Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. 55 Р.Р. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 1.

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004г.).
2. Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 19-е издание, М. Просвещение, 2012 г.
3.Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Октябрьского сельского лицея.
4. Учебный план МОУ Октябрьского сельского лицея на 2014-2015 учебный год.
Программа ориентирована на использование УМК:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2012.
2. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
3. Е.Л.Ляшенко. Тесты по литературе к учебнику В.Я. Коровиной и др. "Литература.9 класс" в 2 ч.,-М.: Экзамен, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 99 часов ( 33 учебных недели).

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов;
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
По учебному плану изменено количество часов на изучение отдельных тем. Так, например, темы «Творчество Ломоносова и Державина» изучаются полностью в 8 классе, поэтому сокращено количество часов на изучение темы «Из литературы XVIII века» с 10 ч. до 7 ч. Сокращено количество часов на изучение творчества Достоевского, Чехова, Бунина – на 1 час, поэзии Серебряного века – на 4 часа, так как более подробно творчество этих писателей и поэтов изучается в 10-11 классах.
Расширено количество часов на изучение темы «Древнерусская литература» с 2 ч. до 5 ч., так как «Слово о полку Игореве» имеет несомненные художественные достоинства. Кроме того, древнерусская литература больше уже изучаться не будет. Увеличено количество часов на изучение творчества Пушкина с 15 до 18, так как Пушкин традиционно изучается монографически в 9 классе. Расширено количество часов на изучение творчества Лермонтова с 12 ч. до 13 ч., так как необходимо более подробно изучать роман «Герой нашего времени», достаточно трудный для восприятия школьников. Расширено количество часов на изучение творчества Гоголя с 7 ч. до 8 ч. по той же причине.


Таблица распределения количества часов

№ п/п
Содержание
Количество часов по программе (примерное распределение)
Количество часов по учебному плану

1
Введение
1
1

2
Из древнерусской литературы
2
5

3
Из литературы XVIII века
10
7

4
Из русской литературы ХIХ века.
В том числе:
55
58


Золотой век русской литературы
1
1


В.А. Жуковский
2
2


А.С. Грибоедов
8
8


А.С. Пушкин
15
18


М.Ю. Лермонтов
12
13


Н.В. Гоголь
7
8


А.Н.Островский
2
2


Ф.И.Достоевский
3
2


Л.Н.Толстой
1
1


А.П.Чехов
3
2


Из поэзии ХIХ века
1
1

5
Из русской литературы XX века
26
19

6
Из зарубежной литературы
6
6

7
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения
2
2


Резерв

1


Итого:
102
99



Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (7 ч)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (58 ч)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе (1 ч)
Василий Андреевич Жуковский (2 ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин (18 ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов (13 ч)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой»,»Расстались мы, но твой портрет», «Есть речи – значенье» (1824), «Предсказанье», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (8 ч)
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский (2 ч)
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский (2 ч)
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой (1 ч).
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века (1 ч)
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNО DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.И.Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое»); А.К.Толстой. «Средь шумного бала случайно»; А.А.Фет. «Я тебе ничего не скажу»; А.А.Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь»; К.М.Симонов. «Жди меня, и я вернусь»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ч)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.



Перечень учебно-методического обеспечения

Учебное и учебно-методическое обеспечение для обучающихся:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2012.
2. Е.Л.Ляшенко. Тесты по литературе к учебнику В.Я. Коровиной и др. "Литература.9 класс" в 2 ч.,-М.: Экзамен, 2014.


Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2012.
2. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я. Коровина, И.С. Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2011.
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.
5. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
6. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2008.

Интернет-ресурсы для обучающихся и учителя:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Сеть творческих учителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

























Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе.

№ п\п
Тема урока
Количество часов





1
Литература как искусство слова
1

2
«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы.
1

3
Идейный смысл и герои «Слова»
1

4
Ярославна как идеальный образ русской женщины.
1

5
Своеобразие авторского стиля. Значение «Слова» для русской культуры.
1

6
Литературная игра «Мир Игоревой песни».
1

7
Характеристика русской литературы XVIII века.
1

8
М.В.Ломоносов. «Живое единство наук и художеств».
1

9
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина.
1

10
А.Н.Радищев. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии», гражданский пафос произведения.
1

11
Урок развития речи. Сжатое изложение с творческим заданием по главе «Любани».
1

12
«Он имел душу, он имел сердце!». Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
1

13
«Призрак счастья» в повести Н.М.Карамзина. главные герои повести.
1

14
Золотой век русской литературы.
1

15
Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике В.А.Жуковского.
1

16
Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана».
1

17
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

18
«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии «Горе от ума».
1

19
«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия
1

20
Чацкий и фамусовская Москва.
1

21
«Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание.
1

22
«Горе от ума» в оценке И.А.Гончарова.
1

23
Урок развития речи. Классное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1

24
Урок развития речи. Классное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
1

25
А.С.Пушкин. «Вся жизнь – один чудесный миг».
1

26
«Пока свободою горим» Развитие темы свободы в лирике А.С.Пушкина.
1

27
«Друзья мои, прекрасен наш союз!» Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.
1

28
«Я вас любил» Любовная лирика А.С.Пушкина.
1

29
Философская лирика А.С. Пушкина.
1

30
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
1

31
Урок развития речи. Интерпретация лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащегося).
1

32
Урок внеклассного чтения.
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.
1

33
«Собранье пёстрых глав». Творческая история романа «Евгений Онегин».
1

34
«И жить торопится, и чувствовать спешит.». Онегин и столичное дворянство.
1

35
«И в голос все решили так, что он опаснейший чудак!» Онегин и поместное дворянство.
1

36
«От делать нечего друзья». Онегин и Ленский.
1

37
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
1

38
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.
1

39
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
1

40
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1

41
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1

42
Урок внеклассного чтения. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии.
1

43
М.Ю.Лермонтов. Страницы биографии и судьбы. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
1

44
Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
1

45
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова.
1

46
Тема любви в поэзии М.Ю.Лермонтова.
1

47
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Тема России.
1

48
Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]литературе. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1

49
Печорин и «горцы».
1

50
Печорин и Максим Максимыч.
1

51
Печорин в обществе «честных контрабандистов». («Тамань»).
1

52
Печорин и «водяное общество” («Княжна Мери»).
1

53
Можно ли назвать Печорина фаталистом?
1

54
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
1

55
Р.Р. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
1

56
Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции поэмы.
1

57
Образы помещиков и средства их создания (Манилов и Коробочка).
1

58
Образы помещиков и средства их создания (Собакевич и Ноздрёв).
1

59
Образы помещиков и средства их создания (Плюшкин).
1

60
Образ города в поэме «Мертвые души».
1

61
Чичиков – новый герой эпохи.
1

62
Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.
1

63
Письменный ответ на вопрос: «Каково идейно-художественное звучание образа птицы-тройки в финале первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»?».
1

64
А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок».
1

65
Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок».
1

66
Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи». Её место в творчестве писателя.
1

67
Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».
1

68
Урок внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. «Юность».
1

69
А.П.Чехов. «Самый негромкий и самый слышимый в мире писатель».
1

70
Тема «маленького» человека в творчестве А.П.Чехова.
1

71
Урок внеклассного чтения. Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
1

72
Литература ХХ века: многообразие жанров и направлений.
1

73
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». Мастерство писателя.
1

74
М.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.
1

75
Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
1

76
М.А.Шолохов Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции рассказа.

1

77
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Образ Андрея Соколова.
1

78
А.И.Солженицын Рассказ «Матренин двор».
1

79
Тема праведничества в русской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] литературе. Образ Матрёны.
1

80
А.Блок. «Трагический тенор эпохи».
1

81
С.Есенин – певец России. Сквозные образы в лирике Есенина.
1

82
В.В.Маяковский. Новаторство поэта. «Послушайте!»
1

83
М.И.Цветаева. Судьба, творчество. «Если душа родилась крылатой».
1

84
Н.А.Заболоцкий. «Смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты - человек!»
1

85
А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.
1

86
Б.Л.Пастернак.
1

87
А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.
1

88
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» - реквием о павших на войне.
1

89
Анализ любимого стихотворения поэта ХХ века.
1

90
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков.
1

91
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. «Я воздвиг памятник». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.
1

92
А.Данте. «Божественная комедия» как символ пути человека от заблуждения к истине
1

93
Трагедия «Гамлет» Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия.
1

94
Трагический характер конфликта в произведении «Гамлет».
1

95
И.-В.Гете. Трагедия «Фауст». Диалектика добра и зла.
1

96
И.-В.Гете. Трагедия «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа.
1

97
Проверочная работа по курсу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]литературы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за 9 класс.
1

98
Итоги года и задания для летнего чтения
1

99
Резерв
1

















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 1404390
    Размер файла: 206 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий