Характеристики морали 1. Мораль представляет собой особую форму общественного сознания, вид общественных отношений 3. Мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СЕВЕРО - КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННО Й И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛ УЖБЫ Направление подготовки 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление_____ Профиль Государственное и муниципальное управление в социальной сфере __________________ Квалификация выпускника бакалавр _________________________________ Форма обучения очная____________________________________________ _____ Учебный план 201 7 г. ________________ ___________________________ _____ Изучается в _ 4 __ семестре Пятигорск, 201 7 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................ ................................ ................................ ................................ ... 3 РАЗДЕЛ 1. ЭТИКА КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ ................................ ................................ .......... 3 Практическое занятие № 1 - 2. Теоретические основы этики как науки о морали. Понятие административной этики в системе науки управления ................................ .. 3 Практическое занятие № 3 - 4. Основы политической этики. Предмет политической этики. ................................ ................................ ................................ ................................ .......... 5 Практическое занятие № 5 - 6. Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности . ................................ ................................ ............................... 8 Практическое занятие № 7 - 8. Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности ................................ ................................ .............................. 15 РАДЕЛ 2. ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: ЦЕННОСТИ И НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ ................................ .......... 21 Практическое занятие № 9 - 12. Этика государственной и муниципальной службы как регулятор взаимоотношения власти и населения ................................ ................... 21 Практическое занятие № 13 - 14. Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества ................................ ....... 23 РАЗДЕЛ 3. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ И ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ .......... 24 Практическое занятие № 15 - 18. Этика и культура служебных отношений. Служебная этика руководителей ................................ ................................ ........................ 24 УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ................................ ................................ ................................ ........................ 27 1. Рекомендуемая литература ................................ ................................ .............................. 27 1.1. Основная литература: ................................ ................................ ................................ 27 1.2. Дополнительная литература: ................................ ................................ ................... 27 1.3. Методическая литература: ................................ ................................ ........................ 27 1.4. Интернет - ресурсы: ................................ ................................ ................................ ...... 27 3 ВВЕДЕНИЕ Целью освоения дисциплины Б1.В.ОД.8 Этика государственной и муниципальной службы является формирование у студентов целостное представление об этических аспектах управленческой деятельности, основных принципах и нормах административной этики как науки и профессиональной этической системе государственной и муниципальной службы. Задачами освоения дисциплины Б1.В.ОД.8 Этика государственной и муниципальной службы являются: - дать бу дущим специалистам в сфере государственного управления знания основных принципов и норм управленческой этики, современных требований политической этики, норм и требований этики служебных отношений, содержания и элементов культуры управления; - развивать у будущих бакалавров творческое отношение к освоению отечественного и мирового опыта в решении этических проблем в сфере государственной и муниципальной службы и умение использовать его в конкретных условиях; - сформировать у обучающихся знания и навыки куль туры поведения и делового этикета. Дисциплина «Этика государственной и муниципальной службы» входит в базовую часть ОП ВО подготовки бакалавров направления 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (Б1.Б.18). Знания, умения, компетенции студента, необходимые для изучения дисциплины Практикум по культуре русской устной и письменной речи, Философия Дисциплина « Этика государственной и муниципальной службы » формирует знания, умения и навыки для изучения дисциплин Связи с общественно стью в органах власти, Государственная и муниципальная служба, Формирование имиджа государственного и муниципального служащего, Основы управления персоналом, ГИА. Объектом изучения данной дисциплины является принципы и нормы управленческой этики. Предметом изучения дисциплины является форма разрешения этических проблем в сфере государственного и муниципального управления. РАЗДЕЛ 1. ЭТИКА КАК РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭТИКИ Практическое занятие № 1 - 2. Теоретические основы этики как науки о морали. Понятие административной этики в системе науки управления Цель: ознакомиться с основными понятиями в дисциплине, а также с п онятие м административной этики в системе науки управления Организационная форма: традиционный семинар Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы: Студент будет знать: - понятие административной этики в системе науки управления ; - основные понятия дисциплины ; Студент будет уметь: - определять проблемы теории мо рали ; - определять с оотношение понятий моральное сознание, моральное отношение и моральная деятельность. Формируемые компетенции : ОК - 6 Актуальность темы: Этика – это отрасль философии, которая занимается исследованием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом. 4 Теоретическая часть Мораль. Определения. Характеристики 1. Мораль (от латинского обычаи, нравы; правильный, нравоучительный) с точки зрения современной социальной философии – это один из важнейших общественн ых институтов и основных способов нормативной регуляции деятельности и поведения людей. 2. Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов (принципов, норм, правил), признанных и разделяемых членами культурной общности. 3. Мораль – совокупность принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении). Характеристики морали 1. Мораль представляет собой особую форму общественного сознания, вид общественных отношений (моральных отношений) и выступает как предмет специального изучения этики. 2. Мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, трад иции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определенным общесоциальным законам. 3. Мораль существует до ее принятия или непри нятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения. 4. Мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль имеет объек тивный статус как совокупность правил поведения индивида. Мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существу ющих в социальной среде. Этика Этика (философия этики, моральная философия) представляет собой научную дисциплину, изучающую социальную мораль. Часто наблюдается смешение языков морали и здравого смысла. Людям деловым безразлично, определяется ли их деятел ьность соображениями здравого смысла или требованиями морали. Для философов разумное поведение может быть недопустимым с моральной точки зрения. Деловые люди должны оценивать степень моральности своих действий с точки зрения не здравого смысла, а морали. В интересах дела нужно поступать морально, тогда здравый смысл рассматривается как мотив и обоснование этического поведения. По определению Де Джорджа Р.Т.: «Предмет изучения этики – нравственность. Нравственность – это термин, употребляемый для характерист ики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые в недряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения». Нравственный опыт охватывает все наши моральные убеждения, суждения и ощущения, которые мы выражаем на языке нравственности. Моральные суждения включают оценки лю дей, или их поступков, или институтов в качестве хороших или плохих, правильных или неправильных, справедливых или несправедливых, честных или нечестных и т.д. Они выражают также эмоции, обычно отрицательные по поводу неправильных поступков, или положительные эмоции по поводу правильных поступков. 5 Этику можно определить, по словам Де Джорджа, как «систематическое стремление осмыслить наш индивидуальный и общественный нравственный опыт таким образом, чтобы – установить правила, которые должны управ лять поведением людей, – выработать ценности, которых стоит придерживаться, – а также чтобы воспитать такие черты характера людей, какие им полезно в себе развить» (разбивка на пункты авторская). Этика – это отрасль философии, которая занимается исследован ием природы морали и моральной оценки, вопросов о том, что является добром и что злом. Вопросы для собеседования: Базовый уровень: 1.Предмет этики. 2.Происхождение и взаимосвязь понятий «этики» и «мораль». 3.Моральное измерение личности и общества. 4.Ос новные проблемы теории морали. 5.Структура, ценности и функции морали. Повышенный уровень: 1.Моральное сознание, моральные отношения и моральная деятельность. 2. Моральные требования, нормы, знания, убеждения, принципы и оценки как основные компоненты морального сознания. 3. Особенности морального и правового регулирования. 4.Мораль и нравы. Структура нравов. 5.Этика как наука о морали. Рекомендуемая литература : Основная литература: 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / В. Я. Кикоть [и др.] ; ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2014. - 559 с. 2. Мамут, Л. С. Правовое общение. Очерк теории / Л.С. Мамут ; Ин - т гос - ва и права РАН. - М. : Норма, 2014. - 80 с Дополнительная литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 348 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; ред. Г. В. Бороздина. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 463 с. Практическое занятие № 3 - 4 . Основы политической этики . Предмет политической этики . Цель: ознакомиться с основными понятиями п олитическ ой этик и как нормативн ой основ ы политической деятельности Организационная форма: выполнение проектов Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы: Студент будет знать: - понятие политической этики . - этик а политических институтов и политических добродетелей как составляющих политической этики . Студент будет уметь: - охарактеризовать проблемы нравственного обоснования политической деятельности ; - охарактеризовать идеи первенства морали по отношению к политик е Формируемые компетенции : П К - 1 1 6 Актуальность темы: Политика должна быть подчинена морали, мораль должна ограничивать политику . Теоретическая часть Др евняя Греция реализовала представления о единстве этического и политического. Поскольку человек – это общественное животное, а политика – это публичное общественное пространство, то политические и моральные обязанности не разграничиваются: долг – это гражд анский долг, добродетель – это качество гражданина полиса. В результате политика понимается как деятельность добродетельного субъекта, а не функционирование социальных институтов. Платон полагал, что философы как наиболее добродетельные граждане должны упр авлять государством, а государство, в свою очередь, должно быть построено в соответствии с добродетелью разума и способствовать развитию добродетельности граждан. Аристотель утверждал, что политическое общение базируется на этическом, ибо целью политики, к ак и этики является благая жизнь. Н. Макиавелли (XVI в.) осуществляет эмансипацию политики от морали, которая в его время была исключительно религиозной, и провозглашает политический а - морализм: допустимость в политике любых аморальных поступков (лжи, кова рства, насилия, предательства), если они служат политической цели. Мораль (религиозная) является ничем иным как демагогией в политических целях. В противовес ей Макиавелли формулирует нравственные ценности в самой политике, ведущие к достижению общего благ а не с помощью личной добродетельности правителя: сильная власть, препятствующая беспорядку в обществе; государство как высшая моральная ценность; патриотизм. Дж. Локк (XVII в.) – основатель политической этики либерализма. Всякая политическая система базир уется на определенных этических ценностях. К их числу относится идея веротерпимости, свободы убеждений людей, поэтому политика не должна вмешиваться в частную моральную жизнь людей. Государство – это общество, устроенное для сохранения и умножения гражданс ких благ (свободы, телесного здоровья, собственности), поэтому политика должна быть направлена на реализацию этих благ. Граждане, оставаясь суверенами власти, жертвуют частью своих естественных прав ради защиты права на жизнь и собственность. Таким образом , характер исповедуемых гражданами моральных ценностей определяет тип государства и характер политики. Нравственность политики определяется содержательно: какая именно нравственность лежит в основе какой политики. М. Вебер (ХХ в.) в произведении «Политика как призвание и профессия» вновь переносит проблему в сферу личной морали: политическая этика говорит о моральных качествах политика, адекватных природе его профессии. Политик должен жить для политики, а не для собственной выгоды, политическая деятельность – это форма самоотречения от жизни частного лица. На политика налагается ответственность, не снимаемая ни при каких обстоятельствах: политик не может «бросить» ситуацию, перейти в разряд частных лиц. Вебер противопоставляет «этику ответственности» кантиан ской «этике принципов»: если последняя концентрируется на чистоте мотивов (максим поведения), то политическая этика должна делать акцент на последствия поступков. Наконец, обязанностью политика является идейность: он реализует социальные идеалы, политическ ие проекты, осуществляет «ответственное предприятие политики». Трактовки взаимоотношения морали и политики. 1. Политика аморальна, мораль внеполитична (Макиавелли). Мораль и политика не связаны между собой, имеют разные цели, ценности и сферу действия. Мор аль – это область частного поведения людей, политика – сфера общественного взаимодействия. Морализация политики наносит вред морали, заставляя ее заниматься несвойственным делом оправдания частных решений, относительных политических ценностей, что 7 замутняе т чистоту абсолютных моральных ценностей. Морализация политики вредна и для политики: моральная политика наивна, бессмысленна и опасна. 2. Политика должна быть подчинена морали, мораль должна ограничивать политику. Так, согласно Канту, следование категорич ескому императиву обязательно для человека, сообщества, внутри государства и между государствами. Необходимо привести политику в соответствие с требованиями морали, сделать политику человечной. Такого рода практику осуществляли сторонники «этики ненасилия» (Ганди, Кинг). 3. Единство политического и морального, общими ценностями которых являются благо и справедливость. Связь морали политики проявляется в том, что: · возможность нравственной жизни связана с устойчивым общественным и политическим порядком, а п олитическая нестабильность ведет к моральному разложению индивидов; · возможность осуществления политики предполагает опору на общественную мораль, нравственные традиции сообщества (Локк); при их рассогласовании политика обречена на бессилие; · политическа я ситуация предлагает этике предметы интереса. Так этический лозунг «все люди рождены свободными и равными» только в результате политической борьбы был распространен на людей не белой расы, на женщин; · мораль выступает как область критики существующего по литического дискурса и среда формирования нового, предлагает политике новые идеалы; · для индивидов как низовых субъектов политики моральное и политическое неразрывны: мораль осуществляется практикой действующих в политике лиц; · в политике реализуется общ ественная мораль, нравственность (Гегель), политика – это сфера действительного, институционально осуществления нравственных целей (например, законодательное закрепление свобод); благодаря политике нравственность способна влиять на реальные дела людей. Осн овные проблемы политической этики. 1. Этика политических целей. Этической целью политики является общее благо. Политика динамически осуществляет исторический оптимум общего блага, которое не всегда выступает результатом единства интересов и консенсуса, но является предметом дискуссии. 2. Этика власти обсуждает проблему нравственной сущности власти, ее нравственного статуса. Поскольку власть есть осуществление своей воли с помощью нравственного авторитета, права или силы, то нравственно авторитетная власть б олее эффективна. Этика власти содержит запрет на ущемление достоинства других лиц, т.е. политическая власть не тождественна личному господству. Нравственная легитимация власти предполагает наличие у политика необходимых нравственных качеств. Этика власти т акже обосновывает институты контроля власти: разделение властей, независимое судопроизводство, власть общественного мненияе. 3. Проблема политического насилия. Легитимация государственного насилия может происходить, если оно направлено на общее благо, явля ется легитимным (государственно - правовым), польза от него превышает наносимый вред. Сторонники этики ненасилия не приемлют этих аргументов. 4. Этика политического конфликта. Поскольку политика – это сфера конфликта, то этически правильно: предотвращать кон фликты; выявлять конфликты и проявлять волю к их разрешению, а не консервации; при разрешении возникшего конфликта проявлять не соглашательство, а выбирать наилучший на данный момент вариант развития событий. 5. Этика политического сопротивления вырабатывает критерии допустимости, границ и способов сопротивления, которое может быть активным и пассивным, индивидуальным и коллективным. Коллективное активное политическое сопротивление – это гражданское неповиновение: ненасильственное, обусловленное с овестью противозаконное действие, направленное на изменение закона или политики в целом, но не угрожающее конституционному порядку. 8 Вопросы для собеседования: Базовый уровень: 1. Предмет, специфика и задачи этики, еѐ значение в деловых отношениях. 2. Взаимосвязь нравственных требований с аксиомами философской мысли. 3. Структура этики. Основные принципы этики деловых отношений. Повышенный уровень: 1. Этические знания как элемент профессиональной компетентности. 2. Соотношение трудовой этики и профессиональной этики. 3. Особенности профессиональной этики – экономическая этика, этика бизнеса, управленческая этика, этика государственной службы Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / В. Я. Кикоть [и др.] ; ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2014. - 559 с. 2. Мамут, Л. С. Правовое общение. Очерк теории / Л.С. Мамут ; Ин - т гос - ва и права РАН. - М. : Норма, 2014. - 80 с Дополнительная литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб . пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 348 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; ред. Г. В. Бороздина. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 463 с. Практическое занятие № 5 - 6 . Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности . Цель: ознакомиться с основными понятиями этических аспектов экономической деятельности Организационная форма: выполнение проектов Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы: Студент будет знать: - содержание современных концепций экономической этики; - проблемы соотношения морали и конкуренции в контексте рыночной экономики; - основные категории и понятия этики экономической деятельности; Студент будет уметь: - определять предмет и сферу действия экономической этики в современном обществе; - определять специфику и роль моральных критериев в сфере экономической деятельности . Формируемые компетенции : О П К - 4 Актуальность темы: Экономическая этика – вид социальной этики, содержащий нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений . Теоретическая часть Проблемы экономической этики как самостоятельной сферы научного знания еще не стали предметом специального исследования со стороны российских ученых и специалистов. На фоне достижений западной этической науки, уделяющей серьезное внимание этическому обосно ванию хозяйственной и предпринимательской деятельности (например, пользующихся большой известностью исследований К. Хомана, Ф. Блюме - Дреза и др.), отечественные научные разработки в этой области выглядят весьма скромно. 9 Появившиеся в последнее время научны е публикации российских авторов, посвященные данной проблематике, по большей части сосредоточены на проблемах деловой предпринимательской этики, и их число крайне незначительно. Практически отсутствуют работы, исследующие роль и значение социальных институ тов ("рамочных условий") в формировании нравственного порядка в обществе, в том числе в сфере экономических отношений, хотя именно это и составляет основной предмет современной экономической этики. Как считает большинство западных исследователей, причины м ногих негативных явлений в современном российском обществе, погружающемся в коррупцию, дезинтеграцию и пессимизм, следует искать не на уровне испорченных нравов и аморального поведения, а прежде всего в социальном порядке общества и системе его институтов, в пространстве социальной этики. • Экономическая этика – вид социальной этики, содержащий нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений. Это мнение разделяется рядом российских исследователей, изучающих современные те нденции отечественного бизнеса. Так, российские ученые Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов отмечают, что современное плачевное состояние этики бизнеса в России "не в последнюю очередь является следствием невнимания к этическим аспектам становления российского п редпринимательства и прежде всего со стороны государства, которое призвано создать целостную систему законов и нормативных актов, регулирующих деятельность предпринимателей и государственных чиновников". По мнению авторов, власть до конца не осознала, что экономическая реформа, которую она объявила и проводит, – это еще и реформа морали. Перед Россией, считают авторы, стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, "которое идет на сознательный риск, несет ответс твенность за принятие решений, а потом пользуется благами своей деятельности вместе со всем цивилизованным миром". Экономическая этика наряду с этикой политической рассматривается в западной науке как составная часть более широкого понятия "социальная эти ка", основные положения которой были рассмотрены нами в параграфе 2.3. Ее содержание не следует сводить только к этике предпринимательской деятельности, деловой или предпринимательской этике. Экономическая этика выступает в качестве нормативной основы экон омической деятельности, регулирующей взаимоотношения в сфере экономики, формулирующей и предъявляющей нравственные требования ко всем субъектам экономических отношений. Основной ее целью является определение институциональных (рамочных) ограничений участни ков экономического процесса, играющих основополагающую роль в этизации рыночных отношений современного общества. В отличие от индивидуальной этики она обращена к обществу, задает ориентиры и обосновывает нравственные принципы функционирования экономики и в этом смысле является программой экономического порядка. В широком смысле слова экономическая этика призвана объяснить связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений. Общеизвестно, что развитие производства, хозяйственная деятельность объективно способствуют нравственному совершенствованию человека. Издавна считалось, что в трудовой деятельности формируются созидательные силы человека, нравственная основа его отношения к миру, другим людям. Трудолюбие и честность являлись теми двумя основными этич ескими нормами, которые всегда сопровождали производственную деятельность и торговое перераспределение материальных благ. Без трудолюбия, честности, порядочности, заботы о человеке материальное производство не могло бы существовать. В то же время развитие производства, усложнение и увеличение масштабов человеческой деятельности, повышение уровня техники и технологий поставили человека перед необходимостью осознания степени его ответственности, понимания общественного долга, чувства 10 солидарности. Многое здес ь, конечно, зависит от реальной экономической политики государства, его регулирующей роли в сфере экономических отношений. Не случайно говорят: "здоровая экономика – здоровые нравы". Все это очевидные истины. Проблема переходит в другую плоскость, когда р ечь заходит о современном обществе "свободных" рыночных отношений, построенных на игре интересов, конкуренции, ориентации на получении прибыли. В связи с этим возникает вопрос: как соотносится мораль с современным хозяйственным производством, насколько при менимо понятие морали к ситуации рыночного хозяйства вообще, современного рынка, в частности? Ответ на этот вопрос мы можем найти уже в трудах шотландского экономиста, философа - этика XVIII в., одного из основоположников современной экономической теории, Ад ама Смита. В своей экономической модели ученый различал два уровня общественной экономической деятельности: а) деятельность как таковая; б) условия деятельности. В деятельность предприятия (фирмы) входят: цели (мотивы, интересы) и средства (закупка, продаж а, реклама, заработная плата, общественные, политические цели и т.д.). К условиям деятельности А. Смит относил: природные, культурные, общественные условия, а также "рамочные условия" (конституционный порядок, законы, экономический порядок, условия рынка, правила конкуренции, конъюнктурная ситуация, налоговое законодательство, управление). Именно такая дифференциация деятельности и ее условий позволяет, согласно Смиту, синхронно реализовывать конкуренцию и мораль. Конкуренция осуществляется в процессе деяте льности, мораль (солидарность, честность) заложена в условиях деятельности. Мораль в условиях рынка защищается от конкуренции тем, что конкуренты должны соблюдать одинаковые правила игры, определяемые в том числе "рамочными условиями". Кроме того, сама рын очная конкуренция, во - первых, возможна только на основе консенсуса; во - вторых, она служит интересам потребителя (производить лучшие товары), что, в свою очередь, зависит от экономического порядка – заинтересованности участников рынка в результатах своей де ятельности. Отталкиваясь от этих положений, большинство западных ученых и специалистов сходятся во мнении, что общественная мораль не зависит в конечном счете от моральных принципов. Основная проблема состоит в изменении условий, а не в моральных принципах . Или точнее, необходимо изменение условий на основе изменения моральных принципов. Полагаем, что следует согласиться с мнением тех авторов, кто считает, что современные проблемы голода, нищеты также лежат в условиях деятельности, а не являются кознями одн ого человека или группы лиц (ибо совесть одного не может компенсировать несостоятельность организации общества в целом). Опыт свидетельствует, что этическое поведение, не подкрепленное стимулами (выгодами или преимуществами), никогда не бывает стабильным. Именно условия деятельности определяют поведение людей, задавая стимулы их деятельности и поступков. Если, например, мы ставим цель охраны окружающей среды путем сокращения автомобильного движения, то совершенно очевидно, что простые призывы здесь будут бе сполезными, в то время как повышение цен на бензин может как - то решить эту проблему. Точно так же призыв к повышению уровня рождаемости останется призывом без создания для этого необходимых условий. Иными словами, моралисты меняют местами причину и следств ие, когда усматривают в стремлении к выгодам признаки морального разложения и апеллируют к моральным принципам. Даже традиционная мораль была основана на стимулах (соблюдавший моральные нормы пользовался уважением, общественным признанием, тот же, кто нару шал нормы морали, осуждался или подвергался санкциям). Таким образом, основные принципы экономической этики были заложены в экономической теории А. Смита, в результате выделения понятий "деятельность" и 11 "условия деятельности". Развернутое обоснование эти п ринципы получили в трудах современных западных ученых и практиков, в частности, в работах немецкого ученого Карла Хомана, которого справедливо считают основоположником современной экономической этики. В своих исследованиях ученый попытался органично совмес тить либеральную экономическую теорию, выдвигающую на первый план обоснование экономического интереса, с идеями социальной рыночной экономики, очень популярными сегодня во многих странах Западной Европы и составляющими основу христианского социального учен ия. Основная особенность концепции К. Хомана состоит в разработке и выдвижении на первый план принципа конкуренции, который является определяющим для всей его этической теории. Этот принцип, подвергавшийся резкой критике в традиционной этике, Хоман счел вп олне обоснованно созвучным плюрализму и демократическим процедурам в политике. Обращаясь к противоречию между моральным сознанием предпринимателя и внутренней логикой предпринимательской деятельности (как получить прибыль и сохранить лицо), находящемуся в центре дискуссий по этике предпринимательства, ученый предостерегал против крайностей в этом вопросе. Прежде всего, мораль, по его мнению, не должна тормозить развитие экономики. Справедливость этого положения не вызывает сомнения. Общество должно помнить, что излишнее морализаторство не только мстит поражением в конкурентной борьбе, но и может стать серьезным препятствием развитию предпринимательской деятельности, возводя барьеры на пути естественного стремления людей к выгодам и приводя общество к ханжеск ому отрицанию всякого богатства (как это было в недавнем прошлом в СССР). Прав Хоман и в том, что не следует строить рынок только на основе развития в человеке индивидуалистических, эгоистических мотивов, оставляя в стороне вопросы морали. Решение этой дил еммы может быть упрощено, если предприниматель будет заниматься своим делом, будет концентрировать свои усилия на профессиональной деятельности, соблюдая правила честной игры и следуя предписываемым здесь законам и нормам, а этические усилия будут предприн иматься на этапе формирования этих норм, установления рамочного порядка в экономике, т.с. на институциональном уровне. Это не только поможет сделать экономику более "нравственной", но и обеспечит ее эффективность. Представляется интересным вывод Ю. Ю. Петр унина и В. К. Борисова, сделанный ими в отношении корпоративной социальной ответственности, которую ученые рассмотрели как своего рода мост между микро - и макроуровнем принятия этических решений. Если в экономической теории, писали они, решения на уровне ф ирмы принято относить к микроуровню (микроэкономика), то в этике бизнеса вполне обоснованно их рассмотрение на некотором промежуточном уровне. По мнению авторов, это объясняется тем, что, как правило, важную роль в развитии и поддержании корпоративной соци альной ответственности играет государство. И наоборот: решения фирмы, касающиеся социальных проблем, могут в определенных случаях влиять на государственную политику. Достойное поведение фирм может создать определенную этическую тенденцию, которой будут сле довать другие. Принцип конкуренции многие исследователи, в том числе К. Хоман, считают серьезным культурным достижением человека, а отнюдь не продуктом дикого рынка. Он характеризует зрелое общество, способное к согласованию частного и общественного интере сов, заинтересованное в экономическом росте, ассортименте продукции, снижении цен. И напротив, ликвидация или даже блокирование механизма конкуренции неизбежно ведут к монополизации, деформации соотношения спроса и предложения, к повышению цен и в конечном счете к замедлению экономического роста. В конкуренции, таким образом, заинтересованы и общество, и потребитель. В этом и заключается этическая ценность конкуренции. Важно только, чтобы правила конкуренции определялись законом и устанавливались для всех, исключали протекционизм и льготы для одних в ущерб другим. В то же время общество и государство должны дифференцированно подходить к 12 вопросу о возможности рыночного регулирования различных сфер жизни, особенно если это касается "общедоступных благ" (образо вание, транспорт, экология и т.д.), где необходимо активное общественное регулирование рамочного порядка. Ученые полагают, что конкуренция в современных экономических условиях в целом справедливее, чем распределение, поскольку отражает стремление к рациона льной регуляции обществом экономической жизни. Одновременно должны учитываться интересы социально незащищенных слоев общества. В этом смысле большой интерес представляет обоснованное К. Хоманом положение о том, что в современном рыночном хозяйстве централь ной должна быть не идея справедливого перераспределения, а идея экономически справедливого возмещения рисков. Эго положение объясняет, почему большинство населения дает согласие на создание рыночной экономики как выгодной для всех при условии социальной по ддержки слабых и неспособных выдержать жесткие законы рынка. Это также объясняет, почему необходимо общественное регулирование рамочного порядка, с одной стороны, и сознательное самоограничение индивидуального и общественного эгоизма – с другой. В современных условиях, как мы уже отмечали ранее, общие ценности не могут интегрировать общество, отличительной чертой которого является все более усиливающийся процесс индивидуализации. Сегодня мораль следует за стимулами. Поэтому необходима новая система социального контроля, без чего мораль не может быть прочной. Такой контроль должен осуществляться, по мнению специалистов, в трех основных формах: формального права, исключающего неэтичное поведение под угрозой применения санкций; правил конкуренции как не формальной социальной системы санкций; непрерывного самоконтроля, основанного на учете выгоды и ущерба от совершаемых действий. • Социальная ответственность бизнеса – модель социального поведения коммерческих организаций, в соответствии с которой организац ии учитывают интересы общества и добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Особое значение сегодня приобретает корпоративная социальная ответственность. Во многих западных странах считается общепринятым, что вопросы социальной ответственности и деловой (предпринимательской) этики должны иметь такое же значение для руководства фирмы, как и вопросы эффективности производства. Эта позиция основана на представлен ии о том, что бизнес играет активную общественную роль, неся ответственность за безопасность и надежность продукции, честность рекламы, маркетинга, ликвидацию промышленных отходов, безопасность и соблюдение прав личности работников. Поэтому руководство орг анизаций и фирм должно осознавать роль этических аспектов принимаемых им решений для повышения социальной ответственности со стороны бизнеса. Авторы упоминаемого нами учебного пособия "Этика бизнеса" вслед за американскими учеными относят зарождение концеп ции социальной ответственности бизнеса к концу XIX – началу XX в. В 1920 - х гг., сначала в американских деловых кругах, получила широкое распространение концепция "служения", согласно которой фирмы кроме "делания денег" должны иметь и другие цели. Позже на смену концепции "служения" пришла концепция "социальной ответственности", имевшая сначала преимущественно теоретический характер, а после Второй мировой войны получившая широкое распространение и в деловых кругах. Принято считать, что основу современного п одхода к социальной ответственности корпораций заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г. Боуэна "Социальная ответственность бизнесмена", в которой была сформулирована доктрина социальной ответственности как обязанность бизнесменов проводить соответствующую целям и ценностям общества политику и нести моральную ответственность за принимаемые решения и направления деятельности. Современный 13 исследователь Кит Девис вывел "железный закон ответственности", согласно которому тот, кто не сч итается с ожиданиями общества в части соблюдения норм этического поведения, проигрывает в перспективе. Этические нормы поведения фирмы или корпорации должны соблюдаться во взаимоотношениях с государством, обществом, покупателями, поставщиками, конкурентами , собственными работниками. Все это составляет понятие корпоративной этики. Важная роль в регулировании деятельности корпораций принадлежит юридическим нормам, законодательству, которые определяют рамки поведения корпораций, правильные с точки зрения госуд арства и общества, устанавливают юридическую ответственность за их несоблюдение. Так, во многих странах антитрестовское законодательство, обеспечивая максимальную конкуренцию, запрещает в то же время использование положения сильной фирмы для устранения кон курентов и установления монополии, применяет против нарушителей самые жесткие меры вплоть до дезинтеграции компании. В отличие от юридической ответственности социальная ответственность носит добровольный характер, означает добровольный отклик организации н а социальные проблемы общества, что связано с восприятием организацией самой себя как части общества. В учебном пособии "Этика бизнеса" приводятся примеры социально ответственного поведения ведущих мировых корпораций. Например, фирма Johnson and Johnson со чла необходимым немедленно отреагировать на случаи отравления "Тайленолом", одним из своих медицинских препаратов, в Чикаго, запретив его использование в масштабах всей страны. Это не только способствовало существенному улучшению имиджа фирмы, но и привело к установлению более высокого уровня ответственности за продукцию в других фармацевтических компаниях. Характерно, что сама государственная власть во многих странах уделяет большое внимание этим проблемам, поощряя и стимулируя соблюдение бизнесменами и пр едпринимателями высоких этических стандартов. Так, в США регулярно издается книга "Сто лучших компаний для работы в Америке", публикующая результаты опросов граждан о деятельности компаний. В 1980 г. был опубликован тест на этичность поведения организации, а в 1985 г. предложения по этике бизнеса были вынесены на международный уровень. Колумбийский университет (США) учредил премию за достижения фирм в области социально ответственного поведения. В этике бизнеса известны социальные признаки идеально "этичной" корпорации, сформулированные американским исследователем Кристофером Стоуном. Они определяются по ряду критериев. Прежде всего, корпорация оценивается как гражданское лицо. Исходя из этого критерия, корпорация должна: 1) заботиться о соблюдении законов, д аже если существует возможность обойти закон и 2) содействовать законотворчеству, добровольно предоставляя информацию о мерах по улучшению ситуации в отрасли; 3) соблюдать основополагающие нормы общественной морали, стараясь не п рибегать к обману, коррупции и т.п.; 4) действовать за границей с уважением к законам страны, не противореча интересам собственного государства; 5) ориентироваться на производство безопасных товаров, продаваемых по справедливым ценам. На втором месте стоит оценка корпорации как работодателя. Здесь основными требованиями к поведению корпорации выступают: 1) забота о безопасности производства; 2) забота о хорошем эмоциональном состоянии работников; 3) недопущение дискриминации одних в интересах других. 14 Важным критерием является оценка корпорации как субъекта управления ресурсами и объекта инвестирования, на основе которого к корпорации предъявляются такие требования, как: 1) забота об эффективности использования ресурсов; 2) забота об эстетике занимаемог о земельного участка; 3) защита интересов инвесторов; 4) полное и правдивое предоставление информации о своем экономическом положении. Наконец, как конкурент и как участник социального развития корпорация должна: 1) стремиться избегать участия в нечестной конкуренции и в необоснованном ограничении конкуренции; 2) стимулировать нововведения и реагировать на внедрение новой продукции и технологий; 3) не забывать, что ее деятельность оказывает воздействие на качество жизни, и признавать связанную с этим свою о тветственность. Определяя свою социальную миссию и базовые цели, современные корпорации и компании стремятся поставить на передний план не прибыль и даже не профессионализм, а прежде всего служение обществу. Японцы говорят: если ты хочешь сделать бизнес, п одумай сначала об интересах своего государства и его гражданах. Вместе с тем вопрос о формах и степени социальной ответственности бизнеса перед обществом далеко не однозначен. Эта тема продолжает оставаться предметом споров и серьезных разногласий, породив ших так называемую проблему корпоративной социальной ответственности. Суть споров заключается в следующем: должен ли бизнес стремиться к чему - либо другому, кроме получения и максимизации прибыли? Можно выделить две противоположные точки зрения по этому воп росу. Одни авторы (М. Фридман и др.) считают, что в интересах общества достаточно стремления фирмы к максимальной прибыли при условии строгого соблюдения закона. Другие специалисты (Г. Боуэн, Р. Э. Вуд, Э. Карнеги, Дж. Д. Рокфеллер), напротив, полагают, чт о кроме получения максимальной прибыли фирма как коллективный член общества несет перед ним моральную ответственность, должна осознавать свою социальную миссию и вести себя в соответствии с требованиями общества – активно и добровольно участвовать в решени и проблем защиты среды обитания, здравоохранения, защиты прав потребителей, гражданских прав. Такой подход особенно характерен для деятельности бизнеса в США, где лояльность фирм в разное время определялась отношением к гражданским правам, вопросам разоруж ения, загрязнению окружающей среды, войне во Вьетнаме. В связи с этим многие фирмы вводят должности, связанные с управлением общественными проблемами корпорации, разрабатывают кодексы этического поведения, создают комитеты по этике. Современные исследоват ели этики бизнеса выделяют четыре основных подхода к корпоративной социальной ответственности: 1) рыночный подход; 2) подход с позиции государственного регулирования; 3) подход с позиции "корпоративной совести"; 4) подход с позиций "заинтересованного лица" . Первый подход отдает приоритет в регулировании деятельности корпораций рыночным механизмам, основанным на стихийно формирующихся отношениях спроса и предложения и предполагающим приоритет интересов потребителя. Подход с позиции государственного регулиро вания отдает первенство государственным структурам, которые рассматриваются как правомочные надзиратели над деловой жизнью, способные ограничить эгоистические наклонности, присущие людям в силу несовершенства человеческой природы. Подход с позиции "корпора тивной совести" делает ставку на моральную ответственность самой корпорации как наиболее эффективное, с точки зрения сторонников этого подхода, средство саморегулирования и более реалистичный (многообещающий) способ внешнего регулирования по сравнению с ре гулированием отношений спроса и предложения государственными структурами. 15 Подход с позиции "заинтересованных лиц" ("групп интересов") основан на обязательствах корпораций перед акционерами, держателями акций, которые по общепринятым нормам являются священными и нерушимыми. Все указанные подходы имеют как серьезные аргументы в свою пользу, так и не менее серьезные возражения. Так, например, в пользу рыночного подхода говорит возможность обеспечивать регулирование деятельности корпораций, опираясь на рыночные механизмы, на приоритет интересов потребителя, что устраняет надобность в бюрократическом вмешательстве государства, которое очень часто препятствует развитию свободного рынка и экономически неэффективно. В то же время этот подход не охватывает со циальных проблем, связанных с функционированием рынка и его последствиями (загрязнение окружающей среды, "выжимание нота", безработица и т.д.). Точно так же можно найти аргументы "за" и "против" других подходов к корпоративной социальной ответственности. О дин из них, связанный с проблемой государственного регулирования, с учетом особенностей России, будет рассмотрен в следующих параграфах. Вопросы для собеседования: Базовый уровень: 1. Предмет политической этики. 2. Проблемы нравственного обоснования политической деятельности. 3. Идея первенства морали по отношению к политике и еѐ разработка. 4. Политическая этика как нормативная основа политической деятельности. Повышенный уровень: 1. Экономическая и предпринимательская эт ика. 2. Этические основания хозяйственной и предпринимательской деятельности. 3. Особенности протестантской хозяйственной этики. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / В. Я. Кикоть [и др.] ; ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2014. - 559 с. 2. Мамут, Л. С. Правовое общение. Очерк теории / Л.С. Мамут ; Ин - т гос - ва и права РАН. - М. : Норма, 2014. - 80 с 1. Дополнительная литература: Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб . пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 348 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; ред. Г. В. Бороздина. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 463 с. Практическое занятие № 7 - 8 . Этика и экономика: этические аспекты экономической деятельности Цель: ознакомиться с основными понятиями этических аспектов экономической деятельности Организационная форма: традиционный семинар Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы: Студент будет знать: - содержание современных концепций экономической этики; - проблемы соотношения морали и конкуренции в контексте рыночной экономики; 16 - основные категории и понятия этики экономической деятельности; Студент будет уметь: - определять предмет и сферу действия экономической этики в современном обществе; - определять специфику и роль моральных критериев в сфере экономической деятельности . Формируемые компетенции : ОП К - 4 Актуальность темы: Экономическая этика – вид социальной этики, содержащий нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений . Теоретическая часть Проблемы экономической этики как самостоятельной сферы научного знания еще не стали предметом специального исследования со стороны российских ученых и специалистов. На фоне достижений западной этической науки, уделяющей серьезное внимание этическому обосно ванию хозяйственной и предпринимательской деятельности (например, пользующихся большой известностью исследований К. Хомана, Ф. Блюме - Дреза и др.), отечественные научные разработки в этой области выглядят весьма скромно. Появившиеся в последнее время научны е публикации российских авторов, посвященные данной проблематике, по большей части сосредоточены на проблемах деловой предпринимательской этики, и их число крайне незначительно. Практически отсутствуют работы, исследующие роль и значение социальных институ тов ("рамочных условий") в формировании нравственного порядка в обществе, в том числе в сфере экономических отношений, хотя именно это и составляет основной предмет современной экономической этики. Как считает большинство западных исследователей, причины м ногих негативных явлений в современном российском обществе, погружающемся в коррупцию, дезинтеграцию и пессимизм, следует искать не на уровне испорченных нравов и аморального поведения, а прежде всего в социальном порядке общества и системе его институтов, в пространстве социальной этики. • Экономическая этика – вид социальной этики, содержащий нравственные нормы и требования, предъявляемые к участникам экономических отношений. Это мнение разделяется рядом российских исследователей, изучающих современные те нденции отечественного бизнеса. Так, российские ученые Ю. Ю. Петрунин и В. К. Борисов отмечают, что современное плачевное состояние этики бизнеса в России "не в последнюю очередь является следствием невнимания к этическим аспектам становления российского п редпринимательства и прежде всего со стороны государства, которое призвано создать целостную систему законов и нормативных актов, регулирующих деятельность предпринимателей и государственных чиновников". По мнению авторов, власть до конца не осознала, что экономическая реформа, которую она объявила и проводит, – это еще и реформа морали. Перед Россией, считают авторы, стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, "которое идет на сознательный риск, несет ответс твенность за принятие решений, а потом пользуется благами своей деятельности вместе со всем цивилизованным миром". Экономическая этика наряду с этикой политической рассматривается в западной науке как составная часть более широкого понятия "социальная эти ка", основные положения которой были рассмотрены нами в параграфе 2.3. Ее содержание не следует сводить только к этике предпринимательской деятельности, деловой или предпринимательской этике. Экономическая этика выступает в качестве нормативной основы экон омической деятельности, регулирующей взаимоотношения в сфере экономики, формулирующей и предъявляющей нравственные требования ко всем субъектам экономических отношений. Основной ее целью является определение институциональных (рамочных) ограничений 17 участни ков экономического процесса, играющих основополагающую роль в этизации рыночных отношений современного общества. В отличие от индивидуальной этики она обращена к обществу, задает ориентиры и обосновывает нравственные принципы функционирования экономики и в этом смысле является программой экономического порядка. В широком смысле слова экономическая этика призвана объяснить связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений. Общеизвестно, что развитие производства, хозяйственная деятельность объективно способствуют нравственному совершенствованию человека. Издавна считалось, что в трудовой деятельности формируются созидательные силы человека, нравственная основа его отношения к миру, другим людям. Трудолюбие и честность являлись теми двумя основными этич ескими нормами, которые всегда сопровождали производственную деятельность и торговое перераспределение материальных благ. Без трудолюбия, честности, порядочности, заботы о человеке материальное производство не могло бы существовать. В то же время развитие производства, усложнение и увеличение масштабов человеческой деятельности, повышение уровня техники и технологий поставили человека перед необходимостью осознания степени его ответственности, понимания общественного долга, чувства солидарности. Многое здес ь, конечно, зависит от реальной экономической политики государства, его регулирующей роли в сфере экономических отношений. Не случайно говорят: "здоровая экономика – здоровые нравы". Все это очевидные истины. Проблема переходит в другую плоскость, когда р ечь заходит о современном обществе "свободных" рыночных отношений, построенных на игре интересов, конкуренции, ориентации на получении прибыли. В связи с этим возникает вопрос: как соотносится мораль с современным хозяйственным производством, насколько при менимо понятие морали к ситуации рыночного хозяйства вообще, современного рынка, в частности? Ответ на этот вопрос мы можем найти уже в трудах шотландского экономиста, философа - этика XVIII в., одного из основоположников современной экономической теории, Адама Смита. В своей экономической модели ученый различал два уровня общественной экономической деятельности: а) деятельность как таковая; б) условия деятельности. В деятельность предп риятия (фирмы) входят: цели (мотивы, интересы) и средства (закупка, продажа, реклама, заработная плата, общественные, политические цели и т.д.). К условиям деятельности А. Смит относил: природные, культурные, общественные условия, а также "рамочные условия " (конституционный порядок, законы, экономический порядок, условия рынка, правила конкуренции, конъюнктурная ситуация, налоговое законодательство, управление). Именно такая дифференциация деятельности и ее условий позволяет, согласно Смиту, синхронно реали зовывать конкуренцию и мораль. Конкуренция осуществляется в процессе деятельности, мораль (солидарность, честность) заложена в условиях деятельности. Мораль в условиях рынка защищается от конкуренции тем, что конкуренты должны соблюдать одинаковые правила игры, определяемые в том числе "рамочными условиями". Кроме того, сама рыночная конкуренция, во - первых, возможна только на основе консенсуса; во - вторых, она служит интересам потребителя (производить лучшие товары), что, в свою очередь, зависит от экономиче ского порядка – заинтересованности участников рынка в результатах своей деятельности. Отталкиваясь от этих положений, большинство западных ученых и специалистов сходятся во мнении, что общественная мораль не зависит в конечном счете от моральных принципов. Основная проблема состоит в изменении условий, а не в моральных принципах. Или точнее, необходимо изменение условий на основе изменения моральных принципов. Полагаем, что следует согласиться с мнением тех авторов, кто считает, что современные проблемы гол ода, нищеты также лежат в условиях деятельности, а не 18 являются кознями одного человека или группы лиц (ибо совесть одного не может компенсировать несостоятельность организации общества в целом). Опыт свидетельствует, что этическое поведение, не подкрепленн ое стимулами (выгодами или преимуществами), никогда не бывает стабильным. Именно условия деятельности определяют поведение людей, задавая стимулы их деятельности и поступков. Если, например, мы ставим цель охраны окружающей среды путем сокращения автомобил ьного движения, то совершенно очевидно, что простые призывы здесь будут бесполезными, в то время как повышение цен на бензин может как - то решить эту проблему. Точно так же призыв к повышению уровня рождаемости останется призывом без создания для этого необ ходимых условий. Иными словами, моралисты меняют местами причину и следствие, когда усматривают в стремлении к выгодам признаки морального разложения и апеллируют к моральным принципам. Даже традиционная мораль была основана на стимулах (соблюдавший мораль ные нормы пользовался уважением, общественным признанием, тот же, кто нарушал нормы морали, осуждался или подвергался санкциям). Таким образом, основные принципы экономической этики были заложены в экономической теории А. Смита, в результате выделения поня тий "деятельность" и "условия деятельности". Развернутое обоснование эти принципы получили в трудах современных западных ученых и практиков, в частности, в работах немецкого ученого Карла Хомана, которого справедливо считают основоположником современной эк ономической этики. В своих исследованиях ученый попытался органично совместить либеральную экономическую теорию, выдвигающую на первый план обоснование экономического интереса, с идеями социальной рыночной экономики, очень популярными сегодня во многих стр анах Западной Европы и составляющими основу христианского социального учения. Основная особенность концепции К. Хомана состоит в разработке и выдвижении на первый план принципа конкуренции, который является определяющим для всей его этической теории. Этот принцип, подвергавшийся резкой критике в традиционной этике, Хоман счел вполне обоснованно созвучным плюрализму и демократическим процедурам в политике. Обращаясь к противоречию между моральным сознанием предпринимателя и внутренней логикой предприниматель ской деятельности (как получить прибыль и сохранить лицо), находящемуся в центре дискуссий по этике предпринимательства, ученый предостерегал против крайностей в этом вопросе. Прежде всего, мораль, по его мнению, не должна тормозить развитие экономики. Спр аведливость этого положения не вызывает сомнения. Общество должно помнить, что излишнее морализаторство не только мстит поражением в конкурентной борьбе, но и может стать серьезным препятствием развитию предпринимательской деятельности, возводя барьеры на пути естественного стремления людей к выгодам и приводя общество к ханжескому отрицанию всякого богатства (как это было в недавнем прошлом в СССР). Прав Хоман и в том, что не следует строить рынок только на основе развития в человеке индивидуалистических, эгоистических мотивов, оставляя в стороне вопросы морали. Решение этой дилеммы может быть упрощено, если предприниматель будет заниматься своим делом, будет концентрировать свои усилия на профессиональной деятельности, соблюдая правила честной игры и следу я предписываемым здесь законам и нормам, а этические усилия будут предприниматься на этапе формирования этих норм, установления рамочного порядка в экономике, т.с. на институциональном уровне. Это не только поможет сделать экономику более "нравственной", н о и обеспечит ее эффективность. Представляется интересным вывод Ю. Ю. Петрунина и В. К. Борисова, сделанный ими в отношении корпоративной социальной ответственности, которую ученые рассмотрели как своего рода мост между микро - и макроуровнем принятия этиче ских решений. Если в экономической теории, писали они, решения на уровне фирмы принято относить к микроуровню (микроэкономика), то в этике бизнеса вполне обоснованно их 19 рассмотрение на некотором промежуточном уровне. По мнению авторов, это объясняется тем, что, как правило, важную роль в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности играет государство. И наоборот: решения фирмы, касающиеся социальных проблем, могут в определенных случаях влиять на государственную политику. Достойное поведе ние фирм может создать определенную этическую тенденцию, которой будут следовать другие. Принцип конкуренции многие исследователи, в том числе К. Хоман, считают серьезным культурным достижением человека, а отнюдь не продуктом дикого рынка. Он характеризует зрелое общество, способное к согласованию частного и общественного интересов, заинтересованное в экономическом росте, ассортименте продукции, снижении цен. И напротив, ликвидация или даже блокирование механизма конкуренции неизбежно ведут к монополизации, деформации соотношения спроса и предложения, к повышению цен и в конечном счете к замедлению экономического роста. В конкуренции, таким образом, заинтересованы и общество, и потребитель. В этом и заключается этическая ценность конкуренции. Важно только, ч тобы правила конкуренции определялись законом и устанавливались для всех, исключали протекционизм и льготы для одних в ущерб другим. В то же время общество и государство должны дифференцированно подходить к вопросу о возможности рыночного регулирования раз личных сфер жизни, особенно если это касается "общедоступных благ" (образование, транспорт, экология и т.д.), где необходимо активное общественное регулирование рамочного порядка. Ученые полагают, что конкуренция в современных экономических условиях в цело м справедливее, чем распределение, поскольку отражает стремление к рациональной регуляции обществом экономической жизни. Одновременно должны учитываться интересы социально незащищенных слоев общества. В этом смысле большой интерес представляет обоснованное К. Хоманом положение о том, что в современном рыночном хозяйстве центральной должна быть не идея справедливого перераспределения, а идея экономически справедливого возмещения рисков. Эго положение объясняет, почему большинство населения дает согласие на с оздание рыночной экономики как выгодной для всех при условии социальной поддержки слабых и неспособных выдержать жесткие законы рынка. Это также объясняет, почему необходимо общественное регулирование рамочного порядка, с одной стороны, и сознательное само ограничение индивидуального и общественного эгоизма – с другой. В современных условиях, как мы уже отмечали ранее, общие ценности не могут интегрировать общество, отличительной чертой которого является все более усиливающийся процесс индивидуализации. Сего дня мораль следует за стимулами. Поэтому необходима новая система социального контроля, без чего мораль не может быть прочной. Такой контроль должен осуществляться, по мнению специалистов, в трех основных формах: формального права, исключающего неэтичное п оведение под угрозой применения санкций; правил конкуренции как неформальной социальной системы санкций; непрерывного самоконтроля, основанного на учете выгоды и ущерба от совершаемых действий. • Социальная ответственность бизнеса – модель социального пове дения коммерческих организаций, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества и добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Особое значение сегодня приобретает корпоративная социальная ответственность. Во многих западных странах считается общепринятым, что вопросы социальной ответственности и деловой (предпринимательской) этики должны иметь такое же значение для руководства фирмы, как и вопро сы эффективности производства. Эта позиция основана на представлении о том, что бизнес играет активную общественную роль, неся ответственность за безопасность и надежность продукции, честность рекламы, маркетинга, ликвидацию промышленных отходов, безопасно сть и соблюдение прав 20 личности работников. Поэтому руководство организаций и фирм должно осознавать роль этических аспектов принимаемых им решений для повышения социальной ответственности со стороны бизнеса. Авторы упоминаемого нами учебного пособия "Этика бизнеса" вслед за американскими учеными относят зарождение концепции социальной ответственности бизнеса к концу XIX – началу XX в. В 1920 - х гг., сначала в американских деловых кругах, получила широкое распространение концепция "служения", согласно которой фирмы кроме "делания денег" должны иметь и другие цели. Позже на смену концепции "служения" пришла концепция "социальной ответственности", имевшая сначала преимущественно теоретический характер, а после Второй мировой войны получившая широкое распростране ние и в деловых кругах. Принято считать, что основу современного подхода к социальной ответственности корпораций заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г. Боуэна "Социальная ответственность бизнесмена", в которой была сформулирова на доктрина социальной ответственности как обязанность бизнесменов проводить соответствующую целям и ценностям общества политику и нести моральную ответственность за принимаемые решения и направления деятельности. Современный исследователь Кит Девис вывел "железный закон ответственности", согласно которому тот, кто не считается с ожиданиями общества в части соблюдения норм этического поведения, проигрывает в перспективе. Этические нормы поведения фирмы или корпорации должны соблюдаться во взаимоотношениях с государством, обществом, покупателями, поставщиками, конкурентами, собственными работниками. Все это составляет понятие корпоративной этики. Важная роль в регулировании деятельности корпораций принадлежит юридическим нормам, законодательству, которые опре деляют рамки поведения корпораций, правильные с точки зрения государства и общества, устанавливают юридическую ответственность за их несоблюдение. Так, во многих странах антитрестовское законодательство, обеспечивая максимальную конкуренцию, запрещает в то же время использование положения сильной фирмы для устранения конкурентов и установления монополии, применяет против нарушителей самые жесткие меры вплоть до дезинтеграции компании. В отличие от юридической ответственности социальная ответственность носит добровольный характер, означает добровольный отклик организации на социальные проблемы общества, что связано с восприятием организацией самой себя как части общества. В учебном пособии "Этика бизнеса" приводятся примеры социально ответственного поведения ведущих мировых корпораций. Например, фирма Johnson and Johnson сочла необходимым немедленно отреагировать на случаи отравления "Тайленолом", одним из своих медицинских препаратов, в Чикаго, запретив его использование в масштабах всей страны. Это не только способствовало существенному улучшению имиджа фирмы, но и привело к установлению более высокого уровня ответственности за продукцию в других фармацевтических компаниях. Характерно, что сама государственная власть во многих странах уделяет большое внимание этим проблемам, поощряя и стимулируя соблюдение бизнесменами и предпринимателями высоких этических стандартов. Так, в США регулярно издается книга "Сто лучших компаний для работы в Америке", публикующая результаты опросов граждан о деятельности компаний. В 1980 г. был опубликован тест на этичность поведения организации, а в 1985 г. предложения по этике бизнеса были вынесены на международный уровень. Колумбийский университет (США) учредил премию за достижения фирм в области социально ответственного поведени я. В этике бизнеса известны социальные признаки идеально "этичной" корпорации, сформулированные американским исследователем Кристофером Стоуном. Они определяются по ряду критериев. 21 Прежде всего, корпорация оценивается как гражданское лицо. Исходя из этого критерия, корпорация должна: 1) заботиться о соблюдении законов, даже если существует возможность обойти закон и 2) содействовать законотворчеству, добровольно предоставляя информацию о мерах по улучшению ситуации в отрасли; 3) с облюдать основополагающие нормы общественной морали, стараясь не прибегать к обману, коррупции и т.п.; 4) действовать за границей с уважением к законам страны, не противореча интересам собственного государства; 5) ориентироваться на производство безопасных товаров, продаваемых по справедливым ценам. На втором месте стоит оценка корпорации как работодателя. Здесь основными требованиями к поведению корпорации выступают: 1) забота о безопасности производства; 2) забота о хорошем эмоциональном состоянии работни ков; 3) недопущение дискриминации одних в интересах других. Вопросы для собеседования: Базовый уровень: 1. Предмет политической этики. 2. Проблемы нравственного обоснования политической деятельности. 3. Идея первенства морали по отношению к политике и еѐ разработка. 4. Политическая этика как нормативная основа политической деятельности. Повышенный уровень: 1. Экономическая и предпринимательская этика. 2. Этические основания хозяйственной и предпринимательской д еятельности. 3. Особенности протестантской хозяйственной этики. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / В. Я. Кикоть [и др.] ; ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2014. - 559 с. 2. Мамут, Л. С. Правовое общение. Очерк теории / Л.С. Мамут ; Ин - т гос - ва и права РАН. - М. : Норма, 2014. - 80 с Дополнительная литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 348 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; ред. Г. В. Бороздина. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 463 с. РАДЕЛ 2. ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: ЦЕННОСТИ И НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЭТИКИ Практическое занятие № 9 - 1 2 . Этика государственной и муниципальной службы как регулятор взаимоотношения власти и населения Цель: ознакомиться с основными понятиями этики государственного и муниципального управления на современном этапе: основные подходы и решения. Организационная форма: традиционный семинар Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы: 22 Студент будет знать: - о собенности этики госслужбы в европейских странах. - о собенности профессиональной этики го сударственных служащих в Японии Студент будет уметь: - разрешать п роблемы этики государственного и муниципального управления на современном этапе ; - определять специфику и роль моральных критериев в сфере экономической деятельности . Формируемые компетенции : ОП К - 4 Актуальность темы: Этика управления как специфическая отрасль профессиональной этики. Основные этические принципы управленческой деятельности. Правовое и моральное регулирование в управлении. Теоретическая часть Этика управления как специфическая отрасль профессиональной этики. Основные этические принципы управленческой деятельности. Правовое и моральное регулирование в управлении. Проблемы этики государственного и муниципального управления на современном э тапе: основные подходы и решения. Конфликт интересов как основная проблема государственной и муниципальной службы. Современные способы и механизмы регулирования конфликтов интересов. Этика государственной и муниципальной службы и ее связь с проблемой довер ия населения к власти. Этика государственного и муниципального управления в зарубежных странах. Особенности этики госслужбы в европейских странах. Особенности профессиональной этики государственных служащих в Японии: коллективная ответственность чиновнико в. Возможность и границы использования зарубежного опыта. Трудности и противоречия реализации этических ценностей и норм в государственной и муниципальной службе. Проблема проявления духовно - нравственного кризиса современного общества и ослабления престижа коллективных ценностей в профессиональной деформации государственных и муниципальных служащих. Закрытий характер госаппарата, отсутствие эффективных средств контроля как условие для нарушения моральных и правовых норм. Иерархический принцип построения гос ударственной службы, подчинение инструкциям и их влияние на деятельность и поведение государственных служащих. Корпоративизм (групповой эгоизм). Коррупция и бюрократизм как этические проблемы: общие и национальные особенности. Проблема внедрения этически х ценностей в деятельность государственного аппарата. Значение и функции этической культуры организации. Принципы моральной силы организации и проблема корпоративной этики. Современные концепции новой профессиональной этики в государственной и муниципально й службе (профессионализм, качество услуг населению). Вопросы для собеседования: Базовый уровень: 1. Этические нормы цивилизованного бизнеса. 2. Формы внутренней и внешней регуляции в этике бизнеса. Повышенный уровень: 1.Этические кодексы фирм, практика их применения. 2.Этические аспекты партнерства, конкуренции, взаимоотношений фирмы с государственными органами и общественными организациями. Рекомендуемая литература: Основная литература: 23 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / В. Я. Кикоть [и др.] ; ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2014. - 559 с. 2. Мамут, Л. С. Правовое общение. Очерк теории / Л.С. Мамут ; Ин - т гос - ва и права РАН. - М. : Норма, 2014. - 80 с Дополнительная литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 348 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; ред. Г. В. Бороздина. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 463 с. Практическое занятие № 1 3 - 1 4 . Этические требования к государственному и муниципальному служащему: принципы, нормы, качества Цель: ознакомиться с основными понятиями этических аспектов экономической деятельности Организационная форма: выполнение проектов Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы: Студент будет знать: - Значение принципов открытости, гласности и ответственности в деятельности государственной и муниципальной службы. - Специфика этических принципов законности, справедливости, неподкупности ; Студент будет уметь: - использовать полученные знания в конкретных ситуациях морального выбора в управленческой (служебной) практике; - диагностировать этиче ские проблемы и применять основ ные модели принятия этичных управленческих решений . Формируемые компетенции : П К - 11 Актуальность темы: Специфика этико - моральных требований к аппарату государственного и муниципального управления и его работникам: принцип нейтральности или беспристрастности . Теоретическая часть Специфика этико - моральных требований к аппарату государственного и муниципального управления и его работникам: принцип нейтральности или беспристрастности; принцип обеспечения го сударственного интереса. Проблемы практического осуществления этих требований. Значение 18 принципов открытости, гласности и ответственности в деятельности государственной и муниципальной службы. Специфика этических принципов законности, справедливости, не подкупности, и гуманизма в сфере государственного и муниципального управления, их роль в нравственной оценке деятельности государственных и муниципальных служащих. Место и роль нравственных характеристик в профессиограмме государственного и муниципального служащего. Проблема соотношения профессиональных и моральных качеств, их роль в ситуации морального выбора. Честность и правдивость как одно из определяющих нравственных качеств, и норма профессиональной этики государственного и муниципального служащего, влияющая на авторитет власти и принятие правильных решений. Доброжелательность, чуткость и отзывчивость к людям, их значение в деятельности государственной и муниципальной службы. Доступность, искренность, скромность как важнейшие моральные качества работ ников госаппарата, их противоположность самодовольству, зазнайству, чванству, 24 высокомерию и честолюбию, недопустимых для государственного и муниципального служащего. Трудности подпора управленческих кадров на основе учета нравственных характеристик. Проблема нравственного совершенствования управленческих кадров. Способы формирования желаемых нравственных качеств: этическое обучение, тренинги, этические деловые игры, создание комиссий по профессиональной этике, учет этических характеристик при аттестац ии сотрудников. Нравственное самосовершенствование. Основные методы работы над собой. Самоменеджмент. Вопросы для собеседования: Базовый уровень: 1. Государственная служба. 2. Возрастание роли морального фактора в государственном управлении. 3. Этика государств енной службы: принципы, нормы. 4. Служебные отношения на государственной службе. 5. «Корпоративная» этика чиновника. Повышенный уровень: 1. Современные проблемы этики государственной службы. 2. Суть и специфика управленческой этики. 3. Роль культуры управления в современном менеджменте. 4. Виды и функции культуры управления. 5. Культура управления в органах государственной власти. 6. Необходимые требования к умениям менеджера для обеспечения эффективной работы организации. Рекомендуемая лите ратура: Основная литература: 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / В. Я. Кикоть [и др.] ; ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2014. - 559 с. 2. Мамут, Л. С. Правовое общение. Очерк теории / Л.С. Мамут ; Ин - т гос - ва и права РАН. - М. : Норма, 2014. - 80 с Дополнительная литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 348 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; ред. Г. В. Бороздина. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 463 с. РАЗДЕЛ 3. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ И ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ Практическое занятие № 1 5 - 1 8 . Этика и культура служебных отношений. Служебная этика руководителей Цель: ознакомиться с основными понятиями этики и культур ы служебных отношений . Организационная форма: традиционный семинар Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы: Студент будет знать: - о собенности этики и культуры служебных отношений . - о собенности служебной этики руководителя Студент будет уметь: - разрешать п роблемы этики в служебных соотношениях ; 25 - определять специфику и роль этики руководителя Формируемые компетенции : О К - 6 Актуальность темы: В ажнейшая задача любого коллектива – поддержание здоровой морально - психологической атмосферы внутри себя, создание обстановки благожелательного отношения к коллегам по работе, обстановки доверия и взаимопонимания. . Теоретическая часть Научно доказано, что в основе большинства конфликтных ситуаций в организациях лежат три основных группы причин. 1. Недостатки, связанные с организацией труда (недостатки нормирования труда, начисления заработной платы, морального и материального стимулирования). 2. Недостатки в управлении. 3. Недостатки, связанные с межличностными отношениями в коллективе. Третья группа причин имеет не меньшее значение, чем первые две и на нее, как показывают исследования, приходится не менее 1/3 всех конфликтов в организациях. Именно поэтому важ нейшая задача любого коллектива – поддержание здоровой морально - психологической атмосферы внутри себя, создание обстановки благожелательного отношения к коллегам по работе, обстановки доверия и взаимопонимания. От здорового психологического климата в орган изации, взаимного уважения, равно как и от строгой требовательности (не только к другим, но и в первую очередь к себе) зависит не только работоспособность сотрудников, но и стабильность организации в целом, моральная устойчивость ее коллектива. Созданию т акой атмосферы во многом способствует знание и соблюдение норм служебной этики, правил служебного поведения. Как и при любом человеческом общении главное назначение этих норм и правил – гуманизировать и облагородить отношения между членами коллектива, колл егами и сотрудниками. По общему мнению, нормы служебной этики облегчают и упрощают взаимоотношения между членами коллектива или организации, служат определенной гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга. Это объясняется тем, что, предписывая определенный стиль поведения и взаимоотношений, нормы служебной этики позволяют человеку правильно ориентироваться в обстановке и, зная как поведет себя тот или другой коллега в данной ситуации, вести себя соответственно и чувствовать себя комфортно. В отл ичие от норм, регулирующих отношения людей в частной жизни, нормы служебной этики требуют от людей, занимающих то или иное положение в обществе, вести себя адекватно этому положению. Сразу оговоримся, что речь в данном случае мы ведем о служебной этике (эт ике служебных отношений), а не о служебном этикете. Эти понятия, как мы уже отмечали во введении к учебному курсу, не следует смешивать и отождествлять. В отличие от служебного этикета, представляющего собой внешнее соблюдение норм служебного поведения и о бщения (часто мы поступаем в соответствии со служебными правилами, не задаваясь вопросом об их правильности и истинности), служебная этика – более широкое понятие, непосредственно связанное с необходимостью нравственной оценки отношений внутри коллектива и моральным выбором. Вряд ли, например, требование к руководителю не повышать голоса на подчиненного, не жаловаться на своих подчиненных вышестоящему начальнику, можно отнести к требованиям обычного служебного этикета. Здесь, очевидно, речь уже идет об уров не внутренней культуры руководителя, предполагающей внутреннюю нравственную убежденность в правильности своих поступков. • Служебная этика – совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной де ятельности. 26 Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых состоят люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом, чем больше дистанция ме принципы и нормы служебной этики. Строгое соблюдение норм служебной этики и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общ их задач и планов. В основе служебной этики независимо от вида профессиональной деятельности всегда лежит служение делу, общественным интересам, а не отдельной личности. Огромное значение здесь имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личн ость руководителя. В процессе управленческого общения могут складываться отношения различного рода – служебные, деловые, официальные, приятельские, товарищеские, дружеские. Их учет и различие имеют серьезное значение. Так, приятельские отношения возникают либо на основе личной симпатии, либо при наличии общих интересов, как, правило, они поддерживаются личными контактами. Напротив, товарищеские отношения складываются в процессе совместной деятельности, на основе единства целей и интересов, общности взглядов , отличаются постоянством, привязанностью людей друг к другу. В отличие от первых двух типов отношений служебные (формальные) отношения возникают только в процессе выполнения служебных обязанностей (врач – пациент, чиновник – посетитель, руководитель – под чиненный). Эти отношения регулируются служебными инструкциями и нравственными нормами (такими, как требование служебного долга, взаимное уважение и вежливость и др.). Опыт показывает, что наибольшую сложность в этике служебных отношений представляет пробле ма соотнесения понятий "дружбы" и "службы" в рабочем коллективе, в отношениях между руководителем и его подчиненными, между сотрудниками учреждения. Дружба – великое чувство, помогающее человеку во многих жизненных ситуациях. А как быть с этим чувством в р амках служебных отношений, основанных на принципе служебной субординации, приоритете служебного долга? Очевидно, что ни разница в статусе, ни служебный характер отношений не могут ни нарушить, ни тем более отменить глубокое чувство дружбы между людьми. Но совершенно очевидно также, что приятельские и дружеские отношения не должны определять поведение служащего, должностного лица при исполнении им служебных обязанностей и тем более нарушать общие для всех нормы и требования служебного поведения. Одним из ос новополагающих принципов служебного поведения, безусловно, является требование ориентироваться в своих поступках и решениях на личное достоинство людей, относиться к ним с уважением. Вопросы для собеседования: Базовый уровень: 1. Этика управления как специфическая отрасль профессиональной этики. 2. Основные этические принципы управленческой деятельности Повышенный уровень: 1. Правовое и моральное регулирование в управлении. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Профессиональная этика и служебный этикет [Текст] : учебник / В. Я. Кикоть [и др.] ; ред. В. Я. Кикоть. - М. : ЮНИТИ - ДАНА : Закон и право, 2014. - 559 с. 2. Мамут, Л. С. Правовое общение. Очерк теории / Л.С. Мамут ; Ин - т гос - ва и права РАН. - М. : Норма, 2014 . - 80 с 27 Дополнительная литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет : учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. - М. : ИНФРА - М, 2013. - 348 с. 2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения [Текст] : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; ред. Г. В. Бороздина. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 463 с. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Рекомендуемая литература 1.1. Основная литература: 1. Басаков, М. И. Делопроизводство [Документационное обеспечение управления] : учебник / М.И. Басаков, О.И. Замыцкова. - 11 - е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 376 с. 2. Кирсанова, М. В. Современное делопроизводство : учеб. пособие / М.В. Кирсанова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, Сиб. акад. гос. службы. - 4 - е изд. - М. : Инфра - М, 2011. - 312 с. 1.2. Дополнительная литература: 1. Журавлева, И.В. Кадровику - все о приказах, кадровых и некадровых: И. В. Журавлева, М. В. Журавлева - М.: ИНФРА - М, 2010.Журавлева, И.В. 2. Кирсанова, М. В. Курс делопроизводства : документационное обеспечение управления : учеб. пособие / М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов ; Новосибирск. гос. ун - т эконом. и управ. ; Администрация Президента Рос. Федерации ; Сибирск. акад. гос. службы. - 6 - изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА - М, 2010. - 367 с. 3. Соколова, О. Н. До кументационное обеспечение управления в организации : [учеб. пособие] / О.Н. Соколова, Т.А. Акимочкина. - М. : КНОРУС, 2010. - 160 с. 1.3. Методическая литература: 1. Методические указания по выполнению практических работ 2. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы 3. Методические указания по выполнению контрольной работы. 1.4. Интернет - ресурсы: 1. http://www.directum.ru/ (Сайт «Электронный документооборот и управление взаимодействием»). 2. http://www.funnycong.ru/ (Сайт «Делопроизводство»). 3. http://www.edou.ru/ (Сайт «Центр компетенции по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела»). 4. http://www.delo - press.ru/ (Сайт «ДЕЛОПРЕСС»). http://base.garant.ru/ (Сайт «ГАРАНТ Информационно - правовой порта л»).

Приложенные файлы

  • pdf 3243719
    Размер файла: 629 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий