Цель статьи – рассказать об особенностях скандинавской мифологии. Ключевые слова: скандинавы, мифология, религия, особенности, история.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
552


УДК

293.11

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ

Романова М.А
.,

студентка первого курса

культурологического факультета

Челябинский государственный
институт культуры

Г. Челябинск, Россия

E
-
mail
:
mromanova
[email protected]
gmail
.
com


SPECIFIC FEATURES OF SCANDINAVIAN MYTHOLOGY

Romanova M
.

First
-
year student

Cultural faculty

Chelyabinsk State Institute of Culture

G. Chelyabinsk, Russia

E
-
mail:
[email protected]

АННОТАЦИЯ

В данной статье описаны отличительные черты скандинавской
мифологии, которая принадлежит северным древнегерманским племенам,
населявших побережья Норвегии, Швеции и территорию
Дании,

история ее
открытия и объяснение того, почему до нашего времени дошли
553


неизмененные легенды древности. Цель

статьи



рассказать

об

особенностях

скандинавской

мифологии
.

ABSTRACT

This article describes the distinctive features of Scandinavian mytholog
y,
which belongs to the northern ancient German tribes, who inhabited the coast of
Norway, Sweden and the territory of Denmark, the history of its discovery and
explanation of why old legends survived to the present days. The purpose of the
article
-

to ta
lk about the features of Scandinavian mythology.

Ключевые слова
:
скандинавы, мифология, религия, особенности,
история

Keywords
:
Scandinavians
, mythology, religion, features, history

Одной из древнейших мифологий является скандинавская. Несмотря на
то, что существуют родственные мифологии, перенявшие у нее некоторые
сюжеты и образы, она содержит в себе особенные черты, о которых я
расскажу в данной статье.


Изначально существов
ала древнегерманская мифология, которая
принадлежала группе племен, относившихся к индоевропейской языковой
семье и в древности населявших побережья Н
орвегии,
Швеции и территорию
Дании, а к 5 веку нашей эры германцы распространились до территорий
возле рек

Рейн, Висла, Дунай и заняли южную Скандинавию. Эти народы
появились позже кельтов


в Римских источниках первое упоминание
германцев относится к 1 веку до нашей эры.

Как и остальные древние объединения людей, германцы жили
родоплеменным строем и разделени
е на многочисленные племена (греческий
историк Страбон в 7 книге своей «Географии» перечислил около 20
древнегерманских племен, живших за Рейном) привело к значительной
разнице в их верованиях, обрядах, традициях, в именах и функциях божеств,
554


а от географи
ческого положения племен зависела степень взаимного
воздействия на их мифологию, жизненный уклад других народов, с которыми
германцы взаимодействовали

[4], [8]
.

Древнегерманская мифология делится на две части


мифологию
континентальных германцев и мифолог
ию северных стран, которой как раз
является скандинавская. Германцы, живущие на континенте, подверглись
влиянию своих ближайших соседей
-

римлян и кельтов, и христианизация
Европы затронула их одними из первых. Именно поэтому чистая древняя
мифология в сво
ем первозданном виде сохранилась у северных племен,
которые в силу географического расположения были, как и кельты,
населявшие острова Британии и Ирландии, ограждены от сильного влияния
других культур, вели замкнутую жизнь и поздно перешли к христианству


Исландия, в которой лучше всего сохранились языческие верования, была
христианизирована только в 1000 году.
Д
ревние скандинавские верования с
приходом христианства не искоренялись бесследно, а постепенно
переходили в легенды и сказки. Точно неизвестно, кт
о сохранял все эти
мифы, так как в древнегерманских племенах жречество было развито слабо
или отсутствовало, а основную роль играли вожди

[4], [8]
.

Скандинавская мифология дошла до нашего времени благодаря двум
литературным источникам


«Старшей» и «Младш
ей Эдде». «Старшая Эдда»
была составлена в Исландии в 13 веке и найдена в 1643 году епископом
Бриньолвом Свейнссоном, она содержит в себе песни о богах, героях,
происхождении вселенной. "Младшей Эддой" называют сборник,
составленный исландским поэтом и уче
ным Снорри Стурлусуном, в котором
в прозе рассказывается о поэтическом искусстве скальдов и
пересказываются, объясняются цитируются сюжеты "Старшей Эдды". Часть
песен «Старшей Эдды» была обнаружена в рукописях, названных «Малая
Эддика», так возникло поняти
е


эддическая поэзия. Значение слова «эдда»
не установлено: иногда его переводят как «книга из Одди» (название
местности, где Снорри жил в детстве), иногда как «прабабка» или «поэзия».
555


Лучшей сохранности старинных мифов послужило еще и то, что исландские
записи велись на родном народном языке, в то время как в Европе все
писалось на латыни

[4], [8]
.

Некоторые отдельные мифы воссоздаются по более поздним сагам
-

например, по «Саге о Вольсунгах» или по «Саге об Инглингах».
Мифологические мотивы обыгрываются

и в поэзии скальдов


прежде всего
в так называемых «кеннингах», метафорах, часто содержащих в себе отсылки
к легендам. Рационализированные, объясненные мифы приводит в своем
сочинении «О деяниях датчан» датский хронист Саксон Грамматик

[4]
, [8]
.

В сканд
инавской мифологии хорошо видна тенденция, связанная с
географическим положением


холодный жесткий климат, неплодородные
земли, близость мрачных вод океана и постоянная борьба за жизнь
сформировали определенный взгляд на мир
-

в верованиях древних
германц
ев преобладают исполинские чудища, великаны, масштабные
жестокие сражения, подробное описание загробного мира, жизни после
смерти, конца света и предречение гибели даже самым могущественным
божествам.

Изначально верования скандинавов были основаны на куль
тах
плодородия и загробной жизни


во второй половине II тыс. до нашей эры.
Скандинавы поклонялись божествам, приносившим урожай и неизвестному
богу, главным атрибутом которого являлся топор

[4], [8]
. Позже объектами
поклонения стали громовержец

Тор, бог
солнца Фрейр, бог ветра и бури
Ньерд и Один, бог мертвых. Только к эпохе викингов, в конце I тыс. нашей
эры скандинавские мифологические представления стали более
упорядоченными, усложнились понятия о строении мироздания, его
появлении, появилась четкая ие
рархия божеств и из них выделился Один,
мудрец, воин, предводитель и всеотец

[2],

[4],

[5],

[8]
.

В основе скандинавской космогонии лежит мировая бездна
Гинунгагап, наполненная инеем, в которую попадали ледяные брызги потока
Хвергельмир и искры из области
вечного пламени


Муспелля. Из инея,
556


тающего от жара огня, возник великан Имир и корова Аудумла, вылизавшая
из соленых камней первого предка божеств, чьи внуки убили великана и
создали мир из его тела. Мотив приношения в жертву первосущества и
сотворения м
атериального мира из его частей довольно распространен,
например в индийских ведах говорится о Пуруше, из тела которого был
создан космос, люди и было задано деление на касты.

Как и в египетском, греческом, римском, китайском мифологическом
понимании мира
скандинавы находились в центре, Мидгарде, сотворенном
из ресниц первого великана Одином, Виле и Ве. В скандинавской мифологии
существуют горизонтальная и вертикальная проекции. Описание Мидгарда
дает представление о горизонтальной модели скандинавского
миф
ологического мироздания


юг и запад являются добрыми началами,
несущими свет, а север и восток соотносятся с холодом, тьмой и смертью.
Мидгард окружен мировым океаном, созданным из крови Имира, а в нем
обитает мировой змей Ёрмунганд. Вертикальной проекцие
й мира является
мировое древо, ясень Иггдрасиль, соединяющий девять миров и
возвышающийся над Мидгардом. У его корней находится преисподняя
Нифльхейм, посередине


Мидгард (срединный мир людей находится в
центре и вертикальной, и горизонтальной проекций)
, а на ветвях, уходящих
в небо, Асгард


царство богов. Связью между миром людей и богами служит
радуга, трехцветный божественный мост Биврест, охраняемый стражем
Хеймдаллем

[4],

[5],

[7]
,

[8]
.

Пантеон скандинавов состоит из ванов, богов плодородия, и асов



главной группы божеств. Божества являются большой семьей, которая живет
по принципам патриархальной родовой общины, почти все мифологические
персонажи связаны друг с другом родственными связями и часто собираются
на совместные пиры и встречи, для обсужд
ения чего
-
либо. Центральное
божество


Один, бог военной магии, предводитель валькирий и покровитель
героев. Другими значительными богами являются Тор, громовержец,
557


ведущий борьбу с врагами богов и людей и Тюр, покровитель воинской
чести, правил боя и поед
инков

[2],

[4],

[5],

[8]
.

Среди множества богов можно выделить особенного
-

Локи, так как он
не имеет аналогов в остальных древнегерманских верованиях и обладает
уникальным характером, поэтому популярен в легендах, пословицах и
поговорках. В других миро
вых мифологиях сложно найти похожее
божество. С одной стороны, Локи высокомерен, имеет злое чувство юмора и
непостоянен, не находится на чей либо стороне, постоянно вступает в связи с
чудовищами и от него произошли такие ужасные создания как Фенрир,
Ёрмунг
анд и Хель, но, несмотря на это, бог сопровождает самого Одина или
Тора, связан с ними кровным родством и помогает по сюжету различных
легенд

[4],

[7],

[8]
.


Помимо асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов
населен демоническими существами и
духами. Это противостоящие богам
хтонические чудовища и етуны (великаны), цверги (карлики
-
кузнецы,
живущие под землей или в камнях),


альвы (низшие природные духи), норны
(женские духи, определяющие судьбы людей при рождении), валькирии
(воинственные женск
ие духи, служительницы Одина) и эйнхерии (погибшие
герои, пирующие с Одином в его чертогах)

[4], [8]
.

Много значения придавалось битвам и смерти


об этом
свидетельствует существование Вальгаллы, божественного чертога Одина
для павших в сражениях воителей, куда их с поля боя уносили валькирии и
где их ждал бесконечный пир. Люди, умершие обычной смертью, по
падали в
подземный мир Нифльхейм, где нет ничего кроме воды, тумана и льдов.

Сначала происходит сотворение мира, после наступает золотой век,
когда богам удается справиться с мировыми чудовищами, за ним следует
война асов и ванов, и века после нее боги и
великаны ведут борьбу за
сокровища кузнецов
-
цвергов. Завершается все убийством светлого бога
весны Бальдра, сына Одина и его жены Фригг


после его смерти начинается
558


Рагнарѐк, «сумерки богов». Мировые чудовища, злые духи, великаны,
вырываются на свободу,
в Мидгарде и Асгарде воцаряется беззаконие и хаос,
все люди и божества погибают в битве с монстрами, но после этого мир
обновится, в нем останутся молодые боги вместе с воскресшим Бальдром и
мужчина и женщина, от которых произойдут новые люди [4], [7], [8]
.

В современном мире скандинавская мифология до сих пор популярна и
у этих древних верований есть последователи, создавшие на основе
скандинавских мифов неоязыческое движение «Асатру». Участники этого
движения есть на территориях нынешних скандинавских гос
ударств, в
Италии, Испании, США и России, они почитают Одина, возрождают древние
традиции и обожествляют силы природы [1], [9].

Итак, главными специфическими чертами скандинавской мифологии
являются особое отношение к войне, битвам за мир и смерти, суровос
ть и
жестокость сил природы, понимание того, что сами боги смертны,
неоднозначность и яркость характеров героев и необычайно светлая вера в
возрождение мира после его уничтожения.

Сюжеты скандинавских легенд привлекают к себе исследователей и
творческих
людей атмосферой жестокой стихийной природы, мрачностью и
монументальностью, необычными образами мифических пространств и
существ.

Список литературы

1.

Асатру [Электр. ресурс]


Режим доступа: http://асатру.рф

2.

Боги скандинавской мифологии [Электр. ресур
с]


Режим доступа:
http://rushist.com/index.php/mifologiya/1669
-
bogi
-
skandinavskoj
-
mifologii

3.

Германская мифология [Электр. ресурс]


Режим доступа:
http://rushist.com/index.php/mifologiya/2076
-
germanskaya
-
mifologiya

559


4.

Королев, К.М. Скандинавская мифология. Энциклопедия [Электр. ресурс]/
К.М. Королев.
-

Режим доступа:

http://royallib.com/read/korolev_kirill/skandinavskaya_mifologiya_entsiklopediya.
html#0

5.

Мелетинский, Е. М.
Скандинавская мифология как система [Электр.
ресурс
]/ Е. М. Мелетинский.
-

Режим доступа:

6.

Мелетинский, Е. М. Эдда и ранние формы эпоса [Текст]/ Е.М.
Мелетинский.
-

М.: Наука, 1968.
-

364 с.

7.

Семѐнова, М. В. Поединок со Змеем: Мифологический роман. [Текст]/
М.В. Семѐнова.
-

Спб.: Азбука, 1996.
-

400 с.

8.

Синельченко, В.Н., Петров, М. Б. В мире мифов и легенд [Текст]/ В.Н.
Синельченко, М. Б. Петров.
-

СПб.: Диамант, 1995.
-

576 с.

9.

Asatru: Norse Heathenism [Электр. ресурс]


Режим доступа:
http://www.religioustolerance.org/asatru.htm













Приложенные файлы

  • pdf 3236851
    Размер файла: 334 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий