— итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературе составлена на основе : - Федерального Закона от 29.12.2012года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 5.03. 2004 г. №1089 с изменениями; - Примерной программы по литературе; - Авторской программыпо литературе для5 - 11 классов под ред.КоровинойВ.Я. (Программыобщеобразовательныхучреждений.Литература.5 - 11классы (Базовыйуровень)ПодредакциейВ.Я.Коровиной.11 - еизданиеМосква.Просвещение.2010.); - Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины(модуля), курса внеурочной деятельности в МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М. В. Ломоносова»; - Учебного плана МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М.В. Ломоносова» на2017 - 2018 учебный год; - Перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в МБОУ «Брянский городской лицей №2 им. М. В. Ломоносова» на 2017 - 2018 учебный год. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально - культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно - историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. 2 Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведени я), которая изучает это искусство. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слов а и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация, оценка прочитанного).Уроки литературы подг отавливают учащихся к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения, формируют вдумчивого, талантливого читателя. Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различ ных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально - нравственные ориентиры. Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко - хронолог ического, проблемного - тематического принципов. На занятиях с учащимися 8 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания. Содержание курса включает в себя произвед ения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.) Главная идея программы - изучение литературы от фольклора к д ревнерусской литературе, от неё к русской литературе ХVIII,ХIХ,ХХ веков. В 8 классе ведущей проблемой является проблема взаимосвязи литературы и истории. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и т еории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений. Совершенствование речи учащихся - важная часть работы на уроках литературы. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБ УЧЕНИЯ Цель учебного предмета ‬ обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельнос тного подходов к обучению: 3 воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развити е интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской ку льтуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художес твенных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко - литературных сведений и теоретико - литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необх одимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного. овладение важнейшим и общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, поиск информации в Интернете, владеть разными видами сокращений текста и проч.) использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ - промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сравнительная харак теристика героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, презента ция, проект. - итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико - литературные знания. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные р езультаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, к ультуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родин ой; 4 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и о бщественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражда нской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жи зни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности; формир ование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, ув ажительное и заботливое отношение ко всем членам семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты : умение самостоятельно определ ять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные , осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предл оженных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 5 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умени е организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий. Предметные результаты. Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретико - литературные понятия: литература как ис кусство слова, роды литературы, жанры литературы (ода, элегия, баллада, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма, комедия), литературный ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры, силлабо - тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора; композиция произведения, портрет, пейзаж, литературный герой, герой - повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произвед ения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика. Учащи еся должны понимать проблему изученного произведения; связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем; духовно - нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно - нрав ственными ценностями других народов; образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы; 6 эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно - выразительных средств в создании произведений. Уча щиеся должны уметь: уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений; о пределять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно - художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление; определять авторскую позицию в произведении; характеризовать литературного героя, составлять сравнительную характеристику литературных героев; формулировать собст венное отношение к изученному произведению, давать оценку; выразительно читать тексты разных типов; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их; уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использова нием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; создавать сочинение - рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, писать отзыв, аннотацию на изучаемое произведение, составлять план, тезисы статьи, таблицы. 7 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ П ЛАН № Раздел Количество часов Из них на развитие речи,ч. Из них на внеклассное чтение,ч. Сочи - нения 1. Вводный урок 1 - - - 2. Устное народное творчество 2 - - - 3. Из древнерусской литературы 2 - - - 4. Из русской литературы XVIII века 3 1 - 1 5. Из русской литературы XIX века 3 3 4 3 4 6. Из русской литературы XX века 20 5 2 3 7. Из зарубежной литературы 6 - 1 - 8. Заключительный урок 1 - - - 12. Итого 68 10 6 8 Содержание тем учебного курса Введение.( 1 ч) Русская литература и история. Интер ес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество.( 2 ч) В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тем ной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек . Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. 8 Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений ). Из древнерусской литературы.( 2 ч) Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Ше мякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий ‬ главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои ‬ крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). Из литературы 18 века.( 3 ч) Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина Теория литературы. Понятие о кла ссицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Из литературы 19 века.( 33 ч) Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора » Ж. - Ж. Руссо. Мораль басни . «Обор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мо раль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич ‬ главный герой думы, один из предводителей казаков. Т ема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева ‬ основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. 9 «Туча». Разноплан овость содержания стихотворения ‬ зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единени я друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. Исто рия пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин). Роман «Капитанск ая дочка». Гринев ‬ жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова ‬ нравственная красота героини. Швабрин ‬ антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историчес кая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представлени я). Реализм (начальные представления). «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов - персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно - композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточ ной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из ро дной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически - условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие предст авлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора ‬ высмеять «все дурн ое в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович - Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). 10 «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Т щетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин. Краткий расс каз о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно - политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя - гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Парод ия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». С атира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступк ов героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы посл едние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш», А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Из русской литературы 20 века.( 20 ч) Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных си туациях. Мастерство Бунина - рассказчика. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Тео рия литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. 11 Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Др аматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально - биографическими (мемуары, воспоминания, дневники ). Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического пове ствования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе . Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина ‬ сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. С вязь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями - фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления) . Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и пес ни о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно - воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Пе трович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. 12 Теория литературы. Гер ой ‬ повествователь (развитие представлений). Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «П ривет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок) ; З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон - Аминадо . «Бабье лето»; И. Бунин . «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Из зарубежной литературы.( 6 ч) Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта ‬ символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. К онфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты ‬ «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов ‬ живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Ше кспира ‬ «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере . «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век ‬ эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер ‬ великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий с мысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия). Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. 13 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ Формы контроля 1 триместр 2 триместр 3 триместр итого Контр ольная работа 1 1 2 4 Сочинение 2 2 1 5 ИТОГО 3 3 3 9 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п.п кол - во часов Дата/ план Дата/ факт Раздел. Тема урока. 1 ТРИМЕСТР (20 Ч.) Введение (1 ч) 1 1 Литература и история. Историзм русской литерат уры. Устное народное творчество (2 ч) 2 1 Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни Исторические песни. Частушка как малый жанр. 3 1 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком ». Из древнерусской литературы (2 ч) 4 1 Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Особенности содержания и формы жития. 5 1 «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Из литературы Х VII века ⠀ 3 ч) 6 1 Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания. Понятие о классицизме. 7 1 Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина (действ. 4 явл. 8) . Особенности анализа эпизода драматического произведения. 8 1 Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Митрофанушка: смешон или опасен?» Из литературы ХIХ века ( 33 ч) 9 1 И. А .Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз»,. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков 15 10 1 И. А. Крылов ‬ п оэт и мудрец. 11 1 К. Ф. Рылеев. Думы Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. 12 1 А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачёва» (отрывки). 13 1 А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. 14 1 Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. 15 1 Семья капитана Миронова. Маша Миронова ‬ нравственный идеал Пушкина. 16 1 Пуг ачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. 17 1 Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции, фольклор ные мотивы. 18 1 Р/р. Сочинение « Проблема чести и бесчестия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 19 1 А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновение…»), «19 октября». Их основные мотивы. Особенности поэти ческой формы. 20 1 А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. 21 1 К/Р . Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. 2 ТРИМЕСТР (22 Ч.) 22 1 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение историче ской темы в творчестве Лермонтова. 23 1 М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически - условный историзм поэмы. 24 1 Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. 16 Развитие представлений о жанре романтической поэмы. 25 1 Р/р. Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» 26 1 Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в художественном творчестве. 27 1 Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. 28 1 Разоблачение пороков чиновников в пьесе. Приёмы сатирическог о изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. 29 1 Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. 30 1 Р/р . Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития дейс твия, кульминации , истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к сочинению. 31 1 Р/р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 32 1 Н. В. Гоголь. «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. 33 1 Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. 34 1 М.Е Салтыков ‬ Щедрин. «История одного города». Художественно - политическая сатира на общественные порядки. Анализ эпизода. Средства создания комического. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. 35 1 К/р. Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина 36 1 Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания 17 художественного образа. 37 1 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально - нравственные пр облемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. 38 1 Мастерство Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. 39 1 Нравственные проблемы повести Л. Н Толстого «Отрочество» 40 1 Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А .А. Фета 41 1 А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. Из литературы ХХ века (20 ч) 42 1 И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство Бунина - прозаика. 3 ТРИМЕСТР (26 Ч.) 43 1 А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. 44 1 Урок - диспут. Что значит быть счастливым? 45 1 А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в е го творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению. 46 1 С. А .Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. 47 1 Урок - конференция. Образ Пу гачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. 48 1 Р/р. Урок - конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. 18 49 1 И. С. Шмелёв. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. 50 1 Журнал «Сатирикон». Тэффи «Жизнь и воротник», М. М. Зощенко «История болезни» 51 1 М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» 52 1 К/р Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина 53 1 А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. 54 1 Василий Тёркин ‬ защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского. 55 1 Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство Твардовского в поэме. 56 1 А. П .Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирно й жизни в рассказе «Возвращение» Нравственная проблематика и гуманизм в рассказе. 57 1 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава «Песенка о пехоте», А. Фатьянов «Соловьи», Л .Ошанин «Доро ги» 58 1 В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие понятия о герое - повествователе. 59 1 Р/р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ в ека» 60 1 Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. Из зарубежной литературы (6 ч) 19 61 1 У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. А нализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». 62 1 Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. 63 1 Ж. - Б. Мольер. «Мещанин во двор янстве» (сцены).Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. 64 1 Мастерство Мольера - писателя. Общечеловеческий смысл комедии. 65 1 Дж. Свифт. Слово о писателе . «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. 66 1 В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. 67 1 К/Р Контрольная работа (годовая) Заключительный урок (1 ч) 68 1 Литература и история в произведен иях, изученных в 8 классе. Что читать летом.

Приложенные файлы

  • pdf 1396855
    Размер файла: 361 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий