDENT © 2010 V.P.Bezduhov, O.K.Pozdnyakova  Samara State Academy of Social Sciences and Humanities The article reveals the problem of multilevel moral and ethical reflection of a student. The content of moral and ethical reflection levels is given as well as the mechanism of knowledge «moving» along the levels of moral and et h- ical refle c tion of a student. Key words: moral philosophy, morals, consciousness, reflection.  Bezduhov Vladimir Petrovich, D. Sc. in Pedagogics , Professor , Head o f the P edagogy D epartment , C orrespon d ing m ember of Russian Academy of Education. E - mail : vlbezdukhov @ mail . ru Pozdnyakova Oksana Konstantinovna, D. Sc. in Pedagogics , Professor of the P edagogy D epartment. E - mail : [email protected]

Приложенные файлы

  • pdf 3243791
    Размер файла: 238 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий