и других видах деятельности • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и «Как я стал писателем»: путь к творчеству Сочинение-эссе «Как я написал своё первое сочинение», чтение рассказа «Пенсне».







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе (базовый уровень) 8 класс


по основной образовательной программе основного общего образования

Антипова Марина Львовна, учитель русского языка и литературы


































Ярославль, 2017


Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования по литературе в 8 классе составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ п. 7 ст . 32 от 29.12.2012;
ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями (приказы МОиН РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 734 от 17 июля 2015 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального, общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от30 августа 2013 г. № 1015»;
Образовательной программы ОСШ № 96 ;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации № 08-1786 от 28 октября 2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Методического письма о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2017/2018 уч.г
Примерной программы основного общего образования по литературе и материалов авторского учебно-методического комплекта В.Я.Коровиной.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения учебного предмета «литература» в 8 классах отводится по 70 часов ( 2 часа в неделю). В учебном плане школы на изучение предмета отводится 2 часа в неделю. Основой организации учебной работы открытой (сменной) общеобразовательной школы по заочной форме обучения является: самостоятельная работа учащихся, групповые консультации и зачеты. Зачеты обязательны для сдачи всеми учащимися. Исходя из этого весь учебный материал по литературе разбит на зачетные разделы по 2 в 6-8 классах (в конце каждого полугодия).
Зачет №1 Литература XIX
Зачет №2 Литература XX
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.


Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружаю-щей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.

Содержание учебного предмета
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка
дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева основа народной песни о Ермаке.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова нравственная красота героини. Швабрин антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл чело-веческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писате-лю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на со-временные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (обзор)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рас-сказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушки-на, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработан-ная „Сатириконом“» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.) Сатира и юмор в рассказах.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологи-ческое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведе-ниях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения роди-не. Новаторский характер Василия Тёркина сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция по- эмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 19411945 годов (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отчественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровен-ных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Те о р и я л и т е р а т у р ы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневе-ковая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).


Тематическое планирование

№п/п
Название раздела
Кол-во часов
Характеристика видов деятельности
(прописывается с учетом специфики предмета)
Кол-во часов р/р, вн.чт., к/р.)


Введение
1
Читать выразительно.
Выражать личное отношение к прочитанному.
Составлять план (тезисный) статьи учебника.
Отвечать устно или письменно на вопрос.
Участвовать в коллективном диалоге.
Выявлять связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом.



Устное народное творчество

2
Объяснять специфику происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы.
Воспринимать текст народных песен, частушек, преданий, читать их выразительно.
Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров.
Развивать представление о народной песне, частушке, предании.
Составлять лексический и историко-культурный комментарий.
Подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «народная песня», «частушка», «предание».
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Участвовать в коллективном диалоге



Из древнерусской литературы (2ч.)

2
Развивать представление о житии, древнерусской воинской повести и сатирической повести как жанре древнерусской литературы.
Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона.
Анализировать текст с позиций жанра.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 17 в. темы, образы и приемы изображения человека, особенности языка произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений 17 в.
Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров.
Объяснять особенности сатирической воинской повести как жанра древнерусской литературы
Формулировать вопросы по тексту произведений.
Характеризовать героев русской литературы 17 века и давать им нравственную оценку.
Подбирать примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия «воинская повесть», «сатирическая повесть».
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.
Участвовать в коллективном диалоге.
Работать со словарём литературоведческих терминов.



Из русской литературы 18 века

3
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать текст комедии по ролям.
Характеризовать героя русской литературы 18 в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 18 века темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы 18 в. с принципами классицизма в изображении жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (классицизм).
Выявлять признаки драматического рода в литературном произведении, особенности конфликта комедии.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять образы.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д.И.Фонвизина.
1РР


Из русской литературы 19 века

36
Воспринимать текст литературного произведения.
Развивать представление о басне как жанре, морали, аллегории, комедии, рассказе, сатире и юморе, гиперболе, гротеске, эзоповом языке, художественной детали, антитезе, композиции.
Получать начальные представления об историзме художественной литературы, думе, романе, поэме, в том числе романтической, романтическом герое, реализме и романтизме, ремарках как форме выражения авторской позиции, о литературной пародии, о психологизме художественной литературы.
Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы 19 в.
Характеризовать героя русской литературы 19 в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы 19 в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять признаки эпического и лирического родов в литературном произведении.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Чехова.

4 Вн.чт
4 РР
3 КР


Из русской литературы 20 века

21
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы 20 века.
Характеризовать героя русской литературы 20века.
Развивать представление о сюжете и фабуле, фольклоризме литературы,герое-повествователе.
Получать начальные представления о драматической поэме, об авторских отступлениях как элементе композиции.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 20 века темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, И.А.Куприна,
А.А. Блока, С. А. Есенина, И.С.Шмелёва, А.Т.Твардовского, В.П.Астафьева.
3 РР
2 Вн.чт
2 КР


Из зарубежной литературы

4
Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.
Характеризовать героя зарубежной литературы.
Развивать понятия классицизм, комедия, исторический роман.
Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык
2 Вн.чт


Итого
70

Вн.чт.8
Р/р 8
К/р 8



Учебно-методический комплекс
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.
3. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М. Издательство «Экзамен», 2014
3. Ерохина Е.Л. Тесты по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.























Календарно-тематическое планирование
по предмету « Литература » 8 класс
учитель: Антипова М.Л.
2ч в неделю





Тема урока

Домашнее задание
Дата




По плану
Факт

Введение (1 ч)

1
Введение. Русская литература и
история
Читать статью «О талантливом читателе» и выполнить задания



Устное народное творчество (2 ч)

2
В мире русской народной песни. Лирические,
исторические песни
Выразительное чтение песен, составить таблицу «Виды
русских народных песен».



3
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «Покорение Сибири Ермаком»
Выразительное чтение, ответы на вопросы



Из древнерусской литературы (2 ч)

4
«Житие Александра Невского» (фрагменты). Художественные особенности воинской повести и жития
Письменный ответ на один из вопросов:
1. Каким предстаёт Александр Невский (Сергий Радонежский) на картинах русских художников?
2. Какие исторические события отражены на картинах об Александре Невском?



5
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века
Пересказ фрагмента по-
вести



Из литературы XVIII века (3 ч)

6
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии
Выразительное
чтение комедии (по ролям).
Устный ответ на вопрос.



7
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»: речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Понятие о классицизме
Письменный анализ эпизодов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»



8
РР1 Д. И. Фонвизин.
«Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных
вопросов
Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Подготовить рассказ об И. А. Крылове и истории создания басни «Обоз»



Из литературы XIX века (36 ч)

9
И. А. Крылов. «Обоз» – басня о войне 1812 года
Выразительное
чтение басни наизусть. Сообщения о К. Ф. Рылееве и истории создания думы «Смерть Ермака» (индив.работа)



10
К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака» как романтическое произведение. Понятие о думе
Выразительное чтение фрагмента думы. Письменный ответ на вопрос «Какими способами поэт создаёт облик романтического героя в думе „Смерть Ермака“?» Индив. (рассказ об А. С. Пушкине-историке)



11
Вн.чт 1 А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки)
Чтение романа «Капитанская дочка» и краткий пересказ его сюжета.



12
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. История создания романа.
Его сюжет и герои
Выборочный пересказ эпизодов, связанных с историей Петра Гринёва.



13
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя
Выборочный пересказ
эпизодов, связанных со Швабриным и Савельичем.
Письменная характеристика Петра Гринёва



14
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Выборочный пересказ эпизодов, связанных с образами Маши
Мироновой и её родителей



15
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой
Письм. сравн. хар-ки женских образов романа. Выборочный пересказ эпизодов, связанных с
образом Пугачёва



16
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.
Письменная характеристика Пугачёва



17
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры
Чтение фрагментов романа «Арап Петра Великого»



18
РР 2 А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» . Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов
Подготовка сообщений
«Пушкин и лицеисты», «Пушкин и декабристы»



19
А. С. Пушкин. «19 октября»: мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. «Туча»
Выразительное чтение стихотворений наизусть и письменный анализ одного из них. Подготовка сообщения
«Пушкин и А. П. Керн»



20
Вн.чт 2 Пушкин. «К***» («Я помню чудное мгновенье») и другие стихотворения, посвящённые темам
любви и творчества
Подготовка к контрольной
работе и тестированию по творчеству А. С. Пушкина



21
К/Р 1 Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина
Устный рассказ
о М. Ю. Лермонтове и истории создания поэмы «Мцыри», чтение поэмы «Мцыри»



22
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма
Выразительное чтение фрагментов поэмы наизусть



23
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: образ романтического героя
Письменная характеристика Мцыри как романтического героя



24
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»: особенности композиции поэмы
Ответ на вопрос «В чём проявилась двуплановость композиции поэмы „Мцыри“?»



25
РР 3 М. Ю. Лермонтов. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов
Рассказ о Н. В. Гоголе и истории создания комедии «Ревизор», чтение комедии «Ревизор»



26
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия
Пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников.



27
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию
Пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова



28
Н. В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. Хлестаковщина как
общественное явление
Письменный ответ на
один из проблемных вопросов



29
Н. В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии
Подготовка к письменному
ответу на один из проблемных вопросов. Отзыв на иллюстрацию к пьесе



30
РР 4 Н. В. Гоголь. «Ревизор» Письменному ответ на один из проблемных вопросов
Чтение повести «Шинель»



31
Н. В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека»
Характеристика Башмачкина



32
Н. В. Гоголь. «Шинель» как «петербургский текст». Мечта и реальность в повести «Шинель»
Анализ финала повести, подготовка к контрольной работе
по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя



33
К/Р 2 Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя
Рассказ об И. С. Тургеневе, чтение рассказа «Певцы»



34
Вн.чт 3 И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе
Чтение
фрагментов романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Индив. работа (устный рассказ о писателе)



35
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои
Пересказ фрагмента романа



36
М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства
создания комического. Понятие о литературной пародии
Рассказа о
Н. С. Лескове, чтение рассказа «Старый гений»



37
Н. С. Лесков. «Старый гений»: сюжет и герои. Сатира на чиновничество в рассказе
Характеристика героев



38
Н. С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика. Деталь как средство создания образа в рассказе
Рассказ о Л. Н. Толстом и истории создания рассказа «После бала», чтение рассказа «После бала»



39
Л. Н. Толстой. «После бала»: проблемы и герои.
Письменный ответ на проблемный вопрос



40
Л. Н. Толстой. «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе
Чтение рассказа
Л. Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»



41
К/Р 3 Контрольная работа (сочинение) по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого
Выразительное чтение наизусть стихотворений на тему «Поэзия
родной природы»



Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

42
РР 5 Поэзия родной природы в русской литературе XIX века
Письменный анализ одного из стихотворений или сопоставительный анализ двух стихотворений. Чтение рассказа «О любви»



43
А. П. Чехов. «О любви». История об
упущенном счастье. Психологизм рассказа
Ответ на вопрос «Почему любовь не принесла Алёхину счастья?».
Чтение рассказов «Человек в футляре» и «Тоска».



44
Вн.чт 4 А. П. Чехов. «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях
Письменный ответ на вопрос «Почему героев рассказов Чехова „Человек в футляре“ и „О любви“ можно назвать „футлярными“
людьми?




Зачет №1




Из русской литературы
XX века (21 ч)

45
И. А. Бунин. «Кавказ»: лики любви
Ответ на вопрос «Почему несчастливы в любви герои рассказа „Кавказ“?». Чтение рассказа Бунина «Солнечный удар»



46
А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви
Подготовка к
диспуту
«Поговорим о превратностях любви».



47
РР 6 Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви»
Написание сочинения на
тему «Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей». Подготовка к к/р по творчеству русских писателей второй половины XIX – начала XX века.



48
К/Р 4 Контрольная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна
Рассказ об А. А. Блоке и истории создания стихотворения
«Россия»



49
А. А. Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность
Выраз. чтение стихотворений наизусть




50
С. А. Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему
Выраз. чтение наизусть фрагмента из поэмы. Письменный ответ на вопрос «Какова роль художественных
тропов в поэме „Пугачёв“?»



51
РР 7 Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина
Индивид. работа (устный рассказа об И. С. Шмелёве)



52
И. С. Шмелёв. «Как я стал писателем»: путь к творчеству
Сочинение-эссе «Как я написал своё первое сочинение»,
чтение рассказа «Пенсне»



53
М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика.
Индив.работа ( сообще-
ние о журнале «Сатирикон»), чтение фрагментов «Всеобщей истории»



54
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»
(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий
Отзыв на один из сюжетов
«Всеобщей истории». Чтение рассказов Тэффи



55
Вн.чт 5 Тэффи. «Жизнь и
воротник» и другие рассказы. Сатира и юмор в рассказах
Чтение рассказа
«История болезни» и других рассказов М. М. Зощенко, устный рассказ о писателе



56
Вн.чт 6 М. М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы
Отзыв на один из рассказов М. М. Зощенко, рассказа об А. Т.Твардовском (индив.работа), чтение поэмы «Василий
Тёркин»



57
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война.
Выразительное чтение наизусть фрагментов поэмы



58
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя
Характеристика Василия Тёркина



59
А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы
Сообщение о поэтах,
авторах стихов и песен о Великой Отечественной
войне



60
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
Выразительное чтение стихотворений наизусть, чтение рассказа «Фотография, на которой меня нет». Сообщение о В. П. Астафьеве и истории создания
рассказа (индивид.работа)



61
В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного
детства, образ главного ге- роя.
Пересказ фрагмента



62
РР 8 В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Подготовка к домашнему письменному ответу
на проблемный вопрос
Зачет №2
Чтение рассказов А. П. Платонова «Житейское дело» и В. П. Астафьева «Яшка-лось»



Русские поэты о родине,
родной природе

63
Русские поэты о родине, родной природе (обзор)
Выразительное чтение стихотворений наизусть и письм. их анализ



64
Поэты русского зарубежья о родине
Выразительное чтение стихотворений наизусть и письм. их анализ, подготовка к годовой к/р



65
К/Р 5Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА
Чтение трагедии «Ромео и Джульетта», сообщение об У. Шекспире и истории создания
пьесы (индив.работа)



Из зарубежной литературы (4 ч).

66
У. Шекспир. «Ромео и Джульетт. Ромео и Джульетта – символ любви
и жертвенности. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира
Чтение сонетов Шекспира



67
Сонет как форма лирической поэзии. Воспевание поэтом любви и дружбы
Чтение комедии Мольера
«Мещанин во дворянстве», рассказ о Мольере



68
Вн.чт 7 Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве (обзор с чтением отдельных сцен). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.

Чтение романа В. Скотта «Айвенго», сообщение о писателе



69
Вн.ч. 8 В. Скотт. «Айвенго». Главные герои и события
Чтение и пересказ статьи
учебника «Литература и история». Письменное сочинение-эссе «Памятник моему любимому писателю»



70
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года
и задание на лето
Чтение произведений из
рекомендательного списка на лето





Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 1396843
    Размер файла: 260 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий