Но князь крестил, в первую очередь, Землю, а потом уже народ, подобно тому, как отец семейства освещает своё жилище, свой дом, чтобы защитить его и укрепить.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.


11.

Крещение Ольги в Константинополе.
[Электронный ресурс]
-

Режим

доступа:

http://histrf.ru/ru/lenta
-
vremeni/event/view/krieshchieniie
-
ol
-
ghi
-
v
-
konstantinopolie

12.

Принятие христианства. Политические, экономические и культ
урные
последствия крещения Руси.
[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://sunapse.ru/rushistory/Statie/Historytext/Text2.html

13.

Дивногорцева С. Ю. Влияние христианского вероучения

на становление
идеалов духовно
-

нравственного воспитания в русской педагогике.
//
Вестник православного Свято


Тихоновского гуманитарного
университета. Серия 4: Педагогика. Психология. №15. 2009.
[Электронный
ресурс]
-

Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie
-
hristianskogo
-
veroucheniya
-
na
-
stanovlenie
-
idealov
-
duhovno
-
nravstvennogo
-
vospitaniya
-
v
-
russkoy
-
pedagogike

14.

Брайчевский М. Утверждение христианства на Руси. Киев: Наукова Думка,
1989 [Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://www.krotov.info/history/10/98
8/braychevsky_04.htm

15.

Перевод с греческого
Кузенкова П.

О
кружное послание Фотия, патриарха
Константинопольского, к восточным архиерейским престолам, а именно
-

к Александрийскому и прочая. // Альфа и Омега. 1999. №21.
[Электронный
ресурс]
-

Режим доступа:

http://www.pravmir.ru/okruzhnoe
-
poslanie
-
fotiya/

16.

Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А.
Г. Кузьмина. Повесть временных лет. М.: Ин
ститут русской цивилиза
ции,
Родная страна, 2014.

[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

rusinst.ru

17.

Монах Иаков. Память и похвала князю Владимиру. // Библиотека
литературы Древней Руси // РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А.
Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб: Наука, 1997.

[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://krotov.info/acts/11/2/vladimiru_pamyat.htm







Таким образом, можно увидеть, что крещение Руси способствовало
формированию всех нужных условий для образования Империи, с мощью и
значим
остью которой вряд ли сможет сравниться другое государство. Принятие
новой религии до сих пор считается одним из самых решающих событий в
истории нашей страны.



Список источников и литературы

1.

Конституция Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы чело
века и
гражданина. Статья 28. С. 28.

[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia
-
dok.html

2.

Игумен Дионисий (Шленов). Святые равноапостольные Кирилл и
Мефодий
у истоков духовного просвещения Руси
, 2008
[Электронный
ресурс]
-

Режим доступа:
http://www.bogoslov.ru/text/302174.html

3.


Карташев

А. В.
Очерки по истории русской церкви. Том
1. М
осква:

2006.
[Электрон
ный ресурс]
-

Режим доступа:

http://www.pravlib.ru/ocherki
-
po
-
istorii
-
russkoy
-
cerkvi
-
1.html

4.

Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин).
«Благословенна ты в женах русс
ких…» // Русская народная линия. 2013.

[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/16/blagoslovenna_ty_v_zhenah_russkih/

5.

Петрухин В. Я
.

Начало этнокультурной истории Руси
IX

-

XI

веков. Глава
5.

Москва: Гнозис, 1995

[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:
http://krotov.info/history/09/2/petruh_03.htm

6.

Владимир Святославович
. Мате
риал из Википедии
-

свободной
энциклопедии.
[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%D1%E2
%FF%F2%EE
%F1%EB%E0%E2%E8%F7

7.

Рыбаков Б. А.
Язычество Древней Руси.
Апогей язычества.
Глава 9:
Языческая реформа Владимира.
Москва:

1987.
[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://druidgor.na
rod.ru/slavtrad/Ribakov/Ribakov11.html

8.

Лихачев Д. С. Крещение Руси и государство Русь.
Новый мир. №6. 1988. С.
249
-

258.
[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://www.pravmir.ru/k
reshhenie
-
rusi
-
i
-
gosudarstvo
-
rus/

9.

Крещение Руси. // История древнего мира. Древняя Русь.
[Электронный
ресурс]
-

Режим доступа:

http://www.mystic
-
chel.ru/sng/russia/200.html

10.

Подвиги русского Бог
а Войны
-

Святослава. 2011.
[Электронный ресурс]
-

Режим доступа:

http://www.great
-
country.ru/articles/history/history_1/



не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя
Пресвятой Богородицы. Основанная в 989 г. с благословения митрополита
Михаила, церковь эта строилась в продол
жение семи лет мастерами, нарочно
вызванными из Греции, которые, вероятно, тогда же перестроили, по воле
великого
князя, и церковь Васильевскую. Н
а содержание храма во имя
Пресвятой Богородицы была выделена из казны десятина, по названию которой
эта церков
ь стала впоследствии называться Десятинной. Также, времена
Владимира ознаменованы началом распр
остранения грамотности на Руси
-

что
связано с Крещением. Как и многие другие прогрес
сивные реформы,
проводилась она
насильственно:

«Посылал он собирать у лучших

людей детей и отдавать их в обучение
книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в
вере и
плакали о них как о мёртвых»
14
.



Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары, в том
числе учившиеся на Афоне. Через
поколение на Руси выросли уже
замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых
русских писателей митрополит
Илларион
.


При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси,
хотя первые сохранившиеся постройки

относятся ко времени его сына
Ярослава. Заложены города Владимир
-
на
-
Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.),
Переяславль (992 г.) и многие другие.

Резюмируя всё вышенаписанное, стоит обратить внимание не только на
прямые последствия принятия князем Владимиром

христианства, но и на
глобальные. А именно какое значение крещение Руси сыграло в установлении
Российской Империи. Чтобы Империя существовала и процветала, у неё
должны присутствовать три составляющие: военная мощь, миссия и единство
правил.

С момента пр
инятия православной религии, военная составляющая
экономики играла одну из главнейших ролей. Завоевательные походы князей
приобретали некий традиционный характер. Поскольку Русь стала более
походить на Византию, а последняя была важным торговым путём, то с
оюз
двух держав подтолкнул Русь к развитию армии.

Что касается миссия, то эту составляющая была также перенята из
Византии: распространение христианства. И до сих пор, Россия искренне
переживает за притеснения православных народов в Болгарии, Сербии и дру
гих
православных странах.

Единство правил было обеспечено путём собрания дани, а также с
помощью введения новых традиций и обычаев, включая посещение храмов,
выслушивание проповедей и других.


14

Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ.
ст. и перевод А. Г. Кузьмина.
Повесть временных лет.

М.: Ин
ститут русской цивилизации, Родная страна, 2014.
С. 140.





руководил

Добрыня
, крещение сопровождал
ось восстаниями народа и
подавлением их силой. В Ростовско

-

Суздальской земле, где местные
славянские и финно
-
угорские племена сохраняли в силу отдалённости
определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после
Владимира (вплоть до

XIII века

язычество господствовало у

вятичей
). Так,
войдя летом 988 года в реку Днепр, р
усский народ принял новую веру,
началась новая эпоха. Русь стала православной, земля осветилась, а Владимира
прозвали Красным Солнышком. Всё это говорит в пользу того, что народ
достаточно мирно воспринял перемены, а значит, понимал их необходимость.
Изуч
ив этапы крещения Р
уси, рассмотрим теперь последствия.
Началось не
просто изменение всех областей жизни общества, а правиль
ней говорить о
толчке, который сподвиг
как народ, так и государство развивать
экономическую, политическую, социальную и духовную сфер
ы.

Что касается экономики, то была введена обязательная уплата дани.

Также
началась чеканка монет
-

золотой («златников») и серебряной («сребреников»).
Эти монеты воспроизводили византийские образцы того

времени.
На
большинстве из них был изображён князь,
сидящий на престоле, и надпись:
«Владим
ѣ
ръ на стол
ѣ».
Златники и сребреники стали первыми монетами,
выпущенными на территории Руси, но их выпуск был выгоден не только с
экономической точки зрения, но и с политической: монета служила
дополнительным знаком с
уверенитета христианского государя. Теперь мы
можем рассмотреть политические последствия принятия христианства.

Во

-

первых, роль Руси на политической международной аре
не резко
возросла. Это связано с

тем, что две мощные державы (Русь и Византия) теперь
ис
поведовали одну религию и стали союзниками. Следовательно, к мнению
русский князей стали прислушиваться многие главы других государств. Во

-

вторых, военная мощь набирала обороты, о чем свидетельствуют
многочисленные завоевательные походы: в 991 году был п
роведён поход в
прикарпатские земли против белых хорватов, впервые включивший их в состав
Древнерусского государства; в 1029 году, помогая брату Мстиславу, Ярослав
Мудрый совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани, а в следующем
1030 году Ярослав поб
едил чудь и заложил город Юрьев (ныне Тарту,
Эстония),

взял Белз в Галиции и мног
ие другие. В

-

третьих
, крещение Р
уси
сподвигло Ярослава Мудрого издать первый свод законов под названием
"Русская Правда".

Если говорить о социальном и духовном развитии обще
ства,

объединяя
эти две области в одну
-

культуру, то скачок в развитии был очевиден.
Началось активное строительство храмов, особенно на бывших местах
постановки идолов. Первая церковь, построенная святым Владимиром

сразу

после крещения киевлян, была церк
овь святого Василия. Она замечательна уже
и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела;
построена н
а том самом холме, где прежде в

дни своего язычества тот же
великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил

вместе со своими подданными для совершения идольских треб. Другую, и уже


Существует много разных мнений о месте, годе и обстоятельствах крещения
Владимира. Согласно летописи, в 988 году Владимир захватил крепость
Корсунь и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия
II

и
Константина
VIII

Анну в о
бмен на то, что не пойдет военным походом на
Константинополь. Тогда императоры выдвинули условие: Владимир принимает
крещение, а они выдают за него Анну. Условия были приняты, и после
крещения и бракосочетания Владимир возвращается в Киев, где свергает
язы
ческих идолов. По мнению монаха Иакова
11
, сам князь крестился в 988 году,
а захватил крепость и вытребовал себе жену через три года после этого.


Сирийский

историк

XI века

Яхъя А
нтиохийский

излагает историю
крещения по

-

другому.

Против византийского императора

Василия

взбунтовался его военачальник

Варда Фока Младший
, который одержал
несколько побед. И тогда Василий попросил помощи у русов. По Яхъю
соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем
12

в
конце

988 года
.
Арабский историк начала

XIII века

Ибн аль

-

Асир

также
сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но
отнеся событие к

986 году
, причём ц
арь русов в его изложении сначала
крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.
О размере
русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский
историк

Стефан Таронский
, современник князя Владимира: «Тогда весь народ
Рузов [русов], бывший там [в Армении, ок. 1000

г.] поднялся на бой; их было
шесть тысяч человек

-

пеших, вооружённых копьями и щитами,

-

которых
просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою
замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа»
13

.
Нельзя
точно сказать, произошло крещение Владимира в самой крепо
сти Корсунь или
же в Киеве, а может и в Константинополе, но факт крещения остается фактом.
В крещении Владимир принял имя

Василий
, в честь правящего византийского
императора

Василия II
, согласно практике политических крещений того
времени.

Что извес
тно о крещении Руси, то традиционно считается, что это
случилось в 988 году. По приезду из военного похода, Владимир оповестил
народ о предстоящем крещении и предупредил, что тот, кто не примет
крещения, будет считаться его врагом. Но достоверных источнико
в,
подтверждающих этот факт, нет.


Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось
репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали вп
оследствии
обветшавшие святыни
-

старые иконы, например.

Народ плакал по своему
поверженному богу
, но не восставал.
Но

в Новгороде, где крещением


11

Монах Иаков. Память и похвала князю Владимиру. // Библиотека литературы Древней
Руси // РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В.
Понырко. СПб: Наука, 1997. Т. 1: XI

XI
I века.


12

Город на малоазийском побережье

Босфора

напротив Константинополя
.

13
Брайчевс
кий

М.
, Утверждение христианства на Руси, гл. IV
. С. 166.




Перуна древяна, а главу его сьребр
яну, а yс злат,

и Хърса,

и Дажьбога,

и Стрибога,

и Семарьгла,

и Макошь.

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху
бесом и осквьрняху землю требами своими»
10
.

Соответственно, главным богом теперь был Перун, а остальные
находились
под его власть. Можно провести аналогию с князем Владимиром
и
подчиняющимися ему
князьями и
дружинниками. И если раньше существовало
много богов и много княжеств, то теперь есть один бог, а
,

следовательно
,

и
один князь, который главнее остальных. Исходя из

этого, можно догадаться,
что языческая реформа не дала долж
ных результатов. И вместо единения
народа, наступило еще большее отчуждение. Князь Владимир зашёл в тупи
к.
Тогда он принимает решение ка
рдинально изменить вероисповедание.

Чтобы выбрать достойную
религию, нужно было взвесить все плюсы и
минусы уже существующих, а также не забывать про последствия выбора той
или иной религии.

Ко двору вызывались проповедники

буддизма,
ислама
,

иудаизма
, западного «латинского» христианства (
католицизма
) и
православия.
Если рассматривать буддизм, то к самому вероисповеданию
придраться сложно, но вот страны, которые исповедовали буддизм, а именно
Индия и Китай, на тот момент находились достаточно далеко от Руси, ч
то
обуславливало трудности в ведении международных отношений с ними и
сложности в передачи многовекового опыта. Аналогично ситуация обстояла и с
исламом. Иудаизм не подходил, так как эта религия хазар, которых разбил отец
Владимира Святослав. Оставалось то
лько христианство Римское и
Византийское. И выбор был сделан в пользу Византийского, поскольку в
Римской католической церкви служба ведется на латинском языке, а обучать
целое государство новому языку экономически невыгодно. К тому же, бабка
Владимира княг
иня Ольга также приняла крещение от Византийского
императора. По «теории фронтира» Ф. Тёрнера, страна, которая воюет с
другим государством, становится похожей на него.

Так и Русь, постоянно нападая на Византию, всё больше и больше
следовала её примеру, п
еренимала от неё всё самое лучшее. Кроме того,
удобное географическое положение, перспектива союза с могущественной
империей сыграли в пользу Византии. Поэтому выбор Владимира был
закономерен и продуман и с экономической, и с политической, и с духовной
точ
ки зрения. Всё это произошло в 987 году.

История крещения самого князя Владимира до сих пор остается немного
непонятной.


10

Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина.
Повесть временных лет.

М.: Ин
ститут русск
ой цивилизации, Родная страна, 2014.
С. 111
.




угодья
) ее суть по всей земли, знаменья, места и повосты, и сани ее стоять в
Плескове и до сего дне, и по Днепру перевеешца (охотнич
ьи угодья для ловли
птиц
) и по Деске, и

есть село ее Ольжичи и доселе»
8
.
К
ак мы видим, с
реформой Ольги в летописи связано создание общегосударственной сети
пунктов, связанных с княжеской властью,
-

от городов и сел до охотничьих
угодий.

Те
перь
мы подошли к правлению князя Владимира
. Чтобы до конца понимать
ход мыслей и действи
й этого князя, необходимо всп
омнить и некоторые факты
из его биографии. Од
н
им

из интересных моментов, например, считается факт
самого ро
ждения Владимира. Известно, что
он
был
сыном великого
князя

Святослава
Игоревича

и

ключницы

Малуши
,

родом из города

Любеч
.

По
обычаям язычников сын рабы
мог наследовать отцу

-

князю
. Поэтому сначала
Владимир
стал

новгородским князем в

970

году
, а затем

захватил киевский
престол в

978 году
.

То есть
, Владимир был скорее выходцем из простог
о
н
арода, чем наследником, который целенаправленно воспитывался

для
управления великой страной. Другой интересный и
немаловажный факт о
Владимире гласит, что у князя было больше пятисот жён и двенадцать детей до
момента его крещения. Летопись повествует об этом так:

«Был же Владимир побежден похотью, и были у него жёны, а наложниц
было у него 300 в Вышгороде, 300 в Бел
городе и 200 на Берестове, в сельце,
которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к
себе замужних женщин и растляя девиц»
9
.

Всё это говорит о князе, как о человеке, которым владеют эмоции и как о
человеке немного «диком». А тепер
ь стоит раскрыть личность Владимира и с
точки зрения грамотного политика, экономиста и мудрого правителя. Когда
князь столкнулся с тем, что всю власть, которую удалось сконцентрировать в
руках киевских князей, необходимо усилить, к нему пришла идея объеди
нить
людей. Но единство народа должно быть не просто территориальное, а скорее
духовное. Так у Владимира зарождается идея первой религиозной реформы.

Как известно, в язычестве много Богов, каждый из которых обладает
особыми сверхчеловеческими способностям
и. Но реформа Владимира
предусматривала выделение шести главных богов, которые по некоторым
версиям олицетворяли правящих князей. Владимир воздвиг в Киеве

капище

с
идолами этими богов

славянского язычества
. Вот как описывается эт
о событие
в Повести временных лет:

«
Нача

къняжити Володимер в Кыеве еди
н. И постави кумиры на хълме
въне двора теремьнаго:



8

Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина.
Повесть временных лет.

М.: Ин
ститут русс
кой цивилизации, Родная страна, 2014.
С. 96
.

9

Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина.
Повесть временных лет.

М.: Ин
ститут русской цивилизации, Родная страна, 2014.
С. 112.





княгиня

красива лицом и весьма умна, подивился Константин Багрянородный
ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в
городе этом». Она же, поразмыслив, ответила цесарю: «Я яз
ычница; если
хочешь крестить меня, то крести меня сам
-

иначе не крещусь».

И крестил
ее
цесарь с патриархом.
И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней
царице
-

матери Константина Великого.

«
И по крещении возва ю царь и реч
е
ей: «хощю тя пояти
собе жене».

Она же рече:

«
како хощеши мя пояти, крестив мя сам и нарек мя дщерею, a в хрестеянех того

несть закона, a ты сам веси». И рече царь: «П
ереклюкала (нем. klug) мя еси

Ольга».

И дасть ей дары многи, злато и сребро, паволоки и съсуды различныя и

от
пусти ю дъщерью себе
»
5
.

Всё это свидетельство летописи.

По приезду на Русь, Ольга пытается распространить христианство путём
строительства храмов. Она воздвигает храмы: Святителя Николая и Святой
Софии в Киеве, Благовещения Пресвятой Богородицы


в Витебск
е, Святой
Живоначальной Троицы


в Пскове. Псков с того времени называется в
летописях Домом Святой Троицы. Храм, построенный Ольгой над рекой
Великой, на месте, указанно
м ей, по свидетельству летописца,

свыше «Лучом
Трисиятельного Божества», простоял боле
е полутора веков
6
.

Но ей не удается заставить людей принять другую веру, язычество еще сильно.
Также сын Ольги, Святослав, будущий правитель земли русской, не принял
христианства.

Летопись формулирует это так: «Живяще же Ольга с сыном
своим Святославом и у
чашеть и мати креститися. И небрежаше то
го ни
во уши
приимати. Но

аще кто хотяше креститися, не браняху, но ругахуся
тому.Неверным бо вера хрестьянска урольство есть…». «Яко же бо Ольга часто
глаголашеть: «Аз, сыну мой, Бога познах и радуюся.
А
ще ты позна
ешь, и
радоватися почнешь». Он же не внимаше того глаголя: «Како аз хочю ин закон
прияти один? А дружина моя сему смеятися начнуть». Она же рече ему: «Аще
ты крестишися, вси имуть тоже сотворити». Он же не послуша матере, творяше
норовы поганьские»
7
.

Зато

Ольга централизовала и укрепила Киевскую власть своими
реформами, например, введением системы «погостов». П
осле подавления
древлянского восстания, Ольга с дружиною" дала "уроки и уставы" в
Древлянской земле, устроив там «становища и ло
-

вища», затем двин
улась к
Новгороду, «
устави по Мьсте повосты (погосты) и дани, по Лузе оброки и дани;

и лови
-
ша (охотничьи
угодья
) ее суть по всей земли, знаменья, места и повосты,
и сани ее стоять в Плескове и до сего дне, и по Днепру перевеешца (охотнич
ьи


5

Сост., прим
еч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина.
Повесть временных лет.

М.: Ин
ститут русской цивилизации, Родная страна, 2014.С. 97
.

6
Митрополит Псковский и Великолукс
кий


Евсевий


(Саввин)
.
Русская народная линия
.
2008г.
«Благословенна ты в женах русских...»

7
Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина.
Повесть временных лет.

М.: Ин
ститут

русской цивилизации, Родная страна, 2014.
С. 99.




с
вязи
, на отношения князя и знати. Именно отношения между простыми
людьми показывали, насколько едина вся Русь. И, судя по этим п
араметрам,
единства не было.



Ключевые слова:

крещение Руси, князь Владимир, языческая реформа,
православие.



Чтобы со в
сей полнотой понимать значение к
рещения для Руси, нужно
понимать, какой страна была до этого события.
Во

-

первых, христианство
начал
о зарождаться еще до князя Владимира.

Существует предположение, что просветители и составители первой
славянской азбуки Кирилл и Мефодий
впервые
крестили Русь.
Время хазарской
(860

-

861

гг.
) и последующей моравской миссии (864

-

867

гг.
) совпадает с

этим

удивительным событием
. В начале патриаршества свт
. Фотия после того,
как Константинополь подвергся изнурительной осаде со стороны россов, была
крещена часть русского народа, но неизвестно, какая
2

и где она обитала
3
.
В
интронизационном послании восточным п
атриархам 867 г. свт. Фотий оставил
важнейшее свидетельство о 1
-
м крещении Руси: «...так называемый народ Рос
-

те, кто... подняли руки на саму Ромейскую державу... переменили языческую и
безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную

религию христиан, сами себя с любовью поставив в положение подданных и
гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения.
И при этом... приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и
старанием встречают христианские об
ряды»
4
. Под епископом и пастырем
подразумеваются соответственно св. Кирилл и Мефодий. Учитывая тот факт,
что об этом крещении мы узнаем из славянских житий, а о крещении 988 г. из
греческих, то эта версия весьма логична и имеет полное право на
существовани
е.

Во

-

вторых, невозможно не упомянуть великую княгиню
Ольгу,
первую из правительниц Руси, которая приняла христианскую веру.

Само обстоятельство крещения Ольги очень интересно. Как известно,
Ольга

славилась разумом и

красотой.

К
моменту крещения она была

вдова. В
955 году (по некоторым данным в 957 г.) великая княгиня отправилась в
Константинополь, где правил цесарь Константин (913


959 гг.). У
видев, что


2

Голубинский считал крещеную Русь тмутараканской, Васильевский
-

населенной
таврическими готами. Ро
ссейкин полагал, что эта Русь переселилась из Киева в
Причерноморье, а Ф.

И.

Ус
пенский, что св. Фотий в послании 867 г. имел в виду сообщение
св. Кирилла об успешной проповеди в Сев. Причерноморье во время хазарской миссии.
Согласно мнению О. Никона (Лысе
нко) Русь обитала в Приазовье и в районе Нижнего Дона.


3

Киев или некое место в Причерноморье.

4
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский.
Окружное

послание Фотия ,
патриарха Константинопольского, к восточным архиерейским престолам, а именно
-

к
Алек
сандрийскому и прочая
. // Альфа и Омега. 1999. №21.



КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ


Вовк Анна Сергеевна

Санкт
-
Петербургская Академия ветеринарной медицины

Электронная почта:
vo
_
ani
@
mail
.
ru



Аннотация

Уже более тысячи лет назад произошло то событие, которое с
ейчас
принято называть Крещением Руси.
Говоря о Крещении Руси, подразумевается
принятие князем Владимиром христианства как основной религии и крещение
киевского народа в реке Днепр.

Следует заметить, что говорить о Крещении всей Руси в 988 году не
приходи
тся. Всё дело в том, что ее территория в Х веке

простиралась от
Балтийского моря до Чёрного моря
. И хотя

всё государство представляло собой
не очень широкий участок, но длинна
его
была внушительной. И

естествен
но
полагать, что

само крещение

народа русского

не могло произойти за один год.
Более того,
население
в 4,5
-

5 млн. человек спустя многие годы и десятилетия
всё еще придерживалось разных верований.

Безусловно, князь Владимир
иногда насильственно

заставлял креститься народ, но всегда были те люди,
кото
рым удавалось избежать крещения при большом желании.

И даже сегодня
свобода выбора религии ос
тается действительной
1
. Поэтому
правильнее
говорить о Кре
щении Земли Русской ее главой
-

князем Владимиром.

Именно в его лице сосредотачивалась тогда вся вера,

именно его имя было авторитетно среди всех слоев населения,

поэтому он

принял решение

о крещении
. Но князь крестил
,

в первую очередь
,

Землю, а
потом уже народ, подобно тому, как отец семейства

освещает своё жилище,
свой дом, чтобы защитить его и укрепить.
На сегодняшний момент существует
множество различных мнений касательно этого решения Владимира.
Некоторые
утверждают, что к
рещение
не
вызвало должной реакции и не
оправдало ожиданий, а другие же, наоборот, говорят о некой централизации
власти и тенденции к развитию культуры, грамотности насел
ения, развития
общества в целом.

Если говорить о закономерности такого решения, то оно было не п
росто
закономерно, а необходимо в той внутриполитической ситуации, которая
сложилась к концу восьмидесятых годов десятого столетия. Под
внутриполитической ситуацией следует понимать не только взаимоотношения
между князьями, а также между обыкновенными
людь
ми
: торговцами,
рядовичами, холопами. Поскольку именно эти отношения влияли на торговые



1

Конституция Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы человека и
гражданина.// Статья 28. С. 28


Приложенные файлы

  • pdf 3176139
    Размер файла: 190 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий