2. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного 3. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников.














«Игры с природным материалом, как средство
сенсорного развития детей дошкольного
возраста»
















МБДОУ « Вагановский дет- сад»
воспитатель: Леухина Л.Ф.






с. Ваганово.

Содержание

Введение
3

1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

5

2. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников

19

3. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников

17

Заключение
20

Список литературы
21

Приложение


Приложение 1 Игры и упражнения
22


















Введение
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания .
Цель работы: изучение сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и особенностей организации процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста;
- охарактеризовать игры с природным материалом и рассмотреть особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников;
- привести варианты игр с природным материалом по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.


























1. Понятие, значение и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.
Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур - анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов.
Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией). В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой категории по соответствующим признакам .
Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Перцептивные действия делятся на: измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие и тонически – регуляторные. К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция. К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность .
Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, моторной, образной и других видов памяти.
Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом, а для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.
Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств предметов. Одновременно ребенок учится называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева).
В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.
Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени.
Речевой (фонематический) слух – это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребенка грамоте, когда перед ним встает задача звукового анализа слова. Это значит, что он должен отойти от смысла слова, его значения и работать со словом как звуковым комплексом, то есть формальной единицей.
Музыкальный слух – это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.
Тем самым содержание сенсорного воспитания составляют сенсорные эталоны – обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития; общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета - семь цветов спектра, белый и черный цвета .
Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и т.д.
Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на старший дошкольный возраст.
Необходимо отметить, что в развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению.
Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду и в повседневной жизни – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

























2. Характеристика игр с природным материалом и особенности их использования в процессе сенсорного воспитания дошкольников
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека – члена общества.
Существует много классификаций игр, так как время от времени возникала и возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей. А. В.Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, а А.С. Выготский считал игру “девятым валом” в развитии ребенка (в игре он становится на голову выше себя). Большинство классификаций опирается на содержание и воспитательную или развивающую направленность детских игр – специфику использования игрушек, особенности поведения играющих и т.д. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов преимущественно используемых в игре. Неоднократно выдвигались классификационные принципы, определяемые эстетической принадлежностью играющих, древностью игр и их направленностью на воспитание тех или иных черт личности. В основу классификации игр иногда предлагается положить их внутреннее строение. Распространены также классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или места где играют. В игре развивается то, что будет нужно ребенку и в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем разнообразии содержаний игр, дает ребенку возможность для более плотной ориентировки в игре. Игра не является «способом» получения новых знаний, она скорее служит механизмом перевода знаний с уровня на уровень, обогащения опыта ребенка. Итак, знания и игра не противоречат друг другу. Наоборот: нет знаний – нет игры, нет игры – нет знаний. Это обеспечивается различными функциями (содержание игр, сложившимися историческими и представляющими систему, охватывающую практически все потребности ребенка). Особенностью этой системы является наличие игр, которые в той или иной форме исходят от взрослых. Последние аккумулируют механизмы деятельности, ее содержание и форму, некоторые ребенок должен присвоить, сделать своим достоянием. Первые – это игры, в которых ребенок использует свой жизненный опыт и обогащает его в собственной игровой деятельности. Классификация игр не отрицает рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основных классификаций категорию «инициативы», исходят от субъектов игры. Соответственно выделяются три класса игр:
класс – игры, возникающие по инициативе самих детей;
класс – игры, связанные с исходной инициативой взрослого;
класс – игры народные, идущие от исторических традиций этноса.
Все классы игр исторически связаны между собой. Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Предлагаемая классификация игр позволяет представить направление использования различных видов игр в педагогическом процессе. Так, зная, что ведущим в дошкольном возрасте являются игры по инициативе ребенка, уделяется большое внимание именно этому классу игр, использование вида игры – экспериментирование. А точнее подвида – игры с природным материалом. Игры с природным материалом четко локализуются в возрастном диапазоне от 4 до 10 лет и имеют свое продолжение в младшем школьном возрасте .
Например, самостоятельные игры с природным материалом малышей превращаются в составляемые старшими детьми « мультики – сериалы» (сделанные детьми игрушки из природного материала по сюжетам), а затем в иллюстрированные схематические сценарии, от которых один шаг до сочинения рассказов, театрализованных постановок.
Игры с природным материалом таят в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней.
Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры, повышение творческой активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности, единство обучающих и воспитательских воздействий. Психологическое воздействие игры: развитие основных психологических процессов, эстетических, формирование чувства любви к природе. Ведь для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений между сверстниками.
Для игр с природными материалами должно быть просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение сухое с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с доступным освещением для проведения практических и теоретических занятий. Должна быть соответствующая материальная база. Красиво оформленное учебное помещение, чистота и порядок в нем, правильно организованные места для игр с природным материалом, имеют большое воспитательное значение.
Все это дисциплинирует детей, способствует культуре труда и творческой активности. Учебное оборудование помещения включает комплект полок, стеллажей, инструменты и приспособления, необходимые для организации игр с природным материалом, хранения и показа наглядных пособий.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Дошкольников нужно учить использовать его в играх (изготавливать различные поделки, игрушки из снега, песка, природного материала: желудей, каштанов, шишек, соломы, бересты и т.д.). С прогулки в лес дети часто приносят желуди, шишки, веточки, а с экскурсии к водоему – красивые камешки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато – коричневые, рогоз цилиндрический, с мягкой бархотистой поверхностью, коричневый.
В старших группах для игр детей широко используется естественный природный материал: снег, вода, песок, шишки, ракушки, желуди. Он дает ребенку наибольшие возможности для проявления творчества, фантазии. Чтобы игры протекали успешно, необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя. Рассмотрим это на примере организации игры со снегом. В основе строительства из снега лежит лепка. Пластичность материала позволяет осуществлять любой замысел, но из снега строить труднее, чем из готовых форм. Поэтому надо знакомить детей с разным свойством снега, воды, льда. Знание их поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания .
В процессе наблюдений, организованных педагогом, дети уясняют, почему в одних случаях снег бывает мягким, а в других рассыпчатым, узнают, что в последнем случае его сначала нужно собрать в кучу (в большой вал) прихлопнуть и дать время на то, чтобы он слежался, стал плотным. Вода на морозе замерзает и образует лед. Его не возьмешь лопатой. От ледяной глыбы можно откалывать кусочки, срезать или выдалбливать лишнее острой лопатой. Изо льда хорошо делать лодки, кузов машины, колеса. Эти постройки прочнее снежных. Дети замораживают воду в формочках, наблюдают, как образуются льдинки. Украшают разноцветными льдинками свои участки, елку, деревья. При таких наблюдениях ребенок не получает готовых сведений от взрослых, а добывает их сам в процессе активной деятельности. Это облегчает ему ориентировку в характере предстоящей работы, помогает планировать свои действия. Строительство из снега надо начинать с заготовки валов. На участке в специально отведенном месте воспитатель показывает детям приемы сгребания, уплотнения, сбивания снега лопатой. Когда валы слежатся, он учит воспитанников превращать их в снежные постройки. Начинать надо с самого простого – домиков. Объяснение педагог начинает показом приемов обработки снега, напоминает, как можно лопатой прорубить окно, сделать вход. После того, как домик будет готов, развертывается игра с постройкой. По мере овладения детьми навыками, необходимыми для работы, воспитатель показывает им, как можно сделать скульптурные изображения. При создании скульптурных изображений: людей, животных, отдельные их части лепятся из снега, смоченного водой. Для прочности готовую постройку следует полить водой, можно разрисовать ее.
Летом в теплую и жаркую погоду дети любят играть с водой. Это могут быть игры в «ручеек» или «речку» с подготовленными заранее оборудованием и атрибутами. Вокруг сооружений, выполненных на берегу речки из песка (пристань, шлюзы, лодочная станция, мосты) развертываются длительные игры. При этом детям приходится решать и познавательные задачи: определить, где и почему быстрее течет река, как поднять ее уровень при закрытии шлюз а, как пропустить кораблик через шлюз, чтобы не допустить аварию. В летних условиях удобным и интересным материалом для игр является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку. Тут же он показывает приемы: как прихлопывать и срезать песок лопаткой или дощечкой, как придавать песочной куче определенную форму. Кроме домов можно выполнять и другие постройки, например гараж для машин. Чтобы песок не осыпался, его надо предварительно утрамбовать, а затем осторожно лопатками сделать углубления для машин, дорогу, забор. Для игр с песком хороши деревянные бруски, палочки, природный материал, формочки. Большое место в детских играх занимает сооружение построек из снега, песка, а если таких материалов нет, то из стульев, досок, ящиков, камней. Постройка помогает детям лучше представить обстановку, в которой развиваются действия, приблизить действия участников игры к реальности. Воспитателю нужно показать, какие постройки можно сделать из строительного материала, песка и снега и как с ним играть. Кроме свободных игр с природным материалом, следует давать детям задания игрового порядка, воспроизвести конструкцию по образцу, по рисунку, больше проводить игр для развития творческих способностей. Учит детей строить и конструировать из природного материала и во время игры и на специальных занятиях .
Игрушки из природного материала служат для игр и обладают следующими преимуществами:
поделки дети делают из природного материала;
при создании поделок используется ограниченное количество
инструментов;
техника выполнения является простой, а, следовательно, доступной;
изделия из природного материала прочны, оригинальны, изящны и неповторимы.
Окружающая нас природа радует изобилием форм, цвета. Каждое время года богато своими дарами, от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы, листья и плетут из них венки, составляют букеты. Если они находят большой лист лопуха, он гут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца, плоды репейника служат для изготовления интересных поделок и игрушек. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материала: форму запах, цвет, строение. В дальнейшем, имея определенный опыт, они способны отвечать на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким? Где есть косточка? Что растет на елках и соснах? Какие деревья бывают лиственными и хвойными? Что растет на лугу, в поле? Что бывает большим и маленьким?
У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление, они стараются соотносить с увиденным свои поделки, дать им разные названия (древесные корни или ветки виноградной лозы могут показаться ребенку похожим на какое – нибудь животное, а для большего сходства надо лишь добавить отдельные детали). Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений) которые нельзя было бы использовать для поделок. В процессе изготовления игрушек из природного материала у детей развивается творческое мышление, глазомер, изобретательность, умение целесообразно и бережно использовать дары природы; проявляются трудолюбие и усидчивость.
























3. Игра с природными материалами как средство сенсорного воспитания дошкольников
Окраска воды (для детей 4 – го года жизни).
Цель: формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте.
Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
Материал: две большие банки – на одной светло – красная наклейка, на второй – темно-красная. У каждого ребенка по две баночки, наполненные до половины водой, красная гуашь, кисть, банка с водой для полоскания кисти, тряпочка.
Руководство. Воспитатель: «Мы сегодня будем красить воду, у нас получится красная вода разных оттенков. Вода в баночках бесцветная, а мы ее сделаем цветной. На каждом столике есть красная краска, и все вы сможете покрасить воду в баночках. Смотрите, как я буду красить воду: я беру на кисть краску, макаю кисть до половины, теперь прополаскиваю ее в одной баночке. У меня получилась светло – красная водичка. А в другую баночку я положу побольше краски: обмакну кисть полностью в краску, промою, еще раз наберу краску и снова промою в той же баночке. Видите, получилась тоже красная вода, но уже темная. Теперь я прополощу кисть в чистой воде и промокну ее о тряпочку.
Все возьмите кисточки, макните их в краску до половины и промойте в первой баночке. Какая вода у вас получилась? Правильно, светло – красная». Так же последовательно диктует способ получения темно – красной воды.
Затем дети по двое подходят с баночками к столу воспитателя и ставят сначала светло – красную, потом темно – красную воду, называя, какая из них светлее, какая темнее. Воспитатель сливает воду в соответствующие большие банки.
На прогулке зимой вода переливается в металлические формочки и в дальнейшем цветной лед используется для украшения участка.

Чудесный мешочек (для детей 5 – го года жизни).
Цель: учить детей выбирать предметы на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал: два набора предметов (большая и маленькая шишки, камень, ракушка, желудь, каштан, веточка). Один набор предметов – в мешочке, другой – на столе.
Руководство. Воспитатель заранее раскладывает на столе предметы и прячет мешочек с набором таких же предметов в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем», - говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети рассядутся на своих местах, взрослый достает из него несколько предметов, дети называют их, их свойства и форму. Затем воспитатель показывает предметы, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же предмет, какой лежит на столе, называет его, его свойства и форму. Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующий предмет, то воспитатель еще раз напоминает способы его обследования. При повторном проведении игры предметы меняются, постепенно увеличивается их количество.
Игра заканчивается, когда дети найдут все предметы в мешочке.
Веточки в ряд (для детей 6 – го года жизни).
Цель: учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной величины.
Материал: десять веточек разной длины от 2 до 20 см., каждая веточка отличается от стоящей рядом на 2см.
Руководство. Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно веточки поставить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание следует выполнять на глаз (примеривать и переставлять веточки нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право достраивать ряд до конца). «Чтобы выполнить задание верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд», - поясняет воспитатель.
Цветочный магазин (комплексная игра для детей 6 – го года жизни).
Цель: учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и цветовому тону.
Материал: листья и цветы.
Руководство. Листья и цветы размещают на столе – прилавке. В начале игры роль продавца берет на себя воспитатель. Дети по очереди подходят и подробно описывают цветок или листочек, который хотят купить. Воспитатель задает наводящие вопросы, которые помогают отличить один объект от другого, похожего на него, например: «Какой овал, длинный? А на кончике есть заострение?», «Какой оттенок желтого?» и т.п.
Получив подробное описание цветка или листочка, продавец продает его покупателю.
В дальнейшем продавцами могут становиться все дети поочередно.














Заключение
Значение сенсорного развития детей дошкольного возраста переоценить сложно. Оно состоит в том, что именно в его рамках закладываются основы познания ребенком окружающего мира его предметов, явлений, их цвета, форм, величины, количества, а также соотношений частей и элементов предметов, структурных взаимосвязей между ними. На этой основе ребенок, эмоциональная, чувственная сфера которого развивается значительно активнее интеллектуальной, способен развиваться полноценно.
В сенсорном развитии ребенка ключевое значение имеет воспитание сенсорной культуры, то есть процесса усвоения сенсорных эталонов, выработанных предшествующим общественным опытом, усвоение которого необходимо ребенку для нормальной социализации. Однако этот процесс должен носить целенаправленный и организованный характер, осуществляясь в разнообразных формах в рамках решения общих задач сенсорного воспитания дошкольников.
Важнейшим условием эффективного сенсорного развития детей является неразрывная связь этого воспитания с разнообразной содержательной и непременно – продуктивной деятельностью детей. Последняя, в свою очередь, ее содержание и организация подчинены задачам умственного развития дошкольников. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В результате дошкольники учатся не только ориентироваться в свойствах и качествах предметов и явлений окружающей действительности, но и получают систематизированные представления об окружающем мире, комплекс общественно значимых сенсорных эталонов.




Список литературы
Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет – форма – количество [Текст]: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 2009. – 231 с.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: книга для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2010. – 210 с.
Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст]: методическое пособие / под ред. Г. М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2011. – 212 с.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Педагогика, 2009. – 402 с.
Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция [Текст]: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2012. – 231 с.
Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому [Текст]: методическое пособие / М. Монтессори; под ред. М. В. Богуславской. – М.: Просвещение, 2011. – 236 с.
Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М.: Просвещение, 2010. – 234 с.
Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: практическое пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2010. – 241 с.
Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст]: практическое пособие для воспитателей / под ред. Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой. – М.: Педагогика, 2009. – 158 с.
Яценко, Т. А. Игры с природным материалом [Текст]: учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей. – СПб.: Детство – пресс, 2009. – 267 с.


Приложение 1
Игры и упражнения
Для повышения уровня сформированности сенсорных эталонов у дошкольников рекомендуется проводить следующие игры и упражнения:
направленные на формирование представлений о шести цветах и усвоение соответствующих названий;
Воздушные шары.
Цель: познакомить детей с шесть цветами путем подбора по образцу.
Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (10 Ч0,5 см.) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10см.). Это ниточки и шарики. Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
Руководство. Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое – трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось – синий шарик привязан к синей ниточке» и т.п.
Затем быстро раскладывает раздаточный материал (кружочки на подносах), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.



Живое домино
Цель: продолжать знакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями; учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу.
Материал: ленты шести цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).
Руководство. Воспитатель повязывает детям на руки ленты различных цветов в виде браслетов и предлагает всем быстро построить круг так, чтобы у каждого ребенка цвет ленты, повязанной на одной руке, совпадал с цветом ленты товарища, стоящего с той или другой стороны.
Игра может быть повторена два – три раза со сменой лент.
направленные на формирование представлений о пяти формах и усвоение соответствующих названий;
Что лежит в мешочке?
Цель: закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яйца, бочонки, мячики, желуди, шишки, ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы); пуговицы (квадратной и треугольной формы).
Руководство. Дети сидят полукругом перед столом воспитателя. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Мешочек находиться у воспитателя. Дошкольники по очереди вынимают по одному предмету из мешочка, называют его, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с плоскостной геометрической фигурой, обводя пальцем поочередно то и другое: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой – овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.
Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.
Геометрическое лото
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети в данной игре действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования.
Материал: пять карточек с изображением геометрических фигур (по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу); по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, апельсин, футбольный мяч, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина), треугольной (крыша дома, пирамидка, палатка, линейка треугольной формы, морковь).
Руководство. В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
направленные на формирование представлений об отношениях трех – пяти величин и усвоение соответствующих названий.

Три квадрата
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький».
Материал. Демонстрационный: три квадрата разной величины, фланелеграф. Раздаточный: у каждого ребенка три квадрата разной величины, фланелеграф.
Руководство. Воспитатель: «Дети, у меня есть квадраты, вот такие (показывает). Этот – самый большой, этот – поменьше, а этот – самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите свои самые большие квадраты (дети поднимают и показывают их), положите. Теперь поднимите средние. Теперь самые маленькие». (Если кто – либо из воспитанников ошибается, педагог предлагает исправить ошибку, привлекая к этому и других детей.) чтобы нагляднее представить различия в величине квадратов, взрослый прикладывает их один к другому.
Далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башню. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграф снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте и вы такую башню на своих фланелеграфах», - говорит воспитатель. У ребенка, который плохо справляется с заданием, спрашивает: «Какой квадрат нужно положить первым? Правильно, большой, потом какой?» и т.д.
Воспитатель оценивает несколько работ. Башни остаются на фланелеграфах.
Найди такое же колечко
Цель: закреплять умение находить предметы одинаковой величины путем накладывания.
Материал: четыре – пять пирамидок из пяти съемных колец.
Руководство. В игре могут одновременно участвовать десять – двенадцать детей.
Кольца пирамидок расположены в случайном порядке на столах, подоконниках и т. п. Воспитатель раздает детям по одному колечку и предлагает найти такое же по величине. Ребенок приносит воспитателю найденное колечко и колечко – образец. Взрослый при необходимости помогает ребенку. Затем колечки снова раскладываются и игра повторяется с другими детьми.
































13PAGE \* MERGEFORMAT142615







14 "$&(*,О
·
·
·Т
·
·
·
·
·т

Приложенные файлы

  • doc 3218815
    Размер файла: 164 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий