Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. Перечитать рассказы Бунина о любви, подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой. «Рассказ о семи повешенных».


Администрация города Великие Луки Псковской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______
182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а
тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail [email protected]
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ________ 20__ года протокол № 1
Председатель ____________Л.В.Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по __литературе (указать учебный предмет, курс
уровень образования основное общее образование


Класс 11
Количество часов 102
Учитель: Яковлева Т.М.
Рабочая программа составлена на основе ФК ГОС основного общего и среднего (полного) образования, Программа общеобразовательных учреждений. Литература/ базовый уровень/ 5-11 классы, под редакцией В. Я. Коровиной.- 11-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2009
Пояснительная записка
 
     Рабочая программа составлена на основе ФК ГОС основного общего и среднего (полного) образования, Программа общеобразовательных учреждений. Литература/ базовый уровень/ 5-11 классы, под редакцией В. Я. Коровиной.- 11-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2009.
Учебник. Русская литература XX века 11кл.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов и др. - М.: Просвещение, 2010.Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- выразительное чтение.
- различные виды пересказа.
- заучивание наизусть стихотворных текстов.
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели обучения:
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на базисном уровне в 11 классе в объеме 102 часа (одночасовые занятия 3 раза в неделю).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно – тематический план
№п./п. Название темы
Количество часов
1 Введение. 2
2 Проза конца 19 - начала 20 века
10
3 Поэзия «серебряного века»
25
4 Литература 20-х годов12
5 Литература 30 – 40 годов
26
5 Литература периода Великой Отечественной войны
3
6 Литература 50-80 годов
10
7 Литература последних десятилетий
14
Итого:
102
Содержание программы
Литература начала двадцатого века.( 2 часа.)
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха – основная проблема искусства.
Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.
Проза начала двадцатого века (10 часов)
Иван Алексеевич Бунин .Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», «Ночь».Своеобразие лирического повествования И.А.Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня». Обращение И.А.Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско».Тема любви в прозе И.А.Бунина Поэтичность женских образов.
Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.
Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя
Александр Иванович Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет». Повести «Олеся», «Поединок». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, её обитателей. Толстовские традиции в прозе А.И.Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна.
Владимир Галактионович Короленко. «Слепой музыкант». Проблема счастья, полноты жизни, мироощущения человека.
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Рассказы (по выбору учащихся). Журнал «Сатирикон» в русской периодике начала века. Своеобразие юмора Аверченко .Традиции Гоголя и Чехова в рассказах Аверченко.
Серебряный век русской литературы.(25 часов).
Символизм. «Старшие символисты»: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.
«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов .Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К.Бальмонта «Будем как солнце», «Только любовь», .Андрей Белый . Стихотворения (по выбору учителя и учащихся).Философские раздумья поэта.
Акмеизм .Статья Н.Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма как декларация акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилёва, А.Ахматовой и др.
Николай Степанович Гумилёв. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Н.Гумилёва. Экзотика. Яркость, праздничность восприятия мира. Трагическая судьба после революции.
Футуризм. Игорь Северянин .Стихотворения (по выбору учителя и учащихся).Поиски новых поэтических форм. Поэтические неологизмы Северянина.
Теория литературы. Представление о символизме, акмеизме, футуризме.
Максим Горький .Жизнь, творчество, личность.
Раннее творчество. Суровая правда рассказов. («Челкаш» и др.)Романтический пафос революционных песен, рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Три правды в пьесе и их трагическое столкновение.
Публицистика. Памфлеты периода русской революции. («Несвоевременные мысли» , «О том, как я учился писать» и др.)
Теория литературы. Жанр литературного портрета. Социально-философская драма как жанр драматургии.
Александр Александрович Блок . Стихотворения из книги «Стихи о прекрасной даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен», «Скифы» и другие стихотворения (по выбору учащихся).Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Тема России в поэзии Блока. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать».Теория литературы . Развитие понятия «образ-символ». Лиро-эпическая поэма как жанр поэзии
Новокрестьянские поэты . Николай Клюев, Пётр Орешин, Сергей Клычков. Стихотворения по выбору учащихся. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Активация интереса к художественному богатству славянского фольклора.
Теория литературы. Фольклоризм поэзии.
Сергей Александрович Есенин.
Стихотворения «Русь», «Песнь о собаке», «Не бродить , не мять в кустах багряных…», «Я покинул родимый дом…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Заметался пожар голубой…», «Собаке Качалова», «Персидские мотивы» и другие стихотворения (по выбору учащихся).Поэмы «Анна Снегина», «Чёрный человек». Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Русь как основная тема есенинского творчества. Народно-песенная основа есенинской поэтики. Цветопись в поэзии Есенина, Сквозные образы есенинской лирики. Лирическое и эпическое в поэме «Анна Снегина». Трагизм поэмы «Чёрный человек» и лирики последних лет жизни поэта.
Теория литературы .Имажинизм. Лирический стихотворный цикл, лирическая поэма. Биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений.
Литература 20-х гг. (12 часов)
Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья и др.)Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам и др.)Поиски поэтического языка новой эпохи.
Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения А.Серафимовича, Вс.Иванова, И.Бабеля, А.Фадеева. Трагизм восприятия революционных событий. Развитие жанра антиутопии (Е.Замятин «Мы», А.Платонов»Чевенгур»).
Теория литературы. Орнаментальная проза. Антиутопия.
Владимир Владимирович Маяковский(4 ч). Стихотворения. «Нате!», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно» , «Дешёвая распродажа», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Во весь голос».Мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви. Антивоенные мотивы в дооктябрьском творчестве Маяковского. Поэт и революция .Октябрь в творчестве Маяковского .Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии. Сатирическая лирика. Новаторство Маяковского.
Теория литературы. Тоническое стихосложение. Развитие понятия о рифме. Гротеск, Буффонада. Лирико-политическая поэма.
Литература 30-х – начала 40-х гг. (26 часов.)
Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы. Её отражение в литературе. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний, поэтизация социального идеала в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В.Катаева и др.Сатира в творчестве писателей 30-х гг.: М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова. Новая волна поэтов: Б.Корнилов, М.Исаковский, Д.Кедрин, М.Светлов и др.Тема русской истории в литературе 30-х годов: А.Толстой «Пётр 1»,Ю.Тынянов «Смерть Визир-Мухтара» и др..
Михаил Афанасьевич Булгаков
Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя.
«Мастер и Маргарита». Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Проблема творчества и судьбы художника. Связь с мировой литературой.
Теория литературы. Разнообразие типов романа. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и деятельность писателя. «Котлован». Рассказы по выбору учащихся. Высокий пафос и острая сатира в творчестве писателя. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры. Своеобразная стилистика творчества Платонова.
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (закрепление понятия).
Алексей Николаевич Толстой.
«Пётр 1» Тема русской истории в творчестве писателя. Образ Петра в романе. Проблема выдающейся личности и её роль в судьбе страны. Художественное своеобразие романа.
Анна Андреевна Ахматова.
Стихотворения: «Песни последней встречи», «Перед весной бывают дни такие…», «Заплаканная осень как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Приморский сонет», «Родная земля», «Муза» и др. (по выбору учителя и учащихся). Поэма «Реквием» . Глубина и яркость переживаний поэтессы. Тема поэта и поэзии. Тема Пушкина. Тема Родины и гражданского мужества. Ахматова – переводчик. Своеобразие лирики Ахматовой. Особенности поэтики поэм Ахматовой. Трагизм поэмы «Реквием».
Марина Ивановна Цветаева.
Стихотворения. Поэмы (по выбору учителя и учащихся). Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам, Россия, вдохновенное творчество, прославление человека-труженика. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью эпохи (революция, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Поэзия Цветаевой как вынужденный монолог-исповедь. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля. Творческая работа Цветаевой-переводчика.
Николай Алексеевич Заболоцкий .Стихотворения. Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики поэта.
Михаил Александрович Шолохов.
Жизнь и деятельность. Общая характеристика творчества. Рассказы М.А.Шолохова (по выбору учителя и учащихся).
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое изображение гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий. Проблема гуманизма в романе. Женские судьбы. Специфика художественного строя романа. Язык прозы Шолохова. Полемика вокруг авторства романа.
Литература периода Великой Отечественной войны. (3 часа)
Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.ПрокофьеваК.Симонова, О.Бергольц, Д.Кедрина и др. Поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Бергольц, «Россия» А.Прокофьева и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение и противоборство характеров, чувств убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, А.Корнейчука, Л.Леонова.
Литература 50- 80-х годов(10 часов)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьёва и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.) Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Боков,В.Фёдоров, Н.Рубцов, А.Прасолов,Н.Глазков, С.Наровчатов,Д.Самойлолв, Л.Мартынов, Е.Винокуров Ю.Друнина, С.Орлов и др.
«Городская проза»: Д.Гранин, В.Дудинцев, Ю.Трифонов и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамовпа, В.Шукшина, В.Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина, А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова и др.
Литература русского зарубежья. Возвращённые имена и произведения (В.Набоков, Г.Иванов, З.Гиппиус, Д.Мережковский и др.)
Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны .Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима, А.Дольского, И.Талькова, В.Цоя и др.
Классические и современные произведения советской фантастики (А.Беляев, И.Ефремов, К.Булычёв и др.)
Александр Трифонович Твардовский .Стихотворения. Поэмы: «Страна Муравия» , «Василий Тёркин», «За далью – даль», «Тёркин на том свете», «По праву памяти».
Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Сатира в поэмах Твардовского. Осмеяние бюрократизма, формализма. Поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. Пафос трудовых будней, размышления о судьбе народа, страны. А.Т.Твардовский – редактор «Нового мира». Некрасовские традиции в поэзии Твардовского.
Борис Пастернак . Стихотворения. «Про эти стихи», «Любить иных – тяжёлый крест», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идёт», «На ранних поездах», стихотворения из романа «Доктор Живаго». Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака.
Роман «Доктор Живаго». Тема интеллигенции и революции и её решение в романе «Доктор Живаго». Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе.
Александр Исаевич Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты). Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Ответственность народа за настоящее и будущее страны. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях Солженицына.
Теория литературы. Публицистичность художественного произведения.
Литература 70-х – 90-х гг. (12 часов)
Фёдор Александрович Абрамов. «Пряслины». Тема русской деревни, её сложной судьбы. Семья Пряслиных как типичная крестьянская семья, сохраняющая лучшие народные черты.
Чингиз Айтматов. «И дольше века длится день…». Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление проблемы технического прогресса и необратимого вмешательства в жизнь природы. Поиски гармонии и равновесия. Тема исторической памяти народа. Мифы и легенды в реалистической ткани романа.
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы.
Валентин Григорьевич Распутин. «Прощание с Матёрой» Народ, его история, его земля.
Литература на современном этапе .Общий обзор произведений последних десятилетий.
Проза: В.Белов, А.Битов, Ю.Бондарев, Б.Можаев, С.Залыгин, В.Маканин, Е.Носов, В.Крупин, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая и др.
Поэзия: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Б.Чичибабин и др.
Литература русского зарубежья последних лет:
В.Максимов, Г.Владимов, С.Довлатов, В.Войнович и др.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока
Кол-во часов Требования к уровню подготовки (знать, уметь, понимать) Домашнее задание
1 Введение ( 2 часа)Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы. 1 Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.
Уметь: конспектировать лекцию учителя. Конспект лекции, прочитать вводные статьи учебника литературы
2 Литературный процесс рубежа веков конца 19-начала 20 века. Новаторство литературы 20 века. 1 Знать: общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы. Конспект лекции
3 И.А.Бунин.
Очерк жизни и творчества. Лирика Бунина. Основные мотивы.
1 Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. Прочитать рассказ «Антоновские яблоки»
4 «Чудная» власть прошлого в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» 1 Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. Прочитать повесть «Деревня», подготовить анализ
5 Размышления о России в повести Бунина «Деревня» 1 Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско», найти образы-символы, определить их значение
6 Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». 1 Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. Перечитать рассказы Бунина о любви, подготовиться к обзору рассказов, подумать над их проблематикой
7 Рассказы И.А.Бунина о любви. 1 Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. Подготовить доклад по биографии Куприна
8 А.И.Куприн. Очерк жизни и творчества.
1 Знать: творческий путь Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, работать с литературными источниками. Перечитать повесть «Олеся», подготовиться к анализу
9 Воплощение нравственного идеала в повести Куприна «Олеся» 1 Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание. Перечитать повесть «Гранатовый браслет», подготовиться к анализу
10 Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». 1 Знать: сюжет произведения, трагизм решения любовной темы в повести; символический смысл художественных деталей.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание. Подготовиться к контрольной работе по творчеству Бунина и Куприна (в виде тестов)
11 Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. 1 Знать: содержание произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. Подготовиться к сочинению по творчеству Бунина и Куприна
12 Сочинение № 1
по творчеству И.Бунина и А. Куприна. 1 Знать: содержание произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. 13 Серебряный век русской поэзии (25 часов ) Общая характеристика. 1 Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах серебряного века; характерные особенности эпохи, отраженные в произведении.
Уметь: самостоятельно искать информацию в справочной литературе. Конспект лекции
14 Символизм. «Старшие символисты» и «младосимволисты».
1 Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; Представить творчество символистов и сделать анализ стихотворения (на выбор)
15 Очерк жизни и творчества В. Брюсова. Романтический герой В.Я.Брюсова. 1 Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение. Выучить наизусть стихи В. Брюсова
16 «Моим стихам настанет свой черед…» Сложная судьба М. Цветаевой. 1 Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы Знать особенности художественного творчества поэта
17 Акмеизм. «Прерванный на творческом взлете путь». Жизненный и творческий путь Н. Гумилева. Мир образов Н. Гумилева. 1 Знать: о личности и поэзии Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности. Выучить наизусть одно стихотворение Н. Гумилева
18 Футуризм как литературное направление. Жизнь и творчество В. Хлебникова. 1 Знать: понятие «футуризм»; творчество поэтов-футуристов.
Уметь: конспектировать лекцию учителя. Знать основные положения футуризма как литературного направления, уметь выступать с устным сообщением.
19-20 Сочинение № 2 по творчеству поэтов «Серебряного века» 2 Знать: содержание произведений поэтов Серебряного века
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. 21 М. Горький. Очерк жизни и творчества. Философия жизни в романтических рассказах Горького..7
1 Знать: биографию и творчество Горького; особенности романтизма.
Уметь: анализировать художественный текст. Анализ романтических рассказов Горького
22 Романтические рассказы М.Горького.«Старуха Изергиль». 1 Знать: романтизм ранних рассказов Горького; проблемы героя в прозе писателя, тему поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; Уметь: анализировать художественный текст. Перечитать пьесу «На дне»
23 Особенности жанра и конфликта в пьесе Горького «На дне». 1 Знать: новаторство Горького; составляющие жанра и конфликта в пьесе.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Выписать из пьесы высказывания Луки о людях, о жизни, о правде, о вере
24 «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне». 1 Знать: характеристику Луки и его жизненной позиции.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Ответить на вопрос: как решается в пьесе вопрос о правде? Найти высказывания разных героев пьесы о правде
25 Вопрос о правде в драме Горького «На дне». 1 Знать: позиции героев и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Подготовиться к тестированию по творчеству Горького
26 Публицистика М.Горького. «Несвоевременные мысли». 1 Знать: творчество А.М.Горького.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. Подготовиться к сочинению по творчеству Горького
27-28 Сочинение № 3 по творчеству М. Горького. 2 Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. Читать «Стихи о Прекрасной Даме» А.Блока29 Л. Андреев. «Рассказ о семи повешенных». Нравственная проблематика рассказа. 1 Уметь выделять в произведении нравственно-идеологические проблемы. Конспект лекции
30 «Человек с большим и сильным сердцем». Очерк жизни и творчества В.Г. Короленко. 1 Знать биографию писателя, основные этапы жизненного и творческого пути. Конспект лекции
31 Протест против угнетения личности в рассказе «Чудная». 1 Знать героев рассказа, уметь составлять их характеристику. Анализ рассказа
32 Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. 1 Знать основные темы сатирических рассказов Аверченко Анализ рассказов
33 А.А.Блок – «поэт и человек бесстрашной искренности». Личность и судьба поэта. Романтический мир раннего Блока. 1 Знать: факты личной биографии, особенности поэтики первой книги – «Стихи о Прекрасной Даме», музыкальность его стихотворений.
Уметь: конспектировать лекцию учителя. Выучить наизусть одно из стих-ий и проанализировать его
34 Основные мотивы лирики А. Блока. Анализ стихотворения «Незнакомка». 1 Знать: особенности стихотворения «Незнакомка», соотношение идеала и действительности в лирике Блока.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Выучить стих-е «Незнакомка» наизусть
35 Тема Родины в творчестве А. Блока. «Это все – о России». А. Блок. 1 Знать: тему Родины, исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.
Уметь: анализировать текст. Выучить стих-е о Родине наизусть (на выбор)
36 Поэма А.Блока «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении. 1 Знать: полемический характер поэмы; историю создания поэмы, сюжет, ее героев, своеобразие композиции, образ Христа и многозначность финала поэмы;
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, Выучить наизусть отрывок из поэмы (12 глава)
37 Сюжет, герои, символика поэмы. Трактовка финала поэмы. 1 Знать: творчество поэта, особенности творчества.
Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. Знать сюжет поэмы и ее героев, понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы. Подготовиться к тестам по произведениям Блока.
38 «Поющее сердце России». С.Есенин как национальный поэт. 1 Знать: обзор жизни и творчества С.Есенина; особенности творческого метода поэта;
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Конспект лекции, одно стих-е - наизусть.
39 Светлый образ матери в творчестве С. Есенина. 1 Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви к матери на основе личностного восприятия. Выразительное чтение наизусть стих-я «Письмо матери»
40 Любовная лирика С.Есенина. 1 Знать: особенности любовной лирики поэта.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. Выучить наизусть «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Спит ковыль…»
41 «Чувство Родины – основное в моем творчестве» С. Есенин. 1 Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Записи в тетрадях, раздел учебника, выучить наизусть «Песнь о собаке», «Неуютная жидкая лунность…»
42 В.В.Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В.Маяковского. 1 Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характер.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Подготовить рассказ о поэте
43 «Дрянцо - хлещите рифм концом». Сатира в творчестве Маяковского. 1 Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Конспект лекции, выучить стих-я «О дряни», «Прозаседавшиеся», стр.308-311
44 Тема революции в творчестве В. Маяковского. Маяковский и Октябрь. 1 Знать: логику развития идеи произведения.
Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Выучить наизусть стих-е «Левый марш», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», стр.293-296
45 Маяковский о назначении поэта и поэзии. 1 Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Читать «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», стр. 303-307
46-47 Сочинение № 4. Блок, Есенин, Маяковский. 2 Знать: творчество Есенина, Блока, Маяковского.
Уметь :отбирать литературный материал согласно выбранной теме. 48 Страницы жизни и творчества А.Фадеева. 1 Знать основные этапы жизни и творчества писателя. Записи в тетрадях, перечитать роман «Разгром»
49 Изображение гражданской войны в романе «Разгром». Нравственные проблемы в романе. 11 Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать произведение, составлять сравнительную характеристику героев. Подготовить сообщение о писателе, конспект лекции, подготовить характеристики героев.
50 Литература 30-х – начала 40-х годов (26 часов) Б. Пильняк «Повесть непогашенной свечи». Смысл названия и проблематика произведения. 1 Знать смысл названия произведения, центральные образы и проблематику. Записи в тетрадях
51 Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-е годы, отражение в литературе. 1 Знать: имена писателей и их произведения, которые получили широкое освещение в литературе 30-х годов. Конспект лекции.
52 Героика Октября и гражданской войны в литературе 30-х годов. Жизнь-подвиг. Очерк жизни и творчества Н. Островского. 1 Знать: основные этапы жизни и творчества Н. Островского. Перечитать роман «Как закалялась сталь»
53 Проблема отношений личности и общества (по роману А.С. Макаренко «Педагогическая поэма») 1 Знать основных героев романа, уметь составлять их характеристику. Перечитать роман «Педагогическая поэма»
54 Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов (по творчеству Н. Заболоцкого). 1 Знать биографию поэта, уметь анализировать его стихи. Подготовить выразительное чтение стихов Заболоцкого
55 «Искусство быть собой». Жизнь, творчество, личность М.А. Булгакова. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».
1 Знать: биографию писателя, сложную судьбу его произведений.
Уметь: конспектировать лекцию учителя. Стр. 445-452
56 Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Композиция романа и его проблематика. 1 Знать: значение романа, его судьбу; особенности жанра и композиции.
Уметь: анализировать художественный текст. Стр. 452-457, читать роман
57 Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе Булгакова. 1 Уметь делать обобщения на основе сравнительной характеристики героев. Подготовить сообщения о героях «ершалаимских» глав
58 «Нечистая сила» в романе «Мастер и Маргарита». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. 1 Уметь составлять характеристику группы персонажей Подготовить характеристику главных героев
59 «Любовь – это жизнь».Проблема творчества и судьбы художника. Образы Мастера и Маргариты 1 Уметь составлять развернутую характеристику героя, определять роль художественной детали. Прочитать рассказы А. Платонова
60 Сочинение № 5 по творчеству М.А.Булгакова. 1 Знать: роман Булгакова «Мастер и Маргарита»
Уметь: письменно выражать мысли 61 Знакомство с А.Платоновым – поэтом, пропагандистом, писателем. 1 Знать биографию писателя. Основные этапы жизненного и творческого пути. Подготовить характеристику главного героя рассказа «Сокровенный человек», стр. 153-155 (2ч.)
62 «Сокровенный человек». Смысл жизни Фомы Пухова. 1 Знать смысл названия рассказа, центральные образы и проблематику. Записи в тетрадях
63 А.Н. Толстой «Петр Первый». Тема русской истории в. творчестве А.Н.Толстого3
1 Знать: биографию писателя.
Уметь: конспектировать лекцию учителя. Читать роман, стр. 408-410 (1ч.)
64 Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Петр I». 1 Знать: содержание романа
Уметь: аналитически работать с прозаическим произведением, выявлять и анализировать проблемы. Подготовить материал для характеристики главного героя.
65 Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый». 1 Знать: идейно-художественную задачу Толстого. Уметь: аналитически работать с прозаическим произведением. Стр. 410-417 (1ч.)
66 «И все-таки узнают голос мой». Трагическая судьба А. Ахматовой. Основные темы лирики. 4
1 Знать: биографию поэтессы, мотивы и настроения ее ранней лирики; отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, тема любви и искусства.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст. Прочитать поэму «Реквием»
67 Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием». 1 Знать: историю создания и публикации поэмы, смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя, особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа и эпилога.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности. Выучить наизусть отрывок из поэмы
68 Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого 1 Знать: биографию поэта, основные темы творчества.
Уметь: анализировать стихотворения. Записи в тетрадях, выразительное чтение стих-ий69 «Я жил и живу среди своих героев». Жизнь и творчество М.А. Шолохова. 1 Знать: о личности Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства.
Уметь: конспектировать лекцию учителя. Читать роман «Тихий Дон», стр. 185-188 (2ч.)
70 Картины жизни донских казаков в романе Шолохова «Тихий Дон». 1 Знать: содержание романа
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Ответить на вопросы (в тетрадях)
71 «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. 1 Знать: содержание произведения, исторические факты гражданской войны.
Уметь: проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений. Перечитать описание гражданской войны ч.5 гл.28, ч.6 гл.46
72 «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова. 1 Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Подготовить характеристику Григория Мелехова
73 Судьба Григория Мелехова. 1 Знать: содержание произведения.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Подготовиться к сочинению по роману Шолохова
74-75 Сочинение №6 по роману-эпопее «Тихий Дон». 2 Знать: содержание и особенности романа.
Уметь: аналитически работать по тексту (в группах). 76 Поэзия и проза Великой Отечественной войны (обзор) 1 Знать: авторов и содержание произведений Великой Отечественной войны.
Уметь: конспектировать лекцию учителя Записи в тетрадях, выразительное чтение стихов о войне, перечитать «В окопах Сталинграда» В. Некрасова
77 Правда о войне в повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда» 1 Знать: содержание повести.
Уметь: анализировать произведение. Перечитать рассказы о войне В. Быкова, Ю. Бондарева (по выбору)
78 «Быковский герой» - рядовой всенародного подвига. Проблема нравственного выбора в экстремальных ситуациях. Подготовка к домашнему сочинению №7 по произведениям о войне. 1 Знать: героев повести, основные сюжетные линии, смысл названия.
Уметь: анализировать произведения. Перечитать поэмы Твардовского
79 Литература 50-х – 80-х годов 10 часов А.Т.Твардовский. Творчество и судьба. Поэма «Страна Муравия». 3
1 Знать: биографию писателя, основные темы творчества.
Уметь: анализировать произведения. Записи в тетрадях, читать стихи Твардовского.
80 Лирика А.Т.Твардовского. Раздумья о настоящем и прошлом Родины в лирике Твардовского.
1 Знать: основные мотивы лирики, уметь выступать с устным сообщением.
Уметь: анализировать произведение. Стр. 130-149 (2ч.), записи в тетрадях
81 Народный характер поэмы Твардовского «Василий Тёркин» 1 Знать: содержание поэмы, жанровые особенности и художественное своеобразие.
Уметь: анализировать произведение. 82 Б.Л.Пастернак – поэт, писатель, человек. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. «Быть знаменитым некрасиво». 5
1 Знать: биографию поэта, разнообразие его дарований; его раннее творчество, поэтическую эволюцию Пастернака.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Стр. 214-223 (2ч.),выучить наизустьстих-я «Во всем мне хочется дойти до самой сути» и «Быть знаменитым некрасиво».
83 Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». 1 Знать: историю создания романа, его сюжет.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Стр. 229-233 (2ч.), записи лекции
84 Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго». 1 Знать: значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Перечитать стихи Юрия Живаго, ответить на вопросы
85 Обзор русской литературы второй половины ХХ века. Литература «оттепели». 1 Знать: общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов, о влиянии «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы.
Уметь: конспектировать лекцию учителя. Записи лекции
86 А.И.Солженицын.
Судьба и творчество писателя. 3 Знать: биографию писателя. Его основные произведения.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Стр. 288-292 (ч.2)
87 «Не стоит село без праведника…» Нравственная проблематика рассказа «Матренин двор». 1 Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Перечитать рассказы Шукшина
88 Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». .1 Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст. Прочитать рассказ «Один день Ивана Денисовича»
89 Литература последних десятилетий 14 часов «Деревенская проза»: история, проблемы, герои. Герои В.М. Шукшина.
1 Знать: творчество В.М.Шукшина; изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Перечитать повесть Ю. Трифонова «Обмен»
90 «Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен». 1 Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Стр.317-321 (2ч.), записи в тетрадях
91 Драматургия. А.Вампилов «Утиная охота». Стечение обстоятельств в пьесе А. Вампилова.
1 Знать: содержание произведения
Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Записи в тетрадях, индивид. задания
92 Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». 2 Знать: своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.
Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Подготовить сообщение об Окуджаве и выразительное чтение его стихов
93 Авторская песня. Арбатский мир Б. Ш. Окуджавы. 1 Знать: особенности «бардовской» поэзии 60-х годов; жанровое своеобразие песен Окуджавы.
Уметь: анализировать поэтический текст .Выучить наизусть стих-е Окуджавы (на выбор)
94-95 Художественная проза о тяжелых годах репрессий. «Кровью сердца окропленные строки». «Колымские» рассказы В. Шаламова. 2 Знать: главных героев рассказовУметь: анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. Записи в тетрадях, читать рассказы «Выходной день», «Почерк», «Столяры» и др.
96 Обзор литературы последнего десятилетия. 1 Знать: об основных тенденциях современного литературного процесса;
Уметь: конспектировать лекцию учителя, строить монологическое высказывание по определенной теме. Записи в тетрадях, стр. 479-495 (2ч.)
97 Обзор литературы последнего десятилетия. 1 Знать: основные направления развития литературы на современном этапе.. Стр. 441-457 (2ч.), записи лекции.
98 Литература русского зарубежья. Поэзия Иосифа Бродского 1 Знать: биографию и творчество Ю. Друниной, особенности ее лирики. Выучить наизусть стих-е «Зинка».
99-100 Поэзия подвига. Тема войны, подвига – ведущая тема в поэзии Ю. Друниной. 2 Знать, в чем новизна общественно-литературной ситуации, сложившейся в России после 1985 года. Записи лекции, стр. 479-495 (2ч.)
101-102 Современная литературная ситуация.Обзор. 2
Формы и средства контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, конкурсы, защита проекта;
итоговый :сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Программа общеобразовательных учреждений. Литература/ базовый уровень/ 5-11 классы, под редакцией В. Я. Коровиной.- 11-е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2009
Русская литература XX века 11кл.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов и др. - М.: Просвещение, 2010.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. 1-2 полугодие М.: ВАКО, 2006
Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: «Экзамен», 2008
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А
Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания по русской литературе 20 века). М. «Просвещение», 2002
Я иду на урок литературы, 11 класс М.: «Первое сентября»,2002
Преподавание литературы в 11 классе. Книга для учителя М.: 2001
Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классов
Поэзия серебряного века М. «Дрофа», 1997
Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М.: уч. - науч. Центр «Московский лицей»,1995
Перечень творческих работ
Сочинение №1 по творчеству И.Бунина и А.Куприна (урок №12)
Сочинение №2 по творчеству поэтов Серебряного века (уроки №19-20)
Сочинение №3 по творчеству М. Горького (уроки №27-28)
Сочинение №4 по творчеству А.Блока, С.Есенина, В. Маяковского (уроки №46-47)
Сочинение №5 по творчеству М.А. Булгакова (урок №60)
Сочинение №6 по творчеству М.А. Шолохова (уроки №74-75)
Сочинение №7 по произведениям о Великой Отечественной войне
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту диктанта
Класс Количество в контрольном диктанте Кол-во слов в словарном диктанте
слов (самостоятельных и служебных)1 орфограмм2 пунктограммслов с непроверяемыми орфограммами3 5 90-100 12 2-3 5 15-20
6 100-110 16 3-4 7 20-25
7 110-120 20 4-5 10 25-30
8 120-150 24 10 10 30-35
9 150-170 24 15 10 35-40
1До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания диктанта
Вид
диктанта оценка/количество ошибок
«5» «4» «3» «2»
Контрольный 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
2 орф. - 2 пункт.
или
1 орф.- 3 пункт.
или
0 орф. – 4 пункт.
*при 3 орф. ошибках, если среди них есть однотипные. 4 орф. - 4 пункт.
или
3 орф. - 5 пункт.
или
0 орф. - 7 пункт.
*в 5 классе допуск. при 5 орф. и 4 пункт.
*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
7 орф.- 7 пункт.
или
6 орф. - 8 пункт.
или
5 орф.- 9 пункт.
или
8 орф.- 6 пункт.
Словарный 0 ошибок 1-2 ошибки 3-4 ошибки до 7 ошибок
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс Объем текста для
подробного изложения1 классного сочинения
5 100-150 слов 0,5 – 1,0 страницы
6 150-200 слов 1,0 – 1,5 страницы
7 200-250 слов 1,5 – 2,0 страницы
8 250-350 слов 2,0 – 3,0 страницы
9 350-450 слов 3,0 – 4,0 страницы
1 Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной
мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка Основные критерии оценки
содержание и речь грамотность
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки
«3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,
или
3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
(в 5 классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки
«2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или
5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
«1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется болев 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Техника чтения
Класс Вслух Про себя
5
6
7
8
9 120
140
140 – 150
150
150 140 – 170
170 – 210
210 – 250
250 – 260
260 – 280
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Отметкой «1»
Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Приложенные файлы

  • docx 1420277
    Размер файла: 84 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий