Сравнить Шумаевский Крест и классический крест, показать особенности Шумаевского Креста и раскрыть причины написания его именно таким.


Тема исследования: «Культурный «кладезь» на Лубянке»
Автор: Хасанова Екатерина Андреевна, 9 класс
Руководитель: Нестерова Елена Львовна
Образовательное учреждение: ГБОУ Школа №1561
Содержание.
1) Вступление
Цель: Показать и обосновать ретроградность фресок Сретенского монастыря; показать неповторимость и фольклорный характер Шумаевского Креста, раскрыть причины его особенностей; показать и обосновать уникальность собрания множества исторических технологий сразу в одном только новом соборе Сретенского монастыря.
Задачи:
Сравнить фрески Сретенского монастыря и храма Троицы в Никитниках для доказательства ретроградности первого.
Сравнить Шумаевский Крест и классический крест, показать особенности Шумаевского Креста и раскрыть причины написания его именно таким.
Показать и обосновать соединение многих исторических технологий в новом современном храме Сретенского монастыря.
Гипотеза: Сретенские фрески — единственный московский памятник монументальной ретроградной живописи XVII века, который дошёл до нас почти полностью; Шумаевский крест — единственный в мире крест подобного (фольклорного) стиля исполнения; новый собор Сретенского монастыря — один из редких храмов, где можно увидеть и познакомиться со многими историческими технологиями сразу в убранстве одного собора.
План работы:
Изучение информационных источников по данной теме
Посещение Сретенского монастыря и храма Троицы в Никитниках (как классического варианта монументальной живописи XVII века ярославско-костромского стиля)
Составление сравнительных таблиц
Презентация работы
Методы: Наблюдение, сравнительный анализ.
2) Фрески Сретенского монастыря (+ сравнительная таблица сретенских фресок и фресок храма Троицы в Никитниках)
3) Шумаевский Крест (+ сравнительная таблица Шумаевского Крест и каноничного (стандартного) креста)
4) Исторические технологии в новом соборе Сретенского монастыря (+ информационно-доказательная таблица по технологиям)
5) Выводы (по каждой из трёх частей и общий вывод)
По части «Фрески»: По сравнению с аналогичным образцом (храмом Троицы в Никитинках) сретенские фрески действительно являются более ретроградными, т.к их сюжеты, цветопередача, и цикловое расположение сильно отличаются от аналога и подчёркивают монастырский характер росписей.
По части «Шумаевский Крест»: Автор хотел сделать более близким по стилю и более понятным по рассказу Священное Писание благодаря Шумаевскому Кресту.
По части «Исторические технологии в новом соборе»: Собор Новомучеников и Исповедников Российских в Сретенском монастыре действительно является уникальным и редким примером, в котором можно увидеть и познакомиться со многими историческими технологиями сразу в убранстве одного собора.
Общий вывод: Сретенский монастырь — настоящий культурный и исторический «кладезь», своими ретроградными фресками, Крестом в фольклорном стиле, соединение многих исторических технологий в одном соборе он вносит особую лепту в культурное наследие Москвы.
6) Список использованной литературы.
Вступление
Ни для кого не секрет, что Москва — настоящая культурная сокровищница. Это выражается во многом, в её старинных зданиях, скульптурных памятниках и так далее. Но часто мы можем слышать, что одним из главных культурных богатств столицы являются её древние монастыри и храмы, а точнее их культурное наследие, то есть иконы, фрески, кресты книги, сама архитектура. В самом центре нашего города на улице Большая Лубянка находится древний монастырский уголок — обитель Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Её главным культурными ценностями являются сохранившиеся почти полностью ярославские фрески XVII века и огромный резной Крест - «Священное Писание» мастера-резчика Шумаева (сейчас он в Сретенском монастыре, к сожалению, не находится, но был там до 1917 года), а также созданный уже в XXI веке новый собор — собрание множества исторических технологий в одном храме сразу.Поэтому целью моего исследования является: Показать и обосновать ретроградность фресок Сретенского монастыря; показать неповторимость и фольклорный характер Шумаевского Креста, раскрыть причины его особенностей; показать и обосновать уникальность собрания множества исторических технологий сразу в одном только новом соборе Сретенского монастыря.Я предполагаю (гипотеза), что Сретенские фрески — единственный московский памятник монументальной ретроградной живописи XVII века, который дошёл до нас почти полностью; Шумаевский крест — единственный в мире крест подобного (фольклорного) стиля исполнения; новый собор Сретенского монастыря — один из редких храмов, где можно увидеть и познакомиться со многими историческими технологиями сразу в убранстве одного собора. Фрески Сретенского монастыря
Первым делом я изучила фрески Сретенского монастыря, так как они являются самой главной и самой древней его частью. Это единственный памятник Петровского времени монументальной живописи начала XVIII века, который возник в Москве и, самое главное, он дошел до нашего времени практически полностью. Стиль фресок ярославский, костромской, примеров таких храмов немного, а в Москве их только два, храм Троицы в Никитках и собор Сретенского монастыря. Именно поэтому я проводила сравнение фресок двух этих храмов, ведь их месторасположение (Москва), время и стиль написания одинаковые, об этом упоминает в своей книге и своём интервью С. Н. Липатова, научным сотрудником музея им. Андрея Рублева, исследователь и реставратор фресок Сретенского монастыря. Но сретенские фрески исследователи называют более «ретроградным», чем остальные монументальные памятники XVII века (об этом опять же говорит исследователь и реставратор С. Н. Липатова в своей книге и интервью), и это справедливо, ведь их настроение сильно отличается от фресок других храмов, в обители, в отличие от классических образцов храмов, монастырский, более умеренный, спокойный характер нововведения иконописи не отразились в фресках, они очень сдержанны, строги и располагаются всего лишь в 4 яруса, в них всё чётко определено и поделено. К сожалению, многие фрески в советское время были утрачены, но реставраторам всё же удалось восстановить большую часть и добраться до авторского цвета, увидеть, что все фрески написаны на цветовых сочетаниях синего, красного и коричневого, для создания спокойной духовной атмосферы и духа «историчности». А в классическом варианте росписи строятся на светлых и ярких тонах для достижения духа торжественности и величия. Но их скромность, сдержанность, простота и конкретность передачи сюжетов понятна и близка обыкновенным людям. Классическим фрескам наоборот свойственна сюжетная подробность, не всегда конкретность, возвышенный духовный настрой, насыщенный «рассказ» для погружения в события истории всей Церкви.Сам набор сюжетов очень интересен, программа росписи совсем другая. Во-вторых, основными темами являются: тема пришествие в мир Христа, тема мучеников и мученичества, тема русских святых и преподобных, тема Высших (Ангельских) Сил. А в классическом храме акцент делается на новозаветные события жизни Христа, евангельские события, события жизни Богородицы, и, возможно, какого-то одного почитаемого в храме святого, а также уделяется внимание теме Страшного Суда и Жизни человека после смерти (среди сретенских фресок данная тема отсутствует).Помимо цветопередачи и сюжетных тем, есть ещё фактор, такой как расположение циклов, в классическом варианте циклы занимают северную и южную, а также верх западной стены (низ — Страшный Суд), в Сретенском монастыре циклы располагаются совсем по-другому, так как по смыслу и логике предусмотрели это их авторы. Все отличия по всем параметрам сравнения показывают и обосновывают ретроградность фресок Сретенского монастыря. (Более подробную сравнительную таблицу, можно увидеть ниже).
Параметр сравнения Сретенский собор Храм Троицы в НикитинкахФрески над входными дверями Херувимы (в соборе); Христос, Богородица, Иоанн Креститель (при входе в собор) Христос, Богородица, Иоанн Креститель (в храме)
Фрески нижнего яруса Почти отсутствуют (из-за неблагоприятных условий в XX веке), вместо них орнамент Хорошо сохранились, орнамент также присутствует
Цикл «Земная жизнь Христа» Есть в развёрнутом варианте (основные события, верхний и средний ярусы северной и южной стен)Почти все фрески посвящены этой теме (вся северная и западная стена)
Цикл «Земная жизнь Богоматери» Есть в сокращённом варианте (основные события, верхний и средний ярусы северной и южной стен)Есть только в контексте цикла «Земная жизнь Христа», т.е мало отражена
Композиция «Страшный Суд» Отсутствует Есть в сильно развёрнутом варианте на западной стене
Исторические медальоны Есть в двух развёрнутых вариантах (западная стена) Отсутствуют
Тема мученичества и святых-мучеников Сильно развёрнута. Одна из центральных (на северной и южной стенах между окнами, на колоннах) Развёрнута в сокращённом варианте на примере жития апп. Петра и Павла (юж.стена) Центральной не является
Тема русских преподобных отцов Одна из центральных тем. Хорошо развёрнута (с двух сторон во всех оконных проёмах) Во фресках не затрагивается
Тема ангелов и херувимов, Высших Сил Сильно развёрнута. Одна из центральных (в деталях, над входными дверями и окнами) Во фресках не затрагивается (за исключением фрески Страшного Суда)
Тема Воскресения и близко идущих перед этим событий земной жизни Спасителя Сильно развёрнута. Одна из центральных (потолочные фрески во всей средней линии, центральная фреска - Воскресение) Одна из центральных, цикл Страстей Христовых — вся северная и западная стена, на этом делается сильный акцент
Тема проповеди и миссионерского служения Сильно развёрнута. Апостола с орудиями их гибели, мученики-проповедники (припотолочные арки и своды) Развернута в житии апп. Петра и Павла (юж. стена)
«Страстной цикл» Сильно развёрнут. Не только в жизни Спасителя, но и в жизни апостолов и других страдающих и погибших за Христа, есть акцент на этот цикл Одна из центральных, цикл Страстей Христовых — вся северная и западная стена, на этом делается сильный акцент
Расположение фресок и циклов Нестандартное. Фрески Страстного, Богородничного и Мученического циклов перемешиваются и смысловой линией объединяются между собой. Нет фрески Страшного Суда, а вместо исторические медальоны на нижних ярусах Классическое
Настроение Сдержанность, скромность, аскетичность, конкретность, лаконичность с содержательностью и большой смысловой нагрузкой (отражены основные сюжеты и сюжетные линии) Яркость, подробность, многогранность, детальность, большой сюжетный охват, множество сюжетных линий без каких-то акцентированных, подробное отражение Церкви и Её истории, «желание подробного рассказа», торжественностьСтиль написания Ярославский, костромской. Но при этом строгий, скромный, простой, неяркий, без множества деталей и «подробного рассказа» - «монастырский» Ярославский, костромской, яркий, торжественный, со сложной композицией, множеством деталей для подробного рассказа по истории всей Церкви
Основные темы Русские святые, святые-мученики, Ангельские Силы, тема Богородицы, Пришествия в мир Христа Отражение всех основных событий жизни Спасителя по Евангелию, его Страданий и Воскресения, отражения жития апп. Петра и Павла
Сохранность и цвета красок Многие фрески были утрачены, но усилиями реставраторов многие восстановлены. Фрески построены в основном на тёмных тонах и не очень ярких красках (красный, коричневый, синий) Почти все фрески целы, т.к своевременно обновлялись реставраторами. Фрески построены в основном на светлый и ярких тонах и красках.
Вывод по части «Фрески»: По сравнению с аналогичным образцом (храмом Троицы в Никитинках) сретенские фрески действительно являются более ретроградными, т.к их сюжеты, цветопередача, и цикловое расположение сильно отличаются от аналога и подчёркивают монастырский характер росписей.
Шумаевский Крест
Третьей частью моего исследования стала уникальная реликвия XVIII века, находившаяся в Сретенском монастыре, - Шумаевский Крест. Огромный резной Крест-Распятие работы мастера-резчика Шумаева и многих других мастеров находился в обители вплоть до её закрытия в революционные годы. До революции он представлял немалую ценность и вызывал большой интерес и множество дискуссий, Крест действительно был крайне необычным. В чём особенность, нестандартность и уникальность Шумаевского Креста? Почему именно таким создали его мастера и авторы? Во-первых, при его создании были использованы нестандартные материалы. В классическом Кресте используется в основном только дерево. А в Шумаевском Кресте помимо дерева, для создания деталей использовались олово, зеркала, латунь, стразы, различное стекло, благодаря этому разнообразию создаются «народный» стиль, «фольклорность». Во-вторых, и это самое главное, Шумаевский Крест - «резная Священное Писание», с помощью множества полуобъёмных фигурок здесь чётко и просто отражены основные сюжеты и события Нового Завета, Апостола, Апокалипсиса. В стандартном Кресте всё строго определено, нет деталей, присутствуют только Распятие, Голгофа, Богородицы, апостол Иоанн Богослов, а в Шумаевском Кресте помимо этого всего есть множество сюжетных деталей: фигурки Иерусалима, Страстей Христовых и Небесного Града, героев Нового Завета. Также обычный Крест не имеет никаких прототипов. А в Шумаевском Кресте дворцы земного Иерусалима изображены в виде московских боярских и царских дворцов, Небесный Иерусалим изображён в виде идеализированной градостроительной схемы Москвы XVII века, это также давало ощущение «народного» стиля. Но самое главное, что с помощью Шумаевского Креста авторы «рассказывают» каждому зрителю Священное Писание, расширяя его представления и знания о вере и Церкви, особенно важен этот фактор для малограмотной и неграмотной части населения (а это большая часть). В-третьих, со своей средневековой простотой с большим количеством деталей и подробностей Шумаевский Крест становится ярким примером «предбароккского стиля» и «зачатия» нового направление — барокко, что отсутствует в каноничном византийском стиле обыкновенного Креста.
(Данную информацию в более подробном виде раскрывает сравнительная таблица представленная ниже).
Каноничное Распятие Шумаевское Распятие
Строение и побочные детали: Восьмиконечное
Две перекладины наверху
Отсутствие каких-либо побочных деталей Строение и побочные детали: СемиконечноеОдна перекладина наверху (форма буквы «Т»)
Большое количество мелких деталей. Шумаевское Распятие — резная Библии Низкий (3-4 см максимум) рельеф
Материалы, из которых сделано: дерево Материалы, из которых сделан: дерево, олово, зеркала, латунь, стразы, листовое, литое и гранёное стекло Общее содержание: Распятие, Голгофа, Богородицы, апостол Иоанн Богослов Общее содержание: Распятие, Голгофа, Богородица, апостол Иоанн Богослов, фигурки Иерусалима, Страстей Христовых и Небесного Града, героев Нового Завета, всё это находится в огромном киоте с открывающимися дверями.
Детали: У Богоматери волосы забраны
Размер: Размеры Христа, Богородицы и апостола Иоанна приблизительные, меньше реального человеческого роста Детали: У Богоматери по обеим сторонам лица виднеются пряди волос.
Размер: Размеры Христа, Богородицы и апостола Иоанна в полный человеческий рост
Всё в строгом «евангельском» каноне, без примесей какой-либо иной сферы протиповДворцы земного Иерусалима изображены в виде московских боярских дворцов и палат царя Алексея Михайловича в Кремле и в Коломенском. Небесный Иерусалим изображён в виде идеализированной градостроительной схемы Москвы XVII века. Прототипы композиций «Рождество» и «Крещение» - стукковые рельефы Богоявленского монастыря. Сюжет, где крестьяне с виноградной гроздью взят с обложки знаменитой Лицевой Библии
В основном исполняется в русском или византийском стиле Исполнен в средневековом стиле, направленном на Европу, «предбороккский» стиль
Отражение исключительно духовных идей Помимо духовных, присутствует отражение общественных и эстетических идей русской жизни
Выполнен, как резное или скульптурное изображение исключительно Распятия Иисуса Христа Выполнен, как масштабный ансамбль «резного» Священного Писания
Вывод по части «Шумаевский Крест»: Автор хотел сделать более близким по стилю («фольклорность») и более понятным по рассказу («резная Библия») Священное Писание благодаря Шумаевскому Кресту.
«Исторические технологии в новом соборе Сретенского монастыря»
Последней частью моего исследования стал новый, открытый в мае 2017 года, собор Сретенского монастыря, храм Новомучеников и Исповедников Российских. Удивительно светлый, лёгкий, торжественный, дышащий жизнью, храм говорит о главной теме Церкви — Воскресении Христовом и победы Жизни над смертью, в том числе и на примере Новомучеников. Но храм Новомучеников и Исповедников на в Сретенском монастыре совершенно особенный, в мире таких единицы, ведь здесь совмещены множество уникальных, красивых, старинных и исторических технологий вместе. Литьё, резьба по дереву и камню, мраморная и мозаичная отделка, золотое шитьё — все эти техники существовали тысячами и миллионами лет. Они присутствовали по отдельности во многих в храмах, но вместе и сразу в одном соборе, такое встречается крайне редко, и новый храм Сретенского монастыря яркий тому пример. Так, например, литьё использовалось в Николаевском монастыре г. Верхотурья, резьба по камню в храме Покрова на Нерли, мраморная облицовка в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга, византийская мозаика в бывшей соборе святой Софии в Константинополе, резьба по дереву в русских храмах Севера.(Более подробную информационно-доказательную таблицу по данной теме можно увидеть ниже).
№ Техника нового храма Описание техники Примеры храмов, где есть эта техника
1 Литейное мастерство (паникадило, оградки, двери, уличные иконы, подсвечники, узоры на куполе храма) Литьё — древняя техника, используемая для изготовления церковной утвари и других деталей (киоты для икон, оградки в храме, двери, паникадила, подсвечники и т.п). Из расплавленных металлов в определённой форме выливается, а затем вырезается рисунок. Бывший собор святой Софии в Константинополе; Николаевский монастырь г. Верхотурья; Крестовоздвиженский храм п. Палех.
2 Резьба по камню (известняку), орнаментальное украшение стен снаружи и внутри храма Резьба по камню — художественное рельефное вырезание узоров и сюжетов на стенах храмов. Придаёт изящество и лёгкость архитектуре и внутреннему убранству. Успенский и Дмитриевский соборы г. Владимира; храм Покрова на Нерли; Георгиевский собор г. Юрьев-Польского; резьба по известняку применялась преимущественно во Владимиро-Суздальской Руси в XII-XIII веках.
3 Мраморная облицовка (полы, иконные ризы, иконостас) Полы, основа иконостаса, иконные ризы, иногда колонны и стены отделывались белым или цветным мрамором. Это придаёт храму изящность, торжественность и богатую обстановку. Это традиция больше западно-европейскаяИсаакиевский собор г. Санкт-Петербурга; бывший собор святой Софии в Константинополе; Успенский собор Иоанно-Богословского монастыря
4 Византийская мозаика (крещальная купель в нижнем храме) Византийская мозаика — придуманная в Византии техника «паззла» из кусочков окрашенного стекла и драгоценных камней. Используется во фресках и внутренних орнаментальных украшениях храма Бывший собор святой Софии в Константинополе; старинные европейские базилики
5 Резьба по дереву (скамьи, иконные ризы) Вырезание узоров и рельефов на деревянной основе (иконостас, иконные ризы, скамьи) Многие простые русские храмы, особенно храмы Севера.
6 Золотое шитьё (покрывало, покровцы, воздух, хоругвии) Вышивание по ткани (обычно бархатной) тонкими серебряными и золотыми нитями (покрывало, покровцы, воздух, хоругвии) Используется часто, но редко вышивается настоящими золотыми или серебряными нитями по бархату
Вывод по части «Истоические технологии нового собора Сретенского монастыря»: Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Сретенском монастыре действительно является уникальным и редким примером, в котором собрано множество исторических технологий вместе.
Выводы
По части «Фрески»: По сравнению с аналогичным образцом (храмом Троицы в Никитинках) сретенские фрески действительно являются более ретроградными, т.к их сюжеты, цветопередача, и цикловое расположение сильно отличаются от аналога и подчёркивают монастырский характер росписей.
По части «Шумаевский Крест»: Автор хотел сделать более близким по стилю и более понятным по рассказу Священное Писание благодаря Шумаевскому Кресту.
По части «Исторические технологии в новом соборе»: Собор Новомучеников и Исповедников Российских в Сретенском монастыре действительно является уникальным и редким примером, в котором можно увидеть и познакомиться со многими историческими технологиями сразу в убранстве одного собора.
Общий вывод: Сретенский монастырь — настоящий культурный и исторический «кладезь», своими ретроградными фресками, Крестом в фольклорном стиле, соединение многих исторических технологий в одном соборе он вносит особую лепту в культурное наследие Москвы.
Моя гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
Книга С. Н. Липатовой «Фрески собора Сретенского монастыря»
http://www.pravoslavie.ru/ (1. Статья 2006 года «Фотовыставка «Фрески Сретенского собора». Интервью со С. Н. Липатовой, научным сотрудником музея, им. Андрея Рублева, автором и куратором выставки; 2. «Фоторепортажи Анатолия Горяинова по храму Новомучеников и Исповедников Российских; 3. Информация по истории и святыням Сретенского монастыря)http://sdsmp.ru/ (Фотографии фресок Сретенского монастыря)
https://yandex.ru/images/ (Фотографии фресок Сретенского монастыря и Шумаевского Креста)
http://orthodoxmoscow.ru/ (Информация и фотографии Шумаевского Креста)
https://ru.wikipedia.org/ (Информация по истории и святыням Сретенского монастыря, информация по истории и описанию Шумаевского Креста)

Приложенные файлы

  • docx 3176296
    Размер файла: 36 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий