Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст». В.А.Жуковский – поэт-романтик. 1.Хронологическая таблица 2. Выразительное чтение наизусть стихотв.


1.Пояснительная записка


Настоящая программа по литературе составлена на основе oбpазовательной прoгpaммы МБОУ Ангеловская СОШ по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень) в соответствии с учебником, внесённым в Федеральный перечень учебников «Литература» и методического пособия к данной программе:
«Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе». В двух частях, под ред. В.Я.Коровиной. Москва, «Просвещение», 2014.
Поурочные разработки для 9кл. Н.В.Беляева, Москва, «Просвещение», 2014.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по всем разделам программы. Она конкретизирует содержание тем и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год.
2.Планируемые результаты изучения курса литературы в 9 классе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
 образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь  анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.
3.Содержание учебного предмета, курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Anno domini», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма
4.Учебно-тематическое планирование курса литературы
в 9 классе
№ тема Количество часов попрограмме В том числе р/р1 Введение 1 2 Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» 4 1
3 М.В.Ломоносов. 2 1
4 Г.Р.Державин .2 5 Н.М.Карамзин. 4 1
6 В.А.Жуковский. 4 7 А.С.Грибоедов. 8 1
8 А.С.Пушкин. 17 2
9 М.Ю.Лермонтов. 14 2
10 Н.В.Гоголь. 7 1
11 Ф.М.Достоевский. 2 12 А.П.Чехов. 2 1
13 И.А.Бунин. 2 2
14 Поэзия ХХ века 20 2
15 М.А.Булгаков. 2 16 А.И.Солженицын 2 17 М.А.Шолохов. 4 2
18 Зарубежная литература 5 19 20 21 22 23 I четверть 27 II четверть 24 III четверть 30 IV четверть 21 год 102 5. Календарно - тематическое планирование
№ тема д/здата факт
1 Литература и её роль в духовной жизни человека Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве» 01.09 2 Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Сообщение: «История открытия «Слова…»; выразительное чтение наизусть фрагмента. 06.09 3 Центральные образы «Слова…» Вопр.1-4 из раздела «Размышляем о прочитанном». 07.09 4 Образ автора и поэтика «Слова…» п/р один из проблемных вопросов «Творческого задания» стр. 35. 08.09 5 Классицизм в русском и мировом искусстве. 1.Конспект статьи «О рус. лит. 18века»;
2.Сообщение «Классицизм в искусстве». 13.09 6 М.В.Ломоносов: жизнь и творчество. «Вечернее размышление о божием величестве…» 1.Конспект статьи «М.В.Ломоносов»;
2.Выучить наизусть фрагмент оды. 14.09 7 М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…» 1.Выучить наизусть фрагмент оды;
2.Составить «Похвальное слово императрице». 15.09 8 Г.Р.Державин. Жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». 1.Тезисы статьи «Г.Р.Державин»;
2.Выучить наизусть сатиру. 20.09 9 Г.Р.Державин. «Памятник». 1.Выучить наизусть стихотворение;
2.Творческое задание стр. 71.
21.09 10 Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» п/р «Чем сходны и чем различны ода Горация и её переложения М.В.Ломоносовым и Г.Р.Державиным? 22.09 11 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои. 1.Конспект статьи «Н.М.Карамзин»;
2.Вопр. 1,2,5 из раздела «Размышляем о прочитанном». 27.09 12 Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы 1.Почему повесть «Бедная Лиза» - это произведение сентиментализма?
2. Вопр. 2,5,6 из раздела «Размыш-ляем о прочитан-ном». 28.09 13 Н.М.Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя
(урок внеклассного чтения №1) 1.Выразительное чтение наизусть стихотв. «Осень»;
2.Письменный анализ стихотв. 29.09 14 Р/Р №1 Письменный ответ на проблемный вопрос по лит-ре XVIII века Конспект статьи «Поэзия XIX века» 04.10 15 Русская литература XIX века. Русская поэзия первой половины XIX века. (урок внеклассного чтения №2) п/р «Какие черты романтизма проявились в стихах русских поэтов начала XIX века?» 05.10 16 В.А.Жуковский – поэт-романтик 1.Хронологическая таблица;
2. Выразительное чтение наизусть стихотв. «Море». 06.10 17 В.А.Жуковский. «Невыразимое» (урок внеклассного чтения №3) 1.Прочитать балладу «Светлана»;
2.п/р анализ стихотв. «Невыразимое». 11.10 18 В.А.Жуковский. «Светлана»: черты баллады 1.Выуить наизусть фрагмент баллады;
2.Цитатная таблица.
12.10 19 В.А.Жуковский. «Светлана»: образ главной героини 1. Вопр. 1, 2,4,5 из раздела «Размыш-ляем о прочитан-ном»;
2.Электронная презентация «Сюжеты и герои рус. и зарубежных баллад». 13.10 20 А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор) 1. Сообщение по статье учебника стр. 141;
2.Хронологическая таблица. 18.10 21 А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт 1. Сообщение по статье учебника стр. 148-153;
2.Цитаты о Москве в монологах Чацкого и Фамусова. 19.10 22 А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва 1.Сообщение: «Обычаи и нравы фамусовского общества»;
2.Словарик историко-культурных реалий. 20.10 23 А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого Вопр. 4,5,6, 10,11 из раздела «Размышляем о прочитанном». 25.10 24 А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии Закончить цитатную таблицу 26.10 25 А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в критике 1.Статья
И.А. Гончарова «Мильон терза-ний»;
2.Подготовиться к контр. сочинению. 27.10 26 Р/Р № 2 А.С.Грибоедов. «Горе от ума» 1.Закончить развернутый ответ;
2.Подготовиться к к/р за 1 четверть. 01.11 27 К/Р за I четверть (урок контроля) Сообщение о биографии и творчестве А.С.Пушкина. 02.11 28 А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. 1.Хронологическая таблица;
2. Задание1 из раздела «Развиваем дар слова». 15.11 29 А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». 1.Выразительное чтение наизусть одного стихотворения;
2.Сообщение: «Библейские мотивы в стихотв. «Пророк». 16.11 30 А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк» 1.Хронологическая таблица;
2.Сообщение: «Адресаты любовной лирики». 18.11 31 А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта 1.Выразительное чтение наизусть одного стихотворения;
2. п/р анализ стихотворения. 21.11 32 А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения 1.Выразительное чтение наизусть одного философ-ского стихотво-рения;
2. п/р анализ стихотворения. 23.11 33 А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» 1.Выразит. чтение наизусть стихотв.
2. Вопр. 2 из раз-дела «Размышляем о прочитанном». 25.11 34 Р/Р № 3 Письменный ответ на проб-лемный вопрос по лирике А.С.Пушкина 1. письм ответ на вопр. 7 из раздела «Размышляем о прочитанном». 28.11 35 А.С.Пушкин. «Цыганы» (урок внеклассного чтения №4) 1.Выучить наизусть отрывок из поэмы;
2. «Маленькие трагедии» прочитать. 30.11 36 А.С.Пушкин. «Моцарт и Сольери» п/р Каково отношение Пушкина к проблеме творчества в трагедии «М. и С.» 02.12 37 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение 1.гл. 1,2,6.
2.план рассказа об истории создания. 05.12 38 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа 1.п/р сравнительная характеристика героев;
2.гл.2,3,7 07.12 39 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа 1. гл. 3,4,7 09.12 40 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев Выразительное чтение наизусть одного из писем. 12.12 41 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора Выразительное чтение наизусть одно из лирических отступлений. 14.12 42 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни Тезисный план статьи учебника «Своеобразие романа» 16.12 43 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики 1.Задание из раздела «Творчес-кое задание» на выбор;
2.Подготовиться к к/р по роману. 19.12 44 Р/Р №4 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» Сообщение: «Юность и раннее творчество М. Ю. Лермонтова» 21.12 45 М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта 1.Задание из раздела «Творчес-кое задание» на выбор;
2. Выразительное чтение стихотв. наизусть. 23.12 46 Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова План к теме «Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лер-монтова». 26.12 47 М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта Сообщение: «Любовная лирика Лермонтова и её своеобразие». 28.12 48 М.Ю.Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта Выучить наизусть и письменно проанализировать одно из стихотв. 11.01 49 Р/Р №5 М.Ю.Лермонтов. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике Подготовиться к к/р за II четверть 13.01 50 К/Р за II четверть (урок контроля) Прочитать роман «Герой нашего времени» и подготовиться к провер. работе 16.01 51 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа 1.Алгоритм анализа эпизода;
2. Перечитать гл. «Бэла», «Максим Максимыч». 18.01 52 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: главы «Бэла», «Максим Максимыч». Загадки образа Печорина 1. Перечитать гл. «Тамань», «Княжна Мери»;
2.Выучить наизусть 10-15 строк одно из описаний Кавказа. 20.01 53 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: главы «Тамань», «Княжна Мери». «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера Составить план ответа: как автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина? 23.01 54 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: глава «Фаталист». Философско-композиционное значение новеллы 1.Письменная хар-ка образа Печорина
2.По учебнику прочитать стр. 318-325. 25.01 55 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина 1.По учебнику прочитать стр. 325-328.
2. Вопр. 12 из раз-дела «Размышляем о прочитанном». 27.01 56 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина 2. Вопр. 11 из раз-дела «Размышляем о прочитанном». 30.01 57 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков Творческое зад. №3 стр. 330. 01.02 58 Р/Р №6 М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». К/Р письменный ответ на проблемный вопрос Прочитать фрагменты «Божественной комедии» Данте. 03.02 59 Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) (урок внеклассного чтения №5) 1.Подробный план статьи «Данте Алигьери» ч.II, стр.325-335;
2.Прочитать поэму Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 06.02 60 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы. 1.Вопр. 2-3 из раздела «Проверь себя»;
2.Перечитать главы 2-6. 08.02 61 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков 1.План характерис-тики литературного героя;
2.Составить сообщение об одном из помещ. 10.02 62 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ города 1.Прочитать «Повесть о капитане Копейкине»;
2.гл.11 13.02 63 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова 1. План статьи стр.354;
2.выучить наизусть фрагмент «Русь-тройка». 15.02 64 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме 1.Учебник стр.370-374;
2.Конспект статьи В.Г.Белинского «Похождения Чичикова». 17.02 65 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра Подготовиться к контр. соч. по вопросам из раздела «размышляем о прочитанном». 20.02 66 Р/Р №7 Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»
К/Р письменный ответ на проблемный вопрос Сообщение о биографии и творчестве Ф.М.Достоевского. 22.02 67 Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя 1.Вопросы раздела «Проверь себя»;
2.Вопр. 1-3, 5-6 из разд. «Размышляем о прочитанном» 24.02 68 Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки Письменная характеристика Настеньки. 27.02 69 А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей 1.Сообщение «Черты личности Чехова, достойные подражания»;
2.прочитать рассказ «Тоска». 01.03 70 А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе Сообщение «Образ города в рассказе «Тоска». 03.03 71 Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений.
И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы 1.Задание 1 из раздела «Развиваем дар слова»;
2.Прочитать рассказы «Солнечный удар», «Сны Чанга», «При дороге» и др. 06.03 72 И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе 1.Задание 1 из раздела «Проверь себя»;
2.Прочитать рассказ «В одной знакомой улице». 10.03 73 Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…» 1.Сообщение о биографии и раннем творчестве писателя;
2.Выучить наизусть одно (по выбору) стихотворение. 13.03 74 А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина» 1.Сообщение о биографии и зрелом творчестве писателя;
2.Выразительное чтение наизусть «О, я хочу безумно жить…» 15.03 75 А.С.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…» и др. стихи 1.Сообщение о биографии и дооктябрьском творчестве писателя;
2.Выучить наизусть одно стихотворе-ние о Родине. 17.03 76 С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…» Выучить наизусть одно стихотворе-ние и сделать его письменный анализ 20.03 77 А.С.Есенин. Стихи о любви Выучить наизусть одно стихотворе-ние о любви и сделать его письменный анализ 22.03 78 В.В.Маяковский. «А вы могли бы?» 1.Сообщение о жизни и творч.;
2. Выучить наизусть стихотво-рение и сделать его письменный анализ. 03.04 79 В.В.Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье» 1.Выучить наизусть одно стихотворе-ние и сделать его письменный анализ
2.Подготовиться к к/р за III четверть 05.04 80 К/Р за III четверть 1.Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»;
2.Сообщение о сборнике «Записки юного врача». 07.04 81 К/Р за III четверть 1.Прочитать повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»;
2.Сообщение о сборнике «Записки юного врача». 10.04 82 М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы 1.Вопросы 2,3,7 из раздела «Размышляем о прочитанном»;
2.Вопросы 1-3 из раздела «Проверь себя». 12.04 83 М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести Вопросы 1,2,4 из раздела «Размышляем о прочитанном».
14.04 84 М.Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Бабушке», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?» 1.Сообщение о жизни и творчестве
2.Выучить наизусть одно стихотворе-ние и сделать его письменный анализ 17.04 85 М.Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве» Выучить наизусть одно стихотворе-ние и сделать его письменный анализ 19.04 86 А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno domini» Вопросы 1-3 из раздела «Размышляем о прочитанном». 21.04 87 А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием» 1.Цитатная таблица
2.Задание 1 из разд. «Творческое задание». 24.04 88 Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе» 1.Сообщение о личности Н.А.Заболоцкого;
2.Выразительное чтение наизусть стихотворения. 26.04 89 Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…» 1.Вопрос 8 из раз-дела «Размышляем о прочитанном»;
2.Вопрос 3 из раздела «Проверь себя». 28.04 90 М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы 1.Жизнь и творчес-тво М.А.Шолохова;
2. Вопросы 1-3 из раздела «Проверь себя». 03.05 91 М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа п/р Каков смысл названия рассказа? 05.05 92 Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…» «Перемена», «Весна в лесу» 1.Жизнь и творчес-тво Б.Л.Пастернака
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения. 08.05 93 Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым некрасиво…» Выразительное чтение наизусть стихотворения и его письменный анализ. 10.05 94 А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе: «Весенние строчки», «Урожай», «О сущем» и др. 1.Сообщение о жизни и творч. А.Т.Твардовского;
2.Выуч. наизусть стихотворение. 12.05 95 А.Т.Твардовский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…» 1.Выучить наизусть фрагмент стихотв.;
2. Цитатная таблица. 15.05 96 А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика 1.Сообщение о жизни и творч. А.И.Солженицына;
2.Вопросы 9-11 из раздела «Размыш-ляем о прочит.» 10.05 97 А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. 1.Цитатная таблица;
2.Подготовиться к к/р. 12.05 98 К/Р за VI четверть Сообщение об истории создания русских романсов XIX века. 15.05 99 Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века (урок внеклассного чтения №6) п/р пПроанализиро-вать текст одного из романсов. 17.05 100 Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века (урок внеклассного чтения №7) 1.Подготовить уст. рассказ об эволю-ции русского романса;
2.Письменный отзыв на один из романсов. 19.05 101 Зарубежная литература. У.Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя. Обзор с чтением отдельных сцен 1.Сообщение о жизни и творч.
У. Шекспира;
2.Выразительное чтение и анализ фрагментов. 22.05 102 Итоги года и задания для летнего чтения Список обязательной литературы. 24.05

Приложенные файлы

  • docx 1258062
    Размер файла: 69 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий