Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. судьбы. 64 Подготовка к сочинению по роману. сочинение. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ
9

КЛАССА

НА 201
6
-
201
7

УЧЕБНЫЙ ГОД

учитель Поселенкова Юлия Юрьевна

Санкт
-
Петербург

201
6

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖ
ЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВА
ТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №377 К
ИРОВСКОГО РАЙОНА САН
КТ
-
ПЕТЕРБУРГА

пр. Стачек, д.107, к.4, Санкт
-
Петербург, 198303 тел.:

(812)
-
753
-
71
-
50 факс:

(812)
-
757
-
37
-
77

http://www.kirov.spb.ru/sc/377/
; e
-
mail:
[email protected]


РЕКОМЕНДОВАНА

к использованию

педагогическим советом

ГБОУ СОШ №377 Кировского района

Санкт
-
Петербурга



УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ СОШ №377 Кировского
района

Санкт
-
Петербурга





/И.Д.Захарченко/


протокол

1

о
т

2
9
.
0
8
.
2
0
1
6


Приказ

7
8
-
2

о
т

2
9
.
0
8
.
2
0
1
6

2


Пояснительная записка.

Общая характеристика предмета.

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и
составлена на основе государственного стандарта
общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературы для 5
-
11 классов общеобразовательных учреждений
под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.

Школьный курс литературы, с учетом возрастных особ
енностей учащихся, складывается из нескольких этапов.

Курс 5
-
9 классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным ку
рсом литературы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается
с учетом его идейно
-
художественного своеобразия,
интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хроноло
гически, но и проблемно
-
тематически ( к историко
-
хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не гото
вы), программа фиксирует внимание учителя на
некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

Главной целью литературного образования в 9 классе

является изучение историко
-
литературного процесса в России 19 в., овладение
элементами историко
-
функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа
-

отражение жизни на страницах русской
классики.


В 9 классе на изучение литературы отводит
ся 102 часа ( 3 часа в неделю).


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей.


1) в направлении личностного развития

-

формирование умения самостоятельно мотивировать предметную и внеклассную деятельность;

-
развитие способ
ности к объективному самооцениванию и самокорректировке учебных результатов;

-

развитие способности работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений
;


2) в метапредметном направлении:

-

развитие умения работать с различными в
идами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять
тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать аннотацию и др.);

-

усваивать и применять на практике алгоритм работы с научно
-
популярными текстами;

-

усваива
ть на практике алгоритмы устных и письменных связных ответов, уметь выделять причинно
-
следственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы;

-

решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных.

-

быть способным к индивидуальной учебной работе, а также в сотрудничестве в парах или группах.

-

быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

3



3) в предметном направлении:

-

овладение умением определять
ключевые проблемы изученных произведений литературы;

-

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневремен
ные ценности;

-

формулирование собственного отношения к произведениям литературы;

-

анализ художестве
нных произведений разных родов и жанров; выявление художественных тропов (сравнение, эпитет, метафор
у,
аллегорию, иронию, гиперболу); определение основных стихотворных размеров (хорей, ямб, дактиль, амфи
брахий, анапест);

-

писать отзывы на художественные п
роизведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5
-
10 предложений), так и
развернутое сочинение (не менее 150 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания те
кстов разных объемов.
-

исследовать художественное произведение, выя
вляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

-
умение характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персон
ажей, выявлять и
характеризовать конфликт, композицию произведения;






Основные

виды учебной деятельности



поурочная система (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки
-
зачеты, уроки
-
защиты творческих заданий).



групповая работа



внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа;



самостоятельная
работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического прим
енения
приобретенных знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.


Контроль

Текущий контроль ведется в форме устного опроса, проверочных

и самостоятельных работ, сочинений. Кроме текущих контрольных работ
проводятся также работы, поступающие из системы СтатГрад. Возможно применение других форм текущего к
онтроля.



Домашние задания

Письменные ответы на вопросы

Стихотворные, прозаические те
ксты наизусть

Самостоятельное чтение

и анализ художественных текстов

4


В основу Рабочей программы положены Методическ
ие рекомендации по литературе, 9

класс авторов используемого УМК, внесены
следующие изменения:

Регулярно пред
усматриваются резервные часы
-

4

часа

(для учета праздничных дней и (или) необходимости отработки одной из тем).


Планируемые результаты.

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:


-
выявлять особенности языка и стиля писателя;

-
определять жанровую, родовую специфику
художественного
произведения;

-

объяснять свое понимание нравственно
-
философской, социально
-
исторической и

эстетической проблематики произведений ;

-
анализировать литературные произведения разных жанров ;

-

определять авторское отношение к героям и события
м, к читателю

-

пользоваться основными теоретико
-
литературными терминами и
понятиями;

-

выражать личное отношение к художественному произведению,
аргументировать

свою точку;

-

представлять развернутый устный или письменный ответ на
поставленные вопросы;


-
вести учебные дискуссии ;

-

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
написания сочинения, эссе, создания проекта на заранее объявленную
литературную или

публицистическую тему ;

-

выразительно читать произведения ;

-
художественной литер
атуры, передавая личное

отношение к произведению ;

-
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной
литературой

осознавать значимость и важнос
ть чтения,

привычку к чтению и опыт чтения разных произведений;

-
понять, что в литературе отражается менталитет

народа, его история, мировосприятие, что литература несет в себе
важные для жизни

человека смыслы;

-
размышлять над целым рядом

общечеловеческих

проблем, высказываться по ним, используя
возможности

литературного языка;

-

воспринимать художественный текст и отличать его от текстов

других типов, учится дополнять и углублять первичное
эмоциональное восприятие

текста его интеллектуальным осмыслением;

-
ориентироваться в системе личностных смыслов на основе на основе

соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами
их героев;

-
научиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для

себя новые задачи в учёбе,
развивать мотивы и интересы своей
познавательной

деятельности;

-
планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

5


пользоваться каталогами библиотек, библиографическими
указателями, системой поиска в Интернете.


кл
ассифицировать, устанавливать причинно
-
следственные связи,
строить логическое

рассуждение и делать выводы.




Содержание.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРА
ТУРА

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно
-
духовные корни. Патриотический пафос и поучительный
характер
древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви
к ближнему, милосердия,
жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись,
слово, житие, поучение
).

«Слово о полку Игореве»

Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Истори
ческая основа памятника,
его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".

Образ русской земли и нравственно
-
патриотическая идея "Слова".
Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово»
Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" дл
я русской культуры.
Переводы и пере
ложения произведения.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕК
А

Идейно
-
художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно
-
воспитательный пафос литературы. Классицизм
как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества
Российского государства.
Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни
и внутреннему миру «част
ного»
человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зар
ождение в литературе
антикрепостнической направленности.

М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисав
еты Петровны, 1747 года»
(фрагменты) (возможен выбор другого произведения)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства
создания образа
идеального монарха.

Г.Р. Державин

Жизнь и творчество (обзор)

6


Стихотворения:
«Властителям и судиям».
« «Памятник»

Тема несправедливости силь
ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци
онные интонации.

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта пре
дставле
ний о подлинных
жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и п
оэзию, гражданский пафос
его
лирики.
Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен
ности. Оценк
а в стихотворении
собственного поэтического новаторства.

А.Н. Радищев

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).

Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книг
е Радищева, ее
гражда
нский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панора
много изображения
русской жизни

Д.И. Фонвизин



Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Про
стаковых и Скотининых.

Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты
классицизма в комедии.

Н.М. Карамзин
Слово о писателе.

Повесть «Бедна
я Лиза».

Понятие сентиментализма.

Сентиментальный сюжет повести "Бедная Лиза", ее обращенность к душевному миру героев. Образ
природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности
языка и стиля повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писа
теля к внутреннему миру
героини. Новые черты рус
ской литературы.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г
., восстание декабристов, отмена крепостного права) на
русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русско
й литературой ценностей
европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и литературе д
ругих народов России. Новое понимание человека в его
связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и
действительности в
романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический п
ейзаж. Формирование представлений о
национальной самобытности. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ
русской женщины и
7


проблема женского

счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа.Реализ
м в русской
литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные
и философские искания ру
сских
писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И.А.Гончаров о Грибоедове, В.Г.Белинский
о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литерат
уры
XIX

века. Поэзия, проза, драматургия
XIX

века в русской критике,
публицистике, мемуарной литературе.

В.А. Жуковский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений).

Черты романтизма в лирике
В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало
, атмосфера тайны и симво
лика
сна, пугающий пейзаж, роковые п
ред
сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

Баллада «Светлана»


пример преображения традиционной фанта
стической баллады. Нравственный мир героини как средо
точие
народного духа и христианской веры.

Светлана


пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся
губительным чарам

А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество

Комедия «Горе от ума»

Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и
социально
-
психологический конфликт). Смысл названия и
проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Со
фья, Молчалин, Репетилов
и др.).
"Открытость" финала пьесы, его нравственно
-
философское звучание. Черт
ы классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность
ее языка.

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. М
еткий афористический
язык. Особенности композиции комедии.

Анализ комедии в крити
ческом этюдеИ.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество
.

Стихотворения
:

«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любо
вь еще, быть может…»,
«Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукот
ворный…»;

«Деревня», «Осень».

8


Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мот
ивы поэзии Пушкина
(свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно
-
стилистич
еское богатство и философская
глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской
лирики.

Одухотворенность,
чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)

Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и
своеволие, столкновение
Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.

«Моцарт и Сальери
»»

«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служе
ния искусству.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автор
а в п
роизведении.
Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Онегинская строфа.


Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе.

Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно
-
философская пр
облематика
произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цик
ла «Сочинения Александра
Пушкина»).

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество
.

Стихотво
рения
:

«Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой зо
лотой блистает мой
кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя
так пылко я люблю…», «Род
ина»,

«Пророк», а также три стихотворения по выбору.

Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций.


Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонто
вской лирике. Поэт и его
поколение. Тема родины
. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Пафос вольности, , поэта и поэзии.

Роман «Герой нашего времени»

Обзор содержания. «Герой на
шего времени»


первый психологический роман в рус
ской литературе, роман о незаурядной личности.
Главные и
второстепенные герои.
Жанр социально
-
психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения,
ее роль в раскрытии образа Печорина.

Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители
"водяного общества", Вернер,
Вулич).

9


Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно
-
философская проблематика произведения,
проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Споры о романтиз
ме и реализме романа. По
эзия Лермонтова и «Герой наше
го
времени» в критике В. Г. Белинского.

Поэты пушкинской поры
Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.

Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…»

Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность сти
ха и сложность,
подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова
.


Кольцов Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес»

Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и ин
дивидуальный характер
образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова
.

Е.А. Баратынский.
Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»

Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынск
ого. Творчество как
обитель души. Жанр элегии в лирике Барат
ынского. Осмысление темы поэта и поэзии.

Н.В. Гоголь
Жизнь и творчество
.

Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и
идея Гоголя. Соотношение с

«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом
-
путешествием. Жанровое своеобразие
произведения. Причины незавер
шенности поэмы.
Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования.

Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место

в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о
МокииКифовиче и КифеМокиевиче. Смысл названия произведения. Место Чичикова в системе образов.


Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художествен
ные

особенности прозы
Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие
гоголевского реализма.

А.А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» Тема «невыразимого» в лир
ике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие
языка.
Худо
жественное совершенство стихов о природе

Ф.Тютчев

Тематика и жанры лирических произведений поэта

Н.А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие
некрасовской Музы.

А.П. Чехов
Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация
темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

10



«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)

Истинные и ложные
ценности героев рассказа.

Толстой Л.Н.
«Юность».

Обзор содержания автобиографической три
логии. Фо
рмирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному
обновлению.

Духовный конф
ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептици
з
мом.
Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.

Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, вну
т
ренний монолог как форма
раскрытия психологии героя.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х
Х ВЕКА

Классические

традиции и новые течения в русской литературе конца XIX

начала ХХ вв.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе Русская литература советского вре
мени. Проблема героя. Тем
а
родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний

и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в
сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная войн
а).

Обращение писателей второй половины ХХ в. к острым проблемам современности. Поиски не
зыблемых нравственных ценностей в
народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэз
ии ХХ века. Обращение
писателей второй половины ХХ века к о
стрым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни,
раскрытие самобытных русских характеров.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений
XX

века, о ведущих прозаиках России.

А.А. Блок

Слово о поэте
.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения).

Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России.
Лирический герой
стихотворения.

Образ Прекрасной Дамы. Трагедия лирического героя в «страш
ном мире». Патриотическая поэзия А. А. Блока.

Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чу
вство Родины.
Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

С.А. Есенин

Слово о поэте.

Стихо
творения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»

11


Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина п
оэзии Есенина. Человек и
природа в художественном мире поэта.

Тема любви в лирике поэта. Народно
-
песенная основа произведений по
эта. Сквозные образы в лирике
Есенина. Тема России


главная в есенинской поэзии.

А.А. Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор
других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции п
оэта.

Тема родины и
гражданского долга в лирике Ахматовой.

Стихотворные произведения из книг
«Четки», «Белая стая», «Вечер»,
«Подорожник», «Трост
ник», «Бег времени».
Трагические
интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики
ахматовских стихотворений
.

В.В.Маяковский

Слово о Маяковском. Новаторство Маяковского. Сатирические ст
ихи и стихи о любви.

Булгаков М.А.
Творческий путь писателя.
Поэти
ка Булгакова
-
сатирика. Прием гротеска .

Комедия «Мертвые души». Чичиков и его
окружение в изображении Булгакова.

М.А. Шолохов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека».

Гумани
зм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судь
ба Андрея
Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова,
простого чело
века, воина и тру
женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней
приро
ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации

А.Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Теркин». Главы:
«Переправа», «Два бойца», «Поединок» (возможен выбор трех других глав)

История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета п
оэмы. Отражение русского
национального характера в образе Василия Теркина. Тема родин
ы и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность
языка “Книги о бойце”.

А.И. Солженицын

Рассказ «Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема пра
ведничества в русс
кой
литературе.

В.М. Шукшин
. Образы «чудиков». Рассказ «Ванька Тепляшин».

12


Астафьев В.П
. Нравственные проблемы повести «Царь
-
рыба».

Распутин В.Г
. «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов персонажей.

Литература народов России

Национальное своеобразие героических эпосов народов России, обусловленное особенностями исторической
и духовной жизни каждого

народа.

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально
-
специфическое в
лите
ратуре народов России. Контактные связи русских писателей с писателями


представителями других литератур народов России.
Духовные истоки национальных литератур.

Р. Гамзатов







13



урока

Тема урока

Содержание

Контроль

Домашнее
задание

1

Шедевры русской литературы

Ознакомить учащихся с
шедеврами русской
литературы и литературы
эпохи Средневековья




2

Истоки и начало древнерусской литературы.
Многообразие жанров


Патриотический пафос,
поучительный характер.
Истоки. Многообразие

жанров.


Подготовить сообщения
об истории создания
«Слова…»

3

«Слово о полку Игореве». Открытие, издание и
изучение


Вопрос о времени
создания и об авторстве.
Историческая основа.
Сюжет.



4

Историческая основа памятника, его сюжет.
Жанр и композиция "С
лова…"

Роль памятника в судьбах
русской культуры.



5

Образ русской земли и нравственно
-
патриотическая идея "Слова".

Образы русских князей

Жанр художественного
произведения, образы
русских князей.



6

«Золотое слово» Святослава. Ярославна как
идеальный
образ русской женщины

идеальный образ русской
женщины

.

Выучить наизусть
отрывок

7

"Плач Ярославны"

Выразительное чтение наизусть


опрос


8

Символика “Слова”, своеобразие авторского
стиля. Переводы и переложения произведения

Своеобразие авторского
стиля,

символика.



9

Тест по теме «ДРЛ»


тест


10

Классицизм как литературное направление.

Периоды формирования русской литературы 18
века

Понятие о классицизме.
Авторы и произведения
русских и зарубежных
писателей.



11

М.В. Ломоносов.
Жизнь и творчество.
Жанр
оды. Средства создания образа идеального
монарха

Содержание оды, черты
классицизма в оде.



12

Г.Р. Державин.
Жизнь и творчество. Традиция и
Время и история


14


новаторство в поэзии. Жанры поэзии

создания, оригинальность
«памятника».

13

Г.Р. Державин.
Философская проблематика
произведений. Взгляды на поэта и поэзию,
гражданский пафос его лирики

Мысли и о долге, и
назначении поэта,
заслугах, прочности
славы.

Проверочная работа


14

Творчество
Д.

И.

Фонвизина.

Слово о жизни и
творчестве.
Сатирическая
направленность комедии.



15

История создания пьесы "Недоросль"и ее
сценическая

судьба. Обзор содержания

История создания пьесы,
проблематика.



16

Анализа текста пьесы и подтекста наиболее
важных сцен.

Анализ системы образов.



17

Представление о характерах персонажей и их
взаимоотношениях

Своеобразие конфликта.

Проверочная работа


18

Жизнь и творчество Н.

М.

Карамзина

Жизнь, личность, судьба
Карамзина.



19

Литературное направление


сентиментализм.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная

Лиза».

Сентиментализм
-
литературное
направление.

Проверочная работа


20

Карамзин Н.М.
-

историк. «История
государства

Российского»
-

главный труд писателя

Анализ «Истории...» как
исторического
произведения.



21

Резервный урок




22

А.С. Грибоедов.
Жизнь и творчество

Романтизм в русской
культуре. Биография
писателя.



23

А.С. Грибоедов.
Комедия «Горе от ума».
Специфика жанра

комедии. Искусство построения интриги

Время и история создания
комедии.



24

А.С. Грибоедов.
Смысл названия и проблема
ума в
комедии

Конфликт в
драматическом
произведении.



25

А.С. Грибоедов.
Чацкий и фамусовская Москва.

Многочисленность


15


фамусовского общества.

26

Выразительное чтение наизусть.

Монолог Чацкого


опрос


27

А.С. Грибоедов.
Мастерство драматурга в
создании

характеров


Проверочная работа


28

А.С. Грибоедов.
"Открытость" финала пьесы,
его

нравственно
-
философское звучание




29

А.С. Грибоедов.
Черты классицизма и реализма
в комедии

Черты классицизма и
реализма в комедии.



30

А.С. Грибоедов. О
бразность и
афористичность
ее языка

Особенности языка
комедии.



31

А.С. Грибоедов.
Анализ комедии в критическом
этюде

И.А. Гончарова “Мильон терзаний”

Пьеса в восприятии
критиков.



32

Тест по теме "А.С. Грибоедов"


тест


33

Литература Х
I
Х века. Романтизм как
литературное

направление

Понятие о романтизме.



34

В.А. Жуковский.
Жизнь и творчество. Черты

романтизма в лирике. Тема человека и природы

Черты романтизма в
лирике Жуковского.



35

А.С. Пушкин.
Жизнь и творчество

Историческая концепция
пушкинского
творчества.
Развитие реализма.



36

А.С. Пушкин.
Образно
-
стилистическое
богатство и

философская глубина лирики

Взгляды поэтов на задачи
поэзии и поэтов в жизни
общества.



37

А.С. Пушкин. Выразительное чтение
стихотворений наизусть


опрос


38

А.С. Пушкин.
Поэма «Цыганы». Черты
романтизма.

Образ главного героя. Смысл финала поэмы

Трагизм мировосприятия
и его преодоление.



39

А.С. Пушкин.
«Моцарт и Сальери». «Гений и

Нравственная


16


злодейство» как главная тема в трагедии

проблематика трагедии.

40

А.С. Пушкин.
Роман в стихах «Евгений
Онегин».

Своеобразие жанра и композиции

Творческая история
романа. Особая форма
стихотворной строки.



41

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин». Единство

эпического и лирического начал. Образ автора

в произведении

Эпиграф.

Лирический
герой. Проблема человека
и культура.

Проверочная работа


42

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин». Сюжетные

линии романа и темы лирических отступлений

Общечеловеческие и
философские проблемы
романа.



43

А.С. Пушкин.
Образ Онегина и тип "лишнего

человека" в русской литературе

Сюжет. Понятие
«лишнего человека».



44

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин». Онегин и

Ленский

Сопоставительная
характеристика.



45

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин». Татьяна как

«милый идеал» Пушкина

Нравственная цельность
характера

Татьяны.



46

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин». Тема любви и

долга в романе

Трагические аспекты
характера Онегина.

Проверочная работа


47

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин». Нравственно
-

философская проблематика произведения.

А.С.
Пушкин.
«Евгений Онегин».
Проблема финала

Нравственная цельность
характера Татьяны.
Трагические аспекты
характера Онегина.

сочинение


48

Резервный урок.

Тематика и роль
лирических отступлений.



49

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин». Реализм и

энциклопедизм романа. Онегинская строфа

Картины природы в
романе. Особенности
онегинской строфы.



50

А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин».
Выразительное чтение

отрывков наизусть




51

Подготовка к сочинению по роману «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина




52

Тест по теме "А.С. Пушкина"


тест


53

Литература Х
I
Х века. Реализм как
Характеристика русской


17


литературное

направление

прозы. Мировое значение
русской классической
литературы.

54

М.Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество.
Основные мотивы лирики

Основные темы и мотивы
в лирике Лермонтова.



55

М.Ю. Лермонтов.
Образ поэта в лермонтовской
лирике.

Поэт и его поколение

Образ поэта.

Проверочная работа


56

М.Ю. Лермонтов.
Тема родины в лирике

Взгляды поэта на
назначение поэзии.



57

М.Ю. Лермонтов.
Природа и человек в
философской

лирике Лермонтова

Философская лирика.



58

М.Ю. Лермонтов. Выразительное чтение

стихотворений наизусть

Жанр социально
-
психологического романа.

опрос


59

М.Ю. Лермонтов.
Роман «Герой нашего
времени».

Жанр социально
-
психологического романа.
Образы повествователей

Печорин в
системе
образов романа.
Литературная критика.



60

М.Ю. Лермонтов.

Роман «Герой нашего
времени».

Особенности композиции

Печорин в системе
образов романа.



61

М.Ю. Лермонтов.
«Герой нашего времени».

Печорин в ряду героев романа

Литературная критика.



62

М.Ю. Лермонтов.
«Герой нашего времени».

Тема любви и женские образы в романе

Любовь в жизни
Печорина.

Проверочная работа


63

М.Ю. Лермонтов.
Нравственно
-
философская

проблематика произведения, проблема судьбы

Нравственно
-
философская

проблематика
произведения, проблема
судьбы



64

Подготовка к сочинению по роману

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова


сочинение


65

Тест по теме "М.Ю. Лермонтов"


тест


66

Резервный урок.

Фантастика и реальность


18


в произведениях.

67

Н.В. Гоголь.
Поэма «Мертвые
души».

История замысла, жанр и композиция поэмы

Своеобразие композиции
поэмы.



68

Н.В. Гоголь.
Авантюра Чичикова как

сюжетная основа повествования.

Обобщающее значение
образа Чичикова,
своеобразие его
характера.



69

Н.В. Гоголь.

Место Чичикова в системе
образов




70

Н.В. Гоголь.
Образы помещиков и чиновников
и средства

их создания.

Своеобразие композиции
поэмы. Мир вещей в
поэме.

Проверочная работа


71

Н.В. Гоголь.
Образы помещиков и чиновников
и средства

их создания.

Наличие большого
количества внесюжетных
элементов.



72

Н.В. Гоголь.
Место в сюжете поэмы “Повести
о капитане

Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и
Кифе Мокиевиче

Наличие большого
количества внесюжетных
элементов.



73

Н.В. Гоголь.
Смысл названия
произведения.
Души мертвые

и живые в поэме

Русь «мертвая» и Русь
«живая».



74

Н.В. Гоголь.
Лирические отступления в поэме,
образ Руси

и мотив дороги


Проверочная работа


75

Н.В. Гоголь. Чтение наизусть отрывка из
поэмы «Мертвые души»




76

Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые
души» Н.В. Гоголя


сочинение


77

Резервный урок




78

Философское понимание мира в поэзии Ф.И.
Тютчева

Философские основы
произведений поэта.



79

Лирика Н.

А.

Некрасова.

Соотношение
гражданственности и
искусства.



19


80

Любовь в жизни и творчестве И.

С.

Тургенева.
Повесть

"Первая любовь"

Нравственные проблемы
в повести, своеобразие
тургеневского
психологизма.



81

Нравственные проблемы в повести.
Своеобразие тургеневского

психологизма. Мастерство
пейзажной
живописи Тургенева.

Художественная деталь в повести.

Нравственные проблемы
в повести, своеобразие
тургеневского
психологизма.

Проверочная работа


82

Слово о Л.

Н.

Толстом. Обзор содержания
автобиографической

трилогии. Психологизм
автобиографической
прозы писателя

Знакомство с идейно
-
художественным
своеобразием
«Севастопольских
рассказов».



83

Особенности поэтики Л. Толстого. «Диалектика
души» и

чистота нравственного чувства в трилогии.

«Диалектика души» и


чистота нравственного
ч
увства в трилогии
«Детство. Отрочество.
Юность».



84

Комическое и траг
ическое в прозе Чехова.
Рассказ
"Человек в

футляре"

Особенности
художественного
мироощущения писателя.

Проверочная работа


85

Образы Родины, природы, откровения души
лирического героя

в стихотворениях И.Бунина

Откровения души
лирического героя в
стихотворениях поэта.



86

М.Горький. Автобиографическая трилогия.
«Мои университеты»

Раннее творчество
писателя.



87

Творчество А. Блока. Женские образы в лирике
поэта.

Своеобразие любовного

чувства лирического
героя, своеобразие
реализации темы России в
лирике Блока.



88

С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема
любви в лирике Есенина.

Тематика и проблематика
лирики. Эмоциональность
и глубина лирики.



20


89

В.В. Маяковский. Ранняя лирика,
сатира

Новаторский характер
творчества.



90

Поэзия Ахматовой


лирический дневник.

Новаторство
художественной формы,
психологизм. Музыка
стиха .



91

Выразительное чтение наизусть стихотворений
поэтов

"серебряного" века


опрос


92

Комедия М.А.Булгакова

«Мертвые души» по
поэме Н.В.Гоголя.

Сатира, фантастика и
глубокий психологизм.



93

М.А. Шолохов.
Жизнь и творчество. Гуманизм
шолоховской прозы


Трагический пафос
рассказов, глубина
реалистических
обобщений.



94

М.А. Шолохов.
Рассказ «Судьба
человека».

Особенности сюжета и композиции.

Проблема нравственного выбора. Роль
пейзажных зарисовок


Проверочная работа


95

А.И. Солженицын.
Слово о писателе.
«Матренин двор».

Автобиографическая основа рассказа. Образ
главной героини

Художественный мир
рассказа «Матренин
двор».

Проверочная работа


96

Стихотворения А. Твардовского о войне.


Тема памяти в творчестве.



97

Резервный урок




98

Русская литература 60
-
90
-
х ХХ века. Рассказ
В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин»

Изображение народного
характера.

Проверочная работа


99

В.П.Астафьев «Царь
-
рыба»

Смысл противоборства
человека и царь
-
рыбы.



100

Нравственные проблемы в повести
В.Г.Распутина

«Деньги для Марии»

Различные
психологические типы
персонажей.



101

Смысл названия пьесы А.В.Вампилова
«Старший сын»

Традиции и новаторство
драматургии.



21


УМК

Учебник «Литература. 9 класс» в 2
-
х частях .Курдюмова Т.Ф., М, 2013

Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5

9

классы)
.

Авторы: 5

7
классы



Т.

Ф.

Курдюмова, 8

9

классы



Т.

Ф.

Курдюмова, С.

А.

Леонов, Е.

Н.

Колокольцев, Н.

А.

Демидова, О.

Б.

Марьина

Под ред. Т.

Ф.

Курдюмовой
. М:Дрофа, 2013

Амбушева Т.
М. «Поурочные планы по учебнику
-
хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой»

Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс», Волгоград, 2009


Методика.

Семенова Н.К. Изучение «Слова о полку Игореве», Л.,1957

Тематическое планирование под ред.
Курдюмовой Т.Ф., Волгоград, 2011

Золотарева И.В. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»,М,2004


ЭОР

www
.
fipi
.
ru



Федеральный институт педагогических измерений

www.
a
4
format
.
ru



виртуальная библиотека по предмету «Литература»

www
.
reshuege
.
ru
-

Катало
ги прототипов экзаменационных заданий с решениями

www.feb
-
web.ru


фундаментальная электронная библи
-

отека

Русская литература и фольклор

.

www. mythology.ru


мифологическая энциклопедия.
http://feb
-
web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot
-
472
-
.htm

-

Роман А. С. Пушкина


«Евгений Онегин».
Комментарий
Пособие для учителя

Используемое оборудование и приборы

Проектор

ПК

Аудио
-

и видеозаписи

102

Поэзия времени "оттепели". Б.Окуджава, Е.
Евтушенко,

А. Вознесенский

Реализация темы памяти в
творчестве поэтов.









Приложенные файлы

  • pdf 1279749
    Размер файла: 379 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий