Жиртуева Н.С. Типология мистических традиций мира и методов мистической. Ключевые слова: мистические традиции, Абсолют, идеальное и материальное, психопрактика.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Жиртуева Н.С.

Типология мистических традиций мира и методов мистической
психопрактики

Типология мистических традиций мира формируется согласно трё
м

основны
м

позици
ям
: 1)
с
ущность Абсолюта; 2) соотношение идеального и
феноменального

бытия; 3) методы мистической
психо
практики. Первая
позиция утверждает два основных мистических типа.

Имманентная мистика
является мистикой ©слияния» с Абсолютом по сущности и приводит к
трансформаци
и

сознания.
Трансцендентно
-
имманентная (антиномич
еская
)

м
истика является мистикой ©соединения» с Абсолютом по благодати и
приводит к

преображению личности. Согласно второй позиции в пределах
двух типов формируются монистическая, дуалистическая, плюралистическая,
холистическая и интеграционная традиции. Основными

методами
психопрактики есть дисциплинарный аскетизм, психосоматические
упражнения, медитативное созерцание и любовь
-
доверие к Абсолюту.

Zhirtueva N.S.

Typology of world mystic traditions and the methods of phychopractice

Typology of world mystic
traditions is formed

according to the three

essential
attitudes: 1) the substance of the Absolute; 2) the intersubordination of ideal and
phenomenal

beings; 3)

consolidates the two main mystic types.

The immanent mystics is the mystics of
integration with the Absolute by substance and leads to transformation of
consciousness. The
transcendental immanent mystics (antinomical) is the mystics
of connection with
the Absolute by God`s grace and leads to tr
ansfiguration of
personality. Monistic, dualistic, pluralistic, holistic and integrative traditions are
phychopractice are disciplinary asceticism, psychosomatic exercises, medita
tive
contemplation and love
-
trust to the

Absolute.

Ключевые слова
: мистическ
ие

традици
и
,
Абсолют, идеальное и
материальное
, психопрактика.

Key words
: mystic
al

tradition
s
,
Absolute,

ideal and material,

psychopractice.


На современном этапе обращение к
мировому религиозному опыту, и,
прежде всего, к опыту мистических учений, связано с кризисными явлениями
в

культуре
и поиском

пут
ей

их преодоления
.
При этом

в современной
научно
-
исследовательской литературе до сих пор не существует
однозначного
определения

©
мистического
»
. По мнению Е. А. Торчинова,
©мистикой» называют достаточно гетероморфные и гетерогенные явления,
между которыми нет ничего общего, кроме названия [
Торчинов 1998
web
,
Введение:3].

В нашем исследовании
©мистическими»

будут
называться

те учения,
которые стремятся к ©единению» с Абсолютной реальностью. Их
отличительной особенностью является переход от эгоцентрического
сознания к просветленному,
что
в различных учениях называется
©
святостью
»
,
©
спасением
»
,
©
освобождением
»
,
©
пробуждением
»

и т.д.
©Мистика» является родовым понятием по отношению к понятиям
©мистицизм» (теория) и ©мистический опыт» (практика), объединяя
теоретическую и практическую часть опыта ©единения» с Абсолютом. Это
переживания адепта во время контакта с Абсолютом, разноо
бразные
психопрактики мистического контакта, аналитические тексты с
комментариями и др. Результатом является формирование определенной
мистической традиции, с помощью которой совершается трансляция
мистической теории и практики от одного поколения к другом
у [Жиртуева
2009, 20].

В современном
компаративном
религиоведении
уже предпринимался
анализ
универсальных и индивидуальных особенностей мистических
традиций мира. К проблеме универсальных особенностей мистического
опыта обращались в своих трудах Н. Бердяе
в, У. Джемс, У. Стэйс, Ф. Стренг,
Ф. Хаппольд и др.

История религиозных учений демонстрирует огромное разнообразие
мистических традиций, сформировавшихся на основе национальных и
мировых религий. Поэтому
наиболее сложной является проблема типологии
индиви
дуальных особенностей мистических традиций. В разные времена к
этой теме обращались Тор Андре, С. Булгаков, Р. Зэнер
,
Р. Отто, А.
Сафронов, У. Стэйс, Е. Торчинов и др. Но до сих пор нет единой типологии
мистических традиций мира.

Можно выделить, как миним
ум,
пять основных методологических
моделей

построения типологии мистических традиций.

Согласно первой модели
типы мистики формируются в зависимости от
того, как в них решается проблема сущности Абсолюта.

Как правило
,

исследовател
и

выделяют

два основных мистических типа.

Например,

российский
религиозный

философ С. Н. Булгаков утверждал,
что
существуют
©
два пути религиозной философии: антиномический
и
эволюционно
-
диалектический
»

[Булгаков 1994
web
,
I
:
III
]
.

В первом случае
©
Объект религии, Бог, есть нечто, с одной стороны, совершенно
трансцендентное,
иноприродное, внешнее миру и человеку, но, с другой, он
открывается
религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит,
становится его имманентным содержанием
»
, что порождает

определенный
антиномизм

[
Булгаков 1994

web
,

I
:
I
]
.

Во втором случае
религия утверждает,
что
©
и бог, и мир одинаково находятся
по сю

сторону Ничто, суть как бы его
ипостаси, вернее, модусы или диалектические моменты.
Они находятся в
определенном иерархическом соотношении, как ступени самооткровения
Ничто
»

[Булгаков 1994

web
,
I
:
III
].


По мнению р
елигиозн
ого

философ
а

В. Н. Лосск
ого, Абсолют может
быть имманентным и трансцендентно
-
имманентным. Например,
©
Библия
утверждает

непреложную изначальность Бога одновременно абсолютного и
личного
»
, именно поэтому
©
Бог имманентен и трансцендентен
одновременно: имманентность и трансцендентность взаимно друг друга
предполагают
»
. В. Н. Лосский утверждает, что
©
чистая трансцендентность
невозможна: если мы постигаем Бога как трансцендентную причину
вселенной, значит Он не чисто трансцендентен, так как само понятие
причины предполагает понятие следствия
»

[
Лосский 1991
, 264,266]. Бог
восточных религий является не Верховным и Единичным, а то
лько

одним из
многих персонажей политеизма
, что делает его имманентным по сущности
:
©”Боги” и даже “личный” Бог индуизма


это только аспекты, только
проявления некоего безличного абсолюта... столь же условные, как и мир,
которому они предстоят»

[Лосский 1
991, 263].


Таким образом, философы говорят о существовании
©
эволюционно
-
диалектической
»

(имманентной) и
©
антиномич
еск
ой
»

(трансцендентно
-
имманентной) религии и мистики.

В

типологии Е. А. Торчинова выделяются
©
религии чистого опыта
»

и
©
религии откровения
»
.

Первые
имеют установку
на трансперсональные переживания,
предполага
я
, что спасение или
освобождение достига
е
тся исключительно благодаря трансперсональному
опыту

как

результат
у

определенной психотехнической практики. В
©
религиях

чистого опыта
»

религиозная

доктрина вытекает из
трансперсонального опыта
и обуславливается ею

[
Торчинов 1998
web
,
Вступление:4;9].

В
©
религиях откровения
»
,

или
©
религиях Книги
»
,

ут
верждается, что
спасение невозможно без достижения состояния высшей степени морального
совершенства (
праведности), что сделало моральный аспект важнейшим в
этом типе религий
. По мнению Е.

А.

Торчинова, в них практически был
уничтожен психотехнический элемент, что объяснялось невозможностью
воспроизвести мистический опыт самого Христа или Мухаммеда. Еще одной
причиной непопулярности индивидуального психотехнического опыта в
©
религиях откровения
»

является их направлен
ность

на коллективное
спасение. Особое внимание уделялось не индивидуальным, а групповым
формам духовной практики: совместн
ой молитве
в синагоге, пятничн
ому

намаз
у

в мечети, роскошны
м

литургическим действиям

православия и
католицизма

[
Торчинов 1998
web
, ІІІ:1:4]
.


У. Уэйнрайт, признавая принятое в западноевропейском компаративном
религиоведении деление мистицизма на два типа


интровертивный и
экстравертивный, тем не менее
,

считает
, что
©
каждая адекватная типология
должна признавать с
уществование нескольких типов экстравертивного
мистического сознания и отличать монистический мистический опыт от
теистического мистического опыта
»

[
Wainwright

1981,
41].


Согласно второй
модели

мистические традиции отличаются по цели
мистической практики.
По мнению В. Н. Лосского, в трансцендентно
-
имманентном христианстве целью мистической практики является
объединение человечества с Божеством
©
во Христе и через Христа
»
, когда
©
Божественная прир
ода сообщается природе человеческой, чтобы её
обожить
»
. Но имманентные религии призывают к исчезнов
е
нию,
растворению в чистой самоуглубленности, в полной самотождественности
[
Лосский

1991,

263,265].

Ш
ведский востоковед и теолог
Андре

Тор
говорит о существо
вании
двух типов
традиций.
Аскетический
гност
ический мистицизм направляет
мистика к

©
метафизическому

превращению

в существо из духа и света
»
,
чтобы преобразовать человека из физического, земного существа в духовное
небесное, сделать его
©
богом в земном
воплощении
»
.
Но есть также
мистицизм
©
морально
го

превращения
»
:
через

люб
овь
, добр
о
, милосерди
е
,
правд
у

и верност
ь

человек становится подобен Богу
.

Как утверждает автор, в

первом случае
через духовное самосовершенствование
©
человек
сам
становится Богом
»

и п
оэтому уже в Нем не нуждается, во втором
-

только
Ему уподобляется

[
Андре 2003
,
59
-
60
]
.

Е. А. Торчинов

выдел
ил

четыре типа
традици
й,

стремящи
х
ся:

а) к
полному растворению в безличном Абсолюте или отождествлению с ним
(соотносится с
©
гностической
психотехникой
»
); б) к соединению с
Абсолютом (Богом) при сохранении индивидуальности, которая изменяется,
преображается


©
обожение
»
,
©
фана
-

бака
»

(соотносится с
©
бхактической
»

психотехникой); в) к успокоению, исчерпанию аффектов и аффективных
состояний,
к транквилизации (тхеравадинский буддизм, махаяна); г) к
отделению психического или духовного от материального или физического
(джайнизм, классические санкхья и йога)
[
Торчинов 1998
web
, заключение
].


Согласно третьей модел
и
мистические
традиции
классифицируются

в
зависимости от того, как они

решают
проблему

соотношения и
деального и
материального

бытия
.
Так, например,
Р. Отто различал
©
два мистических
пути
»
: мистицизм
©
внутреннего

видения
»
,
©
погружения в себя
»
, и мистицизм
©
видения

единства
»
.
Для
первого

пут
и

характер
но
©
о
твращение от всего
внешнего, уход в собственную душу, в ее глубину, знание о таинственной
глубине и знание о возможности вернуться в эту глубину, войти в нее.
Мистике этого типа присуще погружение, а именно погружение в себя, с те
м
чтобы во внутреннем прийти к прозрению, найти здесь или бесконечное, или
бога, или брахмана
»
. Мистицизм второго типа воспринимает вещи и
процессы мира не как множественное и разрозненное, но как целое и единое.
[
Кимелев 1985,
129].

У. Ст
э
йс

развива
е
т
типологию Р.

Отто
,
называя первый тип
©
интровертивны
м
»
, а второй
©
экстравертивны
м
»
. Для экстравертивной
мистики характерно
©
унифицированное видение, которое можно описать
абстрактной формулой
©
Все есть Единое
»
. При этом Единое узнается
физическими органами

чувств во всем разнообразии объектов мира.
Основной чертой и
нтровертивной мистики

является стремление к
©
Универсальному Сознанию, из которого исключается все разнообразие
чувственного и эмпирического, а остается только Пустота
»
. Интровертивные
мистики дос
тигают сос
тояния, которое считают опытом
©
ничто
»
,
©
единого
»
,
©
безграничного
»

или
©
чистого сознания
»

[
Stace

1961,
110
-
111,131].

Также и Ф. Олмонд выделяет две разновидности мистического опыта.
Первый в исследованиях называется
©
паненгеничным
»
,
©
экстравертивным
»
,
©
путем Единства
»
. В нем мир познается как всеобъемлющее единство и
целостность. Второй тип опыта, как отмечает исследователь, совсем не
вмещает
©
публичных явлений
»
: он происходит
©
внутри
»

индивида и, как
правило, является результатом созе
рцания. Этот
©
внутренний
»

или
©
интровертивный
»

опыт дает знание о реальность
©
внутри
»

публичных
явлений

[
Almond

1982,
7].

В типологии Андре Тора

утверждаются типы

©
аскетическ
ого

мистицизм
а
»

и
©
мистицизм
а

любви
»

[
Андре 2003,
8
,
18].


Согласно четвертой
модели
типология мистических учений зависит от
основного метода мистической практики.
Например,

С. Н. Булгаков
писал
,
что
антиномическая религия познает трансцендентное в
©
акте веры
»
, а
основным методом ее
является
молитва
.

Основн
ой

метод не
-
антиномич
еско
й

религии

-

гнозис,

а
в
результате происходит
©
полное преодоление веры
знанием
»

[Булгаков 1994

web
,

Введение:2
].

Е. А. Торчинов
распределяет учения на три группы: а)
©
гностические

традиции
»
,

ориентирующиеся на созерцание, сосредоточение сознания, и на
без
о
б
разный экстаз, не сопровождаемый задействованием эмоциональной
сферы. Они утверждают приоритет трансперсонального познания (гнозис,
джняна) Абсолюта, Бога, истинного Я. Это индийская джняна
-
йога, отчасти
йога махаяны, христианская апофатика; б)
©
бхактическ
ие

традиции
»
,
использующие

эмоциональное возбуждение, связанное с любовным
(эротическим в античном смысле слова) отношением к объекту созерцания.
Они утверждают приоритет эмоционального отношения к Абсолюту (как
правило, личному Богу). Это индийское бхакти, суфизм и аскетическое
те
чение в восточнохристианском и католическом мистицизме; в)
©
тантрические

традиции
»
,

применяющие методы психофизической
регуляции, предполагающие включение в психосоматический процесс
соматического фактора. Они используют специальные позы, дыхательные
упраж
нения, сосредоточение на центрах тела, ритуальный танец. Это
тантрическая йога в буддизме и индуизме, даосские формы психотехники,
поздний исихазм, суфизм

[
Торчинов 1998
web
, заключение]
.

Укр
аинский исследователь
А.

Г.
Сафронов называет четыре группы
метод
ов

мистической практики
: медита
цию
, психосоматические методы,
дыхательные практики и использование психоактивных веществ

[Сафронов

2004
,

61
]
.

Согласно пятой
модели

типы мистики формируются в зависимости от
тех переживаний, которыми они сопровождаются.
Е. А. Торчинов
выделяет
три типа традиций, которые приводят: а) к разного рода расширению
сознания (
©
космическое сознание
»
,
©
сознание всего сущего
»
,
©
абсолютное
сознание
»
,
©
универсальная пустота
»
); 2) к переживаниям покоя и
транквилизации сознания; г) к пе
реживаниям самопребывания, автономности
индивидуального духовного начала в его обособленности от других объектов
и материи [
Торчинов 1998
web
, заключение].
А. Г. Сафронов
выделя
ет

четыре типа переживаний: изменение эмоциональных состояний, изменение
воспри
ятия, изменение волевого самоконтроля, изменение самосознания и

самотождественности личности [
Сафронов 2004,
48].

Все отмеченные типологии

мистических традиций
, во
-
первых,
рассматривают только отдельные аспекты мистического феномена
;

во
-
вторых, отмечены су
бъективностью авторской точки зрения, в
-
третьих,
существует проблема терминологической несогласованности исследований.
Таким образом

обнаруживает
ся

сложность
,

неоднородность
феноменна
©
мистического
»

и необходимость создания универсальной типологии
мистических традиций, которая бы учитывала их общие и индивидуальные
особенности.

С нашей точки зрения,
ти
пология мистических традиций мира

должна послед
овательно строиться согласно трем

основны
м

позици
ям
,

первая из которых
является определяющей
:

сущность Абсолюта и характер мистического контакта с Ним
;

соотношение идеального и
феноменального (
материального
)

бытия
;

методы мистической практики.

М
истический опыт всегда зависит от представлений о
сущности
Абсолютной реальности
.

Поэтому

с
огласно первой позиции
необходимо
выделять
два основны
х

типа мистики
©е
динения
»

с Абсолютом


имманентный

и
трансцендентно
-
имманентный
.

Т
ермины
©трансцендентный» и ©имманентный»
использ
уются

как в
философском, так и
в
религиозно
-
философском
смысле
.

©
Трансцендентны
м»

(от лат. transcendere


©
переступать
»
)

называется

то
, что превышает границы
возможного опыта, находится вне границ человеческого бытия, сознания и
познания
.

Для философа это всё то, что есть предметом веры (
Бог, душа,
бессмертие), а не рационального познания.

Для

религиозно
-
философско
го

мировоззрени
я трансцендентным является Бог.
С.
Н
. Булгаков
писал
:
©
Мир
ни в каком смысле не есть Бог, ибо есть тварно
-
относительное бытие: между
ним и Богом лежит творческое f
iat»

[Булгаков 1994
web
,
I
:
II
I
]
.

П
онятие
©
трансцендентн
ого
»

противопоставляется понятию
©
имманентного
»
.
©
Имманентным
»

(от лат. immanens


©
наход
ящийся

в чём
-
то
»
)
называется

то, ч
то присуще естественному миру, а не

миру
сверхъестественного
Абсолюта
. По С.
Н. Булгакову,

©
и
мманентным для нас
является то, что содержится в пределах данного замкнутого круга сознания;
то, что находится за этим кругом, трансцендентно или не существует в его
пределах
»
. Итак
,
©
над миром имманентным, данным, эмпирическим
существует м
ир иной, трансцендентный, божественный, который становится
в религии доступным и ощутимым
»

[Булгаков 1994

web
,

Введение: 2
]
.

При с
оздани
и

типологии мистических традиций поняти
я

©
трансцендентное
»

и
©
имманентное
»

лучше всего использовать в
их
религиозно
-
философском

значении
.

Имманентный мистический

тип, прежде
всего, характерен для
©
религий чистого опыта
»
, или
©
естественных
религий
»
, которые лишены представлен
ий

о сверхъестественном Абсолюте.
Они воспринимают Абсолют как безличное Чистое Сознан
ие (направления
индуизма); Единое Начало, из которого рождается бытие (даосизм); Пустоту,
которая содержит в себе всю полноту бытия (буддизм махаяны).
Н
апример,
представитель адвайта
-
веданты Шанкарачарья учил:
©
Материала проявления,
кроме Брахмана, нет
иного. Поэтому все проявленное


лишь Брахман, а не
иное. Ни субъекта, ни объекта врозь, раз сказано:


Вс
ё



Атман

.
Если истина
известна, не возникнет различенье
»

[
Стрельцов, Русских (сост.) 1994
,
160
].

Имманентная мистика
утверждает возможность для мисти
ка достичь
©единения» с Абсолютом по сущности,
©слияния» с Ним
.

Это
т

путь
сопровождается трансформационными изменениями сознания адепта
мистической практики
,

уничтожением представлений о человеческой
индивидуальности и личности.

Трансцендентно
-
имманентн
ый
мистический тип

характер
ен

для
©
религий откровения
»
, которые опира
ясь

на идеи монотеизма и
креационизма
, утвержда
ют

принципиальн
ую

разноприродность Бога и мира,
©
тварного
»

и
©
нетварного
»
. По
словам

святителя Дмитрия Ростовского
,

©
т
ам
видна неправдивая к Бо
гу в христианском человеке любовь, где тварь с
Творцем сравнивается, а там видна правдивая любовь, где один Создатель
паче всего создания любится и предпочитается
»

[
Рогачёва
(ред.)
1997,
177].

Трансцендентно
-
имманентная (антиномич
еская
)

мистика

утверждает возможность
©
единения
»

с Абсолютом не по сущности, а по
благодати, благодаря чему
этот
процесс приобретает характер
©
со
единения
»
.
В этом
случае

цель мистической практики достигается не
ценой

уничтожени
я

личности, а путем е
ё

преобра
жения

по обра
зу и подобию Божественной
абсолютной
Личности.
Однако соединение с Абсолютом является
антиномич
еским
, Бог и человек не отождествляются.

В

пределах

этих двух основных мистических типов

возник
ает

большое
разнообразие мистических традиций

Востока и Запада.

Вторая и третья
позиции нашей типологии объясня
ют

причины этого многообразия.


Т
радиции

могут

формир
оваться

в зависимости от решения
проблемы

соотношения идеального и

феноменального (
материального
)

бытия
.
Здесь
н
еобходимо говорить о существовани
и

как минимум пяти основных
вариантов.

Монистическая

традиция утверждает реальность только идеального
начала, а материальное считает иллюзорным.
Дуалистическая

традиция
признает реальность материального начала, однако утверждает его
неполноценность

и

стрем
ится к отделению идеального от материального.
Интеграционная

мистическая традиция
делает
материальное начало

сакральным
, вовлекает его в мистическую практику, и уничтожает
противостояние идеального и материального путём их объединения.
Плюралистическим

мож
но считать учение, которое отрицает
существование постоянных материальной и духовной субстанций, и
утверждает, что бытие состоит из множества первоэлементов.
Холистической

является мистическая традиция, которая утверждает
существование Абсолютной недвойств
енной реальности, в которой не
существует отдельных идеального и материального начал.

Если мистическое учение признает реальным только духовное
©
Я
»

человека, а материальное
©
Я
»
, ограниченное его телесной оболочкой,

всего
лишь иллюзией сознания, формируется
монистическая имманентная
мистика

(
индуистская д
жняна
-
йога Шанкары
). Шанкара учил, что только
незнание (авидья) принуждает нас отождествлять себя с материальным телом
и его чувствами.
©
Атман


бесчастен, един. Тел
о много частей включает…
Атман


правитель, он изнутри. Тело


вовне, им правят… Атман


из
чистого знанья. Тело


из плоти нечистой… Атман


и свет и светильник.
Тело же тьмою зовется… Атман вечен, как вид Сути. Тело не вечно и не
сущно. Их же отождествля
ют. Есть ли незнанье, этого больше?...
Решивший

Я


это тело

»

живет, увы, в заблуждении
»

[Стрельцов, Русских (сост.) 1994,
158]
.
Цель мистической практики достигается

путё
м простого отрицания
реальности субъекта. Материальное (телесное) не принимает учас
тия в
процессе просветления.

Если п
ризна
ется, что
материальное бытие

искажает чистое сознание
,

мистическ
ая

практики
направлена на

©
слияние
»

с Абсолютным Сознанием
путем отделения сознания от материи
. Происходит ее

©
освобождение
»

-


состояни
е

дживан
-
мукти

(
©
тот, кто освободился во время жизни
»
). В
наставлениях по раджа
-
йоге сказано:
©
Отождествляйте себя с Богом, но не с
материей или с умом
»
.
©
Пусть Он…для нас недостижим, тем не менее мы и
Он


одно, мы с Ним тождественны
»

[
Свами Вивекананда 1991,
15
-
16]. Так
формируется
дуалистическая имманентная мистика
(
индуистская раджа
-
йога Патанджали
).

К
огда материальное бытие признается
по сущности
единым с
духовн
ым

Абсолют
ом, считается результатом
его эманации, формируется
интеграционная имманентная мистическая
традиция

(
индуистский
тантризм, учение Ошо Раджниша, даосизм
).
Получившая священный статус
материя принимает самое
активное участие в процессе просветления.
Например, в

текст
ах

тантрической традиции
так

говорится
об отношениях
Шивы и Шакти


духа и материи
:
©
Сам Шива имеет силу созидать только в
соединении с Шакти. Без неё он не способен даже пошевелиться
»
.

©Даже
Шива без Кундалини
-
Шакти становится Шава (подобным трупу)»


[
Стрельцов, Русских (сост.) 1994
, 124].

В раннем буддизме постепенно сформировалась
и
мманентная
плюралистическая мистика
(
тхеравада
)
.

Целью мистической практики
здесь
считается
слияние с
А
бсолютной реальностью
первоэлемент
ов
-
дхарм

путем

отрицания

деления бытия на

идеально
е

и
феноменальное
.

Имманентная холистическая мистика

буддизма
(
махаяна,
ваджраяна, дзен
) считает представление о духе и материи, абсолютном и
феноменальном признаком непробуждённого сознания.

Утверждается
недвойственная

сущност
ь

Абсолютной реальности
, тождественност
ь

нирваны и сансары.
В ©Сутре

помоста Шестого патриар
ха
» сказано:
©
Вы
должны знать, что в отношении природы Будды не существует никакого
различия между просветленным и невежественным человеком. Различие
состоит в том, что один осознает это, а другой нет
»

[
Хемфрейс 1994,
145].

Разрабатывается также учение о не
разрывной связи
абсолютного

и
феноменального
бытия
, которые соотносятся как ©принцип» и его
проявление
,

©вещь».

Фа
-
цзан говорил: ©Множественные причины не
обладают собственной природой и созданы одним, поэтому множество
тождественно единому
. Поскольку
единое обладает субстанцией, оно может
вмещать многое
».

Таким образом,

©вещь способна явить принцип»
[Торчинов (сост.) 2001, 348,353].

Интеграционная трансцендентно
-
имманентная мистика
утверждает существование бытия совершенного Абсолюта и несовершенного
(
©
тварного
»
) бытия. Ц
ел
ь

мистической практики

достигается

пут
ё
м
©
обожения твари
»

(
в православном исихазме
),

путём реализации
©
доктрины
любви
»


мусульманском суфизме
) и концепции
©
единства в
о

Христе
»

(
в
католической мистике любви
).
©
Если обычный зухд
(
аскет
.



Н.Ж.
)

учит
человека воздерживаться от мирских благ, уменьшать время сна и
количество пищ
и
, отказываться от покровительства сильных мира сего и в
целом противостоять миру своей праведностью, то задача суфия


в
единении с Богом и с миром, в обретен
ии мирового всеединства в себе
»
.
Свой выбор суфии объясняли тем, что
©
мир


это сокровищница Господа, что
ненавистно Богу, не может быть частью того мира, который он создал. Ведь
каждый камень, ком гл
ины и дерево славят Господа
»

[
Андре 2003
,7
,
124].


В
трансцендентно
-
имманентной мистик
е происходит
благодатное
преображение человеческой личности, в котором одновременно принимают
участие духовное и материальное. Григорий Палама
указывает
:
©
Наименование человек не прилагается отдельно к душе или к телу, но к

обоим вместе, ибо они вместе были созданы по образу Божию
»

[
Лосский
1991,
169
-
170].

В
©
религиях откровения
»

сформировались также мистические традиции,
которые утверждают материальное бытие результатом эманации Бога
-
Творца, в результате чего их можно хара
ктеризовать как
имманентные
пантеистические
учения:
дуалистическ
и
е
(
мистика Экхарта Ма
й
стера
,

ранний хасидизм
) и
интеграционны
е
(
Каббала
,

поздний хасидизм)
.

Представление о сущности Абсолюта и способ решения проблемы
соотношения материального и идеального
бытия обуславлива
ю
т

метод
ы

мистической практик
и
.
Поэтому
третья позиция
нашей типологии


это
методы мистической практики
.
Наряду с термином
©
метод
»

в
исследовательской литературе
используется
также термин
©
психотехника
»
.

С нашей точки зрения, необходимо
выделить четыре основны
х

метода,
которые были разработаны восточными и западными мистическими
традиц
иями
. Это
дисциплинарный аскетизм
,
психосоматические
упражнения
,

медитативное созерцание Абсолюта
,
абсолютная любовь
-
доверие

Абсолюту.
Условно мистический процесс можно разделить на два
этапа


подготовительный и основной. К
подготовительному этапу

отн
осятся
дисциплинарный аскетизм и психосоматические упражнения, которые

играют
важную
роль во всех мистических традициях Востока и Запада.

М
етод
дисциплинарного аскетизма

направлен на работу с волевой
сферой человека: путем разнообразных упражне
ний адепт стремится
преодолеть
зависимость от

страстей,
дисциплинировать
свои

психические
силы и направить их на духовн
ое развитие. К основным формам
дисциплинарного аскетизма относятся: затворничество, безбрачие, бедность,
пост, разнообразные виды молчания, ограничения в передвижении,
психологический аскетизм (добровольное переживание неприятных
психических состояний). Эти формы, в той или другой комби
нации,
встречаются во всех мистических традициях.

Особенное значение метод дисциплинарного аскетизма приобретает в
монистиче
ских и дуалистических традициях, в которых

разрабатыва
ют
ся

достаточно суровые средства борьбы с телесными и душевными страстями.
Сл
едствием такой практики является формирование пренебрежительного
отношения к
естественным

потребностям

тела
.

Однако представители
холистических и интеграционных традиций утверждают, что аскетизм не
должен быть самоцелью. Существует опасность абсолютизиров
ать борьбу со
страстями, в результате чего сама борьба превращается в страсть.
Нереализованные желания переходят в подсознание

и становятся причиной

психическ
их

заболевани
й
.
Поэтому ж
елания не следует отрицать

-

их

необходимо
трансформировать
.

Именно поэт
ому Т. Андре считает аскетизм
©
чистым безвозвратным
уходом
»
, с
©
заботой только о собственном спасении отшельника
»
. Только
второй путь, который сопровождается
©
возвратом и разъяснением ответа,
даёт всему обществу шанс на выживание

и развитие
»

[Андре 2003
, 8].

Метод
психосоматических упражнений

(от греческ
ого

©
взаимосвязь
тела и души
»
) связан с активным использованием соматического (телесного)
фактора во время мистической практики. К основным психосоматическим
упражнениям можно отнести статические позы, с
пециальные движения,
упражнения для правильного дыхания, диеты, танцы, пение, сексуальную
практику и тому подобное.
В

монистическ
их

и дуалистическ
их традициях

п
реимущественно используются статические позы, специальные движения,
упражнения для дыхания (нап
ример, асана и пранаяма в системе
раджа
-
йоги)


вс
ё

то, что помогает дисциплинировать тело.

Особенно
е значение
этот
метод приобретает в холистических и интеграционных мистических
традициях. Например, в тантризме
и
даосизме
предлагается использовать
разнооб
разные диеты, упражнения для дыхания, гимнастику, сексуальные
практики, которые сопровождаются массажем и употреблением природных
лекарственных средств.

В

некоторых мистических традициях психосоматические упражнения
используются для достижения экстатическ
их состояний, которые
способствуют деятельности правого полушария мозга (например, суфизм,
католическая мистика). Др
угие учения

категорически запрещают экстатизм
(православная мистика).

О
сновными методами
мистической
практики все

традиции
признают

медитативное созерцание Абсолюта
и
любовь
-
доверие к
Абсолюту
.

Относительно термина
©
медитация
»

отметим, что он происходит от
латинского
©
размышлять
»
,
©
раздумывать
»
, именно поэтому приобретает
значение
©
созерцани
я
»
,
©
благочестиво
го

рассуждени
я
»
,

©
осмыслени
я
»
,
©
подготовки
»
,
©
упражнения
»
. Его не корректно использовать в контексте
восточн
ых

психо
практик
, котор
ые

приводят к

уничтож
ению любой

деятельност
и

разума.
Поэтому наиболее отвечает сущности третьего метода
мистической практики такое
понятие как
©
медитативное созерцание
»
.


Обычно человек пребывает в
тр
ех

состояния
х

сознания
, которые
характеризуются деятельностью разума, наполненного мыслями Эго. Это
активность, сон со сновидениями, сон без сновидений
.
И только четвертое
состояние сознания



созерца
ние
-

свободно от Эго. Если ум ©захватывает
вещи и делает из них передний план, а всё прочее становится фоном», то
медитативное созерцание, наоборот, делает мир фоном, а само сознавание


передним планом» [
Смирнов
(сост.)

1993, 300]. Созерцание направляет

человека к
бытию в настоящем времени
-

здесь и сейчас
.

Разработано большое разнообразие практик созерцания, среди которых
самые известные
-

дхьяна, вичара, сатипаттхана, випассана. Все они
характеризуются такими основными этапами: очищение, концентрация
,
низшая медитация и высшая медитация

[Хемфрейс 1994, 22
-
24].


Медитативное созерцание Абсолюта

как метод бор
ьбы с
эгоцентрическим сознанием

является главным в иммане
нтных мистических
традициях
, стремящихся к уничтожению

индивидуальности. По мнению
индуистского мистика Шри Раман
ы

Махарши, мудрецом есть тот, кто
уничтожил

Эго
и стал
©
бесформенным Бытием

Сознанием
»

[
Годман (сост.)
2002,
37].


Трансцендентно
-
имманентная мистика наделяет понятия
©концентрация» и ©медитация» с
овсем другим значением.
В трудах
Тертуллиана, Климента Александрийского, блаженного Иеронима, Аврелия
Августина медитацию называют ©созерцанием», ©благочестивым
рассуждением» ©осмыслением», ©подготовкой», ©упражнением». Однако
она, во
-
первых, не является о
сновным методом психопрактики, а, во
-
вторых,
исключает образность.

Основным методом борьбы с эгоцентрическим сознанием в
трансцендентно
-
имманентной мистике является
безусловная любовь
-
доверие
к Абсолюту
. Человеку предлагается путь морального преображения
через

развити
е

веры и любви, из которых рождается
молитва
.

В молитве
происходит
©
устремление всех духовных сил человека, все
й человеческой
личности к Трансцендентному
»
,
©
человек делает в ней усилие выйти за себя,
подняться выше себя
»

[Булгаков 1994
web
,
Введение: 2].

Молитва также проходит несколько этапов: очищение (покаяние),
концентрация,
низшая
просительная
молитва, высшая молитва

благодарности и благоговения
.

М
истическая
л
юбовь, которая видит в каждом
человеке его истинное, духовное ©Я» и стремится к

глобальному
объединению людей через осознание их единства
,
требу
я

отречения от
своего ограниченного
©
Я
»,
Эго. По выражению суфия Сари ас
-
Сакати
©любовь между двумя несовершенна, пока один, говоря о другом,
употребляет ©я» [Андре 2003, 211]. Трансцендентно
-
имманентная мистика
-

это мистика ©союза любви», который предполагает участие двух личностей
-

совершенной (божественной) и несовершенной (человеческой), между
которыми налаживается синергийная связь.

Из безграничной любви к
Абсолюту
рождается и безграничное доверие
к Нему. Если ранее человека страшило его неизвестное будущее, то отныне
он
понимает, что

желания Эго не стоит учитывать, даже если жизненные
испытания несут неприятности для него. Высшая молитва лишена просьбы,
потому что,
по мнению ал
-
Бистами
,

©
Бог знает всё, в чём я нуждаюсь,
потому я никогда не молюсь


ведь это неимоверно глупо! Что говорить
Ему? Он и так всё знает. Если же я скажу что
-
либо, что Ему известно, это
будет просто глупо. Если же я попытаюсь найти то, чего он
не знает, это
будет ещё глупее


как вы можете найти подобную вещь? Поэтому я просто
никогда ни о чём не беспокоюсь. Чего бы мне не понадобилось


Он даёт
»

[
Кулишенко (ред.) 2004,
114].

Особенность метода любви
-
доверия в имманентной мистике связана с
отри
цанием трансцендентного Абсолюта. Здесь возможны
следующие
вариант
ы: 1
)

в

монистических традициях


любовь
,

направлен
ная

на
истинное
©
Я
»

человека, имманентное Абсолюту;

2
) в

дуалистических
традициях
-

любовь как безусловная отдача и служение Абсолюту,
сопр
овождаем
ы
е эмоциональным экстазом
;

3
) в

холистических традициях
-

любовь как сочувствие ко всем непросветленным, любящая доброта и
содействие в просветлении
;

4
)

в

интеграционных традициях
-

любовь как
сексуальная психопрактика, в которой мужчина и женщина,

используя
сексуальную энергию
(
кама
)
, вместе достигают просветления

[
Жиртуева
2015,
web
]
.

В наших следующих статьях мы надеемся подробнее разобрать
особенности отдельных мистических традиций.





Источники

-

Primary

Sources

in

Russian

Годман

(
сост
.)
2002
-

Будь тем, кто ты есть! Наставления Шри Раманы
Махарши. Сост. Д.

Годман
. М.


Тируваннамалай: Изд
-
во К.Кравчука.


Шри
Раманашрам
, 2002 (
Be

As

You

Are
.
The Teachings of Sri Ramana Maharsi.
Edited by David Godman. Arkana
, 1992).

Кулишенко (ред.) 2004
-

Зер
кало совершенства: истории странствующих
суфиев. Общ. ред. Ю. Кулишенко. М
.
:
ЭКСМО
, 2004

(
Mirror of Perfection:
The History of Wandering Sufis. Edited

by

Y
.
Kulishenko
).

Рогачёва (ред.) 1997
-

Поучения и беседы преподобного Серафима
Саровского. Ред
.
О
.
Рогачёва
.
М
.:
Правило

веры
, 1997 (
The
Teachings and
Conversations of St. Seraphim of Sarov. Edited

by

O
.
Rogacheva
).

Свами Вивекананда 1991


Свами Вивекананда
. Шесть наставлений о
Раджа
-
Йоге. Рига
:
УГУНС
, 1991
(
Swami Vivekananda. S
i
x Teachings of Raja

Yoga).

Смирнов

(
сост
.)
1993


Джон Лилли. Центр Циклона.
Рам Дасс. Зерно
на мельницу.
Сост
.
Ю
.
Смирнов
.
К
.
:
София
, 1993

(
Lilly J
. The Center of the
Cyclone.
Ram Dass
. Grist for the Mill.
Ed. Yu. Smirnov
).

Стрельцов
,
Русских

(
сост
.)
1994
-

Путь Шивы: антология
древнеиндийских классических текстов. Сост
.
К
.

Г
.
Стрельцов
,
Н
.
П
.
Русских
.
К
.
:
Экслибрис
, 1994

(
Shiva‱s Way: An Anthology of Ancient Indian
Classical Texts. Edited by K. Streltsov, N. Russkikh).

Торчинов

(
сост
.) 2001


Религии

Китая
.
Хрестоматия
.
Сост
.
Е
.
А
.
Торчинов
.
СПб
.
:
Евразия
, 2001

(
Religions of China.
A Reader.
Ed
.

by E.
Torchinov).


Ссылки

-

References in Russian

Андре

2003


Андре

Тор
.

Исламские мистики. СПб.
: Евразия
, 2003.

Булгаков 1994
web

-

Булгаков С.Н.

Свет невечерний: Созерцания и
умозрения. М
., 1994.


http://royallib.com/book/s_n_bulgakov/svet_nevecherniy_sozertsaniya_i_um
ozreniya.html

Жиртуева 2009


Жиртуева Н.С.

Модифікації містичного досвіду в
релігійних традиціях світу. Херсон
: ХГМИ
, 2009.

Жиртуева 2015

web

-

Жиртуева Н. С.

Многообразие мистической любви
в религиозных традициях мира.
[
Философская мысль. 2015. № 3
]
.


http://e
-
notabene.ru/fr/article_14813.html

Кимелев

1985


Кимелев Ю. А.

Современная буржуазная философско
-

религиозная антропология. М.
: Мысль
, 1985.

Лосский 1991


Лосский В. Н.

Догматическое богословие // Мистическое
богословие. К.
: Путь к истине
, 1991.
С. 95
-

260.

Сафронов 2004
-

Сафронов А.Г.

Религиозные психопрактики в истории
культуры. Х.
: ХГАК
, 2004.

Торчинов 1998
web

-

Торчинов Е. А.

Религии мира: опыт запредельного.
Псих
отехника и трансперсональные состояния.

СПб., 1998.

http://psylib.org.ua/books/torch01/index.htm

Хемфрейс 1994


Хемфрейс К.

Концентрация и медитация. Тулку Т.
Ринпоче. Жест равновесия. К
.
:
REFL
-
book
, 1994.


References

Almond

1982
-

Almond Ph
. Mystical Experience and Religious Doctrine. An
Investigation of Mysticism in World Religion. Berlin
-

New York
-

Amsterdam:
Mouton, 1982.

Andrae Tor
. Islamishe Mystiker. Stuttgart: W. Kohlhammer GmbH, 1960.
(Russian
Translation 2003).

Bulgakov S.

Unfading Light: Contemplation and Meditation. Moscow, 1994

(
I
n Russian).

Khemfreys K.

Concentration and Meditation.
T
artang T
ulku

Rinpoche.

Gesture of
B
alance
(Russian

Translation 1994
).

Kimelev Yu.

Modern Bourgeois
Philosophical and Religious Anthropology.
Moscow: Mysl‱, 1985. (
I
n Russian).

Lossky V
. The Dogmatic Theology. // The Mystical Theology. Kiev:
Put‱ k
istine, 1991. S
. 95
-

260.

(
I
n Russian).

Safronov A
. G.

Religious psychopractices in the History of

Culture
. Kharkov:
KhSAC, 2004 (I
n Russian).

Stace

1961
-

Stace W. T.

Mysticism and Philosophy. London: Macmillan,
1961.

Torchinov E.
A.

World Religion
s: Experience of Outrageous. Psychotechnics
and Transpersonal States.

St. Petersburg, 1998

(I
n Russian).

Wainwright

1981
-

Wainwright W.J.

Mysticism: A Study of its Nature,
Cognitive Value and Moral Implication. Brighton: Harvester press, 1981.

Zhirtueva

N
. S
.

Modification of Mystical Experience in Religious Traditions
of the World. Kherson: KhSMI, 2009. (
I
n
Russian).

Zhyrtueva N. S.

Diversity of mystic love in world
religious traditions.
[Filosofskaya mysl‱. 2015. № 3].



Приложенные файлы

  • pdf 3235731
    Размер файла: 338 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий