В последующем этот поручитель становился восприемником (т.е. крестным), о котором тоже необходимо сказать несколько слов. Крестные родители.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Подготовка к Крещению

Предварительные понятия

Прежде чем мы начнем, я хотел бы задать вам один очень важный
вопрос. Полагаю, для многих он прозвучит неожиданно: а зачем,
собственно, креститься? или крестить ребенка? Для чего вам это?
Чего вы хотите от
Крещения? А, может, этого вовсе и не надо?

Предлагаю вам хорошенько подумать над этим вопросом
-

он не
так уж плох, а ответ не столь очевиден, как кажется. И если бы мы
общались лицом к лицу, я непременно добивался бы от вас
ответа… Но, вы там, а я здесь…
Ладно, обещайте мне порассуждать
на досуге об этом и не для меня, а для себя четко сформулировать
ответ на этот, казалось бы, банальный вопрос.

Темы для бесед

Итак, всего у нас с вами будет пять огласительных бесед. О чем же
мы будем говорить?

Сегодня мы р
ассмотрим вопрос о том, что такое огласительные
беседы и для чего они нужны, заглянем в историю огласительной и
крещальной практики, и прикоснемся к некоторым общим
вопросам.

Второй беседой мы охватим вопросы сотворения и
предназначения человека; коснемся
темы грехопадения и
постараемся выяснить, что такое «грех» с точки зрения
Православного вероучения. Мы взглянем с несколько необычной
позиции на Рождество Христово и Его общественное служение, Его
распятие и смерть, и, конечно же, поговорим о Его славном
В
оскресении. Третью беседу посвятим Церкви Христовой.

В четвертой затронем тему христианской нравственности,
прикоснемся к теме заповедей Божиих и бегло ознакомимся с
некоторыми церковными таинствами.

Наконец, пятая беседа у нас будет носить более практичес
кий,
нежели теоретический характер; в ней мы достаточно подробно
рассмотрим само Таинство Крещения, порядок и смысл его
совершения; вы увидите фрагменты совершения Таинства с моими
пояснениями, мы поговорим о содержании и смысле тех молитв
которые звучат в
о время Таинства, и о значении его
священнодействий.

История огласительной и крещальной практики Церкви

Термин «огласительные беседы» происходит от слова «голос»:
«придать огласке», «огласить». Этим термином в Церкви
называются такие беседы, в которых раск
рывается содержание
православного вероучения о Боге и Церкви, разъясняется суть и
смысл Православной веры, обязанности христианина, и многое
другое.

Огласительные беседы (или иначе
-

«оглашения») в древности
проводились с людьми, желающими принять таинство

Крещения. В
древности подготовка к Крещению могла длится от нескольких
месяцев до нескольких лет. В то время Крещение людей было
событием общецерковным и совершалось с большим торжеством
всего лишь несколько раз в году


на Рождество, Пасху и Троицу.
Все
желающие заранее записывались в определенные списки и с
этого времени назывались «оглашенными».


«Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале
«учить», затем «крестить», чтобы научение породило
истинную веру и уже с верой мы могли бы принять
Таинство»

Святитель Василий Великий


Кроме огласительных бесед подготовка к Крещению включала в
себя усиленную молитву, посещение богослужений, пост. Кроме
общих для всех богослужений, оглашенные посещали специальные
службы, на которых последовательно чита
лось Священное Писание
и произносились проповеди, призванные уточнить смысл
услышанного. Этому уделялось большое внимание, поскольку
христиане, как минимум, должны знать основные события
Библейской истории. Мы с вами коснемся их в нашей второй
беседе. В оп
ределенное время все оглашенные сдавали
специальный экзамен (это у нас тоже будет). Если человек
испытания не выдерживал, то не допускался до Крещения, и оно
откладывалось на другое время.

«Сохраняется формализм в подходе к Таинству Крещения. Во
многих хра
мах в погоне за доходом сохраняется «конвейерный
метод», когда первой, главной и последней частью подготовки к
Крещению является оформление за свечным ящиком
-

уплата
денег, а священник ставится в положение требоисполнителя.
Чрезвычайно важно как можно ско
рее перейти от практики
формального требоисполнительства к благоговейному,
вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего
крещения»



Патриарх Алексий II

Еще одним важным условием для Крещения было наличие
«поручителя»


христианина, который засвиде
тельствует перед
Церковью о том, что оглашенный живет по
-
христиански; в
противном случае Крещение тоже откладывалось, но теперь уже
до покаяния и исправления оглашенного. В последующем этот
поручитель становился восприемником (т.е. крестным), о котором
тож
е необходимо сказать несколько слов.

Крестные родители

Восприемник (или «крестный») является свидетелем и
поручителем за серьезность намерения и за правую веру
крещаемого. На него возлагается обязанность заботиться о
духовном и нравственном воспитании крес
тника. В случае
необходимости восприемник должен был оказывать
покровительство своим крестникам и даже брать их на свое
попечение. Немного подробнее о крестных родителях мы с вами
еще поговорим.

В древней Церкви преобладающим было Крещение взрослых, а
поск
ольку в те времена крестились обнаженными, то в Крещении
принимал участие только один восприемник одинакового пола с
крещаемым


либо крестный отец, либо крестная мать. Вот вам и
ответ на вопрос: можно ли крестить ребенка, если есть только один
крестный… Н
о впоследствии в Крещении, которое, по учению
Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с
рождением плотским, стали участвовать одновременно и
восприемник, и восприемница. Этот обычай легко вошел в жизнь
Церкви еще и потому, что со временем

по преимуществу стали
крестить младенцев. Крещение же взрослых постепенно
становилось все более редким явлением, и вместе с ним отходила
на второй план практика огласительных бесед
-

необходимость в
оглашении отпадала, ведь младенцу объяснять что
-
то еще р
ано, а
родители и крестные сами были христианами, воспитанными в
традициях и обычаях Церковных, хорошо знавшими и события
Священной Библейской истории, и обязанности христианина,
разбиравшимися в богослужении и имевшими большую
молитвенную практику. Именно

от своих родных и крестных
родителей ребенок учился вере и церковному благочестию. Таким
образом огласительная практика Церкви постепенно в большей
мере стала восприниматься, как забота восприемников


крестных
отца и матери. В Русской Православной Церкви

такое положение
дел существовало вплоть до двадцатого века.

«Обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли
увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят
о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует
осуждение, если они впадут

в беспечность… И пусть они не
думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть
узнают точно, что и славы они станут соучастниками, если
своими наставлениями приведут наставляемых к пути
добродетели, а если впадут в праздность, снова многое им

будет осуждение. Ибо поэтому существует обычай называть их
отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую
любовь должны проявить в наставлении о духовном»

Святитель Иоанн Златоуст

После переворота 1917 года новая власть разворачивает открыты
е
и кровавые гонения на всех «инакомыслящих», и в особенности на
Церковь. Если человек приходил в храм креститься в советское
время


это был уже подвиг и по одной только этой причине ему не
отказывалось в Крещении. Огласительной практики в советские
годы
не существовало


она была просто физически невозможна.
Какая там огласительная практика, если и крестили
-
то тайно… И в
результате через несколько десятилетий наш народ утратил
представление о содержании Православной веры, о традициях и
обрядах Церкви, уте
рял навык «проживания веры» в быту; зато
привык к тому, что, для того, чтобы креститься, достаточно просто
прийти в храм. Но теперь, как видим, это совсем не так. И именно
по этой причине мы сегодня и ведем нашу беседу.

«Развитие церковной жизни серьезно с
тавит проблему
подготовки взрослых людей к принятию Святого Крещения, а
также повышения уровня знаний уже принявших это Таинство»

Из решений Архиерейского Собора РПЦ 24
-
29 июня 2008 года

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению


это
вовсе не нововведение, как думают некоторые, а возрождение
обычного положения дел в Церкви. Изменилась ситуация,
изменились условия, и пришло время обратиться к опыту
огласительной практики древней
Церкви, но с использованием
современных коммуникативных технологий. И сегодня любой
человек может посетить наш сайт, прослушать краткий
огласительный курс и, успешно пройдя несколько тестов, получить
соответствующий сертификат.



Что такое «религия»?

Термин
«религия» происходит от латинского глагола religаre, то
есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение,
возобновление когда
-
то утерянного союза между человеком и
Богом. Из самого названия видно, что между Богом и человеком
когда
-
то существовал не
кий союз, некая связь, которая была
утеряна, и сейчас требуется ее восстановление. И религия, какая бы
она ни была, предлагает человеку средства для восстановления
этой утерянной связи. И хотя сама эта связь, равно как
возможности, средства и особенности е
е восстановления в
различных религиях видятся по
-
разному, этот принцип остается
неизменным.

«Легко сделаться атеистом русскому человеку, легче, чем всем
остальным во всем мире! И русские не просто становятся
атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как в
новую веру,
никак того не замечая, что уверовали в нуль»

Ф.М. Достоевский

Религия имеет две стороны: внешнюю


как она представляется
постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается
человеку верующему, живущему в соответствии с духовными и
нра
вственными принципами самой религии.

Стороннему наблюдателю религия видится, как совокупность
своеобразных обрядов, священнодействий и правил поведения. То
есть, религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам,
по тому, как она практикуется ее посл
едователями в культе, в
личной и в общественной жизни. Отсюда религия зачастую
воспринимается как нечто, что ограничивает человека,
накладывает на него какие
-
то ему непонятные запреты, связывает
его личную свободу. Но так кажется только со стороны; «изнутр
и»
все эти запреты и ограничения выглядят не как «связывание»,
лишение свободы, а, напротив, как нечто необходимое для
подлинной свободы. Для наглядности рассмотрим пример:
мальчика запускает бумажного змея.

В этой схеме мальчик


Господь Бог, змей


челов
ек, а нить


это и
есть религия. И, хотя, по
-
видимому, нить ограничивает змея, не
дает ему свободно летать, но в то же время именно она и дает ему
возможность летать: оборвется нить, и полет окончится падением.

С внутренней стороны, религия


это непосредс
твенное
переживание Бога, которое сопряжено с благоговением перед
Ним. Именно это и является главным в религии. Не обряды, не
внешние формы важны, а именно непосредственное переживание
Бога. Без живого единения духа человека с Богом, которое
совершается в
тайниках человеческого сердца, религия
вырождается в магию, оккультизм и всевозможные суеверия


а то
и в экстремизм разного рода.

«Происхождение слова “религия” указывает на два основных его
значения: соединение и благоговение,


которые говорят о
религии

как о таинственном духовном союзе, живом,
благоговейном единении человека с Богом»

Осипов А.И.

Теперь рассмотрим такой вопрос: Бог один, а религий много.
Почему так произошло? Как мы можем узнать, какая религия самая
правильная? И не все ли равно, какой р
елигии придерживаться?

Давайте мы будем исходить из утверждения, что Бог есть. И Он не
просто так существует где
-
то в глубинах космоса ка
к бездушный
объект, но Он есть
живая, действующая Личность, имеющая Свою
собственную волю. Именно Он создал этот мир,
создал людей, у
Него есть определенные отношения с этим миром и связанные с
ним ожидания. Поэтому Богу не все равно, что думают о Нем люди,
и как они к Нему относятся. Собственно, религия и есть выражение
этого отношения людей к Богу, и даже более


выра
жение
отношений людей с Богом. То есть, религиозность есть отношение
человека к Богу (например, атеисты отказывают Богу в
существовании, тем самым отказываясь от каких бы то ни было
отношений с ним


это их религиозный выбор). Следовательно,
отнюдь не безр
азлично, к какой именно религии принадлежать,
веру в КАКОГО Бога выбрать.

Какая же из существующих религий самая правильная? Очевидно
та, которая наиболее точно сохраняет истинное познание о том,
Кто же такой Господь Бог, каковы Его взаимоотношения с миром

и
людьми, чего Он ждет от нас. Если же религия в силу каких
-
то
причин теряет в той или иной степени представление о Боге, о Его
воле, утрачивает или невольно искажает представление об
отношении Бога к сотворенному Им миру и людям, то она
становится менее
объективной. И чем больше в религии
утрачивается понимание истины, тем менее она объективна, тем
менее она отражает существующую реальность, а следовательно
менее истинна.

Откуда же религия черпает знания о Боге? Ответ на этот, казалось
бы, сложный вопрос
довольно прост: Господь Сам открывает Себя
людям. Именно Он Сам дает людям знания о Себе Самом. Это
называется «откровением Божиим». Начало этому откровению
было положено еще в раю: когда Господь только
-
только сотворил
человека, Адам имел возможность общат
ься с Ним лицом к лицу, и
знал о Нем не понаслышке, а из опыта личного общения. Когда же
люди отвернулись от Бога, они постепенно стали утрачивать знания
о Боге, вернее


утрачивать познание Самого Бога. В сознании
людей что
-
то забывалось, что
-
то искажалос
ь, и так появились
различные мифы, легенды, так возникли всевозможные языческие
религии.

Но Господь периодически напоминал людям о Себе через
отдельных праведников и пророков


Он говорил через них о Своих
намерениях, желаниях, напоминал людям о том, каков

Он на
самом деле, что для Него действительно ценно и важно, а что нет.
Свидетельства этого мы находим в Священном Писании, то есть
Библии. В качестве примера можно привести ветхозаветных
пророков и праведников Ноя, Авраама, Моисея, Давида, Илию.
Через них

и многих других пророков и праведников Господь
обнаруживал Себя для мира. Но это откровение было далеко не
полным; в полноте же Бог лично явил Себя в мир в лице Господа
нашего Иисуса Христа. Не через пророков и праведников, а лично
Сам Себя явил в мир. Лю
ди вновь, как во времена Адама говорили
с Господом лицом к лицу, познавали Его через опыт реального
личного общения.

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели
своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, … о
том, что мы видели и сл
ышали, возвещаем вам, чтобы и вы
имели общение с нами: а наше общение


с Отцем и Сыном Его,
Иисусом Христом»

Библия. Первое послание Иоанна, глава 1, стихи 1
-
3

У кого
-
то может возникнуть вопрос: а почему бы всемогущему Богу
просто не показаться всем людя
м? А действительно, почему? Взял
бы, да явился хоть прямо сейчас, и всех рассудил, вразумил,
остепенил? Столько жестокости и зла в мире, зачем же Он медлит?
Подобный вопрос довольно часто задают, да только не все так
просто.

Господь сотворил людей свободны
ми. И свободными Он сотворил
нас для того, чтобы мы могли любить, ибо любовь может быть
только при наличии свободы. Он, конечно, может явиться в громе и
молниях и всех «построить», всех нас заставить верить (хотя какая
же это будет вера?) но тогда где буде
т наша свобода? И что же это
будет за любовь, если она «из под палки»? Ну и потом, если уж так
Господь начнет являться, то Ему нужно будет КАЖДОМУ
последующему поколению доказывть, что Он есть, и ЧТО Он есть.

Не страхом Господь привлекает людей, а милостью
, кротостью,
терпением, смирением и любовью. Царство Божие


это царство
любви; туда не загоняют, а приглашают.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я
успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо
Я кроток и смирен сердцем, и

найдете покой душам вашим; ибо
иго Мое благо, и бремя Мое легко»

Библия. Евангелие от Матфея, глава 11, стихи 28
-
30

Некоторые из ожидавших пришествия Спасителя не приняли
Господа Иисуса Христа, посчитали Его лжемиссией. Сейчас их
религия называется «иуда
изм».

Другие, несколько позже, хоть и признали Его, но не распознали в
Нем истинного Бога, а приняли Его лишь как пророка и учителя,
Который возвестил людям некое нравственное учение, рассказал
им о добре и зле в замечательных притчах. Это мусульмане. Иису
са
Христа Ислам признает за одного из пророков, правда вовсе не
самого главного.

Наконец, те люди, которые увидели в Иисусе Христе истинного
Бога, явившего Себя в мир, стали называться христианами. Правда,
и в самом христианстве мы видим множество разделен
ий. И это
тоже происходит в результате утраты уже в самом христианстве
истинного представления о том, Кто такой Господь Бог, чего Он
ждет от нас, как Он относится к нам и как мы должны относится к
Нему.

Почему же даже в христианстве происходит эта потеря
смыслов? К
сожалению, как всегда и везде вмешивается пресловутый
«человеческий фактор». Всегда существовал соблазн неудобное и
не во всем понятное христианство как
-
то приспособить к людским
порокам и слабостям; а кроме того большая и малая политика в
течен
ии времени привели к тому, что христианство разделилось в
себе и сейчас между различными христианскими религиями
существует порой огромная пропасть в понимании даже основных
истин христианства. Которая же из христианских конфессий, в
таком случае, будет ис
тинной? Очевидно та, которая в полноте
сохранила то самое Божественное откровение, которое мы
получили в Иисусе Христе. По моему глубокому убеждению это
будет Православная вера.

Хотите в этом убедиться?

Самый короткий путь


это, приняв Веру Православную,
стараться
жить в соответствии с ней и, главное(!)
-

стремиться встретить в
своей жизни Христа, чтоб не из книжек узнать о Нем, а от Него
Самого, из опыта реального личного с Ним общения. После этой
встречи, поверьте, никаких сомнений уже не останется.

«Сам
о слово «православие» означает «правильно славить Бога».
Православие
-

это правый путь веры, оно основано на правильной
и спасительной вере в Бога
-

Творца и Спасителя. Вера
-

самое
таинственное явление в мире и в душе человеческой. Это не
воображение, не
самогипноз, не действие воли человека…То, во
что мы верим, было открыто нам Самим Богом,
засвидетельствовано в Библии и выражено Церковью»





Патриарх Алексий II



Приложенные файлы

  • pdf 3176248
    Размер файла: 120 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий