2.Стилистический анализ. 3.Оправдание слов, образов и приемов авторского повествования. 5.Какие традиционные сказочные приемы использовал А. С. Пушкин в поэме? а) троекратный повтор, б)

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова







Курсовая работа по методике преподавания литературы.


Тема: Тестирование на уроках литературы как одна из форм проверки знаний на уроках литературы.



















I. Введение.
Особенности литературы как уникального школьного предмета.

Литература – уникальный учебный предмет. Как любая другая школьная наука, она вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико - и историко-литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе. Учащиеся должны знать содержание изученных произведений, факты жизни и основные вехи творчества писателей, оценки изученного в критике, владеть специальной литературоведческой терминологией.
Но в отличие от других учебных дисциплин, предметом изучения в литературе является произведение искусства. Литература вводит учащихся в мир прекрасного, воспитывает потребность в чтении, учит понимать художественное слово, а вслед за этим - понимать жизнь.
В школьной практике, как правило, основное внимание уделяется проверке знаний учащихся – это наиболее простой, конкретный и разработанный компонент литературного образования.
Многочисленные тексты по литературе, выпущенные за последние годы, помогают организовать проверку именно этого аспекта литературной подготовленности учащихся.
Из виду выпускаются такие факторы, как глубина обобщения, умение видеть детали и воссоздавать по ним целостный образ, формировать самостоятельное суждение о прочитанном, - а ведь именно они являются критериями литературного развития школьников. Поэтому наряду с проверочными знаниями, предполагающими наличие одного правильного единственного ответа, включены и задания проблемного, творческого характера. Только такое сочетание заданий разного типа отвечает специфике литературы как учебного предмета.





II. Основная часть.
1. Опрос по литературе в условиях развивающего обучения. Учет и контроль знаний на уроках литературы.

Диапазон современного опроса по литературе достаточно широк, от отдельной реплики до зачета, от беседы до сочинения. Однако новой современной системы опроса пока не сложилось. Массовое распространение фронтального опроса привело к тому, что ученики разучились произносить монолог, и довольствуются репликами. В этом случае трудно учитывать индивидуальные возможности каждого ученика. При опросе, ориентированном на развивающее обучение, учитель контролирует не только конкретные знания и степень их освоенности, но и определенные умения, и навыки, важные для читателя в целом:

-эмоции;

-воображение;

-осмысление содержания;

-осмысление художественной формы.

Учитель в ходе урока фиксирует ответы и ставит поурочный балл не за активность вообще, а за конкретные операции, отмечая не только удачные ответы, но и затруднения. Записи оформляются в таблицу. Наполнение в учительской тетради оценок в каждой графе дает право учителю выставить оценку в журнал. Такой учет деятельности ученика помогает учителю увидеть индивидуальные возможности каждого и проблемы класса в целом. Новая система опроса ставит перед учителем новую задачу: какие виды деятельности учащихся проявляют и фиксируют отдельные читательские качества.






Эмоции
Осмысление содержания
Воображение
Реакция на художественную форму



1.Выразительное чтение.

2. Сочинение и ответы на вопросы после первого чтения произведения.

3. Оживление личных впечатлений по ассоциации с художественным текстом.

4.Сопоставление литературного текста с явлениями других искусств на уровне эмоциональной оценки.
1.Составление плана.

2. Сжатый пересказ.

3.Комментирование текста.

4. Ответы на аналитические вопросы, в том числе проблемного характера.

5. Рассмотрение композиции художественного произведения.

6. Сопоставление литературных произведений.

7. Сопоставление близких по теме произведений смежных искусств на уровне концепции.
1.Творческие пересказы (с изменением лица рассказчика).

2. Устное словесное рисование.

3. Составление киносценария.

4.Инсценирование.

5. Домысливание сюжета.
6. Реконструкция внесценических эпизодов драмы.
1.Пересказ, близкий к тексту.

2.Стилистический анализ.

3.Оправдание слов, образов и приемов авторского повествования.

4.Сопоставление произведения и его реальной основы.





2.4 Достоинства и недостатки.

Тесты – это особая проблема, потому что здесь статистический подход (лежащий в основе тестирования как средства оценки знаний) входит в противоречие (во многом преувеличенное) с сутью литературы как словесного творчества. И нередко можно слышать, что тесты по литературе нивелируют личность (а то и приводят к ее деградации), формируют из нее нечто усредненное, механическое и т. п.; к тому же в «19 веке методисты не использовали тестов и, слава Богу, литература в жизни общества занимала место не то, что ныне». Тесты расцениваются не более и не менее как инструмент уничтожения нации, и вручен этот инструмент нашей педагогике и методике, разумеется, Америкой. Словом, как сказал ученый всемирного значения Хоз в пьесе А.Пластова « 14 красных избушек, или Герой нашего времени »: «Зачем считать? Ну, зачем считать цифры, когда все в мире приблизительно? Суенита, полюби меня своим бессознательным сердцем – это единственная точность в жизни». И действительно, литература, поэзия, «сердце» и тесты, холодный ум и расчет.
И, тем не менее, почему мы вынуждены обращаться к тестам?
Прекрасно известно, это традиционная пятибалльная система оценки знаний не лишена недостатков: она недостаточно гибкая, недостаточно дифференцированная, недостаточно оперативная, недостаточно объективная, недостаточно психологически убедительная для ученика и т. д. Эти несовершенства, которые были, не так заметны ранее, в нашу чрезвычайно динамическую эпоху вряд ли есть смысл игнорировать.
Еще менее эффективным оказывается прием «засчитывания» знаний на основе рефератов, которые предлагается написать ученику. Предполагается, что написание реферата – это один из самых аналитических, творческих видов учебной деятельности. Во что это чаще всего выливается в действительности, знает ныне один Интернет да учителя. Зачастую рефераты, «перекачанные» из Всемирной электронной сети, учеником и не читаются, а выводятся на принтер и сдаются на проверку. Где недоступен Интернет, доступны другие варианты, всем известные. Более формализованное, дегуманизирующее средство оценки знаний вряд ли можно придумать. Тестирование ныне, пожалуй, самая распространенная во всем мире форма обучения и контроля знаний учащихся и студентов. Активно внедряется тестирование и в отечественную школьную и вузовскую программу. Например, приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 28 декабря 1998 года: «Предоставить право высшим учебным заведениям и организациям проводить в качестве дополнительной образовательной услуги на добровольной основе централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений РФ. Многие специалисты расценивают эту рекомендацию как спорный шаг и не считают тесты, что совершенно справедливо, наиболее объективным, безупречным инструментом оценки знаний, умений и навыков. Тестовое обучение и тестовый контроль – форма, безусловно, не самая идеальная. Например, результаты тестирования выдающихся ученых показали, что «ни один из них не относится к числу людей, получивших высокие баллы по традиционным тестам достиженийСовершенно неверно считать используемые тесты средством оценки знаний, еще меньше их можно считать средством оценки способностей к научной деятельности».
В чем заключаются достоинства и недостатки тестовой формы проверки знаний? Тесты дают более полную, объективную картину, чем обычный экзамен, обычная система вопросов. Настоящий тест должен состоять из множества относительно простых вопросов, на которые надо отвечать очень быстро, чтобы уложиться в отведенный отрезок времени. Хотя такие тесты гораздо более трудоемки на этапе создания. В добротном тесте должно быть около 30-50 вопросов. Причем нужна изюминка – ложные (якобы правильные) ответы, которые могут озадачить сомневающегося учащегося, стимулировать его мыслительную деятельность и к тому же придать некоторый игровой момент самому процессу тестирования. Иногда в начале тестирования учащимся предлагают более легкие вопросы, чтобы они почувствовали себя психологически комфортно и далее работали бы эффективнее.
Тесты как более точный, то есть более формализованный, инструмент контроля лучше выявляют сильных и слабых учащихся, в целом помогают лучше дифференцировать оценки и делают их более объективными. Особенно надежно тесты выявляют тех, кто не готов, чьи знания поверхностны. Причем оспорить такую оценку, с чисто психологической точки зрения, трудно даже наиболее «пробивным» учащимся (время формирует, чему мы становимся свидетелями, людей предприимчивых, настойчивых, и это не так уж плохо).
Тестирование – более гибкая, более индивидуализированная система оценки знаний, поскольку здесь шире шкала оценок. Практически каждый может получить свою, отражающую его успехи или неудачи, оценку, а не очень часто безликую «четверку» или «тройку», а то и нередко девальвированную «пятерку».
К числу достоинств тестов относится также и то, что, возможно их использование как в режиме контролирующем, так и обучающем. На занятиях учащимся предлагаются тесты, ответы на которые становятся тут же предметом обсуждения или взаимопроверки; ученики сообща находят ответы на тестовые задания. Это помогает разнообразить процесс анализа, обсуждения литературного произведения, обратить внимание на значимые художественные детали, на которых построены многие тестовые задания.
Тесты, что подчас становится очень важным, - наиболее оперативный вид проверки знаний: за очень короткое время можно, например, проверить знания учащихся тех или иных произведений. Тесты могут использоваться как допуск к написанию сочинения и т. п., потому что без знания теста ответ ученика будет демагогичным, поверхностным.
Тесты обладают и определенной воспитательной функцией, поскольку ориентируют учащихся на работу с текстами, на приобретение конкретных знаний, приучают строить свои ответы, анализ произведения со строгой опорой на текст. Замечено, что если ученик знает, что занятие, например, по тому или иному литературному произведению начнется с проведения тестов, он, как правило, более внимательно и целенаправленно читает текст. Тест более объективно предъявляет ученику, так сказать, сертификат знания или незнания материала, который трудно оспорить в силу его точности, наглядности. Это способствует выработке более самокритичной самооценки учащимися.
Более глубокому знакомству с текстом произведения способствует, и задание учащимся самим составить тесты по тем или иным произведениям, литературе того или иного периода. Это повышает способность ориентироваться в тексте произведения, развивает в некоторой степени филологическую интуицию.
Вообще можно начинать занятие по тому или иному произведению с теста – проверки знания текста, это помогает не только проверить степень знакомства с текстом, но и «настроиться» на текст, войти в мир произведения.
Например: Кто автор знаменитой фразы в комедии «Горе от ума»: «Чины людьми даются, А люди могут обмануться»;
А) Чацкий, Б) Фамусов, В) Скалозуб, Г) Репетилов.
Тест (контрольно - обучающий, в отличие от чисто контрольного),безусловно, должен входить в общую стратегию занятия.
Недостатки тестов являются продолжением их достоинств. Главный элемент в тестах – статистика. Это важно, даже необходимо, но этого недостаточно.
Что особенно хорошо выявляют тесты? Прежде всего, знания точные, конкретные, «эмпирические», хотя и очень важные.
Вопросы «что?», «где?», «когда?» апеллируют только к памяти, то есть к механическому запоминанию учениками тех или иных фактов и событий. Такая информация и забывается легко, если остается вне активного использования: 50 % знаний, если они остаются невостребованными и неосмысленными, забываются через год, 80 % - через два года.
Тесты не дают возможности выявить, насколько знания и умения связаны в сознании учащегося в стройную систему, без чего нельзя написать хорошее сочинение, реферат, логически обосновать собственное мнение. Высокий тестовый балл, как правило, не указывает на степень умения самостоятельно и творчески мыслить. Тесты необходимы как предварительный фильтр. Необходимо сочетание тестов и традиционных форм оценки знаний.
Тесты по литературе – это тесты особые, они должны быть направлены и на проверку конкретных знаний, и на выявление способности к ассоциативному, творческому мышлению.
Возможны тесты различных видов:
Открытые тесты. Предлагается закончить предложение: повесть «Живи и помни» написал?
Тесты на установление соответствия. Предлагается установить соответствие между именами героев в столбце слева с названиями произведений справа:
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
Б. Пильняк «Свой круг»
А. Вампилов «Утиная охота»
А. Платонов «Возвращение»
В. Белов «Привычное дело»
Л. Петрушевская «Повесть непогашенной луны»
Поиск правильного ответа среди неправильных. Это классическое, самое распространенное тестовое задание. Предлагается найти правильный вариант ответа среди нескольких неправильных.
Например, в тестовом задании по пьесе «Вишневый сад». Кому принадлежат слова «Дачи и дачники – это так пошло, простите»:
А) Любови Андреевне Раевской,
Б) Гаеву,
В) Шарлотте Ивановне.
Возможны и другие виды тестов, например, поиск, наиболее правильного ответа среди нескольких в той или иной мере верных и полных. Разнообразие форм тестирования относится к их достоинствам.
При составлении тестов необходимо учитывать, что они не должны носить случайный характер, необходимо отдавать предпочтение тем вопросам, которые стимулируют мышление учеников и студентов, побуждают их учиться составлять, анализировать, устанавливать соответствие между изучаемыми явлениями. Вряд ли целесообразно предлагать такой тест (пример взят из многочисленных изданий, которые ныне активно внедряются в школьную практику):
Кого из русских поэтов 29 века газета «Вечерний Ленинград» опорочила в фельетоне «Окололитературный трутень»:
А) О. Мандельштама,
Б) И. Бродского,
В) Б. Пастернака.
В принципе газета «Вечерний Ленинград» могла опорочить любого из названных поэтов, но ученик не обязан знать историю журналистики, историю литературы в таких деталях, дети в школе ныне и так перегружены.
Помимо случайности выбора литературных фактов, еще одной опасностью при составлении тестов является их усложненность, заведомая невыполнимость, что порождает неверие в свои силы и только отталкивает от тестов.
Например: идеи какого философа оказали влияние на Л. Андреева в выборе героя повести «Иуда Искариот»:
А) Шопенгауэр,
Б) Ницше,
В) Гартмана.
Каждый ли учитель дает правильный ответ?
И еще одной, и тоже реальной, опасностью является стремление составителей «оживить» тесты, сделать их более «интересными», что порождает ненужное веселье и профанирует цель и смысл обращения к литературному произведению.
Правильно составленные тестовые задания должны быть рассчитаны не на механическое воспроизведение тех или иных литературных фактов, а на сотворчество тестируемых. Предполагается, что тестируемый должен логически «вычислить» автора той или иной реплики, важной для текста произведения фразы, основываясь на интонации, бытовых, биографических реалиях, лексических особенностях, в целом речевой манере персонажа. Целесообразно предлагать для «узнавания» ключевые фразы текста с тем, чтобы в дальнейшем, по ходу урока, обратиться к ним, проанализировать их концептуальную роль и роль в тексте автора той или иной реплики.
Так, в тестовом задании: кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было; и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»:
А) Фирсу,
Б) Гаеву,
В) Лопахину - ученик, знакомый с текстом пьесы, без труда узнает Фирса и по его простонародной вере в приметы, и по его лексике (диалектизму «бесперечь»).
Думается, довольно распространенное негативное отношение к тестам вызвало, прежде всего, их безудержным и некорректным использованием. Специалисты в области школьных и вузовских технологий согласны с мнением, что «тесты должны не заменять традиционные экзамены, а дополнять их. Например, в систему аттестации специалистов во многих странах тесты входят, но лишь как составная часть системы разнообразных испытаний».
В целом если тесты составлены продуманно, научно, целенаправленно, то они могут быть очень полезны и как средство контроля знаний, и как средство обучения, развития ассоциативного мышления, творческих способностей студентов (учащихся). При корректном использовании тестов «ум» и «сердце» вполне могут «поладить».



























2.1 Что такое тест? Виды тестов.

Система тестов и контрольных заданий – это новый, особый этап в концепции литературного образования в школе.
Что же такое тест? Психологи, технологи, инженеры, медики, педагоги используют термин «тестирование», понимая под ним испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с определённой методикой измерения и оценкой результатов. Эта система призвана помочь учителю в решении дидактических задач:
проведение фронтального, текущего и итогового контроля.
в осуществлении обучения: фиксируя внимание учащихся на средствах и приёмах создания произведения.
Эти задания способствуют эстетическому прочтению текста, воспитывают вдумчивого читателя.
Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:
учитывать индивидуальные особенности учащегося в ходе проверки результатов обучения;
проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
оживить процесс обучения;
сэкономить учебное время;
использовать тесты для компьютеризации.
Тестирование экономит время урока, даёт достаточно объективную картину уровня развития языка, актуализирует ранее усвоенные знания и осуществляет их перенос, т.е. использует в новых условиях.
Планируемые результаты обучения по литературе, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты.
Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.
В тестах такого вида предлагаются не менее трех ответов для выбора. При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся.
К сожалению, в школьной практике новые методы обучения нередко пропагандируются как универсальные, альтернативные традиционным и искусственно им противопоставляются. Тесты могут сотрудничать с другими видами учебной работы. Можно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений учащихся, с упражнениями по актуализации (и коррекции в случае необходимости) этих знаний и умений, то есть оптимально совмещать контроль и попутное повторение.
В старших классах можно использовать тесты 2-3 видов.
Тест первого вида – входной. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешавших успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.
Необходимо также отметить, что внимательный анализ результатов позволяет учителю определить, где и, самое главное, почему могут в дальнейшем возникнуть трудности.
Непосредственно после диагностирующего тестирования нужно сообщить учащимся правильные ответы на каждое задание. Это позволяет учителю, не откладывая в дальний ящик, осуществить эффективное, своевременное повторение. Надо еще учесть, что наибольший интерес в установлении правильных ответов у учащихся сразу же после тестирования. Поэтому кропотливый труд, затраченный учителем на составление теста, оказывается не напрасным. Он используется дважды: сначала непосредственно при тестировании учащихся, а затем в качестве дидактического материала для повторения.
Тест второго вида – промежуточный. Он проводится, как правило, после прочтения произведения, но перед его анализом. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания текста.
Тесты третьего вида предназначены для заключительного контроля после того, как уже проведены уроки анализа текста. В такой тест, включены вопросы для определения глубины усвоения текста, а не для его простого репродуктивного воспроизведения.

Таким образом, применяемый подход позволяет использовать в едином комплексе тесты школьной успеваемости и традиционные методы повторения и коррекции знаний.


2.2 Тест и контрольные задания.

Чем отличаются тесты от контрольной работы?
Проверяется большой объём изученного материала малыми порциями, быстро диагностируется овладение учебным материалом.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений, учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто из учащихся овладел им на максимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы. Кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применять их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусматривается программой.
Наиболее рационально применение тестов в среднем звене, где учитель не может использовать такую форму контроля, как сочинения на литературную тему. Контрольные задания предназначены для проверки знаний и умений на завершающем этапе изучения. Задания могу быть использованы как при устных, так и при письменных формах контроля: чёткая формулировка заданий требует чётких ответов и готовит к овладению жанрам школьного сочинения.











Тест и контрольные задания на примере Лермонтова «Бородино».

Тест

Контрольные задания


1.По жанру это произведение является:
а) балладой;
б) исторической песней;
в) стихотворным рассказом;

2. Стихотворение
а) описывает воинские подвиги;
б) противопоставляет старое поколение молодому;
в) воспевает любовь русских людей к отчизне.

3. При описании сражения поэт использует:
а) звукописи и гиперболы;
б) олицетворение и символ;
в) постоянные эпитеты и антитезы.
4. В строках «сквозь дым летучий, французы двинулись, как тучи» автор использует:
а) метафору;
б) сравнение;
в) гиперболу.

1. К какому литературному жанру относится это произведение?



2. Почему рассказ о Бородинской битве ведётся от лица старого солдата?




Что такое звукопись? Приведите пример звукописи в изображении Бородинского сражения.


4. Какой литературный приём и с какой целью использован в строках «сквозь дым летучий, французы двинулись, как тучи»









2.3 Оценивание тестов.
За нижнюю границу успешности выполнения задания на оценку «3» может быть принято 70% правильных ответов на обязательные вопросы. Если учащийся овладел более чем 70% объёма знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения, и со временем достигнуть планируемого уровня обучения.
Оценка «4» должна ставиться при успешном выполнении всей обязательной части заданий.
Оценка «5» ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах, хотя бы на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.
Для облегчения проверки результатов выполнения заданий с выбором ответа учащихся должны делать записи в стандартной форме. Это может быть полоска бумаги, на которой нанесён ряд чисел, означающих номера вопросов, под которыми учащиеся записывают код выбранного ответа.
1- 2 - 3 - 4 - 5
б -а - г - а - ж
Тесты позволяют оценить успешность обучения группы учащихся на основе поэтапного анализа знаний.
Для проведения такого анализа целесообразно составить таблицу отличия – правильные ответы на вопрос «+», а ошибочные «-».
Если доля правильных ответов превышает 75%, то можно считать, что данный элемент знаний /умений/ усвоен и в дальнейшем не нуждается в отработке со всеми учащимися. При более низких результатах по отдельным вопросам задания необходимо провести работу со всем классом, анализируя характерные ошибки.
Приведенная ниже таблица информирует об усвоении темы каждым учеником, выявляет характерные ошибки. Это позволяет учителю дать необходимую консультацию каждому ученику. Кроме того, каждый ученик имеет возможность четко представить себе объем обязательных требований по каждой теме, объективно оценить свои успехи.


ФИО
учащегося
Контрольные вопросы
Верных ответов
Оценка


1
2
3
4
5
6


















Всего правильных ответов









Процент правильности



























2.5 Единый государственный экзамен по литературе.

«Цель моя – измерить все, что измеримо, и сделать измеримым все, что неизмеримо». Это известное высказывание Галилео Галилея звучит весьма актуально в свете сегодняшних проблем школьных образов. Практика эксперимента по введению ЕГЭ снова и снова ставит нас перед сложным вопросом об объективности разрабатываемых «измерителей» знаний. Неудивительно, что учебный предмет «Литература» оказался в особой «зоне риска»; слишком уж далекими друг от друга явлениями кажутся тестовые технологии и великие текста русской классики. На этом фоне попытка создания многосоставной экзаменационной модели ЕГЭ по литературе стала поводом для серьезной дискуссии в профессиональной среде. Не оспаривая позитивного значения той части экзамена, которая предполагала свободной развернутый ответ на проблемный вопрос, критики сосредоточили свое внимание на заданиях с выбором ответа и с кратким ответом. Задания подобного типа, требующие определенной формализации учебного материала, представили «центробежный» вариант проверки знаний по предмету: задания охватывают в основном частные фактологические элементы содержания курса, не выявляя глубину знания литературного материала. Приведем два примера: действие какой главы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» разворачиваются в казачьей станице?
«Бэла»,
«Фаталист»,
«Княжна Мери»,
«Максим Максимыч».
Укажите фамилию поэта – автор стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний», «Отговорила роща золотая», «Письмо к матери».
Множественность подобных заданий давала эффект широкого охвата материала, но при этом далеко уводит от основного «ядра» предмета – художественного текста. Общее негативное впечатление от этой части экзамена не уравновешивалось наличием мини-сочинения в виде ответа на проблемный вопрос письменного анализа художественного текста по выбору учащихся: «формализованный» и «творческий» блоки проверочной модели не составили органичного единства, что отрицательно сказывалось на качестве выполнения работы в целом. Подобная структура экзамена определяла и характер «обратной связи» между итоговым контролем и подготовкой к экзамену, чреватой пресловутым «натаскиванием на тесты».
Таким образом, структура экзаменационной модели вступили в противоречие с логикой учебной дисциплины, что требовало поиска новых решений.
Попутно заметим, что вопрос о выработке форм объективной проверки литературных знаний учащихся выходит далеко за рамки единого экзамена и относится к разряду «вечных».
Но обратимся к специфике новой модели теста по литературе.
Предыдущая модель экзамена содержала три части.
Задания первой части проверяли фактические знания учащихся в пределах перечня авторов и произведений, опирающегося на минимум содержания образования по предмету.
Во второй части проверялись знания историко -биографического и теоретико -литературного характера.
Первое задание третьей части работы проверяло умение учащихся строить содержательное связное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформированную в виде вопроса проблемного характера. Во втором задании третьей части работы проверялось умение самостоятельно анализировать художественный текст (фрагмент эпического или драматического произведения, текст стихотворения).
При разработке теста по литературе нового поколения был соблюдён принцип преемственности, предполагающий сохранение основной части экзамена- анализа текста и свободного рассуждения на литературную тему. Задания с выбором ответа и с кратким ответом, ранее ориентированные на проверку знания учащимися частных компонентов школьного литературного курса, в экзаменационной версии 2005 года отнесены к конкретным художественным текстам и систематизированы в соответствии с общей структурой анализа. Тем самым общая структура экзамена обретает «центростремительную» направленность, не рассеивая внимание экзаменуемого, а концентрируя и организуя его в едином деятельностно - содержательном пространстве.
Таким образом, в новой модели экзаменационной работы, фактологический принцип проверки знаний, предполагающий в основном апелляцию в долгосрочной памяти ученика, заменён на содержательно - деятельностный принцип, позволяющий проверять умения учащихся анализировать художественный текст в его жанрово- родовой специфике, обобщая свои наблюдения, а также строить свободное высказывание на литературную тему.
В работе выделены четыре части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.
В первой, второй и третьей частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика, герои и события, особенности повествования, поэтическая интонация), а также некоторые важнейшие факты историко-литературного характера (авторство, название произведения, используются задания с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом ограниченного объема).
Общая структура первых трех частей работы подчинена задаче широкого жанровосодержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, следуют в порядке возрастающей сложности литературного материала (эпос – лирика – драма) и позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности.
Последнее задание каждой из первых трех частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса.
Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Задания подобного рода требуют от учащихся опоры на определенные литературные ассоциации, отражающие видение ими истории литературы как процесса, в котором каждое отдельное явление в той или иной степени несет на себе печать предшествующего литературного опыта. Способность видеть особенности конкретного произведения в «большом» контексте – важнейший показатель читательской компетенции, без учета которой проверка литературных знаний будет носить раздробленный, «рядоположенный» характер.
Последняя (четвертая) часть требует от учащегося развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера.
Выпускнику предлагается 3 вопроса, затрагивающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:
по произведениям первой половины 19 века;
по произведениям второй половины 19 века;
по произведениям 20 века.
Учащиеся выбирают только один из вопросов и дают на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критической статьи, рецензии, эссе.
В целом содержание и структура экзаменационной работы дает возможность основательно проверить и объективно оценить состояние подготовки школьников по литературе и на этом основании: а) провести аттестацию выпускников общеобразовательных школ, б) отобрать наиболее подготовленных учащихся, желающих продолжить обучение в вузах. Такая форма демократична, так как ставит всех учащихся в равное положение, технологична, так как позволяет использовать компьютер для обработки результатов экзамена и поэтому экономически целесообразна, наконец, гуманна, так как избавляет огромное число абитуриентов от нервных стрессов и перегрузок, вызываемых необходимостью в одно лето сдавать и выпускной, и вступительный экзамены.





III. Практический материал.
Примеры тестов, составленных автором курсовой.

Александр Сергеевич Пушкин.
5 класс.
«Руслан и Людмила».

1.Определите жанр произведения.
а) сказка,
б) повесть,
в) поэма,
г) легенда,
д) баллада.
2. Соотнесите имя героя и его судьбу.
а) Рогдай 1) коварно убивает Руслана и похищает Людмилу
б) Ратмир 2) убит
в) Фарлаф 3) «забыл и славу, и врагов» с «пастушкой милой»
3.Повествование в поэме ведется от имени
а) князя Владимира,
б) древнего певца Баяна,
в) Руслана,
г) автора.
4.Описание каких исторических событий введено в поэму?
а) взятие Царь-Града,
б) поход русского князя на половцев,
в) бой с печенегами.
5.Какие традиционные сказочные приемы использовал А. С. Пушкин в поэме?
а) троекратный повтор,
б) сказочный зачин,
в) волшебные предметы,
г) герои-животные,
д) победа добра над злом,
е) использование бытописания.
6. Распределите сказочные элементы поэмы на традиционные для русской народной сказки и новаторские, впервые созданные А. С. Пушкиным.
а) превращение героев в животных и птиц,
б) оживление героя с помощью мертвой и живой воды,
в) волшебный герой – голова великана,
г) бой с силами зла; участие героя произведения в исторических событиях,
д) главному герою помогает даритель – старик,
е) зло воплощено в карлике с чудодейственной бородой,
ж) главному герою противостоит ложный герой, который коварно присваивает победу,
з) вещий сон.
7. Какие волшебные предметы использовал А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»?
а) волшебный клубок,
б) ковер-самолет,
в) шапка-невидимка,
г) меч-кладенец,
д) живая вода,
е) молодильные яблоки.
8. Соотнесите фрагменты поэмы и соответствующие им литературные приемы.
а) Долина тихая дремала, 1)гипербола
В ночной одетая туман.
Луна во мгле перебегала
Из тучи в тучу
б) И дева по стене высокой, 2) метафора
Как в море лебедь одинокой,
Идет, зарей освещена
в) В его душе желанье дремлет
г) Где ни просвищет грозный меч, 3) сравнение
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы сметают с плеч
И с воплем строй на строй валится
д) Как вихорь свистнул острый меч
е) Играют яхонты, как жар
9. В поэме «Руслан и Людмила» говорится о русском городе
а) Москве,
б) Новгороде,
в) Владимире,
г) Киеве.
10. Прочитайте отрывок из поэмы и определите, чего испугался Руслан?
С немой тоскою
Поникнул витязь головою,
Его томит невольный страх
а) головы великана,
б) полета в небе с Черномором,
в) гибели Людмилы.
11. Автор показывает свое отношение к героям и событиям при помощи
а) прямой характеристики героя,
б) композиции,
в) авторских отступлений,
г) эпилога.
12. Определите, какие из эпитетов являются постоянными, а какие – авторские?
а) верный меч,
б) конь ретивый,
в) молодая кровь,
г) тоскующая душа,
д) темная ночь,
е) бранная слава,
ж) ясны очи,
з) синие туманы,
и) вещий Баян.
13. Что символизируют в поэме сны героев?
а) покой, отдых,
б) страх, волнение,
в) смерть, уход в «чужой мир».
14. Определите основные черты характера Руслана.
а) сила, отвага,
б) доброта, справедливость,
в) вспыльчивость, несдержанность,
г) преданность, верность,
д) мужество, патриотизм.
15. Каково общее настроение поэмы?
а) грустное, печальное,
б) оптимистичное, жизнеутверждающее,
в) трагическое,
г) шутливо-ироничное.


6 класс.
Лирика.

1. Лирика – это
а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом,
б) род литературы, в котором рисуются отдельные состояния характера в определенный момент жизни,
в) стихотворение из двух строк.
2. Чем отличается лирическое произведение от эпического?
а) тематикой,
б) образностью,
в) стихотворной формой,
г) ритмом.
3. Исключите лишние понятия. Объясните свой выбор.
Поэма; лирическое стихотворение; очерк; рассказ; баллада; элегия; повесть; роман.
4.Какие стихотворные размеры являются двухсложными, а какие - трёхсложными?
Дактиль; ямб; анапест; хорей; амфибрахий.
5.Какому из стихотворных отрывков соответствует схема
/ - / - /?
а) Мороз и солнце – день чудесный
б) Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
в) Ночевала тучка золотая
На груди утёса – великана
6. Что называют стопой в стихосложении?
а) регулярное сочетание ударного слога с безударным в стихотворной строке,
б) стихотворную строчку,
в) четверостишие.
7. Какие виды рифм существуют в стихосложении?
а) парная,
б) строчная,
в) опоясывающая,
г) перекрёстная,
д) белая,
е) лирическая.
8. Сколько стоп в данной строке?
Уж близок полдень, жар пылает
9. Какой художественный приём положил автор в основу описания утра и вечера в стихотворении «Зимнее утро»?
а) сравнение,
б) антитеза,
в) метафора,
г) повтор.
10. Определите лирический жанр стихотворения А.С. Пушкина «Пущину»
а) баллада,
б) послание,
в) элегия.

7 класс.
«Медный всадник».

1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру 1 в поэме «Медный всадник»?
а) восторженное,
б) негативное,
в) двойственное,
г) равнодушное.
2. С какой целью Пётр 1 решает «в Европу прорубить окно»?
а) расширить торговые отношения с Европой
б) « назло шведу»,
в) так было «суждено» Петру 1,
г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на международной арене.
3. Какими средствами А. С. Пушкин передаёт свой восторг от Петербурга?
а) внутренними монологами,
б) прямыми авторскими оценками,
в) с помощью героя – рассказчика,
г) через демонстрацию мнения Петра 1.
4. Как можно определить пафос вступления?
а) задумчивый, печальный,
б) трагический,
в) философский, г) торжественный, горделивый.
5. Прочитайте отрывок из поэмы. Какой художественный приём использован в этих строках?
И перед младшею столицей
Померкла древняя Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова
а) метафора,
б) антитеза,
в) сравнение,
г) олицетворение.

8 класс.
«Капитанская дочка»
1. Определите жанр произведения.
а) роман,
б) историческая повесть,
в) семейно – бытовая хроника,
г) легенда,
д) мемуары.
2. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица
а) автора,
б) повествователя,
в) Маши Мироновой,
г) Петра Гринёва,
д) Пугачёва.
3. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
а) композиции,
б) эпиграфов,
в) вставных элементов,
г) прямой авторской оценки,
д) выбора героя.
4. Пугачёв в повести «Капитанская дочка» представлен как
а) мятежник, преступник,
б) историческое лицо – предводитель народного восстания,
в) романтический герой,
г) простой человек, пользующийся уважением народа.



5. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринёва и Швабрина?
а) сопоставления,
б) взаимодополнения,
в) антитезы,
г) композиционной параллели.
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным,
письмо отца
б) завязка 2) освобождение Гринёва,
женитьба на Маше
в) кульминация 3) детство Петруши в родовом
имении
г) развязка 4) знакомство Гринёва с
главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?
а) характеризует Гринёва,
б) предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей,
в) характеризует Пугачёва,
г) подчёркивает кровожадность Пугачёва.
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
а) автору,
б) Екатерине 2,
в) Петруше Гриневу,
г) Петру Андреевичу Гриневу – автору мемуаров,
д) Савельичу.
9. Какие фольклоные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева?
а) былины,
б) загадки,
в) сказки,
г) песни,
д) пословицы, поговорки,
е) мифы.
10. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
а) проблема любви,
б) проблема чести, долга и милосердия,
в) проблема роли народа в развитии общества,
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
11. Каким показан в повести Савельич?
а) забитым, безгласным крепостным,
б) послушным, рабски преданным своим господам человеком,
в) глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства,
г) любящим, заботливым помощником и советчиком.
12. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
а) путь, дорога,
б) могила,
в) буря, буран,
г) орел, ворон,
д) кинжал,
е) виселица.

9 класс.
«Евгений Онегин».

По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»
а) лирический,
б) эпический,
в) лиро – эпический,
г) драматический.
2. Какой принцип положен А. С. Пушкиным в построение композиции «Евгения Онегина»?
а) кольцевая композиция,
б) монтаж,
в) зеркальность,
г) повтор,
д) антитеза
3.Какова композиционная роль сна Татьяны?
а) предсказывает гибель Ленского,
б) предваряет именины Татьяны,
в) является осью композиционной симметрии,
г) способствует углублению психологической характеристики Татьяны
4. Какие фрагменты романа не соответствуют «онегинской» строфе?
а) сон Татьяны,
б) письмо Татьяны к Онегину,
в) авторские отступления,
г) письмо Онегина к Татьяне,
д) сцена дуэли,
е) песня девушек.
5. Какова функция пейзажа в романе?
а) изображение картин русской природы,
б) отражение состояния героев произведения,
в) связать главы произведения в единое целое,
г) передача философских размышлений автора.
6. Какова функция образа автора в романе?
а) повествовательная,
б) герой романа,
в) лирический герой
г) сторонний наблюдатель.
7. Какие этапы биографии автора отражены в романе?
а) детство в Москве,
б) Царскосельский лицей,
в) Южная ссылка.
г) Болдино,
д) женитьба,
е) Михайловское.
8. Назовите отчество Татьяны Лариной
а) Ивановна,
б) Дмитриевна,
в) Владимировна,
г) Николаевна.
9. Укажите правильно, кому принадлежат следующие реплики.
а) Что может быть на свете хуже 1) автор
Семьи, где верная жена
Грустит о недостойном муже,
И днём, и вечером одна

б) Мне тяжела теперь и радость, 2) Онегин
Не только грусть душа моя,
Уж никуда не годна я
Под старость жизнь такая
Гадость
в) Какие б чувства не таились 3) московская
Тогда во мне – теперь их нет: тётка Татьяны.
Они прошли иль изменились
Мир вам, тревоги прошлых лет
г) та, которая грустна 4) Ленский
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна



Итоговый тест.
1. Какая проблема ставится в стихотворении Пушкина «Я вас любил»?
а) проблема любви,
б) проблема свободы,
в) проблема счастья.
2. На каком поэтическом приеме основана образность Пушкина в стихотворении «Арион»?
а) на сравнении,
б) на аллегории,
в) на синекдохе.
3.Каким размером написан «Памятник» Пушкина?
а) ямбом,
б) хореем,
в) одним из трехсложных размеров.
4. Что означает в лирике Пушкина образ моря?
а) идею гармонии человека и мира,
б) идею вечного противостояния природы и человека,
в) идею свободы.
5.Какое из перечисленных стихотворений Пушкина мы можем отнести к его философской лирике?
а) «Я вас любил»,
б) «Бесы»,
в) «Анчар».
6. Найдите метафору в стихотворении Пушкина «К Чаадаеву».
а) «Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман»,
б) «Мы ждем с томленьем упованья»,
в) «на обломках самовластья напишут наши имена».
7. Являются ли эпитетами прилагательные в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога»:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
а) да,
б) нет,
в) не все.
8. Какое из перечисленных стихотворений Пушкина написано четырехстопным ямбом?
а) «Бесы»,
б) «Анчар»,
в) «Памятник».
9. «Евгений Онегин» Пушкина – это
а) роман,
б) роман-эпопея,
в) поэма.
10. «Евгений Онегин» - произведение
а) реалистическое,
б) романтическое,
в) соединяет в себе черты обоих методов.
11. Евгений Онегин – это герой
а) положительный,
б) отрицательный,
в) нельзя сказать однозначно.
12. Кому адресовано посвящение перед «Евгением Онегиным»?
а) И.И.Пущину,
б) А.А.Дельвигу,
в) П.А.Плетневу.
13. Со скольких шагов Онегин стрелял в Ленского?
а) с восьми,
б) с четырнадцати,
в) с двадцати.
14. Как определял сам Пушкин жанровое своеобразие своего произведения?
а) «даль свободного романа»,
б) «собранье пестрых глав»,
в) и так, и так.
15. В чем вы видите отличие романа в стихах от простого романа?
а) роман пишется прозой, а роман в стихах – стихами,
б) роман в стихах делится не только на главы, но и на строфы,
в) в романе в стихах наблюдается сильное эмоциональное чувство автора-повествователя.
16. Какова схема рифмовки «онегинской строфы»?
а) ааббвгвгджее,
б) абабввггдееджж,
в) абабвггвддеежж.
17. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?
а) Александра 1,
б) Наполеона,
в) Байрона.
18. Из какого поэта взят эпиграф ко 2 главе «Евгения Онегина»?
а) из Вяземского,
б) из Горация,
в) из Овидия.
19. Какое значение имеет образ Онегина, являющийся Татьяне во сне?
а) воплощает ее представление об Онегине как о демоническом герое,
б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина,
в) выражает авторскую иронию по поводу суеверия Татьяны.
20. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?
а) чтобы наказать его за прежнюю холодность,
б) потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,
в) потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека.
21. Искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?
а) да, потому что он серьезно страдает,
б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама,
в) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия.
22. Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?
а) проблема социальной свободы,
б) проблема воспитания дворянской молодежи,
в) политическая проблематика.
23. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию? (две любви, два письма, две отповеди и т. п.)
а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну,
б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,
в) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.
24. Что мы можем сказать об образе автора в романе «Евгений Онегин»?
а) это современник и приятель Онегина,
б) это приятный, веселый, остроумный собеседник,
в) это один из умнейших и образованнейших людей своего времени.
25. Какими формами пользуется Пушкин для введения в повествование авторских (лирических) отступлений?
а) обращение к читателю,
б) формой воспоминаний,
в) и той, и другой формой.
26. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?
а) ничем,
б) Татьяна читала писателей - сентименталистов, а Онегин - романтиков,
в) Татьяна читала любовную литературу, а Онегин – философскую.
27. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?
а) потому что отражает характерные черты своей эпохи,
б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла,
в) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.
28. Как Пушкин относился к Николаю 1?
а) хорошо,
б) плохо,
в) сначала хорошо, потом плохо.
29. В какой из «Повестей Белкина» используется мотив переодевания?
а) в «Станционном смотрителе»,
б) в «Метели»,
в) в «Барышне-крестьянке».
30. Какая из «Повестей Белкина» посвящена теме «маленького человека»?
а) «Барышня-крестьянка»,
б) «Станционный смотритель»,
в) «Выстрел».
31. Можно ли назвать Сильвио из повести «Выстрел» демоническим героем?
а) да,
б) нет,
в) это пародия на демонического героя.
32. Почему Маша Троекурова («Дубровский») отказывается бежать с Дубровским после своей свадьбы?
а) она разлюбила Дубровского,
б) она боится гнева отца,
в) она не может нарушить клятву верности, данную перед Богом.
33. В чем состоит основной конфликт романа «Дубровский»?
а) в борьбе Дубровского и Троекурова,
б) в противопоставлении чести и бесчестия,
в) в столкновении Троекурова и Дефоржа.
34. Какова основная проблема повести «Капитанская дочка»?
а) проблема долга, чести и милосердия,
б) проблема народного бунта,
в) проблема любви.
35. Кто является главным героем «Капитанской дочки»?
а) Пугачев,
б) Гринев,
в) Маша Миронова.
36. Как относится Пушкин к Швабрину?
а) презирает его как человека бесчестного,
б) приветствует его переход на сторону восставшего народа,
в) образ Швабрина лишен авторской оценки.
37. Что является основой характера Савельича?
а) рабская преданность господам,
б) чувство собственного достоинства,
в) чувство любви к Гринёву.



38. Какая из нравственных ценностей является главной в «Капитанской дочке»
а) свободомыслие,
б) человечность,
в) честь.
39. Какая проблема является основной в «Пиковой даме»?
а) проблема власти денег,
б) проблема соотношения духовных и материальных
ценностей,
в) проблема любви.
40. Какие три карты давали верный выигрыш Германну?
а) тройка, семёрка, дама,
б) семёрка, дама, туз,
в) тройка, семёрка, туз.
41. Где находится сюжетно-композиционная кульминация в «Пиковой даме»?
а) в сцене свидания Германна и Лизы,
б) в сцене убийства старухи,
в) в сцене игры в карты.
42. Каково отношение Пушкина к Петру 1 в поэме «Медный всадник»?
а) безусловно, положительное,
б) безусловно, отрицательное,
в) двойственное.
43. Как относится Пушкин к Евгению в поэме «Медный всадник»?
а) отрицательно,
б) сочувственно,
в) образ лишен авторской оценки.
44. В чем состоит основной конфликт поэмы «Медный всадник»?
а) в противоречии между государственными интересами и интересами «маленького человека»,
б) в противоречии между народом и властью,
в) в противоречии между стихией и разумом.
45. Кого можно считать отрицательным героем трагедии Пушкина «Скупой рыцарь»?
а) Альбера,
б) барона,
в) и того, и другого.
46. Кто, с точки зрения Пушкина, прав в споре Вальсингама и Священника в «Пире во время чумы»?
а) Вальсингам,
б) Священник,
в) нельзя сказать однозначно.
47. Какое высказывание является ключевым для раскрытия идейно-эмоционального содержания в трагедии «Моцарт и Сальери»?
а) Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше,
б) Ты, Моцарт, недостоин сам себя,
в) Гений и злодейство
Две вещи несовместные.
48. В чем художественный смысл гибели Дон Гуана в конце трагедии «Каменный гость»?
а) это наказание за его распутную жизнь,
б) это возмездие за дерзость по отношению к статуе Командора,
в) это его судьба, которую он вынужден принять.
49. Можно ли сказать, что «Борис Годунов» Пушкина – это трагедия совести?
а) да,
б) нет,
в) нельзя сказать однозначно.
50. Пушкин говорил, что темой трагедии должна быть «судьба человеческая и судьба народная». Применительно ли это к «Борису Годунову»?
а) да,
б) нет,
в) в трагедии вообще нет темы судьбы.
51. «Чтоб ведали потомки православных
Земли родной минувшую судьбу», - эти слова принадлежат
а) Борису Годунову,
б) Пимену,
в) Гришке Отрепьеву.
52. Почему трагедия «Борис Годунов» оканчивается ремаркой «Народ безмолвствует»?
а) потому что народу все равно, кто займет место русского царя,
б) своим молчанием народ осуждает Димитрия за убийство сына Бориса,
в) народ предчувствует страшное будущее страны.

























Содержание стр.

I. Введение. Особенности литературы как школьного учебного предмета.

II. Основная часть.
Опрос по литературе в условиях развивающегося обучения. Учёт и контроль знаний на уроках литературы.
Система тестов, как новый этап в развитии концепции литературного образования в школе.
2.1 Что такое тест? Виды тестов.
2.2 Тест и контрольные задания.
2.3 Оценивание тестов.
2.4 Достоинства и недостатки тестов.
2.5 Единый государственный экзамен по литературе.

III. Практический материал.
Примеры тестов, составленные автором курсовой.

IV. Заключение.

V. Литература.
















V. Литература.

Есин А.Б. Русская литература XIX века. Задачи. Тесты. Полезные игры. – М.: Флинта, 1997.
Зинин С.А. Единый государственный экзамен по литературе: Следующий шаг// Литература в школе. – 2003 - №4.
Кабалевский Ю.А. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1988.
Капинос Валентина. Единый государственный экзамен по русскому языку и литературе// Народное образование. – 2003 - №4 – с 105.
Крючков В.П. И вновь о тестах// Литература в школе. – 2003. - № 1 – с 25-26.
Кучина Т.Г, Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 1997.
Литературные викторины: Учеб. Методическое пособие/ В.А. Ильина. – М.: «Издательство АСТ», 2000.
«Методика преподавания литературы» под редакцией З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1997.
Молдавская М.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1976.
10. «Тестирование как одна из форм итогового контроля знаний учащихся», Методическое пособие, г. Ульяновск «Симбирская книга», 1993. Составитель Ф. Мухаметзянова.
11. Тесты. Литература, 9 – 11 классы. – М.: Дрофа, 1997.
12. Тесты. Литература: 5 класс: Учеб. Метод. пособие/ Д.Г. Чижов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
13. Тесты по литературе. 5 – 11 классы/ Н.Н. Оглоблина. – М.:
«Агентство «КРПА «Олимп»: ООО «Издательство АСТ»:
ООО «Издательство Астрель», 2002.
Охраменко Н.В, Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5 –11 классы – М.: Аквариум, 1997.





IV. Заключение.
Система тестов, пожалуй, самая распространённая во всём мире форма обучения и контроля знаний учащихся и студентов. Поэтому возникает очень много вопросов, на которые нет прямого ответа.
Мне кажется, что тесты, как система оценки школьной успеваемости, имеют ряд, как положительных характеристик, так и отрицательных.
С одной стороны, тесты позволяют: учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала; сэкономить учебное время.
С другой стороны, многие специалисты расценивают тестирование, как спорный шаг и не считают тесты, что совершенно справедливо, наиболее объективным, безупречным инструментом оценки знаний, умений и навыков.
Тестовое обучение и тестовый контроль – форма, безусловно, не самая идеальная.
Я согласна с мнением многих специалистов, что «тесты должны не заменять традиционные экзамены, а дополнять их» Если тесты составлены продуманно, научно и целенаправленно, то они могут быть очень полезны, и как средство контроля знаний, и как средство обучения, развития ассоциативного мышления и творческих способностей учащихся.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615

Приложенные файлы

  • doc 1397003
    Размер файла: 178 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий