Общие тенденции, стили и направления в зарубежной литературе рубежа 19-20 веков. Зарубежная литература 1-ой половины ХХ века: общие идейно-художественные тенденции, стили и направления.

ассистент Марцинкевич Н.Э.
2010-2011 учебный год

Вопросы по курсам «История зарубежной литературы рубежа 19-20 вв.» и
«История зарубежной литературы 20 в.»
для 5 курса заочного факультета русского отделений

экзамен – 5 курс, зимняя сессия

Общие тенденции, стили и направления в зарубежной литературе рубежа 19-20 веков. Формирование различных концепций личности в реалистической и нереалистической литературе.
Понятие «декаданса». Предпосылки возникновения. Философская основа. Различные определения понятия «декаданс».
Понятие импрессионизма: определение, отличительные особенности, признаки и средства формирования стиля. Составляющие импрессионистического образа. Импрессионизм в живописи и литературе.
Лирика Поля Верлена. Влияние импрессионизма и символизма на формирование поэтического образа в лирике Поля Верлена.
Эстетика и поэтика символизма: определение, отличительные особенности, признаки и средства формирования стиля, символистский образ. Лирика Стефана Малларме и символизм. Понятие «пр
·клятые поэты».
Творческая судьба Артюра Рембо: новаторство и продолжение традиций. Рембо и Парижская коммуна. «Теория ясновидения».
Лирика Райнера Мария Рильке, его связь с русской культурой.
Творчество Оскара Уайльда. Понятия эстетизма и гедонизма. Сочетание элементов импрессионизма и символизма в его прозе и поэзии («Портрет Дориана Грея», «Саломея»).
Символизм в драматургии. Драмы Мориса Метерлинка: идеи, образы, проблематика.
Элементы неоромантизма в творчестве Редьярда Киплинга и Эдмона Ростана.
Лирика Эмиля Верхарна: попытка синтеза символистской поэтики и социалистических убеждений.
Понятие натурализма: определение, философская основа, предшественники, основные темы, цели, приемы. Особенности развития натурализма в драматургии (на примере драм А. Стриндберга «Фрекен Юлия», Г. Гауптмана «Ткачи», «Перед восходом солнца» и др.).
Творчество Эмиля Золя. Теория «экспериментального романа». Цикл романов «Ругон-Маккары».
Понятие «новой драмы». Особенности конфликта и композиции «новой драмы» в сравнении с традиционной драмой. Элементы «новой драмы» в драматургии Генрика Ибсена и Бернарда Шоу.
Новые тенденции в развитии реализма на рубеже веков (на примере творчества Генриха Манна, Джона Голсуорси, Ромена Роллана, Герберта Уэллса).
Отличительные особенности американского реализма. Реализм в произведениях Марка Твена, Теодора Драйзера, Джека Лондона и О. Генри.
Скандинавская литература на рубеже веков. Преломление коллизий эпохи в прозе Августа Стриндберга и Кнута Гамсуна.
Лирика Константиноса Кавафиса.
Зарубежная литература 1-ой половины ХХ века: общие идейно-художественные тенденции, стили и направления.
Понятие модернизма: предпосылки возникновения, философская основа, эстетика, поэтика.
Авангардные направления модернизма. Дадаизм: основные этические и эстетические принципы, особенности поэтики, технические приемы.
Сюрреализм: основные этические и эстетические принципы, особенности поэтики, технические приемы. Творчество Андре Бретона и сюрреализм.
Экспрессионизм: основные этические и эстетические принципы, особенности поэтики, технические приемы. Лирика Готфрида Бенна и экспрессионизм.
Поэзия Гийома Аполлинера: традиции и новаторство, эволюция стиля.
Проза Франца Кафки: особенности мировоззрения и приемы отображения абсурдной реальности.
Школа «потока сознания» (на примере романов Вирджинии Вулф, Дж. Джойса, У. Фолкнера).
Роман Джеймса Джойса «Улисс»: композиция, идеи, темы, герои, понятие «пратекста», романа-мифа.
Цикл романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»: специфика жанра, понятия «книги-жизни» и «фразы Пруста».
Особенности поэтики немецкого «интеллектуального романа» (Т. Манн «Доктор Фаустус», Г. Гессе «Степной волк», «Игра в бисер», Р. Музиль «Душевные смуты воспитанника Терлеса»).
Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус»: композиция, идеи, темы, герои.
Поэзия и литературная критика Томаса Стернза Элиота.
Творчество Эзры Паунда и имажизм
Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Р. Олдингтон – 2 автора по выбору).
Экзистенциализм в философии и литературе: предшественники и последователи, проблематика, понятие «пограничной ситуации» и др.
Творчество Жана Поля Сартра. «Атеистический экзистенциализм» и этапы его эволюции в прозе Сартра.
Творчество Альбера Камю: особенности мировоззрения, синтез философии, литературы и мифа. Понятие «бунтующего человека».
«Эпический театр» Бертольда Брехта.
Поэзия Федерико Гарсиа Лорка.
Роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: жанровая специфика, приемы изображения абсурдного мира, природа героя.
Зарубежная литература 2-ой половины ХХ в.: общие идейно-художественные тенденции, стили и направления. Особенности эпохи постмодерна.
Понятие постмодернизма: истоки, тенденции развития, философия, эстетика и поэтика (на примере нескольких произведений разных национальных литератур).
Формирование различных концепций личности в реалистическом, модернистском и постмодернистском искусстве ХХ века. Взаимодействие литературы, религии, философии и политики.
Судьба реализма в искусстве ХХ века: традиции, новаторство, поиск нового героя. Экзистенциально-реалистическая современная проза: синтез реальности и мифа (Уильям Фолкнер, Уильям Голдинг, Робер Мерль, Ромен Гари, Кобо Абэ и др.).
Современный философский роман в английской литературе (на примере романов Дж. Фаулза, У. Голдинга). Влияние экзистенциализма, тема моральной деградации человека, концепция «добра» и «зла» в романе Голдинга «Повелитель мух».
Развитие традиций немецкой классической прозы в современной немецкой прозе, влияние модернизма и постмодернизма (на примере романов Кристы Вольф, Гюнтера Грасса, Макса Фриша, Патрика Зюскинда).
Французский «новый роман»: особенности жанра, композиции, пространственно-временной организации текста, понятий «персонаж – автор – читатель».
Проза Натали Саррот: понятие «тропизмов» («Вы слышите их?», «Золотые плоды», «Откройте» и др.).
Проза Алена Роб-Грийе: понятие «шозизма» («В лабиринте», «Проект революции в Нью-Йорке» и др.). Статья Роб-Грийе «О некоторых устаревших понятиях».
Феномен «театра абсурда»: поэтика «антидрамы».
Творчество Эжена Ионеско. Герой абсурдного мира в «антидраме» «Лысая певица».
Творчество Сэмюэла Беккета. Эстетика безмолвия и бездействия в трагикомедии «В ожидании Годо».
Особенности постмодернистской драмы: композиция, герои, конфликт. Цитатность и игра в драме Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Миф в литературе ХХ века: реалистический, модернистский и постмодернистский варианты (Д. Джойс, К. Вольф, Дж. Барнс, Г.Г. Маркес, Х.Л. Борхес, М. Турнье и др.).
Имморалистическая литература ХХ века. Ее истоки, традиции и особенности (на примере романов Бориса Виана, Дэвида Герберта Лоуренса, Жана Жене, Луи Фердинанда Селина, Генри Миллера, Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса», Мишеля Уэльбека «Элементарные частицы» и др.).
Специфика развития жанра утопии / антиутопии в ХХ в. Антиутопии как философско-художественный комментарий к общественно-политической ситуации в современном мире (Анатоль Франс, Герберт Уэллс, Джордж Оруэлл, Карел Чапек, Робер Мерль, Уильям Голдинг).
Славянские литературы в ХХ в. (на примере прозы Бруно Шульца, Карела Чапека, Милана Кундеры, поэзии Константы И. Галчинского, драматургии Славомира Мрожека и др.).
Диалог культур в ХХ в. Запад и Восток в литературе ХХ в. Особенности взаимовосприятия восточной и западной культур. Проблема сохранения национального своеобразия в романах М. Павича и М. Кундеры. (о взаимовлиянии восточной и западной культур на примере творчества Милана Кундеры, Юкио Мисимы, Кобо Абэ и др.).
Японская литература в контексте литературного процесса ХХ века: традиции, национальное своеобразие. Проза Акутагавы Рюноскэ: художественный мир, система взглядов, особенности поэтики. Специфика концепции красоты в романе Юкио Мисимы «Золотой храм». Экзистенциальные мотивы, метафизический и социальный смысл, символика романа Кобо Абэ «Женщина в песках».
Латиноамериканская литература в ХХ веке. Синтез западноевропейских культурных традиций, местного и негритянского фольклора в современной литературе стран Латинской Америки. Понятие «магического реализма» и «необарокко» (на примере романов Жоржи Амаду, Габриэля Гарсиа Маркеса, Хулио Кортасара, Алехо Карпентьера).
Синтез мифа и реальности в романе Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Своеобразие поэтики романа Маркес: низменное и возвышенное, трагическое и комическое в их взаимодействии, «карнавальное» начало, особенности композиции романа. Философское осмысление истории и проблема национального самосознания.
Постмодернистский мир и герой в философских новеллах, поэзии и эссе Хорхе Луиса Борхеса. Поиски метафор реальности, образ парадоксального мира, проблемы времени и пространства (новеллы «Вавилонская библиотека», «Допущение реальности», «Повествовательное искусство и магия», «Сад расходящихся тропок», «Алеф» и др.). Энциклопедии, созданные Борхесом.
Проза Милорада Павича: особенности организации текста и интерпретации мифа в романе «Хазарский словарь».
Проза Джона Фаулза: понятия «интертекста» и «игры», приверженность классике и художественные эксперименты. Шекспировские аллюзии и их функция в романе «Коллекционер». Своеобразие решения конфликта, схема викторианского романа, несколько вариантов финала в романе «Женщина французского лейтенанта» (романы – по выбору).
Проза Умберто Эко. Особенности поэтики романа «Имя розы».
Тенденции развития современной поэзии.
Особенности развития драматургии в ХХ в. Жанр «театра в театре». «Поэтический театр» Т. Уильямса, конфликт собственничества и романтического идеализма в пьесе «Трамвай “Желание”». Трансформация брехтовских принципов и «эффект отчуждения» в драматургии Ф. Дюрренматта.
Массовая литература как феномен ХХ века. Понятия «кича» («китча») и «поп-арта». Постмодернистская игра с «массовой литературой» (романы Чарльза Буковски «Макулатура», Дугласа Коупленда «Поколение Икс», Энтони Берджерса «Заводной апельсин» и др.).
Американская литература в ХХ в. (романы У. Фолкнера, С. Беллоу, Дж. Апдайка, Дж. Хеллера).
Американская «контр-культура» 60-70-х гг. ХХ в. Литература «разбитого поколения», явление «хиппи». Поэма Алена Гинсберга «Вопль» как манифест битничества.
Творчество Дж.Д. Сэлинджера в контексте американской «контр-культуры». Отчужденность героя романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи», поиски этических ориентиров, мотивы восточной философии.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15

Приложенные файлы

  • doc 1279814
    Размер файла: 54 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий