Глава IV. Русская погребальная обрядность в туве. …выкопаф могилу преглубокую И спустили в могилу гроб Святогора Романова, Засыпали песком-хрящом сыпучием


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
аступившая в начале 2000-х гг. относительная стабильность в эконо
мике привела к прекращению функционирования этого импровизирован
ного детского кладбища.
ревний ритуал так и не перерос в современную
традицию.
ак показывает представленный краткий обзор, погребально-
поминальные обряды русскоязычного населения
увы демонстрируют
несомненное культурное родство.
ри этом отмеченное разнообразие
объясняется локальными и социальными причинами.
ожно уверенно
заключить, что, несмотря на «рецидивы» возрождения забытых обычаев,
большинство русских жителей следует усредненному общегражданскому
комплексу похорон, в основном утратившему религиозную основу. Вме
сте с тем часть русскоязычных граждан восприняла отдельные элементы
тувинской обрядности.
таринный православный канон наиболее полно
сохранился только в староверческой среде, где законсервировалось и
большинство архаичных дохристианских черт.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
кономический кризис, разразившийся в
уве в 1990-х гг., сказался
на городской погребальной обрядности.
окупка участка на кладбище
стала недоступной для многих горожан.
роблема оказалась настолько
серьезной, что вплоть до весны 2008 г. на кладбище г.
ызыла в тече
ние двух-трех лет пролежало не захороненными значительное число тру
пов «безродных и невостребованных лиц» (
люс
нформ, 2008, № 17).
о этой причине в степях под
ызылом начали возникать самовольные,
не санкционированные властями одиночные захоронения (Центр
зии,
15.12.2004; Риск, 2005, № 12)
реди них особое место занимают младен
ческие могилы, появившиеся в месте, именуемом Вавилинским
атоном.
а высоком берегу
нисея среди редких кустов караганника были
сооружены овальные выкладки из галечника, отмечающие места захоро
нений (рис. 15)
а некоторых из них стояли стеклянные банки с поле
выми цветами, а в одном случае были положены овощи и алюминиевый
нательный крест.
удя по одному погребению, для умершего младенца выкапывалась
полуметровая яма.
руп в своеобразном гробу — небольшом прямоу
гольном ящике, обитом материей, — укладывали головой в западном
направлении.
окойного укрывали саваном — куском белого тюля — и
снабжали сопроводительным инвентарем: пластмассовой игрушкой, сте
клянным рожком, соской-пустышкой, искусственными цветами.
о всей видимости, экономические трудности и социальные пробле
мы запустили в русской среде механизм возрождения архаичных пред
ставлений, связанных с устройством детских погребений вне обществен
ного кладбища.
ак известно, у большинства народов, в том числе и сла
вян, ребенок с момента появления на свет и до совершения определенных
ритуалов воспринимался не человеком, а неким бесполым существом
(Байбурин, 1993, с. 41, 59).
огда-то детей, умерших до крещения, запре
щалось хоронить вместе со всеми.
х погребали тайно в жилых домах,
на перекрестках дорог, в огороде, гумне, в саду, под одиноко растущим
деревом (
еленин, 1995, с. 72–73). В прежние времена русские часто со
провождали детские погребения игрушками (Байбурин, 1993, с. 111;
стова, 1993, с. 57). Более того, использование куска тюля находит полное
соответствие в русской обрядности, где он нередко служил заменителем
церковного покрывала (
осова, 1993, с. 90, 96).
огда-то у русских считалось богоугодным делом дать денег беднякам на
похороны родственника (
остомаров, 1993, с. 233).
е исключено, что специфика выбранного места перекликается с одним ту
винским обычаем, по которому детей до семи лет хоронили возле куста караган
ника (
опсан, 2006, с. 172).
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
реже, выступают намогильные стелы из скальных обломков.
акие стелы
водружались над некоторыми могилами в г.
ызыле еще в 1970-х гг., при
чем напротив стел часто вкапывались деревянные памятники или кресты
овременный русский поминальный стол практически не отличается
от праздничного, но в него включены обязательные кутья или рисовая
каша, кисель, квас или компот и блины.
оминки не обходятся без спирт
ных напитков.
ак правило, на стол выставляется водка (иногда разбав
ленный спирт), коньяк, красные вина.
сключены игристые вина, счи
тающиеся знаком праздничного веселья.
есмотря на все произошедшие перемены, остались прежними сроки
поминальных дней.
ак у староверов, так и у «мирских» они устраивают
ся сразу после похорон, на третий (
третины
), девятый (
девятины
), соро
ковой день (
сороковины
) и через год (
годину
). В прежние времена строго
обязательным считалось троекратное поминовение — на третий, девятый
и сороковой день.
ародные и религиозные представления объясняли это
тем, что на третий день после смерти изменяется образ умершего, а ангел
приводит душу на поклонение Богу; на девятый день распадается тело, и
душа навещает мир живых; в сороковой же день истлевает сердце, а ангел
приводит душу к Богу для определения места в загробном мире (Русские
В последнее время покойных поминают ежегодно на
асху (несмо
тря на возражения священнослужителей), в Радоницу/Радуницу, субботу
перед
роицыным днем (Родительская суббота) и
роицу.
ногда прово
дятся поминки через полгода после смерти и в день ангела.
ри поминальных посещениях
кладбищ русские оставляют на моги
лах цветы, крашеные яйца, хлеб, пироги, стопки или стаканы с водкой.
давна существовал обычай посыпать погребение зерном.
равда, в отличие
от тувинцев, у которых это действо служило символом-пожеланием мно
гочисленного потомства, у русских оно являлось жертвой-подношением
«душам» умерших, появлявшихся на могилах в виде птиц.
таринный
ритуал обливания могильного холма водой трансформировался в обыч
ный полив посаженных цветов или выросшей травы.
осещение могилы нередко сопровождается разговором с покойным,
когда родственники говорят вполголоса, обращаясь к кресту или памят
нику.
ни рассказывают о своей жизни, семейных делах.
Впрочем, сочетание креста и камня на могильном холме не было абсолютно
чуждо славянским народам.
апример, подобным образом отмечали могилы бе
лорусы в
— начале
староверов не принято ухаживать за могилами (
атаринцева, 2006а,
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
ипичное навершие памятников советского периода — пятиконечная
звезда — теперь почти не устанавливается.
везду заменили маленькие
кресты.
В последнее время многие русские стали отдавать предпочтение мо
нументам в виде вертикально установленных мраморных и бетонных
плит.
реобладают трапециевидные формы, но нередки и прямоугольные
с округлой или скошенной верхней частью (рис. 10).
орой над могилой вместо холмика располагается бетонная плита.
огда ее изготавливают на месте погребения, то дощатую опалубку уби
рают далеко не всегда.
бычно намогильные плиты сочетаются с памят
никами и монументами (рис. 11).
Часто на памятниках, помимо имени и дат жизни умершего, помеща
ют его портрет.
ак правило, это фотография на эмалированной овальной
пластине или выгравированное изображение на камне.
ри этом если
человек умер в пожилом возрасте, то подбирается портрет не преклон
ных лет, а более ранней поры — времен зрелости. В этом следует видеть
проявление общечеловеческих психологических установок, благодаря
которым образ предка неразрывно связан с наиболее продуктивным от
резком жизненного пути
. Веянием нового времени стали скульптурные
каменные и бетонные бюсты (рис. 12).
овсеместно могилы огораживаются деревянной или металлической
оградой, у которой имеется калитка (рис. 13). Бывает, что ограда окружает
несколько могил, ограничивая место семейного некрополя.
ля поминок
также часто сооружаются скамейки и столики.
амятники и ограды окра
шивают в красный, белый, синий, голубой цвета, используется и краска
серебристого оттенка.
бычно цвет памятников и оград не совпадает.
еобходимо обратить внимание на заимствования из тувинской по
гребальной обрядности.
аиболее часто встречающимся чужеродным
элементом для русской традиции является смена ориентировки погре
бенного.
ередко русские захоронения расположены таким образом,
что покойный направлен головой не в обычном западном направлении,
а на ближайшую гору
ругим заимствованием, отмечающимся гораздо
е же представления побуждали древних римлян изготавливать восковые
раскрашенные портреты граждан, достигших высокого положения в обществе
(лат.
), еще при их жизни, в расцвете сил.
акие «личины» хранились в
атриуме
дома и впервые выставлялись на обозрение публики только после по
хорон человека (
олшин, 2007, с. 22).
аметим, что изменение ориентировки покойника (казалось бы, одного наи
более из устойчивых элементов похорон) наблюдается и в крупных российских
городах, где могилы ориентируются относительно проложенных тропинок и до
рог.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
тельно недавно — в конце XIX — начале XX в. Ранее знаком траура яв
лялся белый цвет (
ужчины перед гробом стоят с обнаженными головами, женщины —
как правило, в платках или головных уборах.
роб в могилу опускается на веревках, однако в
оджинском кожуу
не отмечен старинный ритуал — применение полотенец.
огда-то такой
способ был широко распространен, поскольку запрещалось использова
ние веревок («на веревках вешаются») (
едакова, 2004, с. 166).
олотен
ца после засыпки могилы рвутся на куски и раздаются всем присутствую
щим на похоронах.
бычно русские избегают класть в гроб погребальный инвентарь.
меющиеся в гробах подушечка под головой и покрывало-саван скорее
могут расцениваться как элементы похоронного костюма и оформления
а могильном же холмике, наоборот, выкладываются подношения:
венки, цветы (искусственные и живые), продукты.
огильные холмики имеют стандартный вид — это низкая уплощен
ная пирамидальная насыпь.
лучается, что их обкладывают дерном или
камнями.
остепенно начинает возрождаться утраченное в советское время са
кральное окуривание могилы и гроба.
равда, в отличие от тувинцев, у
русских фигурирует не можжевельник, а ладан
куривание осущест
вляет приглашенный священник.
олгие годы наиболее распространенным намогильным знаком была
деревянная, иногда бетонная колонка в виде вытянутой усеченной пира
равда, встречались и шести-восьмиконечные деревянные (крайне
редко бетонные) кресты, порой имеющие двускатную крышу (
часовенка
В последнее время крестов становится все больше (рис. 7, 8).
В п.
оджинского кожууна русскоязычное население часто
обвязывает кресты полотенцами, что демонстрирует продолжение древ
него обряда (рис. 9).
олотенца-рушники, повешенные и повязанные на
крест, когда-то считались жертвенными дарами умершим, а также обе
регами от нечистой силы (
олубкова, 2006, с. 107).
есомненно, их про
тотипом являются
обыденные
полотенца, восходящие еще к дохристиан
ским временам.
ни, сотканные за одну ночь, предназначались служить
преградой смерти (
ледует отметить, что в
оора-Хеме аналогичный ритуал проводят и
тувинцы.
равда, повязывают они не полотенца, а шелковые
кадаки
, и не
на кресты, а на пирамидальные намогильные памятники.
староверов, помимо ладана, для окуривания используется можжевельник
и богородская трава (чабрец) (
атаринцева, 2006а, с. 119).
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
возвращаться христианская традиция.
еперь часто на похороны пригла
шается священник. В церкви по покойному служится панихида (отпева
на кладбище священником читается специальная молитва-лития.
В руку умершему вкладывается бумага с текстом молитвы.
робы повсеместно обтягивают тканью.
тот обычай является продол
жением старинной традиции, существовавшей у русских еще в XVII
равда, тогда обивку гроба могли позволить себе только богатые люди,
так как в основном использовался бархат (
остомаров, 1993, с. 232).
В русскоязычной среде утреннее время остается наиболее предпочти
тельным для выноса умершего из дома.
акральный огонь в доме умер
шего зажигается далеко не всегда.
огилу обычно выкапывают за день
до похорон.
анимаются этим посторонние люди, не состоящие в род
стве с покойным.
стройство могил имеет локальные особенности.
русские жители
аа-Хемского и
оджинского кожуунов в могильной яме
над гробом сооружают навес в виде дощатого настила, установленного
на четыре столба.
ередко на дно могилы укладывают лаги или кидают
лапник, предназначенные изолировать гроб от могильной земли.
оследнее прощание знаменуется целованием близкими родствен
никами лица покойного или венчика (освященной бумажной ленты, на
которой между изображениями Христа, Богоматери и
редтечи
располагается надпись: «
вятый Боже,
вятый крепкий,
вятый бес
смертный, помилуй нас») на его голове.
стальные провожающие огра
ничиваются прикосновением руки к стенке гроба во время медленного
прохождения вдоль него.
тало обязательным чтение некролога или про
изнесение прощальной речи (
овсеместно на похороны принято одеваться в одежду черного цвета,
что служит символом скорби.
то правило привилось в России сравни
екогда у русских существовали погребально-поминальные плачи-причеты,
исполнявшиеся специально приглашаемыми плакальщицами (Рыбаков, 1987,
113–114, 117–120;
еленин, 1991, с. 355;
остомаров, 1993, с. 232–233).
лачи
продолжались с момента смерти до погребения, исключая ночное время, когда
следовало только приговаривать.
лачи включались также в обряд поминок (
дакова, 2004, с. 88).
читалось, что оплаканный покойник не будет беспокоить
живых (Русские обычаи…, 2005, с. 59). В то же время существовало поверье,
требующее не выказывать скорбь по умершим детям, так как материнская слеза
«жжет ребенка» (Русские обычаи…, 2005, с. 62). Церковь, относя похоронные
плачи к языческому наследию, выступала их противницей. В
в. в борьбу
за их искоренение вступила и государственная власть.
ак, в 1715 г. на смерть
арфы, вдовы царя
едора
лесеевича,
етр
I откликнулся указом, за-
откликнулся указом, за-
откликнулся указом, за
прещавшим на похоронах «выть как ныне, так и впредь».
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
дует устанавливать на могиле только истовых верующих, остальным же
полагается столб с врезанной иконкой (
олубкова, 2006, с. 105).
нередко представляет собой массивное сооружение со столбами из круп
ных стволов деревьев и продольных толстых жердей (
, 2004, ч. II,
Вернувшись с похорон, родственники и друзья покойного моют руки
с мылом.
осле этого устраивается поминальная трапеза.
а столе, по
обычаю, должно присутствовать ограниченное число блюд.
огда-то их
было всего три: хлеб, сладкая каша и сладкий напиток.
о временем хлеб
утратил доминирующее положение, и на первое место выдвинулась кутья
коливо
) — вареная пшеница, ячмень, другие крупы или рис с изюмом, а
иногда и с медом; канун (
сыта
) — мед, разведенный в воде, часто с рас
крошенным хлебом или же кисель; блины.
аменой кутье, а часто допол
нением служили вареные бобы с сахаром или медом.
исель старались
варить очень густой, причем ели его ложкой.
читалось, что киселем «то
рили дорогу покойному» (Русские обычаи…, 2005, с. 74).
В настоящий момент на поминках староверов представлено гораздо
больше блюд. Различается постный и скоромный поминальный стол.
исель (уже не такой густой, как прежде) часто заменяют квасом или
компотом, а блины — лапшой. Характерными особенностями являются
наличие рыбного пирога и отсутствие мясных блюд, даже в мясоед (Бло
староверов сохраняется обычай раздачи членам общины одежды
умершего.
аждый, получивший что-нибудь из верхней одежды, должен
произнести столько молитв за покойного, насколько ценна доставшаяся
ему вещь.
тказаться от подарка нельзя (Шитова, 2005, с. 99).
Широко распространенное в современном обществе употребление на
похоронах алкогольных напитков затронуло и староверов.
ни пьют на
стойку или брагу (
травяница
кислуха
) (
атаринцева, 2006а, с. 120; лич
вановой-Бучатской).
В целом же в среду русскоязычного населения
увы советские преоб
разования внедрили общегражданский ритуал, основой которого явилась
условно русская обрядность, лишенная религиозной составляющей.
смотря на то что сохранились многие старинные обычаи, большинство
жителей следует им по инерции, не вникая в содержание.
ак, продолжа
ют занавешивать тканью зеркала (иногда и окна) в доме покойного, триж
ды поднимать и опускать гроб, мыть пол и мебель после выноса умерше
го, ставить стопку или рюмку водки, покрытую куском хлеба или блином,
перед портретом умершего (прежде — чашу с водой и миску с кашей,
кутьей), закидывать лапником дорогу траурного поезда, бросать горсти
земли и монеты в могилу.
днако в последнее время начинает частично
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
трением, но в последнее время стали использовать кресало и самодель
ные «спички» — лиственничные лучины с серой, приобретенной в апте
ке.
вечи староверы изготавливают сами, используя воск, жир и льняную
вановой-Бучатской).
роб выносят на кладбище ближе к полудню.
ри этом соблюдается
правило, чтобы покойный лежал ногами вперед.
а крышку гроба триж
ды крестообразно сыплется земля.
сли в миру это делает священник, то
у староверов-беспоповцев —
уставщик
ркой отличительной особенностью погребального обряда старо
веров было использование не дощатого гроба, а колоды, выдолбленной
из цельного древесного ствола, обычно кедра, лиственницы, сосны или
тополя (
ьяконова, 1992, с. 110–111;
атаринцева, 2004, с. 146; 2006а,
119;
антухова, 2006, с. 141;
, 2004, ч. II, л. 6). В исключительных
случаях применялись колотые доски, которыми, не сплачивая, устилали
дно могилы и закрывали трупы (
мельянов, 1984, с. 64). В последнее
время в основном фигурируют гробы.
днако при их изготовлении не
редко используется старинная технология — сколачивание деревянными
гвоздями.
Возможно, среди тувинских староверов сохранились представления,
зафиксированные этнографами в
мской области.
мские старообряд
цы, по сравнению с остальным населением, выкапывая могилу, делают
ее не такой глубокой.
сли стандартная могила имеет глубину около двух
метров, то у староверов — только полтора.
бъясняется это тем, что,
«когда наступит
трашный суд, то покойнику легче будет вставать, чем
В скитах
увы в случае, если смерть наступила зимой, из-за трудо
емкости копания промерзшей земли гроб с мертвецом могут оставить на
кладбище до весны (
атаринцева, 2004, с. 147; 2006а, с. 120)
руп, по христианскому правилу, располагают головой на запад.
огильные холмики выглядят как низкая уплощенная пирамидальная
или округлая насыпь.
амогильным знаком служит высокий деревянный
восьмиконечный крест или столбообразный конусовидный или пирами
дальный памятник, вырубленный из лиственничного ствола. Возможно,
в этом сказалось распространенное в старину убеждение, что крест сле
сожалению, остается невыясненным, сохранилась ли в
уве старинная
традиция староверов-поморцев класть в гроб в полотняном мешочке волосы и
ногти, собранные человеком в течение жизни.
В старину в зимнее время русские не хоронили покойников низших и сред
них социальных слоев, так как рытье могилы было очень дорого, а оставляли
трупы в усыпальницах и притворах до весны (
остомаров, 1993, с. 233).
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Человек, готовящийся к смерти, обязательно должен был покаяться и
причаститься, то есть выпить три ложки священной воды (
атаринцева,
2006а, с. 118).
здавна практиковался обряд обмывания покойного. Вода всегда слу
жила одним из наиболее действенных оберегов от злых потусторонних
оэтому обмывание трупа считалось обязательным.
екогда его со
вершала профессиональная группа лиц —
смывальщики
умывальщики
обмывальницы
, — в которую входили старые девы и пожилые
вдовцы.
бычно в обряде участвовали три человека: «один обмывает,
другой посудку держит, третий поддерживает тело».
окойника обмыва
ли мужчины, покойницу — женщины.
роцедура сопровождалась чтени
ем молитвы (Русские обычаи…, 2005, с. 61–62). В тувинской староверче
ской среде утвердилось правило, согласно которому умершего обмывают
и облачают в саван пожилые женщины, а укладывают в гроб старики,
причем обмывают «те, кого попросят» (
атаринцева, 2006а, с. 118).
оместив покойного в гроб, ему связывали руки и ноги, но перед са
мым погребением веревки развязывали (
атаринцева, 2006а, с. 119).
осле обмывания под вечер труп относят в храм, где всю ночь, сменяя
друг друга, родственники и близкие молятся.
ри молениях использу
ются кожаные или матерчатые четки (
лестовка
) и коврик для поклонов
подручник
) (
ьяконова, 1992, с. 109; Блошицына, 2004, с. 18–19).
стовка
— многозначный религиозный атрибут — имеет вид ленты, окан
чивающейся четырьмя лопастями. Внутрь нее вставляются короткие де
ревянные палочки. В последние годы дерево часто заменяется картоном
или скрученной бумагой. Различаются лестовки
исуса и Богородицы.
ервый тип имеет 102 вставки, второй — 150.
читается, что
лестов
выступает в роли свидетеля перед Богом о количестве произнесенных
человеком молитв.
Подручник
представляет собой коврик или плоскую
подушку.
а него при совершении земных поклонов кладутся руки с
целью избежать прикосновений к земле
Подручник
изготавливается из
двенадцати разноцветных кусков материи, символизирующих двенадцать
апостолов. Впрочем, нередко правило нарушается, и используются всего
четыре куска (Шитова, 2005, с. 93, 95;
атаринцева, 2006а, с. 55–56).
очные моления, безусловно, восходят к архаичному обряду, который
требовал от ближайшей родни (обычно детей умершего) присутствовать
в течение всей ночи возле умершего с возжиганием сакрального огня (Ве
лецкая, 2003, с. 29–30).
акральный,
живой
огонь для похоронного ритуала (а также
для хозяйственных нужд) староверы прежде добывали исключительно
режде лестовка и подручник являлись всеобщими православными атри
бутами.
а после того как церковная реформа патриарха
икона (проведенная
в 1650–1660 гг.) заменила земные поклоны на поясные, они остались только у
староверов.
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
одежды; падении звезды; самопроизвольном звоне колокола; беспричин
ном открытии двери; неожиданном треске стены, лестницы, подоконника
или печи; завывании ветра в трубе; разбивании зеркала. Близкую кончи
ну предвещали также плохие сны: разрушение дома; находка пояса; вход
священника в дом; появление пчел; видение печи или лодки; выпадение
зуба; отрывание каблука либо подметки (
остомаров, 1993, с. 244; Рус
екогда у русских использовалось множество эвфемизмов для замены
понятия «смерть», например, ушел в мир иной, Бог прибрал, уснул на
веки, затушил свечу, преставился, дал дуба, перекинулся.
о в последнее
время их стали применять от случая к случаю, не вкладывая никакого
сакрального значения, только желая украсить речь нетипичным выраже
нием или же, наоборот, снизить ее пафос.
огда-то в славянской среде существовали различные способы захо
ронения покойных.
днако под влиянием православия возобладала ин
гумация.
бязательность подземного погребения закрепилась в народ
ных пословицах: «
верх земли не положить даже нищего и бездомного»
аксимов, 1994, с. 210).
огребальные обычаи старообрядцев как наименее деформированные
временем представляют особый интерес.
увинские староверы на скло
не лет обычно начинают готовиться к смерти.
ля этого изготавливается
специальный костюм —
смертная одежа
сряд
акое одеяние шьется
вручную от себя (конец иглы обращен в противоположную сторону от
шьющего) из белого холста или бязи, причем используются суровые нит
ки без узлов, что восходит еще к дохристианской традиции.
женщин в
«смертную одежу» входит сарафан-
горбач
, нательная рубашка (
стано
), пояс, головной убор с открытой макушкой (
шамшура
), два плат
ка, чулки или носки и тапки (
босовы
), у мужчин — рубаха, штаны, пояс
и носки.
бязательным предметом является саван, в котором отверстие
для лица вырезается уже после облачения покойного (
ьяконова, 1992,
с. 109; Блошицына, 2004, с. 18;
антухова, 2006, с. 141;
атаринцева,
2006а, с. 118–119). В прошлом саваны различались.
поморцев мужской
саван был короткий, сшитый углом, женский — длинный и с оборками,
у австрийцев (независимо от пола) — длинный, до пят (
анилко, 1997,
Большое значение придается символике пояса, что является универ
сальным надэтническим элементом. Выступая как оберег, пояс приравни
вается к нательному кресту.
ипичны высказывания староверов: «
рест
и пояс всегда на человеке должны быть, если человек крещеный.
не
крещеный — ему ни креста, ни пояса» или «
одпоясанного бес боится»
(Шитова, 2005, с. 77;
атаринцева, 2006а, с. 86, 112).
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
когда можно было, сидя на печи, посмотреть сквозь берцовую кость жи
вотного (
едакова, 2004, с. 38, 106).
мершие своей смертью почитались как защитники рода.
амоубий
цы же, утопленники, мертворожденные представлялись опасными, так
как выступали воплощением темных, недобрых сил.
редполагалось, что
их неистраченная жизненная сила, перейдя в иной мир, становится вре
доносной для живых, губя другие «души» (
едакова, 2004, с. 39–40).
огласно христианской религии, загробный мир делится на рай и ад,
в которых пребывают «души» праведников и грешников соответственно.
Рай располагается на небе (по некоторым представлениям, на земле, а
именно на возвышенности). В нем вечная весна, поют птицы, мир и по
кой, всегда светит солнце.
д — темная преисподняя, страна мучений,
зловонная пустыня, размещающаяся в недрах земли. В нем полыхает
пламя (геенна огненная) и одновременно ужасно холодно.
осле смерти
человека его «душа» находится в загробном мире лишь до второго при
шествия
исуса Христа, когда должен наступить конец света и произой
трашный суд.
осле этого рай переместится на землю, а «души» пра
ведников соединятся с воскресшими телами.
аправлением «душ» в рай или ад занимается Бог, оценивая тяжесть
грехов, совершенных умершим при жизни.
то происходит непосред
ственно перед смертью человека, когда за его отлетающую «душу» бо
рются ангел и черт
редсмертные страдания умирающего объяснялись
именно проявлением этой борьбы (
аксимов, 1994, с. 27; Русские обы
чаи…, 2005, с. 60).
обедитель забирал «душу» с собой.
нгел доставлял
ее Богу, а черт уносил в ад.
равда, «души» особых грешников еще до
Божьего суда могут оказаться в аду.
о представлениям русских, «душа» уходит в иной мир постепенно,
поэтапно.
начала «душа» покидала тело умершего, затем она выходила
из жилища, после чего временно наведывалась обратно в дом, навещала
гроб в могиле и, наконец, исчезала из мира живых (
остомаров, 1993,
едакова, 2004, с. 72; Русские обычаи…, 2005, с. 71–72).
В русскоязычной среде существовали поверья о предзнаменованиях
надвигающейся смерти.
ни могли выражаться в неурочном крике пе
туха; петушином пенье курицы; чрезмерно коротком куковании кукуш
ки; навязчивом карканье вороны; стуке птицы в окно, дверь или стену;
собачьем вое; прилете к дому и опускании на крышу ворона, ястреба,
филина, совы; укладывании кошки поперек половиц; порче мышами
ногие крестьяне верили, что ангел и черт сопровождают человека в те
чение всей жизни.
нгел незримо находится за его правым плечом, а черт — за
левым (Власова, 1995, с. 256).
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
ход в таежные дебри как религиозное движение забыт окончательно.
словам местных жителей, в последние годы наметилось перемещение
отдельных семей староверов дальше в верховья
аа-Хема (
, 2008,
роме того, несколько лет назад у истоков р. Хамсары в
оджин
ском кожууне поселилась христианская община, состоящая из трех де
сятков человек, включая детей (
ува-
нлайн, 20.02.2008). Хотя вряд ли
этих людей следует причислять к старообрядцам, скорее они являются
последователями какого-то сектантского новообразования.
В древности славяне наделяли человека двумя «душами»: доброй
и злой (
едакова, 2004, с. 63).
озднее с внедрением христианства на
родные верования слились с новой религией и создали представления
об одной-единственной «душе», но имеющей разнообразную природу.
читалось, что «душа» наиболее прочно связана с Верхним миром и с
такими его проявлениями, как огонь («огонь жизни»), астрал («падающая
звезда
— знак смерти»), воздух («душа», «дух вон»).
лавяне верили в
невидимость «души» умершего, и в то же время в ее способность превра
щаться в насекомое (бабочку, муху), птицу (голубя, утку, воробья), зверя
(мышь, коня), растение или принимать антропоморфный облик (
сьев, 1983, с. 352–360; Власова, 1995, с. 275).
дна из редких возмож
ностей увидеть «душу» покойного предоставлялась во время поминок,
в потолке и закрывались, как трубы. Было там необыкновенно красиво: стены
крашены особой краской, ее из подсолнухов они делали, все иконы обрамлены
бисерной вышивкой и в свете лампадок и свечей все очень красиво перелива
лось и сверкало. В спаленке стояли лавки. Все обитатели этого монастыря дели
лись по возрасту и полу: парни жили отдельно от взрослых мужчин-монахов, у
женщин тоже было разделение» (
верева, 2001, с. 172–173).
пустя почти сорок
лет староверческие кельи продолжали поражать мирских чистотой и уютом, что
было засвидетельствовано поэтом и писателем
мельяновым (
1984, с. 67, 71, 73–74). Впрочем, он же описал и места проживания тувинских
старообрядцев совсем иного характера: «
ервое неотразимое впечатление, когда
мы вошли в келью, — это нестерпимо резкий неприятный запах… от немытого
многими годами человеческого тела, не убираемого также многими годами жи
лья, застоявшегося воздуха, редьки, которой питаются монахи, затхлого тряпья,
ладана. …увидел я слева большую русскую печь, несколько деревянных топчанов
с грязным тряпьем на них, стоящих вдоль стен, и разбросанные и развешанные
там и сям лестовки, подручники и другие предметы монашеского быта и оби
хода» (
мельянов, 1984, с. 82).
сторик, фольклорист, знаток старообрядчества
П
окровский подчеркивал, что «отказ от омовения — традиционная добро
детель монашества со времени его возникновения и до сего дня (во всяком слу
чае, в енисейских скитах)» (
окровский,
ольникова, 2002, с. 445). В наши дни
монахини, отказываясь от бани, допускают омовение в проточной воде (
атарин
цева, 2006а, с. 78).
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Глава IV
РУССКАЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ В ТУВЕ
…выкопаф могилу преглубокую
вятогора Романова,
асыпали песком-хрящом сыпучием;
авалили они сер камень великий же…
Былина «Погребение Святогора»
ервые переселения русских в
уву практически не сказались на по
гребальной практике обоих народов. Большинство мигрантов не стреми
лось к близкому знакомству с аборигенными жителями.
тарообрядцы,
как правило, избегали каких-либо тесных контактов, селились изолиро
ванно в глубине таежных районов. Благодаря этому в среде старообряд
цев были «законсервированы» старинные ритуалы первопроходцев.
увинские староверы были представлены двумя религиозными на
правлениями — поповцами и беспоповцами.
ервые, признававшие свя
щенников, являлись представителями белокриницкого («австрийского»)
согласия, вторые же, заменившие священников наставниками (
уставщи
), принадлежали к поморцам, часовенным, бегунам-странникам, веро
ятно, филипповцам и федосеевцам.
концу XX в. число староверческих
толков и согласий в
уве резко сократилось.
стались только немного
численные поповцы и часовенные, а также поморские беспоповцы (
ата
ринцева, 2006, с. 209, 211; 2006а, с. 45).
тароверческие хозяйства, некогда встречавшиеся во многих ме
стах вдоль
нисея, с приходом советской власти локализовались в
Хемском и
андинском кожуунах
1921 г. наметилась тенденция пере
мещения староверов в особенно глухие таежные места. В 1930–1940-е гг.
ськов, 2001, с. 74).
В настоящее время староверческие поселения сохранились только в
верховьях
алого
нисея.
то поселки
ржей,
жеп, Чевелиг-ой,
Чодураалыг,
к-Чары. В глубине тайги до сих пор про
должают существовать скиты, куда теперь уходят некоторые пожилые
ортодоксально настроенные староверы
днако нельзя сказать, что и
тароверы проживали на территории современных
луг-Хемского,
Хемского,
ызылского,
ере-Хольского,
аа-Хемского и
андинского кожуунов
ьяконова, 1992, с. 106).
частница переписи населения 1930 г. оставила описания одного из каа-
хемских скитов: «
емлянки находились высоко в скалах, окна были прорублены
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Приложенные файлы

  • pdf 3237727
    Размер файла: 651 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий