Три километра мы едем к монастырю по дороге, которую со всех сторон окружает дремучий лес. Во времена преподобного Александра звери приходили к порогу его келии.


Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь
  left0  
  Троицкий собор Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря  
  Сердце человеческое стремится к святыне, скучает по ней, хотя сам человек может не давать себе в этом отчета. И вот, на пути своих странствий, иногда просто отправляясь в туристическую поездку, выбирая экзотический маршрут – «по водным просторам России» – он попадает в древний монастырь. И душа оживает! Оказывается, она обрела то, чего давно искала, не называя по имени предмет своих стремлений. На пути туристических, паломнических странствий есть особое место, где это неожиданно обретенное чувство святыни, оживает с особой силой, – это место явления Святой Троицы – единственное во всей новозаветной истории. В глухих северных лесах более 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов, – и до сих пор мы можем ощутить на месте этого явления особую или, как говорили в прежние времена, «сугубую благодать». Попасть на эту Святую Землю, вторую Палестину, где произошло Богоявление, можно и по пути на Валаам и на обратном пути с Валаама, а также по пути на Соловки и обратно. Но еще лучше – приехать сюда специально. Благо, что ныне в монастырь ведет хорошая шоссейная дорога, именуемая «Мурманское шоссе». На 23 километре от г. Лодейное поле, за 3 км от монастыря на повороте с шоссе стоит поклонный крест, – такой, какой и прежде на протяжении четырех веков стоял на этом месте. Если же вы, путешествуя по воде, поедете в Свирский монастырь от пристани Свирьстрой, то все равно подъедете к этому кресту, а за ним увидите указатель «Свирское». Три километра мы едем к монастырю по дороге, которую со всех сторон окружает дремучий лес. Во времена преподобного Александра звери приходили к порогу его келии. Да и сейчас в холодные зимы волки подходят по ночам к самым воротам монастыря. А заядлые охотники даже из самых дальних мест специально покупают лицензии, чтобы поохотиться в здешних местах. Каждому свое: для кого-то эта земля – ангелов, для кого-то – диких зверей… Вот за поворотом показалась звонница Троицкой части монастыря и большой луковичный купол главного собора. Как умели строить наши предки – архитектура была очеловеченная, в формах построек они умели выразить стремление человека к Богу. Вот и Троицкий собор с его большим куполом напоминает воина в шлеме, богатыря, который вот уже более пяти веков хранит эти пределы, а три шатра колокольни – как три свечи горят перед Богом.
   
   
  Преподобный Александр Свирский  
   
Здесь стоит и древнейший храм обители, построенный еще при жизни преподобного Александра, – церковь Покрова Божией Матери. Увы, Троицкая часть монастыря до сих пор принадлежит районной психиатрической больнице, хотя вопрос о ее переезде пытаются решить уже три года. На расстоянии 300 метров от Троицкой части монастыря – Преображенская часть, белоснежный красавец монастырь, где живет братия. Поклонившись надвратному образу, изображающему преподобного Александра, предстоящего Святой Троице, мы входим в длинную арку. Когда-то она была расписана сюжетами из жития преподобного Александра. А сейчас, не видя их зримо, постараемся вспомнить то, что читали в книгах. Житие преподобного Александра Свирского, одно из самых известных на Руси, свидетельствует, что родина Преподобного – деревня Мандеры на берегу реки Оять. Его родители – простые крестьяне Стефан и Васса – уже имели взрослых детей, но пожелали иметь еще одного. И долго слезно молили об этом Бога. Господь даровал им сына, родившегося 15 июня 1448 г. и нареченного во Св. Крещении Амосом. В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Прошло около трех лет, пока пришедшие в Мандеры карелы, не рассказали Стефану и Вассе, потерявшим было надежду найти сына, что он – Валаамский монах. Стефан немедленно отправился на Валаам. Только просьба отца и наставление игумена заставили инока встретиться с прибывшим на остров родителем. И случилось чудо: разгневанный родитель, который ехал на Валаам с намерением силой увезти сына из монастыря, после разговора с ним мирно вернулся домой и вместе с супругой поступил во Введенскую обитель на р. Оять. Ныне же мы поминаем родителей преподобного Александра как святых преподобного Сергия и Варвару Свирских. Можно съездить и поклониться им, в мощах почивающим, в ныне действующем женском Введено-Оятском монастыре, который находится неподалеку от Александро-Свирского монастыря. Убегая мирской славы, по воле Божией и с благословения игумена, преп. Александр оставил Валаам. Он направился на то место, которое было указано ему много лет назад в чудесном видении: когда из родных Мендер он шел на Валаам и остановился отдохнуть на берегу Рощинского озера, он увидел световой столб и услышал предсказание, что на сем месте им будет впоследствии воздвигнута обитель иноческая. Итак, в 1484 г. преподобный, ведомый Ангелом, пришел в указанное ему Божией Материю место близ р. Свири, «леса и озер исполненное и красно отовсюду».
Здесь, на этой земле произошло величайшее событие в истории христианства – земной человек телесными очами созерцал Бога – Троицу.
Сейчас мы можем приступить к тому месту, где совершилось Тайнозрительное явление. Справа от святых врат стоит скромная часовня. Она воздвигнута на месте первой келии преподобного Александра. Это уже третья часовня на месте кельи преподобного, и построена она на средства Императора Александра II. Но, хотя архитектура постройки и менялась с веками, главное оставалось неизменным, – особо отмеченное в часовне место явления Троицы. Ныне эта святая земля ограждена деревянной решеткой, речной песок, который высыпан на святое место, с благоговением берут с собою богомольцы. Известны случаи исцеления от сего освященного песочка. Особенно, если с верой прочесть молитву, составленную самим преподобным Александром, которая заботливо оставлена для паломников здесь же в часовне: Молитва прп. Александра Свирского по вся дниДуше, душе моя, почто жалуешися На Господа? Яко леность твоя вечной муце ходатай есть. Аще бы ведала дар Божий, плакала бы ся горячими слезами, стеняюще со воздыханием, скорбящим о всяком гресе, о малем и о велицем. Возопи ко своему Владыце, да не предварит тебе ярость, одержащего всесильною рукою праведною. Аз же, грешный и ленивый и льстивый язык имея, како помолюся Владыце моему, да избавит мя Господь от Страшного Суда? Всегда бо трепещу помыслов сердце моем о Страшнем Суде, да избавит мя от муки вечныя, и от червя неусыпающего, и тьмы кромешныя и от грозы несгораемыя. Помилуя мя, грешнаго раба Твоего(имя рек), яко Павла апостола, его же любляше паче всех, и от нас убогих, не отврати Лица Твоего во он День Страшный, его же трепещет душа моя и составы тела моего ужасаются. Господи, избави меня страшнаго часа, да не отпаду от милости Твоея. Но молю святыя Ангелы и Архангелы, и пророки, и мученики, и вся святыя, да молят Бога за мою душу. Вашего ради моления да возвратит Владыка требы Своя от мене, грешнаго. И Ты, Пречистая Госпоже Дева, имуще дерзновение к Сыну о рабех Твоих, не забуди трудов раба Твоего(имя рек). Владыка Спасе, от убогия души Тебе молюся, избави мя от печали грехов моих и введи в радость бесконечного жития, идеже прславляется Всесвятое Имя Твое, Отца и Сына И Святого Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Когда в монастырь приезжаешь с группой паломников, то волей-неволей входишь в часовню вместе со всеми. Но, все-таки, если у вас будет возможность, постарайтесь хотя бы на минуточку зайти в часовню тогда, когда никого в ней не будет. «И охватит такая тишь…» Здесь уходят слова, вихрь мыслей и чувств успокаивается. Здесь ты без слов переживаешь глубину жизни, которая соприкасается с Вечностью. Особенно дороги эти чувства, когда ты с ними встречаешь или провожаешь день (как и бывает для всех насельников монастыря). Для уединенных подвигов в 1506 году преподобный Александр устроил себе отходную пустынь (ныне называемую Преображенской частью монастыря) – эта и есть та часть монастыря, где сейчас восстановлена монашеская жизнь. А в самом монастыре вскоре после явления Святой Троицы преподобный Александр возвел первую деревянную столпообразную шатровую церковь. Для ее строительства Великий Князь Василий Иванович прислал искусных мастеров. Князь просил преподобного молиться за него и Русскую Державу. Освящен этот храм был по благословению Новгородского архиепископа (1526-1542 гг.) Святителя Макария, впоследствии митрополита Московского (ум.1563 г). В конце жизни Преподобный сподобился видения Пресвятой Богородицы, обещавшей не оставлять Своим заступничеством обитель. На 86-м году, 30 августа (12 сентября) 1533 года, прп.Александр мирно отошел в селения вечные со словами: «Господи, в руце Твои предаю дух мой». Лицо его после кончины светилось как при жизни. Уже через 14 лет после преставления Преподобного по благословению святителя Макария началось празднование дня его памяти, и была составлена служба. А после обретения нетленных мощей Преподобного 17 апреля 1641 года ему было установлено празднование дважды в году. Главной святыня монастыря, одной из самых великих православных святынь вообще, – нетленным мощам преподобного Александра, вспомним, как произошло их первое обретение.
     
   
  Рака с мощами прп. Александра Свирского  
  Во времена Смуты, между 1613 и 1615 гг., обитель трижды подвергалась разорениям. Литовцы и поляки замучили 27 монахов и 32 работника. Вероятно, погиб и игумен Паисий. В 1613 г. местное ополчение разгромило у Олонца интервентов и освободило край. По Столбовскому миру граница прошла западнее Ладоги и эти земли остались в пределах Московского государства. Игумен Феодорит застал уцелевшей только деревянную Никольскую церковь в отходной пустыни. К 1620 г. монастырь постепенно стал восстанавливаться попечением царственной инокини Марфы – матери первого Государя из дома Романовых. И до этого монастырь пользовался покровительством высоких особ: Ивана Грозного, считавшего монастырь образцовым, а преп. Александра – «великим чудотворцем» (прислал в монастырь иконы на помин души царевича Ивана Ивановича, серебряный крест, колокола), семейства Годуновых, в том числе Бориса Феодоровича и Ирины Федоровны, мастерицы которой вышили покров на раку преподобного, царя Василия Шуйского. Были восстановлены Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной, кельи и службы. Обители принадлежали крупнейшие в Олонецком крае колокола в 200 и 100 пудов. При следующем игумене Авраамии был восстановлен в камне Преображенский собор в бывшей отходной пустыни и при этом в 1641 году обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Это сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, земля над гробом Святого стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. При открытии присутствовал Новгородский митрополит Аффоний. Святые мощи поместили в пожертвованную Царем Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли в оконченный строительством Преображенский собор. Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя при первом обретении мощей, были потрясены полным их нетлением и составили описание святыни. В первую очередь они указали на то, что спустя более ста лет после кончины, преподобный не выглядел умершим, а спящим, – таким живым было его лицо! Более того, лицо его благодаря удивительной сохранности было узнаваемым. Ведь первые иконы преподобного Александра были написаны современниками и они передавали портретные особенности лика Тайнозрителя Пресвятой Троицы. Более того, первое освидетельствование мощей преподобного происходило только на основании сличения лица преподобного с его ликом на иконе ХVI века. Составители описания мощей в 1641 году отметили и необычное положение рук и ног преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи (часто кожные покровы святых мощей темнеют от времени). Все эти детали в описании 400 летней давности очень помогли при втором обретении мощей преподобного Александра, которое совершилось в 1998 году. Обретение это можно назвать настоящим чудом, потому что произошло оно всего лишь через несколько месяцев после того, как в обитель вернулась братия и монастырь начал восстанавливаться. Огромная работа была проделана теми, кто искал мощи: просмотрены сотни архивных дел, разрозненных и рассредоточенных в разных архивохранилищах, начиная от музейных фондов, заканчивая большими и малыми архивами Петербурга и Москвы. Уже через два месяца был обнаружен архивный след. Были отброшены разноречивые сведения (скорее слухи) о том, куда могли попасть святые мощи после того, как в декабре 1918 года их увезли из монастыря, – то ли они были увезены в Петрозаводск, то ли где-то скрыты в Лодейном Поле. Был найден документ, удостоверяющий то, что мощи проходили «судебно-медицинскую экспертизу» в Петрограде в феврале 1919 года, а потом поступили ведение Наркомата здравоохранения. После обнаружения этих документов, стало ясно, что мощи нужно искать не в учреждениях культуры (как было со всеми вновь обретенными в последние годы мощами), а каком-то старейшем медицинском учреждении, где есть «анатомический музей». Так поиски привели в Военно-Медицинскую Академию. И уже в декабре 1997 года мощи были обнаружены в фондах анатомического музея ВМА. А потом полгода длились экспертизы. Антропологи, рентгенологи, анатомы, гистологи, эксперты судебной медицины работали над «препаратом» (так святые мощи именовались у музейных работников ВМА). Заключение было вынесено однозначное: «естественная мумификация». Рентген показал, что у преподобного целы даже все внутренние органы! Мумия, которая создается путем бальзамирования тяжелая, ее вес достигает 40-50 кг, а мощи преподобного Александра весят всего лишь 11 кг. У мумии темнеют и сморщиваются кожные покровы, а цвет кожи преподобного почти такой, как у живого человека, кожа гладкая, эластичная. И главное – лицо сохранилось в полном нетлении. Мягкие ткани (нос, губы, щеки), – то, что у обычного человека истлевает через месяц после лежания в земле, – совершенно не тронуты тлением. Антропологическая экспертиза установила полное сходство лика мощей и иконописных ранних изображений преподобного Александра Свирского. Более того, было доказано, что человек, «который сохранился в полном нетлении» был вепсом по национальности. А преподобный Александр как раз принадлежал к этому малому финно-угорскому племени, родился, вырос, основал свой монастырь на земле, где искони жили вепсы. Характерологические особенности вепсов – широкие скулы, узкий острый подбородок, слегка вздернутый нос, широкий лоб и редкая растительность на щеках и подбородке. Все это мы видим на иконе преподобного Александра, которая ныне лежит на мощах в раке. Эта икона, как доказали искусствоведы является по существу портретным изображением, написанным с мощей святого в средине ХIХ века. На этой же иконе запечатлено необычное положение рук святого, почивающего в мощах. Но особенно обращает на себя внимание необычное положение ног (правая упирается пяткой в стопу левой), которое было отмечено в описании, составленном монахами при первом обретении мощей в 1641 году. В целом было найдено 12 признаков, по которым совпадали то древнее описание и обретенные в 1998 году во второй раз мощи. Еще когда мощи находились на столе экспертов, они начали мироточить. В то время было разрешено в стенах судебной экспертизы отслужить молебен у мощей. И как только были произнесены слова: «Преподобне отче Александре, моли Бога о нас!» Обильные капли мира покрыли все тело преподобного. Святой, когда к нему обратились по имени, ответил людям: «Не сомневайтесь, это я!»Потом, уже когда мощи были перенесены в храм свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Петербурге, мироточение усилилось: с ног преподобного стекали струйки. Это чудо запечатлено на фото и видеопленку. И теперь, когда приезжают в монастырь паломники и молятся перед святыми мощами с покаянием и просьбой о помощи, часто появляются на мощах капельки мира. Их собирают марлевой салфеткой, а потом помещают ее в сосуд с чистым освященным елеем. Разливают этот елей в специальные бутылочки и дают как благословение паломником. Записано уже множество свидетельств об исцелении от этого чудесного масла, многие исцеления засвидетельствованы медицинскими справками. Мощи почивают ныне, как и прежде, до разорения монастыря в Преображенском соборе. В 1716 г. в соборе был устроен придел во имя преп. Александра Свирского. К Преображенскому собору примыкает церковь св.пр. Захарии и Елизаветы. Пристроена она была в 1668 году иждивением дьяка Захарии (Богдана) Силина к южному фасаду собора, а к ней была пристроена шатровая колокольня (которая была расширена с востока и запада после пожара 1795 года и ремонта 1833 года), ныне утраченная.
     
   
  Преображенский собор Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря  
  В ХIХ столетии были возведены и братские корпуса и настоятельский надвратный корпус Преображенской части монастыря. В них сейчас проживает 25 человек современных насельников монастыря. Устроена братская трапеза, большая иконописная и книжная лавка, ризничная и рухольная. Число паломников со всех концов России и из-за рубежа в Александро-Свирский монастырь – на Землю Святой Троицы – увеличивается из года в год.

Приложенные файлы

  • docx 3243653
    Размер файла: 256 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий