Ключевые слова: идентичность, идентификация, идентификационный кризис, политическая идентичность, протестная идентичность, протестное поведение, протестный потенциал.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Формирование политической иден тичности является основополагающим фактором, определяющим стратегию модернизации российской государ ственности. Важным в данном кон тексте является анализ напряжений и конфликтов, связанных с «коллизиями идентичностей» и распадом идентично сти на ряд множественных градаций. В данной ситуации механизмы форми рования и поддержания идентичности приобретают максимальную вариатив ность, в результате чего они становят ся более сложными и неоднозначными, провоцируют возникновение кризисов и парадоксов, а также рост протестных Рассуждая о проблеме идентифи кационного поиска в современном рос сийском обществе, следует оценить ситуацию с характеристиками протест ной активности населения по ряду на правлений. Это различные формы пу бличных выступлений, нацеленные на изменение социальной политики пра вительства, это создание социальных сетей как одной из наиболее действен ных форм общественной самоорганиза ции граждан, в том числе в ходе под готовки и проведения муниципальных выборов. Это, наконец, самые различ ные формы и методы гражданской са моорганизации по месту жительства. Нельзя не упомянуть и об отмеченном многими наблюдателями и СМИ вспле ске общественной активности в период летних пожаров 2010 г., направленной как на тушение этих пожаров, так и на различные виды помощи «погорель цам». Относительно широкий резонанс получили акции «синие ведерки» (про тив «мигалок»), протесты против стро ительства газпромовского небоскреба в Санкт-Петербурге, акции в защиту химкинского леса и целый ряд других им подобных проявлений гражданской активности, о чем, в частности, подроб Проводимые в последние годы со циологические опросы и основанные на них исследования констатируют рост протестных настроений в российском обществе. Так, мониторинг протестных настроений, традиционный для исследо ваний Фонда «Общественное мнение», подтверждает сохранение тенденции увеличения протестного потенциала [2]. По данным всероссийских исследо ваний, проведенных в 2011 г., процент неудовлетворенности результатами го сударственной политики растет, то есть обозначается потенциал протестного движения как одна из форм выраже ния собственных интересов. Серьезные затруднения материального характера, отсутствие возможности улучшить свой уровень жизни и недовольство действи тельностью способствуют активизации Традиционно репертуар протестной активности в России, по мнению И. Бу нина, включает следующие виды про теста, с которыми власть «работает», выстраивает некую тактику, меняет законодательство: протесты системной оппозиции; деятельность внепарла ментской политической оппозиции, ко торая не допускается властной элитой к участию в легитимном политическом процессе; третий вид протеста возни кает локально, стихийно и направлен против конкретного решения власти Как отмечают социологи, изучаю щие общественное мнение, характер ное для России социальное неравенство оказывает драматическое воздействие на социально-психологическое со стояние общества, порождает острое чувство неудовлетворенности своим положением. При этом они подчерки вают, что чувство это носит ценностно- мировоззренческий характер, превра щаясь из недовольства собственным положением в недовольство новой си стемой общественных отношений в целом. Все сказанное выше дает осно вание полагать, что существует доста точно обширное пространство для вы зревания и укоренения протестных Однако, если исходить из реалий сегодняшнего дня, в условиях модер низации России произошли определен ные изменения в мотивации не столько протестного поведения, то есть вовле ченности граждан в различные формы протестной активности, сколько про тестных ожиданий и настроений. Про тест всегда предполагает солидарность — переживание общности проблем и устремлений. Солидарность, однако, рождается не просто из отрицания, не приятия существующего положения вещей. Помимо осознания собствен ного неблагополучия необходимо осо знание того, что благополучие кого-то другого базируется на твоем неблаго получии. Протест, таким образом, по лучает свою предметную и объектную определенность и направленность. На наш взгляд, происходящие изменения затрагивают оба этих компонента про тестного потенциала, под которым по нимается намерение или склонность граждан участвовать в протестных ак Можно утверждать, что российское общество сегодня получает возмож ность принципиальным образом изме нить институт протестной активности. Прежде протестные акции были про диктованы социальными проблема ми, выступали в качестве канала для сбрасывания негативного подъема и были почвой для манипуляций обще ственными настроениями. Сегодня в обществе формируется социальный за каз на возможности эффективного и цивилизованного протеста, что, одна ко, предполагает и встречный запрос к российским гражданам — требование Для российской протестной полити ки, в отличие от западной, характерна консолидация и структурация проте ста не по социальным классам (студен ты, рабочие, пенсионеры, мелкие биз несмены и т.п.), а через субъективное мнение, поддерживаемое близкими социальными связями: в принципе, «марши несогласных» и «дни гнева» открыты для всех, кто разделяет со ответствующие убеждения, однако их реальное заполнение во многом обеспе чено тем, как эти убеждения и мнения поддерживаются связями знакомств и образом жизни, выступая в качестве инструментов культурной коммуни кации. Участник протеста исходит из своего социального статуса, он должен осознать необходимость протеста, в чем его ориентирует ближайшее социаль ное окружение. В итоге, протест — это определенный способ идентификации в условиях кризиса идентичности, «сня тие» которого осуществляется путем самоорганизации сообществ и ассо циаций, строящихся на идентичности сопротивления, и именно для них ха рактерны протестные настроения. Про тест требует поиска и идентификации с убеждением или группой, построения личной идентичности. По сути, протест выполняет функцию создания коллек тивных идентичностей, которые долж ны демонстрировать себя в публичном пространстве. Исходя из этого, к сущ ностным признакам протеста следует отнести ориентацию на другого, пу бличность и групповую идентифика Обращение к этой теме тесно свя зано с проблемой протестной идентич ности, под которой следует понимать ощущение принадлежности к группе, негодование которой разделяется и оправдывается, а также уверенность в способности устранить причину это го негодования посредством коллек тивных действий; другими словами, противопоставление всему тому, что имеет отношение к современному го сударству. Выход определенных иден тичностей на передний план, то есть, в сущности, формирование протестной идентичности, представляет собой весь ма непростую задачу. Важным контек стом, обусловившим этот процесс, яв ляется гражданское самосознание. Оно у россиян, как отмечают исследовате ли, «остается противоречивым», про является «слабость, недостаточность интенсивности общегражданской иден тичности, во многом все еще носящей С понятием «протестная идентич ность» сложилась довольно парадок сальная ситуация. С одной стороны, оно стало общеупотребимым и исполь зуется в публицистике, журналистике, выступлениях политиков, к нему об ращаются представители различных гуманитарных наук. С другой стороны, его практически невозможно встретить в словарях, справочных изданиях и в учебных пособиях, нет работ, посвя щенных анализу данного понятия, не В силу отмеченного выше, необхо димо подчеркнуть, что отсутствие трак товок «протестной идентичности» тре бует самостоятельного рассмотрения ее сущности, установления терминологи ческой определенности, а нарастающая частота использования термина под тверждает практическую потребность в В целях понимания сущности про тестной идентичности необходимо еще раз остановиться на вопросе о том, что такое идентичность. В первую очередь, следует отметить, что понятие иден тичности, как и многие понятия по литической науки, имеет множество разных определений, в зависимости от особенностей дисциплинарного и кон цептуального подходов. Интересующее нас измерение предполагает понимание идентичности как самотождественно сти с определенным политическим и Исследования по данной проблема тике показывают, что идентичность яв ляется открытой системой, вступающей во взаимодействие с различными вида ми идентичности. Именно эта харак терологическая особенность позволила ей приобрести множественный харак тер в современном мире. Идентичность следует рассматривать как объемный, многогранный и собирательный кон цепт, вбирающий в себя содержание Понятие «идентичность» обладает определенным методологическим по тенциалом для научного анализа совре менного российского общества, пережи вающего период модернизации, период «кризиса и смены идентичностей». На смену стандартизации приходит много образие и плюрализм, что порождает сложные соотношения составляющих элементов, идет процесс децентрализа ции структурных связей, создающий новые связи и расширяющий поля па раметров духовности. Поворот к «мно гомерному человеку» — новому типу человека эпохи социокультурных из менений, становится основанием для возникновения новых форм идентично стей, к которым следует отнести и про Понятие протестной идентичности, прочно вошедшее в политический лек сикон, продолжает оставаться дискус сионным как в российской, так и за падной политической теории. В аспекте данной темы продуктивно обратиться к предложенной американским поли тологом Джеком олдстоуном теории революции четвертого поколения, со гласно которой протестная идентич ность, как чувство привязанности и преданности к протестной группе, име ет в своей основе три источника [6]. Во-первых, принадлежность к группе в значительной степени оправдывает и легитимирует недовольство отдельных лиц, вызванные существующим поряд ком. Во-вторых, группа, если она обе спечивает конкретные выгоды, либо предпринимает результативные дей ствия, защищая своих членов и доби ваясь перемен, наполняет своих участ ников чувством силы, независимости и эффективности, тем самым завоевы вая их коллективную приверженность. В-третьих, само государство может создать или укрепить чувство оппози ционной идентичности, назвав какую- либо группу своим врагом, либо пред приняв действия против этой группы, тем самым продемонстрировав, что та не может рассчитывать на защиту и справедливость государства. В резуль тате она остается в глазах своих членов единственным источником справедли вости и защиты. Иными словами, про тестная группа вербует сторонников, провозглашая себя носителем тех ка честв, которые ожидаются от государ ства, а именно справедливости и эф фективности. В сущности, именно из-за того, что протестная группа выполняет эти функции так, как не удается госу дарству, или по видимости лучше, чем государство, индивидуумы готовы об менять свою верность государству на Из сказанного видно, что неотъем лемой частью протестной идентично сти является «борьба за признание». Идентичность есть всегда притязание на признание со стороны других, как индивидов, так и институтов, что осо бенно значимо в ситуации социального плюрализма и фрагментации общества. Очевидно, что такая борьба особенно Для описания и анализа процессов конструирования протестной идентич ности подходит модель классифика ции способов построения идентично стей, сформулированная американским социологом Мануэлем Кастельсом и предлагающая деление на легитимиру ющую (узаконивающая) идентичность (legitimizing identity), идентичность сопротивления (протестная) (resistance identity) и проектирующую идентич ность (идентичность, устремленная в Согласно этой классификации, легитимирующая идентичность про водится доминирующими обществен ными институтами для расширения и рационализации своего доминирова ния; идентичность сопротивления на правлена против основной тенденции развития современного общества — глобализации и «производится» теми социальными акторами, которые на ходятся в положении или в условиях, обесцененных логикой и характером узаконенного в данном обществе доми нирования; проектирующая же иден тичность представляет собой констру ирование социальными акторами на основе доступного им культурного ма териала новых идентичностей, которые переопределяют их общественные по зиции и положение в обществе и бла годаря этому способствуют изменению М. Кастельс утверждает, что в от личие от эпохи модерна, когда проек тирующая идентичность аккумулиро валась деятельностью гражданского общества, сегодня ее многообразные формы определяются стратегиями про теста. То есть, если раньше основани ем и питательной средой для проекти рующих идентичностей были главным образом легитимирующие идентично сти, то теперь эту функцию выполняют Важной чертой сообществ, осно ванных на протестной идентичности, является минимальная включенность в структуры гражданского общества и их, в большей части, протестный ха рактер. Однако, в перспективе, часть из этих сообществ от сопротивле ния сможет перейти к идентичности, устремленной в будущее, и тем самым будет способна создать нечто подобное новому гражданскому обществу и ново му государству. Новая идентичность, устремленная в будущее, отмечает М. Кастельс, возникает не из былой иден тичности гражданского общества, кото рой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития современной про М. Кастельс выделяет основные группы сообществ, которые, по его мнению, могут через протестную иден тичность перейти к идентичности, устремленной в будущее, и тем самым способствовать преобразованию обще ства в целом с одновременным сохране нием ценностей протеста. Это, прежде всего, религиозные, национальные и территориальные сообщества. Ученый подчеркивает необходимость учета эт нического фактора, который выступа ет в качестве важного компонента, как угнетения, так и освобождения и при влекается в поддержку других форм Уровень обобщения, достигну тый в концепциях Д. олдстоуна и М. Кастельса, помогает выработать определенную методологическую базу исследования, позволяющую интерпре тировать обоснованность и значимость Выявляя особенности протестной идентичности как сложного реального феномена и политического конструкта, можно охарактеризовать ее как иден тичность определенного сообщества, целью которого является изменение общественных установок и традици онных норм, противопоставление им своих собственно выработанных цен ностей. Следует заметить, что поиск идентичности осуществляется путем самоорганизации. Протестная идентич ность выступает результатом естествен ной реакции на разрушение связей с традиционной общностью, проникнове ние «чуждых» идей, ценностей и моде лей поведения, что, в конечном счете, позволяет активизировать самосозна ние, а также служит важным регуля тором сознания и поведения личности и социальных групп. Содержанием такой идентичности является не сам факт принадлежности, не просто осо знание себя «частью» и пребывание в «целом», она задает определенное, от личное от других, политическое по ведение. К ее основным характероло гическим признакам следует отнести специфичность, уникальность, устой чивость/изменчивость, позитивную/ негативную ценностно-эмоциональную окраску, степень распространенности в Признание протеста неотъемлемой частью жизни современных обществ позволяет утверждать, что политиче ское развитие России не только про исходит в русле сложившейся тенден ции, но и являет собой особенно яркий ее пример. В период кардинальных трансформаций идентичность россиян подверглась мощному воздействию из меняющихся приоритетов и ценностей. Переход к открытости обусловил ее максимальную подверженность влия ниям извне. Российское общество стало представлять собой новую реальность, сформировавшуюся за годы реформ. В этих условиях политическая идентич ность россиян осуществила своего рода скачок в плане преобразования своего содержания и форм проявления. Пере ход от знакомого образа жизни к не ясным отношениям постсоветского периода сказался на возникновении взаимоисключающих тенденций в раз витии политической идентичности, что вылилось в формирование ее протест Круг политических идентичностей самый широкий. Это может быть при надлежность к определенной партии, движению, акции общественного не повиновения, в конце концов — рево люционному процессу. В этих случаях человек оказывается соответственно «партийным активистом», «человеком с активной гражданской позицией», «представителем протестных слоев на селения», «революционером». Уже дан ные примеры показывают, что от той или иной политической идентичности зависит уровень и формы политиче ского участия. Важно также и то, что именно с помощью политической иден тичности индивид или группа становит ся субъектом политических отношений и процессов. Чтобы стать полноценным субъектом политического процесса, не обходимо занять определенную пози цию, взять на себя ту или иную роль, Не развивая эту тему дальше, отме тим лишь, что политическая активность россиян, обусловливающая неопреде ленность и несформированность их протестной идентичности, порождена не просто «стечением обстоятельств», но в значительной мере обусловлена об щими факторами, связанными с функ ционированием существующей полити Современная протестная идентич ность россиян еще не сформировалась в виде целостной и логически непротиво речивой системы. Ее эволюция сопрово ждается конфликтными и кризисными явлениями, которые, в свою очередь, провоцируют возникновение протеста. Причинами низких темпов снижения протестных настроений является воз растающая дифференциация населения по уровню доходов, а также неудовлет воренность многих слоев населения ре Есть все основания полагать, что утверждение протестной идентичности есть необходимое условие, которое по зволит совместно решить действитель но серьезные проблемы нашей страны, как, впрочем, и мира в целом. Расту щая российская протестная идентич ность заставляет задуматься людей о справедливости существующей систе мы распределения ресурсов, солидари зирует против несправедливостей. Ре гулирование протестной идентичности в России в направлении ее оптимиза ции возможно при условии комплекс ного, междисциплинарного подхода к анализу политических идентичностей россиян, которые возникают в процессе Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы Протестный потенциал и протестная активность. URL: http://bd.fom.ru/cat/socium/ Бунин И. Новые и старые формы протеста и стратегия власти. URL: http://www. г оршков М.К. Российская идентичность в условиях трансформирующихся Российская идентичность на Северном Кавказе / З. Жаде, Е. Куква, С. Ляушева, г олдстоун Д. К теории революции четвертого поколения // Логос. 2006. №5. Castells M. The Power of Identity. ol. 2. The Information Age: Economy, Society and Peregudov S.P. National and state identity and consolidation problems of the Russian Protest potential and protest activity. URL: Bunin I. New and old forms of protest and power strategy. URL: http://www.politcom. g orshkov M.K. The Russian identity in the conditions of transforming processes // The Russian identity in the North Caucasus / Z. Zhade, E. Kukva, S. Lyausheva, g oldstone D.K. On the revolution theory of the fourth generation // Logos. 2006. Castells M. The Power of Identity. ol. 2. The Information Age: Economy, Society and

Приложенные файлы

  • pdf 1448513
    Размер файла: 258 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий