– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений Журнал «Сатирикон» Писатели улыбаются. 1. М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».



Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева; под ред. В.Я. Коровиной.– М.: Просвещение 2011). Учебник : В.А.Коровина. Литература, 8 класс, в 2 частях- М.: Просвещение 2011
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных  в программу произведений.
           Ведущая проблема 8 класса – взаимосвязь литературы и истории.
Формы и методы, технологии обучения:
- основная форма обучения – урок, различные его типы;
- методы традиционного обучения, проектный метод, методы развивающего обучения;
- интерактивные методы, РКМЧТ, логико-информационный подход, личностно-ориентированный.
            Формы оценки образовательных достижений учащихся:
- сочинение на литературную тему
- выразительное чтение наизусть
- монологический устный ответ
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица)
- анализ эпизода
- сенквейн 
реферат
- сообщение
- зачет
            Выбор УМК для реализации рабочей программы  обусловлен законченностью данной образовательной линии учебников, наличием авторских методических рекомендаций для учителя, авторской программы и примерного тематического планирования  к ней. Кроме того, в УМК входят Дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим», предназначенные как для самостоятельной работы учащихся, так и для работы в классе под руководством учителя.
             
На изучение предмета «Литература» в 8 классе согласно учебному плану школы отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Рабочая программа адресована учащимся 8а класса.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Русский язык. Литература».
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературы в 8 классе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
•  совершенствование  духовно-нравственных  качеств личности,  воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
•  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет  ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
•  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
•  умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
•  умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной  школы состоят в следующем:
1)  в познавательной сфере:
•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского  фольклора и  фольклора других  народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных,   непреходящих  нравственных  ценностей  и  их современного звучания;
•  умение  анализировать литературное  произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и  жанров;  понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять  героев одного или нескольких произведений;
•  определение в произведении элементов сюжета, композиции,  изобразительно  выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы  филологического анализа);
•  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)  в ценностно-ориентационной сфере:
•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
•  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
•  собственная   интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•  понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3)  в коммуникативной сфере:
•  восприятие  на  слух  литературных  произведений разных жанров,  осмысленное чтение  и адекватное восприятие; •  умение  пересказывать прозаические  произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;  отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;  уметь вести диалог;
•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с  тематикой,  проблематикой  изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
•  понимание русского слова в его эстетической функции,    роли   изобразительно  выразительных   языковых средств в создании художественных  образов литературных произведений.
Место и роль учебного курса литературы в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений
Программа адресована ученикам 8 «А» класса
Предмет «Литература» входит в образовательную область «Русский язык и литература»
Сроки реализации программы – 1 год
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать  (требования к учебному материалу, который воспринимается и воспроизводится учащимися):
- биографические сведения о мастерах слова;
- историко-культурные факты, необходимые для понимания включенных  в программу произведений;
- содержание изученных произведений;
- изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь (требования, основанные на более сложных видах деятельности):
- устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- использовать различные виды чтения (беглое, просмотровое, поисковое);
- составлять монологическое высказывание на литературную тему;
- составлять реферат, сообщение по творчеству писателя;
- анализировать художественный текст; эпизод текста
- выделять смысловые части текста, составлять план;
- составлять сравнительную характеристику литературных героев;
- пользоваться различными источниками информации;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему;
- определения круг своего чтения, уметь дать оценку литературному произведению;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, Интернет, телевидение).
Содержание тем учебного курса.
Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей. К историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. «Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Из жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А. Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.XIX
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора». Мораль басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Осмеяние пороков: самонадеянности, зазнайства.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Тема расширения русских земель.
Теория литературы. Дума (начальное представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе, о его отношении к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«19 октября». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень избранных.
«История Пугачева» (отрывки) Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера. Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальное представлений). Роман. Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейно м содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция : система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, о его отношении к истории и исторической теме в литературе.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образ природы, их роль в произведении. Романтически-условный
Теория литературы. Поэма (развитие представления), романтический герой, романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, о его отношении к истории и исторической теме в литературе.
«Ревизор». Комедия «Со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Социальная тема. Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены, своеобразие пьесы. Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представления), сатира и юмор (развитие представления).
«Шинель». Образ маленького человека в литературе. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения
Теория литературы. Гипербола, гротеск, литературная пародия. Эзопов язык.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений), художественная деталь (развитие представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений), художественная деталь . Антитеза (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы.
А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев «Осенний вечер», А. А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы.(развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о писателе.
«На поле Куликовом». Историческая тема в произведении. Его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о писателе.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа Пугачева в разных произведениях.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальное представление)
И.С. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.
Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. Всеобщая история, обработанная сатириконом (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник».
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведении поэта. Поэтическая энциклопедия Вов. Тема служения Родине.
Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Стихотворения и песни, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин «Дороги» и др.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Изображение быта и жизни сибирской деревни в военные годы. Автобиографичность рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Речевая характеристика героя. Герой-повествователь.
Родная природа в русской поэзии XX века
И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», Н.Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.
Н. Оцуп, «Мне трудно без России», З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть», Дон-Аминадо «Бабье лето», И. Бунин «У птицы есть гнездо». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Уильям Шекспир. Рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Краткий рассказ о писателе.
«Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство, невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.
Вальтер Скотт. Рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний. 
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения;
– составление планов и написание отзывов о произведениях;
– написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
– целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
– осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
– выразительное чтение художественного текста;
– различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
– ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
– заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
– анализ и интерпретация произведения
Тематическое планирование

п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов Основное содержание раздела Основные понятия Форма контроля
1. Введение 1
1.1 Введение. Литература и история. 1 Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы. Историзм Фронтальный опрос:
Назовите характерные черты русской литературы;
-Что такое историзм?
2. Устное народное творчество 3 2.1 Устное народное творчество.
Народные песни. Лирические и хороводные песни. Частушки 1 Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. Классификация народной песни: лирическая песня», хороводная, игровая и т.д. Частушка Обучение выразительному чтению (исполнению)
преданий, песен, частушек
2.2. Исторические песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». 1 Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Особенности художественной формы фольклорных произведений историческая песня Пересказ
Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях
2.3. Входной контроль 1 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Предание Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказов
Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения
3. Из древнерусской литературы 2
3.1. Житийная литература - особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» 1 Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Житие, житийная литература Фронтальный опрос
Сопоставительный анализ личности князя Александра Невского по тексту «Жития» и картине К.Васильевой «Александр Невский»
3.2. «Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в. 1 «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести Сатира, пафос Выразительное чтение
Пересказ фрагментов
Фронтальный опрос
4. Из русской литературы XVIII века 3
4.1 Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии 3 Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Каковы основные черты эпохи классицизма в искусстве) Литературные роды, драматургия, комедия Афоризм Понятие «Классицизм» Беседа с целью выявления знаний по уроку:
-Восстановить основные этапы жизненного пути писателя.
-История создания пьесы
анализ текста, характеристика героев. Объяснять новаторство Фонвизина-драматурга
4.2 Проблема воспитания истинного гражданина Проблема воспитания истинного гражданина. Смысл названия пьесы Предмет высмеивания в комедии Литературные роды, драматургия, комедия Афоризм Понятие «Классицизм» Проверка умения соотносить содержание произведений русской литературы 18 в. с принципами классицизма в изображении жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
4.3 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» Составление плана, подбор материала Литературные роды, драматургия, комедия Афоризм Понятие «Классицизм» Сочинение
5. Из русской литературы XIX века 37
5.1. И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Басни (по выбору учащихся) 3 И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя» Историческая основа басен.
Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Аллегория, эзопов язык, иносказание, басня, мораль Оценка сообщений учащихся.
Викторина. Устный анализ басни. Басенный калейдоскоп
5.2. К.Ф. Рылеев.
Дума «Смерть Ермака» 1 К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Особенности жанра думы в творчестве поэта. Историзм думы о Ермаке Дума, гражданственность, патриотизм Выразительное чтение произведения. Сравнительный анализ текста думы и предания
5.3. А.С. Пушкин. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История пугачевского бунта». Повесть «Капитанская дочка». Лирика 9 Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Основные мотивы лирики поэта. «История пугачёвского бунта» (отрывки). Заглавие Пушкина и поправка Николая I. Смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка 1 А. С. Пушкин. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История пугачевского бунта». Повесть «Капитанская дочка». История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателе.. Смысл названия повести Понятие о романе и реалистическом произведении Повесть,
роман, семейные записи, хроника Выборочный пересказ статьи. Сообщения учащихся.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера 1 Нравственная оценка личности Петра Гринёва Прототип, прообраз, композиция, кульминация, Характеристика героя.
Пересказ фрагментов.
Текущий контроль 1 Образ Пугачева. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе 1 Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.. Романтический герой интонация, Характеристика героя.
Пересказ фрагментов.
Маша Миронова – нравственная красота героини. 1 Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина Прототип, прообраз Характеристика героя.
Пересказ фрагментов.
Швабрин – антигерой. 1 Романтический герой интонация, Характеристика героя.
Пересказ фрагментов.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению 1 Сочинение-характеристика
Лирика Пушкина 2 Темы любви, дружбы в стихотворениях «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Особенности поэтической формы Человек и природа в стихотворении «Туча» «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии..» и др. стихотворения Лирический герой, звукопись, аллитерация, ассонанс, мотив. Учить стихи наизусть
5.4. М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри» 5 Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. 1 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного 6-7 классах) Романтизм, романтическая поэма, романтический герой антагонизм Сообщения учащихся.
Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. 1 Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Романтизм Анализ лирического произведения
Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления 1 Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Эпиграф и сюжет Анализ лирического произведения
Р.р.Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: Образная характеристика Мцыри. 1 Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Составление плана сочинения
Портретная и речевая характеристика Сочинение
Текущий контроль. Сочинение 1 5.6. Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.
7 Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. 1 Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве Комедия, жанр, драматическое произведение «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». 1 ». История создания и постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии. Сатира, гротеск, композиция Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе
1 Цель автора – высмеять «всё дурное в России». Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы, вытекающее из характеров Сатира, гротеск Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление 1 Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление
Сатира, гротеск Текущий контроль. Сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор) 1 Анализ эпизода Сочинение
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении 2 «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург – символ вечного адского холода. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества. Гротеск 5.8. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
(отрывок) 2 М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Художественные тропы: ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык Проверка конспекта лекции учителя
Фронтальный опрос
5.9. Вн. чт. И.С. Тургенев. Повесть «Ася»
И.С. Тургенев. Повесть «Ася» 2 Автобиографический характер повести История любви как основа сюжета повести. Образ героя – повествователя. Образ тургеневской девушки. Психологизм и лиризм писателя Повесть, герой-повествователь, психологизм, тургеневская девушка Аналитическая беседа. Просмотр худ. фильма «Ася» (фрагменты), Фронтальный опрос. Мини-сочинение «Моё прочтение повести И.С. Тургенева «Ася»
5.10 Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова 1 Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа Рассказ, сюжет Работа по тексту. Фронтальный и индивидуальный опрос
5.11 Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».
Вн. чт. Повесть «Отрочество»
4 Л.Н.Толстой Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе 1 Сообщения учащихся. Слово учителя Подготовленные сообщения
Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри них. Контраст как средство раскрытия конфликта 2 Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Особенности композиции. Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею произведения Антитеза, контраст, композиция Письменный ответ
Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» 1 Тема воспитания Нравственные проблемы Фронтальный опрос, выразительное чтение
5.12 Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.Тютчев, А.Фет 1 Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. А. Фет, Ф. Тютчев Лирика, эпитет, метафора, олицетворение, лирический герой Совершенствование навыков анализа лирического произведения
5.13 А.П.Чехов. Рассказ «О любви» 2 А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа Рассказ, конфликт Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя; проверка знаний содержания рассказа
6. Из русской литературы XX века. 20
6.1 И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ» 1 И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема счастья в рассказе «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика Сюжет, конфликт, образ Фронтальный и индивидуальный опрос; цитатный план по рассказу; художественный пересказ; анализ пейзажных зарисовок
6.2. А.И.Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Основная сюжетная линия и подтекст рассказа. 1 А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле Сюжет, фабула Работа над вопросами
Определить, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка
6.3. А.А.Блок. Слово о поэте. Судьба России в цикле стихотворений «На поле Куликовом 2 А. А. Блок. Слово о поэте. Образ Родины в лирическом цикле «На поле Куликовом». Обучение выразительному чтению Цикл Фронтальный индивидуальный опрос
6.4. С.Есенин. Слово о поэте.
«Пугачев – поэма на историческую тему» 1 С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме Драматическая поэма Реализация домашнего задания
Выразительное чтение фрагментов
Письменный анализ лирического произведения
6.5. И.С. Шмелев. «Как я стал писателем» 1 И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству Индивидуальный и фронтальный опрос
6.6 М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне». Журнал «Сатирикон» Писатели улыбаются.
1 М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» Метафора, олицетворение Устное словесное рисование
6.7. Текущий контроль 1 Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Иронии повествование о прошлом и современности. Юмор, сатира Индивидуальный и фронтальный опрос
6.8. Художественное своеобразие рассказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни» 2 Тэффи. «Жизнь и воротник». М. М. Зощенко. «История болезни» Гипербола, гротеск Пересказ рассказов
6.9. А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»
«Василий Теркин» - книга про бойца и для бойца.
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». 3 Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме А. Т. Твардовского. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме Публицистика
Героическое, рефрен
Героика, юмор Чтение отдельных страниц «Книги про бойца»
Обсуждение прочитанного
Выразительное чтение
Реализация домашнего задания
Индивидуальный опрос
6.10 А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». 1 А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа Фронтальный опрос
Аналитический пересказ
6.11 Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша»,
«Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») Реализация домашнего задания
Анализ стихотворений
6.12 В.П.Астафьев.
Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет» 1 В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Герой-повествователь Работа по тексту
Оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту
6.13 Р.Р.Отзыв на произведение о Великой Отечественной войне 1 Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века» Письменная работа
6.14 Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.
Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова. 2 Русские поэты о Родине, родной природе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды Лирика, лирический герой, тропы
Метафора, эпитет, лирический поэт Анализ стихотворений
Реализация домашнего задания
Индивидуальный опрос
Чтение наизусть
6.15 Итоговая промежуточная аттестация 7. Зарубежная литература 4
7.1 У.Шекспир. «Ромео и Джульетта»
У.Шекспир Сонеты 2 У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Белый стих, ямб, метафора
Сонет Почему трагедию называют «оптимистической»
Беседа
Чтение
7.2 Ж.Б.Мольер История создания комедии «Мещанин во дворянстве»
Сатира на дворянство и невежественность буржуа. Герои пьесы и особенности их изображения. 1 Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии Комедия нравов Ответы на вопросы
Черты классицистической комедии
7.3. Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман Средневековая Англия в романе. Герои и события. 1 В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман Исторический роман, Анализ романа В.Скотта и А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Критерии системы оценки знаний учащихся
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых  классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых  классах  первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее  59%. 
Литература
Коровина В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы – М.: Просвещение, 2011
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник: в 2-х частях. – 9-е изд.- М.: Просвещение, 2010- -2012.
Поурочные разработки по зарубежной литературе 5 – 9 классы. Автор Н. В. Егорова, М., 2012
И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2008
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 8 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:8 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Мультимедийные пособия:
Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Уроки литературы в 8 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Интернет- источники:
http://www.proshkolu.ru,
http://metodisty.ru,
http://pedgazeta.ru,
http://www.prodlenka.org/

Приложенные файлы

  • docx 1396846
    Размер файла: 581 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий