В МОРАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ (В контексте ТВОРЧЕСТВа Г.АЛИЕВА) © 2011. К.Р. Гулиева, диссертант Азербайджанский государственный педагогический университет, Баку (Азербайджан).


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Вектор науки ТГУ. 2(5). 2011 К.Р. Гулиева ПРОБЛЕМЫ ВЕРЫ И УБЕЖДЕНИЯ... Вектор науки ТГУ. 2(5). 2011 Безусловно, в первую очередь учитель сам должен обла дать этими качествами» [7,168]. Моральная вера в родителей, в лидера является одним из сильных средств морального воспитания. Там, где от сутствует моральная вера, там нет развития. Воспитывать веру нужно также и через почитание отваги старшего по коления, проявленной ими в военное время, с помощью средств массовой информации и пропаганды, развитие культуры и науки, активное использование эстетических средств и пр. Г. Алиев понимал большое значение религиозной веры в жизни человека. Это преданность Богу, священной книге мусульман Корану-Кериму, святым местам. Он считал, что «вера в Коран и пророка Мухаммеда помогают человеку созидать, смотреть с верой в будущее, открывают путь к таким духовным качествам как счастье и высота духа; распространенная пророком Мухаммедом исламская ре лигия и Коран, оставленный им на память всему мусуль манскому миру, на протяжении веков играют важную роль в жизни людей, принадлежащих к мусульманской вере. Их жизнь, настоящее и будущее создают в этом мире основу для счастья в мире ином» [5,48]. Г.Алиев оценивал веру народа в святые места как одно из положительных нравственных качеств: «считаю, что для того, чтобы призывать народ к верности, чистоте, доброжелательности, праведности, подобные святилища очень важны» [2,170]. Он считал тех, кто имеет личные убеждения, людьми с высокими идеалами: смысл жизни не только в пище, развлечении, бессмысленном прозяба нии, а в достойной работе, служению своему обществу, родине, борьбе за свои убеждения, «человек, который по мере улучшения благосостояния, достатка видит смысл жизни именно в этом, то, естественно, он не богатый, а морально бедный человек» (7,338). Г. Алиев считал любовь к родине, земле, самой важной идеей человека имеющего свои личные убеждения. Имен но эти факторы он считал важными в деле определения человеком, в частности, молодежью, своего места в жизни, их активной жизненной позицией. Он считал, что «каж дый молодой человек для обеспечения независимого бу дущего своей страны должен любить свою родину, страну, родную землю, свой язык, религию, национальные тради ции. Человек, не воспринимающий их для себя за мораль ную основу, не сможет найти свое место в жизни» [3,56]. В целом «каждый человек с личными убеждениями, каждый молодой гражданин Азербайджана при построении своей жизни, подготовке себя к жизненной деятельности, в на чале и продолжении этой деятельности в первую очередь должен думать о сегодняшнем и будущем дне независимо го Азербайджана» [3,46]. Он считал это основной задачей, поставленной перед азербайджанской молодежью: «поставленных впереди за дач много, об этом можно часами говорить, однако, если выразиться в общем, главная задача нашей молодежи должна заключаться в посвящении себя развитию неза висимой Азербайджанской Республики, созданию и уве ковечиванию независимой Азербайджанской Республики» Г.Алиев видел эту составляющую содержание мораль ного воспитания моральную ценность в качестве одного из основных качеств, объединяющих весь Азербайджан и всех наших соотечественников в мире. По этой причине он возвышал понятие идейного единства до уровня лозунга и не хотел, чтобы это понятие потеряло свою значимость: «даже близнецы имеют разные характеры. Это естествен но. Мы не можем применить какое-либо насилие в отно шении природы. Законы природы действуют, не завися от чьих-либо желаний и стараний. Однако, среди этих зако нов природы много возможностей для того, чтобы быть вместе, ближе друг к другу, помогать и поддерживать друг друга» [1,84]. Г. Алиев не отделял моральное убеждение от идейно сти и трудолюбия. Его идея приверженности Азербайджа ну объединяла в себе наличие высоких убеждений, трудо любия. Так, тот, кто любит Азербайджан, хочет образова ния независимого азербайджанского государства, тот дол жен объединиться под этим флагом, словами, вокруг этой идеи. Как сказал Г.А.Алиев, «от каждого азербайджанца требуется солидарность во имя священной азербайджан ской цели» [1,32]. Его идея приверженности Азербайджану означала раз витие и пропаганду во всем мире культуры, языка своего народа, национальных обычаев и традиций, активную дея тельность в этом направлении. В понятии Г.А.Алиева наличие убеждений как одного из моральных качеств, составляющих содержание мораль ного воспитания, характеризуется также убежденностью в необходимости борьбы с несправедливостью, за свободу, независимость, активность человека: «сегодня, независи мо от места проживания, каждый азербайджанец должен проявлять единство поступков и идей, непоколебимую солидарность вокруг священной идеи Родины и азербайд жанской государственности, уважать наш флаг, который является священным местом принесения клятвы наших соотечественников. Это наше общенародное дело, долг потомков перед родиной» [1,45]. Г.Алиев называл сынов и дочерей Азербайджана, пав ших во имя своей родины, людьми с высокими убеждени ями. Произнесенные Г.Алиевым на встрече с молодежью 1 февраля 1997 года слова о том, что высокая политическая активность молодежи во имя независимости и свободы своей страны отражают высокую идейность поколения страны того времени, боровшегося против несправедливо сти, агрессии [7,140]. Выводы. Таким образом, в наследии Г.А.Алиева как идея, так и вера, составляющие содержание морального воспитания, определяются как важные элементы форми рования активной жизненной позиции человека, его убеж дений и практического действия. Человек, имеющий веру и убеждения, является носителем также и других высоких моральных качеств. По этой причине Г.А.Алиев считает важным все большее укрепление связи между процессом обучения и моральным воспитанием в деле подготовки мо лодежи к реальной жизни. Моральные принципы должны составлять внутренние убеждения каждого человека, не зависимо от занимаемой должности: «сегодня, в отличие от прошлого, мы формируем будущее, будущую деятель ность граждан независимого Азербайджана, и формирую щийся в школе, университете молодой человек, как буду щий активный гражданин своей страны, в первую очередь должен быть морально чистым» [2,463]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алиев Г.А. Путь к независимости. Баку: Универ ситет Азербайджан, 1997, 136 с. (на азербайджанском язы ке) Алиев Г.А. Наша независимость вечна. в 20-ти то мах, XV т., Баку: Азернешр, 2005, 528 с. (на азербайджан ском языке) Алиев Г.А. Речь на I форуме молодежи Незави симой Азербайджанской Республики // Возрождение XXI век журнал, 2003, №70, с. 42-60(на азербайджанском язы ке) Алиев Г.А. Наша независимость вечна. в 20-ти К.Р. Гулиева ПРОБЛЕМЫ ВЕРЫ И УБЕЖДЕНИЯ... Вектор науки ТГУ. 2(5). 2011 томах, XVIII т., Баку: Азернешр, 2006, 550 с. (на азербайд жанском языке) Р.Алиев. Гейдар Алиев, религия и духовные цен ности. Баку: Иршад, 1998, 76 с. (на азербайджанском язы ке) Ахмедов Г.Г. Педагогика. Баку: АБУ, 2006, 296 с. (на азербайджанском языке) Будущее принадлежит молодежи. Под редакцией А.Гараева. Баку: Азернешр, 2004, с. 496. (на азербайджан ском языке) Гянджеви Н. Сокровищница тайн. Баку: 2004, с. 264 (на азербайджанском языке) халилов С.С. Моральная философия. Баку: Уни верситет Азербайджан, 2007, 520 с. (на азербайджанском языке) Мамедов И. Толковый психологический словарь. Баку: Образование, 2002, 75 с. (на азербайджанском языке) 11. Полад А. Мудрость трех тысячелетий: VII-XVII. Баку: Юрд, 2002, 719 с. (на азербайджанском языке) Воспитание. ISSUES OF FAITH AND BELIEF IN EDUCATION CREATIVITY A © 2011 Azerbaijan State Pedagogical University, Baku (Azerbaijan) Keywords: belief; moral education; G.Aliev. the Belief and the belief which is the major components of moral education, play an important role in spiritual human life. So, without belief very dif�cultly both in a family, and in labor collective, it is dif�cult to live and work. Unbelief and the doubts destroying a family, precisely also loosen labor collective, promoting occurrence of the discontent, unpleasant conversations among people. The person operates on the basis of the belief, belief in the acts. УДК 378.183 ВОЛОНТЕРСК ДЕЯТЕЛЬНОСТ В ПРО ЕССЕ ПРО ПОДГОТОВКИ БУДУЩИ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ © 2011 О.Р. Данилова, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального образования Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре (Россия) Ключевые слова: волонтерская деятельность; профессиональная подготовка в вузе; профессиональная компетентность социального педагога. Аннотация: в статье обосновываются возможности студенческого волонтерства в процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Аргументируется необходимость разработки технологии формирования профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в процессе волонтерской деятельности. Стратегической задачей высшей школы является подго товка компетентного специалиста, способного эффектив но действовать за пределами учебных ситуаций, находить оптимальные решения проблемных задач, возникающих в своей профессиональной деятельности. Профессиональ ная компетентность, как отмечает К.В. Шапошников, «в целом характеризуется совокупностью интегрированных знаний, умений и опыта, а также личностных качеств, по зволяющих человеку эффективно проектировать и осу ществлять профессиональную деятельность во взаимо действии с окружающим миром» [11, 13]. Эта комплексная система, включающая научно-теоретические знания, опе рационно-технологические умения и мотивационно-цен ностные характеристики специалиста, необходимые для организации профессиональной деятельности, является базовой составляющей подготовки социального педагога. С учетом своеобразия функций и направлений дея тельности социального педагога, его профессиональной направленности, особых требований к органичному соче танию личностных и профессиональных качеств, профес сиональная компетентность социального педагога опреде ляется нами как целостное личностное новообразование, включающее систему профессионально обусловленных личностных качеств специалиста, научно-теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, опыта ре шения конкретных профессиональных задач в социально- педагогической деятельности. Главная особенность профессиональной компетент ности в том, что она не может быть сформирована сред ствами одного вида профессиональной подготовки. Так, знания, связанные с представлением о сущности, прин ципах, методах социально-педагогической деятельности, методике и технологиях работы социального педагога сту денты получают в процессе изучения учебных дисциплин. Включение студентов в научно-исследовательскую дея тельность, разнообразные виды педагогической и произ водственной практики создают основу для отработки ряда профессиональных умений (социально-педагогического оценивания проблемной ситуации клиента, постановки цели конкретной социальной помощи, разработки плана и выполнения действий по оказанию социальной помощи, осуществления обратной связи, самостоятельно проекти ровать и осуществлять процесс социально-педагогической деятельности по решению проблем конкретного ребенка или группы и др.). Вместе с тем, в контексте изучаемой нами проблемы незаслуженно остается без внимания вне учебная работа со студентами, в то время как внеучебная воспитательная деятельность обладает большими потен циальными возможностями в вопросе формирования про фессиональной компетентности будущего специалиста. Профессионально ориентированная социально значимая волонтерская деятельность играет большую роль в про цессе профессиональной подготовки социальных педаго гов. Различными аспектами проблемы профессиональной деятельности социальных педагогов, перспективами раз вития социальных служб занимались Овчарова Р.В., Шеп К.Р. Гулиева ПРОБЛЕМЫ ВЕРЫ И УБЕЖДЕНИЯ...

Приложенные файлы

  • pdf 3243750
    Размер файла: 264 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий