С появлением частной собственности и разделение на классы мораль прио6ретае классовый характер. В классовом обществе мораль всегда классовая.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 1 профессор С. Г. Дробязко ПОНЯТИЕ МОРАЛИ Мораль (или нравственность) представляет собой совокупность правил (норм) должного поведения людей согласно существующим в обществе представлениям о справедливости, честности, добре, долге, совести, чести и т.д. С точки зрения морали человеческие поступки делятся на нравственные и безнравственные. В связи с этим одни поступки морально осуждаются, а другие осуждаются, порицаются. Правильное, научное понимание нравственности, ее сущности, ее социальной роли впервые в истории человеческой мысли дали, К.Маркс и Ф. Энгельс. В.И.Ленин развил марксистское учение о морали. В настоящее время марксистско - ленинское учение о нравственности развивается Коммунистической партией Советского Союза, коммунистическими партиями других стран. В противоположность мнению многих буржуазных и добуржуазных идеологов, рассматривающих мораль либо как сугубо внутреннее, душевное, субъективное представление отдельных личностей о том, что является добром, а что злом, либо как божественные велении" о должном, поведении, марксизм - ленинизм характеризует нравственность как общественное явление, коренящееся, в конечном счете, в материальных условиях жизни людей. Нравственность существует давно. Она возникла с появлением человеческого общества. Как и вся кое общественное явление, мораль изменяется с развитием общества под воздействием главным образом экономических обстоятельств. В условиях первобытно - общинного строя нравственные нормы были едиными для, всего общества. Они представляли собой правила поведе ния, соблюдаемые всеми первобытными людьми, находившимися в силу наличия общественной собственности в равном положении. С появлением частной собственности и разделение на классы мораль прио6ретае классовый характер. В классовом обществе мораль всегда кла ссовая. В.И. Ленин отмечал, что "... нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов ª . Если общество состоит из антагонистических, враждебных классов, то и нормы этих классов ‬ разные, противоположные в силу непримиримости их интересов, вытекающих из эксплуатации одних другими. Таким образом, каждый класс вырабатывает свои нормы морали, такие нормы, кото рые выражают его интересы. А поскольку в aнтогонистическом обществе неизбежно организованное насилие одного класса над другим, постольку и мораль существует господствующая, эксплуататорская и мораль Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 2 угнетенного класса. В обществе, разделенном на антагонист ические классы, господствующей является мораль эксплуататорского, властвующего класса. В эпоху рабства, феодализма и капитализма господствующая мораль оправдывает праздную жизнь, эгоизм, тунеядство имущих классов и все то, что вытекает из условий господств а одних над другими. Основными устоями буржуазной морали является защита частной собственности, капиталистического строя, оправдание угнетения трудящихся, культ денег, проповедь наживы и насилия. © Важен тот, кто имеет ª , © Деньги не пахнут ª , © Каждый за се бя ‬ один бог за всех ª , © Своя рубашка ближе к телу ª , © падающего толкни.2, © Человек человеку ‬ волк ª - правила буржуазной морали. Эти правила буржуазной морали коренятся в господстве частной собственности, в жестокой конкуренции, в противоречиях не тольк о между эксплуататорами и эксплуатируемыми, но и между крупными и мелкими собственниками, между могущественными монополями, борющимися за выколачивание максимальной прибыли. Наличие классовой эксплуататорской морали отнюдь не исключает существования в ней отдельных норм общечеловеческого характера, и это используется господствующим классом для того, чтобы представить свою мораль как общечеловеческую и распространить ее требования на общество в целом. В обществе "Золотого тельца", где господствует закон дж унглей, демагогические лозунги о "правах личности" являются открытым надругательством над этими правами. На современном этапе в буржуазном обществе усиливается откровенная проповедь аморализма, цинизма, бесчеловечности. Характерным в этом отношении являетс я признание главаря минитменов, полувоенной организации правых экстремистов США - Депью, В беседе с американским публицистом Эриком Нюрденом Депью заявил: "У меня нет никаких моральных проблем относительно политических, убийств. Ставки в этой игре слишком высоки как для Америки, так и для всей западной цивилизации, и мы не вправе отказываться от каких - либо средств, могущих помочь нам, даже если они весьма жестоки. И если уж говорить всерьез, то, конечно, мы вступаем в преторианский век политических убийств и контрубийств, где политические вопросы будут решаться не в пользу того, у кого лучше, аргументы, а того, кто лучше стреляет". Депью © дополняет ª лейтенант армии США, убийца жителей Сонгми (Южный Вьетнам), Колли. Он говорит не о политических убийствах, а об убийствах вообще. Колли публично заявляет, что он готов убить столько, сколько ему прикажут. Наиболее прямолинейно сформулировал человеконенавистничество один из ведущих специалистов учрежденного в свое время в фашистской Германии так, называемого "инст итута исследования наследственности" профессор Август Хирт в своем письме к Гиммлеру: Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 3 ....Война на Востоке дает нам возможность пополнить коллекцию черепов представителей различных рас и народов... Необходимо издать для армейских частей инструкцию, предпис ывающую передавать захваченных в плен большевистских комиссаров в руки военной полиции. Ответственный офицер (это может быть фельдшер или студент - медик, призванный в армию или военную полицию) должен их сфотографировать и произвести антропологические изме рения. После этого следует умертвить таким образом, чтобы не повредить голову. Затем офицер должен отделить голову от туловища, положить ее в плотно закрывающийся контейнер, наполненный специальным раствором, и оправить по назначению (скорее всего, в униве рситет в Страсбурге ª ) Недалеко ушел от Хирта расист, верховный шаман куклусклановцев Роберт Шелтон. Он объявил во всеуслышание, что лично возглавит © крестовый поход ª людей с белой кожей с тем, чтобы © освободить ª США, как он выразился, © от кишащих в ней че рных туш, которые тянут ее на дно ª . © Я, - заявил Шелтон, - организую нормандцев, граждан кельтского и англосаксонского происхождения. Немцев… в единый союз, чтобы начать крупнейший © крестовый поход ª , который когда - либо приходилось видеть в Соединенных Шта тах Америки ª . В наши дни весьма модным © моралистом ª буржуазного Запада оказался профессиональный уголовный преступник француз Анри Шарьер. О себе с полной откровенностью Шарьер сообщил в интервью французскому журналу © Экспресс ª : © Я никогда не покупал книг, не знаю на них цену, не читал никаких авторов и лишь случайно узнал, что Виктор Гюго не привратник на площади Пигаль, а писатель ª . Теперь Шарьер ‬ важная фигура на литературном горизонте. Он часто выступает по радио, телевидению, в журналах, дает интервью , заключает контракты на кинофильмы с Голливудом. Бывший бандит, каторжник оказался оракулом, писателем, издающимся массовыми тиражами. И когда люди, озабоченные влиянием растленных идей профессионального уголовника на молодежь, высказывают свое возмущение , Анри Шарьер невозмутимо отвечает: © Все делают деньги, я тоже ª . Сейчас в буржуазном мире, особенно среди молодежи, усиленно насаждается порнография, секс, разврат во всех его проявлениях. Даже буржуазный журнал © Лайф ª в одном из последних номеров вынужд ен был признать, что США превратились в © зоопарк скотства ª , который рекламируется соответствующими изданиями, телевидением, кино. Все чаще буржуазные идеологи и политические деятели вынуждены характеризовать свое общество как © больное общество ª , где насил ие, произвол, преступность угрожающе усиливаются. В этом отношении определенный интерес представляет данные Федерального бюро расследования о том, что в 1969 году число особо опасных преступлений в США увеличилось в среднем на 11 процентов, в частности, из насилований ‬ на 16 процентов, ограблений ‬ на 13, убийств ‬ на 9, мошенничества ‬ на 21 процент. К тому же каждое четвертое тяжкое преступление совершается с применением огнестрельного Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 4 оружия. Подобные данные можно было бы привести и по другим буржуазным странам. Это обусловлено всеми устоями капиталистического мира, в том числе и его человеконенавистнической моралью. Буржуазной морали противостоит пролетарская, коммунистическая мораль. Ее носителем является пролетариат, рабочий класс, ее выразителем ‬ мар ксистско - ленинское воззрение о добре и зле, о долге и справедливости, о совести и чести и т.д. Коммунистическая (социалистическая) мораль ‬ это взгляды, выражающие интересы рабочего класса и всех трудящихся, служащие борьбе против любой формы эксплуатации человека человеком без различия рас и наций, за победу социализма и коммунизма. В основе коммунистической нравственности, как отмечал В. И. Ленин, лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Наша © нравственность, - говорил Владимир Ильич, - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новее общество коммунистов ª . Социалистическая мораль зарождается в недрах капиталистического общества в лице пролетарской морали. С поб едой социалистической революции коммунистическая нравственность занимает все более господствующее положение. После ликвидации эксплуататорских классов в нашем обществе социалистическая мораль становится безраздельно господствующей. Социалистическая мораль возникает и развивается в борьбе нового со старым, в борьбе против буржуазной морали, ее пережитков в сознании людей. Отвергая классовую мораль эксплуататоров с ее эгоистическими взглядами старого мира, коммунистическая мораль выражает интересы и идеалы вс его трудящегося человечества, олицетворяет собой новую мораль ‬ самую справедливую и благородную, является высшей ступенью нравственного прогресса человечества. Коммунистическая мораль включает в себя основные общечеловеческие моральные нормы, выработанные на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками, нормы, которые при господстве эксплуататоров уродовались и бесстыдно попирались. Вместе с тем особо важное значение имеют моральные нормы, выработанные рабочим классом ‬ самы м передовым классом современности. Мораль рабочего класса ‬ это коммунистическая, революционная мораль с ее новыми принципами. Мораль рабочего класса воспринимается всеми тружениками социалистического общества. Это наша единая, коммунистическая мораль, обу словленная экономическими отношениями сотрудничества и взаимопомощи освобожденных от эксплуатации людей. Коммунистическая мораль выражается таким нравственными принципами: - преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализм а; - добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; - забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 5 - высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; - коллективизм и товарищес кая взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; - гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку ‬ друг, товарищ и брат; - честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; - взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; - непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; - дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; - непримиримость к врагам коммуни зма, дела мира и свободы народов; - братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. Коммунистическая мораль отличается от всех эксплуататорских систем морали тем, что она: 1) воплощает в себе нравственное богатство, созданное трудящимис я на протяжении тысячелетий; 2) является единой для всех трудящихся, строящих коммунизм; 3) охватывает все сферы жизнедеятельности людей; 4) характеризуется все возрастающим воздействием на поведение людей как фактор идеологический, нормативный (регулятивн ый) и общественный; 5) представляет собой непосредственную исходную базу для развития нравственности будущего коммунистического общества. Важное значение в формировании коммунистической нравственности имеет социалистическое право. ПОНЯНИТИЕ ПРАВА Что та кое право? Право, Как и мораль, представляет собой систему норм, правил поведения. Однако правовые нормы имеют свои особенности. Важнейшей осо6енностью правовых норм является то, что они устанавливаются государством как общеобязательные предписания и их не соблюдение влечет применение государственного принуждения по отношению к нарушителям правовых норм. К. Маркс и Ф. Энгельс, обращаясь к буржуазии, писали в Манифесте коммунистической партии: © … ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, в оля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса ª . В этой формуле изложена суть права вообще. Всякое право характеризуется следующими признаками. Оно представляет собой: 1) систему норм, т.е. правил поведения, характеризующи хся определенным единством, которое в то же время представляет собой разнообразие Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 6 (разнообразные, но взаимосвязанные между собой нормы воплощают в себе единство выраженной в них воли, единство цели и т.д.); 2) эти нормы устанавливаются, (или санкционируютс я) государством; 3) Они выражают классовую волю, обусловленную экономическим строем общества; 4) призваны регулировать, упорядочивать поведение людей как носителей общественных отношений; 5) конечной целью этого регулирования является защита существующего экономического и политического строя; 6)правовые нормы являются общеобязательными и к нарушителям их применяется государственное принуждение, Право не существовало при первобытно ‬ общинном строе. Оно возникло вместе с государством, с появлением частной собственности, с расколом общества на антагонистические классы. Истерически первым типом права было рабовладельческое право. Оно представляло собой возведенную в закон волю рабовладельцев. Раб не считался человеком. По законам рабовладельческого государств а раб признавался вещью, "говорящим орудием", и рабовладелец мог его не только продать или купить, но и убить. Феодальное право ‬ это возведенная в закон воля класса феодалов. В сравнении с рабовладельческим феодальное право является более прогрессивным, так как помещик уже не имел права убить крепостного крестьянина, но мог его подвергнуть физическому наказанию, продать или купить. Буржуазное право в отличие от феодального, закрепляющего открыто господство эксплуататоров, является правом формального раве нства всех перед законом. Это - значительный шаг вперед в положении личности в сравнении с теми условиями, в которых находился при феодализме крепостной крестьянин. Но подлинного равенства всех нет и быть не может при капитализме. В действительности за фас адом формального равенства буржуазное право скрывает вопиющее неравенство между классом капиталистов, являющихся: собственниками средств производства, и наемными рабочими, лишенными этих средств, а поэтому вынужденными продавать свою рабочую силу эксплуата торам. Относительно прогрессивные положения 6уржуазных конституций и отдельных буржуазных законов, изданных под напором массовой борьбы трудящихся, остаются большей частью только на бумаге и не претворяются в жизнь. Так. провозглашенное всеобщее из6иратель ное право имеет множество различных ограничительных цензов. Существующие в некоторых капиталистических странах законодательные ограничения продолжительности рабочего дня не препятствуют предпринимателям в нужных им случаях устанавливать сверхурочные работы . Разрешение законом негритянским детям в США обучаться в школах вместе с белыми фактически саботируется. А Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 7 законодательное закрепление свободы слова, собраний, митингов и т.д. превращается в жестокое преследование всех, кто не согласен с капиталистическим гнетом. И не случайно эксплуатируемые выражают свое отношение к праву, к з акону такими пословицами, как © Закон паутина: шмель проскочит, муха увязнет ª , © То - то и закон, как судья знаком ª , © Закон дышло: куда повернул, туда и вышло ª , © Где закон, там и оби да ª , © Законы святы, да и судьи крючковаты (супостаты) ª . Социалистическое право ‬ новый, высший, исторический тип права. Оно возникает в результате социалистической революции, всей своей сущностью отрицает эксплуататорское право и служит делу строительства социализма и коммунизма. Социалистическое право выражает волю трудящихся, волю огромного большинства, а с полной победой социализма (после ликвидации эксплуататорских классов) - волю всего народа. В своем развитии социалистическое право проходит два основны х этапа: 1) право диктатуры пролетариата и 2) право общенародного государства (общенародное право). Право диктатуры пролетариата, выражая волю рабочего класса и всех трудящихся, служит подавлению сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, осуществл ению индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, проведению культурной революции, созданию материально - технической базы социализма, утверждению его принципов во всех областях жизни и деятельности свободных от эксплуатации людей. Общенаро дное право, выражая волю всего народа, активно содействует созданию материально - технической базы коммунизма, преобразованию социалистических общественных отношений в коммунистические, воспитанию нового человека, человека будущего коммунистического общества. И право диктатуры проле тариата, и общенародное право представляет собой право одного и того же исторического типа ‬ социалистическое право. Оно закрепляет принципы социализма, его политические, экономические, социальные устои. В числе политических устоев, закрепляемых социалисти ческим правом, следует отметить: а) народовластие, б) союз рабочих и крестьян, сочетание их классовых интересов, в) интернационализм, г) демократический централизм, д) руководящая роль рабочего класса и авангарда всех трудящихся ‬ Коммунистической партии. Социалистическое право закрепляет такие экономические принципы социализма, как: а) господство социалистической собственности, б) планирование народного хозяйства, в) обязательность труда для всех трудоспособных, г) оплату по труду, всемерное поощрение труд а (материальное и моральное). В совокупности социальных принципов, как наиболее общих начал и объективно существующих тенденций в нашем обществе, имеющих значение для правового регулирования, следует назвать: а) свободу, б) равенство, в) братство, г) гуман изм, д) сочетание общественных и личных интересов. Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 8 Все отмеченные принципы социализма воплощаются в праве, в правовом регулировании и потому являются также и правовыми принципами, если речь идет о принципах права в широком смысле слова. Однако право, выпол няя свою миссию регулятора общественных отношений, обретает и свою относительную самостоятельность как специфическое общественное явление, имеющее свои собственные устои (принципы права в собственном, узком смысле слова). Это: а) определенность прав и обяз анностей, в) гарантии прав и полномочий, г) сочетание убеждения и принуждения, д) ответственность за вину. Принципы права и принципы коммунистической морали неразрывно связаны между собой и это непосредственно предопределяет единство права и нравственности , коренящееся, в конечном счете, в социалистической природе экономического строя. СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА И МОРАЛИ И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ НАШЕГО СОВРЕМЕННИКА Соотношение между моралью и правом выражается в их различии, общности и взаимодейств ии. Право и мораль ‬ два самостоятельных общественных явления. Они различаются между собой и в то же время характеризуются своей общностью. Нормы морали и нормы права различаются по своему происхождению, сфере действия, степени конкретизации, форме выражен ия и способу обеспечения. Нормы морали вырабатываются общественным мнением на основе представлений о добре и зле и приобретает общее значение по мере их осознания, а правовые нормы устанавливаются социалистическим государством и являются общеобязательными. Мораль регулирует более широкую сферу общественных отношений, чем право. Право упорядочивает лишь наиболее важные социальные отношения, нуждающиеся в государственном обеспечении и поддающиеся контролю. Моралью же охватываются все сферы жизни и деятельност и людей, в том числе отношения любви, дружбы и т.д. Нравственные нормы определяют, как правило, общее направление и характер желательного поведения людей, принципы этого поведения 6ез их детализации. Правовые же нормы, наряду с закреплением принципов, соде ржат подробнейшую и точную конкретизацию прав и обязанностей каждого субъекта правовых отношений. По форме выражения нормы морали и права различаются тем, что первые © живут ª в сознании людей, тогда как вторые выступают в специальных государственных актах ( законах, указах, постановлениях и т. д. По способу обеспечения разница между моралью и правом состоит в том, что нравственные нормы обеспечиваются общественным мнением, а правовые гарантируются государством, его принудительной силой. Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 9 Различие между социал истической моралью и правом не исключает их общности. Сходство морали и права состоит в том, что они представляют собой надстроечные явления. И мораль, и право олицетворяют собой правила поведения. Это - регуляторы общественных отношений. Они призваны напр авлять поведение людей. Единство социалистической морали и права обусловлено: а) безраздельным господством социалистического экономического строя; б) демократической природой социалистической государственной власти; в) дружественными отношениями между труд ящимися массами, отсутствием между ними антагонизмов; г) интернационализмом социалистических наций; д) коммунистической идеологией. Общность и особенность социалистической морали и права непосредственно определяют и характер взаимодействия между ними, прив одит к тому ,что они решают в конечном итоге одни и те же наиболее важные общественные задачи по строительству нового общества, но решают их по - разному. Например, и право, и мораль способствуют повышению трудовой активности членов общества. Они формируют у важение к труду, поощряют его (морально и материально), Но если мораль осуществляет это только воспитанием добросовестного отношения к труду, то право категорически обязывает всех трудоспособных работать. © Труд СССР является обязанностью и делом чести каж дого способного труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест " ª , - гласит статья 14 Конституции СССР. Право, наряду с поощрением за высокие трудовые достижения, предусматривает меры принудительного воздействия по отношению к тунеядцам. Так, Указ ом Президиума Верховного Совета БССР от 30 марта 1970 года установлено, что совершеннолетние не трудоспособные граждане, не желающие выполнять важнейшую конституционную обязанность - честно трудиться по своим способностям, вначале подвергаются приводу в о рганы внутренних дел для официального предостережения о недопустимости паразитического существования и необходимости трудоустройства по их выбору в 15 - дневный срок. Если же такое предостережение не подействовало, эти лица привлекаются по решению исполните льного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся к общественно полезному труду, как правило, на предприятиях и стройках, расположенных в районе их постоянного жительства. Администрация и общественные организации предприятий (строек) обяза ны обеспечить их трудоустройство, проводить с ними воспитательную работу, принимать меры к закреплению их в производственных коллективах, т.е. создавать необходимые условия для возвращения их к честной трудовой деятельности. 3достное уклонение лица, ведуще го антиобщественный образ жизни, от выполнения решения исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся о трудоустройстве и прекращении паразитического существования в соответствии со ст. 204 УК БССР Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 10 наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок, а при наличии судимости за такое же преступление - лишением свободы до двух лет. И право, и мораль в социалистическом обществе служат: воспитанию у советских граждан преданности социалист ической Родине. Статьи 132 и 133 Конституции СССР гласят: Всео6щая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет почетную обязанность граждан СССР. Защита отечества есть священный долг, каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние. Принципы морального кодекса коммунизма выражают необходимость преданности делу коммунизма, любви к социалистической Родине, непримиримости к врагам коммунизма. Таким образом, если право устанавливает всеобщую воинскую обязанность и ответственность за измену Родине, то мораль в более широком плане формирует у граждан чувство пат риотизма, добросовестного выполнения воинского долга, любви к своей Отчизне. Социалистическая мораль играет огромную роль в правотворчестве, в осуществлении норм права, в укреплении социалистической законности. В свою очередь право, закрепляя принципы соци ализма, воспитывает граждан в духе коммунистической нравственности. И право, и мораль в социалистическом обществе воспитывают высокие идеалы добра, справедливости, трудолю6ия, честности, патриотизма, интернационализма, гуман и зма , свободы, равенства и братс тва, достоинства, глубокую веру в человека, его неисчерпаемые возможности в благородных подвигах. Нравственная чистота, 6лагородство советских людей проявляется во всех сферах жизни и деятельности и прежде всего в повседневном труде, в честном и добросовес тном выполнении своих обязанностей, своего долга гражданина и человека. Именно добросовестное и честное выполнение этих обязанностей в самых сложных, самых трудных ситуациях рождает подлинную самоотверженность и героизм. Вот лишь несколько примеров. Мужест во и самоотверженность проявил при исполнении служебных обязанностей машинист Прибалтийской железной дороги коммунист Энно Рихардович Вяхк. ЭННО Рихардович остался на рабочем месте после взрыва в паровозной 6удке и, рискуя жизнью, принял все меры к останов ке поезда, предотвратил возможные тяжелые последствия. Так же мужественно вела себя при исполнении своих обязанностей бортпроводница Надя Курченко, не дрогнувшая перед вооруженными бандитами. Подлинно коммунистическое отношение к труду нашей молодежи ярко выразилось в участии во Всесоюзном Ленинском зачете. Только в Московской Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 11 области около 40 тысяч молодых рабочих в ходе Ленинского зачета досрочно выполнили свои личные пятилетки. Интересны и результаты социологических исследований. На вопрос: "Что бы вы с казали на предложение оставить вашу работу и жить, не работая, при полном достатке?" - рабочие и служащие, предприятий, как правило, отвечают: "Не согласны". 82 процента опрошенных рабочих Первого московского подшипникового завода ответили, что хотя о зара ботке забывать нельзя, но главным стимулом их труда является общественная значимость труда, смысл работы. Весьма характерный лозунг, соответствующий духу коммунистической морали, вывешен на предприятии коммунистического труда - в цехах Тбилисского авиацион ного завода имени Георгия Димитрова: "Комсомолец! Не согласен - возражай! Возражаешь - возражай! Возражаешь ‬ предлагай! Предлагаешь ‬ сделай! Умеешь ‬ научи других!" Приведенные факты выражают подлинно коммунистическое отношение советских людей к своему моральному долгу и правовым обязанностям. Heсмотря, однако, на безраздельное господство социалистической морали, в нашей стране все еще сохраняются буржуазные пережитки в сознании определенной части граждан. К сожалению, есть у нас и аморальные поступки, с лучаи пьянства, хулиганства, нарушения трудовой и учебной дисциплины, хищения социалистического имущества, нехозяйского к нему отношения, обмана государства, проявления индивидуализма, распущенность в быту и другие недостойные проявления. Это объясняется т ем, что в условиях социализма - низшей фазы коммунизма неизбежны "родимые пятна" капитализма, остатки "старой мерзости", как их называли К.Маркс и Ф.Энгельс. Одно время только этим обстоятельством и объясняли все отрицательные качества, все дурные, безнрав ственные поступки отдельных наших сограждан и трактовали это упрощенно, односторонне, а значит и неверно. Однако было бы совершенно неправильно ударяться в другую крайность, игнорировать буржуазные пережитки, изображать дело таким образом, будто бы носител ем этих пережитков может быть только человек, родившийся при капитализме. Наличию пережитков капитализма в сознании отдельных граждан в известной мере способствует еще сохранение различай умственного и физического, квалифицированного и малоквалифицированно го, руководящего и исполнительного труда. Это ведет к относительному обособлению людей в производстве, к известным различиям в распределении и потреблении. В связи с этим развитие сознания людей при социализме происходит через борьбу двух противоположных т енденций: а) коллективистской, основанной на господстве общественной собственности на средства производства, на отношениях сотрудничества и взаимопомощи, выражающих основную тенденцию развития нашего общества; б) индивидуалистической, связанной с разделени ем труда, Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 12 унаследованным от капитализма. Значит, коммунистическая мораль может утверждаться лишь в борьбе со старой идеологией, индивидуалистическими устремлениями. Формирование коммунистической нравственности тормозится и тем, что при современном уровне с оциалистического производства и складывающейся международной обстановке не все быстрорастущие потребности могут столь же быстро удовлетворяться. К тому же, учитывая постоянную агрессивность империализма, советский Союз, страны социализма вынуждены тратить большие средства на укрепление своей обороноспособности. В последние годы социалистические государства совершенствуют методы руководства хозяйством в целях интенсификации, повышения эффективности. Эта деятельность в целом плодотворна, хотя на пути развития социалистической экономики приходится преодолевать немало трудностей и недостатков. Кроме того, буржуазная пропаганда всеми способами раздувает имеющиеся у нас трудности, злонамеренно их истолковывает. В то же время идеологи буржуазии всеми мерами приукра шивают капиталистическую систему, всячески рекламируя 2западный образ жизни ª . Все это, вместе взятое, оживляет и поддерживает пережитки капитализма у определенной части людей нашего общества. Для преодоления аморальных проявлений, для воспитания подлинно с оциалистических нравственных убеждений нужно и дальше укреплять и развивать основу социалистического строя ‬ социалистическую собственность, успешно создавая материально ‬ техническую базу коммунизма, всемерно укреплять наш политический строй, социалистиче ское общенародное государство, социалистическую законность. Воспитание коммунистической нравственности происходит прежде всего и главным образом в труде, в повседневной практической работе, в добросовестном выполнении своих обязанностей, предусмотренных п равовыми нормами, установленными социалистическим государством. Точное и неуклонное исполнение советских законов во всех сферах жизни и деятельности ‬ верный путь воспитания и перевоспитания граждан в духе социалистической нравственности. Очень хорошо нера сторжимую связь осуществления устоев коммунистической морали и норм социалистического права выразил рабочий фрезеровщик герой Социалистического Труда Н. Королев. "Сейчас в связи с осуществлением экономической реформы, - сказал он, - много говорят о моральн ых и материальных стимулах, нормировании, премиях. Не хочу вдаваться в подробности. Скажу лишь одно: приятно рабочему человеку, когда ему доверяют, когда его уважают, и не менее приятно и полезно для семьи, для дома, когда труд его по заслугам оплачивают. И здесь одно от другого отрывать нельзя, противопоставлять - тем более". Об идеалах, к которым стремится современная молодежь, можно судить по результатам исследований ленинградских социологов. Они предложили несколько различных типов личности под условным и названиями. Из 4239 Дробязко, С. Г. Мораль и право / С.Г. Дробязко / Правл. о - ва © Знание ª БССР, науч. - метод. Совет по пропаганде знаний о государстве и праве. ‬ Минск, 1971 . ‬ 19 с . 13 опрошенных две трети молодых людей отдали предпочтение человеку, условно названному Виктором, воплощающим в себе сочетание высокого мастерства (работает или хорошо учится) с высоким чувством ответственности перед обществом. Виктор чес тен, принципиален, способен "болеть" за общее дело, доброжелателен к товарищам, скромен, самокритичен, любит спорт, общественную работу, стремится всегда быть в гуще жизни. Формированию таких черт нашего современника и содействуют рассмотренные выше принци пы коммунистической морали и социалистического права. * * * По мере дальнейшего продвижения нашего общества к коммунизму все более будет возрастать роль нравственных устоев в жизни людей, расширяться сфера действия морали. Вот почему вопросам воспитания т рудящихся в духе высоких, коммунистических нравственных идеалов уделяется, и будет уделяться все большее внимание. Под воздействием коммунистической морали люди духовно обогащаются, непрерывно совершенствуются. В условиях полной победы коммунизма внутри ст раны и полной победы социализма во всем мире общество не будет нуждаться в государстве и праве. Правовые нормы отомрут, а правила коммунистической нравственности получат свое дал ьнейшее развитие. ЛИТЕРАТУРА В. И. Ленин - О коммунистической нравственн ости. Политиздат. М.. 1969. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Часть вторая, раздел У. Политиздат, 1969. Мораль, как ее понимают коммунисты (Документы письма, высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Ф.Э. Дзержинского, М.И. Калинина , С.М.Кирова, Н.К.Крупской). Политиздат, М., 1966. Л.М.Алексеев - Единство правовых и моральных норм в социалистическом обществе. Изд - во © Юридическая литература ª , М., 1968. Л.М. Архангельский - Нравственные идеалы молодежи. Изд - во "Знание", М., 1970. , О.Г. Дробницкий - О природе морального сознания. "Вопросы философии", 1968, N 2. М.Х. Ингитханян - Октя6рь и становление коммунистической морали. Изд - во "Знание", М., 1967. Н.Ф.Кузнецова - Уголовное право и мораль. Изд - во МГУ, М.. 1967. Н.И. Матузов - Социалистическое право и коммунистическая мораль в их взаимодействии. Изд - во Саратовского университета, 1969. Ф.Ф. Третьяков - Воспитательная роль советского права. Иэд - во "Знание" РСФСР. Л., 1966. Е.А.Яку6а - Право и нравственность как регуляторы обще ственных отношений при социализме. Харьков. Иэд - во Харьковского университета,I970.

Приложенные файлы

  • pdf 3243721
    Размер файла: 170 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий