Значение креста в иеротопическом замысле Нового Иерусалима. От Константина Великого до царя Алексея Михайловича.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
. . \b\t\n
\f\r\f \r  
\r \f \r\r.
 \r \r \r\r
опись
креста
…» —
Резные
церквях
//
Москва
. 2.
. 108.
Бельтинг
Образ
культ
..,
. 494.
семиконечного
Распяти
созданным
Первые
исследователи
памятника
Соболев
Романов
указали
что
очертаниях
сооруже
Иерусалима
земного
заметны
силуэты
ковских
храмов
дворцов
Однако
это
обстоятельство
рассматрива
лось
учеными
как
проявление
главной
Еще
одним
важнейшим
направлением
исследования
Романова
было
изучение
пространст
алтаря
как
Образа
мира
Резной
создавался
мастерами
разных
специальностей
протяжении
почти
ста
этом
основу
крупномас
штабного
замысла
Конструктивные
особенности
алтаря
особенности
иконографии
колоссальные
затраты
изготовление
памятни
свидетельствуют
том
воплощал
крупного
церковного
политического
Сама
уникальность
Шумаевского
креста
указывает
памятник
создателями
особыми
свой
ствами
должен
функции
Идеи
заложенные
программу
нуждаются
иных
методах
изучения
свойственных
традиционному
искусствознанию
Инструментом
изучению
стала
выделенная
область
исторических
исследований
иеротопия
Лидов
как
творчества
ется
анализируется
создание
сакральных
остановиться
идейного
замысла
памятника
декларируется
конструкции
репрезентативным
Ансамбль
формировался
вокруг
креста
является
монстранцем
Шумаевского
креста
полностью
идентично
Распятию
установленному
1662
году
Голгофе
Воскресенского
собора
является
уникальным
Западноевропейское
искусство
Лувра
., 1981,
. 43.
Яворская
Животворящего
Алексея
большемерных
резных
Распятий
кресте
Ставрографический
печати
Резные
..;
Русская
., 2000,
Романов
резной
Романов
. 2.
Яворская
купца
Шумаева
».
Уточнение
датировки
//
Проблемы
изучения
хранения
использования
наследия
христианской
деревянной
скульптуры
Пермь
. 2007.
Исследование
сакральных
пространств
международного
симпозиума
Ред
сост
Москва
православной
культуре
Шумаевское
Воскресенского
Новоиерусалимского
Распятия
конструктивных
элементов
ветствуют
Голгофы
ансамбля
следует
программе
строительства
Воскресенского
Воскресенского
Алексеем
Новым
Иерусалимом
русской
Шумаевский
русского
Иерусалима
сакрального
кальварии
созданное
натуральную
Следовательно
памятника
созданы
ансамбля
принципу
представляет
резную
Палестины
Иерусалима
Небесного
Иерусалима
пластической
подобной
образной
вославного
аналога
действительно
такой
представлять
крест
действительности
Иерусалим
половины
XVII
века
Небесный
идеализированной
схемы
Иерусалим
отражение
Небесного
отражение
свою
Небесный
представлен
его
предстения
начинаются
сразу
городом
Шумаевский
Ставрографический
третья
Зеленская
Иерусалима
Шумаевский
сакральных
пространств
Руси
Ред
The Encyclqpedia Americana.
International edition 1973; The
Oxford English Dictionary.
настоящем
Подосинов
Иерусалим
среди
…»
месте
Иерусалима
средневековых
картах
Вагнер
символа
реальности
.:
Искусство
. 22.
купца
Шумаева
».
датировки
Кудрявцев
Москвы
.:
Современник
Универсальный
символики
культуры
., 2004,
. 102.
сближенность
демонстрирует
плане
ансамбля
стены
Иерусалима
утвержден
нарушение
иконо
тексту
установлен
центре
резиденции
рус
Программа
алтаря
реликвария
продекларированная
компози
циях
показывает
Кремль
Новым
Иерусалимом
отражением
Града
Небесного
Животворящего
креста
Как
всякий
заключенный
художественном
программа
должна
быть
понята
Памятник
является
уникальным
источником
новые
страницы
русской
скульптуры
русского
искусства
культуры
позволяющим
переосмыс
лить
идеи
созидания
Нового
Иерусалима
России
связи
представляется
актуальным
уточнить
обстоятельства
Алексей
Воскресенский
монастырь
Иерусалимом
которая
топографической
странства
страстей
пластической
русского
Шумаевского
двух
семиконечных
Распятиями
ставших
центрообразующими
Иерусалима
Воскресенский
святыни
протяжении
русской
осуществлялись
различные
реализующие
символических
копийного
Годунова
храма
Господня
купец
что
храм
модели
подлиннику
замысле
проект
осу
проектам
строительство
Новго
строительство
шатровых
собора
Иерусалимской
многие
другие
Краткие
Московии
. 63;
Годунова
Иерусалим
русской
культуре
Баталов
Лидов
., 1994,
идея
копии
храма
Господня
оставалась
методом
копийного
должны
рассматривать
единичное
государственной
поисков
культурной
идентичности
Руси
Рос
непрерывном
развитии
приближении
первообразу
Византийскому
царству
Москвы
Царьградом
уже
XI
Руси
Новым
Иерусалимом
Русского
государства
царем
Константином
устойчивой
момента
Руси
достигла
точки
официального
развития
царство
Алексея
1645
получила
закономерное
Новый
Иерусалим
акцентирующей
миссионер
скую
роль
России
Нового
Израиля
наделяющей
сакральными
нового
центра
мира
хранителя
истинной
этого
государственную
церковную
политику
определяла
константинопольского
Москва
притяжения
для
риархов
Заинтересованные
политической
под
они
способствовали
росту
духовного
православном
Константином
освобождение
мусульманского
ига
Архимандрит
кипр
Успенского
монастыря
Неофит
Константинопольский
патриарх
Пателар
уверенность
Михайлович
призван
Константинополем
Русский
царь
православных
ператоров
патриарх
кафедру
власти
России
русское
., 1998.
Якеменко
Града
Нового
Иерусалима
общественной
Руси
//
Старообрядчество
культура
совре
Выпуск
4.
., 1995.
Успенский
Царь
патриарх
..;
Москва
центр
крат
летописцам
конца
. //
Тезисы
докладов
междун
Вселенная
Центр
периферия
Третьему
».
Москва
, 30–31
октяб
2003.
Теория
Москва
века
» //
Юхименко
редактора
Патриарх
Никон
Труды
. 139.
., 2004,
. 5–6.
Юхименко
Там
Константинопольских
патриархов
Патриарх
Антиохийский
своем
благословении
царю
аудиенции
12
февраля
1655
сказал
дарует
победу
великому
Константину
сделает
твое
монократор
именуется
наделит
наследством
престола
курсив
Как
представляли
современники
это
стояло
этими
ожидаемого
освобождения
Востока
мусульман
Патриарх
Никон
Грамоте
Крестном
монастыре
проводит
Константина
Михайловича
царь
внутриполитическим
ожиданиям
своих
икониче
деяниям
Константина
Великого
таких
моментов
жизни
креста
небе
Христа
повеление
сделать
знамя
лабарум
виде
креста
как
победы
покровительством
утверждение
руке
статуи
Константинополе
столице
государства
Константина
Палестину
креста
Страстей
Новозаветного
духовного
центра
Иерусалима
Константина
Великого
Константинополь
управлении
государством
стную
административно
военную
систему
поклонению
Грамота
фический
третья
Павел
Путешествие
Патриарха
Россию
века
его
сыном
архидиаконом
Муркоса

.
.


,
. 375.
Евсевий
василевса
., 1998.
. I.
. 28–30, 40;
. 7;
Покровская
Плюханова
символика
Ученые
Тартуского
университета
Тарту
, 1987;
Плюханова
Средневековая
власти
русской
//
университета
символы
сковского
следует
добавить
удерживающей
силы
Креста
побуждаемый
духом
Спасителя
свя
щеннейшее
спасительного
воскресения
Иерусалиме
всеобщего
почитания
благодаря
заранее
поставленным
целям
раскопанном
месте
нашли
гробничную
Руководить
сооружением
поручил
там
дело
касалось
дожественных
украшений
лучше
Ойкумены
стен
храмы
предвозвещен
пророками
Иерусалим
месте
спасительных
воздвигнут
противоположность
называемому
который
беззаконного
господоубийства
наказания
жителей
опустошению
воположность
Иерусалиму
василевс
Построил
Спасителя
над
смертью
самый
пророческое
слово
называет
Иерусалимом
древние
авторы
существование
Новом
Иерусалиме
Константина
памятника
Гроба
Анастасиса
еще
одного
царского
храма
» —
пятинефной
базилики
Мартириона
Нет
необхо
димости
искать
какую
часовню
обретения
креста
этому
событию
честному
древу
животворящего
кре
Господня
здесь
совершалось
богослужение
первые
дня
ликого
праздника
обретения
честного
креста
Господня
сте
освящения
Нового
Иерусалима
курсив
мой
Ска
баллович
называет
единственным
праздником
получившим
начало
одновременно
самим
событием
был
приурочен
Иерусалиме
пятнице
ныне
Римской
церкви
».
первых
характер
затем
распространился
мета
где
находи
лись
креста
Реликвии
креста
алтаре
базилики
выставлялись
Голгофе
которая
непосредственно
примы
Щедрина
Значение
реликвий
символов
Христовых
церковном
освящении
государственной
власти
., 2000,
Иисуса
Киев
. 261–268.
Евсевий
Главы
30, 31, 33.
страданий
..,
. 257–278.
честного
креста
. 1995,
. 138.
.,
. 140.
алтарю
который
был
ориентирован
далее
гробнице
располагавшейся
атриумом
несколько
севернее
базилики
Позднее
Контекст
происшедших
перенесен
Константинополь
всех
его
свидетельствах
реликвиях
город
претендовать
христианского
космоса
православные
патриарх
руководил
император
взял
себя
наместника
земле
были
свидетельством
присутствия
сил
паломничество
константинопольские
стало
заменой
земной
тую
живым
уроком
становилась
.). «
реликвий
Константинополь
участие
литургических
паралитургических
ритуалах
постоянное
пространства
византийской
столицы
Византийская
империя
православное
царство
государство
курсив
именно
занял
репрезентации
моидентификации
империи
Реликвии
дворцовых
подтверждением
власти
власти
реликвий
креста
образующих
духовный
центр
Визан
тийской
империи
политический
центр
установлении
праздника
Гос
628
разрушения
Иерусалима
Константина
Беляев
Христианские
Введение
сравнительное
изучение
. 32, 36, 38, 39;
Реликвии
Руси
Ред
сост
Раздел
Реликвии
соборном
богослужении
Великой
Иерусалим
Москва
».
Евсевий
. 36, 37.
ворот
храма
самому
восходу
Беляев
Христианские
древности
Бельтинг
Образ
культ
..,
. 33, 45.
Реликвии
культа
святых
реликвии
Ред
. 2003,
. 28–29.
Byzantine identity and relics of the True Cross in the thirteenth century //
реликвии
Ред
., 2003, c. 205–216;
праздника
подробно
Малышевский
Малышевский
Придорожные
Ставрографический
сборник
Книга
., 2001,
Николай
Указ
Беляев
Христианские
Великого
начале
храм
Животворящему
восстанавливалась
Это
привело
смещению
акцентов
почитании
именоваться
храмом
Гроба
Господня
Константинополя
разрушило
импера
Поэтому
русских
рассматривать
русле
наследования
власти
построения
сакрального
центра
вославного
Новом
Иерусалим
значение
центром
христианского
Нового
Иерусалима
России
трансвизантий
ская
трансляция
сакрального
центра
православного
космоса
Это
был
грандиозный
иеротопический
замысел
столетие
, —
итоговой
фазе
воплощения
образца
общему
признанию
самый
амбициозный
мировой
стианской
культуры
образе
подобии
строго
учитывать
обстоятельства
бытования
образа
мусульманском
Иерусалиме
ловины
XVII
плачевном
святыни
полном
беспра
вии
православной
церкви
много
говорили
все
паломнические
скинитарии
конечно
Суханов
быть
стационально
святынями
овеществлялось
крализовалось
постепенно
Привоз
сюда
Христианского
ставил
анства
рус
правителей
реликвии
святыни
Годунова
осуществляться
Беляев
Ивана
III
Палеолог
Рождественская
древнерусской
литературе
Иерусалим
русской
культуре
..,
уникальности
культуре
Суханов
Арсений
.VI.
Иерусалимская
русском
искусстве
Каталог
выставки
., 2001.
Юхименко
.,
государственного
депозитария
царствовании
Алексея
Кремле
сосредотачиваются
Глава
Златоуста
распятия
Портаитиссы
боль
количество
креста
Страстей
другое
Россию
оказываемую
рус
православным
христианского
дают
ощущения
материализации
образа
Иерусалима
Представляется
Арсений
Суханов
посланный
Пале
миссией
должен
был
способствовать
осуществлению
новозаветного
православного
старец
1655
привез
кипарисовый
семиконечный
созданный
Христова
содержавший
300
мощей
святынь
, —
Московском
статей
Ред
Журавлева
Надписи
другие
реликвариев
Благовещенского
Россия
Средневековая
Древнерус
скульптура
статей
Вып
. IV.
., 2003;
Журавлева
группе
трети
XVII
. //
Древнерусское
искусство
Реликвии
Руси
. 102–108.
Алеппский
архидиакон
Путешествие
Макария
Россию
Обществе
Муркоса
Вып
. 5.
., 1900,
. 185–196.
Следует
что
посвященных
Христа
изображается
семиконечный
есть
крест
Стерлигова
Новозаветные
реликвии
Древней
Руси
Христианские
реликвии
Московском
Кремле
Ред
Фонкич
Греческо
русские
середины
XVI —
начала
Греческие
документы
хранилищ
Фонкич
., 1991;
Сидоренко
Икона
Богоматерь
Третьяковской
галереи
Некоторые
итоги
исследования
Древнерусская
скульптура
Россия
восточнохристианский
мир
., 2003.
Беляев
Гвоздь
Московского
Кремля
Христи
реликвии
Московском
Кремле
. 77.
Историю
появления
этих
образов
коротко
проследила
Севастьянова
вастьянова
Греческо
русские
Фонкич
Чудотворные
Москве
. //
феодальной
России
., 2001.
Фонкич
Греческо
русские
Цитируются
касающиеся
Россию
Суханов
оттуда
будущий
называемый
Кийский
указано
отправления
киоте
первым
левыя
поклонялись
эквиваленту
обретенного
свидетельству
кресту
иконография
следует
стантинопольскому
ритуалу
византийским
иконам
изображающим
Константин
Алексей
1655
Дамаски
сделанный
небе
Златоуста
литовском
святыню
царскую
Шклов
Получив
царь
вернулся
возвращения
свидетельствует
Чиновники
Московского
. 273–274.
этом
.:
.,
пространства
эпоху
Иеротопия
сакральных
пространств
., 2004,
Крест
., 2004.
Другое
название
— «
Кийский
предстоящими
».
Кольцова
Крестовый
образ
Кийского
Научно
исследовательская
работа
художест
музее
Архангельск
. 1998;
Образ
Животворящего
Михайловича
патриарха
Никона
печати
Semoglou A.
Несмотря
что
считается
1667
году
следует
считать
что
эта
позднее
года
еще
Фонкич
Чудотворные
иконы
Москве
середине
России
Средневековая
Тартуского
университета
. 781.
, 1987;
Средневековая
власти
Крест
русской
Там
Материалы
литературной
» /
. 102.
Прибытию
Россию
предшествовала
большая
дипломатическая
1652
Дамаскин
приезжал
милостыней
Москву
Путешествие
..,
. 475.
отправляться
домой
Алексей
Ватопедский
будет
дватцать
или
менши
сколько
ведетца
следует
рассматривать
заключительное
контексте
наследования
харизмы
власти
правитель
став
Константинова
креста
эквивалента
Христова
заявил
себе
Константина
Великого
Резиденция
русских
стала
двух
важнейших
30
1656
традиционное
осляти
Успенского
Входоиерусалимской
кровского
собора
наоборот
места
Кремль
порядок
впервые
фиксируется
патриарших
выходов
1656
одном
последних
своих
докладов
перемене
Успенский
гово
что
именно
что
Кремль
Иерусалимом
ученый
прояснил
что
именно
послужило
толчком
направления
моему
мнению
именно
присутствие
Константина
образа
обретенного
Животворящего
истинной
причиной
осознания
свершившимся
Иерусалимом
другим
1655
патриарх
1656
подписана
грамота
постройке
патриарха
острове
Крестного
монастыря
24
1656
Москве
Грамота
духовенству
мирянам
которой
патриарх
пишет
Материалы
…»,
. 123.
. 102, 123.
. 125.
Материалы
…»,
. 125.
патриарх
..,
. 442–444;
Успенский
воскресенье
Кремля
Нового
Тезисы
Международной
научной
священной
музеев
Кремля
марта
Материалы
…»,
. 132.
. 132.
. 134.
животворящий
остров
привезен
сотворен
кипарисса
широтою
высотою
таков
яковъже
изволи
Христос
Бог
волею
ради
спасения
распятися
курсив
Грамота
патриарха
духовному
единению
православных
людей
святыни
Животворящего
Господня
власти
который
копией
палестинской
аналогом
правосла
вия
курсив
Животворящий
согласовано
монастырь
царем
принял
государь
единолично
что
результате
благодати
важнейших
святынь
Нового
Иерусалима
нарушена
значительной
протяжении
второй
половины
1656
первой
половины
1657
продолжалось
строительство
деревянного
Воскресенского
некоторым
октября
) 1657
обряд
деревянного
храма
Воскресения
каменного
храма
храма
Гроба
Господня
которых
государь
царь
Михайлович
будучи
имя
Иерусалим
честныя
руки
писанием
изобрази
патриарх
Воскресения
название
Иерусалим
каменная
надпись
установленная
храма
Иже
сам
прорече
Иерусалим
тако
царь
нарече
надписи
буквам
основного
текста
Грамота
..,
. 387.
Московского
Преподобного
Радонежского
России
., 2004,
. 270–275.
Материалы
…»,
. 149, 154.
Материалы
…».
Авдеев
Ставрографические
Ставрографический
Книга
тья
., 2005,
грешный
архимандрит
сложную
таблицу
прочитающим
обител
церков
кто
строител
курсив
. —
20
октября
1657
царь
пишет
патриарху
котором
монастырь
Иерусалимом
Патриарх
Никон
государевым
богомольем
подчеркивалась
этого
предложено
усвоенный
строи
Зебжидовского
Иерусалима
первую
кальварию
Иерусалимом
стал
подтверждением
уже
бытовавших
риарха
Филарета
созревших
идей
строительству
должны
предъявляться
аутентичности
которые
этом
случае
следование
выходило
переосвящения
собор
монастырь
переосвяща
отражает
перемену
архетипа
иное
роли
которая
этому
грандиозному
иеротопическому
проекту
самоиденти
фикации
русского
государства
царя
русской
патриарха
Рус
самодержец
миру
своей
идентификации
Константином
сначала
сакрального
позднее
мира
размышлениях
эту
важно
замечание
Зеленской
что
Кийского
патриарха
Никона
сутствовали
личные
мотивы
создании
Воскресенского
личных
мотивов
патриарха
или
каких
либо
промыслительных
видений
откровений
было
курсив
.).
Святыни
Нового
Иерусалима
..,
Материалы
…»,
. 160–161.
Нового
Иерусалима
..,
. 281–287.
Шумаевский
крест
кальвария
Алексея
Бельтинг
Указ
.,
. 38–45.
Документирование
Нового
Иерусалима
начавше
муся
строительству
значение
державный
Яворская
Генезис
Нового
Иерусалима
России
образ
ИРИ
Нового
Иерусалима
России
..;
Христиан
Болгарской
искусство
Болгарии
Выставки
— 8
года
Москва
. 5.
Иерусалим
Москвой
Аспекты
Иерусалимы
Перенесение
сакральных
пространств
культу
1658
.,
после
закладки
каменного
собора
указу
царя
домовой
казной
патриарха
Иерусалим
были
доставле
кипарисовых
креста
больших
неписаны
миконечный
Распятием
установлен
недостроенной
Голгофе
Воскресенского
собора
1662
Голгофский
придел
освящен
одним
первых
что
свидетельствует
приоритетном
которое
придавалось
части
комплекса
крест
созданным
меру
Христова
должен
переносить
полноту
первообраза
распятием
стоявшего
Гол
храма
приобретал
образа
эквивалента
реликвии
напоминал
реликвии
обретенного
Кон
Животворящего
Древа
выставлялось
Голгофе
Константина
поклонения
образ
воздвигнутый
полномерной
копии
пространства
иеруса
Голгофы
свойствами
самостоятельной
».
Чудотворный
Животворящий
благоухающий
крест
одной
важнейших
святынь
русского
Нового
Иерусалима
государства
Судьба
другого
креста
неясна
она
известных
сего
дня
исследователям
Воскресенского
документах
или
читывается
однако
быть
реконструирована
Новом
салиме
1660-
1680-
работали
многие
известные
скульпторы
привезенные
царем
Алексеем
Михайловичем
литовского
похода
Это
были
старец
Арсений
старец
Ипполит
Кутеицкого
монастыря
что
Оршей
Михайлов
Шклова
Петр
другие
После
опалы
патриарха
работы
приостановлены
мастера
приписали
Оружейной
палате
вывозили
скву
семьями
материалами
инструментами
книгами
Соболев
рассматривая
творчество
старца
Ипполита
пишет
громадном
рез
распятии
сделанном
Воскресенского
Новоиерусалимского
настыря
перенесенном
оттуда
Москву
создания
Голгофы
церквях
Голгофе
Кремлевского
ясно
влияние
кальварий
были
так
хорошо
знакомы
старцу
сильного
впечатления
уча
ствовавшего
польском
1654–1656
царя
Алексея
Михайлови
пожелавшего
иметь
своей
дворцовой
церкви
нечто
подобное
Материалы
…»,
что
крестами
как
кресты
Бельтинг
Указ
. 71–78.
Святыни
Нового
Иерусалима
Бельтинг
Указ
.,
. 26–28, 339.
близости
где
ставка
виденным
зарубежным
кальвариям
курсив
.).
Шума
евский
крест
представлениям
Николая
Николае
вича
кальварии
Голгофе
Большой
самый
неписанный
созданное
старцем
Шумаевского
которое
действительно
ляется
самым
известных
Алексей
планирует
кальварию
истинное
значение
Идея
переноса
образа
воплощающего
столицу
соответствует
поведению
русского
самодержца
Константина
Она
связана
стремлением
иметь
истинный
креста
своей
резиденции
Кремле
будет
демон
стрироваться
один
государственно
религиозных
символов
своеобразных
палладиумов
дарующих
защиту
покровительство
сударю
Москве
всему
Российскому
царству
православному
Царь
Алексей
Михайлович
строго
следует
деяниям
Константина
ликого
перенесшего
часть
Истинного
Страстей
Нового
Иерусалима
Константинополь
начавшего
пространства
Спасения
церквях
после
стантинополь
стал
осознаваться
Иерусалимом
своем
Слове
законе
благодати
написанном
1037–1050
.,
Илларион
называет
Константинополь
Новым
Иерусалимом
повествования
это
связывается
перенесением
креста
Иеру
салима
Константинополь
Крест
орудие
победы
Христа
новым
знаком
императорской
власти
трансляции
империи
Византийский
Иерусалим
выступает
центром
политическую
духовную
власть
как
империя
нуждалась
духовном
Русская
..,
. 389.
Соболева
называется
резное
предстоящими
орудиями
страстей
другими
атрибутами
высоком
Там
сказано
что
созданы
меру
Христова
редактора
Чудотворная
икона
Византии
Руси
Ред
. 6.
Слово
» //
Молдован
. 5, 97;
Guran P.
The Byzantine 'New Je-
rusalem' at the crossing of sacred space and political theology //
Иерусалимы
сакральных
пространств
культуре
., 2006.
держава
Значение
святого
Христовых
власти
., 2000,
. 26.
Byzantine identity and relics of the tr
ue cross in the thirteenth century //
Ред
сост
tine 'New Jerusalem'...
здесь
воплощалась
пара
смены
трансляцией
Иерусалим
христианского
становился
возможен
везде
что
ранних
трансляции
сакрального
полностью
парадигма
духовного
государства
одновременно
идеологического
Переосмысление
роли
чудотворных
икон
реликвий
особенно
креста
сакрального
понять
становились
конституирующей
основой
стержнем
формировании
определенной
духовной
пространственной
среды
важнейшую
консолидации
именно
вокруг
часто
выстраивались
государственно
политические
концепции
курсив
.).
новой
государственно
концепции
было
решение
1666
которому
иконы
Нерукотворного
были
Распятиями
Спустя
разрушения
Иерусалима
переносился
которая
становилась
новым
жили
православные
патриарх
руководил
русский
царь
роль
постепенно
превратилась
учрежденной
XVI
звучит
обновления
русском
царстве
вселенской
православной
империи
учреждения
патриаршества
Константинопольская
административным
религиозной
Владимира
Великого
этому
строительства
Годунова
Лидов
Реликвии
стержень
восточнохристианской
культуры
//
реликвии
Ред
сост
Лидов
., 2003,
. 5–8.
Там
семиконечные
Распятиями
установлены
Архангельского
собора
Вознесенского
Воскресения
вущего
других
кремлевских
Русская
скульптура
XV–XVIII
Каталог
., 2003.
Бельтинг
Указ
.,
. 222–225.
болгарской
//
Христианское
искусство
выставки
., 2003,
. 5.
это
инициати
Москве
царя
Годунова
христиан
Восточной
Христианская
жизнь
здесь
текла
принципами
совмещение
византийского
руководителя
светской
власти
принцип
русского
Второго
стантина
русского
патриарха
претендующего
первенствующую
некогда
Византийская
представлялась
постепенно
преображался
русская
становилась
трансвизантийским
продолжением
русский
становился
Израиля
Целостность
завершенность
создаваемой
легитимность
власти
Тишайшего
были
присутствием
самодержца
реликвий
креста
Константина
реликвии
Истинного
обретенно
Животворящего
креста
созданным
Константина
Животворящий
реликварии
монстранце
полноту
образа
Иерусалима
утверждали
Российское
самодержавное
царство
уделом
Шумаевский
вселенной
которая
уже
нибудь
свершится
воплощается
здесь
сейчас
дожественный
отражает
общественное
сознание
является
некой
политической
призванной
служить
дер
жавной
идеологии
эпохи
формирования
солютистского
государства
была
продемонстрирована
идеограммных
Шумаевского
Ансамбль
предста
культового
наделенного
свойствами
государственной
утвержден
внутри
Иерусалима
Евсевия
всех
углублении
потолка
самой
середине
утвердить
великолепную
спасительных
символ
боголюбивому
Христианство
...
статью
Шумаевский
рассматривался
художественный
исторический
государственной
демонстрирующий
Иерусалима
был
стать
инструментом
имперской
тижении
собственных
самодержец
стоящий
являлся
как
земле
как
апостол
истинной
веры
православия
сво
Алексей
представлен
семиконечным
крестом
руке
единственного
православного
защит
вселенского
THE MEANING OF THE CROSS IN THE HIEROTOPICAL
CONCEPT OF NEW JERUSALEM. FROM CONSTANTINE
THE GREAT TO THE TSAR ALEXEI MIKHAILOVICH
The “Shumaevsky Cross” is a grandiose precious monstrance made for
the cross with the image of the Crucifixion in the measure of the Body of
Christ. Its compositions served as a virtual model of space of the Passion.
It is known that the transmission of the Passion relics to Constantinople
and creation of the space of the Passion in the palace churches and in St.
Sophia have transformed the city into the “
new centre of the Christian cos-
” — New Jerusalem. But it was the True Cross which kept the
Евсевий
. 49.
Бельтинг
разд
Христа
государственной
ссылкой
Breckenridge J. D.
The Numismatic iconography
of Justinian. New York, 1959, II.
Бельтинг
Указ
: The Numismatic iconography of Justinian.
Алексей
Премудрая
».
., 2005,
. 177.
place in the representation and self-identification of Byzantium Empire. Its
relics were
the confirmation of the legitimation of the power of emperors
And the image of the True Cross — a symbol of the saving Passions — was
kept in the private chambers of Constantine and “
seemed the keeper of his
(Eusebius Pamphil).
The construction of New Jerusalem in Kremlin was an attempt of trans-
byzantium translation of the sacred centre of the Orthodox cosmos to Mos-
cow. Its central-shaping relic was to be not only the Cross of Constantine
made in the image of the Cross seen
by the Emperor in the sky (it had been
in Kremlin since 1655) but also an
image of the relic of the Vivi-
fying Cross which was the Shumaevsky Cr
oss. They attached these relics the
importance of “
the state and religious symbols, some palladiums providing
protection and patronage
” for the Tsar Alexey Mikhailovich, Moscow and
all the Russian Tsardom as well as for all the Orthodox world. These relics

Приложенные файлы

  • pdf 3176582
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий