32, РР Обучение сочинению по поэме 33 М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ. эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме «Мцыри». Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.














Раздел
I
. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Л
итература.5
-
11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, 7
-
е
изд
а
ние, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию об
у
чения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии

с ц
е
лями изучения литературы, которые определены стандартом.




На изучение курса «Литература .8 класс» отводится 102 часа ( 3 часа в неделю).



Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, в
ключающий следующие
разделы: пояснительную записку, учебно
-
тематический план, содержание тем учебного курса, требования к
уровню подготовки учащихся, перечень учебно
-
методического обеспечения, календарно
-
тематический план.

Общая характеристика учебного пре
дмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс
литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жиз
нью, единства формы и содержания,
историзма, традиций и новаторства, осмысления историко
-
культурных сведений, нравственно
-
эстетических
представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и
анализировать худож
ественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского
литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение

литературы в основной школе
направлено на достижение следующих целей:



воспитание

духовно
-
ра
звитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам д
ругих народов; обогащение духовного мира школьников, их
жизненного и эстетического опыта;



развитие

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;



освоение знаний

о русской литературе, ее духовно
-
нравственном и эстетическом значен
ии; о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;



овладение умениями

творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории лит
ературы; умением выявлять в
них конкретно
-
историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.

Цель изучения литературы в школе


приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. О
снова литературного образования


чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко
-
культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтени
я, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в
художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения
литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на

ум и душу ученика,
необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу
прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное
как можно глубже


вот что должно стать устр
емлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко
-
культурного, духовного развития
школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно
-
эстетические потребности
детей, развивать их литературный вкус и под
готовить к самостоятельному эстетическому восприятию и
анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям,
которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их ху
дожественного качества и стали
достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе
состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры,
обладающими высокими худож
ественными достоинствами, выражающими жизненную правду,
общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично


оно включает два больших
концентра (5
-
9 клас
с и 10
-
11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5
-
6, 7
-
8 классы и 9
класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно
техникой чтения, вторая


владеет техникой чтения и более подготовлена к
истолкованию прочитанного.
Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и
углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произ
ведений, решает
задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе


изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к
древнерусской литературе, от неё к русской литературе
XVIII
,
XIX
,
XX

веков. В программе соблюдена
системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических
произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биогр
афии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль).
Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе


взаимосвязь литерат
уры и истории. Чтение
произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Концентр 5
-
9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию
линейного историко
-
литературного курса 10
-
11 классов, формирует
грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа,
различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а
также произведения для заучивания наизусть
, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю.



Раздел
II
. Учебно
-
тематический план


Содержание

Кол
-
во часов

Русская литература и история

1

Устное народное творчество

3

Из древнерусской литературы

3

Из литературы 18 века

4

Из литературы 19 века

47

Из литературы 20 века

34

Из зарубежной литературы

9

Выявление уровня литературного развития учащихся

1

ИТОГО:

102





Раздел
III
. Содержание тем учебного курса


Русская литература и история. Интерес ру
сских писателей к историческому прошлому своего народа.
Историзм творчества классиков русской литературы.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в
народной песне:
«В темном лес
е», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица
метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».


Частушки

как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.
Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.


Предани
я

как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири
Ермаком…».

Особенности содержания и формы народных преданий.


Теория литературы
. Народная песня, частушка (развитие представлений).




ИЗ


ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Из
«Жи
тия Александра Невского».

Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные
подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.


«Шемякин суд».

Изображение действительных и вымышленных событий


главное новшество
литературы XVI
I века. Новые литературные герои


крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные
порядки, комические ситуации с двумя плутами.


«Шемякин суд»
-

«кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики
бытовой сатирической пове
сти.


Теория литературы
. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр
литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы
(начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
XVIII

ВЕКА



Денис Иван
ович Фонвизин.

Слово о писателе.


«Недоросль»

(сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного
гражданина.


Теория литературы
. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом
произведении.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
XIX

В
ЕКА



Иван Андреевич Крылов.

Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о
писателе.

«Лягушки, просящие царя
». Критика «общественного договора» Ж.
-
Ж. Руссо. Мораль басни.
«Обоз
.
Критика вмешательства императора Александра
I

в стратег
ию и тактику Кутузова в Отечественной войне
1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы
. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).



Кондратий Федорович Рылеев
. Автор дум и сатир. К
раткий рассказ о писателе. Оценка дум
современниками.


Смерть Ермака
». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич


главный герой думы, один из
предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева


основа песни о Ермаке.

Теория лите
ратуры
. Дума (начальное представление).


Александр Сергеевич Пушкин
. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме
в литературе.


Туча»
. Разноплановость содержания стихотворения


зарисовка природы, отклик на десятилетие
восстания декабр
истов.

К*** («Я помню чудное мгновенье
…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к
творчеству.


19 октября
». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный
жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева
» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая
I

(«История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История
пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и ист
орика. Пугачев
и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный
и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «
Капитанская дочка
». Гринев


жизненный путь героя, формирование характера («Береги
честь смолоду»). Маша
Миронова


нравственная красота героини. Швабрин


антигерой. Значение образа
Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и
художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской по
зиции в
«Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы
. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман
(начальные представления). Реализм (начальные представления).


Пиковая дама
». Место повести в контексте творчества Пушк
ина. Проблема «человек и судьба» в
идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и
эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.
Функции эпиграфов. Система
образов
-
персонажей, сочетание в них реального и символического планов,
значение образа Петербурга. Идейно
-
композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры,
символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.


Михаил Юрьевич Ле
рмонтов
. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и
воплощение этих тем в его творчестве.


Мцыри»
.

Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему
обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри к
ак романтический герой. Образ монастыря и
образы природы, их роль в произведении. Романтически
-
условный историзм поэмы.

Теория литературы
. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные предста
вления).


Николай Васильевич Гоголь
. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической
теме в художественном произведении.

«Ревизор
». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот
русской драматургии к

социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к
комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора


высмеять «все дурное в России»
(Н.
В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из
характеров» (В.И.Немирович
-
Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн
). Хлестаковщина как
общественное явление.

Теория литературы
. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).


Шинель
». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным
лица (одиночество, косноязычи
е). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой
мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего
духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном
произведении.


Михаил Евграфович Салтыков
-
Щедрин
. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.


История одного города
» (отрывок). Художественно
-
политическая сатира на современные писателю
порядки. Ирония писателя
-
гражданина, бичующего основанный на бес
правии народа строй. Гротескные
образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы
. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные
представления). Эзопов язык (развитие понятия).


Николай

Семенович Лесков
. Краткий рассказ о писателе.


Старый гений
». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа.
Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы
. Рассказ (развитие представлений). Художественная
деталь (развитие
представлений).


Лев Николаевич Толстой
. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.


После бала
». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий.
Контраст как средство раскрыти
я конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков
героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы
. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция
(развитие представлений). Роль антитезы в компози
ции произведений.


Антон Павлович Чехов
. Краткий рассказ о писателе.


О любви
» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы
. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
XX

ВЕКА


Иван Алекс
еевич Бунин
. Краткий рассказ о писателе.


Кавказ
». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.
Мастерство Бунина
-
рассказчика. Психологизм прозы писателя.


Александр Иванович Куприн
. Краткий рассказ о писателе.


Куст с
ирени
». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы
. Сюжет и фабула.



Александр Александрович Блок
. Краткий рассказ о поэте.

«Россия
». Историческая тема в стихотворе
нии, его современное звучание и смысл.



Сергей Александрович Есенин
. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.


Пугачев
». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя
восстания в разных произведениях: в фольклоре, в п
роизведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность
и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы
. Драматическая поэма (начальные представления).


Иван Сергеевич Шмелев
. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем
». Расска
з о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения
с документально
-
биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Писатели улыбаются


Журнал «
Сатирикон
.
Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко
.
Всеобщая история, обработанная
«Сатириконом»
(отрывк
и). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания
сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к
современности.


М.Зощенко
.
История болезни
;
Тэффи
.
«Жизнь и воротник
». Для самост
оятельного чтения.


Михаил Андреевич Осоргин
. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне
». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое
содержание. Для самостоятельного чтения.


Александр Трифонович Твардовский
. Краткий рассказ о

писателе.

«Василий Теркин
». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.
Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина


сочетание черт крестьянина и убежден
ий гражданина,
защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор.
Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями
-
фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Т
еория литературы
. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент
композиции (начальные представления).


Андрей Платонович Платонов
. Краткий рассказ о жизни писателя.


Возвращение».

Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в
душах солдат, вернувшихся с
войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.




Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941
-
1945 годов


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм
воинов, защищающих
свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»;
Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»;
В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и

героические песни в годы Великой Отечественной войны.
Их призывно
-
воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний
каждого солдата.



Виктор Петрович Астафьев
. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня
нет».

Автобиографический характер рассказа. Отражение военного
времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы
. Герой
-
повествователь (развитие представлений).



Русские поэты о Родине, родной природе


И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке»,
«Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставле
нной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…»
(отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть
гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Уильям Шекспир
.
Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта
». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта


символ любви и
жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы
. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты


«Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов


живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и
дружбы. Сюжеты Шекспира


«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)
.

Теория литературы
. Сонет как форма лирической поэзии.


Жан Батист Мольер
. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве
» (обзор с чтением отдельных сцен).
XVII

век


эпоха расцвета классицизма
в искусстве Франции. Мольер


великий комедиограф эпохи классициз
ма. «Мещанин во дворянстве»
-

сатира
на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство
Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы
. Классицизм. Сатира (развитие пон
ятий).


Джонатан Свифт
. Краткий рассказ о писателе.


Путешествия Гулливера
». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый
характер изображения.


Вальтер Скотт.

Краткий рассказ о писателе.


Айвенго
». Исторический роман. Средневековая Англия
в романе. Главные герои и события. История,
изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта,
обстановки, семейных устоев и отношений.




Раздел
IV
. Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения литературы ученик должен знать:



содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;



наизусть
стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному
изучению (по выбору);



основные факты жизненного и творческого пути писателей
-
классиков;



историко
-
культурный контекст изучаемых произведений;



основные теоретико
-
литературные поня
тия;

уметь:



работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты,
составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);



определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и
жанр
ов;



выявлять авторскую позицию;



выражать свое отношение к прочитанному;



сопоставлять литературные произведения;



выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать
героев, сопоставлять героев одного или нескольких пр
оизведений;



характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно
-
выразительных средств;



выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая
нормы литературного произношения;



владеть различными видами пе
ресказа;



строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;



участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументированно отстаивать свою;



писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самос
тоятельно прочитанных произведениях,
сочинения.



Раздел
V
. Перечень учебно
-
методического обеспечения



Для учащихся:

1.


К
оровина В.Я.
, Журавлев В. П.,

Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.
-
хрестоматия: в 2 ч. М.:
Просвещение, 2008.


Для учителя:

1.
Золотарёва
И.В.,

Егорова Н.В. Универсальные поуро
чные разработки по литературе. 8
класс.


М: «ВАКО»,
200
9

2. Школьный словарь литературоведческих терминов./ Бушко О.М./Калуга ,Золотая аллея,1999


3. Лингвистический анализ стихотворного текста/ Шанский

Н.М./Книга для учителя.М.;
Просвещение,2002


4.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Ко
ровина.
-

М.:
Просвещение, 2008



4.
Развивайте дар слова:Факультативный курс. «Теория и практика сочинений разных жа
нров»/ Пособие
для учащихся/ Ю.И.Равенский,П.Ф.Ивченков и др.Сост. Т.А.Ладыженская,

Т.С.Зепалова,
-
М.;Просвещение,199
0


Мультимедийные пособия.


В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,

В.И.

Коровин

/ МП3 Фонохрест
оматия к учебнику «Литература. 8

класс»,М.;Просв
ещение»,2009



Наглядно
-

демонстрационный материал по литературе


1.Альбом по литературе «Русские писатели
XVIII
-
XIX
вв»;

2.Альбом «Портреты иностранных писателей»;

3.Комплект портретов «Русские писатели
XX
в»;

4.Комплект «А.М.Горький»;

5. Комплект «
А.С.Пушкин»;

6. Альбом по литературе(иллюстрации к художественным произведениям, репродукции картин);

7.Раздаточный материал к художественным произведениям ,из
учаемым в 8
классе.












Календарно
-
тематический план

уроков литературы в 8 классе ( 10
2 часа)



ур
ока



Содержание урока

Кол
-
во
часо
в


Дата

и


ИКТ

соч
.

к/р

тес
ты

п
п
п
п



план



факт


I
четверть

24
ч






1

Введение. Литература и история
.
Интерес русских писателей к
историческому прошлому своего
народа. Историзм тв
орчества
классиков русской литературы.
Выявление уровня литературного
развития учащихся

1

4.09






Устное народное творчество
.








2,

3

Выражение жизни народа в
лирических песнях.

Лирические песни. «
В темном
лесе…», «Уж ты ночка, ночка
темная…», «В
доль по улице метелица
метёт…».
Исторические песни.

«Пугачёв в темнице», «Пугачёв
казнён».

Частушка как малый песенный
жанр
. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы
фольклорных произведений

2

5.09


6.09





4

Предания как исторический жа
нр
русской народной прозы
. «О
Пугачёве». «О покорении Сибири
Ермаком».

Особенности содержания и
художественной формы народных
преданий

1

12.09






Из Древнерусской литературы









5


Житийная литература как особый
жанр древнерусской литературы.
«Жи
тие Александра Невского»
(фрагменты). Защита русских земель
от врагов и бранные подвиги
Александра Невского. Особенности
содержания и формы воинской
повести и жития


1

13.09





6
,

7

«Шемякин суд» как сатирическое
произведение 17 века.

Действительные и вы
мышленные
события, новые герои, сатирический
пафос произведения. Особенности
поэтики бытовой сатирической
повести

2

14.09


19.09







Из Русской литературы
XVIII

века










8,

9,

10,

11

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый
властелин» «Недоросль»(сцены).

Сатирическая направленность
комедии. Проблема воспитания
истинного гражданина. Понятия о
классицизме.
Речевые
характеристики главных героев как
средство создания комического.

Анализ эпизода комедии
«Недоросль»(по выбору).

Особенности
анализа эпизода драма
тического
произведения. Основные правила
классицизма в драматическом
произведении.

Р/Р

Подготовка к домашнему
сочинению

по произведению
Д.И.Фонвизина «Недоросль»(тема на
выбор)


4


20.09


21.09


26.09


27.09



















соч



Из Русской литератур
ы
XIX

века

47ч







12,

13


И. А. Крылов.


Слово о баснописце. Басни «Лягушки,
просящие царя» и «Обоз», их
историческая основа. Сатирическое
изображение человеческих и
общественных пороков


И. А. Крылов


поэт и мудрец.
Многогранность личности баснопис
ца.
Отражение в баснях таланта Крылова


журналиста, музыканта, писателя,
философа.



2


28.09


3.10










14,

15


К. Ф. Рылеев
. Слово о поэте. Думы К.
Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и
её связь с русской историей. Тема
расширения русских земель. Обр
аз
Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и
народное предание «О покорении
Сибири Ермаком»: сопоставительный
анализ. Понятие о думе. Характерные
особенности жанра. Народная песня о
Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.

РР Подготовка к домашнему
сочинению

« Человек и и
стория в фольклоре,
древнерусской литературе и в
литературе 17
-
18 веков» (на примере
1
-
2 произведений)


2

4.10


5.10






16,

17


А.С. Пушкин
. Слово о поэте. Его
отношение к истории и исторической
теме в литературе.

Стихотворения
« Туча», « К***»



2

10.10


11.10






пом
ню чудное мгновенье… ), « 19
октября». Их основные темы и
мотивы. Особенности поэтической
формы

18

А.С. Пушкин и история. Историческая
тема в творчестве А.С.Пушкина (на
основе изученного в 6
-
7 классах)


1

12.10





19

А.С. Пушкин.

История Пугачева»

(отрывки). История пугачевского
восстания в художественном
произведении и историческом труде
писателя. Отношение к Пугачеву
народа, дворян и автора.

1

17.10









20

А.С.Пушкин.
«Капитанская дочка
.
История создания произведения.
Геро
и и их исторические прототипы.

1

18.10





21

Гринев: жизненный путь героя.
Нравственная оценка его личности.
Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

1

19.10





22

Семья капитана Миронова. Маша
Миронова

-

нравственный идеал
Пушкина

1

24.10





23

Пугачев

и народное восстание в
романе и историческом труде
Пушкина. Народное восстание в
авторской оценке.

1

25.10





24

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в
романе «Капитанская дочка».
Историческая правда и
художественный вымысел.
Особенности композиции.
Фольк
лорные мотивы. Понятие о
романе и реалистическом
произведении.

1

26.10






2 четверть


23ч






25

РР
Подготовка к сочинению по роману

А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

7.11



д/с
оч



26,

27

А.С.Пушкин. «Пиковая дама».
Проблема человека и судьбы. Си
стема
образов персонажей в повести. Образ
Петербурга. Композиция повести:
смысл названия, эпиграфов,
символических и фантастических
образов, эпилога.

2

8.11


9.11



к/р



28


М. Ю. Лермонтов
.


Слово о поэте. Воплощение
исторической темы в творчестве М.Ю.

Лермонтова (с обобщением ранее
изученного в 6


7 классах)


1

14.11





29

М.Ю. Лермонтов.
«Мцыри».

Мцыри
как романтический герой. Воспитание
в монастыре. Романтически
-
условный
историзм поэмы

1

15.11





30,

31

Особенности композиции поэмы
«Мцыри». Роль

описаний природы в
поэме.

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».
Развитие представлений о жанре
романтической поэмы

2

16.11





32,

33

РР


Обучение сочинению

по поэме
М.Ю.Лермонтова «Мцыри»: «Анализ
эпизода в поэме «Мцыри», «Мцыри
как романтический герой», «П
рирода
и человек в поэме «Мцыри». (По
выбору учащегося).

2

21.11


22.11



соч


34

Н.В. Гоголь.


Слово о писателе. Его отношения к
истории и исторической теме в
художественном творчестве.
Исторические произведения в
творчестве Гоголя (с обобщением
изученно
го в 5


7 классах)

1

23.11





35

Н.В. Гоголь.
«Ревизор»

как
социальная комедия «со злостью и
солью». История создания комедии и
её первой постановки. «Ревизор» в
оценке современников

1

28.11





36

Разоблачение пороков чиновничества
в пьесе. Приемы сатирического
изображения чиновников. Развитие
представлений о комедии, сатире и
юморе

1

29.11





3
7

Хлестаков. Понятие о миражной
интриге. Хлестаковщина как
нравственное явление.

1

30.11





38,

39

РР

Особенности композиционной
структуры комедии. Специфика
завязки, развития действия,
кульминации, истинной и ложной
развязки, финала, немой сцены.

2

5.12


6.12





40

РР Подготовка к домашнему
сочинению

«Роль эпизода в драматическом
произведе
нии» (на примере элементов
сюжета и композиции комедии Н. В.
Гоголя

« Ревизор»

1

7.12



д/с
оч


41,

42

Н. В. Гоголь.
« Шинель».
Образ
маленького человека в литературе (с
обобщением ранее изученного).
Потеря Башмачкиным лица. Духовная
сила героя и его прот
ивостояние
бездушию общества.


Мечта и реальность в повести
2

12.12



13.12





«Шинель». Образ Петербурга. Роль
фантастики в повествовании.



43
,
44




Вн. чтение .
И. С. Тургенев
.
Личность, судьба, творчество.
Автобиографический характер повести
«Ася».
История любви как основа
сюжета повести. Мастерство
пейзажных зарисовок. Образ
27.132героя


повествователя.



2




14.12






Роль 16


ой главы в повести И.С.
Тургенева «Ася». «Тургеневская»
девушка в повести. Образ Аси.
Психологизм и лиризм писателя


1
9.12







45,

46,

47


М. Е. Салтыков
-
Щедрин
. Слово о
писателе, редакторе, издателе.
«История одного города»

(отрывок). Художественно
-
политическая сатира на
общественные порядки. Обличение
строя, основанного на бесправии
народа.

Образы градоначальников.


РР

Средства создания комического в
произведении. Ирония, сатира.
Гипербола, гротеск. Пародия.
Эзопов язык



3

20.12


21.12


26.12








III
четверть


31
ч







48

РР

Обучение анализу эпизода из
романа «История одного города».
Подготовка к домашнему
с
очинению


1

9.01



д/с


49

Контрольная работа по
творчеству

М. Ю. Лермонтов
а,
Н.В. Гогол
я,

М. Е. Салтыков
-
Щедри
на

1

10.01



к/р


50,

51

Н.С. Лесков
.

Слово о писателе. Нравственные
проблемы рассказа
«Старый гений».

Защита обездоленных. Сатира на
чиновни
чество. Развитие понятия о
рассказе. Художественная деталь как
средство создания художественного
образа

2

11.01


16.01





52,


Л.Н. Толстой.


Слово о писателе. Социально
-
нравственные проблемы в рассказе

После бала».

Образ рассказчика.
Главные герои. Ид
ея разделённости
1

17.01





двух Россий. Мечта о воссоединении
дворянства и народа

53,

54

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе
«После бала». Особенности
композиции. Антитеза, портрет,
пейзаж, внутренний монолог как
приёмы изображения внутреннего
состояния

героев. Психологизм
рассказа

2

18.01


23.01





55


Вн. чтение

.

Нравственные проблемы повести
Л.Н. Толстого
«Отрочество».

1

24.01





56,

57


Поэзия родной природы

А.С.Пушкин «Цветы последние
милей…»,М.Ю.Лермонтов
«Осень»,Ф.Ю.Тютчев «Осенний
вечер»,
А.А.Фет «Первый
ландыш»,А.Н.Майков «Поле
зыблется цветами…»

2

25.01


30.01





58

А.П. Чехов.


Слово о писателе. Рассказ
«О
любви»

(из трилогии) как история об
упущенном счастье. Психологизм
рассказа

1

31.01





59

Вн. чтение

.

Рассказ А.П. Чехова «
Шуточ
ка».

Истинное и ложное в человеческих
отношениях. Любовь в рассказе.

(Для дом. чтения


рассказ А.П.
Чехова «Скрипка Ротшильда»

1

1.02








Из литературы
XX
века


34
ч






60

61

И.А Бунин
.


Слово о писателе. Проблема
рассказа
«Кавказ».

Мастерств
о
Бунина


прозаика

2

6.02


7.02





62

А.И. Куприн
.

Слово о писателе. Нравственные
проблемы рассказа
«Куст сирени».

Представления о любви и счастье в
семье. Понятие о сюжете и фабуле

1

8.02






63

Урок


диспут

«Что значит быть
счастливым?»

1

13.02





64



РР

Подготовка к домашнему
сочинению

по рассказам Н.С.
Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
И.А. Бунина, А.И. Куприна

1

14.02



д/с


65,


А.А. Блок
.

Слово о поэте. Историческая тема в
его творчестве.
«Россия».

Образ
России и её истории. Обучение
выразительному чтению

1

15.02



















66,

67

Образ Родины в лирическом цикле
А.А. Блока «
На поле Куликовом».

Приёмы создания художественных
образов.

2

20.02


21.02





67

РР

Обучение выразительному
чтению


22.02





68,

69

С.А. Есенин
.


Слов
о о поэте.
«Пугачёв»

-

поэма на
историческую тему. Образ
предводителя восстания. Понятие о
драматической поэме

2

27.02


28.02





70

Урок


конферен
ция.

Образ Пугачёва в фольклоре,
произведениях А.С. Пушкина и С.А.
Есенина.

РР

Подготовка к домашнему
соч
инению

1

1.03






д/с


71

М.А Осоргин
.

Слово о писателе. Сочетание
реальности и фантастики в рассказе
«Пенсне».

1

6.03





7
2
,

73

И.С. Шмелёв
.

Слово о писателе.
«Как я стал
писателем»

-

воспоминание о пути к
творчеству.

(
Для дом. чтения


«Лето Господ
не»
И.С. Шмелёва)

2

7.03


13.03





74,

75

Контрольная работа по
творчеству А.А. Блока, С.А.
Есенина, М.А. Осоргина, И. С.
Шмелёва

2

14.03


15.03



к/р





Писатели улыбаются








76,

77,

78

Журнал «Сатирикон».


Всеобщая история, обработанная
«Сатири
коном» (отрывки).
Сатирическое изображение
исторических событий. Ироническое
повествование о прошлом и
современности.

Теффи
(Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и
воротник.

М.М. Зощенко.

«История болезни»


3

20.03


21.03


22.03







IV
четверть


24ч






79

А.Т

Твардовский
.

Слово о поэте. Поэма «
Василий
Тёркин».

Картины фронтовой жизни
в поэме. Тема честного служения
Родине. Восприятие поэмы
современниками

1

3.04





80

Василий Тёркин


защитник родной
страны. Новаторский характер образа
Василия Тёркина. Правд
а о войне в
1

4.04





поэме Твардовского.

РР


Обучение устному рассказу

81
,

8
2

Композиция и язык поэмы «Василий
Тёркин». Юмор. Фольклорные
мотивы. Авторские отступления.
Мастерство А.Т. Твардовского в
поэме
.


РР

Обучение устному рассказу

2

5.04


10.04





83,

84,

85

А.П. Платонов
.


Слово о писателе. Картины войны и
мирной жизни в рассказе
«Возвращение
.


Нравственная проблематика и
гуманизм рассказа

3

11.04


12.04


17.04






Стихи и песни о Великой
Отечественной войне.







86,

87

РР Урок


концерт.


Боевые подвиги и военные будни в
творчестве Е. Винокурова
(«Москвичи»),
М. Исаковского

(«Катюша», «Враги сожгли родную
хату…»), Б
. Окуджавы

(«Песенка о
пехоте», «Здесь птицы не поют…»),
А. Фатьянова

«Соловьи»), Л.
Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи
О. Б
ерггольц, Ю. Друниной, К.
Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко,
В. Высоцкого

2

24.04


25.04





88,

89

В.П. Астафьев
.

Слово о писателе. Проблемы
рассказа «
Фотография, на которой
меня нет».

Отражение военного
времени в рассказе. Развитие
представлений о герое
-
повествователе

2

26.04


3.05





90,

91

РР


Классное сочинение «
Великая
Отечественная война в
произведениях писателей 20
-
го века»

2

8.05

10.05



соч




92



Русские поэты

XX

века

о Родине,
родной природе.


(И.Анненский,
Д.Мережковский,Н.Заболоцкий,Н.Р
у
бцов)



1




15
.05







93

Поэты Русского зарубежья об
оставленной ими Родине
.


Мотивы воспоминаний, грусти,
надежды
(Н.Оцуп, З.Гиппиус,Дон
Аминадо,И.Бунин)


1

16
.05























Из Зарубежной литературы





94
,

95


У. Шекспир
.

Слово о писа
теле. «
Ромео и
Джульетта».

Поединок семейной
вражды и любви. « Вечные
проблемы» в трагедии Шекспира.
Конфликт как основа сюжета
драматического произведения.
Анализ эпизода из трагедии « Ромео
и Джульетта».

Сонеты У. Шекспира
. «Кто
хвалится родством
своим и
знатью…», «Увы, мой стих не
блещет новизной…». Воспевание
поэтом любви и дружбы. Сонет как
форма лирической поэзии

2

17.
05


18
.05





96,

97,

98

Ж.
-

Б. Мольер
.


« Мещанин во дворянстве»

(сцены).
Сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Черты

классицизма в комедии Мольера.
Мастерство писателя.
Общечеловеческий смысл комедии

3

22.05


23.05


24.05





99

Дж. Свифт
.

Слово о писателе. «
Путешествие
Гулливера»

как сатира на
государственное устройство
общества

1

25.05





100,

101

Вальтер Скотт
.

Слово о писателе. «
Айвенго
» как
исторический роман

2

29.05


30.05





102


Урок
-
зачет
.

Литература и история в
произведениях, изученных в 8 классе.

Итоги года и задание на лето

1

31.05



к/р





Приложенные файлы

  • pdf 1251314
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий