2. Оценка сочинений. Сочинение основная форма проверки умения правильно и Творческая работа учащихся. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе примерной программы 5-9 классы.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вишневский учебно-воспитательный комплекс» муниципального
образования Красноперекопский район Республики Крым
 
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей филологического, социально-гуманитарного циклов
№ протокола ___

«__» ______________ 2016 г.

  СОГЛАСОВАНО
Заместитель
 директора по УР
  _____________ Кернус А.В.

  «__»______________ 2016 г.
 

УТВЕРЖДАЮ
Директор  МБОУ Вишневский  УВК
__________Черныш С.Н.

  «__»_____________ 2016 г.
 


 




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Халитовой Н.Р.



Рекомендована к использованию педагогическим советом протокол № ___от ______2016 г.



2016 г.

Планирование составлено на основе:

Программы общеобразовательных учреждений
Литература5 – 11 классы
Под редакцией В.Я.Коровиной, 9 - е издание, Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва «Просвещение» 2014г.



Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы по литературе ( 5 -11 классы ), авторы В. Я. Коровина, В. И. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина, под редакцией В. Я. Коровиной.
(см. – "Программы общеобразовательных учреждений. Литература)
5 - 11 классы" под редакцией В. Я. Коровиной, М., "Просвещение", 2006, с. 40 – 48).
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год
3. Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2011.
4. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся. Научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Главной идеей курса литературы 8 класса является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков. Программа 8 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.) Настоящая рабочая программа курса литературы 8 класса составлена на основе Программы ОУ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, 2012 г. Она ориентирована на УМК под редакцией В.Я.Коровиной (Литература, 8 класс. – М.: «Просвещение», 2011г.)
Место предмета : На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой, конкурентоспособной личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей используются личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: - составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведении
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; - развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся; - формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
В Федеральном компоненте государственного стандарта содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся, обозначено первым разделом. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Все эти требования реализованы в настоящей рабочей программе.
Требования к уровню образованности и компетентности учащихся 8 класса
сравнение и сопоставление; умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома ;самостоятельное выполнение различных творческих работ; способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составление плана, тезиса, конспекта; подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных.
Весь учебный материал состоит из 8 разделов, которые распределены по часам:
Введение
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Русская литература 20 века
Зарубежная литература
Обобщение и систематизация изученного
Курс предусматривает текущий и итоговый контроль знаний после каждой изученной темы в форме тестов.
Для развития коммуникативной культуры предусмотрены домашние сочинения и анализ стихотворения или эпизода.
В разделе «Термины, теория литературы» предусмотрены литературоведческие термины, формы и содержание литературного произведения, в разделе «Тексты для заучивания наизусть» представлены тексты для обязательного заучивания. Раздел «Развитие речи» предусматривает работу по развитию культуры речи учащихся
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы планирования соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачами формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Планирование включает в себя перечень художественных произведений русской литературы разных этапов. Также здесь представлены некоторые произведения зарубежной литературы.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, практикумы, работа с художественным текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ литературного материала, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, литературоведческие анализы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, сочинение на литературную тему, тест, мозговой штурм.
В планировании учебного материала используются следующие типы уроков:
-урок изучения и первичного закрепления знаний ;
-урок закрепления новых знаний и выработки умений;
-урок обобщения и систематизации знаний;
-урок проверки, оценки и контроля знаний;
-урок коррекции знаний;
-комбинированный урок;
-урок применения знаний;
-урок развития речи.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
- традиционное обучение;
- активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);
- интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);
- уровневая дифференциация;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).



Формы контроля достижений учащихся:(индивидуальная; групповая; фронтальная)Виды контроля:
терминологический диктант; -предварительный
тестовые задания; - текущий
проверочная работа; - тематический
сочинение; - итоговый
работа с раздаточным материалом.




Цели обучения
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
1.Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст. При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Оценка «5»:ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью. Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе. Оценка «3»:оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса. Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. 2. Оценка сочинений. Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:
- умение раскрыть тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе. Содержание сочинения оценивается по следующим критериям: 1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли; 2. Полнота раскрытия темы; 3. Правильность фактического материала; 4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: 1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи; 2. Стилевое единство и выразительность речи; 3. Число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка "5"
1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка "4" 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл. 2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.                                        
Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2» - менее 59 %.

3. Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8-ого класса.
       К концу учебного года восьмиклассники должны знать и уметь:
   - видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
   - обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
   - видеть своеобразие решения общей проблемы писателями разных эпох;
   - комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
   - привлекать критическую статью для интерпретации художественного произведения;
   - различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
   - определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
   - сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
   - выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности в пределах общего жанра;
  -  осмысливать художественную деталь, её связь с другими деталями и текстом в целом;
   - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
   - находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать ими выбор жанра;
   - сопоставлять жизненный материл и художественный сюжет произведения;
   - выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
   - сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;
   - писать отзыв об экранизации эпического произведения, о телеспектакле;
   - писать рецензию на произведение отечественной и зарубежной литературы;
   - редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
 



4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС
Введение (1ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество(2 ч.)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература (3 ч.)(Вн.чт.-1ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. (обзор)
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Вн.чт.-1ч.
Литература XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. (2ч.) Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Домашнее сочинение по комедии .Р.Р.-1ч
Русская литература XIX века
Иван Андреевич Крылов .(1ч.) Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Вн.чт.-1ч.
Кондратий Федорович Рылеев. (1ч.) Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. (8ч.) Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова нравственная красота героини. Швабрин антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гумани
·зм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Классное сочинение по повести «Капитанская дочка».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
ВН.чт.-1ч. Р.Р.-1ч.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (3ч.) Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Анализ эпизодов из поэмы «Мцыри».
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Р.Р.-1ч.
Николай Васильевич Гоголь. (5ч.) Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
ВН.чт.-1ч.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (1ч.) Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Р.Р.-1ч.
Николай Семенович Лесков. (1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой .(2ч.) Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
ВН.чт.-1ч.
Поэзия родной природы(1ч.)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Анализ стихотворений.
Антон Павлович Чехов. (3ч.) Краткий рассказ о писателе. Рассказы Чехова.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).












Русская литература XX века
Иван Алексеевич Бунин.(1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн.(1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной
героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула
.Р.Р.-1ч
Александр Александрович Блок. (1ч.) Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Вн.чт.-1ч.
Сергей Александрович Есенин. (2ч.) Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев .(1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники)
Писатели улыбаются 3ч.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. Творческая работа учащихся.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. (3ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Вн.чт.-1
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 19411945 годов(1ч.+2 на Р.Р.)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе(1ч.)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
Зарубежная литература(4ч)
Уильям Шекспир. (1ч.) Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. (1ч.) Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Вн.чт. (2ч.) Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.






Тематический план

№ п/п
Тема
Количество часов



Уроки развития речи
Уроки внеклассного чтения
Беседы, комбини
рованные уроки, исследование
Игры, викторины, конкур
сы
Контроль
ные уроки, тесты
всего часов

1.
Ведение


1


1

2.
Устное народное творчество


2


2

3.
Из древнерусской литературы

1
3


4

4.
Из литературы 18 века
1

2


2

5.
Из литературы 19 века
3
4
26

1(3)
36

6.
Из литературы 20 века
3
2
13


18

7.
Из зарубежной литературы

2
4


5

8.
Итоговый урок


1(2)


1(2)


Итого





68 час





Перечень обязательных работ
Домашнее сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Контрольный тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Анализ эпизода из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Домашнее сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.
Контрольный тест по творчеству Л.Н. Толстого.
Анализ стихотворения поэтов 19 века.
Творческая работа по произведениям писателей-сатириков.
5. Календарно-тематическое планирование по литературе, 8 класс
68 часов ( 2 часа в неделю )

развитие речи – 7
классные сочинения – 2
домашние сочинения – 3
объем сочинения – 2-3 стр.
внеклассное чтение – 9

№п,п
дата
тема урока
Виды учебной деятельности
примечания




Введение – 1 час





1

Русская литература и история.






Устное народное творчество –
2 часа




2

Русские народные песни.




3

Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком".
Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий





Из древнерусской литературы
( 3 + 1 вн.чт.)




4

Люди Древней Руси.
Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы.



5

Житийная литература как особый жанр. Житие Сергия Радонежского.
Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского"



6

Житие князя Александра Невского.
Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского

Сочинение-миниатюра

7

Внеклассное чтение №1.
"Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века.
Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни.





Из литературы 18 века






Д. И. Фонвизин ( 2 + 1 р.р.)




8

Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (сцены).
Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии. Подвести учащихся к мысли, что комедии не только высмеивает невежество, но и указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество и произвол властей.



9

Практикум. Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль".
Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях.



10

Р. Р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению "Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века".
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Дом. соч. № 1



5. Из литературы 19 века






И. А. Крылов ( 1 + 1 вн.чт.)




11

И. А. Крылов, Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа.
Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.



12

Внеклассное чтение №2. И. А. Крылов – поэт и мудрец.
Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов.





К. Ф. Рылеев – 1час




13

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева.
Познакомить с личностью К. Ф. Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.





А. С. Пушкин ( 8 +1р.р. + 1 вн.чт.)




14

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.
Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?



15

Семинар. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина.
Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?



16

А. С. Пушкин. "История Пугачева" ( отрывки). "Капитанская дочка". История создания произведения.
Познакомить с творческой историей написания "Капитанской дочки".



17

Гринев: жизненный путь героя.
Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева



18

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать



19

Изображение народной войны и ее вождя.
Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести.



20

Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне.
Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.



21

Р. Р. № 2. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к предложенным темам.

Дом. сочин.

22

Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" ( урок обобщения и контроля).
Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.



23

Внеклассное чтение № 3.
А. С. Пушкин "Пиковая дама"
Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.





М. Ю. Лермонтов ( 3 + 1 р.р.)




24

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба ( семинар ).
Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ".



25

"Мцыри". История создания , тема и идея произведения.
Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.



26

Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме.
Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.



27

Р. Р. № 3. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри"
Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ.

Дом. соч. № 2



Н. В. Гоголь ( 5 + 1 вн. чт.)




28

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор".
Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.



29

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор".
Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке.



30

Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление.
Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина.



31

Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение.
Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии.



32

Практическая работа по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор".
Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение; подготовка к домашнему сочинению.



33

Внеклассное чтение № 4.
Н. В. Гоголь "Шинель"
Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.





М. Е. Салтыков-Щедрин ( 1 + 1 р.р.)




34

М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок).
В доступной форме познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев".



35

Р. Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города".
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.





Н. С. Лесков – 1 час




36

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений".
Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.





Л. Н. Толстой ( 2 + 1 вн. чт.)




37

Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала".
Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала".



38

Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее.
Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни.

Дом. соч. № 3

39

Внеклассное чтение № 5.
Л. Н. Толстой. "Отрочество".
Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст.





А. П. Чехов – 2часа




40

А. П. Чехов. Слово о писателе. "Человек в футляре". "Футляр" страха перед жизнью и перед свободой выбора.
Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения.



41

"Крыжовник". "Футляр" примитивного благополучия.
Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы.



42

Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье.
Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу.





Из литературы 20 века






И. А. Бунин - 1 час




43

И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе.
Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.





А. И. Куприн ( 1 + 1 р.р.)




44

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".
Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени"



45

Р. Р. № 5. Классное сочинение "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна).


Клас. соч. № 1



А. А. Блок ( 1 + 1 вн. чт.)




46

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.
Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы



47

Внеклассное чтение № 6.
А. А. Блок. "На поле Куликовом"
Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной





С. А. Есенин - 2 часа




48

С. .А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" – поэма на историческую тему.
Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке"



49

Урок – конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина".
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.





И. С. Шмелев – 1 час




50

И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" – воспоминание о пути к творчеству.
Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения





Писатели улыбаются – 3 часа




51

Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.
Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения.



52

Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни".
Помочь понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении.



53

М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне".
Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне"





А. Т. Твардовский ( 3 + 1 вн. чт.)




54

А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин".
Познакомить учащихся с фактами биографии
А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина"



55

Внеклассное чтение № 7.
А. П. Платонов "Возвращение"
Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения.



56

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов ( 1 + 2 р.р.)




57

Р. Р. № 6. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения



58

В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет".
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.



59

Р. Р. № 7. Классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века"
Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Клас. соч. № 2



Русские поэты о Родине, родной природе – 1 час




60

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное





Из зарубежной литературы ( 4 + 2 вн. чт.)




61

У. Шекспир. Писатель и его время.
Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе.




62

Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды.
Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.



63

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа.
Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе.



64

Внеклассное чтение № 8
Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера"
Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы.



65

Внеклассное чтение № 9.
В. Скотт. "Айвенго".
Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел.



66-68

Резервный урок
Проверить знания учеников, развитие внимания, интереса к литературе.













6. Формы контроля достижений учащихся:(индивидуальная; групповая; фронтальная)Виды контроля:
терминологический диктант; -предварительный
тестовые задания; - текущий
проверочная работа; - тематический
сочинение; - итоговый
работа с раздаточным материалом.


7. Перечень учебно-методического комплекта

Учебная программа
Учебное пособие для ученика, дидактический материал
Учебник
Инструмент по отслеживанию результатов
Методическое пособие для учителей

Рабочая программа по русскому языку, составленная на основе примерной программы 5-9 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2011 г.

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, споримДидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2006.

Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.

Л.Л.Страхова. Литература. 8 класс. Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.:Литера, 2006.


В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение,
2011.

Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.

Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. –
М.: Дрофа, 2007.

В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2001.


В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература.8 класс.Методические советы. – М.:Просвещение, 2006.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. –
М.: Вако, 2007.

О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2004.


















































Рисунок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 915

Приложенные файлы

  • doc 1396841
    Размер файла: 306 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий