Об обязанностях крестных. В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковле- ние. Но повторяю, для взрослого наличие крестных не обя-зательно. Зачем вообще нужны восприемники?


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Об обязанностях крестных



В книге протоиерея
Павла Гумерова


Крещение и воцерковл
е-
ние. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Цер
к-
ви
», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в д
о-
ступной форме даются первоначальные знания, необходимые
для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только
начинает жить

православной жизнью. В книге представлены
основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, з
а-
поведях Божиих и о молитве.



Когда мне приходится крестить взрослого человека, то чаще вс
е-
го таинство Крещения я совершаю без крестных. Потому что
крестны
е, или восприемники, обязательно нужны только для д
е-
тей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в
Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Св
я-
тое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить
на вопросы священ
ника и обещать верность Христу. Конечно, х
о-
рошо, когда рядом с взрослым крещаемым есть православный
церковный человек, который может стать его восприемником и
помочь ему делать первые шаги в храме, будет учить его осн
о-
вам веры. Но повторяю, для взрослого н
аличие крестных не об
я-
зательно.

Зачем вообще нужны восприемники? Крестные


это те люди,
которые за малолетством своих крестников дают за них обеты
Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духо
в-
ных детей отрекаются от сатаны, сочетаются
Христу и исповедуют
свою веру, читая за них Символ веры. Большинство людей мы
крестим в младенчестве, то есть в том возрасте, когда ребенок
еще не имеет сознательной веры, не может ответить, как он в
е-
рует. За него это делают крестные. Мы крестим детей по в
ере
восприемников и по вере родителей как самых близких людей.
Поэтому на тех и на других лежит огромная ответственность.
Крестные


это не просто друзья семьи, это не какие
-
то «св
а-
дебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой
«Почетный свидет
ель», как это бывает на свадьбах. Нет, крес
т-
ные


лица очень ответственные, они становятся поручителями
пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения
вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими
на аналое, дают обещание Самому Бог
у.

Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокр
е-
щеный младенец вырос верующим, православным человеком.
Их обязанность теперь


молиться за своих духовных детей,
учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в
храм причащаться, а
потом, после семи лет, и исповедоваться.
Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже
знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в
храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому
воспитанию детей лежит на родите
лях, но и крестные могут
очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными
учителями, наставниками.

Многие родители совершенно формально подходят к Крещ
е-
нию своих детей и так же формально выбирают крестных

Теперь немного о грустном. Большинст
во современных крестных
очень плохо подготовлены. К величайшему сожалению, многие
родители совершенно формально подходят к таинству Крещения
своих детей и так же формально выбирают крестных. Ведь крес
т-
ный должен быть не просто хорошим человеком, общение с
к
о-
торым нам приятно, нашим другом или родственником


он
должен быть человеком православным, воцерковленным и зн
а-
ющим свою веру. Как мы можем научить кого
-
то основам веры,
если мы сами не знаем даже самых азов, не читали Евангелия, не
знаем молитв? Ведь в
любой сфере, если человек хорошо знает
какое
-
то дело, например, умеет водить машину, работать на
компьютере, решать математические задачи, делать ремонт, он
может научить этому других, передать свои знания. А если он сам
ничего не знает в этой области, ког
о он может научить?


Если вы являетесь крестными и чувствуете в себе недостаток зн
а-
ний в духовной области (а никто из нас не может сказать, что он
до конца изучил православную веру, ибо это неисчерпаемый
кладезь духовной мудрости), необходимо восполнить
этот пр
о-
бел. Нужно заняться самообразованием. Поверьте, ничего сло
ж-
ного в этом нет, особенно сейчас, когда никто нам не запрещает
читать любую духовную литературу и когда книги, брошюры,
диски, рассказывающие о вере православной, продаются во всех
храмах и

книжных лавках. Господь открывается каждому обр
а-
щающемуся к Нему, в любом возрасте. Мой дедушка принял
Крещение в 70 лет и потом так хорошо освоил основы прав
о-
славной веры, что мог даже учить и наставлять других.

Начинать духовное образование нужно с сам
ых начальных, о
с-
новных книг, таких как «Закон Божий», «Первые шаги в прав
о-
славном храме» и других. Обязательно нужно прочесть Еванг
е-
лие͖ начать можно с «Евангелия от Марка», оно самое краткое,
всего 16 глав, и написано специально для новоначальных христ
и-
ан

из язычников.

Крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и
причащаться

Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещ
е-
нии, в этом молитвословии в краткой форме изложено прав
о-
славное вероучение, и крестный должен знать, во что он

верит. И
конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться
Богу и причащаться. По церковным канонам ребенку полагается
один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская
традиция предполагает двух восприемников


мужчину и же
н-
щину. Он
и не должны состоять между собой в браке. Крестные
потом не могут выходить замуж за своих крестников или женит
ь-
ся на них. Отец и мать ребенка не могут быть у него крестными,
но другие родственники͗ бабушки, дедушки, дяди и тети, братья
и сестры


вполне мо
гут стать крестными. Восприемники, гот
о-
вясь к таинству Крещения, должны исповедоваться и причастит
ь-
ся Святых Христовых Таин.


Протоиерей Павел Гумеров



Приложенные файлы

  • pdf 3176242
    Размер файла: 759 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий