Отметка “1” ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»? а) свадьбой б)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

1.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273
-
ФЗ,

2.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,

3.

Примерная программа
«Литература» под редакцией В.Я. Коровиной

4.

Положение о рабочей программе
,

5.

Учебный план на 2017
-
2018

учебный год МБОУ Светлянской СОШ.


Количество часов

Всего


68 часов; в неделю


2 часа


Согласно государственному образовательному
стандарту, изучение

литературы в
основной школе направлено на достижение следующих
целей:



воспитание

духовно
-
развитой личности, осознающей свою принадлежность
к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознание
м, чувством патриотизма;
воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира
школьников, их жизненного и эстетического опыта;



развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и тв
орческих
способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной
литературы, эстетического вкуса на основе освоени
я художественных
текстов;



освоение знаний

о русской литературе, ее духовно
-
нравственном и
эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей,
их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;



овладение умениями

творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории
литературы; умением выявлять в них конкретно
-
историческое и
общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения
литературы

в школе


приобщение учащихся к искусству слова,
богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного
образования


чтение и изучение художественных произведений, знакомство с
биографическими сведениями о мастерах слова и

историко
-
культурными фактами,
необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и
глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания
этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение
стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо
развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного п
роизведения, развить потребность в чтении, в книге.
Понимать прочитанное как можно глубже


вот что должно стать устремлением каждого
ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко
-
культурного,
духовного развития школьника. Отсюда возн
икает необходимость активизировать
художественно
-
эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и
подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного
произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса.

Её реализация обеспечивает
освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно
-
коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста
в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использ
овать
различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать
письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся
могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения
позн
авательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать
различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет,
словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое
внимание уделено способност
и учащихся самостоятельно организовывать свою учебную
деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения
цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших
трудностей и пути их устранения, осознавать

сферы своих интересов и соотносить их со
своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе


взаимосвязь литературы и
истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих
авторов
. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса
литературы за 8 класс.


Формы организации образовательного процесса



уроки
-
лекции



уроки
-
собеседования



урок
-
практическая работа



уроки
-
соревнования



компьютерные уроки



уроки с групповыми
формами работы



уроки взаимообучения учащихся



уроки творчества



уроки
-
зачеты



уроки
-
диалоги



уроки
-
ролевые игры


Виды и формы контроля

Формы контроля



индивидуальный



групповой



фронтальный


II
. Требования

к уровню подготовки учащихся


Ученик должен знать:

базовые теоретико
-
литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей
-
классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен поним
ать:

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;


Ученик должен уметь:

-
владеть умениями выразительного чтения;

-
воспринимать и анализировать художественный текст;

-
выделять смысловые части художественного текста, составлять

тезисы и план

прочитанного;

-
определять род и жанр литературного произведения;

-
выделять и формулировать

тему, идею, проблематику изученного произведения;

-
давать характеристику героев;

-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно
-
выразительных
средств;

-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-
выявлять авторскую позицию;

-
выражать свое отношение к прочитанному;

-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-
владеть различными видами пересказа;

-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку


зрения и аргу
ментировано отстаивать свою;

-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях


(сочинения


только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-
видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к чит
ателю;

-
видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей
произведения;

-
самостоятельно анализировать литературно
-
художественные произведения и их
фрагменты соответственно уровню подготовки;

-
грамотно строить монологические высказыван
ия различных форм и жанров, владеть
культурой диалогической речи;

-
выполнять элементарные исследовательские работы.


Способны решать

следующие жизненно
-
практические задачи:

-
создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом но
рм русского литературного языка;

-
определять свой круг

чтения и
давать оценку литературным произведениям
;

-
осуществлять
поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и
егоавторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Инте
рнета).



III
.
Тематическое планирование



Тема

Всего
кол
-
во
часов

Сочинен
ие

Внекласс
ное
чтение

Контрол
ьные
работы

1

Введение

1




2

Устное народное творчество

1




3

Из древнерусской литературы

3




4

Из русской литературы
XVIII

века

3

1



5

Из русской литературы
XIX

века

33

4


1




VI
.Содержание

Введение


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа. Историзм
творчества классиков русской литературы.


Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни
народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем
ная...», «Вдоль по
улице метелица мете
т...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О п
окорении
Сибири Ерма
ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие пред
ставлений).


Из древнерусской литературы


Из «Жития Александра Невского». Защита р
усских земель от нашествий и набегов врагов.
Бранные под
виги Александра Невского и его духовный подвиг само
пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий


главное
новше
ство литерату
ры XVII века. Новые литературные герои


крестьянские и
купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко
мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд»


«кривосуд» (Шемяка «посулы лю
бил, потому так он и судил»).
Особенности поэтики быто
вой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие
как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр
дре
внерусской литературы (начальные

представления).


Из литературы

XVIII века


Денис Иванович Фонвизин
. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая
направленное п. комедии. Проблема воспитания
и образования
истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в
драматическом

про
изведении.


Из литературы XIX века


Иван Андреевич Крылов
. Поэт и мудрец. Язвитель
ный сатирик и баснописец. Краткий
рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен
ного договора» Ж.
-
Ж. Руссо. Мораль
басни. «Обоз». Критика вмешательст
ва императора Александра I в стратегию и тактику
Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде
-
6

Из литературы
XX

века

20

2



7

Из зарубежной литературы

7





Всего:

68

7


1

янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).


Кондратий
Федорович Рылеев
. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка
дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич


главный герой думы,
один из предводи
телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф.
Рыл
еева


основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред
ставление).


Александр Сергеевич Пушкин
. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и
исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе
ния


зарисовка прир
оды, отклик на
десятилетие вос
стания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще
ние любовной лирики мотивами
пробуждения души к шорчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный Сте
ржень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки
на («История Пугачева») и поправка
Николая I («Исто
рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо
лее точная.
Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном
произведении и
историче
ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение
народа, дворян и автора к пред
водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо
-
щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев


жизненный путь героя, фо
рмирование характера
(«Береги честь смолоду»). Маша Миронова


нравственная красота ге
роини. Швабрин


ан
тигерой. Значение образа Савель
ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и
историзм Пушкина. Историческая правда и художест
венный вымысел в рома
не.
Фольклорные мотивы в ро
мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч
ке» и
«Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).
Роман (началь
ные представления). Реализм (начальные представ
ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче
ства Пушкина. Проблема «человек и
судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного.
Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний,
наме
к
ов и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов
-
персонажей, сочетание в них реаль
ного и символического планов, значение образа Петер
-
бурга. Идейно
-
композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры,
символика чисел. Эпилог,

его место в философской концепции повести.


Михаил Юрьевич Лермонтов
. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим
темам и воплоще
ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной сре
ды и воспитанном в
чужд
ом ему об
ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как
романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их

роль в произведении.
Романтиче
ски
-
условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред
ставлений). Романтич
еский герой (
начальные
представ
ления), романтичес
кая поэма (начальные представле
ния).


Николай Васильевич Гоголь
. Краткий рассказ о пи
сателе, его отношение к истории,
исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто
рия соз
дания и история постановки
комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной
писателю критики, общественности к ко
медии «Ревизор». Разоблачение пороков
чиновничест
ва. Цель автора


высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь)
. Новизна
финала, немой сцены, своеоб
разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из
характеров» (В. И. Немирович
-
Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).
Хлестаковщина как об
щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред
ставлений). Сатира и юмор (развитие
представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литерату
ре. Потеря Акакием Акакиевичем
Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда
согреться в холодном мире. Тщетность этой меч
ты.
Петербург как символ вечного адского
холода. Не
злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и
противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Михаил Евграфович Салтыков
-
Щедрин.

Краткий рассказ о писателе, ред
акторе,
издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен
но
-
политическая сатира на современные
писателю по
рядки. Ирония писателя
-
гражданина, бичующего осно
ванный на бесправии
народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальны
е историче
-
ские сочинения.

Теория лите
ратуры. Гипербола, гротеск (разви
т
и
е представлений). Л
итературная пародия
(началь
н
ые

представления). Эзопов язык (развитие понятия).


Николай Семенович Лесков
. Краткий рассказ о пи
сателе.

«Старый гений». Сатира на
чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные
проблемы рассказа. Де
таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред
ставлений). Художественная деталь (развитие
пред
ставлений).


Лев Николаевич Толстой
. Краткий расс
каз о писа
теле. Идеал взаимной любви и
согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и
внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло
гизм рассказа.
Нравственность в основе поступков
ге
роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (раз
витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы после
дние милей...», М. Ю. Лермонтов.
«Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков.
«Поле зыблется цветами...».


Антон Павлович Чехов
. Краткий рассказ о писателе.


«О любви» (из трилогии). История о любви и упу
щенном счастье
.

Теория литературы. Психологизм художест
венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин
. Краткий рассказ о писа
теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуац
иях. Мастерство Бунина
-
рассказчика. Психологизм прозы пистеля.


Александр Иванович Куприн.

Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени».
Утверждение согласия и взаимопо
нимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженноси. и находчивость главной героини.


Александр Александрович Блок
. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


Сергей Александрович Есенин
. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер
Пугачева. Сопоставление образа
предводителя восста
ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе
ниях А. С.
Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис
торическое прошлое в драматической поэме
Есенина.


Иван Сергеевич Шмелев
. Краткий рассказ о писа
т
еле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест
ву. Сопоставление художественного
произведения с до
кументально
-
биографическими (мемуары, воспомина
ния, дневники).


Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер
ченко. «Всеобщая ист
ория, обработанная
„Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и
способы создания са
тирического повествования. Смысл иронического пове
ствования о
прошлом.


М. Зощенко
. «История болезни»;

Тэффи.

«Жизнь и воротник». Для
самостоятельного
чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.


Михаил Андреевич Осоргин
. Краткий рассказ о писате
ле.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их
психологическое содержа
ние). Для самостоятельного чтения.


Але
ксандр Трифонович Твардовский
. Краткий рас
сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело
мах и поворотах истории в
произведениях поэта. Поэти
ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема
служения Родине.

Новаторский характер Вас
илия Теркина

-

сочетание черт крестьянина и убеждений
гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ
мы. Связь фольклора и
литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями
-
фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления
как элемент композиции (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов
. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращ
ение». Утверждение доброты, сострада
ния, гуманизма в душах солдат,
вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная
проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941

1945 годов

Традиции в изображени
и боевых подвигов наро
да и военных будней. Героизм воинов,
защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со
жгли родную хату»; Б.
Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л.
Ошанин. «Дороги» и др. Лирически
е и героические песни в годы Великой Отечественной
войны. Их при
зывно
-
воодушевляющий характер. Выражение в лири
ческой песне

сокровенных чувств и переживаний каж
дого солдата.


Виктор Петрович Астафьев
. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой
меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение
военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера,
объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой
-
повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине,
родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий.
«Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча»,
«Привет, Россия...»


Из зарубежной литературы


Уильям Шекспир
. Краткий ра
ссказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта


символ
любви и жертвен
ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю
жета драматического произведения.


Жан Батист Молье
р
. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от
дельных сцен). XVII век


эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер


великий комедиограф эпохи классицизма.
«Мещанин во дворянстве»


сатира на дворянство и невежественных буржуа
.
Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха
Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира


Джонатан Свифт.

Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государст
венно
е устройство и общество.
Гротесковый характер изображения.


Вальтер Скотт
. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан
глия в романе. Главные герои и
события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев,

переданные сквозь призму домашнего быта, об
становки, семейных устоев и

отношений.

















Календарно
-

тематическое планирование

Наименование
раздела

Тема урока

Номер
урока

Цель урока

Домашнее
задание

Дата

план

факт

Введение

Литература и история.

1

Кратко повторить изученное в
предыдущих классах; обозначить цель
курса литературы 8 класса; ознакомить
учеников со структурой учебника.

Стр 5, ответить
на вопросы

сентябрь


Устное
народное
творчество

Устное народное творчество. Отражение
жизни народа в народных песнях.
Лирические и исторические песни.

2

Повторить жанры устного творчества;
показать особенности жанра народной
песни, вызвать интерес учеников к
этому жанру; развивать навыки
выразительног
о чтения, навыки
анализа текста.

Творческая
работа по теме
«Жанры УНТ»

сентябрь


Из
древнерусской
литературы

Предания как исторический жанр русской
народной прозы. Предания «О Пугачёве»,
«О покорении Сибири Ермаком».

3

Раскрыть способности содержания и
художественной формы преданий;
сопоставить предания с
историческими песнями и другими
жанрами фольклора.

Пересказ
предания по
выбору

сентябрь



Житийная литература как особый жанр
древнерусской литературы. «Житие
Алекс
андра Невского».

4

Развить понятие о древнерусской
литературе; расширить преставления
об способностях житийного жанр;
ознакомить с текстом «Повести о
житии... Александра Невского».

Читать, ответить
на вопросы,
письменная
характеристика
Александра
Невск
ого

сентябрь



«Шемякинский суд» как сатирическое
произведение XVII века. Действительные
и вымышленные события, новые герои.

5

Показать идейно
-

художественное
своеобразие повести «Шемякин суд»
как сатирического произведения;
развивать навыки анализа текста,
навыки монологической речи,
выразительного чтения, описания
иллюстраций.

Читать
выразительно,
ответить на
вопросы 1
-
4 ст
р
36

сентябрь


Из русской
литературы
XVIII века

Д.И.Фонвизин
. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Проблема
воспитания
и образования
истинного
гражданина. Понятие о классицизме.

6

Кратко ознакомить учеников с
биографией и творчеством Фонвизина;
развивать навыки выразительного
чтения.

Читать комедию,
характеристика
героев

сентябрь



Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина
«Недоросль»

7

Учить выделять смысловые части
художественного т
екста,
Анализ эпизода
по выбору

сентябрь


анализировать эпизод, сравнивать
героев; самостоятельно делать
выводы, строить рассуждение на
нравственно
-
этические темы; выявлять
авторскую позицию


Сочинение «Человек и история в
фольклоре, древнерусской
литературе и
произведениях XVII века» (на примере 1
-
2
произведений)

8

Формировать навык связной речи,
знание материала сочинения,
сформированность орфографических,
пунктуационных навыков.

Написать
сочинение.
Подготовить
сообщение

сентябрь


Из литературы
XIX века

И.А.Крылов



поэт и мудрец. Слово о
баснописце. Многогранность личности
баснописца. Басня «Обоз»

9

Раскрыть понятия аллегория,
иносказание, эзопов язык. Учить
определять мораль басен,
выразительно читать (инсценировать),
строить рассуждения на нра
вственно
-
этические темы

Читать
выразительно,
составить рассказ
на любую тему,
закончив его
моралью басни
«Обоз»

сентябрь



И.А.Крылов
.
Историческая основа басни
«Лягушки, просящие царя», Мораль басен.

10

Расширить учеников о баснописце и
его баснях;
развивать навыки анализ
текста, выразительного чтения.

Придумать
басню, используя
в качестве
морали народную
пословицу

октябрь



К.Ф.Рылеев



декабрист, автор сатир и
дум. «Смерть Ермака» и русская история.
Понятие о думе.

11

Ознакомить учеников с личностью
К.Ф. Рылеева; дать понятие о жанре
думы; развивать навыки
выразительного чтения.

Выразительное
чтение думы,
ответить на
вопросы

октябрь



А.С.Пушкин и история. Историческая тема
в творчестве А.С.Пушкина (на основе
изученно
го ранее)

12

Расширить представления учеников о
личности А.С. Пушкина как историка;
ознакомить с творческой историей
написания повести « Капитанская
дочка».

Подготовить
сообщение о
Пушкине как
историке

октябрь



А.С.Пушкин «История пугачевского
бунта» (отрывки). История пугачевского
восстания в худ.пр
-
ии

13

Проверить знания устаревших слов;
проследить путь духовного
становления Гринева; развивать
навыки анализа текста выразительного
чтения и пересказа.

Читать ром
ан
«Капитанская
дочка»

октябрь



А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
История создания пр
-
ия. Герои и их
прототипы.

14

Показать жанровое своеобразие
повести; проследить истоки
формирования личности Петра
Характеристика
героев

октябрь


Гринева; развивать навыки анализа
текста.


Гринев: жизненный путь героя.
Нравственная оценка личности. Гринев и
Швабрин.

15

Проследить путь духовного
становления Гринева; развивать
навыки текста, выразительного чтения
и пересказа.

Пересказ отрывка

октябрь



Семья
капитана Миронова. Маша
Миронова


нравственный идеал Пушкина.

16

Раскрыть смысл повести ;доказать,
что образ Маши Мироновой
-

нравственный идеал Пушкина;
развивать навыки анализа текста,
умение обобщать и систематизировать
материал.

Сравнительный
анализ
Пугачева

октябрь



Пугачев и народное восстание в романе и в
историческом труде А.С.Пушкина.
Народное восстание в авторской оценке.

17

Учить видеть в произведении
авторскую позицию, трактовать ее.

Анализ отрывка
казни

октябрь



Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в
романе «Капитанская дочка». Понятие о
романе. Подготовка к домашнему
сочинению

18

Развивать навыки анализа текста,
умение обобщать и систематизировать
материал; учить работать над
сочинением.

Написать
сочинение

октябрь



А.С.Пушкин
. Слово о поэте.
Стихотворения «Туча», «К***», «19
октября». Их основные темы и мотивы.

19

Познакомить с основными фактами
жизни и творчества поэта. Учить
анализировать лирическое
произведение

Учить наизусть

ноябрь



А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема

20

Совершенствовать умение
анализировать текст

Подготовить
сообщение о
Лермонтове

ноябрь



М.Ю.Лермонтов
. Слово о поэте.
Воплощение исторической темы в
творчестве

21

Ознакомить учеников с
особенностями историзма,
эволюции в
творчестве Лермонтова ; обобщение
ранее изученного.

Читать поэму
«Мцыри»

ноябрь



М.Ю.Лермонтова. «Мцыри».Мцыри как
романтический герой. Воспитание в
монастыре.

22

Выявить структурные особенности
произведения, показать их
взаимосвязь.

Выучить

отрывок
наизусть

ноябрь



Композиция и художественные
особенности поэмы «Мцыри». Анализ
эпизода.

23

Развивать навыки анализа текста,
характеристики героев; выявить
способы раскрытия образа главного
героя поэмы; дать первоначальное
понятие о романтизме
,
Анализ отрывка
по выбору

ноябрь


романтическом герое, романтическом
конфликте.


Обучение сочинению по поэме
М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

24

Развивать навыки выразительного
чтения, анализа текста; учить
работать с критической литературой;
учить писать
сочинение.

Написать
сочинение,

ноябрь



Контрольная работа по поэме М. Ю.
Лермонтова «Мцыри»

Шадрина С. Б. Литература. 8 класс.
Поурочные планы по учебнику В. Я.
Коровиной.

I

часть. В. Учитель, 2010, стр.176

25

Контроль знаний и умений

Подготовить
сообщение о Н.
В. Гоголе

декабрь



Н.В.Гоголь.
Слово о писателе. Его
отношение к истории, исторической теме

26

Углубить знания учеников о
творческой биографии писателя;
закрепить знания о драматическом
роде литературы; развивать навыки
выразительного
чтения, анализа
текста.

Читать комедию
«Ревизор»

декабрь



Комедия «Ревизор»: история создания.
«Ревизор» в оценке современников.

27

Углубить понятия драматического
произведения, идейный замысел и
особенности композиции комедии

Характеристика
действующих
лиц

декабрь



Разоблачение пороков чиновничества.
Развитие представления о комедии, сатире,
юморе

28

Углубить понятие о сатире и ее
средствах; развивать навыки анализа
текста, характеристики героев, навыки
выразительного чтения; закрепить
знания литератур
оведческих
терминов, относящихся к
драматическому роду литературы,
умение пользоваться ими; развивать
творческие способности учеников.

Ответить на
вопросы

декабрь



Хлестаков. Понятие о «миражной
интриге»

29

Развивать навыки анализа текста,
характеристики героев, навыки
выразительного чтения.

Подготовить
сообщение по
темам

декабрь



Особенности композиции. Сочинение
«Роль эпизода в драматическом
произведении» (на примере комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор»)

30

Раз
вивать навыки анализа текста,
выделения композиционных
элементов, монологической речи;
обобщить материал предыдущих
уроков; учить писать сочинение.

Написать
сочинение

декабрь



Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького
человека».

31

Познакомить учащихся с
произведением Н.В.Гоголя; развивать
навыки выразительного чтения

Читать, ответить
на вопросы

декабрь



Мечта и реальность в повести Гоголя
«Шинель». Образ Петербурга. Роль
фантастики в повести.

32

Учить воспринимать и анализировать,
пересказывать художест
венный текст.

Характеристика
героя

декабрь



ВН. чт.
М.Е.Салтыков
-
Щедрин
:
писатель, редактор, издатель. «История
одного города».

33

Продолжить знакомство учеников с
биографией и творчеством Салтыкова


Щедрина; напомнить особенности
жанра сказки в творчестве писателя;
расширить представления о
сатирической направленности
произведений писателя.

Читать, ответить
на вопросы 5, 6

январь




Анализ эпизода из романа «История
одного города».

34

Учить выделять смысловые части
художественного текста,
анализировать эпизод, сравнивать
героев; самостоятельно делать
выводы, строить рассуждение на
нравственно
-
этические темы; выявлять
авторскую
позицию

Анализ
произведения

январь



Н.С.Лесков
. Слово о писателе.
Нравственные проблемы рассказа «Старый
гений».

35

Расширить знания учеников о
биографии писателя; показать
своеобразие историзма Н.С.Лескова;
определить нравственные проблемы
рассказа; р
азвивать навыки анализа
текста, выразительного чтения.

Ответить на
вопросы 1, 3

январь



Л.Н.Толстой:
страницы биографии.
Рассказ «После бала»

36

Расширить знания учеников о
биографии писателя; показать
своеобразие историзма Толстого;
ознакомить учеников с историей
создания рассказа «После бала»;

Читать «После
бала»

январь



Художественные особенности рассказа
«После бала»

37

определить социально
-

нравственные
проблемы рассказа; развивать навыки
анализа текста, выразительного
чтения. Выявить идею произведения;
развивать навыки анализа
текста,характеристики героев; обучать
ведению диспута.


январь



Историзм литературы. Пробле
мы
самовоспитания. Проблема
нравственной
ответственности

38

Помочь ученикам выявить
особенности рассказа, писательский
замысел; развивать навыки анализа
текста.

Анализ отрывка

январь



Поэзия родной природы

в творчестве
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А.
Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

39

Показать значение образов природы в
творчестве поэтов; поддержать
интерес к поэзии, помочь вызвать
зрительные образы при чтении
стихотворений, понять идеи,
настроение, чу
вства поэтов; развивать
навыки выразительного чтения,
анализа поэтического текста.

Учить наизусть
по выбору

февраль



А.П.Чехов
: «Моя святая святых…»
Трилогия. «Человек в футляре».

40

Расширить представления учеников о
личности А.П. Чехова

Читать рассказ

«О любви»

февраль



Рассказ «О любви» как история об
упущенном счастье. Психологизм рассказа

41

Развивать навыки выразительного
чтения, анализа текста.

Ответить на
вопросы к
произведению

февраль


Из русской
литературы XX
века

И.А.Бунин
. Слово о писателе. Проблема
рассказа «Кавказ» из цикла «Темные
аллеи».

42

Расширить представления учеников о
личности И.А. Бунина; показать
особенности его творческой
индивидуальности; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
текста.

Ответить на
вопросы к
произведению

февраль



А.И.Куприн
Слово о писателе.
Нравственная проблема рассказа «Куст
сирени». Представление о любви и счастье
в семье.

43

Расширить представления учеников о
личности и творчестве А.И. Куприна;
выявить нравственные проблемы
рассказа «Куст сирени»; развивать
навыки анализа текста.

Ответить на
вопросы к
произведению

февраль



«Что значит быть счастливым?». Итоговое
сочинение по творчеству Н.С.Лескова,
Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина,
А.И.Куприна

44

Развивать навыки сравни
тельной
характеристики героев,
сопоставительного анализа текстов,
монологической речи; учить писать
сочинение.


февраль



А.А.Блок
. Слово о поэте. Историческая
тема в творчестве поэта. «Россия». Образ
России и ее истории

45

Кратко ознакомить учеников с
личной
и творческой биографией А.А. Блока,
показать особенности его подхода к
истории; развивать навыки
выразительного чтения.

Выучить
наизусть

февраль



С.А.Есенин
. Слово о поэте. «Пугачёв»
-

поэма на историческую тему. Образ
предводителя восстания.

46

Р
асширить представления учеников о
личной и творческой биографии
Есенина; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
поэтического текста.

Подготовить
сообщение
«Образ Пугачева
в истории»

февраль



Образ Пугачева в фольклоре,
произведениях Пушкина А.С.

и Есенина
С.А.

47

Уметь раскрыть образ Пугачева в
творчестве поэтов, фольклоре. Учить
выступать перед одноклассниками
Следование этическим нормам и
правилам ведения диалога

Сравнительная
характеристика
Пугачева

март



Образ Пугачева в фольклоре,
произвед
ениях Пушкина А.С. и Есенина
С.А.

48

Уметь раскрыть образ Пугачева в
творчестве поэтов, фольклоре. Учить
выступать перед одноклассника
-
ми
Следование этическим нормам и
правилам ведения диалога

Ответить на
вопросы

март



И.С.Шмелёв
. Слово о писателе. «Как
я
стал писателем»
-

воспоминание о пути к
творчеству.

49

Кратко ознакомить учеников с личной
и творческой биографией писателя;
вызвать интерес к творческой работе;
развивать навыки анализа текста,
выразительного чтения и пересказа.

Ответить на
вопросы к
пр
оизведению

март



Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и
воротник». М.М.Зощенко «История
болезни»

50

Приобщить учеников к восприятию
сатиры и юмора; учить понимать юмор
и сатиру в художественном
произведении; показать, как создаются
юмористические и
сатирические
произведения; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
текста.

Подготовить
сообщения о
писателях

март



М.А.Осоргин. Слово о писателе.
Сочетание реальности и фантастики в
рассказе «Пенсне»

51

Кратко ознакомить учеников с
биографией и
творчеством М.А.
Осоргина; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
текста.

Подготовиться к
к/р

март



А.Т.Твардовский.
Поэма «Василий
Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема
честного служения Родине.

52

Кратко ознакомить учеников с вехами
жизненного и творческого пути
Твардовского; создать эмоциональный
фон для восприятия поэмы; показать
роль поэмы годы Великой
Характеристика
героя в цитатах

март


Отечественной войны, рассмотреть
особенности жанра и сюжета; дать
понятие о народности в литера
туре;
развивать навыки выразительного
чтения, анализа поэтического текста.


Василий Теркин


защитник родной
страны. Новаторский характер образа
Теркина. Правда о войне в поэме
Твардовского.

53

Проследить, как в поэме
сочетаются
героика и юмор; выявить
определяющие качества Василия
Теркина; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
поэтического текста; подготовится к
сочинению.

Выучить отрывок

апрель



А.П.Платонов
. Картины войны и мирной
жизни в рассказе «Воз
вращение».

54

Углубить знания учеников о личной и
творческой биографии А.П.
Платонова; раскрыть нравственный
смысл рассказа; определить роль
художественных приемов; развивать
навыки анализа художественного
текста.

Ответить на
вопросы к
произведению

апрель



Утверждение добра, сострадания,
гуманизма в душах солдат, вернувшихся с
войны

55

Развивать навыки анализа
художественного текста.

Написать эссе по
теме

апрель



Стихи и пес
ни о ВОв
. Боевые подвиги и
военные будни в творчестве
М.Исаковского Б.Окуджавы

А Фатьянова
Л.Ошанина
.

56

Рассказать о значении поэзии в годы
Великой Отечественной войны;
показать, что высокие патриотические
чувства в поэзии этого времени
соединялись с глубоко личными
переживаниями, помочь почувствовать
пафос поэзии военных лет, разв
ивать
навыки выразительного чтения.

Читать
выразительно

апрель



В.П.Астафьев
: страницы жизни и
творчества. Проблем ы рассказа «Фото
-
графия, на которой меня нет». Отражение
военного времени в рассказе.

57

Углубить знания учеников о личной и
творческой био
графии В.П.
Астафьева; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
текста.

Ответить на
вопросы к
произведению

апрель



Сочинение «Великая Отечественная война
в литературе ХХ века» (произведение по
выбору учащегося)

58

Учить свободно работать с
худ.текстами, дополнительной
литературой, выражать свое мнение по
Написать
сочинение

апрель


теме сочинения


Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты русского зарубежья об оставленной
ими Родине.

59

Учить понимать поэтический язык;
помочь осмыслить

прочитанное;
развивать навыки выразительного
чтения, анализа поэтического текста.

Выучить
наизусть

апрель



Русские поэты о Родине, родной природе.
Поэты русского зарубежья об оставленной
ими Родине.

60

Учить понимать поэтический язык;
помочь осмыслить
прочитанное;
развивать навыки выразительного
чтения, анализа поэтического текста.

Читать
выразительно

апрель


Из зарубежной
литературы

У.Шекспир
. Слово о поэте. «Ромео и
Джульеттта». «Вечные проблемы» в
трагедии Шекспира

61

Дать представление о литературе и
искусстве эпохи Возрождения, начать
знакомство с биографией и
творчеством Шекспира; выявить
основные проблемы трагедии «Ромео
и Джульетта»; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
текста.

Читать
выразительно

апре
ль



Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом
любви и дружбы.

62

Познакомить с эпохой Возрождения,
представление о Шекспире как
писателе.

Ответить на
вопросы , читать
стр 255

апрель



Ж.Б.Мольер
. «Мещанин во дворянстве»
(сцены). Сатира на дворянство. Черты
классицизма в комедии.

63

Кратко ознакомить учеников с
биографией и творчеством Мольера
выявить глубинное содержание его
комедии; развивать навыки
выразительного чтения, анализа
поэтического

Читать действие
1


3

май



Ж.Б.Мольер
. «Мещанин во дворянстве»
(сцены). Сатира на дворянство. Черты
классицизма в комедии.

64

Учить самостоятельно делать выводы,
давать характеристику герою,
пересказывать.

Читать действие
4


5, ответить на
вопросы

май



Дж.Свифт
. Слово о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на
государственное устройство общества.

65

Кратко ознакомить учеников с
биографией и творчеством Свифта
выявить глубинное содержание его
романа; развивать навыки
выразительного чтения,
анализа
поэтического текста.

Читать
«Айвенго»,
ответить на
вопросы

май



В.Скотт.

Слово о писателе. «Айвенго»
-

исторический роман.

66

Расширить понятие о жанре
исторического романа; рассказать о
Вальтере Скотте как родоначальнике
Характеристика
героя

май


исторического романа, ег
о концепции
истории и человека в романе;
развивать навыки анализа текста.


В. Скотт. «Айвенго»

Сюжетные линии
романа

67

Расширить понятие о жанре
исторического романа; рассказать о
Вальтере Скотте как родоначальнике
исторического романа, его концепции
истории и человека в романе;
развивать навыки анализа текста.

Написать отзыв

май



Итоговый урок. Летнее чтение
. К/Р

68

Проверить знания учащихся

Задание на лето

май



Нормы и критерии
оценивания. Литература


Оценка сочинений.

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах
программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, прав
ильное
объяснение событий и поведения героев исходя из идейно
-
тематического содержания произведения,
доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия
темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах

и умение включать их в текст сочинения;
наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов
между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамот
ность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и
навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5”
ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста
произведения
и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно
анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и
последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистическ
и
соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один
-
два речевых
недочёта.

Отметка “4”
ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного
материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих
мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовате
льное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две
-
три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх
-
четырёх речевых недочётов.

Отметка “3”

ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный
ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
обнаруживается недос
таточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности
выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырёх недочётов в соде
ржании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2”
ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения,
состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений,
или из общих положений, не
опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка “1”
ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и
неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.

Как видно, отметка “1” является составляющей в пятибалльной сис
теме оценивания знаний, но она носит в
основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.





Оценка устных ответов.


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах
программы данного класса:

· знание текста и понимание идейно
-
художественного содержания изученного произведения;

· умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно
-
эстетического содержания изученного
прои
зведения;

· знание теоретико
-
литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

· уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на
поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5
»:
ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в
раскрытии идейно
-
эстетического содержания произведения; привлекать тек
ст для аргументации своих
выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»:
ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание
текста изучаемого произведения; за умение о
бъяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и
роль основных художественных средств в раскрытии идейно
-
эстетического содержания произведения;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической
лит
ературной речью; однако допускают 2
-
3 неточности в ответе.

Отметка «3»:
оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого
произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно
-
художественного
сод
ержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоотв
етствие уровня чтения
установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»:
ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскр
ытии
идейно
-
эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой
чтения, бедность выразительных средств языка.


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5»
-

90


10
0 %;

«4»
-

75


89 %;

«3»
-

50


75 %;

«2»
-

менее 4
9 %.


Оценка творческих работ.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является
основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно
излагать мысли, привлекать
дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку
учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и
оформляется в соответствии с е
диными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С
помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые
средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование
иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание
творческой работы оценивается по следующим критериям:
-

соответствие рабо
ты ученика теме и основной
мысли;
-

полнота раскрытия тема;
-

правильность фактического материала;
-

последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
-

разнообразие словарного и грамматического строя речи;
-

стилевое единство и выр
азительность речи;
-

число языковых ошибок и стилистических недочетов. При
оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное
использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического
охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5”
ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки
отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью
словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, доп
олнительного материала. В
работе допущен 1 недочет в содержании; 1
-
2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4
” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы); имеются единичные фактич
еские неточности; имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении
работы. В работе допускается не более 2
-
х недочетов в содержании, не более 3
-
4 речевых недочетов, не
более 2
-
х
грамматических ошибок.

Отметка “3
” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в
главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не
аккуратное, есть претензии к соблюде
нию норм и правил библиографического и иллюстративного
оформления. В работе допускается не более 4
-
х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4
грамматических ошибки.

Отметка “2
” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических о
шибок; нарушена
последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не
соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные
претензии к качеству оформления работы. Допущено до

7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее
композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на
повышение оценки.

Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на
исследовательскую работу.


Оценка дополнительных заданий.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
-

“5”


если
все задания выполнены;
-

“4”


вы
полнено правильно не менее ¾ заданий;
-

“3”


за работу в которой
правильно выполнено не менее половины работы;
-

“2”


выставляется за работу в которой не выполнено
более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются:
-

“5”


нет
ошибок;
-

“4”


1
-
2 ошибки;
-

“3”


3
-
4 ошибки;
-

“2”


допущено до 7 ошибок.



































Критерии оценивания презентаций.

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При

составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5
-
е изд.,
испр. И.: Издательско
-
торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.



































Оценка «4»
ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3»
ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление
презентации.

Оценка «2»
ставится во всех остальных возможных случаях
















Оценка чтения
наизусть

При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан

-

указать автора и название произведения;

-

безошибочно воспроизвести текст;

-

понимать смысл и значение текста;

-

во время чтения грамотно расставлять

логические ударения
; вы
держивать

паузы

там, где это
необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста

темп

чтения и

интонацию
; использовать при
необходимости мимику и жесты.


Отметка "5"

ставится при соблюдении всех перечисленных условий.

Отметка "4"

ставится при несоблюдении
одного из перечисленных условий.

Отметка "3"

ставится при несоблюдении двух
-
трёх из перечисленных условий (уверенное знание
текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные
паузы; неумение расставлять логичес
кие ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп
чтения).


Отметка "2"

ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические
ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).


Отметка "1"

ставится при

неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста.





































VI
I
.
УЧЕБНО
-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ





1.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Лите
ратура. 8 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений. В
2 ч. М.: Просвещение, 2010.

2.

Егорова Н. В.
Универсальные поурочные разра
ботки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2007.


















































Контрольно
-

измерительные материалы


Контрольная работа по поэме М. Ю.
Лермонтова «Мцыри»


Ключи





























































Итоговая контрольная работа

Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.


А1. Годы жизни Н.М.Карамзина:

а) 1799
-

1837;

б) 1766
-

1826;

в) 1828
-

1910.


А2. Какой эпиграф
предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;

б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;

в) Береги честь смолоду.


А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и
утв
ерждающим положительные идеалы, является:

а) ревизор;

б) Городничий;

в) смех.


А4. Хлестаковщина
-

это:

а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле,
ничем не подкреплённое бахвальство;

б) стремление модно
одеваться;

в) погоня за чинами.


А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?

а) свадьбой;

б) любовь так и сошла на нет;

в) разводом.


А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?

а) прошлогодний жу
рнал;

б) трость;

в) заячий тулуп.


А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова
«Мцыри»?

а) романтизм;

б) реализм;

в) классицизм.


А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

а) баллада;

б) элегия;

в) поэма
-
исповедь.


А9. Тема произведения
-

это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) композиция.


А10. Композиция произведения


это:

а) тема;

б) завязка и развязка;

в) последовательность частей и элементов произведения.


А11. Трагедия как жанр


это:

а)
драматическое произведение, осмеивающее черты или общественные пороки;

б) драматическое произведение, в основе которого лежит трагический конфликт, приводящий к
катастрофическим последствиям;

в) пьеса с острым конфликтом, допускающим возможность благополуч
ного его разрешения.


А12. Образное средство языка:

а) кульминация;

б) эпитет;

в) зачин.


А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за
облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?

а) сравне
ние;

б) олицетворение;

в) метонимия.


А14. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять
моя заныла грудь»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) метафора.


А15. Какое средство выразительности использует в своём монологе
Осип («Ревизор» Н.В.Гоголя):
«… и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы»?

а) сравнение;

б) эпитет;

в) литота.


Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.


Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному от
рывку: «… жил
недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16
лет. Тут судьба моя переменилась».


Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришёл, благод
арю.

Всё лучше перед кем
-
нибудь

Словами мне облегчить грудь,

Но людям я не делал зла…»?


Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «Я как будто
предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие
-
то две необыкновенные крысы.
Право, этаких
я никогда не видывал: чёрные, неестественной величины!»?


Б4. К кому обращён монолог Мцыри?


Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?


Б6. Укажите год рождения А.С.Пушкина.


Б7. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андрее
вича и Марьи Ивановны
(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина).


Б8. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих
сладостных

имён»?


Б9. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям
России,
как тень Тамерлана
»?


Ответы



задания

Вариант 1

А1

б

А2

в

А3

в

А4

а

А5

б

А6

в

А7

а

А8

в

А9

б

А10

в

А11

б

А12

б

А13

б

А14

в

А15

а

Б1

Петруша

Гринёв

Б2

Мцыри

Б3

Городничему

Б4

К монаху

Б5

С барсом

Б6

1799

Б7

Екатерина
II

Б8

Эпитет

Б9

Сравнение





Лист


корректировки рабочей программы


Класс

Название
раздела,
темы

Дата
проведения
по плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
по факту

































Приложенные файлы

  • pdf 1259256
    Размер файла: 834 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий