С. 3 алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненныхъ и существующихъ въ олонецкой епархiи, съ ихъ настоятелями.

Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. С. 3  29.


С. 3
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
МОНАСТЫРЕЙ И ПУСТЫНЬ, УПРАЗДНЕННЫХЪ И
СУЩЕСТВУЮЩИХЪ ВЪ ОЛОНЕЦКОЙ ЕПАРХIИ,
СЪ ИХЪ НАСТОЯТЕЛЯМИ.
(МАТЕРIАЛЫ ДЛЯ ИСТОРIИ И СТАТИСТИКИ ОБОНЕЖСКОЙ ЦЕРКВИ.)
____

За двсти лтъ тому назадъ въ Обонежскомъ кра было 55 монастырей и пустынь. Уже одно это число само по себ говоритъ объ ихъ великомъ историческомъ значеніи. Просвщая свтомъ христіанства обитавшія здсь финскія племена, монастыри въ то же время были большею частію починками заселенія необитаемыхъ лсовъ и проводниками дальнйшей колонизаціи Обонежскаго края. Въ то время, какъ бобыль(*), бездомный одинокій человкъ, шелъ въ обширныя, пустынныя пространства финскаго свера съ топоромъ и мрежей, рубилъ лса, строилъ дворы для поселенія, очищалъ землю для угодій, устроялъ промыслы по ркамъ, озерамъ и лсамъ,  въ то же время впереди его, по непроходимымъ мхамъ и болотамъ, шелъ всегда святой отшельникъ, также одинокій и безмолвенъ, какъ бобыль, и также рубилъ лсъ, только ставилъ прежде всего не дворъ, а крестъ животворящій, келью и часовню и, вмсто рыболовныхъ мрежей, простиралъ мрежи духовныя, былъ ловцемъ человковъ, просвтителемъ дикихъ Лопарей и Чуди. Монастырскіе кресты были здсь знаменемъ торжества вры, а братскія кельи – носителями и хранителями славянскаго общиннаго духа. Дале монастыри
С. 4

имли не только нравственное, но и высоко-просвтительное вліяніе на здшній край. Они распространяли здсь духовное просвщеніе и разливали начала гражданственности въ предлахъ, уже озаренныхъ христіанствомъ. Съ одной стороны, они были средоточіемъ книжнаго ученія и служили прибжищемъ для всхъ жаждавшихъ его; съ другой,  они были разсадниками духовной письменности, средоточіями библіотекъ, доставлявшихъ возможность поучаться въ духовныхъ книгахъ всякому, кто приходилъ сюда. Монастырскіе храмы и трапезы были какъ бы народными школами, а книжные начитанные иноки – цивилизаторами и просвтителями дикаго края. Кром того, нкоторые изъ Обонежскихъ монастырей имли боле широкое государственное значеніе. Не даромъ Москва очень цнила и жаловала напр. Александро-Свирскій монастырь.
Къ удивленію, до сихъ поръ монастыри Олонецкой епархіи, не смотря на все ихъ историческое значеніе, не приведены даже въ точную, научную извстность. Авторъ «Церковной Iерархіи»  почти единственный руководитель въ этомъ отношеніи. Но, во 1-хъ, онъ смшиваетъ такіе изъ нихъ, которые имли не только разныя названія, но и самостоятельное существованіе (напр. Спасо-Каргопольскій монастырь и Строкина пустынь) и раздляетъ такіе, которые имли только разныя имена, относившіяся къ одной и той же пустыни (напр. Аглимозерская или Ниглимозерская пустынь). Во 2-хъ, онъ упоминаетъ о такихъ обителяхъ, существованія которыхъ не подтверждаютъ ни извстные, историческіе акты, ни мстныя народныя преданія (каковы напр. Казаринова и Шелекская пустыни). И наконецъ, въ 3-хъ, въ «Церковной Iерархіи» нтъ даже намека на многіе монастыри, существованіе которыхъ не подлежитъ ни малйшему сомннію (каковы напр. Ильинскій и Никольскій монастыри, Спасозерская, Рогозерская и нкоторыя другія пустыни). По этому прежде, чмъ выяснять ихъ высокое значеніе и излагать ихъ исторію, я счелъ нужнымъ привести ихъ въ возможно-точную извстность и указанъ на ихъ іерархическую важность съ перемною настоятельствъ.
С. 5

Предлагаю на сей разъ любителямъ русской церковной исторіи и статистики «Алфавитный Указатель православныхъ монастырей и пустынь, упраздненныхъ и существующихъ въ Олонецкой епархіи – съ ихъ настоятелями, составленный мною на основаніи мстныхъ преданій и письменныхъ памятниковъ.

I. Аглимозерская пустынь.
(ВЪ КАРГОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

1. Строитель, инокъ Тимо#ей, упоминается въ грамот царя Алекся Михайловича 7161 (1653).
2. Черный попъ Филаретъ, упоминается въ грамот царей Iоанна и Петра Алексевичей 7190 (1682).
3. Строитель Варлаамъ, 1705, упоминается въ росписк, данной Аглимозерскимъ старцамъ, на владніе снныхъ покосовъ Колодозерской волости Сергемъ Васильевымъ Кузнецовымъ.
4. Ааронъ, 1721, упоминаемый въ подобной же росписк.
5. Строитель, инокъ Iона, по увренію крестьянина Лекшмозерской волости Василія Яковлева Пономарева, умершаго въ 1837 году, 83-хъ лтъ. Въ 1834 г. пустынь сія приписана къ Лекшмозерской Петропавловской церкви.

2. Александро-Свирскій монастырь.
(ВЪ ОЛОНЕЦКОМЪ УЗД.)

Игумены:
1. Основатель монастыря – пр. Александръ Свирскій, игуменъ, 14851533.
2. Исаія, 3. Никодимъ, 4. Иродіонъ, 5. Венеаминъ, 6. Афанасій и 7. Исидоръ, 15331615.
8. Дионисій, 15881608.
9. Паисій, 1610.
10. "еодоритъ, 16151628.
С. 6

11. Авраамій, 16281646.
12. Савватій, 16491660.
13. Симонъ, 16601665.
14. Iосифъ, 1665.
15. Макарій, 16661673.
16. Ермогенъ, переведенный изъ игуменовъ Лисицкаго монастыря, находился въ игуменскомъ чин до 1692 г., а въ семъ году произведенъ въ архимандрита и управлялъ монастыремъ до 1699 г.; по желанію его, за старостію, былъ уволенъ на покой и скончался въ семъ монастыр.
17. Лаврентій, изъ архимандритовъ Вяжицкаго монастыря, 16191702; здсь и скончался.
18. Iосифъ, 1702.
19. Кириллъ, 17031705.
20. Исаія, 17051708.
21. "еодосій, 17081715.
22. Иларіонъ, 17151716.
23. Александръ, изъ іеромонаховъ Николаевскаго Перервинскаго монастыря, 17171719.
24. Кириллъ, 17191732, изъ игуменовъ Донскаго монастыря.
25. Виссаріонъ, 17331738, изъ игуменовъ Елеазарова монастыря.
26. Ефремъ, 17381740, изъ іеромонаха, ризничаго Новгородскаго архіерейскаго дома.
27. Венедиктъ Коптевъ, 17401742.
28. Серафимъ, 17421748, а съ сего года до 1752 управлялъ симъ монастыремъ.
29. Иннокентій, іеромонахъ, намстникъ.
30. Андроникъ 17521759, изъ игумена Новгородскаго Сковородскаго монастыря.
31. Пахомій, 17591761.
С. 7

32. Варсонофій I, 17611763; за старостію уволенъ на покой въ Тихвинскій монастырь.
Въ Преображенскомъ монастыр:

33. Александръ, 17631775, изъ игуменовъ Московскаго Кресто-воздвиженскаго монастыря, за старостію уволенъ на покой.
34. Иринархъ, 17751780, переведенный изъ Снятскаго Рождественско-Богородицкаго монастыря; онъ въ семъ монастыр и скончался.
35. Варлаамъ, 17801790, произведенъ въ архимандрита изъ іеромонаха, учителя въ сухопутномъ кадетскомъ корпус; онъ былъ и ректоромъ семинаріи, образовавшейся въ семъ монастыр, со времени основанія въ немъ мстопребыванія Олонецкихъ архіереевъ. Онъ здсь и скончался.

Въ обоихъ монастыряхъ
:
36. Пар#еній, 17901800, изъ Антоніева Сійскаго монастыря; переведенъ въ Вяжицкій монастырь; посл былъ Архангельскимъ епископомъ и тамъ скончался 1819 г.
37. Iосифъ, 18001816, перемщенъ изъ Вяжицкаго монастыря; уволенъ, за старостію и слабостію здоровья, на покой, съ пенсіономъ по 300 руб. въ годъ и скончался въ семъ монастыр 1818 года.
38. Товія, 18161819, переведенъ изъ настоятелей Екатерино-лебежской Николаевской пустыни; перемщенъ потомъ намстникомъ въ Александро-Невскую лавру.
39. Парфеній, съ 10-го марта 1819 по 17-е февраля 1820, переведенъ изъ архимандритовъ Зеленецкаго монастыря.
40. Макарій, 18201827, перемщенъ изъ коренной пустыни.
С. 8

41. Варсонофій, съ 18271853, изъ архимандритовъ Старорусскаго Спасскаго монастыря.
42. Iезекіиль, 18531855, переведенъ изъ Алатырскаго Николаевскаго монастыря.
43. Павелъ Алексевъ Смирновъ, съ 1855 и по нын; переведенъ изъ Пензенскаго Спасо-Преображенскаго монастыря.

3. Александро-Ошевенскій.
(ВЪ КАРГОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

1. Преп. Александръ Ошевенскій, основатель монастыря во второй половин XV вка.
2. Максимъ, его ученикъ.
3. Вассіанъ I.
4. Вассіанъ II.
5. Кириллъ.
6. Герасимъ.
7. Зосима.
8. Евстратій.
9. Ев#имій I.
10. Ев#имій II.
11. "еогностъ.
12. Титъ.
13. Iосифъ I.
14. Діонисій.
15. Вассіанъ III.
16. Iосифъ II.
17. Iосифъ III.
18. Кассіанъ.
19. Ев#имій III.
20. Антоній.
21. Iона.
22. А#анасій.
С. 9

23. Iоакимъ, потомъ архимандритъ крестнаго монастыря.
24. Рафаилъ.
25. Евгеній I.
26. Апполосъ, 1790 г. произведенъ во второкласный Архангельскій монастырь въ архимандрита и опредленъ ректоромъ Архангельской семинаріи.
27. Никонъ съ 1790 г. скончался въ крестномъ монастыр.
28. Варлаамъ, 17981800, переведенъ въ Новгородскій Кирилловъ монастырь.
29. Мисаилъ, 1800 г. изъ строителей Дымскаго монастыря, тогожъ года 14 декабря переведенъ въ Отенскій монастырь.
30. Варлаамъ, 1800, обратно переведенный 14 декабря изъ Кириллова монастыря.
31. Захарій, 18041805, переведенъ въ Отенскій монастырь.
32. Иринархъ, съ 1805 г., изъ іеромонаховъ Александро-Невскихъ.
33. Евгеній II, съ 18131819, изъ казначея Новгородскаго архіерейскаго дома, здсь и скончался.
34. Iосифъ IV, 18201825, игуменъ, 18251841, архимандритъ и кавалеръ ордена св. Анны 3-й степени, скончался, по прізд въ городъ, въ Спасо-Каргопольскомъ монастыр, 1841 г. въ сентябр.
35. Амфилогій, архимандритъ, 18421845, переведенъ изъ Антоніева третьекласнаго монастыря, и вмст былъ смотрителемъ Петрозаводскихъ духовныхъ училищъ; переведенъ въ Спасскій монастырь.
36. Анастасій, архимандритъ 18451852, переведенъ изъ іеромонаховъ Курскаго архіерейскаго дома.
37. На#анаилъ, архимандритъ 18521866 годъ.
С. 10

38. Нын назначенъ сюда Викторинъ, изъ инспекторовъ Вологодской духовной семинаріи, по духовному чину – игуменъ.

4. Алмозерская пустынь.
(ВЫТЕГОРСКАГО УЗДА.)

Нын здсь Алмозерскій Ильинскій погостъ. Но что здсь прежде былъ монастырь, это видно изъ одной надписи на престол ветхой церкви, гд прямо говорится, что монастырская Алмозерская церковь во имя св. пророка Божія Иліи "есвитянина, освящена при держав царя и великаго князя "еодора Iоанновича при архіепископ Великаго Нова-Града и Пскова Александр. Какой это былъ монастырь, мужскій или женскій, и кто были здсь настоятели, неизвстно.

5. Андрусова пустынь.
(ВЪ ОЛОНЕЦКОМЪ УЗД.)

1. Основатель – пр. Адріанъ, около 15201549, какъ видно изъ житія пр. Александра Свирскаго и Никонов. лтоп. т. 7 стр. 65 подъ 7057 г. августа 1.
2. Строитель Павелъ, упоминаемый въ жалованной ему строителю грамот царя Василія Ивановича Шуйскаго 7116 (1608) марта 9.
3. Игуменъ Валаамова монастыря Иннокентій, заботившійся о возстановленіи сей пустыни, находившейся въ развалинахъ и совершенномъ запустніи съ 1612 по 1782 г. и успвшій къ 1817 г. сдлать ее самостоятельною.
4. Строитель іеромонахъ Кириллъ, управлявшій съ 1817 по 1822 годъ.
5. Iеромонахъ Iосифъ, съ 1826 по 1835.
6. Iеромонахъ "еодоръ, съ 1835 по 1852 г.
7. Строитель Ме#одій съ 1852 и по нын.
С. 11

6. Брусенскій монастырь.
(ВЪ ПЕТРОЗАВОДСКОМЪ УЗД.)

1. Основатель іеромонахъ Венеаминъ, около половины XVI в. По «Церковн. іерархіи» этотъ монастырь основанъ въ половин XVII в., но это несправедливо; ибо онъ помщенъ уже въ писцовыхъ книгахъ князя Ивана Долгорукаго 16281629 гг. гд упоминается о колоколахъ, подаренныхъ монастырю царемъ "еодоромъ Ивановичемъ. Нын здсь Брусенскій Николаевскій погостъ.

7. Важеозерская или Задне-Никифоровская пустынь.
(ВЪ ОЛОНЕЦКОМЪ УЗД.)

1. Основатель игуменъ пр. Никифоръ, 15201557 г., какъ можно усмотрть изъ житія пр. Александра Свирскаго и грамоты царя Ивана Васильевича 1706 гг. марта 9.
2. Игуменъ Дорофей, 15881612, что видно изъ грамоты царя "еодора Iоанновича 7096, окт. 23 и синодика, гд игуменъ Дорофей съ 23 братіями показанъ убитымъ отъ Литовцевъ, разорившихъ монастырь въ 1612 г.
3. Тарасій, въ 1764 году переведенный въ Муромскій монастырь.
4. Строитель іеромонахъ Митрофанъ, съ 1846 г., когда пустынь сдлана самостоятельною – по 1853 г.
5. Даніилъ, изъ дворовыхъ крестьянъ графа Шереметьева, съ 1853 г. и по нын. За временною командировкою его въ Палеостровъ, 18531856 г., управлялъ іеромонахъ "еофанъ.

8. Вашеостровская пустынь.

Она, по преданію, существовала версты за полторы отъ деревни Новинки, въ Кондушскомъ приход. Въ приходской церкви
С. 12

до нын существуютъ оловянные сосуды и нкоторыя ветхія книги, принадлежавшія пустын, какъ единственные памятники ея существованія.

9. Веретенская или Веретьевская женская пустынь.
(КАРГОПОЛЬСКАГО УЗДА.)

Она существовала самостоятельно до 1764 г. Настоятельство было въ ней строительское. Въ этомъ году она была упразднена и съ землею была приписана къ Надпорожскому приходу. А въ 1787 г. по резолюціи Венеамина, епископа Архангельскаго и Олонецкаго, передана въ вдомство Успенскаго Каргопольскаго женскаго монастыря. О строительницахъ этой пустыни нтъ никакихъ свдній.

10. Вознесенскій монастырь.
(ВЪ ПЕТРОЗАВОДСКОМЪ УЗД.)

1. "ерапонтъ, по синодику, кто онъ, откуда и когда именно управлялъ, неизвстно.
2. Игуменъ Пименъ, упоминается въ надписи на антиминс ветхомъ 1583 г. и въ древнемъ синодик, гд замчено, что игуменовъ до него было 3, а строителей 9.
3. Черный попъ Арсеній, значущійся на антиминс, освященномъ 7110 (1602) г.
По обращеніи сего монастыря изъ мужескаго въ женскій, въ царствованіе "еодора Алексевича:
1. Игуменія Ніонилла, въ царствованіе "еодора Алексевича, какъ видно изъ синодика и надписи на евангеліи, данномъ въ Ильинскій монастырь въ 1682 г.
2. Игуменія Киріана.
3. Анисія, первая строительница, какъ показываетъ надпись въ синодик.
С. 13

4. Строительница Ага#ія, въ 1728 г. Она подавала челобитную Императору Петру II, а съ 1721 г. есть два указа отъ архіепископа Новгородскаго "еодосія на имя сей же игуменіи. отъ 20 іюня и 30 октября.
5. Игуменія Марина, на имя которой есть указъ изъ Новгородской духовной консисторіи отъ 29 марта 1764 г. Она была игуменіею сего монастыря съ 1758 г. сент. 8 до 1771 г.

11. Высокозерская пустынь.
(ВЪ ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

Извстны только:
1. Строитель іеромонахъ Савватій, 1700, и
2. Монахъ Макарій, устроившій здсь церковь, во имя обновленія храма Христова.

12. Габановская пустынь.
(ВЪ ОЛОНЕЦКОМЪ УЗД.)

Когда она была основана и кто были въ ней Настоятели – неизвстно. Въ 1770 г. она сгорла и уцлевшая отъ пожара утварь перевезена въ Александро-Свирскій монастырь. Нын здсь стоитъ часовня во имя Петра и Павла, приписанная къ Обжанской Георгіевской церкви.

13. Елгомская пустынь.
(ВЪ КАРГОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

1. Основатель, старецъ Тарасій Москвитинъ, 16311642, что видно изъ надписи толковаго евангелія, пожертвованнаго имъ сей пустын и грамоты Новгородскаго митрополита Серапіона отъ 7150 (1642) марта 8. Кром того на 2 крестахъ, водруженныхъ при основаніи ризы Богоматери есть надпись «при строител, старц Тарасі Москвитин» и на колокол «радніемъ строителя старца Москвитина 1631 года».
С. 14

2. Строитель, монахъ "еодосій, на имя коего дана грамота, отъ 1711 г. янв. 11, митрополитомъ Новгородскимъ Iовомъ. Упразднена въ 1761 году. Нын здсь Елгомскій погостъ.

14. Ильинскій Свирскій монастырь.
(ВЪ ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

На мстной икон Иліи пророка значится надпись: «лта 7104 (1596 г.) поставленъ бысть образъ сій въ дом Ильи пророка въ монастырь повелніемъ рабы Божіей Анисіи и ея дтей.» Старожилы помнятъ еще монашескія келліи и амбары. Въ деревн Шамекш существовалъ скотный монастырскій дворъ. О настоятеляхъ этого монастыря нтъ никакихъ свдній. Нын здсь Горскій Ильинскій погостъ.

15. Ильинскій женскій монастырь.
(ВЪ ПОВНЕЦКОМЪ УЗД.)

О немъ не упоминается въ «Церковной Iерархіи», но списокъ съ несудной грамоты великаго князя Василья Ивановича и списокъ съ дарственной записи Шунгскихъ жителей, не оставляютъ ни малйшаго сомннія въ томъ, что этотъ монастырь въ 7031 (1523) г. уже существовалъ. Списокъ съ посланія Новгородскаго посадника Дмитрія Васильевича съ Иваномъ Матвевичемъ и "едоромъ Богдановичемъ къ игумену Iон съ старцами и старицами указываетъ на то, что здсь, кром мужской, была и женская община. Нын здсь Шунгскій погостъ.

16. Казанская пустынь.
(ВЪ ВЫТЕГОРСКОМЪ УЗД.)

Что на Климентовскихъ островахъ была Казанская пустынь, это видно изъ напрестольнаго Евангелія, пожертвованнаго ей царями Iоанномъ и Петромъ Алексевичами и Софьею Алексевною. Церковь во имя Казанской Богоматери построена была въ 1675
С. 15

году. А въ ней жили монахи,  видно изъ указовъ (1734 и 1758 гг.), присланныхъ ей на имя настоятеля Iоны. О другихъ настоятеляхъ нтъ никакихъ свдній.

17. Казаринова пустынь.
(ВЪ КАРГОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

О существованіи этой пустыни говорится въ «Церковной Iерархіи;» но мстное преданіе не помнитъ ея существованія. Книга чудесъ Кирилла Челмогорскаго подъ 1622 г. упоминаетъ о деревн Казариновой, но въ ней нтъ и намека о существованіи здсь какой нибудь пустыни. Эта деревня называется еще Труфановскою.

18. Кедринская пустынь, или Пятницкій монастырь.
(ВЪ ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

1. Черный попъ Iона, упоминается въ писцевыхъ книгахъ 16281629 гг. князя Ивана Долгорукаго.
2. Строитель іеромонахъ Симонъ, 17611762, при которомъ построена церковь во имя великомученицы Параскевы, какъ значится въ надписи на деревянномъ крест, имющемся въ сей церкви. Въ 1800 г. эта пустынь приписана къ Водлицкому приходу.

19. Кенскій монастырь, или Пахоміева пустынь.
(ВЪ ПУДОЖСКОМЪ УЗД.)

1. Основатель Пахомій, около 1500 г.
2. Игуменъ Каллиникъ, по выписи 1676 г.
(Церков. Iерарх.)

20. Климецкій монастырь.
(ВЪ ПЕТРОЗАВОДСКОМЪ УЗД.)

1. Пр. Iона Клемантовъ, основатель монастыря около 1500 г.
2. Старецъ Акакій, 7123 (1615).
С. 16

3. Черный попъ Арсеній, 7132 (1624).
4. Игуменъ Iоасафъ 7152 (1644).
5. Игуменъ Илія, 7158 (1650).
6. Строитель старецъ Iоасафъ 7177 (1669).
7. Старецъ Филиппъ, 7190 (1682).
8. Игуменъ "еодосій, 7192 (1684) и въ томъ же году.
9. Игуменъ Варлаамъ.
10. Строитель іеромонахъ Илія, 1712.
11. Строитель Iоасафъ, 1757.
12. Строитель Пафнутій, 1769.
13. Адріанъ, 18461854 г.
14. Ираклій, великороссіянинъ, изъ мщанъ, съ 1854 и по нын.

21. Кодлозерская пустынь.
(КАРГОПОЛЬСКАГО УЗДА.)

Объ ней извстно только то, что она была упразднена въ 1714 г.

22. Курженская пустынь.
(ВЪ ОЛОНЕЦКОМЪ УЗД.)

Что здсь жили монахи и были настоятели,  это видно изъ грамоты Новгородскаго митрополита Питирима (1692). Нын на острову озера Курженскаго стоитъ часовня и памятникъ иноку Евфросину.

23. Лебяжская пустынь.
(ВЪ ВЫТЕГОРСКОМЪ УЗД.)

Памятникомъ этой пустыни служитъ крестъ, стоящій теперь въ Тихманской часовн. Изъ двухъ грамотъ, относящихся къ этой пустыни, видно, что здсь жили монахи и были настоятели.

24. Лужандорская пустынь.
(ВЪ ВЫТЕГОРСКОМЪ УЗД.)

Единственными памятниками этой пустыни служатъ колоколъ
С. 17

ея, устроенный въ 1703 г. и чугунная плита съ вырзанною короною и означеніемъ 1709 г. Сначала эта пустынь состояла приписною къ Муромскому, а потомъ къ Свирскому монастырю. Нын на мст ея – часовня и кладбище.

25. Маткозерская пустынь.
(ВЪ ВЫТЕГОРСКОМЪ УЗД.)

Фавстъ, строитель, что видно изъ надписи на колокол 7200 (1692). Сочинитель «Церковной Iерархіи» называетъ его основателемъ монастыря сего въ 1682 г.

26. Машезерская пустынь.
(ВЪ ПЕТРОЗАВОДСКОМЪ УЗД.)

Объ Ильинскомъ монастыр на Машезер говорится въ писцевыхъ книгахъ Ивана Долгорукаго (16281629). Онъ построенъ при цар Иван Васильевич, но кто были настоятели – неизвстно.

27. Муромскій монастырь.
(ВЪ ПУДОЖСКОМЪ УЗД).

1. Преп. Лазарь, основатель монастыря, около 13501391. (Въ завщаніи пр. Лазаря).
2. А#анасій – неизвстнаго времени.
3. Черный священникъ Мисаилъ, при келар Пафнутіи и казначе Мат#е, о коемъ говорится въ писцевыхъ книгахъ князя Долгорукаго 16281629 гг.
4. Строитель Иларіонъ Запольскій, 1650, какъ видно изъ грамоты царя Алекся Михайловича 7158.

28. Неглимозерская пустынь.

Объ ней упоминаетъ «Церковная Iерархія», какъ объ особенной пустыни, находящейся въ Пудожскомъ узд. Но мн кажется, это одна и таже Аглимозерская пустынь, о которой авторъ
С. 18

«Iерархіи» замчаетъ, что она существовала въ Каргопольскомъ узд. Она была въ 65 верстахъ отъ Каргополя, на самой границ Пудожскаго узда. Аглимозерское преданіе говоритъ, что инокъ Тимо#ей воздвигнулъ церковь, въ дикомъ лсу, во имя Пресвятыя Богородицы Неопалимыя купины, съ придломъ въ честь Николы Чудотворца. По «Iерархіи», таже церковь была и въ Наглимозерскомъ монастыр. Очевидно, авторъ ея ошибся.

29. Нигозерская пустынь.
(ВЪ ПУДОЖСКОМЪ УЗД).

Хотя въ «Церковной Iерархіи» и не упоминается объ этой пустыни, но существованіе ея несомннно. Въ Сумской приходской церкви до нын есть икона святителя Николы, «писанная 7172 г. въ часовню Нигозерской пустыни, по приказу той пустыни стороителя Корнилія, дьякомъ Тубозерской волости, Мокіемъ Пантелеевымъ», какъ видно изъ надписи на обратной сторон этой иконы.

30. Никольскій женскій монастырь.
(ВЪ КАРГОПОЛ.)

Нын здсь Благовщенскій приходъ. Но что здсь былъ Никольскій монастырь, это видно изъ рукописи купца Петра Нмчинова, въ которой говорится, что у церкви Николы Чудотворца стояло 15 келлій. Да и самая монастырская ограда, съ высокими старинными башнями, была поддерживаема до 1800 года, въ которомъ, за ветхостію, она была разобрана купцами Адамовыми. Какой былъ здсь монастырь и кто были въ немъ настоятелями, неизвстно.

31. Никольскій мужской монастырь.
(ВЪ ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОМЪ УЗД.)

Въ «Церковной Iерархіи» нтъ и намека на существованіе этого монастыря, между тмъ какъ мстное преданіе свидтельствуетъ, что здсь существовалъ одинъ изъ древнйшихъ монастырей
С. 19

во имя святителя Николы чудотворца, во времена благочестивыя державы великаго князя Дмитрія Iоанновича, во дни святйшаго митрополита Пимена, при архіепископ Великаго Новаграда Алексі, подъ вдніемъ Новгородскимъ (1383 г.).

32. Ореджская Успенская пустынь.
(ОЛОНЕЦКАГО УЗДА.)

Извстно только одно, что эта пустынь основана была преп. Макаріемъ, ученикомъ Александра Свирскаго.

33. Ошевневъ-Кирилловъ монастырь.
(КАРГОПОЛЬСКАГО УЗДА.)

Это былъ мужской монастырь. О немъ упоминается въ писцевыхъ книгахъ стольника Петра Ивановича Лопухина 7186 (1678). Мстныхъ историческихъ данныхъ о немъ нтъ никакихъ.

34. Паданская пустынь или Колмовъ монастырь.
(ВЪ ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОМЪ УЗД).

1. Корнилій, игуменъ, по общему мннію.
2. Діонисій и 3. Мисаилъ, игумены.
4. Священно-инокъ Ев#имій, 1675.
5. Iеромонахъ "еодоритъ, 1694.

35. Палеостровскій монастырь.
(ВЪ ПЕТРОЗАВОДСКОМЪ УЗД).

1. Преп. Корнилій, основатель.
2. Преп. Авраамій.
Игумены:
3. Игнатій I, 1463.
4. Даніилъ, 1466.
5. Кононъ, 1478.
6. Корнилій, 1519.
7. Геласій, 1550.
С. 20

8. Доси#ей, 1554.
9. Iона, 1561.
10. Геронтій, 1590.
11. Iоасафъ I, 1599.
12. Кириллъ I, 1613. Вс они упоминаются въ синодик.
13. Кириллъ, 1616. Былъ при переписи, произведенной въ 1616 г. Петромъ Воейковымъ, но проживалъ, отъ набговъ Литовцевъ, въ Соловецкомъ монастыр.
14. Макарій, 1619.
15. Антоній I, 1621.
16. Iосифъ I, 16211625.
17. Iосифъ игуменъ, упоминается 1629 г. въ переписи Никиты Панина.
18. Иларіонъ, 1639.
19. Iоасафъ II, 1641.
20. Сергій, 1646.
21. Iаковъ, 1651.
22. Кипріанъ, 1681.
23. "еодосій, 1687.
24. Строитель, іеромонахъ Лука, 1688.
25. Строитель, іеромонахъ Iоасафъ III, 1689.
26. Игуменъ Пименъ, сожженный раскольниками 1697 г.
Строители:
27. Iоакимъ, 1699.
28. Варлаамъ.
29. Кириллъ II, (какъ видно изъ суднаго дла о Палеостровскомъ монастыр).
30. Пафнутій, 1700.
Игумены:
31. Арсеній, 1707.
32. Протасій, 1713.
33. Iосафъ IV, 1719.
34. Строитель, іеромонахъ Iосифъ II, 1721.
С. 21

35. Игуменъ Авраамій, 17301737.
36. Строитель іеромонахъ,. 1741.
37. Строитель іеромонахъ "еофилактъ 1742 (какъ видно изъ Исторіи Ивана Филипова).
38. Игуменъ Антоній II, 1771.
Строители:
39. Корнилій II, 1788.
40. Симонъ, выбылъ въ 1794.
41. Владиміръ, выбылъ въ 1799.
42. Игнатій II, выбылъ въ 1804.
43. Пахомій, выбылъ въ 1807.
44. Василій, 1811, уволенъ.
45. Игуменъ Iоасафъ V, Блоусовъ, 18111840. Изъ сержантовъ, урожденецъ Каргопольскій.
46. Строитель Iеромонахъ Корнилій, съ 18401853.
47. Даніилъ, строитель Задне-Никифоровской пустыни, временно управлявшій Палеостровомъ, 18531856 годъ.
48. Строитель іеромонахъ Ананія съ 1855 г. и по нын; переведенъ сюда изъ казначеевъ Олонецкаго архіерейскаго дома.

38. Петропавловскій монастырь или Лобанова пустынь.
(ВЫТЕГОРСКАГО УЗДА.)

1. Основатель монастыря, строитель Павелъ 16401683.
2. Строитель Авраамій, 1719.
Нын здсь Петропавловскій погостъ.

37. Пиркинскій женскій монастырь.
(ВЪ ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОМЪ УЗД).

Мстное преданіе увряетъ, что на мст ныншняго Пиркинскаго погоста въ старину былъ женскій монастырь, бывшій въ завдываніи Александросвирской обители. Старожилы запомнятъ еще монастырскій дворъ, бывшій на разстояніи 200 саж. отъ этого погоста.
С. 22

38. Рогозерская пустынь.
(ВЪ ПУДОЖСКОМЪ УЗД).

До нын неизвстно ея существованіе, хотя и не подлежитъ ни малйшему сомннію. Въ Сумской церкви и теперь еще хранится старонарчное евангеліе, напечатанное въ 7-е лто патріаршества Iоасафа I, съ надписью: «лта 7153 марта 2 дня, въ области Великаго Новаграда Обонежскія Пятины, Пудожскаго стану, въ домъ чуднаго Богоявленія и Успенія Пресвятыя Богородицы, положилъ рабъ Божій Iоанникій Ивановъ сынъ Скрипинъ, Ярославецъ, посадской торговой человкъ, по своихъ родителехъ и о своей душ, во вки неотъемлемо святое сіе евангеліе. Аминь. Буди и буди Рогозерскія пустыни». Церкви, бывшія при ней, сгорли; иконы и колокола украдены и перевезены раскольниками въ Лексинскій монастырь и самое мсто заросло теперь дикимъ лсомъ.

39. Рубенская Троицкая пустынь.
(ВЫТЕГОРСКАГО УЗДА.)

Старинное било, вылитое въ 1709 году, указываетъ на то, что эта пустынь основана была ране этого времени. А монашеская риза, сохранившаяся до нын, древняго покроя, изъ стараго крашенинаго холста, свидтельствуетъ о томъ, что здсь жили монахи. О настоятеляхъ этой пустыни нтъ никакихъ свдній.

40. Синорцкая пустынь.
(ВЫТЕГОРСКАГО УЗДА).

О существованіи ея упоминается въ «Церковной Iерархіи». Въ 1764 г. она обращена въ приходскую церковь.

41. Соломенскій монастырь.

Онъ основанъ не позже конца XVI столтія, какъ видно изъ полотнянаго стариннаго антиминса, въ которомъ сказано: «священна бысть церковь сія лта 7097, при благоврномъ цар и
С. 23

великомъ княз "едор Иванович и при митрополит Новгородскомъ Александр».

42. Спасо-Каргопольскій монастырь.

Строители:
1. Вассіанъ, основатель сего монастыря.
2. Серапіонъ.
3. Iосифъ I, 1368; посл него кто были настоятелями до 1537 г. свдній не имется.
4. Ев#имій I, 1537 г.; при немъ Варлаамъ и Тихонъ строители, какъ видно изъ грамоты Новгородскаго архіепископа Макарія.
5. Гурій, 1554.
6. Никифоръ, 1562.
7. Доси#ей 1565; при немъ Серапіонъ Строитель.
8. Иринархъ, 1572.
9. Iона, 1573.
10. Iовъ, 1580.
11. Діонисій I, 1581.
12. Ев#имій II, 1583.
13. Мисаилъ, 1588.
14. Зосима, 1591.
15. Кириллъ, 1597.
Игумены:
16. Иларіонъ, 1607.
17. Ев#имій III, 1610.
18. "еодосій, 1613.
19. Iаковъ, 1619.
20. Иннокентій, 1632.
21. Iовъ, 1636.
22. Ев#имій IV, 1668; при немъ строитель Ев#имій.
23. Мо
·сей, 1678.
24. Діонисій, 1682.
С. 24

Архимандриты:
25. Iоакимъ, 17061718.
26. Iосифъ I, изъ священниковъ Успенскаго двичьяго монастыря, 1719.
27. Iоасафъ, изъ іеродіаконовъ Крестнаго монастыря, 17261738.
28. Iосифъ II, Арбузовъ, 17391741, изъ игуменовъ Орденской пустыни, переведенный потомъ въ Антоніевъ Бжецкій монастырь.
29. Симеонъ, 17431746, переведенъ изъ крестнаго монастрыя и вызванный въ Новгородъ.
30. Виссаріонъ, 1746, переведенъ изъ архимандритовъ крестнаго монастыря.
31. Алексій, 17571760, произведенъ изъ Новгородскихъ крестовыхъ монаховъ и переведенъ въ Новгородскій Кирилловъ монастырь.
32. "еодосій, 17611777, произведенъ изъ игуменовъ старо-Ладогскаго Ивановскаго монастыря. Онъ здсь и скончался. По немъ, на основаніи духовныхъ штатовъ 1764 г.,
Строители:
33. Варлаамъ, 17751788, опредленъ изъ казначеевъ Новгородскаго Духова монастыря и потомъ уволенъ отъ должности въ Крестный монастырь.
34. Варлаамъ II, Плешаковъ, 17881798, опредленъ изъ казначеевъ Архангелогородскаго Пертоминского монастыря; переведенъ въ Архангельскій монастырь.
35. Амвросій, 17981806, изъ іеродіаковъ Спасо-Преображенскаго монастыря; по желанію его уволенъ отъ должности и опредленъ въ число братства въ сей же монастырь; постриженъ въ схимонахи и скончался.
36. Порфирій, 18051818, изъ казначеевъ Александро-Ошевенскихъ, уволенъ отъ должности въ Новоозерскій монастырь.
37. Иринархъ, 18221828, изъ казначеевъ Александро-Ошевенскаго
С. 25

монастыря, уволенный отъ должности въ тотъ же монастырь.
38. "еофанъ, 18281840, изъ казначеевъ Новгородскаго, Деревеницкаго монастыря, уволенъ отъ должности въ тотъ же монастырь.
39. Серафимъ, 18421844, опредленъ изъ казначеевъ сего же монастыря и въ семъ же монастыр скончался.
40. Авраамій, съ 18471856, произведенный изъ іеромонаховъ сего же монастыря.
41. Сергій, съ 1856 по 1860 годъ.
42. Iоасафъ, изъ казенныхъ крестьянъ, съ 1860 года и по нын.

43. Спасозерская пустынь.
(ВЪ КАРГОПОЛЬСКОМЪ УЗД).

Хотя объ этой пустын и не упоминается въ «Церковной Iерархіи», однако изъ царскихъ грамотъ видно, что къ Ошевенскому монастырю издавна принадлежала «пустынь всемилостиваго Спаса, построенная Ошевенскаго монастыря старцемъ Вассіаномъ, угодья которой простирались на вс стороны на три версты.»

44. Строкина пустынь.
(ВЪ КАРГОПОЛ).

Эта пустынь находилась, какъ показываетъ самое ея названіе, около ручья Строки, нын почему-то называемаго Кобылякомъ; а потому авторъ «Церковной Iерархіи» слишкомъ произвольно смшиваетъ ее съ ныншнимъ Спасскимъ Каргопольскимъ монастыремъ, отстоящимъ отъ ручья Строки по крайней мр на 200 саженъ. Игуменъ Iосифъ, упоминаемый въ житіи Кирилла Челмогорскаго, по моему мннію, былъ настоятель во все не ныншняго Спасскаго монастыря, но самостоятельной въ то время Строкиной пустыни. Послдняя гораздо древне перваго.
С. 26

45. Сунская пустынь.
(ПЕТРОЗАВОДСКАГО УЗДА.)

Она находилась на остров рки Суны, при деревн Виданской Нишки, и называлась Троицкою Сунарцкою. Памятниками этой пустыни служатъ слдующіе предметы, составляющіе нын достояніе Кондопожскаго приходской церкви: 1) деревянный точеный потиръ; 2) иконы живоначальной Троицы; 3) Николая Чудотворца, и 4) великомученика Георгія. Нын на мст этой пустыни часовня во имя Варлаама Хутынскаго.

46. Сандебская Успенская пустынь.
(ОЛОНЕЦКАГО УЗДА.)

Основатель ея – А#анасій Сандебскій, духовникъ Александра Свирскаго.
Сподвижникъ его – Илья схимникъ, по мстному преданію. Долго существовавшія здсь скотный дворъ и келліи свидтельствуютъ о томъ, что здсь были монашествующіе. Какое было настоятельство и кто именно были настоятели, неизвстно.

47. Успенскій женскій монастырь.
(ВЪ ГОРОД КАРГОПОЛ.)

1. Анна; объ ней говоритъ грамота царя Алекся Михайловича 7161, августа 8 (1653).
2. Iулитта, 3. Доминикія и 4. Александра, неизвстнаго времени.
5. Иуліанія, 1715.
6. Евпраксія, упоминается въ 1738 и 1748 гг.
7. Iустина, 1763, дьяческая дочь.
8. Марина, 17711782, переведена изъ игуменій Вознесенскаго двичьяго монастыря.
С. 27

9. Ага#ія, 17831790, мщанская дочь, изъ монахинь сего же монастыря и въ семъ же монастыр скончалась, 79 лтъ.
10. А#анасія, 17911814, вдова Архангельскаго ка#едральнаго собора священника Михаила Iеро#еева, переведена изъ игуменій Холмогорскаго Успенскаго двичьяго монастыря и здсь скончалась.
11. Павла, 18141823, Каргопольскаго узда, Полуборской волости, д. Рябовой, крестьянская дочь, опредлена игуменіею изъ казначеи здшняго же монастыря и здсь же скончалась.
12. Эмилія, съ 18231854, изъ штабъ-офицерскихъ дочерей, изъ монахинь Новгородскаго духова монастыря.
13. Раиса, солдатская дочь, 18541865.
14. Людмилла, съ 1865 и по нын.

48. Хергозерская пустынь.
(ВЪ КАРГОПОЛЬСКОМЪ УЗД).

Сергій и Логгинъ – иноки, основатели пустыни, 16001635 года.

49. Челминскій или Челмужскій монастырь.

При переписи, въ 1678 г., этотъ монастырь названъ пустымъ: ветхая церковь во имя Богоявленія Господня оставалась безъ священно-служенія.
50. Челмогорская пустынь.
(ВЪ КАРГОПОЛЬСКОМЪ УЗД).
1. Пр. Кириллъ, основатель пустыни на Челм гор (13161368). Постриженникъ Новгородскаго Антоніева монастыря.
2. Монахъ Серапіонъ, во второй половин XVI столтія, въ теченіи 3-хъ лтъ.
3. Строитель іеромонахъ Арсеній, въ конц XIV и въ начал XV столтія.
С. 28

4. Игуменъ Ефремъ.
5. Игуменъ Исидоръ.
6. Священникъ Алексій Черемисановъ.
7. Священникъ Iоаннъ Гровороновъ.
8. Iеромонахъ Евста#ій.
9. Iеромонахъ Германъ.
10. Iеромонахъ Мисаилъ, 1622.
11. Монахъ Iоанникій.
12. Строитель Варлаамъ.
13. Игуменъ Никита.
14. Строитель Макарій, 1674.
15. Строитель Филофей.
16. Строитель Iоасафъ.

51. Чермозерская пустынь.
(КАРГОПОЛЬСКАГО УЗДА).

О ней упоминается въ «Церковной Iерархіи»; мстныя свднія къ замчанію ея ничего не прибавляютъ.

52. Шальскій монастырь.
(ВЪ ПУДОЖСКОМЪ УЗД).

По моему мннію, это тотъ самый монастырь, который устроилъ Антоній Сійскій, разставшись (1513 г.) съ пр. Пахоміемъ, основателемъ Кенскаго монастыря и который авторъ «Церковн. Iерархіи» называетъ Шелекскимъ. Нын здсь Шальскій погостъ. Одна изъ существующихъ здсь до нын церквей построена въ 1505 г., именно въ годъ постриженія Антонія Сійскаго препод. Макаріемъ.

53. Юрьегорскій монастырь.

Нын этотъ монастырь упраздненъ и находится въ предлахъ Архангельской губерніи. Мощи основателя его (71421633) Діодора существуютъ и до нын подъ спудомъ. Часть прихожанъ настоящаго Водлозерскаго Ильинскаго погоста, Пудожскаго узда, принадлежала прежде Юрьегорскому монастырю.
С. 29

54. Яблонская пустынь.
(ВЪ ОЛОНЕЦКОМЪ УЗД).

Каменное било, которое хранится здсь донын, и церковь Успенія Богоматери, построенная въ 1594 г. – неумолкаемые здсь свидтели того, что эта пустынь основана не позже XVI вка и что при ней было монашество, какъ видно изъ синодика; здсь была сначала женская община, а потомъ мужская. Впрочемъ этого синодика въ настоящее время я не имю еще подъ руками. Нын здсь Мятусовскій погостъ.

55. Яшезерская пустынь.
(ВЪ ПЕТРОЗАВОДСКОМЪ УЗД).

Черный попъ Iона упоминается въ писцовыхъ книгахъ князя Ивана Долгорукаго, 16281629 гг.
Управляющій съ 1853 по 1857 г., а съ сего времени строитель Iеромонахъ Пименъ.

Е. Барсовъ.

_______

(*) Русскія колоніи въ сверномъ поморь большею частію состояли изъ бобылей, крестьянъ неосдлыхъ, поселенцевъ на чужой земл. См. Дополн. къ А. И. т. 3 № 33 ст. 114 и 115; А. И. т. 10 стр. 365.










 Исправленная опечатка. Было: «общинннаго», исправлено на: «общиннаго»  ред.
 Исправленная опечатка. Было: «Объ Ильинскомъ монастыр на машезер», исправлено на: «Объ Ильинскомъ монастыр на Машезер»  ред.
 Исправленная опечатка. Было: «А#анаія», исправлено на: «А#анасія»  ред.
 Исправленная опечатка. Было: «Юрьегоркій монастырь», исправлено на: «Юрьегорскій монастырь»  ред.
 Исправленная опечатка. Было: «упомиминается», исправлено на: «упоминается»  ред.


15

Приложенные файлы

  • doc 3243650
    Размер файла: 171 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий