Но тогда, конечно, недостаточно просто знать, что мы были когда-то крещены, но необходимо всегда помнить и осознавать смысл и силу крещения. Лучший же способ для этого


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

Брошюра предназначена для готовящихся принять святое крещение, восприемников
крещающихся (крестных матерей и отцов, на которых лежит особая
ответственность

за
христианское воспитание их крестных детей), а также для катехизаторов и всех,
интересующихся
вопросами веры и жизнью нашей Церкви.

Издается по благословению благочинного Клинского округа Московской епархии протоиерея
Бориса Балашова

Печатается с издания YMCA
-
PRESS

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерт
ь Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою
Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти
Его, то должны быть соединены и подобием воскресения... Если
же мы умерли со Христом, то
веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6: 3
-
5, 8).

Апостол при Крещении

ВВЕДЕНИЕ

Цель предполагаемой брошюры


кратко и по возможности просто объяснить
богослужение, совершаемое при, Крещении. Каждый православный христианин вери
т, что этим
таинством он был введен в Церковь и что в крещении

началась его жизнь как христианина. Нам
часто приходится присутствовать при крещении, а иногда быть восприемником или
восприемницей крещенного, то есть принимать в таинстве непосредственное учас
тие. Но
понимаем ли мы смысл таинства? Не присутствуем ли мы при нем часто как зрители непонятной,
древней церемонии, в необходимость которой мы верим, но обряд и язык которой перестали
понимать?

А ведь если это таинство, как с первого дня верила Церковь,
есть действительно начало
нашей христианской жизни, основа и источник нашего спасения, то каждое его слово, каждый
обряд раскрывают нам смысл нашей жизни и содержание нашей веры. И быть христианином
разве не означает в первую
очередь хранить и бесконечно у
сваива
ть в своей
жизни то, что
получили мы в та
инстве крещения! Но тогда, конечно, недостаточно просто знать, что мы были
когда
-
то крещены, но необходимо всегда помнить и осознавать смысл и силу крещения. Лучший
же способ для этого


вникать в смысл богосл
ужения, совершаемого при крещении, и тем
самым всегда снова и снова
переживать его
.

Современному человеку многое в Церкви представляется «устаревшим», «надуманным»,
«архаическим». Кажется, что Церковь застыла в своих обрядах, не соответствующих нашему
врем
ени и его нуждам, ничего не говорящих современному сознанию и, потому, не
действительных. Мы почти механически, часто с иронической улыбкой, подчиняемся
священнику,

говорящему нам повернуться, «пл
юнуть и дунуть», сказать такие
-
то слова,
идти за
ним вокруг
купели, но не
понимаем, для чего все это нужно. Но если с любовью подойти к
церковному богослужению, уделить ему хотя бы малую долю того внимания, какое мы уделяем
на все вещи и дела «мира сего», то открывается, что эти с виду архаические и странные обряды

2


имеют глубочайший и вечный смысл, что в них и ими совершается нечто вечное, чего иначе, «по
-
современному», выразить невозможно. Но, повторяем, для этого требуются усилия и любовь.
Равнодушному ничего не откроется. Тому, кто судит Церковь, даже не постарав
шись понять ее
жизни и сущности, она останется закрытым миром. Но «вкусите и видите...» Сделавший усилие и
вошедший знает, что он касается Божественных тайн, несоизмеримых с нашими земными
понятиями и суждениями и требующих для своего понимания веры, любви

и смирения; Тому кто

все мерит своими мерками и себя


свой разу
м, свою логику, свои домыслы



считает мерилом
всего, никогда не понять церковной жизни. Но как только человек согласится смирить себя и
слушать то, что говорит ему Церковь на языке своих мол
итв и обрядов, ему открывается
бездонная глубина церковной истины,
та
подлинно новая жизнь, которую Церковь дарует.
Древние слова и обряды оживают, тогда как вечно новые и не стареющие, и так ясно становится,
что не Церковь нужно «приспосабливать
» к миру,
а наш больной, грешный

и суетный мир, нашу
жизнь «сообразовывать» с вечной истиной Церкви.

Прежде чем приступить к описанию и объяснению самого чина крещения, необходимо
сделать несколько вводных замечаний.

1) В древности крещение новых членов Церкви совер
шалось в пасхальную ночь, было
подлинно пасхальным таинством." Такая внешняя связь между крещением и Пасхой теперь
утрачена, но о ней следует напомнить, так как по существу она остается неизменной и о ней
напоминают нам слова Апостола Павла, приведенные вы
ше. Крещение есть таинственное
участие человека в смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. Через «подобие» смерти


в
крещальной купели


мы соединяемся с Воскресшим Господом, Своей смертью Он побеждает
нашу смерть, Своим Воскресением Он дарует нам зало
г воскресения, Своим присутствием в нас
Духом Святым Он дает нам прощение грехов и силу побеждать всякое зло. Мы знаем, что обряд
погружения в воду есть один из самых древних, самых распространенны
х» рели
гиозных обрядов.
И Господь не оставил нам другого зн
ака, кроме того, которым само человечество с незапамятных
времен выражало свою жажду новой, праведной жизни, тоску по прощению грехов и по
соединению с Богом. Но этот знак Господь наполнил новым смыслом и сделал
действенным
. Он
сделал его знаком Своей смер
ти и Своего воскресения, и потому «если мы умерли со Христом, то
веруем, что и жить будем с Ним» и уже больше «ни смерть ни жизнь... ни настоящее, ни
будущее... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:
38
-
39).

2) Крещ
ение также совершалось всегда в собрании всей Церкви, всей общины, в нем все
участвовали и оно было делом всех. Ибо смысл его именно в том, что оно вводит человека в
Церковь, делает

его членом Тела Христова. И не
мед
ленно после крещения новокрещен
ный
участв
овал в Литургии и приобщался со всеми вместе от единой Чаши и единого Хлеба. «Один
Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно
тело... и все напоены одним Духом»
(1 Кор. 12: 13). И опять
-
таки,
е
с
ли внешне крещен
ие
перестало совершаться в собрании Церкви, то смысл его всегда тот же: ввести челове
ка в
Церковь, соединить его во Х
ристе с другими, включить в единую жизнь Церкви.

3


3) И, наконец, крещению предшествовал более или менее длинный период подготовления


так н
азываемого оглашения, с ко
торого мы и начнем объяснение с
овременного чина
крещения.

ОГЛАШЕНИЕ

В древности подготовление к крещению включало в себя 1) ог
лашение, то есть научение
вере,
2) церковную молитву об оглашенных и 3) ряд «чинов» или обрядов, готови
вших человека
ко вступлению в новую жизнь.

1.

Научение вере

Человек, ставший оглашенным, тем самим засвидетельствовал уже свою веру. Эта вера
привела его к Церкви. И Церковь передает ему ту Истину и ту Жизнь, которую дал ей Господь и
которые называются
Пре
данием

(от

греческого слова


«парадосис»


то, что передано).
Личная вера должна быть включена в веру Церкви, раскрыта и восп
олнена в ней. Жизнь в Церкви
со
стоит в постоянной проверке «своего»


своей

веры, своей истины


верой Цер
кви, ее
Преданием, и

это
ес
ть основа
соборности
, то есть согласованности каж
дого
с целым (таков
первый смысл гре
ческог
о слова «кафолический», означаю
щего «согласный с целым»); а с другой
стороны, эта передача Церковью истины каждому своему члену возлагает на него
ответственность з
а ее охранение, делает его «хранителем веры и благочестия» (по выр
ажению
послания Восточных Патри
архов 1848 года).

Осно
вой этого оглашения была
передача

будущему члену Церкви Священного Писа
ния и
его истинного смысла, хра
нимого Церковью.

«Тогда отверз им у
м к уразумению Писаний» (Лк. 24: 45). Это значит, что для понимания
Писания недостаточно «индивидуального» чтения. «Если бы прост
ое чтение было достаточно,


го
ворит святой Иоанн Златоуст,


то как объяснить то, что евреи, читающ
ие Вет
хий Завет, до
сих пор

не поверили?» Это понимание дается только в Церкви


в предании, идущем от святых
Апостолов, которым Сам Христос «открыл ум», то есть дал сокровенный смысл Писания, как
пророчества и свидетельства о Нем (Ин. 5: 39). Поэтому эта

передача Писа
ния со
вершалас
ь в
богослужебном собра
нии и состояла в чтении и толковании текс
та. Временем специального

подго
товления к крещению был Великий Пост, так как крещение совершалось в Пасха
льную
ночь. Вот почему великопо
стное богослужение до сего времени в

очень большой своей ч
асти
посвящено чтению Ветхого Завета, причем это чтение коренным образом отличается от чтения
его в другое время церковного года: вне Великого Пос
та Ветхий Завет читается только
в
«паремийных» отрывках, непосредственно связанных сданным праздником. Здесь ж
е он читается
подряд, то есть глава за главой, и так
, что всегда параллельно идут чт
ения из книги Бытия
(творение мира, грех и избрание Израиля, как начало спасения мира), из пророка Исайи
(пророчества о Спасителе и спасении) и Притчей (нравственный закон)
.

На основе Священного Писания и параллельно с ним
шло раскрытие церковного учения

заканчивавшееся передачей оглашенному
Символа веры
, который он должен был
в Великую
Субботу перед крещальной купелью отдать Церкви, то
есть исповедать его, свидетельствуя та
ким
4


образом о своем включении в веру Церкви, принятии ее и обязательстве хранить ее. Следует
заметить, что исторически Символ веры как раз и возник в связи с оглашением, из
необхо
димости «резюмировать» Предание Церкви

для исповедания его перед крещением.

И
, наконец, оглашенному передавался «закон» церковной молитвы, то есть ему объяснялся
смысл церковных таинств и обрядов и, прежде всего, конечно, смысл крещальных обрядов.
Оглашенный поистине вводился в жизнь Церкви, готовился сознательно и ответственно вой
ти в
нее. До нас дошли образцы так
их огласительных бесед


«тайно
водств»


в творениях святого
Кирилла Иеру
салимского, святого Амвросия Ме
диоланского и многих других отцов и учителей
Церкви. Из них видно, с какой

любовью готовила Церковь своих будущих члено
в к «таинству
спасения», как с разных сторон и все глубже и глубже раскрывала им смысл имеющего
совершиться с ними.

Теперь крестят почти исключительно младенцев, что, естественно, исключает возможность
подготовления к таинству и его объяснения. Эта практик
а очень древняя, свидетельства о ней мы
имеем уже в апостольское время. В наши дни она осуждается сектантами
-
баптистами, но это
осуждение есть плод ложной «рационализации» христианства, свойственной сектантам.
Христианство есть, прежде всего, новая благода
тная жизнь, данная Богом во Иисусе Христе, и
эта жизнь, по вере Церкви, даруется всем и, конечно
, в первую очередь детям, про кот
орых Сам
Христос сказал, чтобы им не препятствовали приходи
ть к Нему
(Мф. 19: 14). Но если в эпоху,
когда в Церковь вступали пре
имущественно взрослые, смысл этой новой жизни им естественно
было объяснить до крещения, то теперь столь же абсолютно необходимо каждому крещенному в
детстве этот смысл раскрыть, когда он будет способен принять его. Получив, по вере Церкви,
этот дар, челов
ек призван и должен принять его всем своим существом


разумом, сердцем и
волей. И потому совсем исключительная ответственность лежит на священнике, родителях и
восприемниках,
обязанных

передать ребенку, когда он вырастет, содержание крещальных
обетов, ист
ины христианской веры и образ христианской жизни. Преподавание Закона Божия и
до
лжно быть именно таким
послекрещальным оглашением
, то есть совершенно необходимы
м
дополнением к тайн
ству крещения, раскрытием его смысла. И страшный грех совершают те
родители
и восприемники, которые не заботятся об этом научении детей и о введении их в
церковную жизнь.

2.
Церковная молитва об оглашенных

Приготовление к крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об
оглашенных. Эти молитвы и сейчас читаются в чине нашей

Литургии и вся ее первая часть
называется даже «литургией оглашенных», так как оглашенные присутствовали на ней, слушали
чтение Священного Писания и проповедь, толкующую его. Этими молитвами собранная Церковь
просит Бога, чтобы Он в «нужное время сподобил

оглашенных воды возрождения («баня
пакибытия»), присоединил их к Святой, Соборной и Апосто
льской Церкви,
включил их в Свое
избранное стадо» (Литурги
я святого Иоанна Златоуста). А

Великим П
остом, когда приближался
срок просвещения», на Литургии Пре
ждео
священных Даров возносились еще особые прошения:

«Верные (то есть уже крещенные), помолимся о братиях, готовящихся к святому
просвещению, о том, чтобы Господь Бог наш утвердил их и укрепил, просветил их просвещением
5


разума и благочестия, сподобил их в нужн
ое время воды возрождения, оставления грехов,
одежды нетления (то есть бессмертия), родил их водою и Духом, даровал им совершенную веру,
соединил их со святым Своим избранным стадом». И прошения эти заканчивались молитвой:

«Яви, Владыка, Лицо Твое на тех,
которые гото
вятся к святому просвещению
и
хо
тят
отр
ясти греховную скверну; оза
ри их помышления, осуществи их веру, утверди в надежде,
усовершенствуй в любви, покажи достойными членами Твоего Христа...»

Эти прошения и м
олитвы показывают, что крещение


всту
пление новых членов в
Церковь


по самой своей сущности есть дело всей Церкви, всей общины, а не «частная»,
«семейная» треба, в которую оно так часто превращается в наши дни. Крещение не
только
совершалось
в церковном
собрании в величайший из всех праздни
ков, оно само есть праздник
Церкви, как нового единства собранных Христом и соединенных в Нем с Богом и между собою.
«Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4: 5), и именно через крещение, то есть через
таинственное соединение с Иисусом Христом, мы у
сыновляем
ся Одному Отцу и делаемся по
-
но
вому братьями для новой жизни в «единстве веры и любви» (святой Игнатий Антиохийский).
И поэтому это таинство, через которое новый брат вступает в церковную жизнь, касается всех и
требует молитвенного участия всех. В

древности Великим Постом Церковь готовила не только
оглашенных к крещению, но и себя к их приятию: постом, молитвой и покаянием. И было бы
хорошо, если в наши дни, в тех случаях, когда невозможно по той или иной причине совершить
крещение в церкви, священ
ник доводил бы до сведения всей общины о имеющихся свершиться
крещениях и призывал все собрание молиться о новых членах Церкви. Тогда молитвы об

оглашенных оживут для нас во всем их значении и силе. Они будут каждый раз и напоминанием
нам о смыс
ле церковной

жизни как преодоле
нии и перерастании каждым себя и своего ради
бесконечного возрастания в «единстве во Христе»


«да будут все едино, как Ты, О
тче, во Мне,
и Я в Тебе, так и он
и да будут в Нас едино,


да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17: 21).
Ибо

такова природ
а Церкви, такова миссия ее в мир
е, такова цель, заповеданная Господом
каждому из нас.

3.
Чин (обряд) оглашения

Как уже сказано выше, оглашение и молитвы сопровождались на всем протяжении
Великого Поста еще особыми обрядами. Один из них сохран
ился и сейчас на

вечерне перед
Литургией Прежде
освященных Даров: это осенение молящихся светильником со словами:

«Свет
Христов просвещает всех» означавшее озарение оглашенных светом богодухновенного смысла
Священного Писания,
которое в этот момент читается

(тот же смысл имеет подобное осенение
светильниками народа, совершаемое Архиереем перед чтением Священного Писания на
Литургии). Все остальные обряды соединены
теперь в один чин «во еже сотво
рити

оглашеннаго»,
совершаемый непосредственно перед крещением. Т
аким образом, приступая к его
объяснению,
мы переходим уже к на
шему порядку «крестин».

6


Восприемник
1

приносит младенца в храм ил
и, если крещение совершается на
дому, к тому
месту, где приготовлена купель.

1. Священник в епитрахили «разрешает пояс его, снима
ет верхнюю одежду и ставит его
лицом к востоку в одной ризе


неподпоясанного, с непокрытой головой и разутого». Это снятие
одежд, развязывание пояса с древнейших времен выражало отказ от прежней греховной жизни,
покаяние и смиренное обращение ко Христу.

2
; «И дует на лицо его три раза»; дуновение всегда в Церкви было обрядом «экзорци
зма»,
то есть изгнания злых ду
хов. И оно есть также дарование новой жизни, так как, по библейскому
рассказу, «Бог вдунул в лицо Адама дыхание жизни». Дыхание есть основная функ
ция жизни, и
потому с ним связывает Церковь как исцеление жизни, зараженной грехом, так и дарование Духа.
Сам Господь «дунул, и говорит: примите Духа Святаго» (Ин. 20: 22). Здесь оно есть изгнание
злого духа силою Духа Святого.

3. «И знаменует лоб его и гр
удь», то есть осеняет их крестным знамением. Раньше это был
первый обряд, совершавшийся над оглашенными. Когда человек обращался в христианство, его
приводили к епископу и епископ делал на его лбу знак креста рукой. Это означало, что с этого
момент
а челове
к «выделен» из мира и на

него поставлена «метка» Христова.

4. «Налагает руку на голову» в знак приобретения человека Христом, возложения на него
«легкого бремени» Христова.

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго
Духа... и вы не свои?

Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор. 6: 19
-
20). При этом священник
читает молитву:

«О имени Твоем (то есть
«
от Твоего

имени
»
) я возлагаю руку мою на раба Твоего, который
сподобился приступить к святому Твоему имени и найти спасение под Твоей защитой. Оста
ви (то
есть удали) от него ветхую прелесть (то есть прежнюю испорченность) и наполни его верой в
Тебя, надеждой и любовью. Да уразумеет он, что Ты


единственный Бог и единородный Сын
Твой Господь наш Иисус Христос
и Святой Дух Твой. Дай ему ходитъ во всех

Твоих заповедях
(то есть соблюдать Твои запове
ди) и хранить то, что Тебе угодно. Ибо, так поступая, будет жить
человек (то есть будет иметь подлинную жизнь). Запиши его в Твоей книге жизни, присоедини
его к стаду Твоего наследия. Да прославится в нем имя
Твое Святое и Сына Твоего и Святого
Духа...»

5.

Запрещения.

После этой молитвы священник обращается к диаволу. Иным
православным эта часть крещения кажется странным пережитком древних суеверий,



1
Здесь

нужно

со

всей

силой
напомнить

о

величайшей

ответственности, возлагаемой

Церковью

на

восприемников». В

таинстве

крещения

восприемник

является

одновременно

и

свид
етелем

от

Церкви,
принимающей

нового

члена, и

поручителем

перед

Церковью

закрещаемого. Он

должен

взять

на

себя

заботу

о

духовном

воспитании

крещаемого, напоминать

об

этом

родителям, проверять

их. Нужно

всячески

желать, чтобы

священники

перед

крещением

прове
ряли

веру

и

намерения

восприемников

и

напоминали

бы

им

об

их

ответственности. Современный

выбор

восприемников

родителями

по

признаку

родства

или

знакомства

безотносительно

к

их

вере, церковности

и

готовности

принять

служение,
возлагаемое

на

них

Церковью, с
видетельствует

о

глубоком

упадке

церковного

сознания, и

против

этого

необходимо

всеми

силами

бороться.

7


несовместимых с нашей теперешней верой. И можно часто слышать
людей, с иронической
усмешкой говорящих о приказании «дунуть и плюнуть», с которым священник обращается к
оглашенному (или восприемнику). Поэтому здесь нужно особенно напомнить, что Церковь
всегда верила и продолжает
верить в существование диавола
: то есть

утверждает
существование не про
сто «зла», но и личного носителя и источника зла, восставшего против
Бога, проникшего в мир через грех и смерть, ставшего «князем мира сего». Зло не есть, как часто
говорят, только отсутствие добра, подобно тому, как темнота

есть отсутствие света.
Действительно, не имея своей «сущности», оно, тем не менее, имеет страшную, иррациональную
силу. А имеет оно потому, что носителем его является живая личность, избравшая зло, то есть
восстание против Бога, и стремящаяся и человека о
торвать от Него. Так и в мире отсутствие
любви становится злом и разрушительной силой, когда есть нелюбящий и ненавидящий, то есть
личность, восставшая против любви. И

потому как раз в понимании добра и зла проходит
непереходи
мая черта между христианством
и всяческим
«рационализмом» или «позити
визмом».
Эти последние отрицают зло как силу: достаточно узнать, что хорошо и правильно, чтобы злое,
то есть неправильное, исчезло. Христианство же открывает тайну зла как Злого, совратившего
мир, утвердившегося в нем

и от которого человек уже не может избавиться своими
собственными силами, даже если он знает, что есть добро и зло. Христианство есть откровение о
спасении
мира Богом как о борьбе с диаво
лом, причем высшим и решительным моментом этой
борьбы, победой в ней
, является воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. «Ныне князь
мира сего изгнан будет вон». Христос победил диавола и «разрушил его державу». И
человечеству указан путь к этой победе


в соединении со Христом, то ест
ь в Церкви, с которой
Он пребыв
а
ет до скончания века. «Он дал им власть над

нечистыми духами, чтобы изгонять их и
врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10: 1).

Поэтому Церковь, приступая к крещению, прежде всего

освобождает
человека властью
Христовой от общего всему падшему миру р
абства диаволу. Это не значит, что совершается
некое «магическое» действие, раз навсегда освобождающее человека от зла. Мы знаем, что
каждый, кто обращается ко Христу, тем самым обрекает себя на беспрестанную борьбу с
диаволом и на него будет всегда направ
лена вся сила зла. Но для того, чтобы человек мог
бороться с ней, он должен быть сначала возвращен в правильное состояние, то есть быть силой
Христовой освобожден от природной «порчи», получить ту свободу и силу, которой он, будучи
частью этого падшего мир
а, сам достичь не может. И если

сила Христова будет дана ему в крещении и миропомазании, то освобождение, выведение его из
«природного» подчинения злу совершается запрещениями и запинаниями, предшествующими
таинству. Вот почему подготовление человека к кре
щению заканчивается этим властным
повелением диаволу оставить «но
возапечатанного воина Христова». Еще одного сына Божия
отрывает Церковь Христова от диавола и его царства


злобы, греха и смерти, еще одному дает
возможность и силу вступить на путь новой жи
зни. И в этих «запрещениях» раскрывается суть
христианства, столь часто забываемая: оно не бытовая религия с умилительными обрядами, а
призыв человека от Бога вступить в «воинство Христово», принять участие в этой духовной
брани и в ней пребыть верным до к
онца.

8


Тремя запрещениями, каждый раз все с большей силой и властью повелевает Церковь
диаволу отступить и «познать свою суетную силу», «ибо Он придет и не закоснит (то есть не
запоздает)». Христос есть Господь и Царь мира. Перед Ним уже преклонилось «всяко
е колено
небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 10), и если диавол сохраняет еще свою власть и силу,
то знает уже о своем поражении.

И, окончив запрещения, священник молится: «Владыко Господи, сотворивший человека по
Твоему образу и подобию, давший ему в
ласть вечной жизни и не отвернувшийся от него, когда
он отпал (от Тебя), но воплощением Христа Твоего сотворивший спасение мира: Ты Сам и это
Твое создание, по избавлении его от р
абства врагу, приими в Царство Твое пренебесное Открой
ему
глаза, чтобы в них

светил свет Евангелия Твоего, приставь к жизни его светлого ангела,
избавляющего его от всякого заговора вражеского, от встречи со Злым, от демона полуденного и
от мечтаний лукавых». И, дуя на рот, лоб и грудь оглашенного, священник трижды повторяет:
«Изг
они из него всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его...» «и
сделай его разумной овцой святого стада Христа Твоего, достойным членом Церкви Твоей,
сыном и наследником Царства Твоего. Чтобы, живя согласно Твоим заповедям и сохр
анив
нерушимой печать и соблюдши одежду неоскверненной, получил он блаженство святых во
Царствии Твоем».

6.

Отречение от сатаны.

Тогда поворачивает его священник к западу


стране темноты,
изображающей, по древним

п
редста
влениям, страну диавола, и три р
аза

спр
ашивает: «Отрекаешься ли ты от с
атаны, от
всех
дел его и от всех ангелов е
го и от

всего служения его и от всей гордыни его?» И три раза
оглашенный с
ам, или

через восприемников отвечает: О
трекаюсь». Если сначала
Церковь сама
в
ластью

и силой Христовой «з
апретила» ди
авола
, то теперь от оглашенного треб
уется в
ольное
отречение от него, вольн
ый отказ от служения ему. Всякое соверша
емое нами зло есть служение
начал
ьнику

зла. И отказом от него христиа
нин полагает резкую

черту между собой излом,
выражающуюся в р
ешимости б
ороть
ся с ним. Таков первый крещальн
ый обет.

И
снова спрашивает его священник т
рижды
, этой настойчивостью указывая н
а бесконечную
ва
жность этого вольного отказа: «отрекся ли ты от сатаны?» И
на тройной ответ оглашенного


«Отрекся»


он приказыва
ет ему дунуть и плюнуть на диавола, делом доказать свою готовность
сразу же вступить с ним в борьбу. Пусть не улыбаются люди, совершая этот обряд, столь же
древний, но столь же «актуальный», как и сама Церковь. Ибо это «дуни и плюни» есть знак
нашего решит
ельного разрыва с ним, и пусть знают они, что этого вызова диавол не забудет. С
этого момента мы обрекаем себя на смертельный бой, в котором не будет передышки. И уже
ничего не будет «нейтрального», но во всем и всегда мы будем либо с Богом, либо с диаволо
м. В
Евангелии много слов сказано о трудностях, печалях и опасностях этого «узкого пути»: «Бойтесь
того,


говорит Господь,


кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28).

7.

Обращение ко Христу и подчинение Ему.

Тогда поворачивает священник огл
ашенного
на восток в знак его обращения, то есть той внутренней перемены, кризиса, покаяния, с которого
начинается подлинное следование за Христом. Восток есть страна света и солнца, и христиане
всегда, молясь, оборачивались к Востоку, в солнце физическом
видя образ того «Солнца правды»
9




Христа, Который Своим пришествием просветил людей, «сидевших во тьме и тени смертной».
«Восток


имя Ему»,


повторяем мы в церковном песнопении слова пророка... И спрашивает
священник три раза: «Сочетаваешься ли со Христо
м?» (то есть соединяешься)


и три раза
слышит в ответ


«Сочетаюсь». И снова три раза


«Сочетался ли ты со Христом?»


«Сочетался». За вольным отречением от диавол
а.


вольное соедине
ние со Христом и по
Христу.

8.

Исповедание веры.

«И веруешь ли Ему?»


продолжает священник. «Верую Ему, как
Царю и Богу»,


отвечает оглашенный, свидетельствуя не только о «вере в Бога», но и о вере в
Царство Его, пришедшее во Христе и данное людям
. Ибо «приблизилось Царствие Бо
жие». И
вслед за этим оглашенный произносит Си
мвол веры, переданный, как мы уже говорили, ему в
подготовительные к крещению недели. В Символе веры кратко запечатлено все содержание
нашей веры: в Пресвятую Троицу


Отца, Сына и Святого Духа, в Бога Творящего, Спасающего
и Освещающего нас. По отношению
к Господу Иисусу Христу, Которым мы усыновлены Отцу и
с Которым соединены Духом Святым, Символ веры перечисляет те события Его жизни
(...и
сшедшего
с

небес... вопло
тившегося... вочеловечшегося... распятого... страдавшего,
погребенного... воскресшего... вош
едшего на небеса... и так далее), из которых каждое есть
содержание нашей веры, смысл нашей жизни, источник бесконечной радости и спасения. Три
раза повторяет оглашенный Символ веры, и после каждого раза он снова, на вопрос священника,
повторяет свое тверд
ое желание сочетаться со Христом.

«И поклонись Ему»,


говорит священник. «Поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу,
Троице единосущной и нераздельной».

Оглашение закончено. Огражденный, «запечатанный» Церковью оглашенный вольно
отрекся от сатаны, обратился к
о Христу, исповедал свою веру в Истину, хранимую Церковью.
Священник заканчивает

оглашение торжественным благо
словением Бога, Который хочет, чтобы
все люди спаслись, то есть пришли к познанию Истины. И в последней молитве, подводящей нас
уже к крещальной к
упели, он просит Бога «призвать раба Своего к святому просвещению,
сделать его достойным этой великой благодати... в соединение Христа... чтобы не был он чадом
тела, но чадом Царствия Божия».

КРЕЩЕНИЕ

Завершив оглашение, священник облачается
в белую ризу
.

Белую одежду пол
учает и
новокрещенный, выйдя из купели. Этими белыми одеждами Церковь с древнейших времен
являла образ новой жизни, нового творения, осуществляемого в ней Христом, и давая их
крещенному, тем самым свидетельствовала, что он призван сохранить их незапятнанны
ми, то
есть жить согласно с полученной в крещении благодатью. «И зажи
гаются свечи,


пишет
Симеон

Со
лунский,


означающие просвещение духа и то, что крещаемый идет от тьмы к свету

и становится сыном света. Каж
дение же являет благоухание и святыню Духа».

В д
ревности, как уже сказано, крещение составляло часть пасхального богослужения и было,
конечно, обставлено очень торжественно. Торжественность эту наш «Требник» предписывает
соблюдать и теперь, так как где бы ни совершалось крещение, оно всегда есть «велича
йшее дело
10


Божие


воссоздание человечества». Оно пасхально по самой своей сущности и потому есть
праздник всей Церкви.

Освящение воды

Таинство крещения начинается с освящения воды. И в Ветхом Завете и вообще в
дохристианских религиях вода была всегда естес
твенным символом нравственного очищения. И
погружение в воду (а само слово «крещение», греч.«баптисма», и значит буквально «погружение
в воду») было выражением покаяния и обновления. «Я крещу вас в воде в покаяние»,


говорит
святой Иоанн Предтеча (Мф. 3:
11). С другой стороны, вода была также и символом
жизни,

как
условие и основа всякой жизни. И этот древний и «естественный» символизм воды был
воспринят также и христианством. Сам Го
сподь говорил о
рождении водою и Духом

и принял
крещение Иоанново. Но как

и все человеческие с
имволы, в Церкви это погружение

в воду
перестало быть только символом, но в нем человек
действительно
получил то, что он мог только
изображать, символизировать. Ибо Один Бог символ может наполнить реальностью, и
символически погружение

в воду сделалось крещением в Духе и огне (Мф. 3: 11). Человек
может
раскаяться в грехе и выра
зить свое раскаяние и тоску по прощении


но Один Бог может
простить; человек может жаждать подлинной жизни, то есть соединения с Богом, но Один Бог
может дать ее
. И Бог простил наши грехи и дал нам новую жизнь в Сыне Своем, Который стал
Сыном Человеческим, соединился с нашей человеческой природой, принял на Себя наши грехи и
понес наши болезни. И каждому верующему в Него Он дал возможность стать сыном Божиим и
име
ть новую и вечную жизнь. То, что человечество бессильно изображало в символах и образах,
чего ждало и о чем молилось, дано ему было, наконец, реально. И тогда символ стал Таинством.
Это значит, что, продолжая быть изображением, он Самим Богом был наполнен
действительной
силой, стал реальным. Эта с
ила есть сила Самого Христа, который Духом Святым ис
полняет, то
есть делает действенным, всякое таинство. И вся жизнь Церкви
таинственна и не может не
быть таинственной
. Она
таинственна
, потому что в ней всегда дей
ствует Сам Христос,
обещавший быть в ней «до скончания века». Она не может не быть таинственной, потому что
Церковь всегда вспоминает и изображает то, что сделал для нас Христос. Но Он сделал это один
раз, это есть единственное Событие, совершившееся здесь
, на земле, в человеческой истории


«при Понтийском Пилате». Оно неповторимо; если бы оно было повторимо, это значило бы, что
одного этого События недостаточно для спасения мира. Но Христос умер один раз и за всех
людей. Он воскрес и царствует, «смерть уж
е не имеет над Ним власти» (Рим. 6: 9). А через
таинство каждый человек вводится в это Событие, для себя получает его силу.

Так, Литургия есть не
повторение
Тайной Вечери, а
воспоминание

ее, но это воспоминание
таинственно делает нас участниками единой и н
еповторимой Тайной Вечери, вечно
продолжает

ее в Церкви. Так и Крещение есть воспоминание смерти и воскресения Господа, но в этом
воспоминании человек таинственно соединяется со Христом


«соумирает» и «совоскресает» с
Ним и получает в себя Его жизнь. Иным
и словами, в
таинстве
спасение мира, совершенное
Христом, вечно действует в мире; в нем преодолевается время, прошлое живет в настоящем и
реально преображает его, и уже вводит в «мир сей» новую жизнь века будущего, то есть Царства
Божьего.

11


Жизнь Церкви не
может далее не быть
таинственной
, потому что само Бо
гочеловечество
Христово, то есть соединение в

Нем Бога и человека, есть таин
ство. И как во Христе вся полнота
Божества обитала телесно (Кол. 2: 9), так и в Церкви Божественная, невидимая сторона никогда
н
е отрыв
ается от человеческой, видимой,
но всегда воплощена в ней. Человеческое слово
Писания есть Слово Божие, Евхаристический Хлеб есть Тело Христово, миро


есть дар Святого
Духа. Вся наша вера основана на том, «что мы слышали, что видели своими очами, ч
то
рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1). Ибо «Слово стало Плотью» и Сын Божий
есть навеки и Сын Человеческий.

И, наконец, в таинстве само вещество, сама
материя

мира восстанавливается в том
значении, какое имела она до грехопадения. Она не о
тделяет
человека от Бога, а, напротив, ес
ть
путь и средство к соединению с Ним, она не владычеств
ует над человеком, а, напротив,
сама
служит ему, становится «материей таинства», ибо для этого она создана.

Вот почему таинство нашего соединения с Богом, таин
ство прощения грехов и дарования
нам новой жи
зни во Христе совершается через

Крещение в воде. Вода не сама по себе имеет
значение, не есть она и просто «символ». Но
освященная
, то есть
действительно

исполненная
Духом Святым, она получает силу Христову, и в

ней человек действительно соединяется со
Христом и весь


душою и телом


обновляется для новой жизни.

Водоосвящение начинается возгласом «Благословенно Царство», и это еще раз указывает на
то, что крещение раньше совершалось в непосредственной связи с Ли
тургией: рождение в новую
жизнь естественно завершалось принятием пищи этой новой жизни, то есть Тела

и Кро
ви
Христовых, которые суть истинная пища и истинное питие (Ин. 6: 55).

Следует великая ектения, к которой прибавляются прошения


об освящении воды э
той
силой, действием и пришествием Святого Духа; о послании в неё благодати искупления,
благословения Иорданова (ибо Сам Господь освятил воду Своим погружением в Иордане); о
просвещении нас светом разума и благочестия через снисхождение Святого Духа; о том
, чтобы
через эту воду отогнаны были все замыслы видимых и невидимых врагов; о том, чтобы
погружаемый в нее достоин был нетленного Царствия; о приходящем теперь к святому
просвещению и о спасении его; о том, чтобы Бог показал его сыном света и наследником
вечных
благ; о том, чтобы он был присоединен и был участником смерти и воскресени
я Христовых; о
том, чтобы он
сохранил одежду крещения и обручение с Духом неоскверненным и непорочным в
страшный день Христа; чтобы вода эта была водой нового рождения, оставл
ения грехов и
«одежды нетления».

Священник молится затем о
самом себе
: чтобы в этот час, когда через него должно
совершиться «великое, страшное и пренебесное таинство», Бог простил бы ему грех
и и всего его
освятил «всесовер
шенною силой невидимой». Чтобы «д
ругим свободу возвещая и подавая ее
верою совершенною», он не был бы сам рабом греха. Молится и о том, чтобы Бог «вообразил
Христа в том, кто должен снова родиться», то есть сделал бы его действительным образом
Христа


утвердил его на основании Апостолов
и пророков и сделал его «истинным
насаждением (привил бы его как ветвь) в Святой Соборной и Апостольской Церкви...»

12


Тогда начинает священник громко
молитву водоосвящения
, открывающуюся
торжественным утверждением: «Велий

еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни

едино же слово
довольно будет к пению чудес Твоих».

В этой изумительной, поистине
космической

молитве возвещает Церковь свою веру в Бога
Творца, Промыслителя и Спасителя мира. И все творение устами Церкви благодарит,
славословит и хвалит Бога, ибо в этом
высшее блаженство твари, в этом ее назначение и ее
подлинная свобода. Для верующего весь мир отражает Его славу, Его премудрость и Его
благость, вся

тварь стремится к Своему Пер
воисточнику и в соедин
ении с Ним находит
блаженство и с
мысл жизни. «Перед Тобой

трепещут все небесные силы,


возглашает
священник,


Тебя поет солнце, Тебя
славит луна, Тебе присутствуют
звезды, перед Тобой
трепещут бездны...» Все Божие, все Им сотворено и все стремится к Нему. Но человек вместо
этой истинной свободы, свободы сынов
и друзей Божиих, избрал свою, маленькую, «рабскую»
свободу, свободу бунта и разрушения, и мир пал. Но Бог не оставил его. Бог Творец стал и Богом
Спасителем.

«Ты,


продолжает священник,


будучи Богом неописанным, безначальным и
неизглаголанным, пришел на

землю, образ раба принял, в подобии человеческом был. Ты не
стерпел видеть мучения рода человеческого от диавола, но пришел и спас нас».

Таково вечное, бесконечно радостное, бесконечно страшное утверждение Церкви, которым
она живет и которое до скончания
мира будет она возвещать всему миру:

НО ТЫ ПРИШЕЛ И НАС СПАС!

«Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: Ты освободил нашу
природу, Ты освятил девственную утробу Рождеством Твоим, и вся тварь воспевает Тебя
явившегося. Ибо Ты


Бог на
ш, на земле явился и жил с людьми. Ты Иорданские струи освятил,
послав с неба Святого Духа».

И потому что Он пришел, потому что Он спас мир и Своим явлением навсегда освятил его,
Его сила живет в мире. Он дал ее Церкви, в ней Он продолжает Сам всё освящать

и наполнять
Собой. И потому


Сам, «Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и
освяти воду сию».

«И дай ей благодать искупления (то есть дай через нее получить плоды искупления),
благословение Иорданово, сделай ее источником бессмерт
ия, даром освящен
ия, разрешением
грехов, исцеле
нием недугов, гибелью демонов, наполни ее ангельской крепостью и да бегут от
нее все замышляющие против Твоего создания, ибо я призвал имя Твое, Господи,

дивное и
славное и страшное со
противным...»

И, три раза

перекрестив воду, погружая в нее руку, и дунув на нее, священник продолжает:

«Да сокрушатся под образом креста Твоего все сопротивные силы». Как сначала читались
«запрещения» над самим оглашенным, так теперь читаются они и над водой: творение Божие


мир


едино в своей жизни; через человека, призванного быть его хозяином, он весь пал и «с
13


надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не
добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от
р
абства

тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и
мучится доныне» (Рим. 8: 19
-
22). Спасение человека означает воссоздание в нем и через него и

мира
. Мир есть дом человека, и Христос Своим сошествием в Иордан, то есть в

материю,
уготовил новый, очищенный, освобожденный мир, воссоединенный с Богом, чтобы в нем жил и
им питался и его возделывал в своей новой жизни спасенный человек.

И
освободив

воду, священник еще и еще молится, чтобы Бог соделал ее «водой искупления,
водо
й освящения, очищением тела и духа, освобождением от цепей, оставлением прегрешений,
просвещением души, баней новой жизни, обновлением духа, дарованием усыновления, одеждой
нетления,
источником жизни
. И
бо Ты сказал: омойтесь и будете
чистыми, отложите лука
вство
от душ ваших. Ты даровал нам свыше новое рождение водою и Духом. Явись, Господи, и на этой
воде и дай
претвориться

(то есть измениться, стать новым творением) погружаемому в ней,
чтобы он отложил ветхого человека... и оделся в нового, обновляемого по

образу Того, Кто его
создал. Чтобы он быв
сраслен

(соединен, привит) подобию смерти Твоей крещением, был бы и
общником воскресения, и сохранив дар Святого Духа Твоего и возрастив залог благодати, он
принял почесть высшего звания и присоединился бы к перво
рожденным, записанным на небе...»

Помазание воды маслом.

После освящения воды совершается освящение елея и помазание им воды и крещаемого.

Елей есть образ лечения ран, милости, мира и радости. Масличную ветвь принес голубь,
выпущенный Ноем из ковчега, в зн
ак прекращения Божиего гнева,
примирения
Его с человеком.
Христос в Своих притчах употребляет образ елея (ср. Лк
. 10: 33
-
34): им милосердный са
марянин
мажет раны человека, попавшего в руки разбойников. Таким образом, через прибавление к воде
освященного ел
ея знаменуется, что в крещении происходит примирение человека с Богом,
совершенное Христом, излечение его ран, то есть грехов и болезней, дарование ему силы для
борьбы со злом.

«Мир всем»,


говорит священник. В этом возгласе выражена сущность Церкви как
п
римиренного с Богом человечества
, некогда не помилованного, а ныне помилованного

(1 Пет.
2: 10). О
но имеет
мир Христов

по Его слову


«Мир ос
тавляю вам, мир
Мой

даю вам» (Ин. 14:
27). И затем снова дуновением
освобождая

елей, как сделал он это прежде и с в
одой, и с самим
крещаемым, священник освящает его крестным знамением, молясь, чтобы елей этот был
«оружием правды». И при пении «Аллилуй» три раза крестообразно помазывает воду.

Этим помазанием воды закончено приготовление к крещению. Уготован «гроб и мать
», по
выражению святого Кирилла Иерусалимского: гроб, потому что, войдя в купель, человек в
подобии соединится со смертью Христовой; мать, потому что через эту крещальную смерть
совершится его новое рождение. И это приготовление завершается торжественным в
озгласом
священника


благословением Бога, «просвещающего

и освящающего всякого человека,
грядущего
в мир».

14


Помазание маслом крещаемого
.

«И приносится крещаемый». И его священник помазывает священным елеем. В древности
воины, готовясь к сражению, обмазывал
и свое тело маслом для его укрепления. Так и
христианин, вступая в число воинов Христовых, получает особую силу для той «невидимой
брани», которую он вольно принимает, избирая «узкий путь» спасения. «Ты помаза
н,


говорит
святой Амвросий Ме
диоланский,


ка
к подвижник Христов, имеющий противоборствовать
брани века сего».

«По
мазуется раб Божий елеем радова
ния,


говорит священник, делая крест на лб
у,


во
имя Отца, и Сына, и Свя
таго Духа. Аминь».

Затем на гру
ди: «во исцеление души и тела»,



на ушах: «в слыша
ние веры»,



на руках: «руки Твои сотворили и создали меня»,



на ногах: «чтобы ходить ему по пути заповедей Твоих».

Весь человек, все его тело и все его чувства обновляются, очищаются и укрепляются для
служения Богу.

Крещение

«И когда помажет все тело,
кр
ещает

его священник», то есть погружает в воду

три раза,
говоря: «Крещается раб Божий Во

имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Таков единственны
й по своему назначению, ни с чем

не сравнимый момент нашей жизни, не
только зем
ной, но и вечной
. Погружаясь в в
оду, мы умерли со X
ристом

и,
выйдя из нее, мы с
Ним «совоскресли», и «эта спасительная вода была нам гроб
и мать», «И как Христос был
воистину распят, погребен и. воскрес, так и мы через крещение удостоились в подобии

быть
погребенными и вос
стать с
Ним» (святой Кирилл Иерусалимский).

Псалом

Поэтому немедленно после крещения священник и все собрание поют псалом 31
-
й, в
котором выражается радость полученного прощения и начала новой жизни. «Блажены, кому
прощены беззакония и чьи грехи покрыты...

Радуйтесь о Господе и ликуйте праведники и
торжествуйте все правые сердцем».

Облачение в белую одежду

И з
атем облачает священник новокре
щенного в

белую одежду. Как снятие одежды

до
крещения означало снятие с

себя прежнего, греховного человека, так эта бела
я одежда есть образ
нового человечества, «по образу создавшего Его».

15


«Облачается раб Божий,


говорит священник,


в ризу правды, во имя Отца, и Сына, и
Святаго Духа, Аминь». В это время поется тропарь: «Ризу мне дай светлую, Ты, одевающийся в
свет, как в
ризу, многомилостиве Христе Боже наш».

«Когда совлекся
ты ветхих одежд,


говорит свято
й Кирилл Иерус
алимский,


и облекся
духовно в
белые, то надлежит во всякое вр
емя носить белое. Не то говорим
мы, что тебе всегда
нужно одев
аться в белые одежды, но в бел
ые

в истинном смысле и светлые, то есть духовные».
Если белая одежда дана нам Богом, то мы должны сохранить ее белой в нашей земной жизни и
«сынами света» п
редстать перед Богом, когда при
зовет Он нас к Се
бе. По обычаю на
но
вокрещенного надевают и крест для

постоянного ношения на груди, как напоминание слов
Христовых: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми
крест свой, и следуй за Мною»
Мф
-

16: 24).

Так заканчивается таинство крещения, и мы приступаем к таинству миропомазания.

МИРОПОМАЗАНИЕ

Крещен
ие есть таинство прощения и обновления, таинство
рождения.

Но за рождением
следует
жизнь.

Бог при творении мира, создав человека, «вдунул в лице его дыхание жизни»
(Быт. 2: 7). И после нового творения


спасения мира, совершенного Христом,


Дух Святой в.
день Пятидесятницы сошел на апостолов, чтобы «облечь их силою свыше». Так и после
крещения Он низводится на

новокрещенного в таинстве миропомазания.

Это
таинство жизни
: Дух Святой есть «Жизни податель», то есть источник той новой,
Божественной Жизни, котор
ую

получает

человек во Христе. «Ибо Жизнь явилась»,


говорит
святой Иоанн Богослов (1 Ин. 1: 2), а эта Жизнь дана нам Духом Святым. «И уже не я живу, но
живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Эту жизнь подает, о ней свидетельствует Дух Святой,
сошедший на апо
стол
ов в Иерусалиме, совершающий вся
кое таинство Церкви и низводимый на
нас через миропомазание. «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом... и
Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин. 5: 6).

Таинство освящения: «святой
» прежде всего означает освященный, то есть посвященный
Богу, отданный на служение Ему. Потому Церковь есть «род избранный, царственное
священство, народ святой» (1 Пет. 2: 9). Она служит делу Христову, Сам же Христос пришел,
чтобы «п
ослужить и отдать душу

Свою для
искупления многих» (Мф. 20: 28). И в Церкви м
ы
живем не для себя, но чтобы исп
олнять Его дело в мире. Мы «люди, взятые в удел, дабы
возвещать совершенства» Того, Кто призвал нас «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9).
Каждый из нас освящен Ду
хом Святым, то есть, посвящен на служение Господу Своему.
Каждого Дух Святой посылает на особое служение, и нет члена Церкви, не призванного к
служению, так как сама Церковь есть вечное служение Богу, вечное свидетельство об Его
Царстве в мире

и
над миром.

Таинство одухотворения:

наша жизнь, по слову преподобного Серафима Саровского,
должна быть «стяжанием Духа Святого», то есть безостановочным восхождением и
одухотворением. Мы призваны к
совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш
16


Небес
ный» (
Мф
. 5: 48); и в таинстве миропо
мазания нам подается благодать, то есть сила,
помогающая нам в этом восхождении, в этой непрестанной борьбе за духовную жизнь, за
одухотворение всего нашего человеческого существа. Дух Святой, данный нам, есть источник
той внут
ренней жажды, которая уже не дает нам успокоиться на одном земном и материальном,
но всегда зовет нас к небесному, вечному и совершенному. Он есть совесть, осуждающая наши
дурные поступки и дающая нам «видеть наши прегрешения», и Он же есть те «мир и радос
ть»,
которые уже здесь, на земле, дают нам предвкушать вечную радость Царства Божиего (Рим. 14:
17).

Вначале низведение Духа Святого после крещения совершалось через
возложение рук.

Апостолы, пришедшие в Самарию, помолились о самарянах, «
чтобы они при
няли
Духа Святаго.
Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
Тогда возложили руки на них и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8: 15
-
17).

Затем возложение рук было заменено помазанием
святым Миром
, то есть особым ма
слом,
составленным из драгоценных веществ и освященным в Великий Четверг предстоятелями
поместных Церквей. «Миро» по
-
гречески значит благовонное масло. Помазание маслом всегда
было образом посвящения и посылания на служение. Сам Христос есть Помазанник, та
к как
слово «Христос» по
-
гречески означает «помазанник»: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал
Меня благовествовать нищим» (Лк. 4§ 18). Это духовное помазание верующих во Христе и
совершается через таинство миропомазания.

Молитва

О даровании этой
Жизни, ос
вящения и благодати

для духовного возрастания и молится
священник сразу после Облачения новокрещенного в белую одежду.

«Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Источниче благих, Солнце правды,
воссиявый сушим во тьме свет спасения явлением Единородного

Твоего Сына и Бога нашего, и
даровавый нам, недостойным, блаженное очищение во святой воде и
Божественное освящение
в животворящем помазании.

Иже (Ты, Который) и ныне благоволивый и паки родити

(снова
родить) раба Твоего ново
просвещеннаго водою и Духом, и
вольных и невольных грехов
оставление тому даров
авый. Сам, Владыко, Все

царю

бла
гоутробне, даруй тому (ему) и
печать
дара Свята
го и всесильнаго и поклоняемаго

Твоего Духа

и причащение Святаго Тела и
честныя Крове Христа Твоего.

Сохрани его в Твоем
освящении.

Утверди в
православной вере.

Избави от лукаваго и всех начинаний его, и спасительным Твоим страхом в чистоте и
правде душу его соблюди; да во всяком деле и слове благоугождаяй Тебе, сын и наследник будет
Небеснаго Твоего Царствия».


17


Миропомазание

И затем по
мазывает новокрещенного святым Миром, делая крест на лбу, на веках, на
ноздрях, на рту, на ушах, на груди, на руках
и на ногах, говоря каждый раз: «
Печать дара Духа
Святаго.

Аминь».
Печатью

это помазание называется потому, что через него Господь ставит
печ
ать на нас: мы Ему принадлежим, Его народ составляем в этом мире,

и Он наш Царь и
Господь не только на небе и в будущей жизни, но здесь, на земле, и в каждый момент нашей
жизни. И эта печать ставится на всем теле, на всех его членах, так как вся наша жизнь,

и духовная
и телесная,
освящена,

то есть, отдана на служение Богу: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм
живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены
дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в

душ
ах ваших, которые суть
Божии
» (1 Кор. 6: 19
-
20).

Образ круга

И, завершая таинство крещения и мир
опомазания, священник и новокре
щен
ный (или
восприемник, держа кре
щенного младенца) три раза совершают образ кр
уга, то есть обходят
кругом ку
пели при пении стиха

из Апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа
облекостеся» («крестившиеся во Христа, во Христа облеклись», то есть в соединении с Ним
стали подобными Ему


помазанниками Святого Духа).

Круг знаменует всегда вечность, полноту и верность. Он со
единяет навеки: священник при
освяще
нии делает круг вокруг престола,

мужа и жену при венчании о
бводят

вокруг аналоя и
дают им кольца. Круг не

имеет конца


он есть вечность.

Крещение вводит человека в вечную
жизнь, оно соединяет его навеки с Богом,

оно при
зывает нас к верности Ем
у и зовет стремиться к
полноте, то есть к совершенству.

Апостол и Евангелие

Прежде, когда крещение совершалось в пас
хальную ночь или, во всяком слу
чае, в начале
Литургии и в церковном собрании, немедленно после Таинства новокрещенны
е крестным ходом
вступали в храм, для того чтобы впервые участвовать в Евхаристии и быть причастниками ее.
Три

таинства эти неразрывно связаны
; крещение


рождение, миропомазание


новая жизнь и
Евхаристия как участие в этой жизни и «нетленная пища», котор
ой м
ы живем. Об этом
свидетельствует

и приведенная выше молитва, в которой священник просит о даровании
новокрещенному «животворящего помазания...
и причащения Святого Тела и Крови...
» И,
конечно, теперь, когда крещение совершается обычно не в храме и в от
рыве от Литургии
,
совершенно необходимо новокрещенного младенца п
ринести к Литургии и сделать
причастником в ближайший же де
нь, ибо для этого он и крещен

«да ядите и пиете за трапезою
Моею в Царстве Моем» (Лк. 22: 30).

Потому и Апостол и Евангелие, которы
ми теперь завершается таинство, суть те же самые,
что и в Великую Субботу, день крещения по преимуществу. Это послание к Римлянам гл. 6, ст. 3
-
11


приведенное в начале этого очерка, в котором раскрывается связь крещения со смертью и
воскресением Христовым
, и Евангелие от Матфея гл. 28 ст. 18
-
20


о явлении Воскресшего
18


Господа Апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все
народы, крестя их... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до
скончания ве
ка». Христос уже царствует и Его Царство дано людям в Церкви:
мы призваны
всюду и всем нести

Благую Весть о нем и всех вводить в него
, ибо в нем Сам Господь пребыва
ет
с нами, а быть с Ним и есть смысл нашей жизни.

Современный чин крещения заканчивается
ом
овением

новокрещенного и
пострижением
волос.

В древней Церкви оба эти чина совершались
на восьмой день

после крещения: в течение
всей недели новокрещенные сохраняли белую одежду, проводили почти все время в храме,
ежедневно участвуя в богослужении и слушая
заключительное поучение, называвшееся
мистагогией,

то есть введением в таинство церковной жизни.

Омовение

Св
ященник молится о том, чтобы но
вокрещенный сохранил «просвещение лица Христова в
сердце... щит веры, нетления одежды, в которую он оделся, и духовну
ю печать» и чтобы в этом
Таинств
е Сам Бог возложил на него Свою
«державную руку». После возгласа «Мир всем»
священник приглашает всех преклонить головы перед Господом,

и но
вокрещенный в первый раз
участвует, в этом изъявлении послушания и подданства всех хр
истиан Богу. Затем священник
омывает места, где совершено было миропомазание, говоря: «Оправдался еси. Просветился еси.
Освятился

еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».

«Крестился еси. Просветился еси. Ми
ропомазался

еси. О
святился

еси... Во имя Отца и Сына
и Святаго Духа. Аминь».

Это омовение, вводя человека в его обычную жизнь, означает, что то, что совершилось с
ним
таинственно и духовно
, остается действенным навсегда. Завершая таинство, оно означает,
что человек призван в
сегда «исполнять» его в своей жизни.

Пострижение волос

На это указывает и
пострижение волос



образ принесения человека себя в жертву Богу,
отдачи себя на служение Ему. Бог создал человека душою и телом: «от души словесныя (то есть
разумной) и тела благоле
пного


чтобы тело служило душе... и что
бы всеми чувствами человек
благодарил
изрядно Художника
, то есть Бога...» И отдавая часть своего тела


волосы, человек
свидетельствует,

что в Церкви восстанавливается этот
правильный порядок

и мир примиряется
с Бого
м и Ему служит.

И в
се таинство заканчивается отпус
том, т
о есть конечным благословением.


Приложенные файлы

  • pdf 3176117
    Размер файла: 368 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий