«Техника ведения меха на баяне» Методическая разработка. Выполнила: Суханова О.Н. Преподаватель по классу баяна.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное
образовательное
учреждение

культуры

дополнительного образования

детей

«
Детская ш
кола искусств №8 им.Н.А.Капишникова»

Таштагольского муниципального района








«Техника ведения меха на баяне»

Методическая разработ
ка






Выполнила:
Суханова О.Н.

Преподаватель по классу баяна


















пгт Мундыбаш, 201
2
г.

2


Содержание:



1. Введение.
Техника ведения меха
………………………………………
.
3

2.

Техника ведения меха и филирование звука
…………………………..4

3. Смена направления движени
я меха


разжим, сжим
………………….7

4.Список использованной методической литературы
…………………...8






































3


Введение.
Техника ведения меха
.


Мех


дыхание баяна, его легкие. Теснейшим образом связано
музыкальное дыхание, выраженн
ое в инт
онировании, артикуляции
,
фразировке, динамике с дыханием
меха, техникой его ведения. Это

уже
давно известная истина.

Формирование навыков ведения меха, их органичное использование в
художественном материале


один из наиболее наболевших
вопросов,

прежде в
сего в обучении начинающих баянистов. Нередко техника

ведения
меха находится на низком уровне, что сводится лишь к примитивной,
прямолинейной подаче воздуха на голоса баяна. Даже самое
непритязательное исполнение на баяне обуславливает двигательные задачи,

требующие определенных навыков работы пальцев. Мех же не привлекает к
себе внимание


главное нажать клавишу в нужном ритме. Зачастую ученик
уже неплохо ориентируется на клавиатурах, у него заметна пальцевая
активность, а владение мехом отстает.


Особенно

актуальна проблема выразительности исполнени
я на тихих
звучностях, в нюансах

пиано, где требуется наиболее сложное в техническом
отношении, активное управление мехом. Мельчайшие градации силы
натяжения меха на коротких отрезках музыкальной ткани, умение м
гновенно
остановить его и начать новое движение


все это в органичном сочетании с
движением пальцев создает основу мастерского владения звуком.


Именно в игре на пиано наиболее заметны технические издержки в
технике ведения меха, так как звучание тотчас с
тановится невыразительным
-

музыка, баян, исполнитель кажутся серыми, безликими, неживыми. Из
других, наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха
наиболее заметны в начальный период обучения такие, как широкая
амплитуда его ведения, неуме
ние гасить звук на коротких длительностях,
отсутствие постепенности в крещендо,
диминуэндо
.

Низкий технический
уровень при смене направления движения меха выражается чаще всего в
больших цезурах, смене на звучащих нотах, перепадах динамических
уровней. Рас
смотрим вопросы техники ведения меха при филировке звука, а
также техники смены направления движения меха


разжим, сжим. Без этого
нельзя сыграть качественно

даже

самое простое упражнение или пьесу.


Их формирование рассмотрим в четырех взаимосвязанных
на
правлениях работы преподавателя:

1.

Развитие слуха ученика.

2,3.
Знание и рациональное использование конструктивно
-
акустических возможностей баяна.

4
.
Технология формирования навыков и их применение в
художественном материале.




4


Техника ведения меха и филиро
вание звука.


Филирование звука, как важнейшее средство выразительного
исполнения. Каждый педагог, профессионально работающий над звуком,
прекрасно знает, как непросто ученику овладеть даже самыми
элементарными навыками техники звукоизвлечения на баяне.


У
спех усилий будет зависеть от степени развитости слуховых
представлений ученика, активной работы слуха в процессе игры, от желания
воплотить воображаемое звучание в реальное максимально точно. Именно
такой характер работы слуха будет способствовать развити
ю двигательной
стороны навыка, установлению взаимосвязи слуха и моторики.

Ч
то касается меховедени
я
:

не следует думать, что управления мехом
происходит на интуитивном уровне, подчиняясь слуховым представлениям.
Важно определит
ь степень и характер контроля н
ад

двигательными
ощущениями. Но чрезмерный контроль может быть не менее вредным, чем
игра, пущенная на «самотек». Только последствия будут разными. В первом
случае скованность, неестественность движений (особенно у самых
старательных учеников, стремящихся
точно выполнить волю педагога), во
втором


необученность ученика, невладение

элементарными навыками
меховед
ения. Необходимо обратить внимание ученика на ощущение степени
натяжения меха,

плавности его ведения при филировании звука, на контакт
левой руки с
крышкой левого полукорпуса, правильную траекторию ведения
меха и рациональную посадку.


Исходными пунктами в технологии форм
ирования навыков
меховеден
ия являются: посадка, регулировка ремней, установка
инструмента. Особо обратить

внимание

на регулировку ра
бочего ремня.

Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный


не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов
управления мехом.


Правый
наплечный

ремень регулируется таким образом, чтобы гриф
упирался во в
нутре
ннюю часть бедра правой ног
и. Левый наплечный ремень
натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение баяна
зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на
разжим, левого


на устойчивость инструмента при игре на сжим.

Следует
подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны
быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение
элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках.
Перед тем, как ученик впервые берет в руки баян,

педагог предлагает ему
представить, что в левой руке

у него

карандаш, которым он должен провести
медленно и плавно горизонтальную прямую. В случае необходимости

можно
проделать

несколько раз, пока движение не будет правильным. Извлечение
первого звука на
баяне


событие для ученика. Очень важно со
здать
соответствующую значимости момента обстановку

в классе. Хорошо в
нескольких словах рассказать об устройстве баяна в его части, которая
5


связана с образованием звука. Должна быть тишина
(вспомним
замечательные

слова Метнера


«вытягивать звуки слухом из глубочайшей
тишины»). Таким образом, с самого начала начинает формироваться
качество, необходимое для приобретения различных навыков техники
звукоизвлечения.


При освоении приемов ведения меха лучше не отвлекат
ь внимание
ученика одновременно поставленными задачами для пальцев. Существенным
моментом является осознание учеником того факта, что изменение
динамического уровня при игре на баяне зависит от характера ведения меха,
степени его натяжения
, а не от плотнос
ти туше.


Приведем в качестве примера несколько упражнений для
совершенствования техники гибкого управления мехом.


Основная задача


выработка ощущений, связанных с различными
режимами (степенями) натяжения меха и получаемыми в зависимости от
этого звуков
ыми результатами.



Упражнение № 1.

Две целые ноты на
piano


Упражнение играть: предварительно нажать клавишу, после чего медленно и
плавно провести мех. Динамика звука ровная и по возможности тихая.
Особое внимание следует обратить на момент возникновени
я звучания (атаку
звука)


толчок и акцент недопустимы.





Упражнение № 2.

mf

p

;
p

mf

Играется на двух тактах, где целые ноты.



Звук постепенно удаляется (уходит)
dim
, либо приближается


cresc
.

Слух ученика строго контролирует постепенное измене
ние динамики.



Упражнение
№ 3
:

pfp


&#x -48;

выполняется в пределах одного звука. Возможно
: на двух половинных
нотах
f


p

; р


f





Упражнение № 4
:

четвертная

пауза
;


m
f


p


восьмая


восьмая


пауза
;
четв
ертная
-

пауза


m
р


p


р


f

Отличается от упражнения №
2 более короткими длительностями, что
усложняет задачу филирования звука, так как на коротком временном
участке труднее ослабить натяжение меха.

В художественном материале филирование звука на коротких
длительностях применяется часто в самых разнообразных

вариантах.

К
примеру, в завершающих каданс
ы

звуках умение качественно «погасить»
6


звук
,

позволяет не только рельефно выявить фразировочную структуру
пьесы, но и добиться гибкости, пластичности в ее произношении
. И если
доминанту

в кадансе можно представить

как вдох, то ее разрешение


тоника
может ассоциироваться с выдохом. Подобные сравнения, метафоры, яркие
образные ассоциации мы нередко применяем в работе над звуком с
учениками. Разнообразные сравнения, термины, понятия, применяемые в
педагогической прак
тике, должны адекватно восприниматься учеником,
стимулировать его волю, активность поиска.


Но главная причина, по кото
рой мы используем такие понятия:

как
степень натяжения меха, интенсивность его ведения, напряженный


более
точно ориентируют ученика на

характер предстоящих действий.
Параллельно слух контролирует перемещение звука в пространстве
-

его
«приближение, удаление», ровное звучание.

D
im



ракета улетающая в космос,


С
resc

-

приближающийся военный духовой оркестр или поезд.

Помимо яркой в обра
зном отношени
и и точной в плане технологии реч
и
педагога, немалую помощь окажет такая форма работы, как графическое
изображение динамики звука на бумаге
:


короткие
(
cresc
),

длинное
(
cres
c
)




(
cres
c

и
dim
),
ровный звук,


/





длинное
cresc

и короткое
dim
.



Примеры могут быть разными. Однако это не должно стать самоцелью,
важно уметь применять их на практике в пьесах.


Конкретные художественные зада
чи определяют выбор технических
средств (в нашем случае динамика звучания).
Как раз упражнения дают
предварительное формирование технических навыков. В предложенных
упражнениях внимание ученика не отвлекается на движение пальцев,
художественные задачи

-

ре
шае
тся лишь технологическая проблема. И чем
успешнее ее удается решить, т
ем легче будет добиться ученику,

как ровного
звучания, так и постепенности в крещендо и диминуэндо в исполняемых
пьесах, достичь гибкости и пластичности звучания инструмента в целом.








7


Смена направления движения меха


разжим, сжим.


Важнейшее значение в формировании навыков ведения меха имеет
воспитание навыков технической смены направления его движения.

Прежде всего


это различие при игре на сжим и разжим.

Для маленьких начинаю
щих баянистов управление мехом связано с
заметными физическими усилиями. Происходит это из
-
за веса левого
полукорпуса. Благодаря положению инструмента, а он смещен влево и левый
полукорпус находится за пределами левой ноги баяниста, играть на разжим
легче,

чем на сжим. Если вытащить левую руку из
-
под рабочего ремня, нажав
при этом на любую клавишу на правой клавиатуре, инструмент будет
звучать, так как будет расходиться мех под силой тяжести левого
полукорпуса. Данная особенность существенно облегчает выпол
нение такого
способа ведения меха, как рывок. В игре начинающих баянистов приходится
наблюдать заметное различие в качестве выполнения различных технических
приемов при игре на разжим и сжим. Выравнивание уровней в техническом
развитии ученика при игре на
разжим и сжим будет зависеть в значительной
степени от того, насколько педагогу удастся развить слух ученика. Слух

-


является фундаментом для формирования всех навыков техники
звукоизвлечения. Вся работа может
управляться,

прежде
всего,

при помощи
слуха.
Для того, чтобы слух был «требовательным», можно применить
следующий метод: ученик осваивает какой
-
либо прием при игре на разжим,
добившись нужного звукового результата, он начинает осваивать этот же
прием, играя на сжим. Задача


добиться такого же звучан
ия, как при игре на
разжим. Любой баянист без особого труда может на собственном опыте
убедиться, наскол
ько проще играть на разжим марка
тированные,
акцентированные звуки,

sf

т.е
.

выполнять такие способы, как рывок.


При игре на разжим меньше расход воздух
а


клапаны притягиваются
воздухом к деке
, на сжим


отталкиваются (особенно заметным бывает
различие при игре на
f
). Проставляя смену меха в пьесах нужно это
учитывать.


Устойчивость в посадке, естественность и непринужденность заметнее
при игре на разжи
м. Нередко приходится наблюдать смещение баяна вправо.
Обрати
м внимание на такую особенность баяна, как различия в упругости
хода клавиши. При игре на разжим


ход клавиши более упругий, чем при
игре на сжим. На разжим


клапаны притягиваются воздушным пото
ком к
деке, на сжим


отталкиваются от нее. Эта особенность имеет значение в
формировании
тонких ощущений туше и некоторых эпизодов
, в которых
необходима быстрая и легкая пальцевая техника, играть на сжим. Можно
считать эту особенность игры на сжим
-


дост
оинством, потому что
соблюдается один из технических принципов


экономичность движений.


Игра на сжим существенно снимает нагрузку в давлении правого ремня
на плечо, что способствует освобождению правой руки.

Известно, что
натянутый правый ремень стесняет

и ограничивает свободу правой руки.

8


Это происходит потому, что
фактурная нагр
узка на правую руку заметно
больше
, чем на левую.

Требуя от ученика точного выполнения смены меха, педагог решает не
только проблему формирования данного навыка. Насколько увере
ннее
чувствует себя ученик в пьесе, с проставленной и выуче
нной сменой меха.
Уверенность, а

вместе с ней точность, стабильность, качественность игры
объясняется тем, что при грамотно проставленной смене меха учитываются
как средства выразительности (фразир
овка, артикуляция, динамика), так и
специфические различия игры на разжим и сжим, а также индивидуальные
особенности и уровень технического развития конкретного ученика, качество
инструмента, на котором он играет.

Н
е вызывает сомнений

тот факт, что
ученик,

играющий, к примеру, какой
-
либо пассаж, каждый раз в одном и том
же направлении меха, быстрее и прочнее автоматизирует его исполнение,
чем тот, который не задумывается над проблемами, не проставляя мех.


Рассмотрим применение навыков филирования звука и с
мены
направлений движения меха


разжим, сжим.

Книппер, «Полюшко
-
поле».

Следует обратить внимание ученика на то, что
бы отрывистые аккорды
акко
мпанеме
нта не приводили к вздрагиванию корпуса баяна, рывкам меха,
что неизбежно нарушит плавное течение мелодичес
кого голоса. Желательно
сыграть весь завершающий пьесу мотив на одном движении меха
-

сжиме.
Если такой возможности нет, то мех сменить перед последним «соль», что
позволит сохранить естественность в артикуляции мотива. Важно добиться
постепенности филиро
вки, полного растворения звука в тишине. Завершение
звучания выполняется при помощи остановки меха, после чего следует
плавное снятие пальцев (меховая артикуляция).



В «Менуэте» Баха строение хорическое, что делает целесообразной
смену меха между мотивам
и. При такой смене меха подчеркиваются как
фразировочные моменты, так и опорные доли. Важно добиться ровной
динамики при натянутом мехе.

Филирование мехом здесь минимальное на
завершающих мотивы звуках си
b

и ре.






Использованная методическая литератур
а:


1.

В.И. Петрушин
.

«Музыкальная психология».

2.

В.И. Рензин, заслуженный работник культуры России, доцент УГФ.

М.А. Уманский, старший преподаватель УГК

«Актуальные проблемы истории, теории и методики музыкально
-
исполнительского искусства».

3.

И. Пуриц.

«Методиче
ские статьи по обучению игре на баяне».



Приложенные файлы

  • pdf 3230347
    Размер файла: 182 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий