«Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен — сюита». Новое прочтение оперы Бизе.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1



I
.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
:

-
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;

-
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-
ф
ормирование личностного смысла постижения искусства и расширения ценностной
сферы в процессе общения с музыкой;

-
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально
-
творческих возможностей;

-
развитие мотивов музыкально
-
учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных творческих задач,

в том числе музыкальных;

-
развитие духовно
-
нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко
-
культурным
традициям других народов.

Метапредметные результаты:

-
наблюдение за различными

явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в жизни микро
-

и макросоциума (группы, класса, школы,

города, региона и др.)

-
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-
применение знаково
-
символических и речевых средств для решения коммуникативных и
позна
вательных задач;

-
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение,
классификация по стилям и жанрам музыкального искусства

-
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимания их
успешности или причин неуспешност
и, умение корректировать свои действия;

-
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределения функция и ролей;

-
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном
и художественном
разнообразии.

Предметные результаты:

-
развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и
различным видам музыкально
-
творческой деятельности;

-
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов
искусс
тв, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно
-
нравственном развитии,
знание основных закономерностей музыкального искусства;

-
представление о художественной картине

мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко
-
культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального искусства разных народов;

2


-
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно
-
образного содержания м
узыкальных произведений вразличных видов музыкальной и
учебно
-
творческой деятельности;

-
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуг
а во внеурочной и внешкольной деятельности;

-
участие в создании театрализованных и музыкально
-
пластических композиций,
исполнение вокально
-
хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей,
ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.


Требования к уровню подготовки учащихся

7

класс.



Совершенствовать представление и триединстве музыкальной деятельности
(композитор
-

исполнитель
-

слушатель);



Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной
музыки;



Понимать особенности воплощения "вечных" тем искусства и жизни в
произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок
-
опере, симфонии,
инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др.);



Эмоционально
-
образно воспринимать и оценивать музы
кальные сочинения
различных жанров и стилей;



Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя
приемы пластического интонирования, музыкально
-
ритмического движения,
импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксаци
и
музыкальной речи;



Осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;



Выявлять особенности построения музыкально
-
драматического спектакля на
основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;



Использовать различные формы индивидуального
, группового и коллективного
музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских
проектах;



Совершенствовать умения и навыки самообразования.




Контроль осуществляется в следующих видах:



-

входной, текущий, тематический, итоговый.



Формы контроля:



При организации учебно
-
воспитательного процесса для реализации программы
«Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета
считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение,
самостоятельная раб
ота, тест.



Виды организации учебной деятельности:



-

конкурс;



-

викторина;



-

самостоятельная работа;



-

творческая работа.



Виды контроля:




-

вводный, текущий, итоговый




-

индивидуальный, письменный, устный.




Формы (приемы) контроля:

3





-

анализ и оценка учебных, учебно
-
творческих и творческих работ, устный и
письменный опрос, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.






Контроль уровня обученности.



Триместр


Раздел

Всего
часов

Контрольные работы

(общее количество
ча
сов)

Практическая
часть

Тест

Письменный
опрос

Практические
работы

(работа по
карточке)

1 триместр

Особенности драматургии
сценической музыки


12


1

2

4

2 триместр

Особенности драматургии
сценической музыки


6


1

2

Особенности драматургии
камерной и

сценической

5


1

2

3 триместр

Особенности драматургии
камерной и сценической

12

1

2

2

Всего
:




34

2

6

10

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать




специфику музыки как вида искусства;




значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах
творчества;




возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;




основные жанры народной и профессиональной музыки;




богатство музыкальных образов

и способов их развития;




основные формы музыки;




характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;




виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;




имена выдающихся композиторов и музыкантов
-
ис
полнителей;

уметь:




эмоционально
-
образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;




узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композитор
ов;




выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько
народных песен, песен композиторов
-
классиков и современных композиторов (по выбору
учащихся);




исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

4





выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых
направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;




распознавать на слух и воспр
оизводить знакомые мелодии изученных произведений
инструментальных и вокальных жанров;




выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;




различать звучание отдельных музыкальных инс
трументов, виды хора и оркестра;




устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности
идей, тем, художественных образов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:




певче
ского и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников,
на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;




размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно
прослушанной музыки;




музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки
в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей,
прослушивание музыкальных радио
-

и телепередач и др.); выражения своих личных
музыкальных впечатлени
й в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных
занятиях, эссе, рецензий ..




определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


Критерии и нормы оценки знаний


По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:

1.Проявлен
ие интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение
пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия
музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые

оцениваются с учётом исходного уровня
подготовки ученика и его активности в занятиях.




Также оцениваются следующие виды деятельности учащихся:

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по
специально заданным темам или по выбору
учащегося.

4.Блиц
-
ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках
или достаточно популярных).

6.Применение ш
ирокого спектра творческих способностей ребёнка в передаче
музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком
(рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.


I
I
.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание рабочей программы раскрывается следующими содержательными линиями:
"Музыка как вид искусства", "Музыкальный образ и музыкальная драматургия", "Музыка
в современном мире: традиции и инновации" и представлено темами: "Особенности
5


драматургии сцени
ческой музыки", "Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки".

Особенности драматургии сценической музыки (17 часов).

Музыка как искусство процессуальное


интонационно
-
временное, для того чтобы быть
воспринятой. Требует тех или иных точек опо
ры. В так называемой чистоймузыке
(камерной, симфонической) они даются в виде соотношения музыкально
-
тематического
материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются
последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие
посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию
учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь»
А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в
балете Б.И.Тище
нко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с
современной трактовкой музыки в балете «Кармен
-
сюита» Р.К.Щедрина, а также рок
-
опера «Иисус Христос

суперзвезда» Э.
-
Л.Уэббера и музыка к драматическим
спектаклям.Каждое из предлагаемых про
изведений является новацией в музыкальном
искусстве своего времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо
идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и
которая сама идёт к нам.

Урок 1. Классика и сов
ременность.
Значение слова «классика». Понятие «классическая
музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка
классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие
мыслители
-
художники прошлого.

Произведения искусства всегда передают отношение
автора к жизни.Вводный урок. Актуализировать жизненно
-
музыкальный опыт учащихся;
помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями
является прикосновением к духовному опыту поколени
й. Понятия: «классика», «жанр»,
«классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2
-
3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин
-

новая эпоха в
русской музыке. Судьба человеческая


судьба народная. Родина моя! Русская земля.


Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его
драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий,
переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере.
Синтез искусств
в опере. Глинка


первый русский композитор мирового значения,
симфонически
-

образный тип музыки, идейность оперы: народ


единая великая
личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок 4
-
5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Кня
зя Игоря.
Портрет половцев. Плач Ярославны.

Обобщение представлений учащихся о жанре
эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства
с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать
знакомить у
чащихся с героическими образами русской истории.

Урок 6
-
7.«В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна».
Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны.
Молитва
.Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом и
м музыкальном
6


материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе
контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и
характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа
драматурги
ческого развития в балете
-

идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.
Значение синтеза различных искусств в балете.Современное прочтение произведения
древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных
образов балета Б.Тищен
ко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами
оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов».

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико
-
патриотического,
эпического
характера. Развивать ассоциативно
-
образное мышление учащихся,
актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит
отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение
интонационного тезауруса в процессе п
одбора музыкального (и литературного) ряда к
произведениям изобразительного искусства.

Урок 9
-

10. В музыкальном театре.

Мой народ
-

американцы. Порги и Бесс. Первая
американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.
Расширение
представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов
(Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э.
-
Л. Уэббера (Англия); выявление
особенностей драматургии классической оперы и современной рок
-
оперы. Закрепление
понятий жанров джазовой музыки


бл
юз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная
музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс»
и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 11
-
12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ
Кармен.
Образы Хозе и Эскамильо ».
Опера «Кармен»


музыкальная драма, цель
которой
-

выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы
главных героев, роль народных сцен.

Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен
-

сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора».
Раскрыть особенности
музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения
литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,
затронутой в музыке
темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета,
проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация
балета, проблема типов музыкальной драматургии.

Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высо
кая месса. «От страдания к
радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и
Утрени».
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной
музыки, познакомить с вокально
-
драматическим творчеством русских и зарубе
жных
композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.
-
С.Баха и «Всенощного бдения»
С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей
7


отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём


недостатки в воплощении
музыкального

образа.

Урок 15
-

16. «Рок
-

опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос


суперзвезда». Вечные темы.
Главные образы.
Знакомство с фрагментами рок
-
оперы Э.
-
Л.Уэббера; вопрос о
традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык
основных о
бразов рок
-
оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор,
контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17. «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь
-
сюита». Из музыки к спектаклю
«Ревизская сказка». Образы «Гоголь
-
сюиты.
Музыканты


извечные маги…».
Изучение особенностей музыки к драматическим
спектаклям; актуализация жизненно
-
музыкальных впечатлений учащихся о роли в
сценическом действии; выявление контрастности образных сфер те
атральной музыки;
закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности
музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.

Особенности драмматургии камерной и симфонической музыки (17 часов).

Термин «др
аматургия» применяется не только к произведениям музыкально
-
сценических,
театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием
музыкальных образов, для характеристики инструментально
-
симфонической музыки

Закономерности музыкальной д
раматургии проявляются в построении целого
произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях
воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия


в повторении, варьировании, контрастном взаимодействи
и музыкальных интонаций,
тем, эпизодов.

Урок 18. «Музыкальная драматургия


развитие музыки». Два направления
музыкальной культуры: духовная и светская музыка.

Актуализировать жизненно
-
музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия
музыкальной драмату
ргии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов
развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.


Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии
произведений разных жанров духовной и светской
музыки.

Урок 19
-
20. «Камерная инструментальная музыка.Этюд ,транскрипция».

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи
романтизма). Знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы


Ф.Листаи
Ф.Бузони. Понятие «транскрипция
», «интерпретация».Выявить изменения в
драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и
транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

8


Урок 21


22. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.
Сюи
та в старинном стиле А. Шнитке».

Особенности формы инструментального
концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 23. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11»,
С.С.Прокофьев «Соната №2».
У
глубленное знакомство с музыкальным жанром
«соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в
творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок 24
-

25 «Симфоническая музыка. Симфония №10
3 («С тремоло литавр»)
Й.Гайдна. Симфония №40 В.
-
А.Моцарта».
Знакомство с шедеврами русской музыки,
понимание формы «сонатное аллегро»на основе драматургического развития
музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках;
расширени
е представлений учащихся об ассоциативно
-
образных связях музыки с другими
видами искусства.

Урок 26
-

29. Симфоническая музыка.Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна.
Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая»)
С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетхов
ена, Симфония №8 («Неоконченная»)
Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5
П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».
Образы
симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального
про
изведения.Черты стиля, особенности симфонизма композиторов.Ощутить
современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям
истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его
развёртывания в контрастном со
поставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить
с драматургией музыкально
-
сценических произведений (оперой Бородина и балетом
Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок 30.

«
Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси».
Закрепление
представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально
-
слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического
развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык
«Празднеств» с дру
гими сочинениями на тему праздника.

Урок 31. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром
А.Хачатуряна».
Вспомнить знакомые концерты (инструментальныеи хоровые),
определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта;

определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для
скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности
развития образов.

Урок 32. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».
Закрепить представления о жанре
рап
содии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения
Дж.Гершвина.

Урок 33
-

34. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок
-
опер.
Пусть музыка звучит!».
Систематизировать жизненно
-
музыкальный опыт учащихся на
9


основе воспри
ятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить
представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной
музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной
традиции.Презентации исследователь
ских проектов учащихся.Обобщение фактических
знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

10


Перечень

музыкального


материала:

Родина.

Н.

Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красносолнышко.

П.

Аедоницкий, слова И.
Шаферана.

Родная земля.

Я. Дубравин, слова Е.
Руженцева.

Жаворонок.

М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия.

Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке
сижу; Заплети
-
ся
9

плетень; Уж ты, поле
мое;


Не одна
-
то ли во поле дороженька; Ах
ты,

ноченька
и др., русские народные песни.

Симфония



4

(фрагмент финала). П.
Чайковский.

Пер Гюнт.

Музыка к драме Г. Ибсена
(фрагменты). Э. Григ.

Осень.

П.

Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень.

Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки
слова.

В.

Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах.

С. Старобинский, слова
В
.

Вайнина.

Горные вершины.

А. Варламов, слова М.
Лермонтова.

Горные вершины.

А. Рубинштейн, слова М.
Лермонтова.

Кикимора.

Сказание для симфонического
оркестра (фрагменты). А.
Лядов.

Шехеразада.

Симфоническая сюита
(фрагменты). Н. Римский
-
Корсаков.

Вокализ.

С. Рахманинов.

Вокализ.

Ф. Абт.

Романс.

Из Музыкальных иллюстраций к
повести А. Пуш

кина «Метель» (фрагмент).


Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь).

Из фортепианного
цикла «Времена
года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера

(№

6).

Из


фортепианного цикла «Песни без слов». Ф.
Мендельсон.

.

Венецианская ночь.

М. Глинка, слова И.
Козлова.

Баркарола.

Ф.

Шуберт,


слова


Ф.
Штольберга,


перевод



A.

Плещеева.

Перезвоны.

По прочтении В. Шукшина.
Симфония
-
действо для солистов, большого



хора, гобоя и ударных (фрагменты).

B.Гаврилин.

Концерт



1

для фортепиано с оркестром
(фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка,

украинская народная песня.

Знаменный распев.

Концерт

№3

для фортепиано с оркестром (1
-
я
часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся.

Из «Всенощного
бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся.

Из
«Всенощного
бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая.

Из музыки к драме А. Толстого
«Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария.

Дж. Каччини.

Аве, Мария.

Ф.

Шуберт, слова В. Скотта, перевод
А. Плещеева.

Аве, Мария.

И.
-
С.

Бах



Ш.

Гуно.

Ледовое побоище

(№

5).

Из кантаты «Александр
Невский». С. Прокофьев.

Островок.

С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из
П. Шелли).

Весенние воды.

С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель.

Ф.

Шуберт, слова Л. Шубарта, русский
текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор

для
фортепиано. С.
Рахманинов.

Прелюдия соль
-
диез минор

для фортепиано. С.
Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано

(фрагменты). С.
Рахманинов.

Фрески Софии Киевской.

Концертная симфония
для арфы с оркестром (фрагменты).


В. Кикта.

Ария.

Из «Нотной тетради Анны М
агдалены Бах». И.
-
С. Бах.

Чакона.

Для скрипки соло (ре минор). И.
-
С. Бах.

Каприс



24.

Для скрипки соло. Н. Паганини
(классические и


современные интерпретации).

Concertogrosso.

Для двух скрипок, клавесина,
подготовленного фортепиано и


струнных
(фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини

(фрагменты). С.
Рахманинов.

Вариации на тему Паганини

(фрагменты). В.
Лютославский.

Симфония



5

(фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга

для органа. И.
-
С. Бах.

Прелюдии

для

фортепиано. М.
Чюрленис.

Море.

Симфоническая поэма (фрагменты). М.
Чюрленис.

Лунный свет.

Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе.
Девушка с волосами цвета льна.

Прелюдии.


К Дебюсси.

11


Сцена «Проводы
Масленицы».

Из оперы
«Снегурочка».

Н.

Римский
-
Корсаков.

Снег идет.

Из Маленькой кантаты. Г.
Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка.

Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег.

Из вокального цикла «Земля». М.
Славкин, слова Э. Фарджен, перевод


М. Бородицкой и
Г. Кружкова.

Зима.

Ц.

Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот
звон.

Хор

из оперы

«Волшебная флейта».


В.
-
А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада

(рондо). В
.
-
А
.
Моцарт
.

Dona nobispacem.

Канон. В.
-
А. Моцарт.

Реквием

(фрагменты). В.
-
А. Моцарт.

Dignare.

Г. Гендель.

Садко.

Опера
-
былина (фрагменты). Н.
Римский
-
Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...»

Опера
(фрагменты). Н. Римский
-
Корсаков.

Орфей и Эвридика.

Опера (фрагменты). К.
Глюк.

Щелкунчик.

Балет
-
феерия (фрагменты). П.
Чайковский.

Спящая красавица
.

Балет (фрагменты). П.
Чайковский.

Кошки.

Мюзикл (фрагменты). Э.
-
Л. Уэббер.






Песенка о прекрасных вещах.

Из мюзикла
«Звуки музыки». Р. Роджерс, слова







О. Хаммерстайна, русский текст М.
Подберезского

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио.

Из
музыки к
сказке «Буратино». Музыка и стихи


Б. Окуджавы.

Сэр

возьмите Алису с собой.

Из музыки к
сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и
музыка


В.

Высоцкого.

Хлопай в такт!

Дж. Гершвин, слова А.
Гершвина, русский текст В. Струкова.

Песенка о песенке.

Музыка и
слова А.
Куклина.

Птица
-
музыка.

В.

Синенко, слова М.
Пляцковского.


Кукольный кэк
-
уок.

Из фортепианной сюиты
«Детский
уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности



1,

7,

10

для фортепиано. С.
Прокофьев.

Наши дети.

Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский,
слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве
-
реке.

Вступление к опере
«Хованщина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки.

Сюита. М. Мусоргс
кий
(классические


современные интерпритации).

Рисунок.

А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных
карандашей.

В.
Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик.

В.

Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый.

А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина.

Е. Адлер, слова Е. Руженцева.






Музыка.

Г. Струве, слова И. Исаковой

Перечень

литературных


произведений:

Из Гёте.

М. Лермонтов.

Деревня.

Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора.

Народное сказание из «Сказаний русского народа»,
записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь.

И. Козлов.

Мадонна Рафаэля.

А. К.Толстой.

Островок.

К. Бальмонт.

Весенние воды.

Ф.

Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и
волей...

А. Майков.

12


Осыпаются листья в садах...

И. Бунин.

Скучная картина...

А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле...

М. Чюрленис.

Листопад.

И. Бунин.

О музыкальном творчестве.

Л. Кассиль.

Война колоколов.

Дж. Родари.

Снег идет.

Б. Пастернак.

Слово о Мастере

(о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли.

А. Граши.

Вальс.

Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка.

Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери.

Из «Маленьких трагедий» (фрагменты).
А. Пушкин.

Руслан и Людмила.

Поэма в стихах (фрагм
енты). А. Пушкин.

Былина о Садко.

Из русского народного фольклора.

Щелкунчик.

Э.
-
Т.
-
А. Гофман.

Миф об Орфее.

Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант
-
чародей.

Белорусская сказка

По дороге зимней, скучной...

А.
Пушкин.

Слезы.

Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над
землею...

А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея
Рахманинова.

Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так
звонко...

А.
К. Толстой.

Струна.

К. Паустовский.

Не соловей



то скрипка пела...

А.
Блок.

Березовая роща.

В. Семернин.

Под орган душа
тоскует...

И.

Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для
других...

К.
Бальмонт.

Реквием.

Р. Рождественский.

Не привыкайте к
чудесам...

В.

Шефнер.

Перечень

произведений

изобразительного

искусства:

Натюрморт с попугаем и нотным листом.

Г. Теплов.

Книги и
часы.

Неизвестный художник.

На Валааме.

П.

Джогин.

Осенняя
песнь.

В.

Борисов
-
Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным
покоем.

И. Левитан.

Золотая осень.

И. Остроухов.

Осень.

А. Головин.

Полдень.

К. Петров
-
Водкин.

Итальянский пейзаж.

А. Мордвинов.

Ожидание.

К. Васильев.







Полдень. В окрестностях Москвы.

И. Шишкин.

Осенний сельский праздник.

Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт
-
Петербурге.

М. Добужинский.

Песня без слов.

Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара.

В. Гаузе.

Моцарт и Сальери.

В. Фаворский.

Садко.

И. Репин.

Садко.

Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко».

В.

Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация.

В.
Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А.
Пушкина.

И. Билибин.

Волхова.

М. Врубель.

Новгородский торг.

А. Васнецов.

Песнь Волжского челна.

В.

Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка».

В.

Кукулиев.

Чувство звука.

Я.

Брейгель.

Сиверко
.

И. Остроухов.

Покров Пресвятой
Богородицы.

Икона.

Троица.

А. Рублев.

Сикстинская мадонна.

Рафаэль.

Богородица Донская.

Ф.

Грек.

Святой князь Александр
Невский.

Икона.

Александр Невский.

М. Нестеров.

Александр Невский.

Триптих:
«Северная баллада»,
«Александр
Невский»,


«Старинный сказ».

П.

Корин.

Весенний этюд; Весна;
Цветущие вишни; Дама в кресле;
Водоем.

В.

Борисов
-
Мусатов.

Пейзаж.

Д. Бурлюк.

Бурный ветер.

А. Рылов.

Формула весны.

П.

Филонов.

Весна. Большая вода.

И. Левитан.

Фрески собора Святой С
офии в
Киеве.

Портрет Н. Паганини.

Э. Делакруа.

Н. Паганини.

С. Коненков.

Антракт.

Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб.

Микеланджело.

Свобода, ведущая народ.

Э.
Делакруа.

Скрипка.

Р.

Дюфи.

13



В календарно
-
тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение
часов на изучение разделов и тем, а именно: сокращен 1 час на изучение темы
«Симфоническая музыка», на основании базисного плана МОУ

СОШ№ 11 4 часа вместо
5 часов.

III
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Скрипка.

И. Пуни.

Скрипка.

К. Петров
-
Водкин.

Скрипка.

Е.
Рояк.

Симфония (скрипка).

М. Меньков.

Оркестр.

Л. Мууга.

Три музыканта.

П.

Пикассо.

Православные храмы

и их
внутреннее убранство.

Готические соборы

и их
внутреннее убранство.

Фуга.

Триптих;

Сотворение
мира; Сказка. Путешествие
королевны.

Триптих;


Зима;

С
оната моря.

Триптих.
М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца.

К.
Моне.

Руанский собор в полдень.

К.
Моне.

Морской пейзаж.

Э. Мане.

Музыкальная увертюра.
Фиолетовый клин.

В. Кандинский.

Композиция.
Казаки.

В.

Кандинский.

Реквием.

Цикл гравюр. С.
Красаускас.

Вечно живые.

Цикл гравюр С.
Красаускас.



Тема

План

7 «А,
В»

Факт

7 «А,
В»

План

7 «Б»

Факт

7 «Б»

Примечание

Раздел
I

."Особенности музыкальной драматургии сценической музыки"(17 часов).

Классика и современность
(
1 час
)

1

Классика

и современность
.

стр.11,
задание 4,5






В музыкальном театре. Опера. ( 4 часа)

2

Опера «Иван Сусанин».

стр.11,
задание 4,5






3

Опера «Иван
Сусанин». стр.13,
задание 3






4

Опера «Князь Игорь».

Русская
эпическая опера.

стр.21, задание 4
(сочинение
-






14


размышление)

5

Опера «Князь Игорь».

Русская
эпическая опера.

Рисунок "Эскиз костюма
героя
оперы"



























































В музыкальном театре. Балет. (2 часа)

6

В музыкальном театре. Балет.

стр.29,

задание 4






7

Балет "Ярославна"

письменный доклад "Композитор
Борис Тищенко"







Героическая тема в русской музыке (1 час)

8

Галерея героических образов.

стр.37, задание 3; стр.39, задание
4,5






В музыкальном театре. Опера. (4 часа)

9

Опера.

"Порги и Бесс". Первая
американская национальная опера.

стр.41, задание 4






1
0

"Порги и Бесс".

Развитие традиций оперного
спектакля
.

П.Мериме. Новелла "Кармен";

А.Блок. Цикл стихов "Кармен"
-

читать







11

Опера «Кармен».

Самая популярная
опера в мире.

Образ Кармен.

стр.49, задание 6, стр.51, задание 2






12

Опера «Кармен».

Самая популярная опера в мире.

Образы Хозе и

Эскамильо.

стр. 53, задание 4

эскиз костюма героя оперы






В музыкальном театре. Балет. (1 час)

13

Р. Щедрин.
Балет «Кармен
-
сюита»
.

Новое прочтение оперы Бизе.

стр.61, задание 5







Сюжеты и образы духовной музыки.(3 часа)

14

Сюжеты и образы духовной
музыки.

стр.65, задание 5






15

Рок
-
опера «Иисус Христос
-
суперзвезда».


Вечные темы.

стр.73, задание 3






16

Рок
-
опера «Иисус Христос
-
суперзвезда».






15


Главные образы.

Письменное сообщение
"Библейские сюжеты в
произведениях музыкального
искусства"

Музыка к драматическому спектаклю (1 час)

17

"Гоголь
-
сюита" А.Шнитке

Стр
.
79, задание 3






Тема II
"Особенности драматургии камерной и симфонической музыки" (17 часов)

Музыкальная драматургия
-

развитие музыки (2 часа)

18

Музыкальная драматургия
-

развитие музыки.






19

Два направления музыкальной
культуры.

Духовная музыка. Светская
музыка.

стр. 91, задание 1






Камерная инструментальная музыка (2 часа)

2
0

Этюд.


стр. 93, задание 4






21

Транскрипция.

стр. 95, задание 3, стр. 97, задание
3,4






Циклические формы инструментальной музыки (4 часа)

22

Кончерто гроссо.

видео ролик
"Образы музыки
А.Шнитке"






23

Сюита в старинном стиле.

стр. 101, задание 1






24

Соната.

Соната №8
(«Патетическая») Л.Бетховен

стр. 105, задание 7






25

Соната.

Соната №2 С.Прокофьева.

Соната
№11

В.
-
А.Моцарта.

стр. 107, задание 3, стр. 109,
задание 4






Симфоническая музыка (6 часов)

26

Й. Гайдн. Симфония №103,

С.Прокофьев. Симфония №1
"Классическая"

113, задание 3, стр. 119, задание 1






27

В.
-
А. Моцарт. Симфония №40

Сочинение "Портрет героя
симфонии"






28

Людвиг

ван
Бетховен.
Симфония
№5

стр. 123, задание 3,4,5






29

Ф.Шуберт. Симфония №8
"Неоконченная"

П.Чайковский. Симфония №5

Сочинение "Романтический герой"






16



В течение учебного года возможна корректировка выполнения рабочей программы за счёт
объединения часов в рамках одной темы,
вынесение тем для самостоятельного изучения и
применения форм дистанционного обучения.

Выбор формы и методов обучения зависит от индивидуальных особенностей учащихся и
изучаемой темы.


30

Д.Шостакович. Симфония №7
"Ленинградская"

стр. 135, задание 6






31

Симфоническая картина
«Празднества»
К. Дебюсси.

стр. 137, задание 5






Инструментальный концерт (2 часа)

32

Концерт для скрипки с оркестром
А.Хачатуряна.

стр. 139, задание 2, стр.141,
задание 3






33

Рапсодия в стиле блюз
Дж.Гершвина.

стр. 145, задание 3, стр.149,
задание 3






Музыка народов мира. Пусть музыка звучит (1 час)

34

Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и
рок
-

опер.








Приложенные файлы

  • pdf 1290214
    Размер файла: 471 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий