Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Самообладание и сила духа главного героя повести («Человека можно уничтожить, но его


Муниципальное общеобразовательное учреждение –
«Средняя общеобразовательная школа пос. Гидроузел»
Можайский муниципальный район Московская область
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей-филологов
«____»___________2016г.
Кастрюлина В.С.
Согласована
Зам директора по УВР
«_____»____________2016г. Смирнова О.В.
Утверждена
Директор школы
«_____»________2016г.
Абраменкова Н.А.

Рабочая программа
по литературе.
Базовый уровень обучения.
XI класс.
Составила: Лисина Римма Александровна,
учитель русского языка и литературы
2016/2017 учебный год
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в XI классе основано на программе литературного образования V- XI классов под редакцией В.Я .Коровиной (базисный план 2004 г.). Учебник «Русский язык и литература. Литература» под редакцией О.П. Михайлова, В, Х. Чалмаева и др., 2014, Просвещение. Курс рассчитан на 102 часа (3часа в неделю)
Цели изучения  учебного предмета
Изучение литературы в 11классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; 
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Направление философской мысли начала века.
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Знать: какую роль играет русская литература в контексте мировой художественной культуры XX века; три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература, литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья; различное и общее: что противопоставляло объединяло разные потоки русской литературы.
Уметь: связно строить монологическую речь.
Литература начала XXвека.
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. 
Знать: своеобразие реализма в русской классической литературе начала XX века; основную проблему искусства – человек и эпоха; разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Уметь: связно строить монологическую речь.
Писатели-реалисты начала XX века
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Ценностно-ориентационная сфера:
формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, собственная их оценка.
Познавательная сфера:
Углублять понятие о реализме, психологическом пейзаже в художественной литературе, умение анализировать художественное произведение, написание сочинений , связанные с темой.
«Серебряный век» русской поэзии
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».  
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: познакомить с литературными течениями «символизм», «акмеизм», «футуризм», с их ролью в развитии русской литературы в начале века; художественно-выразительные средства в произведениях, умение анализировать художественное произведение, написание сочинения, совершенствование духовно нравственной личности.
Новокрестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: познакомить с понятием «новокрестьянская поэзия» художественно-выразительные средства в произведениях, умение анализировать художественное произведение, написание сочинения, совершенствование духовно нравственной личности.
Литература 20-х годов
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ и др.).Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А ,Блок, А, Белый, Д, Мережковский, О. Мандельштам и др.)
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом.
(В. Хлебников).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Разгром» А, Фадеева, А. Толстой» «Гадюка» и др.)
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в   творчестве Маяковского.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: познакомить с литературным процессом 20-х годов, с поисками поэтического языка новой эпохи, художественно-выразительные средства в произведениях, с отображением событий революции и Гражданской войны в произведениях писателей нового поколения, умение анализировать художественное произведение.
Литература 30-х годов
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве.
Тема русской истории в литературе 30-х годов (А, Толстой «Пётр I»и др.).
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: познакомить с литературным процессом 30-х годов, со сложностью творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы, с утверждением пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
Ценностно ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы.
Познавательная сфера: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения своих позиций, умение анализировать литературное произведение, характеризовать главных героев, создавать монологические высказывания, написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.  
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»,  «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: познакомить с понятием «лирическое и эпическое» в поэме, с фольклоризмом литературы (углубление понятия),лирический герой (углубление понятия), художественно-выразительные средства в произведениях, умение анализировать художественное произведение, написание сочинения, совершенствование духовно нравственной личности.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения своих позиций, умение анализировать литературное произведение, характеризовать главных героев, создавать монологические высказывания, написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, совершенствование духовно нравственных качеств личности.
Литература периода Великой отечественной войны
Поэзия как самый оперативный жанр. Лирика А. Ахматовой, Н. Тихонова.
М. Исаковского ,А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц и др.
Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.
Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А, Толстого, М. Шолохова,
К. Паустовского и др.
Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, звучание патриотизма.
Познавательная сфера: значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, прозы, поэзии; совершенствование духовно нравственных качеств личности.
Литература 50-90 годов. (Обзор)
Новое осмысление военной прозы в творчестве Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьёва, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «Оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко и др.)
«Городская проза»: Д. Гранин, В. Дудинцев, и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская проза». Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землёй, в повестях В. Астафьева, Б. Можаева, В Шукшина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Арбузова, В. Розова,
А. Вампилова.
Литература русского зарубежья.
Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (А. Галич, Ю Визбор, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Ким и др.)
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: познакомить с литературным процессом 50- 90-х годов, с новым осмыслением военной темы; с понятиями «городская» и «деревенская» проза; с авторской песней и её ролью в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»,  «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, звучание патриотизма.
Познавательная сфера: традиции и новаторство в поэзии, гражданственность поэзии; истоки побед и трагедий советского народа.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: лирический герой (углубление понятия), художественно-выразительные средства в произведениях, умение анализировать художественное произведение, традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака, совершенствование духовно нравственной личности.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести .Образ Ивана Денисовича Шухова.. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В.Т. Шаламов.
Жизнь и творчество. (Обзор). Автобиографический характер прозы В.Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемая писателем.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения своих позиций, умение анализировать литературное произведение, характеризовать главных героев, создавать монологические высказывания, совершенствование духовно нравственных качеств личности.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».
Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: лирический герой (углубление понятия), художественно-выразительные средства в произведениях, умение анализировать художественное произведение, традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова, совершенствование духовно нравственной личности.
В.П. Астафьев.
Очерк жизни и творчества (обзор). Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».
В.Г. Распутин
Очерк жизни. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» . Тема «отцов и детей»; народ, его история, его земля. Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения своих позиций, умение анализировать литературное произведение, характеризовать главных героев, создавать монологические высказывания, совершенствование духовно нравственных качеств личности.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).
Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Б. Ш. Окуджава
Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».
Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского; литературная песня, романс, бардовская песня (развитие представлений).
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен». Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Тонкий психологизм писателя.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота» (обзор).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции.  Смысл финала пьесы.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
Познавательная сфера: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения своих позиций, умение анализировать литературное произведение, характеризовать главных героев, создавать монологические высказывания, совершенствование духовно нравственных качеств личности.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор). Лирика Мустая Карима .Отражение вечного движения жизни, Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Любовная лирика поэта.
Ценностно-ориентационная сфера: формирование собственного отношения к творчеству народов России, их оценка.
Познавательная сфера: национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представления).
Литература конца XX- начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Познавательная сфера: какие проблемы поднимаются в произведениях литературы конца XX – начала XXI века; знать авторов этого периода.
Зарубежная литература
Джордж Бернард Шоу. «Пигмалион» (обзор).Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации.
Томас Стериз Элиот. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора.
Эрих Мария Ремарк «Три товарища»(обзор). Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, дружбу, любовь, готовность помочь.
Эрнест Миллер Хемингуэй. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа главного героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»)
Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям зарубежной литературы.
Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение давать характеристику героям.
  В результате изучения литературы в 11 классе ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ-
XI КЛАСС
№ п./п. НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ВСЕГО
ЧАСОВ РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1 ВВЕДЕНИЕ 1ч 2 ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА 1ч ПИСАТЕЛИ – РЕАЛИСТЫ НАЧАЛА XX ВЕКА 3 Иван Алексеевич Бунин 6ч 4 Александр Иванович Куприн 4ч Из них 1ч д./с.
5 Максим Горький 6ч Из них 1ч д./с.
6 Символизм 1ч 7 Валерий Яковлевич Брюсов 1ч 8 Константин Дмитриевич Бальмонт, Андрей Белый(Б.Н.Бугаёв) 1ч 9 Акмеизм 1ч 10 Николай Степанович Гумилёв 2ч 11 Футуризм 1ч 12 Игорь Северянин (И.В.Лотарёв) 2ч Из них 1ч д./с.
13 Александр Александрович Блок 5ч Новокрестьянская поэзия 14 Николай Алексеевич Клюев 1ч 15 Сергей Александрович Есенин 6ч Из них 1ч д./с.
16 ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ 4ч 17 Владимир Владимирович Маяковский 4ч 18 ЛИТЕРАТУРА 30-Х ГОДОВ 1ч 19 Михаил Афанасьевич Булгаков 6ч Из них 1ч д./с.
20 Андрей Платонович Платонов 2ч 21 Анна Андреевна Ахматова 3ч 22 Осип Эмильевич Мандельштам 2ч 23 Марина Ивановна Цветаева 3ч Из них 1ч. д./с..24 Михаил Александрович Шолохов 6ч Из них 1ч. д./с.
25 ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (обзор) 2ч 26 ЛИТЕРАТУРА 50-90-Х ГОДОВ 4ч 27 Александр Трифонович Твардовский 2ч 28 Борис Леонидович Пастернак 3ч 29 Александр Исаевич Солженицын (обзор) 2ч 30 Варлам Тихонович Шаламов (обзор) 1ч 31 Николай Михайлович Рубцов 1ч 32 Виктор Петрович Астафьев 2ч 33 Валентин Григорьевич Распутин 2ч 34 Юрий Валентинович Трифонов 1ч 35 Александр Валентинович Вампилов 1ч 36 Иосиф Александрович Бродский 1ч 37 Булат Шалвович Окуджава 1ч ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ 38 Мустай Карим 1ч 39 ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX-НАЧАЛА XXI ВЕКА 5ч Из них 3ч р./р.
(классное итоговое сочинение)
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40 Джордж Бернард Шоу (обзор) 1ч 41 Томас Стернз Элиот 1ч 42 Эрих Мария Ремарк (обзор) 1ч 43 Эрнест Миллер Хемингуэй 2ч Итого: 102ч

Приложенные файлы

  • docx 1284066
    Размер файла: 42 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий