С. О. Ставицкая, Г. А. Ставицкий Киев, Национальный педагогический университет. имени М. П. Драгоманова Традиционная православная церковь несколько пугает моло-дежь своей, как им предоставляется, крайней ортодоксальностью, а светских организаций, которые


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
441 с ними властиǡ внедрение мультикультурных программ и практик с той же приоритетностьюǡ как и другие важные для организации программыǤ Иǡ что важнее всегоǡ должны внедряться программыǡ которые адресно воздействуют на предрассудки и стереотипы как работниковǡ так и руководителейǤ Литература 1. Cross, T. Towards A Culturally Competent System of Care, Volume I. / TǤ Crossǡ ВǤ Bazronǡ KǤ Dennisǡ MǤ Isaacsǡ — Washington, DC : Georgetown University Child Development Center, 1989. 2. Sue, D. Multidimensional facets of cultural competence / D. Sue // Counseling Psychologist. — 2001. — № 29. — P. 790 – 821. СǤ ОǤ Ставицкаяǡ ГǤ АǤ Ставицкий Киевǡ Национальный педагогический университет имени МǤ ПǤ ДрагомановаǢ ВǤ ПǤ Кутишенко Киевǡ Киевский университет имени Бориса Гринченко Религиозное просвещение юношества как условие развития толерантности Современное состояние религиозности молодых украинцев обусловлено не только духовнымиǡ но и политическимиǡ соци - альнымиǡ бытовыми и другими факторамиǤ Поскольку в религии человек обретает не только духовнуюǡ но и бытийнуюǡ мораль - ную и эстетическую подде ржкуǡ актуализируется задача изучения восприятия и понимания студентами высших учебных заведений особенностей влияния религиозного просвещения на расшире - ние их кругозораǡ осознание ряда социально - культурныхǡ этиче - ски - мировоззренческихǡ индивидуально - л ичностных проблемǡ а также поиск путей их решенияǤ Обосновываются необходимость и роль преподавания в высших учебных заведениях специальных дисциплинǡ которые обеспечивали бы такое просвещение с целью осознанного понимания особенностей и толерантного отноше - ния к верующим всех традиционных религиозных вероисповеда - ний и ученийǡ представленных в УкраинеǤ 442 В исследованиях конца XX начала XXI ввǤǡ активно изучаются различные социальные процессы в молодежной средеǡ так как результат борь бы за молодежь господствующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молоде - жи за свободу самоопределения приобретают особое значение для существования общества и отдельной личностиǤ Юноше - ство по своей социальной сущности от ражает все противоречия и возможности социально - исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реаль - ности (своей страныǡ определенного социокультурного сообще - ства)Ǥ В этом смысле мы можем отметитьǡ что именно мо лодежь в значительной степени определяет траекторию исторического движения обществаǤ Старший юношеский возраст в психологии — это рубежǡ обычно обозначаемый как переход от самоопределения к саморе - ализацииǤ В отечественной и зарубежной литературе неодно крат - но отмечалосьǡ что осознание себя как части поколения приходит к возрастным группам в особые эпохальные моменты историиǡ периоды потрясенийǡ ломки социальных стереотиповǡ ухудшение экономического положения широких масс населенияǡ ощутимого сужения дл я подавляющего большинства молодых людей жиз - ненных перспективǤ На этом фонеǡ как правилоǡ нарастает про - цесс консолидации социальных группǡ и в частности молодежиǡ процесс постепенного зарождения идеологии молодого поколе - ния [14ǡ сǤ 63 – 65]. ЮǤ ПǤ Зинч енко и АǤ ВǤ Логинова [17] считаютǡ что толерант - ность целесообразно рассматривать в русле культурно - дея - тельностной психологииǡ в частности историко - эволюционно - го подхода (ЛǤ СǤ Выготскийǡ АǤ НǤ Леонтьев) [3]Ǣ [1]Ǥ Поскольку толерантность функциони рует как норма культурыǡ как циви - лизационная норма полиэтничности и поликультурностиǡ она реализует следующие функцииǣ поддержка многообразия слож - ных системǢ обеспечение права каждой личности быть другойǡ непохожейǢ поддержание баланса противодействующ их сторонǡ а также возможность диалога при согласовании различных ми - ровоззренийǡ религийǡ культур и тǤдǤ [17ǡ сǤ 203 – 210]Ǥ Эти вопро - сы наиболее целесообразно ставить и реализовывать в старшем юношеском возрастеǡ поскольку юношам и девушкам еще при - с ущ определенный максимализм в оценке различных жизнен - 443 ных ситуацийǡ однако в них сохраняется и высокий уровень пла - стичностиǡ открытости к восприятиюǡ переосмысления и нового видения определенных ситуаций поликультурной и межкуль - турного взаимодействияǤ ЛǤ Король отмечаетǡ что молодежьǡ которая склонна рассма - тривать собственную личность как индивидуально неповто - римуюǡ такуюǡ что характеризуется отличными проявлениями собственной индивидуальности (внешним видомǡ поведениемǡ ид еямиǡ верованиямиǡ убеждениямиǡ ценностямиǡ предпочтения - ми)ǡ более склонна и к толерантномуǡ уважительному отношению к индивидуальным проявлениям «другого» [6]. Стоит также отметитьǡ что толерантностьǡ которая проявля - ется в признании права «других» отличатьсяǡ быть непохожимиǡ не тождественна терпимому отношению к социальной неспра - ведливостиǡ не означает отказ или отрицание собственных идейǡ мыслейǡ убеждений и тǤдǤ Толерантность не сводится к индиффе - рентностиǡ равнодушияǡ конформизмаǡ ущемления собственных интересовǡ а предполагаетǡ устойчивость как свойство личности реализовать свои позиции и гибкость как свойство уважать пози - ции и ценности другихǤ Толерантность — это активная и осознан - ная позиция индивидаǡ психологическая готовность к терпи мости для обеспечения взаимопонимания и позитивного взаимодей - ствия между людьми [12Ǣ 13Ǣ 15]. Таким образомǡ анализ научной литературы позволяет кон - статироватьǡ что толерантность в плоскости психологической парадигмы означает уважениеǡ принятиеǡ позити вное отношение и понимание многообразия индивидуальных форм самовыраже - нияǤ Толерантность является личностным свойствомǡ что выра - жается в гуманистической направленности личности на ценност - ные отношения к окружающимǤ Она понимается как социальная устан овка на определенный тип отношенийǡ которые проявляют - ся в индивидуальных действиях и поступках личностиǤ Поэтому мы и считаемǡ что одним из важных направлений об - разовательной деятельности является формирование культуры толерантности как фактора развити я этнического самосознания у молодого поколения многонациональныхǡ поликонфессиональ - ных государствǡ к которым относится и УкраинаǤ Таким образомǡ толерантность — социокультурное явлениеǡ которое органично входит в различные научные парадигмы 444 и требует системного анализа вместе со своей противоположно - стью — интолерантностьюǡ конфликтом на понятийном уровнеǤ Как мы уже отмечали выше в XXI вǤ человечество продолжает вы - являть различные формы нетерпимостиǡ насилияǡ в том числе и на этнической и религиозной почвахǡ поэтому толерантность как практическая и теоретическая проблема остается темой пси - хологической рефлексииǤ Религиозная толерантность может определяться как тер - пимость к людям другой верыǡ уважение к другим уб еждениямǡ беспристрастность в отношении других религиозных парадигмǡ культов и традицийǤ Каждая религия выполняет различные функции в обществеǡ в том числе и апологетическуюǡ провозглашая только свою ре - лигию истиннойǡ поэтому определенная настороженность или нетерпимость к инаковерующим в любой религиозной системеǡ особенно на стадии становленияǡ составляет одну из основ ее ве - роученияǤ Однако в современном полирелигиозномǡ поликонфес - сиональном мире умеренные представители различных религий осуждают пр оявления религиозного фундаментализма и экстре - мизмаǤ Соответственноǡ в противовес конфликтным установкам прошлого приходит осознание тогоǡ что на смену нетерпимости должны прийти толерантность и взаимопонимание между раз - личными религиозными конфессиями Ǥ Способствовать такому пониманию призваноǡ в том числеǡ и религиозного просвещениеǡ которое должно осуществляться в светских учебных заведенияхǡ в частности в высшей школеǡ которая готовит будущую экономи - ческуюǡ политическуюǡ культурную элиту нации [16] . Образование как общественный институт является непре - менным условием развития человеческой цивилизацииǡ а обра - зовательная деятельность — важным фактором социализации молодежиǡ где она приобретает комплексные знания и закрепля - ет соответствующие отношение к процессам общественной и соб - ственной жизнедеятельностиǡ в частности и «связанных с пробле - мами (в том числе и религиозными) развития этнической общности к которой она себя относит» [1ǡ сǤ 21]Ǥ Поэтому Совет Европы и вы - ступа ет за преподавание основ религиозных знаний в муниципаль - ных школахǡ что рассматривается как вариант борьбы против ре - лигиозного фанатизмаǤ Также знание основных религиозных догм и постулатов мировых религий даст возможность не обижать рели - 445 гиозные чувства верующихǡ к какой бы конфессии они не принад - лежали [19]Ǥ Соответственно мы считаемǡ что в вузахǡ прежде все - гоǡ педагогическихǡ должны готовить кадрыǡ которые будут нести в школу и передавать ученикам толерантность как черту личностиǡ положительно влиять на профилактику любых конфликтовǡ в том числе основанных на этнической или религиозной почвеǤ Проведенный анализ дает возможность сделать выводǡ что еще одним важным факторомǡ который влияет на развитие этни - ческого самосознания юношей и девушекǡ является религияǤ По - нятноǡ что она связана прежде всего с процессом формирования самосознания религиозногоǡ изменение которого приводит к из - менению уклада жизниǡ моралиǡ этических нормǡ установок и пси - хического состояния личности в целом [2ǡ cǤ 108]. Исследование религиозно - нравственной тематики в гумани - стически ориентированной психологии и феноменологии углубля - ют понимание современной украинской психокультурыǡ усиливают ее связи с культурами других народовǡ способствуют духовно - куль - турному и нравственному возрождению украинского этноса [8, сǤ 1]. Так ИǤ ПǤ Мозговой отмечаетǡ что украинский тип культуры характеризуется традиционно европейскими чертамиǡ которые получили свое совершенство в каз ачествеǤ Высокий образова - тельный уровень украинского народа во времена Средневековья показывал глубокое стремление нашего народа к знаниям даже в самые тяжелые периоды его историиǤ Философия сердца явля - ется чисто украинским явлениемǡ которое базируется на специфи - ке духовного склада украинского этносаǡ что является самобыт - ным явлениемǡ которое приобрело соответствующую окраску под воздействием европейской духовности [9ǡ сǤ 109 – 111]. МǤ АǤ Козловец считаетǡ что в религиозном разрезе украин - цам всегда была свойственна глубокая набожностьǡ связанная не только с культовой практикойǡ но и с моральными принципамиǡ всем укладом экономической жизниǤ Украинское православиеǡ принятое из Византии и модифицированное в Украинеǡ было да - леко по своей гл убинной сущности от идеологических принципов огосударствления Российской церквиǤ И сегодня борьба за Киев - ский патриархатǡ во многомǡ является борьбой за украинскую го - сударственность [0ǡ сǤ 522]. Поэтому так важно влияние религиозной культуры на развитие этнического самосознания человекаǤ КǤ КǤ Недзельский отмечалǡ 446 что культура является особой формой жизни этносаǡ специфика которого определяется конфессиональной ориентированностьюǤ Поскольку этническое самосознание народа все гда конфессио - нально окрашеноǡ постольку культура и религия каждого народа являются уникальными и неповторимымиǤ Рефлексируя эту уни - кальность и неповторимостьǡ народ идентифицирует себя со своей культурой иǡ прежде всегоǡ национальной Церковью [11, сǤ 12 – 13]. Традиционная православная церковь несколько пугает моло - дежь своейǡ как им предоставляетсяǡ крайней ортодоксальностьюǡ а светских организацийǡ которые преподавали бы христианское богословиеǡ в Украине практически нетǤ Соответственноǡ есть по - требность создавать такие заведения в Украинеǡ иначе эту нишу заполнят тоталитарные деструктивные секты различных направ - ленийǡ разрушая сознание и самосознание личности юношей и де - вушек иǡ собственноǡ лишая их будущего [7ǡ cǤ 104 – 109]. За годы независи мости произошла определенная реабилита - ция религии в общественном мненииǡ переосмысливается ее роль и значение в духовной и общественной жизни народаǤ Современ - ное состояние религиозности молодых украинцев обусловлено не только духовнымиǡ но и политичес кимиǡ социальнымиǡ быто - выми и другими факторамиǤ В этом ракурсеǡ на наш взглядǡ очень позитивным является опыт Ивано - Франковскойǡ Львовскойǡ Тер - нопольской областейǡ где с 1992 гǤ в общеобразовательных учеб - ных заведениях как избирательно - обязательный компонент ба - зисного учебного плана изучается предмет «Христианская этика» (Основы христианской морали)ǡ который закладывает в сознание детей соответствующие моральные качестваǡ осозн ание идентич - ности со своим народомǡ его историей и традициямиǤ В Национальном педагогическом университете имени МǤ ПǤ Драгоманова для студентов специальностей «Религиове - дение» и «Психология» читаются такие курсыǡ как «Социальные доктрины хр истианских церквей»ǡ «Государственно - церковные отношения»ǡ «Психология религии» и дрǤ Однако нам кажетсяǡ что необходимо ввести в вузах обобщенный религиоведческий курс и для всех других специальностейǡ поскольку молодые люди должны ориентироваться в тако й актуальной проблематике со - временностиǤ Это будет способствовать профилактике их попа - дания в зависимость от различных деструктивных культовǤ Тем более это касается будущих педагоговǡ психологовǡ к которым мо - 447 гут обращаться как детиǡ так и их родители по поводу получения консультации по данным вопросамǤ При этом речь идет не о религиозном образовании (ибо цер - ковь у нас отделена от государства)ǡ а о религиозном просвеще - нииǡ то есть предоставлении знаний об основных религиозных тече ния мираǤ Знание основных религиозных догм и постулатов мировых религий даст возможность не оскорблять религиозные чувства верующихǡ к какой бы конфессии они не принадлежалиǤ Начать реализовывать такую программу необходимо в юноше - ском возрастеǡ когда стр уктурируются определенные мировоз - зренческие принципы и убеждения иǡ одновременноǡ их гибкая структура позволяет осуществлять оптимальное влияние на со - знательном уровне с целью их определенной модификацииǤ С этой целью возможно и создание светских учебн ых заведе - ний под патронатом религиозных организаций (такие заведения созданы в Америкеǡ Европеǡ в России)ǡ которые могут быть опре - деленным способом создания специфической среды для подня - тия уровня общественной и индивидуальной моралиǤ Однако мы должн ы учитывать именно государственныйǡ национальный ин - терес и традиционные для Украины религиозные культыǡ а для этого необходимо тесное взаимодействие государства и церквиǡ влияние государственного образования на такие учебные заве - дения через формировани е определенного содержания учебных курсов и средств их преподаванияǤ Этому бы способствовал и об - мен кадрами между светскими и религиозными учебными за - ведениями и система переподготовки кадров путем получения второго высшего образованияǣ педагогамиǡ пси хологами — рели - гиоведческого (теологического)ǡ а священниками — педагогиче - ского и психологическогоǤ В современных вузахǡ в том числе педагогическихǡ учебный процесс опирается в основном на интеллектуальный компонентǡ который является необходимымǡ но не определяющим для высоко - нравственногоǡ высокодуховного человекаǤ Он скорее социальноеǡ чем духовное явлениеǡ потому что его реализация определяется со - циальными условиями развитияǡ уровнем развития образованияǤ Соответственноǡ к воспитательному процессу среди детей будущие учителя и родители практически не готовыǤ Поэтому к светскому аспекту образования необходимо добавить и религиозныйǡ наибо - лее адекватно разработанный в традиционных религияхǤ 448 Таким образомǡ сочетание светского образ овательного и ре - лигиозного просветительского подходов является перспектив - ным направлением современных психологических исследованийǡ способным указать пути выхода из кризиса в изучении человекаǡ развития его духовного самосознания и духовности в целомǤ Литература 1. Абдулкаримовǡ ГǤ ГǤ Толерантность в межнациональных отношени - ях в уральском регионеǣ социологический анализ ǣ авторефǤ ǤǤǤ кандǤ соци - олǤ наукǤ 22.00.06 / ГǤ ГǤ Абдулкаримов ; УралǤ госǤ ун - т имǤ АǤ МǤ ГорькогоǤ — Екатеринбургǡ 2004. 2. Акоповǡ ГǤ ВǤ Проблема сознания в российской психологии : учебное пособие / ГǤ ВǤ АкоповǤ — МǤǡ 2000Ǥ — СǤ 35 – 199. 3. Выготскийǡ ЛǤ СǤ Собрание сочинений ǣ в 2 тǤ / ЛǤ СǤ Выготский Ǣ под редǤ ВǤ ВǤ ДавыдоваǤ — МǤ ǣ Педагогикаǡ 1942Ǥ — ТǤ 2ǣ Проблемы общей психологии (Мышление и речь)Ǥ — 1982. — 504 сǤ — СǤ 107 – 148; ТǤ 3. — МǤǡ 1983. — СǤ 147 – 148. 4. Козловецьǡ МǤ АǤ Феномен національної ідентичностіǣ виклики глобалізації ǣ монографіяǤ — Житомирǡ 2009. 5. Леонтьевǡ АǤ НǤ Образ мира / АǤ НǤ Леонтьев // Избранные психо - логические произведения ǣ в 2 тǤ МǤǡ 1943Ǥ — ТǤ 2. — СǤ 251 – 261. 6. Корольǡ ЛǤ Крос - культурні особливості толерантності української та канадської молоді [Електронний ресурс] / Лілія Король // Український науковий журналǤ Освіта регіонуǤ ПолітологіяǤ ПсихологіяǤ КомунікаціїǤ 2013ǡ № 3. — Режим доступу ǣ http://social - science.com.ua/article/1146. 7. Льовочкінаǡ АǤ МǤ Етнопсихологія : навчǤ посібǤ / АǤ МǤ ЛьовочкінаǤ — Киевǡ 2002. 8. Макароваǡ ЛǤ ЛǤ Особливості розвитку самосвідомості студентської молоді / ЛǤ ЛǤ Макарова // Збірник наукових праць Інституту психології імені ГǤ СǤ Костюка АПН України / за редǤ СǤ ДǤ МаксименкаǤ — Київǡ 2005. — ТǤ VІІǤ — ВипǤ 4. — 324 сǤ — СǤ 190 – 202. 9. Мозговийǡ ІǤ ПǤ Схід - Західǣ дилема чи проблема українського векто - ру? // Україна в контексті Євроінтеграції : Матеріали Міжнародної науково - теоретичної конференціїǤ Наукове виданнеǤ — Сумиǡ 2005. — СǤ 109 – 111. 10. Нація і держава / під редǤ акадǤ ЮǤ РимаренкаǤ — Київǡ Донецькǡ 1998. — СǤ 493 – 495. 11. Недзельськийǡ КǤ КǤ Історіософія релігії Івана Огієнка (митро - полита Ілларіона) ǣ авторефǤ дисǤ на здобуття наукǤ ступеня кандǤ філосǤ наук ǣ спецǤ 09Ǥ00Ǥ11 «Соціальна філос офія» / КǤ КǤ НедзельськийǤ — Киевǡ 2003. — 20 сǤ 12. Обучение толерантности ǣ методическое пособие / подǤ редǤ ГǤ ЛǤ БардинерǤ — СпбǤ ǣ Нормаǡ 2001Ǥ — 138 сǤ 449 13. Основні етапи і чинники формування української етнічної самосвідомості [Електронний ресурс]Ǥ — Режим доступу ǣ http://lib.lntu. info/book/fof/ippy/2012/12 – 13/page10.html. 14. Психологічний словник / за редǤ ВǤ ІǤ ВойткаǤ — Киї в : Вища школаǡ 1982. — СǤ 165. 15. Развитие этнической толерантности в ранней юности [Электрон - ный ресурс]Ǥ — Режим доступа : http// www.shatropova.narod.ru. 16. Ставицькаǡ СǤ ОǤ Духовна самосвідомість особистості ǣ становлен - ня і розвиток в юнацькому віці ǣ монографія /Світлана Олексіївна Ста - вицькаǤ — Київ ǣ НПУ імені МǤ ПǤ Драгомановаǡ 2011Ǥ — 727 сǤ — C. 300 – 492. 17. Толерантность как фактор противодействия ксенофобииǣ управ - ление рисками ксенофобии в обществе риска / под редǤ ЮǤ ПǤ Зинченко и АǤ ВǤ ЛогиноваǤ — МǤ ǣ НаукаǤ — 2011. — СǤ 203 – 254. 18. Храмоваǡ КǤ ВǤ Самосознание современной молодежи с различной религиозной ориентацией ǣ диссǤ ǥ кандǤ филосǤ наукǣ 09Ǥ00Ǥ11Ǥ — Ксения Вячеславовна ХрамоваǤ — Уфаǡ 2004. 19. UNESCO [E lectronic resource]. — Mode of access : www.unesco.org/ culture/endangeredlanguages. НǤ НǤ Старыгина Йошкар - Олаǡ Поволжский государственный технологический университет Культурологическое образование как способ формирования профессиональной компетентности социального работника Культурологическаяǡ или контекстуальнаяǡ компетентность рассматривается как важнейшая составляющая профессиональ - ной компетентности специалиста любого профиляǤ Для социаль - ного работника культурологическая компетентность (как инди - видуальнаяǡ так и институциональная) имеет особое значениеǡ так как знание социокультурной среды позволяет выявлять и ре - шать проблемы социализации гражданǤ Культурологическая ком - петентность формируется соде ржанием образовательной про - граммы в целомǡ при этом системообразующую роль выполняет учебная дисциплина «Культурология»Ǥ В соответствии с ФГОС ВО образовательная программа направ - ления подготовки бакалавров «Социальная работа»ǡ эта дисципли - на должна о беспечивать выполнение профессиональных задачǡ соответствующих социально - технологическойǡ организационно -

Приложенные файлы

  • pdf 2469298
    Размер файла: 422 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий