Моральная ответственность: стратегия гуманной философии. Аннотация: На передний план выдвигается стратегическая задача формирования смысла моральной


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
УДК 1 : 008 Хрусталёв Ю рий М ихайлович д октор ф илософских н аук , профессор, заведующий кафедрой философии и биоэтики Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, заслуженный работник высшей школы России dom - [email protected] МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕН НОСТЬ: СТРАТЕГИЯ ГУМАННОЙ ФИЛОСОФИИ Аннотация: На передний план выдвигается стратегическая задача формирования смысла моральной отве т- ственности всех граждан, особенно специалистов, которые должны ощущать в себе гармонию мн о- жества социально - культурных функций, но не иметь при этом никаких идеологических императ и- вов, переходящих порой в политические лозунги. Основной задачей современной гуманной филос о- фии становится формирование здравомыслия у людей в их инновацион ной творческо - созида - тельной деятельности специалистов, а также интеллектуально - нравственной жизни в совреме н- ную техногенную и информационную эпоху. Ключевые слова: глобализация, кризисы в современной цивилиз а- ции, смысл моральной ответственности, здр а- вом ыслие, стратегия, гуманная философия, техногенная и информационная эпоха, ноосфера, мировоззренческие установки, экологические и морально - правовые требования, биоэтика. Khrustalev Yuriy Mikhaylovich D.Phil., Professor, Head of the Philosophy and Bi oethics Subdepartment, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Honorary Figure of Russian Higher Education dom - [email protected] MORAL RESPONSIBILITY : STRATEGY OF THE HUMANE PHILOSOPH Y Summary: The article bring s to the fore a strategic task to shape the moral responsibility of all the citizens, and, in pa r- ticular, those specialists, who should feel inner ha r- mony of the variety of sociocultural functions, but be free from the ideological imperatives occasionally turning into the political slog ans. The essential obje c- tive of the contemporary humane philosophy is deve l- opment of people’s judiciousness in their innovative creative activities and intelligent moral life under the current technological and informational epoch. Keywords: globaliza tion, crises of contemporary civilization, meaning of moral responsibility, judiciousness, stra t- egy, humane philosophy, technological and inform a- tional epoch, noosphere, worldview guidelines, env i- ronmental and moral - Ответственность за настоящее позволяет нам ощутить ответственность за будущее. К. Ясперс Стратегия (греч. strategia ‬ искусство управления войск а м и ) ‬ это интегрированная м о- дель перспективных действий, предназначенных для достижения особо важных целей. Соде р- жанием стратегии гуманной философии служит набор идеалов, принципов, правил принятия решений, используемы е для определения ключевых направлений в жизн и и деятельности с о- временных люде й, особенно уч е ных, медиков, специалистов. Социально - критическая стратегия в современной философии представляет собой исторически первый вариант преодоления о с- новных научно - познавательных установок философской классики. Отличительные особенности стратегии гуманной философии состоят в том, что она призвана критически переосмысли ва ть все традиционные установки , направленные на обеспечение высокого уровня народного благ о- состояния на основе науки , техники и экономического базиса. Миссия гуманной философии связы вается сегодня с выполнением ею кр еативных функций, содействующих реализации ид е- ала социальной эмансипации. Сегодня задача гуманной философии состоит и в том, чтобы устанавливать н овые инте л- лектуально - нравственные пределы в инновационной научно й и професси ональной деятельности уч е ных, медиков, всех специалистов . Это н ебходимо делать из - за революционных преобразов а- ний в мире природы и общества . Жизненные ситуации требуют создани я принципиально новой философ ской стратегии в повышении личной ответственности за все последствия творческой деятельности, которая подчиняла бы вс е человечество весьма ж е стким гуманно - нравственным ограничениям. Всемирно известный уч е ный и мысл итель Н.Н. Моисеев (1917 ‬ 2000), отвечая на вопрос ©Что должно управлять деятельностью человека , держать его в разумных пределах: страх, разум, может быть религия?ª ‬ заметил, что наука пришла к выводу о появлении пре д- ставления о необходимости экологического императива или запретной черты. Стало ясно, что человечество не может предпринять научно - тво рческие акции ни при каких условиях, потому что в дальнейшем параметры биосферы изменятся настолько, что могут начаться необратимые пр о- цессы: биосфера придет в новое состояние, где для людей не будет места. ©Нужно учить детей новому отношению к природе, к новым взаимоотношениям между собой <…> нужно учить по - другому и тех, кому предстоит руководить коллективами людейª [1]. Речь идет о принципиально новом гуманизме ‬ личной моральной ответственности. Сегодня социальные философы говорят о наступлении первого системного кризиса эпохи глобализации. Экономисты видят в этом проявление социально - финансовой составляющей. Пол и- тики указывают на его властно - правовую основу. Гуманитарии на первый план ставят проблему духовно - нравственного падения современной цивилизации . Кризисы провоцируют лавинообразное распространение различных социальных пороков и морально - правовой деградации людей, глоб а- л изируют экстремизм и терроризм. В связи с этим краеугольны м камне м сохранения высокой и н- теллектуально - нравственной культуры может быть только новый гуманизм. Это ‬ новая глобальная проблема, которая необходима всем уч е ным, медикам, любым специалистам. Она становится определяющим критерием в принципиально ином конструктивном типе научного креативного мы ш- ления и базируется сегодня во м ногом на з дравомыслии как интеллектуально - нравственной мы с- лительной системе в организации ответственной жизни и деятельности личности, направленн ой на сохранение и укрепление человеческого здоровья, котор ое составляет главную ценность. Человеческое здоровье касается всех аспектов жизни и деятельности человека. Оно свид е- тельствует о состоянии креативного разума, эмоций, совести. Человеческое здоровье отражает то качество межличностных социально - культурных связей, которое опирается на уровень материал ь- ного обеспечения людей и их интеллектуально - нравственные контакты. Если физическое здоровье связано с психосоматическими возможностями человека, состоянием телесных параметров, то п о- казателем и критерием его является духовно - творческая сущность. К такому п ониманию люди пр и- шли не сегодня. Так, Марк Туллий Цицерон (160 ‬ 43 до н. э.) в работе ©Об обязанностяхª писал, что каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вр едоносным и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и т.д. Общее между живыми существами ‬ стремление соед и- ниться, чтобы производить на свет потомство и заботиться о нем. Но наибольшее различие между человеком и животными в том, что животное передвигается настолько, насколько им движут его чувства и приспосабливается к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и будущем. Человек ‬ единственное земное существо, наделенное творческим разумом. Это его креативное состояние созна ния, благодаря которому оценивается и понимается сущность жизненных событий, ищутся их истоки и причины. Человеку свойственна склонность к изучению и самого себя. Духовное и физическое здоровье ‬ это неотъемлемые составляющие части человеческого здоровья. Они находятся в гармоничном единстве, что обеспечивает уникальность самого челов е- ка и его бытия. Рассматривая вопрос о человеческом здоровье, следует помнить, что его духо в- ные составляющие ‬ это активность креативного разума и хорошее физическое здоровье т ела, которое служит условием раскрытия интеллектуальных способностей, что раскрепощает креати в- ные способности и подталкивает человека к творческо - созидательной деятельности. Чем крепче физическое здоровье, чем устойчивее психика, тем выше уровень человечес кого здоровья в ц е- лом. Оно проявляется системой креативного мышления, творческим познанием окружающего м и- ра и разумной ориентацией людей в нем. Человеческое здоровье достигается искусством жить в согласии с родными, друзьями и с самим собой, умением прогно зировать и моделировать события и составлять программу собственных действий. В немалой степени человеческое здоровье обе с- печивается верой. Во что верить и как верить ‬ это дело совести. К сожалению, надо признать, что в последнее время проявилась тенденция к ухуд шению здоровья населения, связанная с различными причинами: увеличением частоты проявления ра з- рушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций экон о- мического, социально - политического свойства и отсутствием навыков отв етственного поведения в повседневной жизни. В связи с этим возник ла необходимость выработки принципов сбережения человеческого здоров ья . Эта новая гуманная философия в познании и преобразовании мира п о- лучила название биоэтики, как новом нравственном учении о сбережении жизни и о придании научно - творческим исканиям гуманного смысла или духовного начала. Именно в биоэтике спец и- алисты, уч е ные и медики ищут ответы на весьма острые и нетривиальные вопросы современн о- сти о создании поистине человеческо й ответствен ности люде й и смысле их достойной смерти. Сегодня эта задача в укреплении человеческого здоровья получает раскрытие в орган и- зации гуманного образа и стиля жизни людей по принципам биоэтики, которая охватывает все ключевые сферы в судьбах человечества. Речь идет, к примеру, о проблемах суицида, эвтан а- зии, аборта, пересадок органов, генной инженерии, новых технологиях деторождения, псих о- неврологическом здоровье и другом. Все они имеют отношение и к философско - этическому осознанию специалистами - медиками общест венного признания их гуманных деяний людьми. Коренной вопрос биоэтики ‬ это сбережение жизни на планете как объективного условия для достижения истинного благополучия людьми, представляющего этико - эстетическое удовлетв о- рение, проистекающее из осознания ими величия и благородства основной жизненной линии ‬ быть человеком нужным и полезным всем и всему на Земле и не только. Ведь вышедшее из естественной природы и рожденное биосферой человечество на первых порах развивалось по законам биосферно - природного мира , а затем ‬ социально - культурного сообщества. С переходом к ноосфере в людях становилось и закреплялось гармоничное сопряжение природно - социальных и культурно - духовных состояний от тысячелетия к тысячелетию, постепе н- но укрепляло индивидуальную и общественную ответственность людей как составляющую их совокупной творческо - созидательной деятельности. Так как биосфера постепенно уступает место ноосфере как социально - культурной сферы в жизни и научно - творческой деятельности людей, происходит смена доми нирующего положения в естественной жизни человечества на Земле в пользу социально - культурного, интеллектуально - нравственного и духовно - психического обесп е- чения. Оно берет на себя всю полноту ответственности за воздействие на все и всех живущих на планете. В земной жизни происходит радикальный переворот, проявляющийся в переходе от жизни преимущественно биосферной к жизни ноосферной ‬ разумной, творческо - деятельной и социально - культурной. Перед человечеством спонтанно, но естественно встал вопрос: а в чем же смысл человеческой ответственности в его преобразовательной деятельности? Исходный принцип новой морально - правовой ответственности людей, получившей з а- крепление в биоэтике как гуманно - этическом, нравственно - правовом смыслах земной жизни и деятельности человечества, ее сохранение для будущих поколений. В обыденном представл е- нии людей эта новая этическая парадигма мыслится как нечто разумеющееся: осознание вы с- шей ценности и значения жизни для самих людей и для всех живущих на Земле особей. Однако в гуманн ой философии отношение ученых, медиков, всех специалистов к биоэтике сбережения живого на Земле, преклонения перед жизнью (впервые так заявил врач, гуманист А. Швейцер) ‬ есть гуманное осознание ее глобального смысла. Оно предстает в общественном сознании как понимание ответственности человеческого разума, воли и совести в системе коэволюции пр и- родного и общественного бытия и признания его космического бессмертия. Русский религио з- ный философ Н.Ф. Федоров (1829 ‬ 1903), оценивая особый смысл жизни человека, сч итал, что: ©Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всехª. Светское рассмотрение бл а- гоговения перед жизнью взаимосвязано с философским осознанием уникальности жизни на планете и ее человеческого вида. Сегодня тема моральной ответственности человечества стала главным предметом ф и- лософского и научного исследований гуманного, нормативно - этического обоснования поиска смысла жизни учеными, медиками и всеми специалистами. При этом следует добиваться гум а- нитарного подтверждения смысла жизни в ее и нтеллектуально - нравственных связях и гума н- ных отношениях специалистов индивидуально сообразно их профессиональным умениям и личным способностям. Только такое отношение к своей жизни несет вдохновение, подчиненное милосердию, то есть служению людям. По мнен ию философа Н.А. Бердяева (1874 ‬ 1946), ч е- ловеческая жизнь должна иметь смысл, чтобы быть благом и высшей ценностью. Он должен возвышаться над своей жизнью. Оценка жизни человечества с точки зрения ее смысла предполагает возвышение людей над ней. Философ сч итает, что человеку надо признать, что есть какая - то истинно человеческая жизнь в отличие от жизни ложной и падшей. Жизнь, замечает Н.А. Бердяев, может стать для нас символом высшей ценности, высшего добра, но сама ценность, само добро есть символ подлинно го бытия, а само бытие есть лишь символ последней тайны. Критикуя состояние современной культуры с ее тиранией рассудка и традиционной мор а- ли, философ считал необходимым пересмотреть решение проблемы соотношения морали и свободы в христианстве. Бог, по его мнению, не создал свободу, ‬ она предвечна миру, как и он сам. Следовательно, Творец никакой ответственности не несет за действия и людей, снимая проблему теодицеи (оправдание Бога за существующее зло в мире), перекладывая всю полн о- ту ответственности на с амого человека и его дела. Н.А. Бердяев, по сути, требует от него неи з- меримо большего по сравнению с традиционной моралью. Он заставляет человека брать на себя ответственность за все содеянные им дела на Земле и за все зло, которое есть в мире. Эти жесткие нравственные требования философа созвучны полностью с принципами и треб о- ваниями современной биоэтики, которая, обращаясь к разуму и совести ученых, врачей и всех специалистов, пробуждает в них совесть и личную нравственную ответственность при орган и- зации и проведении всех научных экспериментов на животных и, особенно, на человеке, инн о- вационных приемах в клинике. Исключительная роль в деле осознания разумного поиска гуманного смысла жизни для достижения счастья каждым человеком принадлежит сегодня врачу и психологу В. Франклу (1905 ‬ 1995). Он справедливо утверждал, что основополагающим принципом в жизнедеятел ь- ности человека является ©воля к смыслуª, то есть желание максимально наполнить свою жизнь и все практические действия смыслом. В своей работе ©Воля к ж изниª наличие смысла жизни он назвал отличительным признаком человеческого существования, ведь животным это не свойственно (искать и иметь смысл жизни) в своем существовании на Земле. В отличие от мн о- гих других философов и психологов, его концепция не соде ржит каких - то готовых директив и правил. На вопрос о точных смысловых параметрах жизненного действия В. Франкл привел прекрасные слова Эйнштейна (1879 ‬ 1955) о жизни: ©Человек, считающий свою жизнь бе с- смысленной, не только несчастлив, он вообще едва ли приг оден для жизниª. Ученый всегда подчеркивал, что стремление придать своей деятельности определенно значимый для других людей смысл является основополагающим принципом человека ©быть человекомª. А это зн а- чит, быть постоянно востребованным людьми: родными, бл изкими, коллегами и вообще теми, кому человек посвятил свою жизнь. Смысл современной гуманной жизни составляет поведенческую установку людей по о т- ношению ко всему окружающему миру. Поэтому поиск человеком гуманного смысла своей жи з- ни, который сам по себе у никален и самобытен для каждого, является главной движущей силой его же существования в этом мире. Диалектика процесса выбора смысла жизни заключается в том, что, с одной стороны, человеку необходимо понимать, что его жизнедеятельность требует от него пост оянного приобретения новых знаний и умений, ему нужно самому раскрывать и развивать способности творческой активности и при этом ответственности за нее; с другой ‬ под влиянием разных жизненных обстоятельств и условий труда и отдыха людям открывается все т о, что в них заложено генетически от рождения. В поисках смысла предстоящей жизни и творческой созидательной деятельности одинаково важны как определение общих мирово з- зренческих установок личности, культуры морального сознания, так и умение свободно и сам о- критично мыслить, развивая специфические интеллектуально - нравственные идеалы и ценн о- сти в самом себе в исторически конкретный момент своего жизненного бытия. Нарушение вековой гармонии сопряжения естественно - природного и социально - культурного начал в техно тронную и информационную эпоху, особенно недооценка в этом би о- логического, поставило сегодня на край гибели весь человеческий род и его вид ‬ homo sapiens. ©Человек подошел к пределу, ‬ писал выдающийся ученый и мыслитель Н.Н. Моисеев, ‬ который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторо ж- ный шаг ‬ и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное решение ‬ и биологический вид homo sapiens может исчезнуть с лица Землиª [2]. А ведь негативные движения в жи зни ш и- роких масс людей, но особенно инфантильность в поиске и определении содержания совр е- менного смысла жизни и ответственности за творческо - созидательную деятельность во второй половине ХХ в. стали настолько велики, что ставится вопрос о возможности пове рнуть процесс деградации личности вспять. Дело здесь, пожалуй, не столько в особом смысле современной социально - культурной и естественно - природной жизни человека, сколько в том, что под во з- действием научно - технического прогресса и противоречивых социальных условий бытия людей в мире, природно - естественный отбор и природное человеческое здоровье практически пер е- стали существовать. Естественный отбор, который всегда касался животных и человека, пер е- кладывается на технику и технологии, в том числе и медицински е. В современном мире произошла деформация традиционной ответственности в отношении людей к гуманной морали и гражданскому праву. К сожалению, именно сегодня происходит бу р- ное нарастание явно антигуманных условий жизни, ведущих цивилизацию к новому варварс тву, разрушению былого социально - культурного способа естественной жизнедеятельности человека на Земле. Не стало уже ничего интимного для молодых, разрушена граница между возможным и невозможным в жизни. Новый мир бытия потребовал от человека качественно ин ого морально - правового отношения к себе подобным и естественному бытию всех живых существ на Земле. Он теперь вынужден вновь адаптироваться к уникальным условиям жизни и деятельности, возни к- ших в эпоху научно - технического прогресса и мощных, но не всегда г уманных социально - культурных инноваций. И что же можно ждать от современного человека и его будущей жизни и деятельности? Сумеет ли он сохранить свое прежнее человеческое лицо или вынужден будет стать иным существом? Исчезнут или только модифицируются его чисто человеческие качества? А может быть, это будет совсем другой человек: с иным мышлением, с новыми взглядами на мир и на самого себя, с новой жизненной моралью и безнравственностью? Каким мы ‬ современные люди ‬ хотели бы видеть человека будущего? Долж ны ли стремиться сохранить в нем его пре ж- нее человеческое лицо homo sapiens? Кто, что и каким образом будет определять будущую суд ь- бу человека: наука, техника, технологии или все же сам человек? Современная жизненная ситуация ставит перед учеными, медиками и философами со всей глубиной и остротой вопросы о своем месте и роли специалистов в изменившемся и все более модернизирующемся мире и об их значительном влиянии на гуманный облик людей, обществе н- ное и личное достоинство. Хотя в наше прагматичное время вс е труднее судить о подлинности духовных ценностей, которые все чаще подменяются всякого рода иллюзиями или даже имит а- циями, позволяющими камуфлировать отсутствие в обществе целостного истинно культурного пласта морали и нравственности. Научно - творческая де ятельность людей, будь то ученые, мед и- ки, другие специалисты выступает искусством адаптации к динамичным изменениям, происход я- щим в мире природы, жизни людей и адекватной реакции на непредсказуемые ситуации. Стре м- ление понять и тем более оценить их реальну ю социально - культурную ценность и гуманный смысл деятельности позволяет зародившаяся в середине ХХ в. новая философско - этическая парадигма сдерживания научно - творческого передела естественного мира и создания новой эт и- ки, которая отвечает требованиям совре менной техногенной эпохи. Она требует введения кат е- горического нравственного императива в науке, технике и технологиях. Всем ученым и специалистам необходимо лично понять и признать, что биоэтика ‬ это принципиально новая по своему историческому значению г уманная философия сохранения жи з- ни на Земле и сбережения здоровья людей. Это очень непростая задача для ученых, медиков, философов, озабоченных будущей судьбой, как отдельных индивидов, так и человечества в ц е- лом. Чем нравственнее и ответственнее человек ж ивет и чем альтруистичнее творит и созидает что - то качественно новое в жизни, тем более глубокое, объективное и синтетическое знание би о- этики открывается ему. И как бы ныне парадоксально это ни выглядело ‬ в большей степени его личная жизнь и деятельность ©окрашиваетсяª неповторимой индивидуальностью и личной м о- рально - правовой ответственностью. Кто нравственно не воспитан ‬ лишен гуманной культуры общения ‬ так или иначе, наносит людям немалый вред. Его даже рутинное проживание не несет обществу никакого бл ага ‬ чаще приносит лишь дополнительные трудности, обыденные лишения и страдания, снижает совокупный моральный потенциал государства во все усиливающейся ге о- политической состязательности государств и наций. Разум, мораль и совесть остаются естественными дл я каждого нормального человека а т- рибутами его менталитета. Ими должны обладать, по сути, все составляющие общество соц и- ально - культурные слои и возрастные группы жителей вне зависимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждени й, а также социального происхождения, имущ е- ственного, сословного и иного положения в конкретной среде обитания и действия. В условиях дальнейшего развития техногенной и информационной цивилизации и в связи с возрастанием реальной опасности для сохранения п риродного и ментального здоровья человека ученым, м е- дикам и всем специалистам сегодня надо признать роль и значение биоэтики как формирования нового социального самосознания и мировоззрения. Они должны быть благодарны за биологич е- скую жизнь и ответственны за создание правильного, здорового образа современного человеч е- ского бытия. Сегодня необходимо сделать решительные шаги к тому, чтобы восстановить уже порушенные части биосферы. В связи с этим всем, кто осознал свою нравственную ответстве н- ность за состояни е первозданной природы и испытывает внутреннюю потребность в создании здоровой жизнедеятельности всего человечества, должен: ‬ жить и действовать по своему уму и в согласии с совестью, избавляясь от недостатков и подавляя чувство эгоизма. Смысл творческо - созидательной деятельности будет открываться и сознаваться по мере интеллектуально - нравственного восхождения; ‬ стремиться к высшему гуманному смыслу научно - творческой деятельности ‬ только т о- гда победишь все незначительное и тем более низкое в самом себе ; ‬ забыть о слабости, действуя в интересах людей ‬ только так можно сохранить лучшие врожденные качества и делами своими оставить свое имя в человеческой истории; ‬ сделать все, чтобы научно - творческая жизнедеятельность, заложенная в разуме, воле и подк онтрольные совести, была гуманной сутью современной личности. В наше непростое время остаются актуальными проблемы сохранения жизни и сбережения здоровья людей, а также задачи создания действенных путей выживания самого человечества. Сегодня, опираясь на г уманные идеалы и принципы биоэтики, ученые, медики, специалисты, да и все люди на Земле смогут достигнуть самопонимания своей личной ответственности за все пр о- исходящее на планете. А это может или должно способствовать самоидентификации народов мира в сист еме гуманных ценностей, а именно, благоговейного отношения к окружающему миру и ко всей живой природе. Все это интеллектуально и нравственно оздоровит человечество в усл о- виях техногенного саморазвития и социально - культурного прогресса. Рассуждая же с позиц ии приоритета отдельной личности, сегодня непросто объяснить ее долг перед всем человечеством и, особенно, перед будущими поколениями, понять естественное желание каждого человека с о- хранить о себе добрую память среди своих потомков. Противоречия, о которых в начале века не думали, становятся более острыми и опасными ‬ изменился их характер и спектр задач, которые предстоит решать всем людям, но особенно ученым, медикам, всем специалистам. Сегодня ‬ время духовно - нравственных свершений, начала идейного возро ждения и Ро с- сии, несмотря на все еще ©торжествующиеª в нашей стране безнравственность во взаимоотн о- шениях между людьми, ничтожество ©элитыª и запустение. Говоря об изменении интеллектуал ь- но - нравственной ниши той или иной нации, а также отдельной личности и их жизненного об у- стройства, в это понятие следует вкладывать нечто большее по смыслу, чем просто достижение комфортного для людей местожительства. Естественно каждому народу и каждой отдельной личности необходимо найти, образно говоря, свое ©место под сол нцемª ‬ место в мировом с о- обществе; место, отвечающее традиционным понятиям и представлениям этого народа, этой личности о гуманитарном благополучии. Поэтому существенным оказывается мнение В.И. Ве р- надского: ©…наше время ‬ время крушения государства, полно го развала жизни, его обнаженн о- го цинизма, проявления величайших преступлений, жестокости; время, когда пытка получила свое этическое обоснование, а величайшие преступления вроде Варфоломеевской ночи выста в- ляются как идеал; время обнищания, голодания, прод ажности, варварства и спекуляции есть вместе с тем и время сильного, искреннего, полного и коренного подъема духа. Это время, когда все величайшие задачи бытия встают перед людьми как противовес окружающим их страданиям и кровавым призракам. Сейчас каждый из нас должен искать новых устоев для жизни, проверить богов, которым он покланялся, совершить в своей душе переоценку духовных ценностейª [3]. Эти проникновенные слова великого соотечественника, ученого с мировым именем, мыслителя - гуманиста были сказаны в 1920 г. Пока еще ученые и специалисты не сделали необходимых нравственных выводов из предупреждения великого ученого и мыслителя - гуманиста. Современная научная мысль забл у- дилась в поисках своего гуманитарного достоинства и постепенно погрязла в самом откр ове н- ном ©научном цинизмеª. Моральный ужас сложившегося положения заключается в том, что ученые и многие специалисты не в состоянии осознать всю глубину своего духовно - нравственного обнищания. Их научно - творческая инициатива в последнее время подрывает саму основу существования нынешней хрупкой формы жизни на Земле и, конечно, жизни чел о- вечества. Речь идет о глобальном экологическом кризисе, 90 % ответственности за который несут ученые и специалисты. Поэтому сегодня интеллектуально - нравственным императивом д ля ученых, медиков, других специалистов, да и всех современных людей должен стать призыв выдающегося ученого и мыслителя современности Н.Н. Моисеева: ©Человеку необходимо см е- нить представление о себе как о “победителе” Природы на стремление быть сожителем окр у- жающего мира, обеспечивать совместную эволюцию, совместное развитие с Природойª [4]. Итак, будет справедливо, если ученые, медики, специалисты сделают все от них завис я- щее, чтобы быть нравственно спокойным и за себя, и за других людей. Для этого им над о ув е- ровать в себя как в добропорядочного гражданина, хорошего специалиста и гуманной личности. Надо осознать свою научно - творческую деятельную роль и свое место в современном общ е- ственном процессе как личную ответственность перед всеми людьми и окружающим его миром. Только тогда, когда ученые и все специалисты в России, да и всей планеты в большинстве св о- ем, будут оценены в нашем обществе как уникальные ученые - интеллектуалы и люди - гуманисты. Они действительно смогут и должны стать в полной мере демиургами новой жи з- ненной среды на Земле. Им надо состояться как интеллектуально - творческим личностям и г у- манным организаторам современной биосферы и ноосферы (по В.И. Вернадскому) в глобально усложняющейся технотронной и информационной эпохе. Сегодня экологическое и нравстве н- ное требования ко всем людям пока трудноосуществимы в противоречивой социально - культурной реальности, но именно к этому должен стремиться каждый уважающий себя уч е- ный, медик, специалист. Ссылки: 1. Интервью Н.Н. Моисеева // Наука и религия. 1989. № 2 . 2. Моисеев Н.Н. Новая планета. М., 1996. С. 5 . 3. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. М., 1993. С. 248 . 4. Моисеев Н.Н. О необходи мых чертах цивилизации будущего // Наука и религия. 1989. № 2 . С. 25 . References: 1. Moiseev , NN 1989 , ‘Interview’, Science and Religion , no. 2. 2. Moiseev , NN 1996 , The new planet , Moscow , p . 5. 3. Vernadsky , VI 1993 , Biography. Selected Works , Moscow, p . 248. 4. Moiseev , NN 1989 , ‘ Necessary terms of the future of civilization ’, Science and Religion , no. 2, p . 25.

Приложенные файлы

  • pdf 3243743
    Размер файла: 292 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий