Этика, мораль, нравственность, законы морали, категории этики, гуманизм, ценностные ориентиры, идеал, моральное сознание, моральная практика, креационистские концепции мо-рали


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «Братский государственный университет» Л.В. Сморкалова ЭТИКА Методические указания к практическим занятиям Братск 2008 2 Сморкалова Л.В. Э тика: Методические указ ания к практич е ским занятиям – Братск: ГОУВП О «БрГУ», 2008. – 41 с Методические указания к практическим занятиям подг о- товлены в соответствии с государственным стандартом и раб о- чей программой по этике. С одержат планы семинарских зан я- тий, вопросы для самоконтроля, тематику до к ладов и рефератов, вопр осы к зачету, тестовые задания , глоссарий, список рекоме н- дуемой л и тературы по курсу « Э тика» . Предназначены для студентов всех специальност ей всех форм обучения. Рецензент Н.П. Морозова, канд. фил ос. наук, зав. каф. …………………...философии и социологии БрГУ 665709, Братск, ул. М акаренко, 40 ...................................................ГОУ ВПО «БрГУ» ………………………………....Тираж 100 экз. Заказ 3 ВВЕДЕНИЕ Методические указания к практическим занятиям по ку р су « Э тика» предназначены для студентов вузов, изучающих этику. Этика – это философская наука, и зучающ ая феномен мор а- ли . Этот феномен играет важную роль в человеческом повед е- нии, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы неп о- средственных мотивов и целей совершаемых поступков. Мораль от носится к сфере должного, она указывает, как должен поступать человек. Вся традиция этики связана с выя с- нением того, что является должным для человека, соответс т- вующим неким глубинным законам человеческого бытия. Этика всегда стремилась к теоретическому осмыслению ценностных поведенческих и смысложизненных проблем чел о- века – как и во имя чего нужно жить, на что ориентироваться, во что верить и к чему стремиться. На длительном историческом пути этика накопила богатый материал, имеющий универсал ь- ное значени е для воспитания нравственной культуры общества и личности. Ведь мораль относится к всеобщим условиям жи з- недеятельн о сти общества, а моральность является существенной характер и стикой человека. Поэтому изучение этики необходимо каждому человеку, независимо о т рода его деятельности, ведь этические знания формируют в человеке в первую очередь не специальные профессиональные знания и умения, а саму ли ч- ность. Однако с овременная этика не претендует на то, чтобы «научить» человека морали, она стремиться научить со знател ь- ному и р а зумному отношению к нравственным проблемам. 4 Тема 1 Этика как учение о морали План 1. Предмет этики и ее социальная сущность. 1.1 Происхождение и содержание терминов «этика», «м о- раль», «нравственность». 1.2 Концепции происх ождения морали: натуралистические, антропологические, религиозные, социально - исторические, м а- териалистическая концепция. 2. Структура этического знания . 2. 1 О сновные составляющие этики: а) содержание этики, общая теория морали; б) теоретическое об основание развития морали, этические учения. 2 .2 Законы морали. 2 .3 Категории этики. 3. Мораль и другие сферы общественной жизни ( экономика, п о- литика, наука, искусство, религия, право ) . 4. Гуманистическое содержание нравственности Основные понятия Этика, мораль, нравственность, законы морали, категории этики, гуманизм, ценностные ориентиры , идеал , моральное сознание, моральная практика, креационистские концепции м о- рали, н а туралистические концепции морали, социально - исторические концепции морали. Во просы для самоконтроля 1. Что такое этика? Что является предметом этики? 2. В общекультурной лексике слова «этика», «мораль», «нравс т- венность» взаимозаменяемы. В этике как области знания за к а- ждым из этих понятий закреплен определенный смысл. Каково содер жание этих понятий? 5 3. Поясните высказывание Ф.Ларошфуко «Можно дать совет, но нельзя дать умение им пользоваться». Может ли этика на у чить морали? 4. Почему мораль – явление общественно - историческое? 5 . Существует три основных типа концепций происхождения м о рали: креационистские, натуралистические, социально - исторические. Согласно какой концепции мораль имеет тран с- цендентальную заданность и не зависит от психических или ф и- зических свойств людей? 6 . Какова структура этического знания? 7 . Законы морали одновр еменно субъективны и объективны. В чем это проявляется? 8 . Какова взаимосвязь морали с другими формами общественн о- го сознания, такими как политика, право, религия, искусство, наука? 9. Чем нормы морали отличаются от правовых норм? 10 . В чем проявляется вза имосвязь морального сознания и м о- ральной практики? 1 1 . Почему этику принято называть «практической философ и- ей»? 1 2 . В чем, на Ваш взгляд, проявляется сущность и специфи ч- ность прикладной этики по сравнению с теоретической этикой? Каким образом в структуре п рикладной этики проявляется ее практичность? 1 3 . В чем различия теологических этик современного христиа н- ства, ислама, буддизма? Что в них общего? Темы для рефератов и докладов 1. Этапы развития этики как науки. 2. Взаимосвязь морали с другими формами общ ественного со з- нания. 3. Проблема соотношения нормативно - ценностного и теорет и- ческого знания в этике. 4 . Разновидности этических учений в объяснении природы нра в ственности. 5 . Этические учения Античности. 6 . Социальная сущность христианской морали. 7 . Этиче ск и е учени я Древней И ндии. 6 8 . Этические учения Д ревнего Китая. 9 . Этика ислама. 10 . Проблемы морали в трудах Декарта, Спинозы и Гоббса. 1 1 . Этические системы Канта, Гегеля и Фейербаха. 1 2 . Теологическая этика современного мира. 1 3 . Основные этические школы современности. 1 4 . Проблемы и функционирование прикладной этики. Тема 2 Историческое развитие нравственности. История этических учений План 1. Донравственные формы социальной регуляции. 2. Традиционная нравственность. Этические учения древнего мира. 2.1 Индивидуалистически ориентированные этические учения Античност и: софизм, абсолютизм, гедонизм, киники. 2.2 Субъективно - идеалистически ориентированные этические учения Античности: идеализм Платона, этика Аристотеля. 2.3 Этический субъективизм: эпикурейство, эвдемонизм Д е- мокрита, стоицизм. 3. Нравы и этические учения Средневековья. 3.1 Христианская мораль Средневековья. 3.2 Сословно - корпоративный характер морали. 3.3 Официальная этическая доктрина: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Анс ельм Кентерберийский. 3.4 Субъективистские этические учения: Иоанн Скотт Эриуг е- на, Пьер Абеляр, Сигер Брабантский, М айстер Экхарт. 3.5 Этика Возрождения: Лоренцо вала, Пико дела Мирандола, Джордано Бруно. 4. Буржуазная мораль. Этические учения Нового времени. 4.1 Буржуазная этика. Этические взгляды Монтеня. 4.2 Английская школа этики: Томас Гоббс, Ф. Бэкон, А. Смит. 4.3 Французские материалисты: Клод - Адриан Гельвеций, Поль - Генрих - Дмитрих Гольбах, Жан - Жак Руссо . 4.4 Этический рационализм Сп инозы. 4.5 Этическая система И.Канта. 7 4.6 Этика Ф.Ницше. 5. ХХ век: нравственные системы западного и советского общ е- ства. Этические учения ХХ века. 6. Современная нравственность и ее перспективы: «прогресс и- вистский» и скептический взгляды. Основные понятия Софизм, абсолютизм, гедонизм, киники, скептицизм, эпикуре й- ство, эвдемонизм, идеализм, стоицизм, буржуазная этика, этический рационализм , христианская морал ь, теория разумн о- го эгоизма, сенсуалистическая этика, утилитаризм, категор и- ческий императив Канта, теологическая этика , материал и- стическая этика, неопозитивизм, экзистенциализм, феномен о- логизм, персонализм . Вопросы для самоконтроля 1. Требования первобытной морали имели всеобщий обязател ь- ный характер. В чем это выражалось? 2. В классовом общест ве мораль имеет классовый хара к тер. Обоснуйте это утверждение. 3. Каковы нравственные позиции гедонистов, киников и Эпик у- ра? 4. Представители какой этической школы Античности прово з- глашали человека мерой всех вещей? 5. Какой вклад в разработку этики, как науки, внесли Платон и Аристотель? 6. Каковы особенности сословно - корпоративной морали Сре д- невековья? 7 . Какова идеологическая функция христианской этики? Наз о- вите основные положения евангельской моральной до к трины. 8 . Укажите путь формирования христианско й этики от патр и- стики к схоластике и назовите основных ее авторов. 9 . В чем проявляется этический дуализм народно - еретических движений С редневековья? 10. Какое влияние оказали идеи эпохи Возрождения на морал ь- ное сознание общества? 11. Назовите характерные черты скептицизма в этике Монтеня. 8 12. Что общего в этике Декарта, Спинозы и Гоббса? В чем ра з- личия? 13. Назовите основные школы сенсуалистической этики, их а в- торов. Укажите их общие черты и различия. 14. В чем заключается историческая роль Канта, Гегеля и Фе й- ербаха в разработке теории этики? 15. Каковы основные черты марксистской этики? 16 . Какие этические школы современности В ам известны ? 17. С формулируйте «золотое правило нравственности ». Темы для рефератов и докладов 1. Моральная регуляция в родовом о бществе . 2 . Этические воззрения в странах Древнего Востока. 3. Систематизация античной этики в трудах Платона и Арист о- теля. 4. Этические учения в Древней Руси. 5. Сословно - корпоративная мораль феодализма. 6. Содержание моральных заповедей христианства и и х роль в истории. 7 . Этические концепции патристики и схоластики. 8 . Этика Нового времени : рациональные мотивы и принципы нравственной деятельности . 9 . Теория разумного эгоизма. 10 . Сенсуалистическая этика Гельвеция и Гольбаха. 1 1. Философские проблемы эти ки марксизма. 12 . Нравственный прогресс: иллюзия или реальность? 1 3 . «Золотое правило нравственности » . 1 4 . Единая мораль: возможности и перспективы. Тема 3 Признаки, свойства и функции морали План 1. Имманентные признаки морали. 2. С войства морали : импе ративность, нормативность, оцено ч- ность. 3. Антиномии в морали. 9 3.1 Безличность законов морали. Свобода воли и всеоб щ ность морали. 3.2 Универсальность моральных требований. 3.3 Незаинтересованность морального мотива. 3.4 Моральное единство людей . 3.5 Свободная причинность. 4. Структура морали: моральное сознание, моральная практика, моральные отношения. 5. Социальные функции морали. 5.1 Воспитательная. 5.2 Ценностно - ориентирующая. 5.3 Коммуникативная. 5.4 Познавательная. 5.5 Рег улятивная. 5.6 Гуманизирующая. Основные понятия Императивность морали , нормативность морали , оценочность морали, а нтиномии, моральное чувство, моральная практ и ка, моральное сознание, моральные отношения, поступок, морал ь- ный мотив , моральная ценность, моральная норма. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы сущность и содержание морали? 2 . Что является основным критерием степени соотношения с у- щего и должного ? 3 . Что такое императивность морали? 4 . Кто первым сформулировал категорический императив – вс е- об щий моральный закон? 5 . Охарактеризуйте такие свойства морали, как нормативность и оценочность. 6. Какие существуют формы оценочности? 7 . В чем проявляется универсальность моральных требований разных людей, социальных групп, общностей? 8 . Могут ли пороки с лужить на благо общества? 9 . Как им образом может проявиться автономия личности в с и- туации м о рального выбора? 10 10 . Согласны ли вы с тем, что незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с практической цел е- сообразностью? Аргументируйте ответ. 11 . Перечислите основные функции морали. 1 2 . Самой важной функцией морали является регулятивная. В чем она заключается? 1 3 . Назовите функцию морали, которая состоит в ритуализ а ции человеческого общения, создании его нормативов? 1 4 . Какова структура морали? 1 5 . Что такое моральное сознание личности? Как оно формир у- ется? 1 6 . Что такое моральная практика? 1 7 . В чем проявляется взаимообусловленность морального со з- нания и моральной практики? 1 8 . В зависимости от носителя моральное сознание может быть инд ивидуальным и общественным. В чем проявляется взаим о- действие этих форм морального сознания ? 1 9 . Кем и как контролируется соблюдение моральных норм и правил? Темы для рефератов и докладов 1. Императивность в различных типах морали. 2 . М ораль как система н равственных требов а ний. 3 . Проблема истинности моральных суждений и оценок. 4. История идеи гуманизма. 5. Противоречия в рассуждениях о морали. 6. Социальные ф ункции морали. 7. Место и роль нравственного сознания в структуре форм о б- щественного сознания Те ма 4 Принципы и категории этики как отражение общечелов е ческих моральных ценностей План 1. Ценности и ценностные ориентации личности. Различные подходы к пониманию иерархии ценностей (Аристотель, 11 Э.Фромм, религиозный и социологизаторский подходы). 2. Общечеловеческие моральные принципы как отражение м о- ральных ценностей: (жизнь - высшая ценность, гуманизм, еди н- ство слова и дела, единство свободы и ответственности в ситу а- ции морального выбора, единство прав и свобод личности, ко л- лективизм и индивидуал изм как необходимые условия ра з вития индивидуальности, патриотизм и уважение к представ и телям других национальностей, гармоничное развитие личности, с о- хранение природы) . 3. Категории этики. 3.1 Добро и зло. Взаимоопределенность и противоречия в п о- нимании добра и зла. Выбор между до б ром и злом . 3.2 Справедливость. Принцип справедливости Дж. Ролза. 3.3 Совесть, стыд, вина. 3.4 Счастье. Смысл жизни. 3.5 Правда, истина, честность, доверие, ложь, хитрость, клев е- та, ханжество. 3.6 Нравственный ид еал. 3.7 Моральная ответственность. Условия моральной ответс т- венности. Основные понятия Моральная ценность, моральные принципы, категории этики, добро, зло, долг, моральный выбор, моральная ответстве н- ность, совесть, стыд, вина, справедливость, честь и достои н- ство личности , авторитет , гуманиз м, коллективизм, индив и- дуализм , принцип единства слова и дела, самоконтроль , смысл жизни, счастье, патриотизм, нравственный идеал. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое моральная ценность? 2. Какие моральные ценн ости отражаются в моральных принц и- пах? 3. Какова особенность моральных принципов? 4. Какие общечеловеческие моральные принципы Вам извес т- ны? Раскройте их суть. 12 5. Почему единство таких принципов, как коллективизм и инд и- видуализм , является необходимым услов и е м развития индив и- дуальности ? 6. Как проявляется единство свободы и ответственности в с и- туации морального выбора личности? 7. Какие категории этики вам известны? 8. Почему добро и зло называют двигателями жизни? 9. В чем заключается проблема конструктивно сти зла? 10. В чем заключается специфичность такой категории эт и ки, как «с о весть»? Можно ли ее воспитать? 11. Что такое счастье и каковы условия его достижения? 12. Возможно ли счастье в полном смысле этого слова? Обо с- нуйте ответ. 1 3 . Что такое авторитет ? Назовите возможные причины пад е ния авторитета личности . 1 4 . Раскройте понятие справедливости. Как представления л ю- дей о справедливости менялись во времени? 1 5 .Назовите несколько вариантов трактовки моральной катег о- рии «смысл жизни», которые Вы нашли в ли тературе и опред е- лите к ним свое отношение. 16. Как Вы понимаете содержание нравственной категории «достоинство» и возможности человека претендовать на подо б- ную самооценку? Темы для рефератов и докладов 1. Признаки нравственной свободы человека. 2. Ценн остные ориентации и моральные качества личности 3. Смысл жизни и счастье как высшие социально - нравственные потребности человека. 4. Проблема непротивления злу насилием (с равнение позиций Л.Н. Толстого и И.А. Ильина). 5. Нравственный идеал с точки зрения со временной этики. 6. Добродетели и пороки. 7. Учение В.С. Соловьева о добродетелях. 8. Счастье и страдание. 9. Выбор между добром и злом: проблема конструктивности зла. 10. Развитие представление о справедливости. 11. Правда и ложь. 13 Тема 5 Проблемы функцио нирования морали как целостной сист е мы. Мораль и поведение План 1.Моральная оценка, ее природа и особенности. 2. Нравственный поступок и его оценка. 3. Моральная свобода и нравственная ответственность личн о- сти. 4. Проблема цели и средств деятельности. 5. Нравственные конфликты и пути их преодоления. 5.1 Причины возникновения нравственных конфликтов. 5.2 Виды конфликтов: межличностные и внутриличнос т ные, их характеристика. 5.3 Схема развития конфликта и способы его решения. Основные понятия Мо ральная оценка, правовая оценка, самооценка, м оральное с а- мосознание, морал ь ный авторитет личности, субъект оценки, объект оценки, поступок , факторы моральной оценки посту п- ка, мотив, цель, моральная свобода личности, нравственная ответственность лич ности, о бщественное мнение , нравстве н- ный конфликт, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое моральная оценка и каковы ее особенности? 2 . Когда действие считается поступком? Может ли быть посту п- ком бе з действие ? 3. К акие факторы следует учитывать при оценке поступка? 4. Чему следует отдавать предпочтение при оценке поступка - ценности мотива или ценности результата? 5. Как Вы понимаете поговорку: «Благими намерениями вым о- щена дорога в ад» . 6 . Что такое моральная свобо да и как она проявляется? 14 7 . Каковы условия моральной ответственности? Перед кем о т- ветственен человек? 8 . Почему моральная свобода – необходимое условие и исто ч- ник моральной ответственности? 9 . В чем заключается проблема цели и средств деятельности ? 10. Со гласны ли вы с утверждением, что цель оправдывает сре д- ства? Аргументируйте ответ. 11 . Что такое нравственный конфликт? 1 2 . Назовите виды нравственных конфликтов и охарактеризу й те их. 1 3 . Как ова схема развития конфликта? Назовите возможные п у- ти разрешения к онфликта , дайте их характеристику. 1 4 . Что такое этическая защита? Приведите примеры свойстве н- ных Вам способов этич е ской защиты Темы для рефератов и докладов 1. Способы и функции этической защиты личности . 2 . Природа, особенности и виды нравственных кон фли к тов. 3. Проблема соотношения цели и ср е дств деятельности. 4. Смена идеалов - нравственный конфликт поколений. 5. Христианская этическая концепция – внутренний ко н фликт . 6. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление. Тема 6 Нравственная культура общения и поведения План 1. Общение как нравственная ценность: сущность и предназн а- чение. 2. Нравственные принципы и нормы общения, их роль в общ е- нии (гуманизм, альтруизм, авторитаризм, эгоизм и др.). 3 . Культура и антикультура общения. 3 .1 Признаки нравственной культуры общения. 3.2 Н равственная протокультура и «дефекты» общения (нра в- ственный вакуум, отсутствие нравственной инициативы, нра в- ственный камуфляж, нравственный анахронизм, нравственная 15 регрессия, нравственная глухота, нравственный примит ивизм, нравственная нетерпимость ). 4. Феномен насилия в общении. 5. Этикет и его особенности. 5.1 Краткий исторический очерк. 5.2 Основные принципы и нормы этикета. 5.3 Этикет в речевой деятельности. 5.4 Этикетная культура в одежде. 5.5 Этик ет «неформальных» мероприятий. 6. Воспитание и самовоспитание нравственной культуры общ е- ния. Основные понятия Общение, альтруизм, эгоизм, эмпатия, коммуникативные бар ь- еры, нравственная «протокульт у ра», нравственный вакуум, нравственный анахронизм, нравст венная регрессия, антикул ь- тура в общении, маргинальность , этикет, воспитание, сам о- воспитание , нравственный примитивизм , толерантность , нравственная культура, вежливость, чуткость, та к тичность, этикетная культура, дел и катность, чувство меры, манеры, культур а речи, уместность, этикетная культура в одежде, стиль. Вопросы для самоконтроля 1. Дать определения поняти ю «общение» 2. Какова роль моральных принципов и норм в общении? 3. Охарактеризуйте принцип альтруизма. Какой принцип явл я- ется его а н типодом. 4 . « Отдавать себя - единственный способ быть собой». Проко м- ментируйте это высказыв а ние Э. Фромма. 5 . Что Вы думаете по поводу маргинальности как «барьера н е- понимания» в общении? Ста л кивались ли Вы в своей жизни с этим феноменом? 6. Какие барьеры общения встреч ались Вам при общении с др у- гими или мешают Вам самим? 16 7 . Дайте определение этикета, наиболее полно отражающее В а- ше представление о нем. В чем выражается связь и отличие эт и- ки и этикета? 8. В чем заключается отличие этикета от морали? 9. Согласны ли Вы с мн ением Вольтера: «Этикет – это разум для тех, кто его не имеет»? 10. Насколько история этикета подтверждает его условно - согласительный характер? 11. Докажите, что этикет носит всеобщий характер. 12 . В чем проявляется демократичность и гуманистичность с о- врем енного этикета»? 13 . Обозначьте основные признаки культурной речи. 14 . Что является основой этической культуры в одежде? 15 . Внешний вид человека - личное ли это дело? 16 . Французы говорят: «Элегантная женщина всегда одета по моде вчерашнего дня». Осмыслит е и поясните данное высказ ы- вание . Темы для рефератов и докладов 1. Общение как ценность. 2. Проблема понимания в общении. 3. Одиночество – альтернатива общения. 4. Симпатия и антипатия в общении. 5. Толерантность в общении: значение, границы, мера. 6. Мо рально - психологические « б арьеры» общения и их преод о- ление. 7. С оциокультурные барьеры и маргинальность в общении . 8. Общение и юмор. 9 .Этикет: исторические корни и совреме н ный смысл. 10 . Э тикет народов мира. 11. Роль этикета в деловом общении. 12 . Светски й этикет. 13 . Как принимать гостей. 14 . Современный речевой этикет. 15 . Мода и этикет. 16. Основные элементы нравственного воспитания 17 Тема 7 Этика личных отношений. «Открытые» проблемы совр е менной культуры общения План . 1. Этика личных отношений 1.1 Дружба как высшая форма общения, ее критерии и свойс т- ва, «законы» дружбы. 1.2 Любовь как отношение. 1.3 Этика семейных отношений. Проблема семейных ко н- фликтов. 2. «Открытые» проблемы современной культуры общения. 2.1 Этика общения в виртуал ьной реальности. Интернет - зависимость. 2.2 Молодежная субкультура: моральные проблемы общения. Основные понятия Дружба , любовь, товарищество, приятельство, семья, вирт у- альная реальность, интернет - зависимость, молодежная су б- культура Вопросы для самоко нтроля 1 . Охарактеризуйте виды общения: знакомство, дружба, пр и- ятельство, товарищество . 2 . Классифицируя виды дружбы, Аристотель выделяет три: ут и- литарную, гедонистическую и совершенную. Какой смысл з а- ключен в этих понятиях? 3 . Как Вы считаете, представля ют ли собой компьютер, Инте р- нет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличн о- стному общению? 4 . Существует ли на Ваш взгляд, специфика общения в мол о- дежной среде? В чем она пр о является? Сформулируйте Ваше понимание и отношение к направлениям совр еменной молоде ж- ной субкульт у ры (хип - хоп, скинхеды и др.). 5 . Поразмыслите над следующими афоризмами и сделайте в ы- воды для себя: 18 «Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом» (Вол ь- тер). « Любить глубоко – это значит забыть о себе» (Ж. - Ж. Ру с- со). «Любовь придает благородство даже тем, которым природа в нем отказала» (У. Шекспир). «Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет» (Д. Ди д ро). «Мерою достоинства женщины м ожет быть мужчина, к о- торого она любит» (В.Белинский) «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше м е- ня: я не такой. Но ты люби, и я п о стараюсь быть лучше себя» (М.М. Пришвин) 6 . Раскройте сущность поняти я : «такт» . Что является основой та к та ? 7 . Такт ичность – это врожде н ное или приобретенное качество личности? Аргументиру й те ответ Темы для рефератов и докладов 1. Социально - нравственные черты дружбы, любви, брака. 2. Духовность и душевность в общении. 3. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку. 4. «Секреты» общения в семье. 5. Отцы и дети: парадоксы общения. 6. Дружба как высшая нравственная ценность. 7. Любовь как отношение и влечение. 8. Любовь и ее парадоксы. 9. Любовь и верность, любовь и ревность. 10. Супружеские конфлик ты: способы выхода из них. 11. Реферат по книге Э.Фромма «Искусство любви». 12. Отношение к женщине как показатель уровня культуры ли ч- ности. 19 Тема 8 Профессиональная этика План 1. Понятие профессиональной этики. С одержание , предмет пр о- фессиональной этик и. 2. Виды профессиональной этики . 3. Профессиональная и корпоративная мораль. 4. Профессионализм как нравственная черта личности. 5. Профессиональные моральные кодексы. 6. Деловая этика. 6.1 Этика ведения переговоров. 6.2 Этика конкурентной борьбы. 6.3 Деловой этикет (стиль общения, внешний вид и т.д.) Основные понятия Профессиональная этика, проф ессиональная мораль , профе с- сиональная деонтология, корпоративная мораль, профессион а- лизм, профессиональный моральный кодекс, деловая эт и ка . Вопросы для самоконтроля 1. В связи с чем возникают и становятся актуальными профе с- сиональные этики? 2. Что такое профессиональная деонт о логия ? 3. Назовите виды профессиональной этики. 4. Что такое профессионализм? 5 . Оцените и прокомментируйте такую особенность професси о- нальной этики, как «неравенство» сторон и «зависимость», в которую попадают люди от деятельности специалистов. 6 . Что такое корпоративная мораль? В чем она проявляется? 7 . Можете ли Вы указать особенности проявления корпорати в- ности в педагогическо й этике или какой - либо другой профе с- сиональной этике? 8 . Каковы факторы, стимулирующие трудовую активность сп е- циалиста ? 20 Темы для рефератов и докладов 1. Социальная сущность кодексов профессиональной этики. 2. З начение трудовой деятельности в жизни ч е лове ка. 3. Профессионализм как нравственная черта личности. 4. Корпоративная мораль: сущность и генезис. 2. «Эффективный учитель» – носитель высокой нравственно - психологической кул ь туры. Тема 9 Экологическая этика и этика гражданственности План 1. Экологиче ская этика: предмет, содержание, ценности, осно в- ные принципы. 2. Экология человека и «открытые» проблемы биомедицинской этики. Формирование экологической культуры личности, 3. Особенности, ценности, идеалы этики гражданственности. 4. П атриотизм как основно й принцип этики гражданственн о сти. Н ациональные особенности патриотизма и политической кул ь- туры. 5. Насилие и ненасилие – моральный выбор гражданина. Основные понятия Экоэтика, энвайронментальная этика, биоэтика, «нравстве н- но - понимающее» отношение к прир оде, биомедицинская этика, антропоэгоизм, не - антропоцентристский подход, экологич е- ская культура, традиция управления, традиция сотрудничес т- ва, коэволюция , нравственно - экологическая отве т ственность, экологический императив, экологическая свобода , гражданс т- венность, патриотизм, гражданское общество, гражданин, космополитизм, национализм, интернационализм, этика нен а- силия, политическая культура. 21 Вопросы для самоконтроля 1. Раскройте значение понятий: «гражданское общество», «гр а- жданственность», « гражданска я поз и ция», «гражданин». 2. Охарактеризуйте основные черты этики гражданственности. Что такое «этический императив гр а жданского общества»? 3. В чем Вы видите нравственную сущность патриотизма? 4. Как соотносятся между собой понятия «интернационализм» и «ко смополитизм», «фашизм» и «национализм» и какое отнош е- ние они имеют к патриотизму? 5. Что такое политическая культура и политическая этика? 6. Этика ненасилия: Ваше личное отношение к ней, соображ е- ния «за» и «против»? 7. Прокомментируйте высказывание Вольте ра: «Кто умеет вл а- деть собой, тот может повел е вать людьми». 8 . Назовите основные принципы и императивы современной экологической этики. Ваше о т ношение к ним? 9 . В чем суть проблемы ценностей в экологической этике? 10 . Как Вы понимаете принцип «благоговения перед жизнью»? Какие преимущества, проблемы и п а радоксы усматриваете Вы в следовании ему? 1 1 . Как решается в современной экоэтике проблема свободы и ответственности человека перед пр и родой? 1 2 . Какой смысл Вы вкладываете в понятие «долг перед прир о- дой» и «долг перед потомк а ми»? 1 3 . Возможно ли, говоря словами М. Пришвина, «так сойтись с природой, чтобы чувств о вать в ней свою собственную душу?» Как Вы относитесь к возможности «взаимной любви» с прир о- дой? Темы для рефератов и докладов 1. Мораль и власть. 2. Политическое насилие и нравственность. 3. Нравственный принцип толерантности в политике. 4. Национальное самосознание как фактор нравственной кул ь- туры народа. 5. Моральная демагогия и политические репрессии. 6. Нравственно - психологические основы тоталит аризма. 22 7. Этика экологическая и этика биомедицинская: точки сопр и- косновения. 8. Гуманность как основа биомедицинской деятельности. 9. Этические проблемы генной инженерии и клонирования. 10. Нравственные проблемы эвтаназии: гуманность и врачебный долг. Те стовые задания для текущего, промежуточного, итогового контроля и самостоятельной работы студентов Вариант 1 1. Этика – это а) учение о морали, о нравственном освоении человеком дейс т- вительности б) совокупность норм и правил поведения, которыми люди р у- к оводствуются в своей жизни в) совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений 2. Представители античной этики а) Сократ, Аристотель б) Августин, Фома Аквинский в) Т.Мор, Ж - .Ж. Руссо 3. Свойство морали требовать – а) императивность б) антиномии в) общественное мнение и совесть 4. Духовная сторона морали (нормы, принципы, убе ж дения, чувства, эмоции и др. идеальные факторы) - это а) моральное сознание б) моральная практика в) моральные отношения 5. Одна из форм нравс твенного сознания, в которой м о ральные требования выражены наиболее обобщенно – а) принципы 23 б) категории этики в) моральные ценности 6. Одобрение или осуждение моральным сознанием разли ч ных явлений социальной действительности, при котором оно опр е- деляет с оответствие или несоответствие поступка, обществе н- ного образа жизни определе н ным моральным требованиям а) добро и зло б) моральная оценка в) «золотое» правило этики 7.Необходимость совершения поступка из уважения к зак о ну – а) совесть б) авторитет в) долг 8.Единица поведения; действие (или бездействие), имеющее п о- ложительную (или отрицательную) нравственную знач и мость а) мотив б) условия совершения в) поступок 9.Возможность и способность субъекта определять и реализ о- вывать свою нравственную позицию, обесп ечивающую дост и- жение идеала а) моральная свобода б) моральный конфликт в) нравственный идеал Вариант II 1. Мораль – это а) учение о морали, о нравственном освоении человеком дейс т- вительности б) совокупность норм и правил поведения, которыми люди р у- ководст вуются в своей жизни в) совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений 2. Представители этики Средневековья : а) Сократ, Аристотель 24 б) Августин, Фома Аквинский в) Т.Мор, Ж - .Ж. Руссо 3. Противоречия в морали – а) импе ративность б) антиномии в) общественное мнение и совесть 4.Предметно - материальная деятельность людей, их реал ь ное поведение - это а) моральное сознание б) моральная практика в) моральные отношения 5.Понятия, отражающие наиболее существенные ст о роны и эле менты морали, и составляющие теоретический аппарат эт и- ки – а) принципы б) категории этики в) моральные ценности 6.Категории этики, выступающие как основные формы нравс т- венной оценки а) добро и зло б) моральная оценка в) «золотое» правило этики 7. Самооце нка личности своих помыслов, поступков через призму высших нравственных ценностей – а) совесть б) авторитет в) долг 8. Субъективно - личностное побуждение к действию, хотя и я в- ляющееся объективным по происхождению - а) мотив б) условия совершения в) поступ ок 9. Выражение наличия реально существующих противор е чий - 25 а) моральная свобода б) моральный конфликт в) нравственный идеал Вариант III 1. Этикет – это а) учение о морали, о нравственном освоении человеком дейс т- вительности б) совокупность норм и правил п оведения, которыми люди р у- ководствуются в своей жизни в) совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений 2. Представители этики Нового времени а) Сократ, Аристотель б) Августин, Фома Аквинский в) Т.Мор, Ж - .Ж. Руссо 3. Для поддержания нравственного уровня в обществе нет сп е- циальных органов, эту функцию берут на себя – а) императивность б) антиномии в) общественное мнение и совесть 4. Общественные отношения, совокупность зависимостей и св я- зей, которые возникают у люде й в процессе их нравс т венной деятельности - а) моральное сознание б) моральная практика в) моральные отношения 5. Ценностные представления, относящиеся к области морал ь- ного сознания – а) принципы б) категории этики в) моральные ценности 26 6. Общий принцип с праведливости требует, чтобы мы относ и- лись к другим людям так же, как желаем, чтобы они о т носились к нам - это а) добро и зло б) моральная оценка в) «золотое» правило этики 7.Оценка людей, связанная с конкретным общественным пол о- жением человека, с родом его деятельности и призна н ными за ним моральными заслугами – а) совесть б) авторитет в) долг 8. Фактор моральной оценки поступка, позволяющий оц е нить поступок тем выше, чем труднее препятствие - а) мотив б) условия совершения в) поступок 9. Представление о нравственно совершенной личности - а) моральная свобода б) моральный конфликт в) нравственный идеал Вопросы к зачету 1. Понятия «этика», «мораль», «нравс т венность». 2 . Происхождение этики как науки о морали. Стру к тура этики. Соотношение практической и теоретич е ской этики. 3 . Мораль и другие сферы общественной жизни: экономика, п о- литика, наука, и с кусство, религия, право. 4. Донравственные формы социальной регуляции. 5. Традиционная нравственность. Этические учения Античн о- сти. 6 . Нравы и этические учения Среднев е ковья. 7. Буржуазная мораль. Этические учения Нового вр е мени. 8. ХХ век: нравственные системы западного и советского общ е- ства. Этич е ские учения ХХ века. 27 9. Современная нравственность и ее перспективы: «прогресс и- вистский» и скептический взгляды. 10. Понятие культуры, ее происхождение и ценность. 11. Структура культуры. Духовная культура как феномен созн а- ния и психики. 12. Культура как мир человека. 13. Происхождение морали как исторический процесс. Осно в- ные концепции: - натуралистические; - субъектив но - идеалистические; - религиозные и объективно - идеалистические; - материалистическое направление в эт и ке; - современная антропоцентристская этика 1 4. Моральные ценности и их особенности: общечеловеч е ский характер, регул и рование межличностных связей, оценка уровня нравственной воспитанности личности. 15. Мораль как сердцевина духовной жизни общества. 16. Абсолютное в морали. Происхождение проблемы. Пон я тие морального абсол ю та. 17. Свойства морали (императивность, нормативность, оцено ч- ность). 18. Антиномии в морали. 19. Структура морали (моральное сознание, моральная практ и- ка, моральные отношения). Взаимосвязь элементов стру к туры морали. 20. Социальные функции морали (воспитательная, це н ностно - ориетнтирующая, коммуникативная, познавательная, регул я- тивная, гума низ и рующая). 21. Понятие морального принципа. Основные общечеловеч е ские моральные принципы как отражение м о ральных ценностей. 22. Категории этики: добро и зло, справедливость, с о весть, смысл жизни, сч а стье, долг, авторитет и др. 23. Нравственный идеал и ег о соотношение с действительн о- стью 24. Поступок и его оце н ка. 2 5 . Моральная свобода и нравственная ответственность личн о- сти. 2 6 . Соотношение цели и средств как нравственная пробл е ма деятельности ч е ловека. 28 2 7 . Нравственные конфликты: причины, виды, пути прео дол е- ния 2 8 . Общение как нравственная ценность: сущность и предназн а- чение. 2 9 . Нравственные принципы и нормы общения. 30 . Культура и антикультура в общении. Феномен насилия в общении. 3 1 . Этикет и его особенности. Основные принципы и нормы этикета. 3 2 . Восп итание и самовоспитание нравственной культуры о б- щения. 3 3 . Дружба как высшая форма общения, «законы» дружбы. 3 4 . Любовь как отношение и влечение. 3 5 . Этика семейных отношений. 3 6 . Молодежная субкультура: моральные проблемы общ е ния. 3 7 . Этика общения в вирт уальной реал ь ности. 3 8 . Понятие профессиональной этики. Возникновение профе с- сиональной этики как следствие исторически сл о жившегося профессионального разделения труда. 3 9 . Виды профессиональной этики. Корпоративная м о раль. 40 . Профессионализм как нравствен ная черта личности. Пр о- фессиональные м о ральные кодексы. 4 1 . Экологическая этика: предмет, содержание, ценности, о с- новные принц и пы. 42. Экология человека и «открытые» проблемы биомедици н ской этики. 43. Особенности и ценности этики гра ж данственности. 44. На циональные особенности патриотизма и политич е ской культуры. Насилие и ненасилие – моральный выбор граждан и- на. Глоссарий АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter – другой) – моральный при н цип, предписывающий человеку подавление собственного эг о изма ради самовыражения сво ей с о циальной природы. АНТИНОМИИ (в этике) – противоречивые свойства существ о- вания и использования этических требований: объекти в ность морального закона и субъективность его усвоения; вс е общность 29 нравственных правил и множество особых историч е ских и группо вых кодексов этики; практическая целесообра з ность нравственного поведения и бескорыстие морального м о тива; общепризнанность стандарта поведения и личностная иници а- тива поступка; детерминированность нравственных де й ствий и свобода морального выбора. Видно, что антиноми ч ность этики порождена не сводимостью морали к нравственности и наоб о- рот. АРХАИЗМ – предельное представление об устойчивости мир о- порядка, закрепляемое в кул ь туре в виде набора качеств жизни, которые всегда соответствуют своему времени и всегда генет и- чески предопределяют новые формы человеческой жизни. АСКЕТИЗМ – моральный принцип, предписывающий преод о- ление физических (телесных) препятствий для высвобо ж дения духа, духовной свободы БЛАГО – категория этики, выражающая всеобщее положител ь- ное качес тво жизни, объединяющее в себе материальные, д у- ховные, утилитарные, эстетич е ские и др. ценности. БРАК – механизм единения прав и обязанностей, регул и рующий социальную природу отношений в семье . В процессе историч е- ской эвол ю ции основой брака неизбежно стано вится любовь . ГУМАНИЗМ – моральный принцип, предписывающий фила н- тропический (любовь к человеку) характер выбора мирово з- зренческих приор и тетов. ГУМАНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА – технологическая процед у- ра оценки обратного действия последствий, которые неизбежны при активном воздействии человека на окружающую среду. Т а- кая экспертиза в первую очередь оценивает возможн о сти самого человека, а не возможности и з меняемой человеком среды (чем занимается эк о логическая экспертиза). ДИАЛОГ – принцип развития и воспроизводства к ульт у ры (М.М.Бахтин), высшая фаза общения , онтогенетически предп о- сылается внутренней речью, умение слушать себя и собеседн и- ка, цель этики общения. "Человек есть диалог", – так поним а ет М.Хайдеггер значение диалога в формировании качеств челов е- ка. ДОБРО – к атегория этики, отображает только духовную стор о- ну блага , поэтому неизбежно пр о тивопоставляется другим его сторонам, образуя устойчивый симбиоз со своей противополо ж- 30 ностью – злом . Определение демаркационной линии между до б- ром и злом для культуры становится специальной пробл е мой. Данная категория в сфере рассудка (индивидуального со з нания) несет на себе роль усвоенного предельного положительного о с- нования и в ы полняет прикладную функцию, позволяя отличать каждому аморальные и безнравственные акты от м о ральных и нравственных (см. ДОБРОДЕТЕЛЬ). ДОБРОДЕТЕЛЬ – срединный путь (буддизм, Аристотель) ме ж- ду знанием и опытом, возможностью и реальностью, кот о рый действительно совершает человек ради высших, общечеловеч е- ских целей, познавая и приобретая новый опыт человеч е ской жизни. ДОЛГ – категория этики, выражающая объективное тр е бование, направленное к индивидуальному сознанию и опра в дывающее человеческое существование. В краткой форме выражено сл е- дующим образом (по Канту): "Собственное совершенство и ч у- жое сч а стье". ЗЛ О – категория этики, имеющая отношение к духовной сфере и здравомыслию. Указывает на предельно отрицательные основ а- ния человеческой жизни, устанавливает ее границы и в ы полняет индивидуальную ориентирующую функцию. Человек, наход я- щийся в ситуации выбора меж ду до б ром и злом (см. ДОБРО), "обречен на свободу" (Ж. - П.Сартр) этого самого выбора. Име н- но п о этому, в логике здравомыслия, человек способен из двух зол выбрать меньшее. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО – одно из древнейших нормативных тр е- бований, выражающее общечеловеческ ое содержание нравс т- венности. Встречается уже в ранних письменных памя т никах многих культур, например, (по Конфуцию): "Чего не ж е лаешь себе, того не делай людям". ИДЕАЛ – один из элементов системы этики, наряду с принц и- пами и но р мами ; совершенство, как "мо ральное высшее" (Л.Фейербах), требует ответа на вопросы: позн а ваем ли идеал? достижим ли он? нужен ли он? ИМПЕРАТИВ – моральное требование (закон), содерж а щее долженствование, выраженное объективным прину ж дением к поступку. Императивное поведение морально й личности пр и- нимает нормативный, общезначимый хара к тер. Кант различает 31 "гипотетические" – условные и "кат е горический" – безусловный имп е ративы. ИМПЕРАТИВ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ (по Канту) – сущес т вует только один категорический императив как высший этич е ский зако н: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодател ь ства" или делай то, что должны делать все. ИМПЕРАТИВНАЯ ЛОГИКА – последовательность шагов м о- рализации личности: от соци а лизации к индивидуализации и от необходимости к долженс т вованию. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – вторичный, вслед за социал и зацией , процесс и результат личностной самореализации, тран с ляция индивидуального опыта, "тиражирование" себя посредс т вом производства персональных качеств (состояний, интересо в, а к- ций и т.п.), формирование и авторизация жизненного простра н- ства. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек, характеризуемый со стор о- ны своих социально значимых отличий от других людей, сво е- образие личности индивида, ее неповторимость. Предп о сылкой формирования челов еческой индивидуальности служат приро д- ные задатки, которые преобразуются в процессе восп и тания, имеющего общественно обусловленный характер, пор о ждая уникальные проя в ления индивидуальности. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – формирование внутренних структур ч е- ловеческой инд ивидуальности благодаря усвоению стру к тур внешней социальной деятельности, преобразование стру к туры предметной деятельности в структуру внутреннего плана созн а- ния. ИНТИМНОСТЬ (от греч. і n thymos – в уме) – основание для различения Я и не - Я, максимально защ ищенная зона обит а ния Я; труднодоступна, как для внешнего посягательства, так и для внутреннего постижения. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ – основные понятия, через которые ра с- крывается суть этики, отражаются пр е дельно общие связи и свойства явлений человеч е ской жизни К ОДЕКС (этический) – писаный или неписаный свод нравс т- венных или моральных норм , предписываемых к испо л нению представителям определенной общественной группы. Каждый кодекс имеет конкретно - исторический характер и возникает т о- 32 гда, когда выраженные в них требо вания уже прочно закрепл е- ны в общественном мнении соответствующей социальной, во з- растной, професси о нальной и т.д. группе. КОЛЛЕКТИВИЗМ – моральный принцип, противопоста в ляется индивидуализму, раскрывает взаимоотношения отдельного ч е- ловека и общества в цело м. Содержание принципа выр а жается возможностью для человека достигать социально одо б ряемых и общезначимых целей при добр о вольном характере объединения в сообщества, в которых обеспечивается целос т ность, полнота и активность совместной деятельности, способс твующая разв и- тию личности этого ч е ловека. КОМПАРАТИВНОСТЬ – способность подлежать сравн е нию. Компаративность западной и восточной этической мысли п о- зволяет раскрыть не только ограниченность западного или во с- точного типа мышления или их региональную и кул ь т урно - историческую замкнутость, но и показыв а ет, что этого никогда в действительности не сущ е ствовало, т.е. этическая мысль, как по природе своего происхождения, так и по своим следствиям имеет планетарный, общечеловеческий хара к тер. КОНФОРМНОСТЬ – способно сть к идент и фикации себя с группой людей, свойство человека быть таким как другие, пра к- тицизм, приспосо б ленчество, в конфликтной ситуации внешнее или внутреннее некритическое принятие требований больши н- ства или "законного" авторитета. ЛИЧНОСТЬ (в этике) – субъект нравственной деятельности, к о- торый добровольно подчиняет свои действия, осознавая их с о- держание и значение, м о ральным требованиям общества, однако способен ставить перед собой нравственные цели и вырабат ы- вать решения применительно к конкретным обст оятел ь ствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружа ю- щих, воспитывать себя, достигая в своем развитии уровня пе р- сональной индивид у альности . ЛЮБОВЬ – категория этики, выражающая единство самоиде н- тификации и идентификации себя с Миром или с другим чел о- веком. Интегральное чувство посредством переживания котор о- го полностью удовлетворяются все необходимые витальные п о- требности. МАКСИМА (по Канту) – "субъективный принцип вол е ния", значимый для воли данного единичного лица. 33 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СИНД РОМ – мировоззренч е ская фрустрация (рас - сеянность) порожденная кросс - культурной, межклассовой или иной исторической ситу а цией переходящая в последствии в мировоззренческую у с тановку индивидуального сознания. МОРАЛЬ – мера человеческой зрелости, атрибут ос о з нающей саму себя личности, высшая мера самоконтроля и, одновреме н- но, законодательная норма самоопредел е ния. МОТИВАТОР (человеческих действий) – окультуренная п о- требность не связанная с "преодолением дефицита" д у шевного здоровья, а пол а гающая стремление к развитию личностной полноценности, индивидуальному совершенствованию и сам о- актуализации (А.Маслоу). НОРМА – один из элементов системы этики, форма общепр и- знанного, внешнего или критически принятого, внутреннего требования, образец поведения или помысла. Предпол а гается обоснованность норм с точки зрения их соответствия пр и нятым в данном сообществе ценностям и идеалам, по отношению к к о- торым нормы выполняют подчиненную, инструментал ь ную роль. НРАВСТВЕННОСТЬ – мера самоактуализации человека, атр и- бут ведущей саму себя личности, высшая мера социальной ц е- леустремленности и, одновременно, естественная норма соц и- ально - психологической ориентировки. ОБЩЕНИЕ – в самом широком смысле то, что делает о б щим или обобщает. Общение как процесс одновременно являе т ся интеракц ией (непосредственным взаимодействием), коммун и- кацией (прямой и обратной информационной связью) и перце п- цией (самоопределением и определением субъектов общ е ния). ОНТОГЕНЕЗ (в этике) – процесс индивидуализации, перс о- нального развития и личностного роста. В ходе интериориз а ции человек "присваивает" социокультурные средства деятел ь ности и общения , на основе чего и формируется его индивид у альное сознание и личность . ОПТИМИЗМ – общественное настроение и система филосо ф- ско - этических воззрений на социально - историч ескую необх о- димость прогрессивного хода нравственного развития челов е ка; социокультурная оптимизация человеческого жизненного оп ы- та, т.е. способность из возможного выбирать лу ч шее. 34 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – категория этики, характеризу ю щая нравственную зрелость ли чности с точки зрения правовой ин и- циативы (когда права не даю т ся, а берутся) и сознательного принятия на себя обязанностей, позволяющего этими прав а ми воспользоваться. ПЕССИМИЗМ – противоположен оптимизму , интелле к туальная обреченность от осознания несовер шенства человеческой пр и- роды и потому утрата способности осмысленно выб и рать как меньшее зло , так и возможное лучшее, характерен п е реходным историческим периодам и кризисным душевным состояниям чел о века. ПОСТУПОК – предпосылка действия и один из результ а то в нравственного поведения, поступательный характер которого слагается из следующих элементов: мотива, намерения, вол е- изъявления, деяния и оценки (самооце н ки). ПРЕДПОСЫЛКИ (этические) – выполняют мотивирующую функцию и выступ а- ют причинными основаниями – сов есть , условиями – намер е- ния, действиями – поступки или ценнос т ными ориентирами – счастье нравственной деятельности; один из системных фун к- ционалов категориального апп а рата этики. ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – качество человека, рассматривающ е- го последнего как действи тельную причину изменения индив и- дуальной человеческой природы, базируется на убежденности и порядочности, но не затрагивает общественной н а правленности личности. ПРИНЦИПЫ (этики) – один из элементов системы этики, уст а- навливающий рамки и приоритеты сущест вования регулиру е- мых человеком или обществом этических отношений; поняти й- ная база этической науки, чаще несущая а н тиномический и реже – императивный хара к тер. ПРОИЗВОЛ – нравственно несвободное в о леизъявление, при отсутствии реального выбора и борьбы мотив ов; "слепое" сл е- дование необходимости, приводящее к удовлетворению "деф и- цитарных" потребн о стей. ПРОСВЕЩЕННОСТЬ – результат просвещения (просветленн о- сти, святости), способность к учительству, т.е. приорите т ность общечеловеческих ценностей и бескорыстность к ак сле д ствие отср о ченности результата деятельности. 35 ПРОФЕССИОНАЛИЗМ – способность самостоятельно ставить задачи и решать их, руководящая и исполнительская автоно м- ность. СВОБОДА (воли или нравов) – причем, св о бода воли должна обеспечивать право выбора челов еком, свобода нравов – обе с- печивать отказ, т.е. право на созн а тельное самоограничение. СЕМЬЯ – первичный коллектив . Конкретно исторически и н е- посредственно духовно выполняет следующие функции: восп и- тательную, хозяйственную и воспрои з водящую. СЛУЖЕБНАЯ РЕП УТАЦИЯ (от лат. reputatio – обдум ы вание, размышление) – один из результ а тов профессионального роста, складывающееся в профессиональной среде представл е ние о компетентности, порядочности и нравственном облике работн и- ка, признание его заслуг и автор и тета. СМ ЫСЛ ЖИЗНИ – категория этики, кроме нормативной фун к- ции исполняет роль самооценки качества жизни, т.е. в ы ступает показателем мировоззренческой зрелости индивида: смысл ищется именно у жизни и может быть найден в тех ее объектах, ради которых этой жизнью чел овек готов пожертв о вать. СОВЕСТЬ – необходимый для обеспечения персонифицирова н- ной, зрелой и ответственной жизни уровень обобщ е ствления и окультурализации индивидуального сознания. СОТРУДНИЧ Е- СТВО – форма кооперативных взаимоо т ношений в процессе профессиона льного труда, предполагающая взаимные альтру и- стические установки субъектов совместной деятельности и в е- дущая, поэтому к формированию производственного коллект и- ва . СОЦИАЛИЗАЦИЯ – осуществляемый в деятельности и общ е- нии процесс и результат усвоения и активно го воспрои з водства индивидом социального опыта. Расширение в результате обуч е- ния и воспитания сферы деятельности и общения инд и вида, процесс становления его личности , самосознания и ответстве н- ной жизненной позиции. СТРУКТУРА МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ – форма орг аниз а- ции морального сознания, включающего в себя два уровня: эм о- циональный (ф о новой) и рациональный (объектный). Фоном морального сознания выступают человеческие чувства (горд о- сти, вины и т.п.), их переживание, настроения (душевные с о- стояния). Объектом соз нания – знания (норм, качеств, принц и- 36 пов, идеалов, ценностей), их понимание и принятие (согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убежд е- ний). СЧАСТЬЕ – категория этики, характеризующая ценнос т ную природу выбора жизненных смыслов, предп осылка нравстве н- ной общечеловеческой ориентировки на всеобщее благоденс т- вие. ТАБУ – первичная форма морали , выражает категорический з а- прет на социально деструктивную активность, связана с пер е- живанием амбив а лентного чувства: любопытства и страха. В совреме нной культуре выполняет важную регуляти в ную роль на ранних стадиях онтогенетического развития личности. ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio – передача) – вторичная форма м о- рали , выр а жает приоритет в сохранении положительных форм поведения, в ы полняющих прогрессивную роль до тех пор, пока они отвечают культурно - историческим потребностям о б щества. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – "практически универсальность челов е- ка проявл я ется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело" (К.Маркс), со б- стве нно то, что человека отличает от живо т ного. ФИЛОГЕНЕЗ (в этике) – процесс общечеловеческого, соци о- культурного развития; возникн о вение и поэтапная эволюция форм сознания в ходе истории человечества, а в рамках общей теории развития установление закономерных соотношений о с- новных эт а пов филогенеза и онтогенеза . ФУНКЦИИ МОРАЛИ – необходимый набор внутренних целей морали, превращающих мораль в средство изменения человеч е- ской природы. Перечень функций морали открыт, но в е дущей является гуманизирующая функция. Рег улятивная, це н ностно - ориентирующая, познавательная, во с питательная и др. функции только в своей целостности обеспечивают результативность м о- ральн о го воздействия на человека. ЦЕЛЬ ЖИЗНИ – порождается объективными условиями сущ е- ствования человека, отражающих ся в его потребностях и инт е- ресах. Цели могут быть общими или частными, позитивными или негативными, конечными или насущн ы ми. Соотношение целей и средств для их достижения определяется в коне ч ном итоге жизненным смыслом, но если смысл ищется, то целей д о- би ваются. 37 ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ – результат первичного самоопред е- ления человека и его совершенствующаяся социальная адапт а- ция, как деятельное осмысливание фазовых переходов цивил и- зованности в процессе индивидуального разв и тия. ЧЕЛОВЕК – общественное существо, во площение высшей ст у- пени разв и тия жизни, субъект социо - культурно - исторической деятельности. ЭГОИЗМ – моральный и жизненный принцип, в быту ча с то противопоставляется альтруи з му , проявляется в отношении к другому человеку как к объекту и средству достижения с воек о- рыстных целей. В истории этики утилита р но - положительные стороны эгоизма связываются, как со способностью челов е ка – эгоиста по природе – источать нравственность, так и теориями "разумного эгоизма", построенных на рационализации отнош е- ний человека и об щества. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ – процесс порождения внешних дейс т- вий, окультуренной активности на основе преобраз о вания ряда внутренних структур индивидуальности, сложившихся в резул ь- тате интериоризации внешней социальной деятельности челов е- ка. ЭМПАТИЯ – способн ость к идентификации себя с другим ч е- ловеком, умение ставить себя на место другого, некритич е ское принятие идеалов, идеализирование, пассивное или активное сопереживание или сочувствие, не подразумевающее или подр а- зумевающее оказание действенной помощи дру гому, необход и- мое условие полноценного о б щения. ЭТАЛОН (этический) – образец (желательно н а глядный) для духовного подражания: мудрец в Древней Греции, "соверше н- номудрый" в Древнем Китае, "святой" в христианстве и т.п. ЭТИКА (по Аристотелю) – практическая наука о достижении блага посредством добродетели. ЭТИКЕТ – составная часть внешней культуры поведения, фа к- тически определяет групповую принадлежность человека, осн о- ванную на созн а тельном следовании групповым интересам; конкретно исторически является услов ным р и туалом. 38 Литература 1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1993. 2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Игра по правилам (п о- литическая этика). М., 1991. 3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика гражданского общества // Будь лицом: ценност и гр а жданского общества. Т.1, Томск, 1993. 4 . Басова Н.В. П едагогика и практическая психол о гия. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 416 с. 5. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб.:Изд - во Михайлова В.А., 2005. - 288 с. 6 . Бодалев А.А. Личность и о бщение. М.. 1995 7 . Введение в биоэтику: Учеб. Пособие. М., 1999. 8 . Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество: Тренинговый практикум по конфликтол о гии. Мн., 1996. 9 . Вронский В.А. Прикладная экология: Учеб. Пособие. Ростов н/Д., 1996. 10 . Горянина В.А. Пс ихология общения: Учеб.пособие. М., 2002. 1 1 . Дейч М. Коричневые. Неофашизм в России. М., 2003. 1 2 . Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. – М., 1987. 1 3 . Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.,1987 1 4 . Доценко Е.Л. Психолог ия манипуляции: феномены, мех а- низмы, защита. М., 2000 1 5 . Жакунова Т.С. Политика и мораль. М., 1992. 1 6 . Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие и практикум. - 2 - е изд., испр. и доп. - Мн: Те т раСистемс, 1997. – 365 с. 1 7 . Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., Р и- га, 1997. 1 8 . Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на л ю- дей. – М., 1989. 1 9 . Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Рн/Д., 1995 39 20 . Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной де я- тельности: У чебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2005. – 208 с. - (Профессиональное образование) 2 1 . Коновалова Л.В. Прикладная этика: Биоэтика и экоэтика. М,. 1998. 22. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов н/Д.: Изд - во «Феникс», 1998. – 512 с. 23 . Лещинский В.М. Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М., 1995. 2 4 . Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991. 2 5 . Леви В.Л. Искусство быть другим. – М., 1971 2 6 . Лукьян Я. А. Барьеры общения. Конфликты. Стресс. Мн., 1986. 2 7 . Лось В.А. Взаимоотношения об щества и природы. М., 1990. 2 8 . Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. Пособие/ С е- рия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: Тетр а- Системс, 2004. – 304 с. С. 88 - 136 2 9 . Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1990. 30 . Маленкова Л.И. Педагоги, родит ели и дети. – М., 1994. 31 . Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Феномен общения в филос о- фии и культуре ХХ века. Мн., 2000. 3 2 . Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993. 33 . Ольшанский Д.В. Политическая психология. СПб., 2002. 3 4 . Основы этических знаний: У чебное пособие для вузов / под ред. Росенко М. – «Лань», 2002. – 223 с. – (Учебник для вузов. Специальная литература. ) Гл. 4. 3 5 . Патриотические традиции русского народа. СПб, 1993. 3 6 . Попов Л.А. Этика. Курс лекций. М., 1998. Гл.3 3 7 . Паламарь А.О. Мудро сть общения. М.. 1990 34. Резчиков Е.А. Деловая этика: Учебное пособие. 3 - е изд., д о- полн. – М.:МГИУ,2005. – 116с. 3 8 . Соловьев В. Оправдание добра. Соч. в 2 - х томах. Т. 1. – М.. 1988. 3 9 . Сафьянов В.И. Этика общения. М., 1991 40 . Токар Б. «Зеленая» альтерн атива: создание экологического будущего. М., 1990. 41 . Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994. 42 . Шмидт Р. Искусство общения. М., 1991. 40 43 . Философская энциклопедия в 5 - ти томах. М.. 1965. Ст а тьи: Долг. Совесть. Ценность, Достоинс т во. Честь . Добро и зло. 4 4 Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культ у- ры. – М., 1997. 4 5 . Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апрес я на, А.А. Гусейнова: - Гардар и ки, 2001. - 669с. 4 6 . Этика: Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – М.: Изд - во Михайлова В.А., 2005. - 288с 41 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………… ... 3 Тема 1. Этика как учение о мор а ли……………………………. .... 4 Тема 2. Историческое развитие нравственности. История этических уч е ний……………………………………... ... 6. Тема 3. Признаки, свойства и фун кции морали…………… ……. 8 Тема 4. Принципы и категории этики как отражение общечелов е ческих моральных ценностей…………………… ….. 9 Тема 5. Проблемы функционирования морали как целостной системы. Мораль и повед е ние…………………… …. 13 Тема 6. Нравственная культура общения и поведения…… …… 14 Тема 7. Этика личных отношений. «Открытые» проблемы совр е менной культуры общения………………… …. 17 Тема 8. Профессиональная эт и ка…………………………… …. .19 Тема 9. Экологическая этика и этика гражданственн о сти…………………………………………… …. 20 Тестовые задания для те кущего, промежуточного, итогового контроля и самостоятельной работы студентов ………………………………………………………….22 Вопросы к зач е ту……………………………………………… …2 6 Глоссарий ………………………………………………… ……… 2 8 Литерат у ра………………………………………………………...38

Приложенные файлы

  • pdf 3243757
    Размер файла: 294 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий