Души их, (то есть крещенных), оживотворяются и опять принимают благодать Святаго Духа, как имел её Адам до преступления».

Таинство Крещения

Видимая сторона:
Вещество – вода;
действие - троекратное погружение в воду;
тайносовершительная формула – во имя Пресвятой Троицы («крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь»).
Невидимая сторона:
возрождение (баня пакибытия);
очищение от всякого греха (в младенцах уничтожает первородный грех, во взрослых – и первородный и произвольные, возвращает человеку состояние невинности и безгрешности);
становиться чадом Божиим и членом тела Христова – Церкви;
спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследникам вечной жизни.

Значение воды в таинстве Крещения.
Иоанн Дамаскин: «Она владеет силою очищения. Во времена Ноя Бог потопил водою мировой грех. Водою по закону очищается всякий нечистый Илья, воспламенив водою жертву всесожжения, показал благодать Духа, соединившуюся с водою. Ибо видимые вещи суть знаки тех, которые воспринимаются умом. Души их, (то есть крещенных), оживотворяются и опять принимают благодать Святаго Духа, как имел её Адам до преступления».
Василий Великий «Вода изображает собой смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь».
Блаженный Августин «Отними воду – нет Крещения, отними слова (тайно-совершительную формулу) – нет Крещения».

Что означает Крещение «во имя Христа».
Слова Священного Писания «Крещение во имя Христа» означают то, что Крещение есть образ смерти Христовой. Ибо в Крещении в троекратном погружении означается тридневное Господне пребывание во гробе, а креститься во Христа, значит креститься веруя в Него, но веровать в Христа невозможно не научившись исповедовать Отца, Сына и Святаго Духа».

Очищение от всех грехов.
Погрузившись в купель вод, он выходит из божественных вод чище солнечных лучей, выходя из этой купели, становится не только чистым, но святым и праведным.
Когда крещаемся, - говорит святой Иоанн 3латоуст, - тогда душа, очищаемая Духом, сияет светлее солнца, и не только зрим Славу Божию, но и из нее заимствуем некоторое сияние. Как чистое серебро, положенное против солнечных лучей, само также испускает лучи, не только по своему естеству, но и от сияния солнечного, таким же образом душа, будучи очищена и сделана светлее серебра, приемлет от Духа луч славы и взаимно испускает его"

Крещение Иисуса Христа.
Смысл крещения Самого Иисуса Христа заключается в том, говорит Николай Кавасила что: «Сам Спаситель восхотел креститься крещением Иоанновым. Он отверз Небеса, показывая, что только через Крещение мы можем узреть небесное пространство, и тем указано было, что нельзя войти в жизнь некрещеным, тем же указано и то, что купель есть вход и дверь».


О крещенном
(В каком состоянии пребывает человек в момент Крещения)
И выходя из воды мы Самого Спасителя несем в наших душах, в голове, в очах, в самых внутренностях, во всех членах чистого от греха, свободно от всякого тления, каким Он воскрес и являлся учеником и вознесся, каким придет опять обратно, требуя от нас сего сокровища.
При крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избирать добро или зло. При крещении, сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу крещенного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова сделаться жилищем сатаны . При крещении человек облекается во Христа. При крещении все человеки получают равенство, потому что достоинство каждого христианина есть одно и то же. Оно - Христос. Достоинство это бесконечно велико, в нем уничтожается всякое земное различие между человеками, падший человек принял в себя обольстившего его сатану и сделался жилищем сатаны.
Так труп, когда исторгнута из него душа, признается мертвым, хотя бы еще не разрушился. При крещении изливается на человека обильно благодать Всесвятого Духа, которая отступила от преступившего заповедь Божию в раю, от последовавшего греховному разуму и воле падшего ангела. Благодать снова приступает к искупленному кровью Богочеловека, к примиряющемуся с Богом, к отрекающемуся своего разума и воли, к погребающему в купели крещения влечения падшего естества, его жизнь - причину смерти. "Христос, будучи совершенным Богом, - сказал преподобный Марк подвижник, - даровал крестившимся совершенную благодать Святого Духа, не приемлющую от нас приложения, но открывающуюся и являющуюся нам по мере делания заповедей"
Как тело оживает и воскресает, когда возвратится в него душа, так весь человек, и телом и душой, оживает и воскресает духовно, когда возвратится в него Святой Дух. Это-то оживление и воскресение человека совершаются в таинстве св. Крещения. Оживает и воскресает посредством святого Крещения сын первозданного Адама, но уже не в том состоянии непорочности и святости, в котором был создан Адам; оживает и воскресает он в состоянии несравненно высшем, в состоянии, доставленном человечеству Богом, принявшим человечество. Обновляемые Крещением человеки облекаются не в первоначальный, непорочный образ первозданного человека, но в образ человека небесного, Богочеловека. Второй образ столько превосходнее первого, сколько Богочеловек превосходнее первого человека в его состоянии непорочности.
Свт. Игнатий Брянчанинов, Аскетические Опыты, т.2, гл. «Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу».

Почему сохраняется в человеке тленность (возможность страдать) и после Крещения.
(преподобный Максим Исповедник). «Но как в безгрешном рождении Христа оставлена была тленность плоти для цели спасительных страданий, так и в нас после крещения тление естества остается в силе, впрочем, не как осуждение греховного естества (ибо грех смывается), а как средство очищения от грехов принимаемое нами с намерением подражать через умерщвление плоти вольной смерти Господа. Потенциально Крещение, как новое рождение, дает сверх того силу к нравственной чистоте и к обоженью (уподоблению Богу). Но для осуществления этого произволениям человека нужна еще особая благодатная помощь и именно относящаяся к уврачеванию произволения, то есть воле человека».

«Крещеный человек, делая добро, принадлежащее естеству обновленному, развивает в себе благодать Всесвятого Духа, полученную при крещении, которая, будучи неизменяема сама по себе, светлее сияет в человеке по мере делаемого им Христова добра: так светлее сияет не изменяющийся сам по себе солнечный луч по мере того, как свободное небо от облаков. Напротив того, делая по крещении зло, доставляя деятельность падшему естеству, оживляя его, человек теряет более или менее духовную свободу: грех снова получает насильственную власть над человеком; диавол снова входить в человека, соделывается его владыкой и руководителем. Избавленный от горестного и тяжкого плена всемогущей десницей Божией, опять является в цепях, в плену, в темнице, во аде, по собственному произволу. Такому бедствию подвергается человек, в большей или меньшей степени, соответственно тем грехам, которые он позволяет себе, и соответственно навыку, который он стяжал к греховной жизни.
Святым Крещением отсекается в каждом крещеном человеке падшее естество, прививается к человеку естество, обновленное Богочеловеком. По этой причине Крещение называется в Священном Писании банею пакибытия, а жизнь по крещении - пакибытием. Обновленное естество обязан явить и развить в себе каждый крещенный: это и есть - явить в себе жительствующим, глаголющим и действующим Господа Иисуса Христа. Христианин, не сделавший этого - не то, чем он должен быть»
«Изменение, производимое святым Крещением в человеке вполне ясно, вполне ощущается, однако это изменение остается для большей части христиан неизвестным: мы крещаемся в младенчестве, с детства предаемся занятиям, принадлежащим преходящему миру и падшему естеству, помрачаем в себе Духовный Дар, преподанный святым Крещением, как помрачается сияние солнца густыми тучами. Но дар не уничтожается, он продолжает пребывать в нас во все время земной жизни нашей. Так не уничтожается и продолжает существовать солнце, закрытое облаками. Лишь крещеный человек оставит деятельность падшего естества, начнет омывать свои согрешения слезами покаяния, распнет плоть со страстями и похотями, вступит в поприще деятельности Нового Человека - дар Духа снова начинает обнаруживать свое присутствие в крещеном, развиваться, преобладать. Очищение покаянием есть последствие и действие благодати, насажденной Крещением. Покаяние есть возобновление, возвращение состояния, произведенного Крещением [83]. Очистившийся покаянием может иметь опытное понятие об изменении, произведенном и человеке Крещением».
Свт. Игнатий Брянчанинов, (там же).

Об умерших некрещеных младенцах.
Григорий Нисский: «Преждевременная смерть младенцев не дает еще мысли, чтобы так оканчивающие жизнь были в числе несчастных; равно как и чтобы наследовать одинаковую участь с теми кои всей жизни очистили себя всякой добродетелью». Григорий Богослов говорил: «Не будут ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели нежели сделали вреда, ибо не всякий недостойный наказания достоин уже и чести; равно как и не всякий недостойный чести, достоин уже наказания».

Крещение младенцев.
Киприан Карфагенский «Если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов, никому не возбраняется крещение и благодать, тем более не должно возбранять сего младенцу, который едва родившись ни в чем не согрешил, кроме того, что произошедший от плоти Адама восприял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленный брат, на соборе нашем состоялось такое определение: от крещения, благодати Бога ко всем милосердого, благого и снисходительного никого нам не должно устранять – что надобно держать и соблюдать по отношению ко всем, так особенно полагаем по отношению к новорожденным младенцам, которые заслуживают преимущественное наша участие и милосердие Божие».
Григорий Богослов (который принял крещение юношей) «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве, с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу и по рождению вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи и веруя в Бога».
Определение Карфагенского Собора 418года: «Кто отвергает нужду крещения малых новорожденных от матерней утробы детей или говорит, что хотя они крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамового греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении) тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом, «единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5,12), подобает разумети не иначе разве как всегда разумела Кафолическая церковь по всюду разлиянной и распространенной. Ибо по сему правилу вера и младенцы никаких грехов сами по собой соделати еще не могущи, крещаются истиною во отпущение грехов, да через паки рождения (вновь рождения) очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

Крещение кровью.
Цитаты из Священного Писания.
1) «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10,32);
2) «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её» (Мк. 8,35);
3) «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что много возлюбила, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7,47);
4) «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14,21);
5) «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам» (Ин. 15,13-14).
«Так вот, во время крещения кровию мученики действительно исповедуют Христа пред человеки, погубляют душу или жизнь свою ради Него и Евангелия, терпят гонения ради правды и свидетельствуют самую полную и величайшую любовь к Нему – любовь до смерти» (Макарий Булгаков, Догматическое богословие).
Святой Кирилл Иерусалимский о крещении кровию: «Кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царствие Небесное, ибо Спаситель искупляя вселенную крестом и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью». Да и мученичество Спасителя называл крещением, говоря: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10,38).
Василий Великий говорил о том же: «Иные в подвигах за благочестие действительно, а не подражательно прияв смерть за Христа не имели уже нужды для своего спасения в символе - в воде, крестившись собственною кровию».
Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился и Сам Христос, которые гораздо достоуважительнее прочих поколику не оскверняется новыми нечистотами».
Николай Кавасила: «Что касается до предизбранных сопребывати и жить со Христом для них нужно для благого создания с одной стороны, быть созданным от руки одной (Христовой), с другой стороны, по средствам добродетели похвальных дел самим достигать всего. Крещение водой создает человека и только в этом одном имеет силу. А смерть за Христа, очевидно, имеет и то, что дарует вода, и то, что должно быть принесено нами. И поэтому для не принявших еще Таинства (то есть для тех, кто еще не крещен), оно (мученичество) есть крещение и создание, когда они свидетельствуют о Христе и спогребаются Христу, в чем и состоит и цель крещения, и есть добродетель полная подвигов добра и крайнего мужества. А для получивших Таинство первым она не бывает, так как они уже созданы и они уже живут (о тех, кто принял мученичество после крещения, то есть первым очищением грехов оно не бывает), вторым же бывает, ибо служит подвигом благочестия, обнаружением добродетелей и того, что они знают Христа и любят Его выше всего, что может быть любимо, и ничего не почитают не сомнения надежды на Него. Для всего этого она служит живым свидетельством, подтверждающим сие и мечем, и огнем, и всяким насилием. И посему, однажды принявшим крещение никак не позволительно опять употреблять его, так как оно не может даровать более того, что мы получив от него уже имеем. А подвергаться мученичеству вполне возможно, так как оно может не возрождать только и творить, но и венцы сплетать за мужественные дела и посему, не получившим Таинства доставляет и то, и другое, получившим Таинство только одно из двух».

Римский император Диоклетиан, при котором было воздвигнуто самое жестокое гонение на христиан, провел большую часть 304-го года по рождестве Христовом в Риме. Он прибыл в столицу для празднования своих побед над персами. В числе прочих увеселений, которым предавался император, было и посещение театра. Некто Генесий, комический актер, очень забавлял публику импровизациями. Однажды, играя в театре в присутствии императора и многочисленного народного собрания, он, представясь больным, лег на постель и сказал: "Ах, друзья мои! чувствую себя очень тяжело: мне бы хотелось, чтобы вы утешили меня". Другие актеры отвечали: "Как нам утешить тебя? Хочешь ли, погладим тебя скоблем, чтобы тебе сделалось легче?" "Безумные! - отвечал он. - Я хочу умереть христианином". "Для чего?" - сказали они. "Для того, чтобы в этот великий день Бог принял меня, как блудного сына". Тотчас послано за священником и заклинателем. Они, то есть, представлявшие их актеры, пришли, сели возле кровати, на которой лежал Генесий, и сказали ему: "Сын наш, для чего ты призвал нас?" Он отвечал: "Потому что я хочу получить милость от Иисуса Христа, и возродиться для освобождения от грехов моих". Они исполнили над ним весь обряд святого таинства, потом облачили его, по обычаю новокрещенных, в белую одежду. Тогда воины, продолжая игру, взяли его, и представили императору, как бы для допроса, подобно мученикам. Генесий сказал: "Император и весь двор его! Мудрецы сего города! выслушайте меня. Когда только ни случалось мне слышать имя христианина, я ощущал к этому имени ужасное отвращение, я осыпал ругательствами тех, которые пребывали в исповедании этого имени, я ненавидел даже моих родственников и близких по причине имени христианина, я презирал эту веру до такой степени, что с точностью изучил ее таинства, чтобы забавлять вас представлениями их. Но когда меня, обнаженного, прикоснулась вода, когда я, спрошенный, отвечал, что верую, я увидел руку, нисходящую с неба, окружая ее, низошли на меня Ангелы светозрачные. Они в некоей книге прочитали все согрешения, соделанные мною с детства, смыли их той самой водой, в которой я крестился в присутствии вашем, и потом показали мне книгу, которая оказалась чистой (неисписанной), подобно снегу. Итак, великий император и народ, вы, осыпавшие насмешками христианские таинства, уверуйте, как уверовал я, что Иисус Христос есть истинный Господь, что Он - Свет Истины и что, при посредстве Его, вы можете получить прощение". Диоклетиан, приведенный в крайнее негодование этими словами, приказал жестоко бить Генесия палками, потом его предали префекту Плавциану, чтобы принудить к жертвоприношению идолам. В продолжение значительного времени его драли железными ногтями и жгли горящими факелами. Среди этих мучений он восклицал: "Нет другого царя, кроме Того, Которого я видел! Чту Его и служу Ему! И если бы тысячекратно лишили меня жизни за служение Ему - я всегда буду принадлежать Ему! Мучения не исторгнут Иисуса Христа ни из уст моих, ни из сердца. Крайне сожалею о моем заблуждении, о том отвращении, которое я имел к Его святому Имени, и о том, что я так поздно сделался поклонником Его". Генесию отрубили голову


О необходимости искушений после Крещения.
Святые говорили для тех, кто принимает крещение: «Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения, ибо кто не готов к этому, тот при постигшей опасности легко приходит в колебания.
Два рода искушений:
1) или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении их открывая их доброту;
2) или не редко самое благоденствие в жизни служит для многих вместо испытания.
Искушения ни на кого так не восстают как на тех, которые получили Духа Святаго. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был духом в пустыню, искуситься от дьявола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него. Так и всех приемлющих Духа, борющихся и побеждающих Дух Святый укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение. Никто без искушений не может войти в Царствие Небесное, не будь искушений, никто бы не спасся».

О крещении вне храма.
Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие, или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа. Того ради, аще который клирик не будет соблюдати сего таковым образом, да будет извержен.
Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающиейся: но хотящие удостоитися пречистаго просвещения, к кафолическим церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
(31 и 59 правила 5-6 Вселенского Собора).


Крещение, если есть сомнения крещен или нет.
Последуя каноническим постановлениям отец, определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им таинстве, должно без всякаго недоумения крестити их: да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею.
(84 правило 5-6 Вселенского Собора).


О Крестном знамении.
Иоанн Дамаскин «Самому древу драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Сам Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови естественно должно покланятьсяПоклоняемся же мы и образу честного и Животворящего Креста, хотя бы Он был сделан и из иного вещества, поклоняемся почитая не вещество, но образ, как символ Христа, ибо всякий раз, где будет знаменье (креста), там будет и Сам Он».
Симеон Новый Богослов «Всякий христианин имеет долг совершать его со страхом и трепетом, с благоговением и вниманием, а не просто как попало, по привычке только с небрежением, ибо по мере благоговения кое кто имеет ко кресту получает он соответственную силу и помощь от Бога».
Cв.прав. Иоанн Кроншдатский «Непостижимо, как Сам Христос соединяется с знамением крестным и дает ему чудесную силу прогонять страсти, демонов и успокаивать взмущенную душу. Точно так же непостижимо, как дух Господа нашего Иисуса Христа соединяется с хлебом и вином, претворяет его в Плоть и Кровь и явно очищает нашу душу от грехов, внося в нее небесный мир и спокойствие, делает ее благою, кроткою, смиренною, полною сердечной веры и упования. Это объясняется отчасти тем, что везде всемогущий, творческий дух Господа нашего Иисуса Христа и везде Он может даже не сущая нарицати яко сущая (Рим 4;17), тем более из сущаго делает другое сущее. А чтобы маловерное сердце не помыслило, что крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом, - эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа-Господа и не поверю от сердца во все то, что Он совершил нашего ради спасения.










13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 115

Приложенные файлы

  • doc 3176083
    Размер файла: 77 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий