Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орешковская средняя общеобразовательная школа»
Рузский район, д.Орешки



УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Орешковская СОШ»
__________________________________
«____»_____________2016г.
М.П.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

7 класс











Составитель: Москалёва Любовь Викторовна
учитель музыки




2016-2017уч. год
Содержание

Рабочая программа по музыке в 7 классе разработана на основе авторской программы «Музыка»: 5-7кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева – Москва: “Просвещение”, 2014г. В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; сохранение культурной среды, социализация личности обучающегося, постижение музыкального искусства на данном этапе приобретают в большей степени деятельностный характер и становятся сферой выражения личной, творческой инициативы школьников.
Данная программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность обучающимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Приоритетом данной программы является образно-ассоциативная связь музыки с другими видами искусства и для достижения этой цели используются поставленные (ранее) задачи. Основными методическими принципами программы являются:
1. Принцип увлечённости;
2. Принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя;
3. Принцип «тождества и контраста», сходства и различия;
4. Принцип интонационности;

Цель программы:
- развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственному феномену;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности и восприимчивости.

В авторской программе «Музыка 5 – 7классы» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской на изучение курса «Музыка» в 7 классе отводится 1 час в неделю (34 ч в год).






Содержание учебной программы по музыке (7 класс)

Тема I полугодия:

«Особенности драматургии сценической музыки» (18 часов)

Классика и современность.
Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».
В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».
Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря.
Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
В музыкальном театре. Балет.
Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.
Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.
Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому».
В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка.
Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Карме - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.
Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.
Музыкальная характеристика Эскамильо. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени.
Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.
Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.
Музыкальные образы всенощной.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные связи.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты – извечные маги».
Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.





Тема II полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (16 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.. Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната
11 В.-А. Моцарта.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обобщающий урок.
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.












Планируемые результаты
Личностные:

· понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

· находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

· передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

· высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

· использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

· участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

· развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
Метапредметные :

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

· участие в обсуждении проблемных вопросов, умение сравнивать результаты своей деятельности с результатами других обучающихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

· понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

· осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;

· использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

· пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

· научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

· удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Предметные:

· активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

· слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

· ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);

· наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

· моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

· использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

· воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;

· планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

















Календарно - тематическое планирование.

№ п/п
Содержание
(Раздел, тема)
Кол-во
часов
Дата
Корректировка







По
плану
По
факту


«Особенности драматургии сценической музыки» (18 часов)


1
Классика и современность.
1




2
В музыкальном театре. Опера.
1




3
Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин»
1





4
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

1






5
Опера А. П. Бородина «Князь Игорь»

1






6
В музыкальном театре. Балет.


1





7, 8
Балет Тищенко «Ярославна»
2




9
Героическая тема в русской музыке
1




10,
11
В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»
2




12
13
Опера Ж. Бизе
«Кармен»
2




14
Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита»
1




15
Сюжеты и образы духовной музыки.
1




16
Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»
1




17
Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта»
1




18
«Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
1





«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
(16 часов)

19
Музыкальная драматургия -развитие музыки.
1




20
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка
1




21
Камерная и инструментальная музыка: этюд.
1




22
Транскрипция.
1




23
Циклические формы инструментальной музыки.
1




24,
25
Соната.
2




26,
27,
28,
29

Симфоническая музыка
4











30
Симфоническая картина
«Празднества»
К. Дебюсси
1




31
Инструментальный концерт
1




32
Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»
1




33
Пусть музыка
звучит!
1




34
Урок-концерт
«Наполним музыкой сердца»
1













13PAGE 15


13PAGE 14915
© составление 2011





15

Приложенные файлы

  • doc 1266670
    Размер файла: 113 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий