Был у кельтов бог Тевтат5, который считался прародителем большинства кельтских племен. Это славянский фольклор. Ну, мы с вами так бегом пробежались по кельтам, по германцам и по


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
История религий. Лекция 20

Язычество народов Европы

Д
хи рек͕ озер͕ ом тов͕ водоворотов


они тоже разные
и ывают людям вполне вражде ными͕ как водяные.

Но͕
конечно͕ с д хами хаоса и разр шения͕ как в греческой
традиции͕ ни в какое сравнение не ид т.

Вот и
зо ражение кельтской
священносл жительницы


др идши.




Хотя есть люди͕ которые говорят͕ что др идами могли
ыть только м жчины. Др гие говорят͕ нет͕ др идками
могли ыть и женщины. Не знаю.



О др идах оче
нь мало нам известно. Х
отя
о разованные галлы знали латынь͕

мог
ли
писать
латинским алфавитом͕ н
екоторые из них п тешествовали и
знали неплохо
и
греческий͕ но они принципиально

не
записывали все то͕ что касается священных предметов. Вот
интересно: принципиально разный взгляд. И даизм͕ о
котором мы дем говорить через пар
занятий͕ нао орот
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

2


считал: все͕ что свяще
нно͕ надо о язательно записать.
о͕
что стное͕ не стоит многого.

Это человеческое.
Человеческие слова͕ как треск хвороста͕ как ще етание
птиц͕ как леяние животных


то ер нда. А ожественный
глагол надо записать

немедленно. И сам процесс письма


writ
ing

по
-
английски͕ да͕ вот именно процесс записывания


то же процесс сакральный и священный.

Л
ю опытно͕
что
германцы͕ кельты и скандинавы считали ровно
нао орот
: расписк можно написать͕ можно написать
письмо͕ дого
вор межд людьми͕ по м тоже. Почем нет?
Но то͕ что касается ожества͕ записывать нельзя
принципиально
.

С
овершенно иной взгляд на с ть письма в
человеческой к льт ре.

Боги о идятся͕ если ты запишешь.
Если ты запишешь͕ пол чается͕ ты прене регаешь. о͕ что
ты записал͕ то же не те е принадлежит. Это не твое.
Значит͕ ты доверил
ся
͕ маги не ыло͕ но͕ скажем͕
пергамент или коре там какой
-
ни дь͕ ересте.

ы для
чего зап
исал? Что самом не помнить. А ты должен
помнить то постоянно. Это же не ересте и не пергамент
говорили д хи и оги. Они говорили те е. Вот ты и помни
,

и повторяй. В том есть нечто так
ое высокопо тичное. И
тре ования

к жрецам величиваются
:

они должн
ы

помнить многое͕ о ладать памятью громадной͕ из ст в
ста передавать. Но для потомков то͕ конечно͕ жасно͕
потом что письменных источников не осталось.

о͕ что мы знаем о др идах͕ мы знаем
в

и
нтерпретаци
и
,
в
изложени
и
. В основном то интерпретации римс
кие͕
поскольк римляне завоевывали и кельтов͕ и галлов͕ и
германцев
,

и воевали с ними.

О
ни старались писать
о ъективно͕ надо отдать им должное͕ и Цезарь
в
«
Bell
um

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

3


Gallic
um


Галльской войне»)
1
͕ и ацит
2
͕ который написал о
германцах очень много͕ и Павсаний
3
͕ грек͕ и Помпоний
4
.
Они

писали не тенденциозно. По сравнению с нынешными
временами͕ когда о противниках пиш т только одно
дерьмо и грязь͕ римляне писали о противниках достаточно
важительно

и

ез пре величения. Никаких страстей͕ типа
людей с дв мя головам
и или с песьими хвостами͕
никакого людоедства нет. о есть они писали то͕ что
видели͕
л
и о о
пирались на
свидетельства͕ которым
доверяли. Но все равно то интерпретация͕ даже
о ъективная римская.

Про лема͕ что римляне искренне
считали
͕ что всех народов од
на и та же религиозная
система. о есть
,

галлов или кельтов
͕ них

есть
свой
Аполлон͕ свой Зевс
.

Н
о если Аполлон͕ то тогда Юпитер͕ да.

У них своя Венера͕ своя Минерва͕ своя Диана. Они искали
в пантеонах огов соответствия и пытались все под
т
свою
олимпийск ю религию͕ под свое

римское

представление о мире подогнать. А оно далеко не всегда
совпадало. о есть на самом деле оги и огини языческой



1

Записки о Галльской
войне

(лат. Commentarii de Bello Gallico)


сочинение
Гая Юлия Цезаря͕ в восьми книгах которого он в прис щей ем точной͕ сжатой
и нергичной манере описал своё завоевание Галлии в 58
-
50 гг. до н.
.

2


(или Гай)

(лат. Publius Corne
lius acitus
или
Gaius
Cornelius acitus͖
середина 50
-
х


ок. ϭ20 года)


древнеримский историк͕
один из самых известных писателей античности͕ автор трёх не ольших
сочинений

»͕ «Германия»͕ «Диалог о ораторах») и дв х ольших
исторических тр дов

(«История» и «Анналы»).

3


(греч. Παυσανίας͕ лат. Pausanias)


древнегреческий писатель и
географ II века͕ автор своего рода античного п теводителя «Описание
Эллады».

4

Помпоний

Мела (лат. Pomponius Mela)͕ творивший около 43 года н.
.
,


самый р
анний римский географ.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

4


Евро
пы͕ кельтский͕ скажем͕ пантеон͕
совершенно не

о язательно
повторял греческ ю
олимпийск ю систем .
Не
ыло них своего Зевса. Да͕

них ыло

верховное
ожество.
И
то ожество

тоже
͕ раз меется͕ росало
громы и молнии. Это о щее индоевропейское
представление. Индра


ог молний индийцев.
Церн ннос



ыл такой ог

галлов͕ Пер н


славян͕ Зевс


римля
н
.

В
сех их изо ражали одинаково: то͕ как
правило͕ зрелый м жчина͕ не юноша
-
красавец и не
старик͕ такой зрелый м ж͕ непременно с окладистой
ородой͕ с черными͕ может ыть͕ ч ть
-
ч ть с проседью
волосами и с выражением лица͕ полным достоинства
королевского.
Молния


его главное ор жие. Эта молния


самая
͕ так сказать͕

несокр шимая часть его арсенала. И он
команд ет всеми остальными огами. Но вот как
команд ет? По
-
разном . Ведь Пер н славян
,

он не ыл
князем над остальными ожествами. Он ыл просто
главным
в людских молитвах͕ но каждый ог жил сам по
се е. Может ыть͕ в какой
-
то степени то действительно
отражает племенной клад. У каждого племени своя
территория͕ свой князь͕ свои занятия и͕ в каком
-
то смысле͕
свое ожество.

Что мы знаем о др идах? Что они
очень серьезно
относились к своим священническим о язанностям и они
ыли в основном именно жр
ецами. У
священносл жителей же

мог т ыть разные о язанности:
они мог т ыть чителями͕ они мог т ыть с дьями
третейскими͕ они мог т ыть врачевателями͕ как шаман
ы͕
колд нами͕ предсказателями д щего͕ заклинателями
д хов͕ а мог т ыть и со ственно священносл жителями.
Что то значит? Приносить раз
ноо разные

жертвы и
просить

о чем
-
то д хов или

огов. Вот др иды
,

по
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

5


преим ществ ͕
par

exellence
͕ они ыли как раз жрецы. Они
приносили огам жертвы͕ вст пали с ними в диалог и
мели тих самых огов как
-
то милостивить. Надо
сказать͕ что ожества европейского язычества͕ некоторые
из них͕ отличались довольно изрядной кровожадностью.
Ведь
и
в
иеве Пе
р н на его золотом стол
е приносились
человеческие жертвы. Это ж правда. И некоторые
ожества кельтов и германцев͕ в осо енност
и германцев͕
человеческих жертв

тре овали. Причем каждый ог
тре овал ее в осо ой форме. онечно͕ таких страстей͕ как
ацтеков͕

что по тридцать человек каждое тро͕ а на
праздник непременно что ы несколько тысяч͕ таких
жасов них не ыло. Но оги тре
овали своего. Но

там

иной взгляд ыл
на то дело. Некоторые оги тре овали
жертвы из чистой кровожадности͕ как ацтекские ожества
.
Их ничего др гое͕ кроме крови и мяса͕ не могло
довлетворить. Для
др гих то ыл знак

лагочестия и
почитания со стороны людей͕ а в третьих͕ самых сложных
сл чаях͕ такое жертвоприношение возвращало к идее
сотворения мира.

Считалось͕ что ыло некое перво
с щество͕ и из плоти и
крови того первого с щества потом создан мир. У
вавилонян͕ если вы помните͕ мы говорили с вами о
ч довище иамат͕ с которым сражался ог Мард к͕ и ог
Мард к по едил т иамат. Причем иамат


женщина. А
Мард к


м жик. Это подчерк
ивалось. Женщина
есть

воплощение хаоса. иамат


огиня моря. Море


хаос͕
женщина его носительница. Мард к


с хоп тный парень


ее по едил. И как он пост пил с ней? Разр ил ее тело (
н ͕
она выглядела отчасти как женщина͕ отчасти

как дракон͕
химера такая
)
͕ разр ил ее гигантское тело на много
к сков͕ из ее крови возникло море и океан͕ из слез͕
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

6


которые она проливала͕ реки и озера͕ а к ски ее плоти
,

вот
ти гигантские
,



то и есть острова и континенты. Это
очень распространенный мотив во многих мифологиях͕ о
том͕ что ыл некий первочеловек͕ громадный͕ гигантский.
Вот из его разр ленного тела возникло все то͕ что мы
видим сейчас как Землю. Заканчивая романтический
разго
вор о жертвах͕ скаж ͕ что некоторые из огов
тре овали͕ что ы жертв рит ально топили. Был
кельтов ог
евтат
5
͕ который

считался прародителем
ольшинства кельтских племен. И для него
жертв
специально

топили

в

чане с водой͕ причем вода должна
ыла ыть
непременно проточной͕ из озера нельзя ыло
рать или из пр да͕ непременно из реки. Наполняли чан͕
ронзовый котел͕ и человека͕ как правило͕ пленника͕

засовывали
т да вниз головой. Его связывали
предварительно
и оп скали вниз головой. Жрец
специально и оп скал. Причем жрец такой красавец͕
нарядный. Сохранились рис нки. р гом стоит веселая
праздничная толпа. акие
жертвоприношения

ыли еще
во в
ремена римского завоевания͕ т
о есть за пар столетий
до нашей ры.
И
они ыли в полном ход .
Др гие оги
тре овали͕ что ы человека повесили на дереве и из него
вып стили всю кровь. И только тогда они ч вствовали се я
в порядке. Некоторые тре овали͕ что ы сожгли в
деревянном коро е͕ др гие͕ самые противные͕ тре овали͕
что ы
сажали на кол для них. Все то ыло. Римляне
первые͕ кто стал ороться против человеческих
жертвоприношений͕ поскольк в самом Риме тот о ычай



5

евтат

-

в кельтской мифологии ог. Этимология его имени восходит к слов
«племя» и позволяет считать евтата огом племенного коллектива͕
покровителем военной и мирной деятельности.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

7


очень давно из потре ления вышел. стати͕ Цезарь ыл
последний властитель͕ при котором официальные
жертвопринош
ения͕


не

ийства͕ вы понимаете͕
ийства ыли всегда͕


не казнь͕ а жертвоприношени
е

[человеческое]

как религиозный акт

состоялось͕ когда он
ыл конс лом. огда он стал диктатором͕ он то отменил.

У римлян то тоже ыла довольно романтическая вещь:
чело
века живьем закапывали͕ в специальном месте. Это
тоже считалось посвящением огам. В том плане
отличалось ли язычество Европы от
всех остальных

архаических к льтов? Нет. Человеческие жертвы ыли. Но
по сравнению

с ацтеками нам то кажется же п стяками.

Здесь͕ конечно͕ стилизованная картина: такая
красавица.





онечно͕ такая ником вреда не причинит. Хотя зачем
нее серп на поясе? А серпом͕ вы же знаете͕ каких можно
достичь высот. Серп и с молотом рифм ется͕ н и воо ще.

Серпом и по х можно попасть. З
ачем ей серп͕ непонятно.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

8



Др идские священносл жители приносили жертвы
нео ы
чные͕ с точки зрения͕ например͕
христианского
огосл жения. Они о ожествляли деревья͕ знали͕ каком
дерев как сл жить.
Если ы видели д
р идский гороскоп
,

он составлен по деревьям. И͕ по мнению др идов͕
каждом тип людей соответств ет некое дерево. Есть
люди
-
клены͕ люди
-
вязы͕ люди
-
д ы͕ люди
-
ерезы и так
далее. Это͕ кстати͕ тоже прекрасно сохранилось в
фольклоре. Разве
нет? « ак ы мне
ерезе

к д
пере р
аться»
6
.
Разве

нет?
Березка


то символ чего?
Березка͕ она в р сском фольклоре м жик?

Ст денты
:

Нет.

Мацих
:
А почем ? А д нао орот. А как вы полагаете͕
реально дерево͕ какого оно пола?

Ст денты
: Оно.

Оно есполое.

Мацих
:
Вот как! Но ерезк мы ведь
говорим:

«романтическая ерезка»͕
«
вот
стайка ерезок͕ как
дев шек͕ вы ежала на пригорок»͕ а т т ид т д ы

выпить
пива͕


то же все а солютно языческий взгляд. И

смотрите͕

весь фольклор

и вся по зия лю ого народа на
том͕ со ственно͕ и основывается. Почем
-
то мы считаем
ерезк женщиной͕ к том же даже еще
часто
и не
женщиной͕ а молодой девой.

Р
я ин ͕ калин . А͕ скажем͕
д ͕ ясень͕ к͕



м жики͕

хотя то а солютно ни на чем не
основан
о. Вот вам
классический
языческий пантеон. У всех
европейских народов так. Но франц зов
ереза


bouleau



она

как раз м жского рода. И ереза как раз


символ
стойкости͕
ереза


символ

воина͕ а вовсе даже не
девичьей красоты. Вот такие дела. В том
плане есть



6

Неточная с
трочка из р сской народной песни
« онкая ря ина»

(п
ерера о
тка
стихотворения И. С рикова «
Р
я ина»
)


Прим. Ред.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

9


отличия͕ но подо ление человека дерев


то как раз
европейская че
рта.


А вот то серьезный парень.





Н
е говорите того ем .

Ст дентка
: А «здравств й͕ дерево»


тоже от того?

Мацих
:
«Здравств й͕ дерево»


в смысле
от
ольшого
ма?

стати͕ д смышленый?

Вот если человека назвать
д ом͕ то означает его смышлен
ость

и о чаемость?

Ст дентка
: Нет.

Мацих
:
А почем так?

Ст дентка
:
репкий.
Он не поддается.

Мацих
:
Д не поддается͕ а вот липа͕ она мягкая. Липа в
смысле подделка͕ потом
что из липы в
ырезали

разные
шт ки.
Вот такие вот дела.
Связь с лесом͕ видите͕ даже на
таком ровне. Уподо ление людей деревьям и
приписывание деревьям совершенно человеческих
свойств.


Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

10


Это ог Один




Он же в др гом произношении Вотан. Бог скандинавов
и
германцев. рылатый шлем него
,

и крылатый шлем͕
как вы помните͕ ыл и греков. У Мерк рия
,



Гермеса
греческого͕ Мерк рия римского


него тоже крылатые
сандали
и

и крылатый шлем для того͕ что ы он
по
ыстрее
перемещался͕ и о то ог торговцев и воров.

А Один то
н жно исключительно для войны. Это ог войны. И война
его главное занятие.

О Одине с ществ ет множество саг и по м͕ которые
складывали скальды


певцы воинских подвигов. Один
сражался с

многочисленными
своими
врагами:
великанами͕ змеями͕
монстрами͕ ч довищами
. И всех их͕
раз меется͕ по еждал. Главным его ор жием ыл меч͕
которым он владел л чше всех жив щих. Для викингов͕
чтивших Одина как своего не есного покровителя͕ ыло
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

11


исключительно важно мереть с мечом в р ке͕ и
желательно при том
в тот момент͕ когда те я ивают͕
говорить имя
«
Один
»
. Но отк да ты знаешь в итве͕ когда
те я ьют? По том ͕ когда они ежали в атак ͕ они
кр
ичали слово

«Один» непрерывно. Это же само по се е
наводило на врагов страх. В какой момент те
я

смерть ни
пости
гнет͕ ты мрешь правильно
,

как подо ает м жчине:

в
итве͕ с мечом в р ках и с именем Одина на стах. Это
чисто европейская идея: единственно достойная м жчины
смерть


с мечом в р ке.

Воинственность свойственна всем
европейским народам
:

и
грекам͕ о которых

мы говорили͕
самом о разованном европейском племени в
античные времена͕ и тем народам лесным͕ которые потом
греческ ю м дрость через христианство заимствовали.
Есть песня замечательная Ро ерта Бернса
7
:

ак весело͕

О
тчаянно
,

Ш
ел к вис
е
лице он͕






не помните?


В последний час
,

В

последний пляс
,


П
стился Мак
ф
ерсон
:

-

Я жизнь свою

п
ровел в ою



У
мр не от меча.

Изменник предал жизнь мою

В
еревке палача
.

П стите десять молодцов


Я

одолею всех
...





7

Ро ерт Бернс. Макферсон перед казнью (перевод С. Маршака) См. ниже

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

12


Вот так раз ойника
Мак
ф
ерсона (
из песни понятно͕
что он ыл раз ойник)͕ него есть свое понятие
о чести͕ и

он мечтает мереть с мечом в р ках͕ а должен мереть как
злодей и вор на
виселице
.

Верховный ог͕ конечно͕ ог войны. И сын его ор


он
тоже воин. Но него же немножко
иные ор дия.

О͕ то ор.




Он тоже парень хоть к да͕ но в р ках него молот.

Этот
молот он использ ет и как оевое ор дие͕
и

как вот
реальные молоты ыли.
Хотя в

итвах молот͕ конечно͕ не
самое ффективное ор дие͕ чего т т говорить. опор͕
скажем͕ или меч
͕ конечно͕

значительно ффективнее. Но
ыли люди͕ которые и молотом владели.

Молот означает
переосмысление взгляда на огов͕ то есть ог не только
воин же тепер
ь͕ в том поколении͕ а он еще и к знец.

Он
выковывает новое ор жие͕ и лагодаря том ͕ как всякий
сын͕ превосходит своего отца.


Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

13


О ра отка металлов͕ и осо енно самого смертоносного
из них


железа


исключительная для европейской
цивилизации черта.

Ни инди
йцы͕ заметьте͕ ни китайцы͕
что ж говорить про цивилизации Африки или Америки͕
железа о ра атывать не на чились. Народы Европы
на чились его плавить и делать железный меч͕ железное
копье͕ железный пл г очень͕ очень
давно.

И лагодаря
том народы Европы


еще и лагодаря том


оставили
далеко позади все остальные народы.

Европейские армии
ыли непо едимы среди прочего еще и потом ͕ что они
ыли воор жены железными мечами.

Железный меч
перер ал ронзовый͕ не говоря о медном͕ просто
пополам. По том
столкновение оевое длилось ровно
полторы мин ты


до первого ольшого дара.

Европейские народы освоили железо͕ хотя шанса них на
то не ыло осо ого. В Индии͕ в итае залежи металлов н
нич ть не меньше. Но на чились плавить именно
европейцы. знецы к
ак осо ая профессиональная каста
з
аняли сраз очень высокое место в иерархии всех
европейских народов. знецы отдельно жили. к знецам
относились как к колд нам͕ ч ть ли не как к огам.

Фамилии͕ связанные со словом «к знец»͕ самые
распространенные почти
во всех европейских языках.

В
р сском языке знецовых гораздо ольше͕ чем Ивановых.

А знецовых и овалевых ольше раза в два.
Исключительное важение оказывалось к знец ͕ и о͕ во
-
первых͕ к знец творил новое из старого͕ а то под сил
только огам. Он р
ал два камня: рыжий камень


железн
ю р д и черный камень


голь
и мел

как
-
то их
сплавлять͕ и пол чалось нечто совершенно не ывалое.
Совершенно не ывалое. В древности металл ргия͕ она
ведь ыла гораздо примитивней нынешней
,

главным
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

14


о разом

потом ͕ что н
евозможно ыло развести огонь
очень высокой температ ры.
о есть н
и материалов таких
огне порных не ыло͕ и потом͕ если печь... доп стим͕
можно ыло высыпать т да прорв того
самого
гля͕ но

тогда

жар ыл такой͕ что никто
ы
к той печи не подошел
ы. о есть то ыла сложная инженерная задача.
Свои

оевые качества меч͕ копье͕ кинжал͕ кольч га͕ наконечник
пл га прио ретали на наковальне. И ковка тогда ыла
сродни и производств стали из ч г на͕ и со ственно
ковке͕ как сейчас͕
и даже сварке. Мастера
... З
наменитый
франкский меч͕ за который ара ы отдавали пятнадцать
чистокровных лош
адей во время крестовых походов.

О
ни
не мели таких делать. Франкский меч


реально очень
мощное ор жие͕ вершина тогдашней металл ргии
.

О
н

состоял из н
акованных др г на др га͕ то есть реально
сваренных сваркой
такой
к знечной
,



из
пятнадцати
полос. По том
он
т
ак дорого стоил. Японцы то

мели
делать.
М
еч
ешено
дорого стоил. И на каждом мече͕ и
европейском͕ и японском͕ вы ивалось имя его мастера.
Имена

тих мастеров знали все. И какое количество легенд
о мечах и в Японии͕ и в Европе
!

Потом
что те͕ кто меет
так

делать͕ они

то очень ценят.

Ст дентка
: Но Европа раньше Японии то делала͕ да?

Мацих
:
Независимо др г от др га. Да͕ Европа раньше
Японии͕ но

независимо др г от др га. о есть Европа
ничего не знала про Японию͕ а Япония понятия не имела
про Европ ͕ но с железом мели о ращаться и те͕ и др гие.
Вот о ратите внимание на т черт


к льт меча. Ни
одного др гого народа он не сложился. Не воо ще
ор жия͕ а именно меча. Вот с помощью молота к ется
некое новое качество. И ме
ч͕ который и римлян ыл
хорош

и славен͕ а европейских рыцарей стал просто
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

15


священным предметом. ак говорил один из
средне
вековых монахов: «Стыдитесь͕ вы!


говорил он
рыцарям.



Д
ля вас меч важней креста». А ведь оно так и
ыло. Рыцари дорожили мечом ольше͕ чем со ственной
жизнью. И сам раи говорили: «Меч


д ша сам рая».

о
есть то же ыло ольше͕ чем ор жие. Это ыло нечто из
др гого мира


из
мира огов. И посредниками
межд
людьми и огами выст па
ли

как раз к знецы͕ по том в
европейской символике молот


то не просто молоток.
М
олот


вещь исключительно значимая. Удар молота
прекращает разговор: молоток а кционщика͕ молоток
с дьи. Молот


то нечто окончательное и заве
ршающее.

Ст дент:

А знаки серп и молот?

Мацих
:
Знаки серп и молот.
Молот


по еда над
пространством͕ а серп


над временем.
А п
очем то так͕
вы знаете потом в свое время.


Сл чка ра очих и крестьян... Или как? Смычка? Стачка?
Все время п таю...
Что там ыло с тими ра очими? чка?
Подождите͕ вы п таете меня. С
т
чка


то латышский
революционер. Стачка


то
то͕ чем занимаются все
российские тр дящиеся. С чка


то со ирательное
название всех соседей. еперь. А там что ыло?

Ст дентка
: Н ͕ сл чка
͕ скорее всего.

Мацих
:
Сл чка. Ра очих и крестьян. Да. о есть их

гр о
͙


Это первичный лемент.
ак как всякая масонская
м лема
,

а серп и молот


м лема масонская
,

она имеет
два пласта: первое


ра очие и крестьяне͕ то͕ что мы с
вами с детства знаем͕ городское и сельское на
с
еление͕ а
гл инный пласт


он͕ конечно͕ совершенно иной.

Это
по еда над пространством и над временем. аким
о разом серп по едил время
?

Я

не зн
аю͕ надо ли вам
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

16


говорить. Я оюсь вас огорчить. А вот как молот по едил
пространство


то легко. Молот по еждает пространство
тем͕ что он его прео раз ет.
Молот



главная
прео раз ющая сила. Это главный инстр мент для
создания нового из прежде ывшего. о
лько к знец может
так сделать
.

П
отом что глина ведь ыла͕ гончар
просто

форм придал.

Дерево росло. Н да͕ лесор ср ил͕ а
плотник о тесал. Но в принципе͕ то то же дерево͕ оно ж
е

не стало иным. Н ͕ легко знать стол вот в том ясене͕
который порога та
м ш мел. А железа не ыло. Не ыло
меча. знец создал его. В том смысле его ра ота


то
ра ота деми рга. Ра ота создателя на ровне
ожественности.
М
олот прео раз

ет пространство вокр г.
И лагодаря молот человек прио ретает власть над
пространством.

Ст дентка
: А с серпом
-
то что?

Мацих:

А с серпом нормально.

Ст дентка
: А что?

Мацих:

Если попасть им по молот ͕ пол чается
из мительно.

Ст дентка
: Почем вы говорите͕ что мы расстроимся?

Мацих:

Вы расстроитесь почем ? Во многой м дрости
потом что много печ
али.

Ст дентка
: о есть то сакральные знания? Про серп?

Мацих
.

Да. Н ͕ не знаю. Посмотрим.
Я спрош Юли и
Лены͕ если они о е разрешат͕ согласованно͕ тогда я
расскаж ͕ если нет͕


извините. Нет͕ но должно
же
ыть
что
-
ни дь святое? Но пока



нет͕ межд ними нет
согласия. Леночкино выражение
л
ица не с лит серп
ничего хорошего.


Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

17




«
Хороша ыла Мар ся? раше не ыло в селе
»
.
8

Дева͕
которая древо. В воззрениях европейских народов вещь
исключительная
и
потом ͕ что я вам сказал͕


древеса
подо ляли людям͕ и из
-
за мирового древа͕ помните͕
которое пронизывает со ой все мироздание. Мы говорили
о том довольно давно͕ когда о шаманиз
ме еседовали͕
но͕ надеюсь͕ вы не за ыли. Вот та дева͕ она


д ша
дерева. Вот интересным о разом͕ настолько лесные
народы лю или деревья͕ среди которых жив т͕ что
полагали͕ что деревьев есть своя д ша. В некоторых
сл чаях плющ считался͕ например͕ д шой
ка или гра а͕
вокр г которых он о вивался
;

омела считалась д шо
й
д а͖ дикий виноград͕ скажем͕

д шой каких
-
то др гих
мощных растений. И д ша та могла выходить из тела. то



8

Искаженная строчка стихотворения Сергея Есенина «Хороша ыла анюша͕
краше не ыло в селе»
-

Прим.
Ред.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

18


видел так ю прекрасн ю дев ͕ том открывалась тайная
часть природы. Но ыло и нек
ое древо др гое͕ которо
го

никто из людей͕ конечно͕ видеть не

мог. У германцев то
ыл ясень͕ который
назывался длинным словом
Иггдрасиль
9
. По
-
честном о
но пишется с дв мя г и с дв мя
«Д».
ак то можно произнести? Иг
-
гд
-
д
расиль
. И тот
ясень ыл огромных размеров͕ циклопических. Он ходил
листвой за о лака͕ люди видели его ствол͕ а корень его
шел в нижний мир͕ который назывался по
-
германски Хель.
Сравните͕
как по
-
английски «ад» [
hell
].

Это та самая
о ласть. И в ней не ыло ничег
о адского͕ в смысле там
никто никого не
карал͕ не
м чил͕ то ыл просто
подземный темный мир. Но ясеня того ыла с самого
начала несчастливая с дь а.

Вот т т очень интересный взгляд европейских народов͕
осо енно германцев и кельтов͕ на мироздание. В са
мой
стр кт ре мироздания заложен
а идея

кон
ца

света. Причем
конец придет о язательно. Не вечный кр говорот͕ как
индийцев͕ а идея того͕ что то͕ что началось͕ непременно
закончится. Причем конец должен ыть трагическим. Что
-
то
есть
в мировоззрении всех евро
пейских людей
трагическое. Может ыть͕
от иного ощ щения смерти или
по
др гим каким
-
то причинам͕ сложно мне сказать. Но ни
в одной др гой теологической системе не деляется конц
света͕



не просто индивид альной смерти каждого
человека͕ а именно конц све
та


схатологии (от
греческого схатос


конец)͕ конц всего видимого мира͕
не деляется такого огромного значения. В исландских



9

В
скандинавских языках слово «Иггдрасиль» пишется с одной квой д:
Иггдрасиль

(
также
Игдразил
,
швед.

Yggdrasills,
Yggdrasil
)

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

19


сагах͕ которые записал в ϭ
2

веке

такой
Снорри Ст рл сон
10



великий исландский по т
и
мифолог. « р г земной» он
то

назвал. По его мнению͕ мир о язательно придет к
своем конц . И вот легенда германского ясеня Иггдрасиля
четко показывает͕ как то дет. Момент͕ когда ясень
дорос корнями до конца Хеля͕

ада͕

до самого основания͕ а
кроной пронзил о лака͕


в тот самый мо
мент начались
ясеня неприятности. Некий олень͕ мифический͕ о ъедает
его кор и листья͕ некий червь внедрился в его ствол и
точит его изн три и͕ на
конец͕ дракон͕ Йохван͕ по
-
моем
,

назыв
ается
11
͕ который ест

его корни.

Но ясень громадный
,

и

он как ы

о ладает некой инерцией. Они не сраз ͕ все
ти олень͕ червяк и дракон͕ с меют его по едить. Но то
вопрос времени͕ то есть все живое о речено. Гл окая
печаль и ощ щение трагизма ытия лежит в основе
европейского мировоззрения. Даже на ровне самого
прост
ого язычества.

о есть не просто я мр ͕ а весь мир
р хнет. Вот такого нет ни в Индии͕ ни в итае. Я говорю
сейчас о развитых системах. Оставим пока Африк . акое
ощ щение того͕ что непременно всем придет конец. Все



10


(исл. Snorri Sturluson͖ ϭϭ78͕ Хвамм


23 сентя ря ϭ24ϭ͕
Рейкьяхольт)


исландский скальд͕ прозаик͕ историограф и политик. Снорри
ольше всего известен как автор Младшей Эдды͕ состоящей из «Видения
Гюльви» (Gylfaginning)͕ где

излагаются сюжеты скандинавской мифологии͕
«Языка по зии» (Skáldskaparmál) и «Перечня размеров» (Háttatal).
О щепринято͕ что Снорри является автором « р га земного» (Heimskringla)͕
хотя некоторые ченые то мнение оспаривают. « р г Земной»


то
о ширный
свод саг͕ посвященных норвежским кон нгам от легендарных
времен вплоть до ϭϭ77 года. Снорри также приписывают авторство саги о
Эгиле и Отдельной саги о Олаве Святом.

11

Мировой змей͕ о вившийся вокр г корней Иггдрасиля и поддтачивающий

их͕ в скандинавской мифологии называется Йорм ндганд.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

20


мироздание смертно͕ и нет надежды на во
зрождение. Это
очень противоположно восточным религиям͕ если
восточными считать и Египет͕ и Вавилон͕ и И дею. ам͕
нао орот͕ всячески стремились смерть преодолеть:
переселение д ш͕ метапсихоз есть
͕ колесо сансары
͕ «нет͕
весь я не мр ! Д ша в заветной лире

мой прах переживет
и тленья ежит».

А ти говорили: « ы
-
то͕ может͕ ты и
переродишься в кого
-
ни дь͕ н там͕ кто в ка ана͕ кто в
зайца͕ кто в змею͕ но то не имеет никакого значения͕
потом что рано или
поздно

все мироздание͕ все͕
накроется». Вот то вот
лю опытная
вещь
кельтского͕
германского и скандинавского мировоззрения. онец
света неиз ежен. И всем тогда придет конец.

Н
а самом деле л чших европейских писателей та
гл око языческая идея о язательно прис тств ет в
творчестве. Это делает их такими н
еотразимо
прекрасными.

Несмотря на все стенания христианства о
том͕ что «
смертию смерть поправ» и возродился͕ и воскрес


и то все и признавалось
врод
е и
вполне искренне. Но
как в гл ине д ши живет вера в приметы͕ как ст к яйцами
гораздо важнее͕ чем вся
пасхальная высочайшая теология͕
такое преодолени
е смерти͕ так и здесь: что ы ни

говорило христианство͕ создавшее громадн ю
цивилизацию в Европе͕ но в гл ине д ши европейского
человека͕
и
осо енно мыслящей его части͕ всегда живо
то гл око языческое
ощ щение
͕ очень древнее


все
равно всем придет конец.

о есть то неиз ежно. Вот то
memento

mori



помни о смерти
͕ всегда͕

в самый сладкий
и замечательный момент. «О чем ты д мал в то мгновенье͕
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

21


когда не д мает никто
?
»
12
. Да
?

И желание заглян ть за
край и на самом деле гл окое неверие в то͕ что
ессмертие достижимо. Европейское мировоззрение
очень трагично по с ти сво
ей. И хотя «тр
агедия
»
,

вы
правильно говорите͕


т
о «песнь козлов»͕ но ведь козлы

то же не

о язательно козлы

в нашем нынешнем
российском латном понимании. озлы


то просто
животные. А почем козлы поют во время

трагедии? Они
понимают͕ что их принес т в жертв
: « очат ножи
латные͕ хотят меня зарезати».

Это ощ щение
неиз ежности трагического исхода. Вот траге
дия как жанр͕
в чистом своем виде͕ могла родиться только в Европе.
Причем трагедии в греческом варианте͕ нее же есть
четкие жанровые ограничения͕ сейчас они не очень
со людаются. Греческое изо ретение
,

театр
,

стало ешено
поп лярно. И именно в Европе. В Индии никакого такого
театра нет. Японцы͕ которые все к льт ры принимают͕


никальное явление японская цивилизация͕


они приняли
и европейский театр
.

Но͕ скажем͕ итай к том а солютно
равнод шен при всей гр
омадности тамошней к льт ры. И
исламский восток к театр а солютно равнод шен.
Никогда никаких попыток не ыло что
-
то такое похожее
сделать. При всем колоссальном огатстве исламской͕
осо енно ара ской литерат ры. азалось ы͕ один шажок
от литерат ры до т
еатра͕ но никогда тот шажок
даже
попытки не ыло сделать. А вот здесь все народы Европы
приняли театр͕ как свое. Назовите мне стран ͕ где театра
нет. азалось ы͕ что может ыть
дальше
воо ще от



12

Слова͕ сказанные Мефистофелем Фа ст : «Что д мал ты в такое
время͕ когда не д мает никто?» // П шкин А. С. Сцена из «Фа ста»



Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

22


цивилизации͕ чем Россия? И какой театр!
И не Москва ли



гор
од
ок
͕ недалеко от которого мы живем͕


то
театральная Мекка
?

А то ж͕ казалось ы͕ так далеко от
всего. Вот ведь какая интересная шт ковина. А театр ез
трагедии что такое?
Это о
дни сплошные хаханьки. Именно
трагическое ощ щение дает театр его многомерно
сть и
наполнение. Разве не так? ак вот͕ трагедийное
представление


то͕ конечно͕ гл око греческое͕ гл око
европейское

изо ретение
.

Ст дентка
: Почем европейцам ыло свойственно
трагическое
мировоззрение
?

Мацих:

Не знаю͕
Олечка. Вот

так вот они понимали
трагичность ытия. Например͕ лю овь


то хорошо или
нет?
С

европейской точки зрения͕ европейская к льт ра и
цивилизация понимают͕ что лю овь


то олезнь.
Нормальное состояние человека


то невлю ленность.
Это норма. Если человек в
лю ился



он

за олел.
Евро
пейская цивилизация как таковая: «
все великие
лю овники


все ольные
»
. Именно ольны лю овью.
Оставьте
сейчас

все ти пошлые
коннотации
13
͕ мы

говорим
о
трагических
вещах. Лю овь


то олезнь: ристан и
Изольда олеют и не мог т в
ыздороветь и очень тяготятся
той олезнью. Лю овь непременно кончается трагически͕
потом что по
-
настоящем трагедией должно закончиться
все. Все͕ по
-
настоящем достойное͕ должно иметь
трагический финал. В хороший конец͕ например͕ в
ессмертие͕ европейска
я цивилизация не верит.

Ст дентка
: Для полноты ощ щений͕ может ыть.




13

оннотация

-

(позднелат. connotatio͕ от лат. con
-

вместе и noto
-

отмечаю͕
о означаю)
-

логико
-
философский термин͕ выражающий отношение межд
смыслом (коннотат) и именем или комплексом имен.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

23


Мацих:

Можно͕ Олечка͕ ск
азать͕ что для полноты
ощ щений

такая вот
о ще
мировоззренческая черта. Вы
европейская дев шка?

Ст дентка
: Не по
знав

свою
трагеди
ю
͕ не поч вств еш
ь
се я счастливым͕ а
индийская

цивилизация наи олее
огранич
е
нн
ая

моционально
͕ как я понимаю.

Мацих:

Не знаю. Не готов сказать. Я знаю͕ что ничего
похожего н
а трагическое ощ щение в театре (
не в жизни͕ в
жизни все знают͕ что такое трагедия
),

а вот театральные
переживания͕ похожие на трагедию͕ ни индийцев͕ ни
китайцев͕ ни ара ов͕ персов


великих народов


не
сложилось.

А трагические переживания
ти они меняют
человека изн три͕ и п
ол чается очищение͕ преслов тый
катарсис. Великий актер

сказал как
-
то: «Много пол чал я
комплиментов͕ но один раз пришел ко мне (
а

он ыл
деп тат.
Н ͕
то ыло в советские времена. акая ыла
о щественная нагр зка)
пришел ко мне на прием
чел
овек
как к деп тат и сказал: «В
ы знаете͕ вам надо осторожнее
ыть с в
ашими театральными делами. Я посмотрел
спектакль (актер то ыл Москвин знаменитый)

«Царь
Федор Иоаннович» и после
того ч ть не попал под
машин ».
огда в Москве машин ыло͕ н ͕ как вертолетов
сейчас. Вы под вертолет могли ы попа
сть?
Н
адо сильно
постарат
ься
. И вот он настолько ыл вне се я͕ что
он не
видел воо ще к да идет

и ч ть не попал под машин . И
Москвин говорит: «Вот тогда я понял͕ что я не зря все
терплю͕ и моя проклята
я

актерская доля


то л чшее из
того͕ что
я
мог

». Расплакался͕ о нял его и сказал:
«Хорошо͕ я д осторожнее͕


н и дальше

говорит
,


я
понял͕ как надо ответственно относиться!»͕


и дальше вся
та риторика трехкопеечная. Вот о ычный зритель͕ я не
знаю͕ сколько он до того ыл в театре͕


он посмотре
л͕
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

24


его потрясла пьеса
,

вся над манная͕ и говорят стихами͕
сюжет из средневековой жизни. Что ем тот царь Федор
Иоаннович͕ который спр
а
шивает стами Москвина: «Я
царь или не царь?»
͕ н
о его как проняло
!

Вот тот катарсис


очищение


то чисто европейская в
ещь.

атарсис͕ он
выковывается молотом того самого ора. Это о том
писал П шкин: « ак тяжкий млат͕ дро я стекло͕ к ет
лат»
14
.

Д ша должна тоже созд
аваться͕ вот квально͕
как меч на наковальне.


акие лю опытные черты в язычестве. Язычество


то
ведь
нео язательно что
-
ни дь д рное͕ плохое͕
архаичное. Они ыли не гл пее нас
,

ти люди. Они не
знали сложных технологических вещей͕ но для своего
времени очень много лю опытного изо рели. Мы
же
с
вами п тешеств ем в п
ространстве и времени͕ мы видим

народы͕ к
оторые не прид мали ни колеса͕ ни водяной или
ветряной мельницы͕ ни пряжи͕ ни животных не
доместицировали
.

А

в Европе все то сделали

есконечно
давно. Нам есть чем гордиться. Но ощ щение трагедии


то то͕ с чем лю ой европейский человек живет.
Н ͕
раз м
еется͕

кроме тех счастливых͕ которые ра отают в
Сити анке. Этим ведомо тол
ь
ко стремление вперед. Но
остальным
,

да͕ остальным свойственна некоторая
трагическая черта в мировоззрении.

Ст дентка:

А можно спросить вас͕ герои олкиена
15
,

вот
ти все товарищи͕
они тоже отт да?




14

Цитата из по мы А. С. П шкина «Полтава» (Песнь ϭ)

15

Джон


3

января

ϭ892 года



2

сентя ря

ϭ973 года
)



английский писатель
,

лингвист

и

филолог
. Наи олее известен как автор
повести «
Хо ит͕ или да и о ратно
»͕ трилогии «
Властелин колец
» и их
предыстории



романа «
Сильмариллион
».

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

25


Европейское язычество?

Мацих:

Это переосмысленное европейское язычество͕
основано на хорошем знании кельтского и германского
фольклора. Но там много выд манного. Например͕
го лины описаны͕ но не так͕ как олкиена.

Ст дентка:

Сейчас ведь
очень много литерат ры о
том и
каком
-
то олее древнем язычества
,

и всякие игры
есть͕ связанные с той тематикой. Она дальше
развивается͕ развивается.

Мацих:

Развивается не тематика. Развивается
коммерческий проект по выкачиванию а ок из лохов. Это
я гов
орю высоким штилем. Или͕ говоря͕ как нас в
деревне͕ люди напали на хорош ю жил ͕ раскр тили ее
как ренд и
,

поскольк лохи пок пают и лояльны к ренд ͕
то они то делают кр то. Это не имеет никакого отношения
ни к фольклор ͕ ни к язычеств ͕ ни к реальным

персонажам͕ которые в кельтских сказаниях ыли
описаны. Это все плоды его фантазии͕ вот так раскр тил.
Н ͕ то не так плохо. Это л чше͕ чем про Павлика
Морозова.

Ст дентка
: А гномики ыли?

Мацих:

Н конечно! Гомики͕ вы имеете в вид ?

А͕
гномики! Да͕ конечно. И тролли

ыли
͕ раз меется. Вот
возле моего дома жила целая семья. Выводок͕ да. Потом
они к да
-
то делись. С тех пор͕ как начали активно
разводить козлов͕ гномики шли. Др гих красной рт тью
повывели. Но есть͕ есть͕ конечно. Гномико
в полно везде.
Надо только осмотреться. Вы
разве не встречали
гномиков?

Я͕ ез словно͕ верю! Моя главная черта


то
доверчивость. аждый͕ кто меня знает... Вы͕ главное͕ не
за ывайте͕ помните͕ я вам говорил: нас самый сильный
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

26


приворот. И на а ки͕ и прис
х


все сделаем.
онк ренты вр т͕ а нас
-
то по
-
честном .

Вперед.

Это славянский

фольклор.
Н ͕

мы с вами так егом
про ежались по кельтам͕
по
германцам и
по
скандинавам͕
а то славяне. Они не л чше остальных͕ но нам лиже. Мы
же живем в славянском р
егионе. Вы знаете тих
красавиц?

Ст дентки:

На кора лях есть такие. Сирены.




Мацих:

акие ыли на кора лях?
Вы имеет в вид
кора ельный нос
͕ который ростра
͕ который изо ражается
в виде дамы с о наженным торсом͕ да? Нет͕ таких

там не
ыло. ак зов т тих красавиц͕ а?


Птица Сирин и сирена͕ конечно͕ из одного корня. Эт
и

пол птицы
-
пол женщины



персонажи͕ которые во
всем
европейском фольклоре есть͕ и͕ конечно͕ они ничего
хорошего не с лят. Значит͕ сладкоголосые птицы͕ конечно͕
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

27


со
зданы для того͕ что ы лохов͕ то есть м жчин͕ с ивать с
истинного

п ти͕ завлекать

и

потом г ить.
Н
,

а

для чего же
еще женщины и жив т
͕ по мнению м жчин͕ как не для
того͕ что ы тих несчастных м жчин г ить. Есть целый
пласт м жчин͕ которые считают͕ что
женщин нет никаких
др гих назначений в жизни
,

и все их мысли только
исключительно

направлены
͕ как пог ить м жика.
Я в том
смысле всегда совет ю посмотреться в зеркало и сказать͕
кого г ить? ак же ты д маешь о женщинах͕ если они
такое вот ничтожество͕ к
ак ты͕ захотели пог ить.

Ст дентка
: Скажите͕ пожал йста͕ птица Сирин


она
птица͕ а не р салка?

Мацих
:
Она не р салка. Р салка живет в воде. Это все
птицы͕ а сирены


морские девки. Эти жив т на ветвях.
Заметьте͕ Александра Сергеевича как сказано:
«Р салка
на ветвях сидит»͕ но на самом деле не совсем верно.

Р салка͕ она должна плавать. И как ы то она с таким
хвостом за ралась ы на дерево
?

На ветвях р салки не
сидят.
А л
ешие

реально

родят. На ветвях сидят вот ти

вот
птицы:

Сирин͕

Алконост͕

Гамаю
н. И каждая птица похожа
на как ю
-
то женщин ͕ и каждая из мительно поет. Н ͕
ничего не нравится так м жчине͕ как поющая женщина.
Если женщина хочет реально завоевать м жское сердце и
пог ить то несчастное дв ногое͕ она должна хорошо
петь. Не важно͕ хорош
о ли͕ ем должно нравиться. Если
она поет͕
он

сделает для нее все͕ что она захочет. Да͕ голос


то исключительно важная вещь. Для м жчины важно
говорить какие
-
то слова͕ не о язательно осмысленные͕
просто должен ыть речевой поток. А для женщины
можно прос
то петь вокализ (м жики еще примитивнее).
И
они на то

вполне западаю
т. По том поющая женщина


то всегда пог ительница. Но для славянских народов т т
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

28


ыли четкие различия: какая
-
то птица г ила͕ какая
-
то
птица
предсказывала͕ какая
-
то птица предвещала.
И͕
например͕ птица Гамаюн никогда не говорила хорошего.
Птица Гамаюн говорила только о д рном. акая ыла ее
задача. о есть͕ если Гамаюн открывала рот͕ то говорила
она только о плохом.


Вот Гамаюн.




В. М. Васнецов Гамаюн птица вещая.


Н ͕ по выражению
лица понятно͕ что ничего хорошего
она не скажет. Л чшее из того͕ что она может сказать͕ что
рынок сейчас р хнет.


Но Блока есть стихотворение о Гамаюне
16
: вещает

власт
ь злых татар͕ и кровь͕ и пожары
͕ то есть
Гамаюн






16

Имеется в вид стихотворение А. Блока «Гамаюн͕ птица вещая»:

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

29


всегда вестник несчастья. акая вот ассандра
лет чая
.
Если Гамаюна слышал человек͕ он понимает͕ что
несчастье о язательно сл чится. Причем если Гамаюн
поет͕ отвратить несчастье же нельзя.

Это персонажи
р сского языческого фольклора͕ которые на ме и
нтереса
к фолькло
р в конце девятнадцатого века

[
стали
поп лярны
]
.

огда ыло о щее европейское влечение
своими корнями͕ связанное͕ конечно͕ с политическим
национализмом. огда распалась христианская Европа͕
каждый народ стал искать своих корней: мы


фра
нц зы͕
мы


немцы͕ мы


поляки͕ мы


р сские. огда о ратились
к дохристианским фольклорным источникам. И
,

раз меется͕ в России нашли множество огатых пластов
фольклорных. Вот отт да все ти птицы.
Почти все͕ что вы
здесь видите͕ создано или самим Васнецо
вым
,

или
х дожниками его школы. Никто же ведь точно не видел͕
как выглядит Гамаюн или Алконост͕ но вот он их так
изо разил.

П
рактически то р салка͕ только нее с тих
пор начинается хвост͕ а здесь тоже хвост͕ но такой
красивый птичий. А принципиально то

одно и то же






На гладях есконечных вод͕


Закатом в п рп р о леченных͕


Она вещает и поет͕


Не в силах крыл поднять смятенных...


Вещает

иго злых татар͕


Вещает казней ряд кровавых͕


И тр с͕ и голод͕ и пожар͕


Злодеев сил ͕ ги ель правых...


Предвечным жасом о ъят͕


Прекрасный лик горит лю овью͕


Но вещей правдою зв чат





Уста͕ запекшиеся кровью!..

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

30


с щество. а же идея о оротничества͕ только среда
о итания др гая: р салки


водная͕ а

тих птиц


лесная. Но

поют все очень хорошо. Л чше всех поет
Алконост.
Это греческое название͕ конечно.


ак и Гамаюн͕
как и
си
рена


все пришло из Гре
ции.

Ст дентка
: А о чем она поет?

Мацих
:
О лю ви народа к Р
одине͕ конечно. О
антикризисных мерах͕ о покорении целины.

Они поют о вещах возвышенных͕ предсказывают
д щее͕ вещ ют. Это же вещие птицы. Они говорят͕
спешным ли дет поход на с постата͕
вернется ли
войско͕ дастся ли от ить на ег вражеский. Вот в
славянском фольклоре͕ среди леших͕ кикимор и прочих͕
есть и такие персонажи.


еперь проведем разграничительн ю черт . онечно͕
лешие͕ водяные͕ кикиморы


то
т
в
орения народного
славянского гения
͕ то ясно. А
ти птицы
͕ конечно͕
с щества книжные. Они пришли͕ раз меется͕ с
христианством. Но
как раз
пришла та часть христианского
греческого наследия͕ с которым христианство оролось͕ но
межд тем
они тоже закрепили
сь. Это ведь греческое
язычество͕ то
есть тоже дохристианская часть͕ но
закрепилась и стала частью язычества славянского͕
российского. Вот такой неожиданный пласт есть
язычества͕ скажем͕ наряд с лешим и всякими прочими
козлоногими милыми с ществами.

Сейчас мы посмотрим на некоторых

тих
красавцев
.



Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

31



Виктор

Васнецов
. "Сирин и Алконост. Птицы радости
и печали"



Вот ти пт
ицы.

В
идите͕ как они заливаются.

Боже мой͕
как красиво. Да?

Ст дентка
: Это тоже Васнецов?

Мацих
:
Да.
Или то

Вр ель͕ но

кто
-
то из тих людей
.
Они в основном по том повод и

изощрялись.


Это ог Пер н.


Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

32



В

р ках него молния.
Д
овольно точное͕ хотя и
стилизованное͕ конечно͕ изо ражение.

Славяне до знакомства с греками не мели хорошо
рисовать. Не мели. Этом всем
на чили
их
греки. И
именно монахи. о есть пластические иск сства на
славянской Р си ыли развиты в самом первом͕
зачаточном варианте. Но по описаниям͕ по какой
-
то
гр ой каменной ск льпт ре͕ по деревянным вырезкам
реконстр ировали͕ как мог выглядеть Пер н. Пер на
пр
едставляли се е вот так. Н ͕ т т и молния͕ и огонь
. ак͕

д маю͕ выглядел и галльский
Церн ннос
.
В принципе и
Зевс с Юпитером

точно так же вы
г
лядели
: м жчина
-
воитель с молнией в р ках͕
готовый

поразить всех своих
врагов.


Пер н ыли посвящены в

разных р сских городах
святилища. Центр ыл͕ естественно͕ в иеве. На том месте͕
где сейчас стоит Софийский со ор
,

стоял золоченый стол
Пер на. Этот стол ͕
которого͕
по преданию͕ князь
Владимир͕ который ыл до рый язычник͕ приносил
Пер н жертвы͕ как и

положено͕ потом решил креститься.
И кстати͕ какое имя он взял при крещении? Я некоторым
из вас говорил. Василий. нязь Владимир͕


Владимир
тогда ыло имя языческое͕


в крещении стал Василием.

И
в качестве Василия он того Пер на ср ил и росил в
Днепр.

И с того момента (988 год) Р сь стала офици
ально
христианской православной͕ и

Пер н ольше не
поклонялись. Хотя͕ как показывают летописи͕ сохранялись
и в городах͕ а осо енно в деревнях͕ по х торам͕ по лесам
святилища Пер на сохранялись еще лет сто. Были

живы
жрецы͕ они жертвы приносили͕ но
потом͕ конечно͕
христианство
все

то

по едило.

акие
-
то дела. ак что
насчет религии предков и насчет святой Р си
,
о том͕
что
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

33


христианство

и

православие греческое͕


то
есть
исключительно единственный для России вы ор͕

всегда
помнит
е
͕ что на самом деле настоящая религия славян
ыла вот такая. И ог Пер н возглавлял пантеон. Сейчас
есть такое течение


неоязычество͕ или младоязычество͕
«
родноверы
»

они се я называют еще иной ра
з. Но они не
очень привлекательно выглядят͕ надо сказать͕ а идея их
такая: н жно отметать все привнесенное͕ христианство то
греческое͕ жидовское͕ а верн ться к своим род
ным
славянским корням. Вот они
гоняются за «Велесовой
книгой» так называемой. Но͕ я д
маю͕ что т т ольше
выд манного͕ чем реального. И книг͕ наверное͕ никаких не
ыло͕ потом что письменности славян до
христианизации не ыло точно͕ то
однозначно
. Это
однозначно. е͕ кто писали͕ писали или по
-
славянски͕ или
по
-
гречески͕ так что какая там

могла ыть книга͕ какие там
страшные такие прид маны ч деса͕ какая такая м дрость?
Это о ычная языческая система͕ которая ыла всех ез
исключения народов и похожа на др гие языческие
системы Европы.

Это

с
олнечный ог Ярило.


Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

34




Лю опытный такой ог. Солнечный͕ в нашем
понимании͕ должен ыть главный͕ но то не так. У
европейских язычников главный
ог
тот͕ кто заправляет
громом и молнией. Солнечный ог


ог солнца
мирающего и воскресающего. Ярило͕ он мирает на зим ͕
как природа͕

и возрождается в
солнцестояни
е
. Яриле
посвящали все кр глое: с холмов п скали вниз колеса͕
пекли лины ( лин


о раз солнца
͕ и в расплавленное
масло тот лин ок нали
)
. Преслов тая Масленица есть не
что иное͕ как праздник ога Ярилы. Что такое Ярило? Ярое

солнце.
Да͕ солнце в ярости своей.
Хотя т т
͕ в средней
полосе͕ солнце не ывает ж таким ярым

как на юге͕ где
-
ни дь в Палестине или
в
Египте. Здесь Ярило

то
не
столько ог яростного солнца͕ все сжигающего͕
испепеляющего

огня
͕ а Ярило


то ог͕ который
ярит͕
разъяряет͕ воз ждает все живое. Это ог с сильнейш
им
секс альным посылом. «Ярить»


Даля и в р сских
говорах͕ то именно воз ждать. Ярость


то секс альное
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

35


воз ждение͕ а не просто͕ так сказать͕ гнев. «П сть ярость
лагородная»... то именно сов
ершенно специфическое
такое
состояние и животных͕ и человека. о есть Ярило


то ог весеннего возрождения͕ котором воз ждение
секс альное͕ стремление природы

к продолжению рода
очень͕ очень свойственно.

Ярило посылает солнечные л чи
на землю͕ и вся зем
ля оживает.
А

жизнь ез совок пления͕
ез встречи полов͕ ез желания и воз ждения
невозможна.

Это

ог Велес.




Но рис нок из современных.

Велес

житель лесов͕ но то
не леший͕ а такой до рый покровитель людей. Велес


покро
витель стад͕ скота.
Сов ем
здесь

пририсовали для
того͕ что ы придать ем м дрости. Н и вид него не
грозный͕ а скорее ченый.

акой отшельник͕

знахарь͕
мница. Реальный
Велес ыл о ычное ожество͕ котором
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

36


молились паст хи для приплода. Но поскольк потом
В
елес стал мыслиться как
ог
͕ котором все секреты
ведомы͕ его стали изо ражать вот в таком виде͕ похожим
на апостола. И он и со свечой


символ знания͕ и посох
колдовской͕ и сова


птица м дрости него на плече. Это͕
конечно͕ христианские а солютно ассоциации
͕ потом что

сова
-
м
дрость


атри т апостола Павла͕ м дрейшего из
философов. Свеча как символ света


то тоже все
и лейское͕ то отт да. А реальный Велес никакими
такими атри тами не о ладал. Это все ем впоследствии
приписано. «Велесова книга»͕ по моем еждению͕
может͕

я оши аюсь͕ я полагаю͕ что все миф͕ никакой такой
книги нет. Если она где
-
ни дь когда
-
ни дь о нар жится͕
я верен͕ что то дет подделка. Поскольк все серьезные
исследователи: и М син
-
П шкин͕ и Веселовский͕


те͕ кто
писали в девятнадцатом веке ез по
литического за
каза͕
кто реально сл жил на ке͕ с
лава Бог ͕

ыли

не меньшие
патриоты

России͕ чем нынешние͕ а

М син
-
П шкин воо ще
ыл из графьев
͕ н
икто из них
ни про как ю так ю

книг не
поминал͕ хотя «Слово о полк Игореве» откопали. о есть
дело свое они з
нали. А ж Веселовский
,

величайший
знаток р сского фольклора
,



не снилось нынешним͕
сколько он знал͕



не поминал
ни про как ю

так ю книг ͕
где ыли ы неслыханные сокровища языческой
м дрости. Значит͕ то выд мка. Я д маю͕ язычества͕ по
определению͕ никакой такой осо ой м дрости ыть не
могло.
П
росто все͕ что мы знаем о язычестве͕
противоречит такой идее. Сама идея͕

что в книг
е мог т
ыть секреты



та идея͕ ез словно͕ книжной религии͕
каковой является христианство. Но «Велесова книга» такой
же миф͕ как «Гол иная книга»


книга не ес͕ в которой
все записано. Но то понятно
,

все ассоциации в простом
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

37


народе
͕ ассоциации
на Би ли
ю
. Но еще раз

говорю͕
просто
предвосхищая вопросы͕ которых много в таких сл чаях
задают про «Велесов книг »͕ «Велесовы письмена»͕ про
м дрость и секреты мироздания͕ которые там описаны͕


мне кажется͕ все то легенда.

Этого нет.
ак Атлантида͕ как
Эльдора
до. Есть такие легенды в жизни человечества͕
и
они до авляют к нашей жизни интереса и пикантности͕ но
к действительности имеют очень мало отношения.

Это

женское ожество. Их не так много ыло в
славянском пантеоне.





Не помните ли вы

как ее зов т͕
красавиц ? Подо рали
мы вам специально картинк на р шнике͕ потом что то
народное͕ настоящее. Это не прид мано͕

как предыд щий
рис нок Велеса


я
сно͕ человек создавал
на

компьютерной
анимации. А то вот простые крестьянки реально
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

38


вышивали на р шниках. Ни
кто не помнит͕ как звали
красавиц ? О͕ дев шки͕ вспоминайте. Она о идится.

Ст дентка
: Богиня плодородия?

Мацих:

Н ͕ раз женское͕ то ж понятно плодородия. Но
странно͕ если ы она ыла огиней производительности
тр да.

Но как ее звали? На кв М . Мокошь
. Не слыхали
о такой? Мокошь. Мокошь


мякиш͕ мягкий͕ Мокошь


мокрый͕ то есть все женские качества. онечно͕ огиня
плод
ородия. В самом таком простом п
е
р
возданном виде͕
никаких красот͕ по тических легенд͕ вроде рождения из
морской пены͕ или там по тически
х влечений. Ничего не
ыло. Это просто огиня͕ которая охраняла семейный очаг͕
которой молились дев шки͕ что ы спешно выйти зам ж͕
а зам жние женщины͕ что ы м ж не росил͕ не разлю ил
,
и͕ конечно͕ что дети рождались и что ыли здоровы.

Вот
такая Мокошь



покровительница женского начала и
носительница женского начала в славянском пантеоне.

Ст дентка:

Плечи нее
действительно
м жские͕ ф
иг ра
м жская. Пловчиха.

Мацих:

Н ͕ во
-
первых͕ вот то гр дь͕ что ы вас не
огорчать͕ разнесена. И она цветет͕ заметьте.
Не всех
современных дев
шек гр дь так расцветает. Н как
фиг ра?

Это ж стилизация.

Ст дентка:

А в красивом виде не с ществ ет?

Мацих:

В красивом? Нет.

о͕ что я видел͕ изо ражения реальные деревянные͕
они такие гр ые.

И
именно в том д хе͕ как
изо ражают не
самые развитые племена своих огинь плодородия:
огромная гр дь͕ гипертрофированные гениталии͕ фиг ры
осо ой нет͕ но том придается такое значение не из
порнографических видов͕ а что показать͕ чем огиня
сл жит.

Но наших пониманий красоты͕
то есть изящества͕
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

39


гармонии͕ нет. о есть ничего похожего на греков славяне
не создали. Не знаю͕
мели

ли͕
но то͕ что они резали из
дерева и

камня


очень гр о и достаточно примитивно͕
скажем

так
. По том если вы ищете каких
-
то о разцов͕ то



нет͕ их нет. Они
мели рисовать͕ но не сложилась

техника рисовательная͕ живописная͕ которая ы
действительно их имя о ессмертила. Скажем͕ кельты
мели рисовать гораздо л чше.
Вот
как кельтские росписи
,

которые в
кельтской части

Франции͕
на севере
,

в
прови
нции Бретань͕
и
в Англии сохранились͕ в Ирландии.
В Ирландии много͕ в Шотландии
. ам͕
где реально жили
кельты͕ пока их не вытеснили германские племена. Или
германские͕ или франки. Это͕ конечно͕ гораздо ольше
напоминает иск сство͕ лиже к нашим о разцам
ев
ропейского
иск сства͕ чем славянские поделки. Но что
сделаешь
!

Зато
«
мы делаем ракеты и перекрыли
Енисей
»
17
.


Вот со ственно еглый о зор славянского и
о щеевропейского пантеона. Он вот такой.
Есть ли вас
вопрос
ы?

Ст дентка:

А вот сейчас с ществ ют какие
-
то
староо рядцы. Они тоже͕ пол чается͕ язычники?

Мацих:

Нет͕ мой дорогой͕ они совершенно не
язычники. Они христиане православные͕

которые
отделились от православной церкви после так
называемого никонианского раскола.


Был так
ой

патриарх Никон при царе Алексее
Михайловиче͕ в шестнадцатом веке͕ и он ввел церковн ю
реформ . Эта реформа расколола Р сь надвое. акая
-
то



17

Юрий Виз ор.

«
Рассказ технолога Пет хо
ва
»
. ϭ964 г.

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

40


часть осталась в старой вере͕ они стали называть се я
«староо рядцы»͕ или «древлеправославные»͕ или
«староверы»
.

А

их
стали называть «раскольники»͕


они
очень не лю ят͕ когда их так называют. В расколе
виноваты о е стороны всегда.

Лю ой͕ какой ы раскол ни
ыл.

В

разводе две стороны и в расколе. И вот ти две
стороны разошлись. Староо рядцы подверглись жасным
гонениям со стороны гос дарства͕ рассыпались по всей
огромной стране͕ ходили в лес
а͕ в какие
-
то дальние края
и
там они͕ со ственно͕ и жили. Они так разрозн
енно и
жив т до сих пор. Никто не знает͕ сколько их точно. В
Си ири их полно͕ на Дальнем Востоке͕ на Аляске. Я͕ кстати͕
ыл на Аляске староо рядцев͕


очень интересно. Н ͕
как
-
ни дь зайдет о том разговор͕ расскаж . Но они
совершенно не язычники͕ нао о
рот͕ они православные
гораздо кр че многих нынешних.

У

них есть церковь
,


как
-
ни дь со еремся
,

поедем



на Рогожской заставе
,

роицкий со ор. Н ͕ так то чистая Византия. Он построен
в конце восемнадцатого века͕ но впечатление такое͕ что
ем лет восемьсо
т.

Из всех московских церквей та
производит сильнейшее впечатление на всех͕ кто ы в нее
ни заходил. И на вас произведет.

Ст дент:

В чем заключалась та реформа?

Мацих:

Реформа


в
чисто внешних вещах͕ но͕ как оно

часто ывает͕ народ цепился за внешнее и сделал
неадекватные выводы. Например͕ как креститься: дв мя
или тремя пальцами? ак ходить во время крестного хода
вокр г церкви: по солнц или против солнца
?

ак писать
слово «Иис с»: с одним И или с дв мя
?

ак н
и странно вам
покажется͕ из
-
за того. Просто в тих мелочах народ
сматривал верность старой вере. Для ольшинства людей
ведь все ти тонкости а солютно неведомы. Наш поп
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

41


сказал͕ значит͕ те


исчадия сатаны и дети дьявола.

Все.

Царь сказал: раскольников сж
ечь͕ потом что они все
сволочи и предатели͕


все͕
сжигаем
. И никто ж не
раз ирался
осо о
. На самом деле истинные причины
ничтожны.

А
с нниты

и шииты в исламе
? Это ж на тысяч
лет почти раскололо ислам. А ведь первоначальная
разница ыла ничтожна

а солютно
.

А какие последствия?
атолики и
православные

до сих пор не помирятся͕
и ж
тысяч

лет
почти раскол
. А ведь начиналась ссора из
-
за
а солютно
й

ер нды. Народ считал͕ что через десять
-
двадцать лет

[
исчезнет
]
͕ а оно тысяч лет длится.

ак оно и
ывает. В рели
гиозных делах никогда нельзя прене регать
мелочами. то д мает͕ что
что
-
то
есть
мелочь͕ тот очень
оши ается и очень п
отом может о том пожалеть. По
том
так медленно
͕ медленно все религии меняются.

Л
ю ое
изменение͕ казалось ы͕ самое п стяшное͕ техническое
,
там одн кв до авить͕


н хрен ли в том
?


вызывает
дикие последствия͕ ж ткие͕ которые длятся потом десятки͕
сотни лет.

Вот такие дела.

Ст дентка:

В народе все
гда

перемены
критично
принимаются.

Мацих:

Н ͕ смотря какие. Некоторые перемены
вос
принимают

с ольшим пониманием люди.

Но не в
религиозной сфере. В политике͕ в кономике


почем ͕
люди готовы к переменам. Н ͕ не сраз ͕ не вдр г͕ но
например͕ революции: если ы
люди
не хотели никаких
перемен͕ ни одной рево
люции ы не ыло͕
-

значит͕ хотят.

Но рел
игиозная
сфера


самая консервативная͕ и здесь
вводить изменения надо крайне͕ крайне осторожно.

И те
люди͕ которые правляют религией͕ они очень то все
читывают. И ез нео ходимости на изменения͕ на
реформы не ид т.

Совсем ез реформ нельзя͕ потом что
Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

42


ж
изнь меняется͕ и мы должны реагировать на вызовы
времени.

Ст дентка:

Н ͕ можно меняться во всех остальных
сферах. И мы делаем то.
П сть хоть что
-
то останется
неизменным.

Люди потом и оятся͕ наверное͕ что
меняется смысл ее.

Мацих:

Од
ни оятся того

и
расс ждают

как вы.


аких
очень немало во всех религиях͕ но есть и

такие͕ которые
говорят
:

«Н

,

если мы совсем не дем меняться͕ что ж
дет? Все же то прид мано тысячи лет назад͕ а сейчас
все вон как изменилось.
Что

же мы дем делать вид͕ что
никаких из
менений не произошло? огда
-
то там говорили
о ослах͕ ыках͕ конь ыл самым ыстрым средством
передвижения͕ сейчас͕ слава Бог ͕ все изменилось
радикально. Что же мы дем делать вид͕ что ничего не
произошло? И дем применять понятия
дв хтысячелетней давно
сти к нынешней жизни
?
»

И таких
немало͕ которые говорят͕
что
нет͕ нао орот͕ надо
изменения вносить.
И м
ежд ними очень сложно найти
компромисс.

Это все тяжелые вещи. т однозначных
решений͕ простых найти не дается.

Простые решения
искали раньше
͕ например͕

молодые цари или короли: «А
мы сейчас все реформир ем». Н и с дь а их ыла очень
плачевна
͕ как правило
. Люди͕ которые так͕ с кондачка͕
затевают ольшие религиозные реформы͕
хорошо не

кончают.

ак и сам Никон͕ кстати. Но совсем ез реформ
тоже нельзя.

Ст
дентка:

Скажите͕ пожал йста͕ лечение
природными

средствами имело языческие корни? Или то просто
потом ͕ что лекарств не ыло?

Мацих:

Л
екарств͕ естественно͕ не ыло.

огда
ж

то все
ыло по рецепт .

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

43


Ст дентка:

Это ыло волюционно͕ единение с
природой?

Мацих:

Никто из людей не хотел олеть. Вам нравится
олеть?

Ст дентка:

Нет.

Мацих:

Н ͕

вот видите как. Они тоже ыли такие же.
Ником олеть не нравилось. Все хотели как
-
то
о езопасить се я от олезни͕ о легчить страдания.

Ст дентка:

Но с религией то ыло

как
-
то связано?

Мацих:

Это ыло связано еще с шаманизмом и с
шаманской практикой. Первые целители ыли шаманы͕

колд ны͕

знахари



те͕ которые знали
,

вед ны.


оторые
знали травы͕ знали͕ из каких частей животного можно что
сделать͕ какие минералы до авлять. И лече ная практика
сложилась именно них сначала и ыла связана с
целительством как со священным актом.

Греки де
сакрализировали

многие части жизни͕
например
͕ ремесло врача. До того лечил
исключительно
только один колд н͕ шаман и прочее͕ а греков врач стал
а солютно светским персонажем. Причем т т всякие оги
?

Европейская медицина то совершенно своила. У
китайцев до сих пор есть еждение͕ что по
-
настоящем
вылечить может только человек͕ который знает древние
даосские тексты͕ который по
-
настоящем тим вла
деет.
Вот из него дет настоящий игло калыватель и мастер
-
гер алист͕ который знает͕ какие растения со ирать и в
какой пропорции смешивать

рог носорога и корень какой
-
ни дь. А европейская традиция говорит: неважно͕
медицине
лю ого на чим͕ и
здесь
никакая
религия н
и

при
чем.

А то же европейский взгляд͕ из греческого
выросший

****

Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

44


Ро ерт Бернс.

Макферсон

перед казнью (перевод С. Маршака)


ак весело͕

о
тчаянно


Шел к виселице он.


В последний час


В последний пляс


П стился Макферсон.


-

Привет вам͕ тюрьмы короля͕

Где жизнь влачат ра ы!

Меня сегодня ждет петля

И гладкие стол ы.


В полях войны среди мечей

Встречал я смерть не раз͕

Но не дрожал я перед ней
-

Не дрогн и сейчас!


Раз ейте сталь моих оков͕

Верните мой доспех.

П сть выйдет десять смельчаков͕

Я одолею всех.


Я жизнь свою провел в ою͕

Умр не от меча.

Изменник предал жизнь мою

Веревке палача.


И

перед смертью о одном

Д ша моя гр стит͕

Что за меня в краю родном

Никто не отомстит.


Лекция
2
0

Я
зычество народов Европы




рс лекций

История религий

45


Прости͕ мой край! Весь мир͕ прощай!

Меня поймали в сеть.

Но жалок тот͕ кто смерти ждет͕

Не смея мереть!


ак весело͕

Отчаянно

Шел к виселице он.

В последний час

В
последний пляс

П стился Макферсон.


Приложенные файлы

  • pdf 1397119
    Размер файла: 917 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий