О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний: сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха (Деян.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
3


Таинство Крещения


УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

В ряду таинств Святой Церкви на первом месте стоит таинство
К
рещения.
Еще до

установления этого таинства
Господь Иисус Христос в Своей беседе с
Никодимом указал на безусловную необходимость его для спасения
:

"
Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие
"
.

К
огда Никодим выразил
недоумение:

"
как может человек родиться, будучи стар
,
" то Спаситель ответил, что новое
рождение будет совершаться водой и Духом:

"
Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа не
может войти в Царствие Божие:
р
ожденное от плоти есть
плоть, а ро
ж-
денное от Духа есть дух
"


н. 3:5
-
6).

Установление этого благодатного таинства произошло после воскресения
Христова. Явившись Своим ученикам, Господь сказал им, что Он принял от О
т-
ца всякую власть на небе и на земле, и продолжал:

"
Идите, научи
те все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого
Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до
скончания века
"


ф. 28:19
-
20),
-

и к этому прибавил:
"
Кто будет веровать и
креститься, спасен будет; а кто не будет веровать,

осужден б
у-
дет
"

к.
16:16).

В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра
слушатели спрашивали: что же им делать? Ап. Петр сказал им:
"
покайтесь, и да
крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,
-

и
получите да
р Святого Духа
"

(Деян. 2:37
-
38). Там же, в книге Деяний, запис
а-
ны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап. Петр кр
е-
стил Корнилия (гл.10), ап. Павел
-

Лидию и домашних ее (гл. 16), стража те
м-
ничного с домом его.

ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА

Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных
местах Священного Писания:
крещение есть "
новое рождение
"
,

оно со
верш
а-
ется для спасения людей (М
к. 16:16).

Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих
посланиях
указывают, что мы в нем "
омываемся, очищаемся, оправдываемся
"
,

что
в крещении умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни,

"
спогребаемся Христу
"
-

и воскресаем в Нем.
"
Христос возлюбил Церковь и
предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней
водной
"

(Еф. 5:25
-
26).
Крещение названо

также

баней пакибытия

(Тит. 3:5).



т.е. купелью
нового б
ы-
тия, новой жизни.

Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению
самого крещаемого, то ее указывает ап. Петр, называя крещение "
обещание
м
Богу доброй совести
" (1 Петр. 3:21).

Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви.


4


СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА

Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это таинс
т-
во должно совершаться посредством погружения. Само
греческое слово babtizo
значит "погружаю"
.

О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний:
"
сошли
оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух
Святой сошел на евнуха
"

(Деян
. 8:38).

Крещение обливанием признается Церковью, но
не одобряется, как не кан
о-
ническое. Погружение в воду бывает троекратное с произнесением слов
,

согла
с-
но заповеди, данной Самим Христом (Мф. 28:19)
:
«
крещается раб Божий

во
имя Отца
, аминь;

и Сына
, аминь;

и Свя
та
го Духа,

аминь
»
.

РАССМОТРИМ
БОЛЕЕ ПОДРОБНО
, ч
то происходит с человеком во время
Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем
текст чинопоследования этого Таинства.

Совершению

Крещения предшествует чин оглашения, во время которого
священник читает запретительные молитвы, н
аправленный против сатаны. В них
священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце кр
е-
щающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбра
н-
ным воином Христа Бога нашего».

После этих молитв священник дует на уста крещаем
ого, его лоб и грудь,
произнося слова: «Из
жени (из
гони
)

из него (или из нее) всякого лукавого и н
е-
чистого духа, с
окрытого и гнездящегося в
сердце...».

Крещаемый (или крестные
родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и свяще
н-
ник
спрашивает:

Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел
его, и всех ангел его, и всего служения
его, и всея гордыни его?

Отрекаешься ли от сатаны, и от

всех
дел его, и от всех бесов

его, и от всего
служения его, и от всей гордыни его?

И отвещ
ает оглашенный, или
восприе
м-
ник его, аще есть крещаемый варвар,
или отроча, и глаголет:

Отрицаюся.

И отвечает оглашаемый, или восприемник
его, если крестится иноплеменник или
младенец, говоря:

Отрекаюсь.

Трижды

спрашивает
это
священник

и
трижды отвечает оглашаемый или во
с-
прием
ник

Трижды

спрашивает

это
священник

и
трижды отвечает

оглашаемый или воспр
и-
емник

Вопрошает паки священник крещаем
а-
го:

Отреклся ли

[или

отреклася
ли]

еси сатаны?

Снова спрашивает священник крещаем
о-
го:

Отрекся ли

[или

отреклась ли]

от
сатаны?

И отвещает
оглашенный, или восприе
м-
ник его:
Отрекохся.

И отвечает оглашаемый или восприемник
его:

Отрекся

[
или

отреклась
].

Трижды

повторяет этот вопрос
свяще
н-
ник

и трижды отвечает оглашаемый или
восприемник

Трижды повторяет

этот вопрос
священник

и
трижды отвечает

огла
шаемый или во
с-
приемник

Таже глаголет священник:

И дуни, и
плюни на него.

Затем говорит священник:

И дунь и
плюнь на него!


5


Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения
к сатане. Таким образом

крещаемый объявляет диаволу войну.
Его оружием б
у-
дут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Е
в-
харистии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в
душе.

Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным


оно будет состоять
в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его
ангелами.

ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом


без с
о-
юзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине огл
а-
шения следует сочетание со Христом. Священник сп
рашивает:


Сочетаваеши ли ся Христу?

Сочетаешься ли со Христом?

И отвещает оглашенный, или восприе
м-
ник, глаголя:

Сочетаваюся.

И отвечает оглашаемый или восприемник,
говоря:

Сочетаюсь
.

Трижды

спрашивает
это
священник

и
трижды отвечает оглашаемый или во
с-
при
емник

Трижды спрашивает

это
священник

и
тр
и-
жды отвечает

оглашаемый или восприе
м-
ник

Таже паки глаголет ему свяще
н-
ник:

Сочетался ли

[или

сочеталасяли]

еси Христу?

Затем говорит священник
:

Сочетался
ли

[или

сочеталась ли]

со Христом
?

И отвещает:

Сочетахся.

И

отвечает:

Сочетался

[
или

сочеталась
].

И паки глаголет:

И веруеши ли Ему?

И снова спрашивает:

И веруешь ли Ему?

И глаголет:

Верую Ему, яко Царю и
Богу.

И говорит в ответ:

Верую Ему, как Царю
и Богу.


При этом о
трекшегося
от сатаны
крещаемого священник
обращает к вост
о-
ку, ко Христу


Свету мира. Как клятва, как присяга звучат слова крещаемого
«Сочетаюся» о готовности и согласии служить и следовать Христу. Это решение
принимается раз и навсегда, оно не подлежит пересмотру или переоценке, ибо
«
возложивший
руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для
Царствия Божия
» (Лк. 9.62).Это решение христиане и называют верой.

Крещаемый исповедует

свою

веру
,
чита
я

Символ веры
.












6


СИМВОЛ ВЕРЫ

1.
Вѐ
рую во едѝ
наго Бога Отца
,
Вседержѝ
теля
,
Творца нѐ
бу
и
земли
,
вѝ
димым же всем и невѝ
димым.

2.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Един
о-
роднаго
,
Иже от Отца рождѐ
ннаго прежде всех век
;

Света
от Света
,
Бога истинна от Бога ѝ
стинна
,
рождѐ
нна, нес
о-
творѐ
нна
,
единосу̀
щна Отцу, Им
же вся бы̀
ша.

3.
Нас ра̀
ди человек и нашего ради спасения сшѐ
дшаго с небес и
воплотѝ
вшагося от Духа Свя̀
та и Марѝ
и Девы, и вочел
о-
вѐ
чшася.

4.
Распя̀
таго же за ны при Понтѝ
йстем Пила̀
те
,
и страда̀
вша
,
и погребѐ
нна.

5.
И воскресшаго в третий день по Писа̀
нием.

6.
И возшедшаго на небеса
,
и седя̀
ща одесну̀
ю Отца.

7.
И па̀
ки грядущаго со славою судѝ
ти живым и мертвым
,
Его̀
же Царствию не будет конца.

8.
И в

Духа

Свята̀
го
,
Господа
,
Животворящаго
,
Иже от Отца
исходящаго
,
Иже со Отцем и Сыном спокланя̀
ема и
ссла̀
вима,
глаго̀
лавшаго пророки.

9.
Во едину Святую
,
Собо̀
рную и Апо̀
стольскую Церковь.

10.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11.
Ча̀
ю воскресения мертвых.

12.
И жизни будущаго века. Аминь.

После прочтения и исповедания веры
в третий раз

крещаемый

(
или воспр
и-
емник
)
делает поклон, как древний и универсальный символ благоговения, лю
б-
ви и послушания. Для верующего человека церковное поклонение Богу


нео
б-
ходимое условие победы над человеческой гордыней и утверждение подлинной
свободы и достоинства.

ПОСЛ
Е ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет
воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее
крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушится под
знамением образа Твоего креста все противные сил
ы»
.

Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник пом
а-
зывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло
-

символ милости, и в
данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При п
о-
мазании маслом также имеется в виду притча

о Добром Самарянине, рассказа
н-
ная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом
Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцели
л-
ся.

Помазание елеем учит нас также защищаться от духа зла, от покровителя
лжи,
помогает нам понять, как человек должен поступать в случае искушения,
как ему можно на примере древних борцов ускользнуть («скользкий»!) от его
врага.

ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент


само Крещение.

7


Священник трижды погружает

крещаемого в
воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя О
тца, Аминь (
первое п
о-
гружение
) и Сына, Аминь (
второе погружение
),

и

Святаго Духа, Аминь
(
третье погружение
).

ОБЛАЧЕНИЕ НОВОКРЕЩЕН
ОГО

Сразу же после троекратно
го погружения в воду новокрещен
ый
облачается
в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и
белая с
орочка для взрослого новокрещен
ого.

Облачение в «ризу светлу» после
Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и н
е-
винности, которыми он

обладал в раю, восстановление его истинной природы,
искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту
одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Пр
е-
образившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном вид
е, но в одежде
«белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. Не во грехе, а в раю
явлена истинная природа человека; и в таинстве Крещения он вновь обретает
свое изначальное одеяние славы.

Вместе с белою од
еждою возлагается на новокрещен
ого крес
т


в знак т
о-
го, что теперь он должен исполнить волю Распятого за нас на кресте Господа
нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить
множество бед и неожиданных несчастий.

ПОСЛЕ Крещения совершается
МИРОПОМАЗАНИЕ,
которое имеет сл
е-
дующий смысл.

В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учен
и-
ков Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на
к
а
ждого из нас, исполняя нас силой Божией.

Святое Миро


это особым образом
приготовленное масло, которое раз в го
д освящается Патриархом и затем расс
ы-
лается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая
святыня.

Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно:
его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз
он повторяет
слова:
"
Печать дара Духа Святаго. Аминь
.
"
Через это священнодействие на
человека сходит Дух Святой.

ШЕСТВИЕ ВОКРУГ КУПЕЛИ

Торжественное обхождение
купели

с пением «Елицы во Христа крестит
е-
ся...» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о

рождении из нее Духом
Божиим. С другой стороны: так как круг есть знак вечности, то это шествие п
о-
казывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть
светильником, который ставит не под спудом, но на
подсвеч
нике, да светит всем
людям
своими добрыми делами

(
Мф. 5,15
-
16
)
,

и что он просит у Господа спод
о-
бить его вечного блаженства. Непосредственно за шествием вокруг купели б
ы-
вает чтение Апостола и Евангелия.

Читается Священное Писание, еще несколько
молитв, и чин Крещения можно считать зав
ершенным.

ОДНАКО

человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская
жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Т
е-
перь у него должна начаться другая жизнь...
Крещение

есть начало новой жизни.
8


Человек должен принести

плоды Крещения, а для этого нужен труд. К
рещение
ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с с
а-
мим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим
«ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобст
вует, завидует,
гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь,

которая пре
ж-
де всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии


причащении Тела и
Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таин
ство совершается в правосла
в-
ных храмах во время Божественной Литургии.
После принятия Крещения
нов
о-
крещеный

должен
принять
Святое
Причастие.

ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус
Христо
с во время каждой православной Л
итургии дает

людям Себя Самого в
причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном
единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое
спасение. К
аждый

ис
тинно верующий во Христа регулярно участ
вует

в Евх
а
р
и-
стии. Предвар
ительно он обязан очистить свою совесть через Таинство П
о
ка
я-
ния,
в течение
нескольк
их

дней
соблюдая пост,

подкрепляя
его

усиленной м
о-
литвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречи
с
тых
Таин Христовых.

Е
ще одним
важнейшим условием дух
овной жизни является
МОЛИТВА
. Ч
е-
ловек, принявший Крещение, обязывается к молитве. МОЛИТВА есть обращ
е-
ние человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения
грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе. М
о-
лить
ся нужно постоянно. Ч
еловек
, принявший Крещение, должен всегда по
м-
нить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому
преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить
ко всякого рода «экстрасенсам», «зак
линателям», «народным целителям» и т.д.
Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с
Христом, отрицаясь своего Крещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успока
и-
ваются, считая, что они в
ыполнили необходимые обряды и больше от них нич
е-
го не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение


это только начало спас
и-
тельного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке перв
о-
родный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенны
е до Крещ
е-
ния. Но зародыш греха


греховные привычки и влечение ко греху


остаются
в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА
всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усил
и-
ем. И другие таинства цер
ковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение)
,

ра
з-
личные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина.
В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благ
о-
дать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учени
ю апостол
ь-
скому, мы не только не можем творить добро


не можем даже и пожелать его.
(Флп. 2,13).

9


Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь
Божией благодати, то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все
дело спасени
я совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть сложа
руки» и ждать милости Божией? Конечно, нет! Усилия самого христианина


это выражение его стремления к Богу, к вечной жизни.


Воля Божия открывается людям в заповедях.
Прежде всего это

10 запо
в
е-
дей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

1.
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем М
о-
им.

2.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вве
р-
ху, и что на земле внизу, и что в
воде ниже земли; не поклоняйся им и не
служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за
вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий
милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3.
Не про
износи имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не
оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и
делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой
-

суббота Господу, Бог
у тво
е-
му.

5.
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и]
чтобы продлились дни твои на земле.

6.
Не убивай.

7.
Не прелюбодействуй.

8.
Не кради.

9.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего,
[ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого
скота его,] ничего, что у ближнего твоего
.
(Исх. 20, 2

17).

Обязанности наши к Богу предписываются первыми четыр
ьмя заповедями, а
по отношению к ближним


в шести остальных. Таким образом на двух скр
и-
жалях они и были даны Моисею в Ветхом завете.

Пришед
ши
й во плоти Иисус Христос в новом завете более четко выразил
Закон Божественной любви: «
Возлюби Господа Бога Твоего

всем сердцем тв
о-
им и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и на
и-
большая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как с
а-
мого себя; на сих двух заповедях

утверждается весь закон и пророки
» (Мф.
22. 37

40).

Любя Бога и ближ
них, мы обнаруживаем и истинную любовь и к самим с
е-
бе. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подч
и-
нении тела духу, в ограничении личных потребностей. При таких условиях о
б-
наруживается и лучшее проявление любви к Богу и ближнему
.

Для христиан, становящихся на путь благочестивой жизни, основное рук
о-
водящее начало


страх Божий. Сознание своей греховности, чувство, что мы
10


преступники пред правосудием Божиим повергает нас к необходимости пр
и-
влечь милосердие Божие. И только от страха

Божия в душе укоренится смир
е-
ние. А о благах, которых смеем ожидать в Царствии Небесном, говорят заповеди
блаженства.

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА

Господь Иисус Христос говорит:

1.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2.
Блаженны плачущие,
ибо они утешатся.

3.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7.
Блаженны миротворцы, ибо они
будут наречены сынами Божиими.

8.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправе
д-
но злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на
небесах

(Мф. 5,3

12)
.


Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от
зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные
расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обр
е-
тать святость. Святость же, рождаемая б
лизостью к Богу, есть высшее блаженс
т-
во, какого только может желать человек.

Ветхозаветный Закон есть закон стр
о-
гой правды, а новозаветный


есть закон Божественной любви и благодати. Они
не противоречат, но взаимно восполняются.


О МОЛИТВАХ

Основное
средство для исполнения евангельских заповедей


молитва.
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, т. е. беседа с Богом. Это духо
в-
ная пища, необходимая как и воздух.

Молитвы
просительные
,
-
когда просим у
Бога помощи.
Покаянные
, когда сделав худое дело,
просим прощения.
Благ
о-
дарственные
, когда благодарим и прославляем Бога, получив просимое.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Господи, помилуй! Господи, бл
а-
гослови!

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Ца
р-
ствие
Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насу
щ-
ный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Богородице Дево, радуйс
я, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благ
о-
словена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси
душ наших.

ДОСТОЙНО ЕСТЬ

Достойно есть яко
воистину
блажити

Тя Богородицу, Присноблаже
н-
ную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую

Херувим и сла
в-
11


нейшую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую
Богородицу Тя величаем.

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Еще одно сильное оружие христианина


крестное знамение, которое с
о-
вершается правой рукой. (Если по каким
-
либо причинам Вы не мо
жете сове
р-
шать крестное знамение правой рукой, то нужно взять благословение на его с
о-
вершение левой рукой).Святая Православная Церковь учит, по преданию святых
апостолов и святых отцов, употреблять, при осенении себя крестным знамением,
первые три перста (
пальца) правой руки, соединенные вместе, а последние два


безымянный и мизинец


пригнутые к ладони; и это древнее правило соде
р-
жится не только в России, но и во всех православных странах.

Три соединенные
перста полагаем на лоб, на чрево, на правое, а зате
м на левое плечо, изображая
крест на себе, и, отпустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает
нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два же
пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он
име
ет два естества


есть Бог и человек, и ради нашего спасения сошел с неба
на землю.

Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли н
а-
ши, на чрево


чтобы укротить воюющую на дух плоть, на плечи


чтобы о
с-
вятить телесные силы и призвать благос
ловение на дела рук наших.

Крестное
знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому
оно совершается обычно при словах «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или
при любом другом начале молитвы и словах «Слава Отцу, и Сыну, и Святом
у
Духу» или при другом каком
-
нибудь славословии и в конце молитвы.

Будем же и мы стараться с верою, благоговением и страхом Божиим сове
р-
шать на себе сие спасительное знамение правильно: нужно, прежде всего, огр
а-
дить себя крестом, а потом положить приличест
вующий поклон. Ибо крест Хр
и-
стов только при упомянутых условиях, правильного употребления и понятия о
нем, может быть всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов
видимых и невидимых. Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не
постыди
т и тебя Христос, когда приидет во славе Своей и когда сие знамение
явится пред Ним светлейшим самих лучей солнечных, «
Ибо кто постыдится
Меня и Моих слов
,


сказал Господь,


того Сын Человеческий постыди
т-
ся, когда приидет во славе Своей Отца и святых Анг
елов
» (Лк. 9, 26).





Приложенные файлы

  • pdf 3176112
    Размер файла: 232 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий