Знать биографию писателя Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы Лекция. 49 А.А.Фадеев. «Разгром». Тема гражданской войны в литературе.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе 11 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, общеобразовательной программы по литературе 5-11 кл, авт. Т.Ф. Курдюмова, С.А.Леонова. Рассчитана на 102 час в год (3 часа в неделю). Программа предусматривает преподавание литературы как в общеобразовательных классах, так и классах повышенного уровня за счет расширения историко-литературного контекста, за счет углубления теоретического материала и терминологии. По школьному учебному плану на изучение литературы в 11 классе выделено 3 часа в неделю (102 ч в год. В основе тематического планирования лежит Программа по литературе под редакцией Курдюмовой Т.Ф (105 часов), а школьный учебный план предусматривает только 102 часа. В соответствии с ним были внесены следующие изменения:
- изучение темы «Сатирическая и юмористическая литература конца XIX-XX века» даётся обзорно.
- включено обзорное изучение зарубежной литературы (проекты).
- добавлен час на итоговую контрольную работу.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
Цели изучения курса литература:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. 
Предметно-ориентированные цели:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Формы контроля знаний
Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по литературе, являются: система коммуникативно-творческих работ («Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Читательская конференция», «Самостоятельный анализ произведения»), сочинения проблемного характера, создание рецензии, сообщений, докладов, рефератов, презентаций, тестовые работы, итоговая контрольная работа.
Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Структура курса литературы в основной школе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. В 10-12-х классах формируется представление об историко-литературном процессе в 19-20 веках. 19-ый век рассматривается в связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идёт речь о таких понятиях, как «стиль писателя», «литературная школа», «литературная критика» и её роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.
В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у  обучающихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их  тематики, проблематики,  идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Методы и формы обучения
В учебно-тематическом планировании предлагаются разные типы уроков. Основными типами уроков являются лекции, лекции с элементами беседы, эвристические беседы, практикумы, семинары, уроки развития речи.
Лекция используется на вводных уроках. В течение лекции целесообразно обучать составлению планов, схем, тезисов, конспектов.
Урок-беседа должен быть проблемного характера. Вопросы подбираются высокой степени сложности, не предполагающие односложного ответа.
Эвристическая беседа отличается тем, что ученики не только участвуют в разговоре, а защищают своё мнение, аргументируют свою точку зрения.
На уроке-практикуме ведущей деятельностью становится углублённая исследовательская работа с текстом.
Семинар предназначен для обобщения и углубления знаний по теме. Урок такого типа решает несколько задач: организация самостоятельной работы учащихся, выявление их творческих способностей и социально-нравственных ориентаций. Задания могут быть индивидуальные и групповые. На семинаре учащиеся могут выступать с докладами и рефератами.
Уроки развития речи включают в себя устные и письменные ответы учащихся. Письменные работы могут быть в форме итоговых сочинений и сочинений-миниатюр. Сочинения-миниатюры выполняются и в классе, и дома как промежуточная работа по крупной монографической теме, но не повторяют тематику больших сочинений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Всего на изучение курса предусмотрено 102 часа (3 часа в неделю)


ТЕМА
Кол. часов

1.
Введение
2

2.
И.А.Бунин
5

3.
А.И.Куприн
4

4.
А.Аверченко
1

5.
«Серебряный век» русской литературы
7

6.
М.Горький
7

7.
А.А.Блок
6

8.
Новокрестьянская поэзия.
1

9.
С.А.Есенин
5

10.
В.В.Маяковский
5

11.
А.А.Фадеев
3

12.
А.П.Платонов
2

13.
М.А.Булгаков
6

14.
А.Н.Толстой
3

15.
А.А.Ахматова
3

16.
М.И.Цветаева
2

17.
О.Э.Мандельштам
1

18.
М.А.Шолохов
8

19.
Литература периода Вов.
2

20.
А.Т.Твардовский
3

21.
Б.Л.Пастернак
4

22.
А.И.Солженицын
3

23.
В.Набоков
1

24.
Деревенская проза
2

25.
Литература 70-80-х гг.
3

26.
Литература на современном этапе
4

27.
Новейшая русская литература
1

28.
Зарубежная литература 2 половины XX века
1



Календарно-тематическое планирование (102 часа)


Темы
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Типы уроков
Контроль
Элементы дополнит. содержания
Ресурсное обеспечение
Домашнее задание











1
История XX века и судьба искусства.


Литературный процесс, сложности и противоречия

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя.
Лекция

Беседа
История


Презентация «История 20 века и искусство»

Учебник, стр. 10-12


2
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России.
Литературные направления модернизма. Серебряный век.
Знать характерные особенности развития литературы в России и за рубежом. Уметь конспектировать лекцию учителя.
Лекция

Беседа
История


Презентация «История 20 века и искусство»

Реферат (темы на стр. 45), стр. 12-43


3
И. А. Бунин. Традиции XIX века в лирике Бунина. Философичность лирики.

Традиции и новаторство.
Мастерство писателя


Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Практическое занятие. Анализ произведений

Конспект. Беседа
История
Презентация «Бунин. Жизнь и творчество»
Стр. 72-83

4
«Господин из Сан-Франциско».
Осуждение бездуховности существования.

Психологизм
Неожиданность финала, концентрированность повествования


Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Практическое занятие. Анализ произведений

Беседа, письм. опрос.
История. Георафия.

Стр.84-86

5
Герои, их романтическое и трагическое чувство в рассказах «Солнечный удар», «Чистый понедельник»
Неожиданность финала, концентрированность повествования. Мастерство детали. Пейзаж в произведении.


Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Практическое занятие. Анализ произведений

Письм. и устный опрос


Стр. 87-88. сочинение (темы на стр.90)

6
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов.
Биография. Связь с литературой 19 в. Традиции и новаторство.
Мастерство писателя. Портрет героя. Художественная деталь.

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.
Практическое занятие. Анализ произведений

Беседа

Презентация «Куприн. Жизнь и творчество»
Стр.92-101

7
«Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне.
Романтический герой. Символика.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Практическое занятие. Анализ произведений

Беседа
Музыка

Стр. 101-107, вопросы на стр. 107

8
В. Г. Короленко. Гуманистический пафос произведений. («Река играет», «Без языка»).
Биография писателя. Содержание произведений
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Практическое занятие. Анализ произведений

Беседа. Письменный опрос.

Презентация «Жизненный и творческий пуь В.Г. Короленко»
Сочинение

9
М.Горький. Жизнь, творчество, личность.


Философская концепция Горького

Знать биографию писателя; Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Лекция. Анализ произведений

Конспект


Стр. 46-55

10
Раннее творчество
Горького.
Романтизм Горького

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Практическое занятие. Анализ произведений

Устный опрос.
Кино
Кадры из фильма «Табор уходит в небо»
Мини-сочинение.

11
Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен.
Романтизм как литературное направление.Романтизм Горького

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы
Практическое занятие
Письм. опрос


Вопросы по тексту

12
Горький – драматург. «На дне» как социально – философская драма. Новаторство Горького-драматурга.
Драматургия. Особенности драматическогопроизведения.
Социально – философская драма
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.
Практическое занятие. Анализ произведений




Стр. 57-59

13
Спор о назначении человека в пьесе «На дне».

Композиция пьесы, логика построения произведения. Понятия «спор», «диспут»

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение.
Практическое занятие. Анализ произведений

Устный опрос


Стр. 60-62

14
Авторская позиция и способы её выражения

Три правды в пьесе, ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение.
Урок -семинар
Беседа

Диск с записью монолога Сатина. Или кадры из телевезионного спектакля «На дне»

Сочинение «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?»

15
Публицистика Горького. Литературный портрет как жанр. Лев Толстой и Чехов в изображении Горького.
Публицистика.
Жанр публицистики. Жанр литературного портрета.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение публицистического жанра.
Практическое занятие.
беседа


Стр. 62-69, сочинение

16
Итоговый урок по творчеству Горького. Защита проектов
Проект. Работа над проектом. Отбор материала.
Уметь самостоятельно формулировать тему творческой работы, отбирать необходимый материал, анализировать произведение.
Урок контроля знаний
Контрольная работа (тест)

Презентации учащихся
Подготовиться к сочинению, вопросы на стр. 70

17
Р.Р.
Сочинение по литературе конца 19 в. – начала 20 в.

Знать содержание произведений.
Уметь отбирать необходимый материал, анализировать произведение.
Урок развития речи
Сочинение




18
Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс»

Значение терминов «Серебряный век», «модернизм», «символизм», «акмеизм», «футуризм»
Знать важнейшие биографические сведения о поэтах; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов; характерные особенности эпохи, отраженные в произведении. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; решать тестовые задания.
Лекция
Конспект
История. МХК

С.19-43,выучить основные тезисы и определения.

19-20
Основные литературные направления «серебряного века»

Русский символизм и его истоки.
В.Я.Брюсов. слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.
Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый и др.
Акмеисты. Представители.
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина
Знать важнейшие биографические сведения о поэтах; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов; характерные особенности эпохи, отраженные в произведении. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка; решать тестовые задания.
Лекция, анализ стихов.
Устный опрос. Конспект

Презентация «Направления литературы серебряного века»
Стихотворения наизусть. Стр.19-43, вопросы на стр. 43-44

21
Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики.
«Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика».

Знать важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание.
Беседа
Устный опрос. Устное выступление на литературоведческую тему



Стр. 109-119, стихотворение наизусть.

22
Тема Родины в лирике А.Блока.
Эволюция творчества. Тема России и основной пафос патриотич. стих-ий:
«Россия», «Река раскинулась», «По железной дороге».

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание.
Беседа
Устный опрос, анализ стихов


Стр. 120-122, стихотворения наизусть

23
Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира
Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме

Знать содержание произведения, систему образов.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание.
Беседа
Устный опрос, анализ стихов
История

Стр. 122-125.

24
«Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.

Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме
Знать содержание произведения, систему образов.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание.
Беседа, анализ произв.
Устный и письменный опрос.
История

Мини-сочинение

25
Акмеизм как национальная форма неоромантизма.


Истоки акмеизма. Художественной мировоззрение акмеистов.

Знать особенности этого литературного направления.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История. МХК

Выучить основные тезисы и определения.

26
Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева.

Яркость, праздничность восприятия мира в стихах Гумилёва

Знать важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История

Стихотворение наизусть

27
Р.Р. Стихи поэтов-акмеистов

Стихи Н.С.Гумилёва, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, С.М.Городецкого, Г.И. Иванова.
Уметь выразительно читать стихотворения

Декламация стихотворений




28
Футуризм. Поиски новой формы выразительности.
В.В.Хлебников как поэт-философ


Понятие футуризма. Футуризм в литературе и искусстве. Словотворчество.
Знать теоретические сведения о литературном направлении.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания.
Комбинированный урок
Устный опрос
История
Презентация «Футуризм в искусстве»
Конспект

29
И.Северянин. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества

Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества
Знать важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Презентация «И. Северянин»
Стихотворение наизусть

30
В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта.


Звукоподражание, словотворчество, приёмы плаката, графический стих. Тоническое стихосложение.

Знать важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Презентация «Вл. Маяковский»
Стр.128-133.

31
Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество. поэта


Романтический герой. Тоническое стихосложение. Авторские неологизмы. Ницшеанские мотивы в лирике Маяковского.

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; выявлять характерные особенности, роль и место героя, авторскую позицию.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
Философия.

Стр 133-142, стихотворение наизусть, анализ стихотворения.

32
«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя.


Материализация метафоры. Роль гиперболы и гротеска

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
Философия. История.

Стр. 142-146. сочинение (темы на стр. 147).

33
Драматургия поэта. «Клоп», «Баня».


Роль гиперболы и гротеска

Знать особенности драматургического рода литературы; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История

Рефераты (темы на стр. 147)

34
Сатирические произведения.



Материализация метафоры. Роль гиперболы и гротеска
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; выявлять характерные особенности, роль и место героя, авторскую позицию.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История

Стихотворение наизусть.

35
Любовная лирика и поэмы


Тоническое стихосложение


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Презентация «Адресаты любовной лирики Маяковского»
Мини-сочинение

36
Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта
Новаторство поэта


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос


Анализ стихотворения (по выбору)

37
Р.Р.
Сочинение по творчеству поэтов «серебряного века».


Цитатный план
Знать содержание произведений.
Уметь отбирать необходимый материал, анализировать произведение.
Урок развития речи.
Сочинение


Прочитать стихотворения и поэмы «Черный человек» и «Анна Снегина» С. Есенина

38
Крестьянская поэзия. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии 19 века в творчестве Н.А.Клюева и С.А.Есенина

Традиции поэзии 19 века.. Художественные приемы в крестьянской поэзии. Цветопись и звукопись.

Знать важнейшие биографические сведения поэтов этого направления. Уметь конспектировать лекцию учителя; анализировать произведение.
Лекция
Устное сообщение на литературоведческую тему


Презентация «Крестьянские поэты»
Стр. 37-43

39
Н.А.Клюев. Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации


Религиозные мотивы. Символичность произведений

Знать важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устное сообщение на литературоведческую тему



Анализ стихотворения

40
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта.

Биография поэта. Трагичность мироощущения. Имажинизм.

Знать важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Выразительное чтение стихотворений

Кадры из кинофильма «Есенин»
Стр. 147-161

41
Глубокое чувство родной природы
Любовь и сострадание «ко всему живому».


Тема природы в лирике Есенина. Связь с традициями русской литературы.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос


Стр. 162-165

42
Философские мотивы. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Лирика Есенина в музыке.
Жанр исповеди. Образ лирического героя.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос


Стр. 166-172

43
«Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины.


Автобиографичность произведения Жанр исповеди. Образ лирического героя.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос


Стр.172-176

44
В.ч.
Поэма «Черный человек» С. Есенина
Жанр исповеди. Образ лирического героя. Романтическое двоемирие.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос


Сообщ., презентация

45
Защита проектов на тему «Человек серебряного века» (или другая, на выбор учителя)
Мировоззрение человека начала 20 в. Искусство начала 20 в. Характеристика эпохи
Уметь отбирать необходимый материал, анализировать произведение.
Защита проектов
Творческая работа: сообщ., презентация, фильм и др.


Прочитать роман Фадеева «Разгром», сочинение (темы на стр.177)

46
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции.
Советская литература и социалистический реализм (обзор)
Советская литература, возвращенная литература, литература русского зарубежья


Знать особенности развития литературы в 20-30-е годы ХХ века.
Лекция с элементами беседы
Конспект
История. Философия.

Стр. 180-184

47
Развитие жанра антиутопии в литературе 20-40–х годов. Е. Замятин. Роман «Мы»
Особенности жанра антиутопии.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Лекция с элементами беседы
Конспект
История. Философия.

Прочитать роман Замятина полностью.

48
Сатирическая литература 20-40 х годов. Произведения М. Зощенко и И.Ильфа и Е. Петрова

Гротеск, ирония, юмор. Социальная сатира
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Лекция с элементами беседы
Конспект
История. Философия.

Анализ эпизода.

49
А.А.Фадеев. «Разгром». Тема гражданской войны в литературе.


Эпоха в романе. Современная полемика о романе


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История
Кадры кинофильма «Разгром»
Стр. 185-189

50
«Разгром». Нравственные проблемы в романе. Односторонность освещения темы интеллигенции в революции.



Современная полемика о романе. Образы в романе.


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос


Мини-сочинение

51
М. И. Цветаева. Трагедийная тональность творчества.
Необычность образа лирического героя.
Богатство ритмики, свежесть и независимость поэзии


Знать биографию поэта; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Презентация «Марина Цветаева»
Стр. 260-271


Поэзия как напряжённый монолог - исповедь
Самобытность поэтического слова Цветаевой.

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи Блоку» и др. «Стихи к Пушкину».
Тема Родины. «Тоска по Родине! И др Своеобразие поэтического стиля.

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Анализ стихотв.


Стихотворение наизусть

52
О.Э. Мандельштам. Яркость поэтической палитры поэта. Философичность лирики.

Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез..».
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Анализ стихотв.

Презентация «Осип Иандельштам»
Стр. 250-258

53
Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

Историчность и философичность лирики.


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Анализ стихотв.


Анализ стихотв. Стихотв наиз.

54
А.А.Ахматова. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, её психологизм.

Разговорность интонации и музыкальность стиха. Своеобразие поэтики


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Анализ стихотв.


Стр. 205-213

55
Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.


Новаторство формы



Беседа, анализ произв.
Анализ стихотв.


Стр. 213-221, анализ стихотв

56
«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы.
Особенности жанра и композиции, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Анализ произв.
История

Стр. 221-227

55
Контрольная работа по теме «Серебряный век»

Знать изученный ранее материал
Урок контроля знаний
Тест


Прочитать произведения Пастернака

56
Б.Л.Пастернак. Проникновенный лиризм и одухотворённость поэзии Пастернака.

Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха. Философичность поэзии Пастернака
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Анализ стихотв.

Слайд с портретом Пастернака

Стр. 229-234

57
Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. .


Особенности синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Знать важнейшие тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История

Стр. 234-241

58
«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Образ Юрия Живаго.

Жанровое своеобразие романа
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История
Кадры кинофильма «Доктор Живаго»
Стр. 241-248, вопросы на стр. 248, темы рефератов на 449

59
Р.Р.
Сочинение – анализ одного из стихов Ахматовой, Мандельштама, Пастернака

Цитатный план
Знать содержание произведений.
Уметь отбирать необходимый материал, анализировать произведение.
Урок развития речи
Сочинение




60
М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.



Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр.
Новаторство Булгакова – драматурга.


Знать важнейшие биографические сведения о писателе; Уметь составлять план собственного высказывания.
Лекция
Устный опрос


Стр. 274-284

61
«Белая гвардия». Гражданская война и её события в романе.


Новаторство Булгакова – драматурга.


Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; решать тестовые задания; обосновывать свое высказывание.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История

Сообщения

62
Внеклассное чтение «Дни Турбиных» - пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в творчестве писателя. Или урок по рассказам Булгакова.
Новаторство Булгакова – драматурга.


Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Письменный опрос
История

Мини-сочинение

63
«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа.

История создания, проблемы и герои романа «Мастер и Маргарита»Необычность композиции романа: сочетание фантаст. сюжета с философско – библейскими мотивами.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История. Философия.
Кадры их фильма «Мастер и Маргарита»
Стр. 285-294

64
Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га – Ноцри. Образ Воланда. Его свита.
Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции.



Своеборазие трактовки библейских мотивав.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История
Кадры их фильма «Мастер и Маргарита»
Ответ на вопрос в тетради. Мини-сочинение «Добро и зло в романе»

65
Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести.


Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско – библейскими мотивами.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История
Кадры их фильма «Мастер и Маргарита»
Мни-сочинение «Что такое совесть»

66
Мастер и его Маргарита. Тема любви в романе.


Тема любви в романе. Сострадание в романе. Образ Маргариты. Образ Фриды.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос
История
Кадры их фильма «Мастер и Маргарита»
Вопросы в тетради

67
Проблема нравственного выбора в романе.
Проблема творчества и судьбы художника.

Образы Мастера и Понтия Пилата.
Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Кадры их фильма «Мастер и Маргарита»
Вопросы в тетради

68
Р.Р.
Сочинение по творчеству Булгакова.
Сочинение на литературную тему
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Урок развития речи.
Сочинение.


Прочитать произведения Платонова

69
А. П. Платонов. Трудная судьба писателя, его произведения
Биография писателя. Особенности творческого пути.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.История
Лекция
Устный опрос

Презентация «Жизненный и творческий путь Платонова»
Краткая биография – сделать запись в тетради.

70
Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях (рассказы, повесть «Котлован»)


Особенности композиции произведений Платонова. Система образов. Сатира.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Устный опрос


Стр.296-316

71
А. Н. Толстой. Судьбы русского исторического романа в 20 веке. Картины Руси 17 века в романе «Пётр Первый».
Исторический роман 20 века. Новаторство и традиции.



Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Устный опрос
История
Презентация «А.Н. Толстой. История создания романа»
Сообщение

77
«Петр I». Образ Петра в романе.

Образ Петра. Традиционное представление и новое в изображении Петра.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Устный опрос. Письменный опрос.

Кадры из фильма «Юность Петра»
Вопросы в тетради

72
Художественное своеобразие романа.


Массовые сцены, приём внутреннего жеста, приём контраста
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Комбинированный урок
Тест

Кадры из фильма «Россия молодая»
Сочинение

73
М. А. Шолохов. Жизнь и творчество писателя.


Биография писателя. Особенности творчества М.А.Шолохова.
Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Лекция
Устный опрос, конспект
История
Презентация
Стр. 327-335

74
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Гражданская война в романе.

Толстовские традиции. История создания романа. Понятие о романе-эпопее
Понятие о плагиате.

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Письменный опрос
История
Кадры из фильма «Тихий Дон»
Стр.335-338

75
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.


Приёмы изображения героя худ. произв.
Картины Гражданской войны, проблемы и герои романа.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Кадры из фильма «Тихий Дон»
Образ Григория Мелехова, стр. 345-349

76
Женские образы в романе.


Приёмы изображения героя худ. произв.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Кадры из фильма «Тихий Дон»
Стр. 349-350

77
Яркость характеров и жизненных коллизий.
Контраст в изображении героев. Мастерство портрета.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Кадры из фильма «Тихий Дон»
Счинение-миниатюра «Русский характер»

78
«Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.
Философская проблематика произведения Поиски смысла жизни героями Шолохова.
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Комбинированный урок
Мини-сочинение

Кадры из фильма «Тихий Дон»
Стр. 341-345

79
Природа в романе.
Традиции Толстого в изображении природы. Реалистический пейзаж.


Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Кадры из фильма «Тихий Дон»
Сочинение

80
Зачет по литературе 20-30-х годов XX века

Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Урок контроля знаний
Тест




81
Русская литература за рубежом (1917 -1941 годы).

Литература русского зарубежья
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Лекция
Конпект
История
Презентация «Литературный процесс в середине 20 в.»


82
Поэзия русской эмиграции. Защита проектов


Литература русского зарубежья
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Комбинированный урок
Конспект




83
Проза русской эмиграции. Защита проектов


Литература русского зарубежья
Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Комбинированный урок
Конспект




84
В. В. Набоков как русский писатель (творчество до 1940 года).


Автор двух литератур. Особенности языка. Сюжеты и образы. Символика.


Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Стр. 24-36, Презентация «В.В. Набоков»


85
Романы на английском языке (творчество после 1940 года).
«Другие берега» - автобиографический роман.
«Машенька»
«Защита Лужина» (по выбору учителя)
Автор двух литератур. Особенности языка. Сюжеты и образы. Символика .

Знать биографию писателя; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Беседа, анализ произв.
Письменный опрос


Сочинение

86
Литература военных лет.
Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет.

Жанры литературы военных лет. Особенности мировидения.
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений. Уметь определять принадлежность одному из литературных родов.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос


Стр.52-82

87
Человек на войне, правда о нем. Романтика идеализма в прозе о войне.
Пьесы о войне.
Особенности драматического жанра.
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений. Уметь определять принадлежность одному из литературных родов.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Кадры из кинофильма по пьесе Е. Шварца «Убить дракона»
Стр. 52-82

88
Новое осмысление военной тематики в творчестве Ю. Бондарева, К. Воробьева
Понятие об окопной правде и лейтенантской прозе
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.
Беседа, анализ произв.
Устный опрос

Кадры из кинофильмов о войне


89
Новое осмысление военной тематики в творчестве В. Некрасова, Б. Васильева и др.

Понятие об окопной правде и лейтенантской прозе. Разнообразие жанров.
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.
Беседа, анализ произв.
Письм. опрос

Кадры из кинофильмов о войне


90
Литература 50-60-х годов. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.


Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.




Стр. 102-137

91
Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики. (обзор).
Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели».


Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.
Лекция



Стр. 102-137

92
«Городская проза» и «деревенская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности произведений
Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
Знать биографию писателей, работающих в этом жанре; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.




Стр. 102-147

93
Литература русского зарубежья. «Вторая и третья» волна литературной эмиграции.
Авторская песня в развитии литературного процесса.


Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.




Стр. 102-147

94
Зачёт по литературе 50 – 90 годов (обзор)

Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.
Урок контроля знаний
Устный зачет, защита рефератов или тест




95
А. Т. Твардовский. Чувство сопричастности к судьбам родной страны. Утверждение нравственных ценностей.
Поэма «За далью даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого.

Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.
Урок - диспут
Устный опрос

Презентация «Твардовский»
Стр.143-153

96
А. И. Солженицын. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. «Один день Ивана Денисовича». «Архипелаг ГУЛАГ» (главы)

Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матрёнин двор».
Знать биографию писателя, характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.
Урок - диспут
Устный опрос

Кадры из кинофильма «В круге первом»
Чтение рассказа «Один день Ивана Денисовича»

97
Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, её сложной судьбы.
Тема судьбы деревни Тема труда.
Знать характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений.
Урок - диспут
Устный опрос


Чтение «Поездка в прошлое»

98
В. П. Астафьев. «Последний поклон»,
Человек и природа.


Мотивы трагического бессилия. Оценка писателем «событий бытия». Нравственные проблемы произведений
Знать биографию писателя; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Урок - диспут
Устный опрос


Читать «Последний поклон»

99
В. Г. Распутин. Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матерой».
Трагическое решение проблемы отцов и детей. Уважение к прошлому. Связь поколений в произведенииСимволика.
Знать биографию писателя; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Урок - диспут
Устный и письменный опрос

Кадры из кинофильма «Прощание с матерой»
Сочинение -миниатюра

100
Итоговая контрольная работа за курс 11 класса

Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Урок контроля знаний
Тест




101-102
Итоговый урок по теме «Русская литература 20 в.»
Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры конца тысячелетия.
Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.
Урок-обобщение
Устный опрос







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков конца19 – начала 20в в.;
-основные закономерности историко-литературного процесса; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы(тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять авторскую позицию;
- выразительно читать произведение (или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа по литературе для 5-11классов общеобразовательной школы/Авт.-сост.Т.Ф.Курдюмова. М.; «Дрофа», 2003.
Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Авт.-сост.Т.Ф.Курдюмова. М.; «Дрофа», 2008.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2003
Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008
Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
Портреты писателей 20 века
Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1997
Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»)
Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы

















Заголовок 515

Приложенные файлы

  • doc 1396865
    Размер файла: 287 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий