«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор. 15, 14) «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» (1Кор. 15:20) «Истинно, истинно говорю вам

ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)




«Утверждаю»
Проректор
по учебной работе
иеромонах Филарет (Кузьмин)
«____» _____________ 20__г.





ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Б.3.1.1 «КАТЕХИЗИС»



(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану)
ФГОС /учебному плану)

по направлению
подготовки
033400

Теология

(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)
для специальности
033400



(код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)
специализация /квалификация
033400

бакалавр

(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО)

Форма обучения ____________________________________________








Казань 2012
1. Цели  освоения учебной дисциплины  
В настоящее время отмечается низкий уровень подготовки абитуриентов высших учебных заведений. Духовные школы не стали исключением. И хотя предполагается, что верующий христианин обязан иметь определенные минимальные знания как в области основных догматов, так и в области нравственности, устроения духовной жизни, на деле картина предстает несколько иная. Курс катехизиса в программах ВДУЗов призван заполнить брешь в знаниях студентов по основополагающим вопросам догматического, нравственного богословия, а также попытаться разъяснить смысл и направления духовной жизни человека.
Цель курса таким образом не просто вложить в студента знания или как практиковалось ранее в духовных школах заставить вызубрить различные ответы на предполагаемые вопросы, а научить его самостоятельно рассуждать, используя тот инструментарий, который предполагает катехизис.
Предмет имеет широкую интердисциплинарную связь. Раздел, изучающий основы веру христианина без сомнения тесным образом связан с курсом догматического богословия. И по содержанию, и по понятийному аппарату, который придется изучить студенту, чтобы разобраться в разделе. Курс Катехизиса призван здесь заложить ту основу, на которой в дальнейшем студент будет призван получать навыки в догматическом богословии.
На протяжении всего курса необходимо постоянное обращение текстам Ветхого и Нового Заветов, что соответственно сближает курс с Библеистикой и курсами Священного Писания Ветхого и Нового Завета.
Кроме собственно попытки понять что есть молитва, студенту предстоит разобраться с основами Та
·инственной жизни Церкви. Это существенным образом сближает курс с Литургикой и литургическим богословием.
Завершается курс объемным блоком, трактующим заповеди Ветхого Завета, заповеди блаженства. По большой части предметом исследования здесь является область нравственной жизни христианина и следовательно неизбежна связь с курсом нравственного богословия.
Таким образом в задачи курса входит не только освоение базовых знаний христианства, но и подготовка к дальнейшему изучению Священного Предания Церкви и богатого богословского ее наследия
2. Место учебной дисциплины  в структуре ООП бакалавриата
Б.3.1.1. Модуль «Общая теология»
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, и формируемые у обучающихся в вузе в процессе освоения богословских дисциплин: «Священное писание Нового Завета», «Священное писание Ветхого Завета», «Литургика».
В результате освоения дисциплины обучающийся не только получит базу для вхождения в круг богословских дисциплин (поэтому «Катехизис» вполне можно назвать «Введением в православное богословие»), но и сможет давать полноценные ответы вопрошающим прихожанам. Именно последний фактор стал решающим при включении в курс некоторых разделов не предусмотренных в классическом тексте Катехизиса, а также большая практикоориентированность курса.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: значение дисциплины в общем курсе богословских наук и значение текста пространного Катехизиса для истории русского богословия в частности и Священного Предания в целом;
Уметь: работать с богословскими текстами, применять богословские знания во взаимосвязи с благочестием ;
Владеть: навыками свободного объяснения основ Православной веры, не только используя символы и цитаты Священного Писания, но и инструментарий основного богословия; понятиями о сущности богословского знания.
Демонстрировать способность и готовность: к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач; к применению полученных знаний в исследовательской деятельности, а также в частной духовной практике.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 033400– «Теология»:
а) общекультурных (ОК):
В результате освоения дисциплины формируются компетенции:



приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способность к социальной адаптации (ОК-3);
наличие базовых знаний по всем предметам профессионального цикла (ОК-10);
способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин (ОК-11);





б) общепрофессиональных (ПК):

готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ПК-3);
способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований (ПК-7);
способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13).


4.  Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа. 
Краткое содержание.
Введение в дисциплину. Состав Пространного катехизиса свт. Филарета. Жизнь и творчество свт. Филарета.
О вере. Понятие «вера» в Св. Писании, богословии, религиозной философии.
Рациональность и исповедание веры.
Богопознание. Божественное Откровение
и Священное Предание.
Символ веры.
Вселенские Соборы. Терминология Церкви.
1 член Символа веры. Политеизм и монотеизм.
Катафатическое и апофатическое богословие.
Триадология. Креационизм.
Ангелология. Творение человека. Промысел и предопределение.
2 член Символа веры. Христология.
3 член Символа веры. Боговоплощение и его причины. Грехопадение и спасение. Православная мариология.
4 - 8 члены Символа веры. Страдания Христа и Воскресение. Значение Вознесения. Вера во второе пришествие в Древней и современной Церкви. Пневматология.
9,10 члены Символа веры. Эклессиология и Таинства Церкви.
11 член Символа веры. Воскресение мертвых.
12 член Символа веры. Частный и всеобщий суд.
О надежде. Понятие о молитве. Виды, типы. Молитва и переживание «священного».
О молитве Господней
Значение молитвы Господней в литургической практике христиан.
Призывание. Семь прошений. Славословие молитвы Господней.
Заповеди блаженства и синергия в деле спасения.
О любви. Онтологический характер и эмоциональные проявления. Закон Божий внутренний и внешний.
Декалог.
Экзамен

 
 

п/п
 
Раздел
дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)





Л
СР
Пр
К


1
Введение в дисциплину. Состав Пространного катехизиса свт. Филарета. Жизнь и творчество свт. Филарета.
1
1
2
2




2
О вере. Понятие «вера» в Св. Писании, богословии, религиозной философии.
Рациональность и исповедание веры.
1
2
2
2




3
Богопознание. Божественное Откровение
и Священное Предание.
1
3-4
2
4
2



4
Символ веры.
Вселенские Соборы. Терминология Церкви.
1
5
2
2




5
1 член Символа веры. Политеизм и монотеизм.
Катафатическое и апофатическое богословие.
Триадология. Креационизм.
Ангелология. Творение человека. Промысел и предопределение.
1
6-7
4
4




6
2 член Символа веры. Христология.
1
8
2
2




7
3 член Символа веры. Боговоплощение и его причины. Грехопадение и спасение. Православная мариология.
1
9-10
2
4
2



8
4 - 8 члены Символа веры. Страдания Христа и Воскресение. Значение Вознесения. Вера во второе пришествие в Древней и современной Церкви. Пневматология.
1
11-14
8
8




9
9,10 члены Символа веры. Эклессиология и Таинства Церкви.
1
15-17
4
6
2



10
11 член Символа веры. Воскресение мертвых.
12 член Символа веры. Частный и всеобщий суд.
1
18
2
2





Итого за 1 семестр:


30
36
6



11
О надежде. Понятие о молитве. Виды, типы. Молитва и переживание «священного».
2
1-2
4
4




12
О молитве Господней
Значение молитвы Господней в литургической практике христиан.
Призывание. Семь прошений. Славословие молитвы Господней.
2
3-7
8
10
2



13
Заповеди блаженства и синергия в деле спасения.
2
8-11
8
8




14
О любви. Онтология и эмоциональные проявления. Закон Божий внутренний и внешний.
2
12-13
4
4




15
Декалог.
2
14-18
6
10
4




Итого за 2 семестр:


30
36
6



  5. Образовательные технологии
Семинарские аудиторные занятия.
При  проведении практических занятий предусмотрено использование  активных форм занятий, построенных в традиционной форме (включая опрос) и с применением интерактивных методов, в сочетании с внеаудиторной (самостоятельной) работой при поддержке преподавателя и с обсуждением возникающих проблем в формате Интернет-форумах и частных консультаций в форме электронной переписки с преподавателем.
 
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств.  Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
Экзаменационные вопросы
1 семестр
Катехизис: определение, этимология. Состав, объем и предмет Пространного Катехизиса свт. Филарета. Современные Катехизисы.
Вера: определение, искажения, место веры в деле спасения. Вера и знание.
Богопознание естественное и сверхъестественное. Назначение и провозвестники Откровения. Полнота Откровения во Христе. Достаточность откровения.
Способы распространения и хранения Божественного Откровения. Священное Предание и Священное Писание.
Символ Веры, вводные сведения. Вселенские Соборы.
Единство Божие. Политеизм и два монотеизма. Существо Божие. Два пути богословия. Ветхозаветные антропоморфизмы.
Православное учение о Боге-Троице.
Свойства Божии.
Православное учение о творении мира из ничего. Мир невидимый: ангелы, время творения, учение об ангелах, Ангелы-хранители. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле творения.
Сотворение человека. Образ Божий в человеке. Назначение человека.
Предопределение Божие. Промысел Божий.
Внутритроичные отношения между Первой и Второй ипостасью. Единосущие Сына Отцу. Значение имени Иисус Христос. Тройственное служение Иисуса Христа. Понимание слов Света от Света, Бога истина от Бога истина
Боговоплощение. Причины Воплощения.
Грехопадение.
Спасение.
Православное учение о Божией Матери.
О смерти крестной. Страдания Сына Божия. Искупление. Наше участие в страданиях Христа.
Воскресение Христово. Значение Воскресения Христова в жизни верующих. Состояние Господа во время Пасхального тридневия.
Значение Вознесения. Сидение одесную Отца.
Паруссия. Признаки Второго Пришествия. Срок Второго Пришествия. Антихрист.
Последний Суд. Царство Христово.
Православное учение о Третьей Ипостаси Святой Троицы. Исхождение. Единосущие Отцу. Действие Духа Святого в Церкви Христовой. Дары и плоды воздействия Духа Святого.
Что есть Церковь. Единство Церкви. Святость Церкви.
Церковь Соборная. Церковь Апостольская.
Определение Таинства. Значение Таинств. Таинство Крещения.
Таинство Миропомазания.
Таинство Причащения.
Таинство Покаяния.
Таинство Елеосвящения.
Таинство Брака.
Таинство Священства.
Воскресение мертвых. Преображение мира. Местонахождение душ до Второго Пришествия.
Жизнь будущего века. Православное учение о загробной участи человека. надежда Христианская. Определение, основание, средства приобретения. Примеры истинной и глубокой надежды.
2 семестр
Понятие о молитве. Виды, типы. Священное Писание о молитве. Святые отцы о молитве.
молитва Господня. Состав. Краткое толкование.
молитва Господня. Состав. Призывание. Расположение молящегося. Богосыновство. Первое прошение. Блаженный Августин о прославлении Бога.
молитва Господня. Состав. Второе прошение. Священное Писание о Царстве Божьем. Пришествие Царства.
молитва Господня. Состав. Четвертое прошение. Бл. Августин и св. Исаак Сирин о голоде и духовном насыщении.
Пятое прошение. Понятие о грехе. Индивидуальные грехи и всеобщее грехопадение. Еп. Каллист (Уэр) о грехе. Иоанн Златоуст о пятом прошении.
молитва Господня. Состав. Шестое прошение. Седьмое прошение. Прп. Максим об искушениях. Источники искушений. Средства сопротивления искушениям.
Зло. Св. Марк Подвижник об искушениях.
молитва Господня. Состав. Святоотеческая схема искушений. Славословие. «Аминь».
учение о блаженстве. Необходимость подвига для достижения спасения. Синергия. Двойственность заповедей. Св. Петр Дамаскин и Иоанн Златоуст о добродетелях и заповедях блаженства.
первая заповедь блаженства. Причина зарождения (свт. Филарет) Нищета духовная и смирение (прп. Дорофей). Богатство и духовная нищета. Св. Иоанн лествичник о смиренномудрии.
вторая заповедь блаженства. Прп. Макарий о благодати, в свете второй заповеди.
третья заповедь блаженства. Определение кротости. Три степени кротости (Иоанн Лествичник).
четвертая заповедь блаженства. Понятие «правда».
пятая заповедь блаженства. Дела милости духовные и телесные. Милосердие – дверь милующей благодати Божией. Примеры милосердия.
шестая заповедь блаженства. Три степени чистоты сердечной. Средства приобретения. Свт. Феофилакт Болгарский о чистоте сердечной и средства очищения.
седьмая заповедь блаженства. Три степени. Григорий Богослов о седьмой заповеди.
восьмая заповедь блаженства. Девятая заповедь блаженства.
любовь. Онтологическая природа и эмоцианальный элемент.
Закон Божий внутренний. Закон Божий внешний.
первая заповедь декалога. Богопочитание внутреннее и внешнее. Почитание ангелов и святых. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
вторая заповедь декалога. Понятие идола. Почитание святых икон. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
третья заповедь декалога. Клятва. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
четвертая заповедь декалога. Ветхозаветная суббота и новозаветный день воскресный. Важнейшие посты и праздники. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
пятая заповедь декалога. Отношение христианина со светскими властями, пастырями, старшими. Поведение христианина в случае противозаконных требований со стороны родителей и начальников. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
шестая заповедь декалога. Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Эвтаназия. Духовное убийство. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
седьмая заповедь декалога. Побуждение к целомудренной жизни. Брак и монашество. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
восьмая заповедь декалога. Немилосердие к ближним. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
девятая заповедь декалога. «Ложь во благо». Осуждение и укорение ближнего. Грехи и добродетели связанные с заповедью.
десятая заповедь декалога. Зависть. Святитель Иоанн Златоуст о зависти. Грехи и добродетели связанные с заповедью. Применение учения о благочестии.

Пункты Катехизиса необходимые для заучивания наизусть:
1 cеместр
1, 3, 6, 7,11, 13, 17, 28, 30, 33, 56, 57, 69, 70, 75, 76, 78, 82, 86, 88, 95, 96, 100, 111, 112, 114, 123, 125, 127, 149, 153, 163, 164, 184, 187, 198, 208, 212, 223, 234, 238, 250, 251, 256, 258, 266, 267, 268, 272, 281, 283, 285, 304, 312,337, 348, 354, 355, 361, 369, 375.
Цитаты необходимые для заучивания наизусть:
1 семестр
«Вера – не психологическое состояние, но онтологическая связь между Богом и человеком» В.Н. Лосский
«Вера без дел – есть один призрак без жизни» свт. Иоанн Златоуст
«Бог познается не только в блаженном и непостижимом существе Своем, что предоставлено святым Его в будущем веке, но познается также из величия и красоты Его творений, из ежедневного Его Промысла и Провидения» авва Моисей
«По произведению угадывается художник, но всегда художник совершеннее своего дела. Итак, поскольку в человеке есть разум, есть доброта, то можно понять, что Бог, Творец его премудр и Благ. Поскольку в мире есть красота, то можно понять, что в Боге, Творце его, есть красота высочайшая» свт. Филарет Московский
«предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Оно предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины» Протопресвитер Иоанн Мейендорф
«Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать у Церкви. Ибо в нее как в богатую сокровищницу апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» Ириней Лионский

Приложенные файлы

  • doc 2233351
    Размер файла: 148 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий